fantlab ru

Андрей Лазарчук

Андрей Лазарчук
Страна: Россия
Родился: 6 февраля 1958 г.
Жанры:
Фантастика
66%
ещё >>

Андрей Геннадьевич Лазарчук — русский писатель-фантаст, переводчик. Один из наиболее заметных современных авторов, работающих в области литературной, философской фантастики, турбореализма.

Родился в Красноярске и с 1999 года проживает в Петербурге. Окончил Красноярский медицинский институт; по профессии — врач-травматолог. Литературный дебют Л. состоялся в 1983 г., когда свет увидел рассказ «Экслибрис» (другое название «Кузнечик»). Однако окончательно в профессии писателя-фантаста он утвердился к 1990 г. Тогда были опубликованы фрагменты романа-эпопеи «Опоздавшие к лету» (окончательно, в полном виде, роман издан в 1996 г.). Замысел эпопеи — грандиозная антиутопия о мире, который последовательно погружается в Апокалипсис. Сразу стало заметно тяготение молодого автора к эстетике модернизма. В его произведениях очевиден приоритет психологизма над социальной фантастикой. Принадлежит к так называемой «четвертой волне».

Пришел в литературу с несложными по форме, но глубокими по социально-философской мысли произведениями. Позже, в повести «Мост Ватерлоо» он выступил уже как автор социально-психологической прозы. Затем последовал триллер «Иное небо», который смело можно отнести к «жесткой прозе» (роман получил профессиональную премию «Странник» 1994 г.). Сам автор произведение отнес к жанру «альтернативной истории». Действие романа происходит в 1991 г. В условно-фантастическом мире Л. Россия была завоевана Германией в 1942 г. И вот теперь, во время политического кризиса, европейская Россия откалывается от Рейха и пытается воссоединиться с Сибирью. Военная техника этого мира чрезвычайно развита. Главный герой — Игорь Валеницкий — могущественный человек, который, тем не менее, ощущает себя игрушкой в чьих-то руках. Идет «вечная война», бессмысленная и беспощадная.

В основе «альтернативно-исторической» гипотезы автора — предположение, что мироздание — это некое кольцо, которое может образовывать петли. По времени можно двигаться; попадая в прошлое, изменять будущее; возможны и «параллельные» варианты развития мира, линии истории, берущие начало в одной точке, но впоследствии расходящиеся все дальше и дальше... Эта же концепция положена в основу романа «Транквилиум».

Роман «Солдаты Вавилона» (завершающая часть трикнижья «Опоздавшие к лету») оказался также экспериментальным и по форме, и по концентрированному философски-мировоззренческому содержанию. Это произведение исполнено аллюзий, предполагает множество толкований, представляет собою сугубо интеллектуальный роман.

Структура романа «Солдаты Вавилона» организуется различными самостоятельными сюжетными линиями, которые только в конце сводятся воедино. В романе равновелики и равнозначимы люди и боги, реальность и видения, Сознание и Надсознание. Автор замыкает в единую цепочку понятия: Сознание — Надсознание — Бог — Мир, имея в виду, что Сознание творит Надсознание, Бог — порождение общественного сознания человечества. Бог творит Мир, а в Мире неизбежно появляется свое Сознание... И так без конца.

По Л. Материя и Сознание — суть равноценные величины — и это основной закон мироздания. Для человека основной закон — этика, нравственность. Несовпадение этих двух законов образует трагический конфликт между миром и человеком.

Сам писатель полагает, что его произведения не являются фантастикой как таковой. Определяя собственный художественный метод, он называет его «турбореализмом», утверждая, что «турбореализм чем-то похож на фантастику, но это не есть фантастика в полном смысле этого слова» (из выступлений Л.). Л. мастерски «закручивает» интригу, поэтому ему удается до конца любого произведения держать читателя в напряжении. Вместе с тем «развязки» — это слабое место автора. Они могут быть неадекватны сложным и оригинальным «завязкам», плохо вытекать из характеров и представленных автором ранее ситуаций.


Примечание к биографии:

Страница Андрея Лазарчука на Facebook

Страница Андрея Лазарчука вконтакте

Страница Андрея Лазарчука на Литературной карте Красноярского края

Сайты и ссылки:

lazandr.lib.ru (официальный сайт)

Андрей Лазарчук зарегистрирован на сайте:   Lazarhuk

Награды и премии:

Популярные премии

лауреат
АБС-премия, 2018 // Художественное произведение
Весь этот джакч

лауреат
Интерпресскон, 2018 // Крупная форма (роман) (трилогия)
Весь этот джакч

лауреат
Странник, 2010 // Образ Будущего
Абориген (2009)

лауреат
Аэлита, 2010 // Премия «Аэлита»

лауреат
РосКон, 2007 // Повесть, рассказ. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)
Мы, урус-хаи (2006)

лауреат
Странник, 2005
Опоздавшие к лету

лауреат
Странник, 2003 // Перевод Роберта Хайнлайн "Пройдя долиной смертной тени"

лауреат
АБС-премия, 2002 // Критика и публицистика
Голем хочет жить (2001)

лауреат
Интерпресскон, 1999 // Малая форма (рассказ)
Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» (1997)

лауреат
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)
Посмотри в глаза чудовищ (1997)

Похожие авторы:

Сортировка:

Андрей Лазарчук. Планы автора

 
?
Посредник. Книга 2 (роман, не закончен, не опубликован)  
 
 
?
Рай там, где трава (не закончено, не опубликовано)  
 

Андрей Лазарчук. Циклы произведений

  Посмотри в глаза чудовищ // Соавтор: Михаил Успенский  
8.17 (464)
-
11 отз.
8.16 (1184)
-
55 отз.
7.75 (729)
-
20 отз.
7.08 (493)
-
24 отз.
  Космополиты // Соавтор: Ирина Андронати  
7.34 (187)
-
6 отз.
7.32 (363)
-
14 отз.
7.03 (265)
-
4 отз.
7.17 (211)
-
4 отз.
  Забытые царства // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
5.80 (5)
-
5.62 (16)
-
1 отз.
6.00 (7)
-

Андрей Лазарчук. Романы-эпопеи

8.20 (554)
-
27 отз.
7.36 (591)
-
21 отз.
8.04 (711)
-
32 отз.
7.70 (461)
-
10 отз.
7.87 (412)
-
10 отз.
7.87 (385)
-
5 отз.
8.04 (468)
-
13 отз.
7.87 (478)
-
17 отз.
8.00 (2)
-
7.44 (32)
-
6 отз.
 

Андрей Лазарчук. Участие в межавторских проектах

  Секретные материалы / X-Files // межавторский цикл  
7.42 (280)
-
12 отз.
  • Произведения российских авторов
7.32 (146)
-
4 отз.
6.95 (97)
-
1 отз.
6.86 (91)
-
2 отз.
7.22 (82)
-
7.22 (83)
-
6.96 (76)
-
1 отз.
7.20 (80)
-
7.47 (70)
-
  Рассказы о Ленине // межавторский цикл  
5.52 (23)
-
7.40 (387)
-
19 отз.
  Metronomicon // межавторский цикл  
10.00 (2)
-
  • Metronomicon  [= Метрономикон] (2022) // Редактор-составитель: Сергей Чекмаев  
8.57 (21)
-
3 отз.
5.77 (13)
-
  S.T.A.L.K.E.R. // межавторский цикл  
7.16 (741)
-
47 отз.
6.55 (140)
-
10 отз.
  Буриме // межавторский цикл  
7.54 (35)
-
  • Циклы // межавторский цикл
8.31 (106)
-
5 отз.
7.54 (345)
-
35 отз.
7.28 (41)
-
  • Романы
6.88 (8)
-
8.67 (3)
-
8.33 (3)
-
6.78 (108)
-
3 отз.
7.07 (175)
-
7 отз.
6.88 (161)
-
7.19 (192)
-
3 отз.
7.33 (237)
-
7 отз.
6.21 (94)
-
1 отз.
6.67 (144)
-
3 отз.
5.76 (50)
-
6 отз.
7.66 (94)
-
9 отз.
7.62 (169)
-
10 отз.
7.68 (127)
-
2 отз.
7.26 (72)
-
2 отз.
7.37 (198)
-
1 отз.
  • Произведения, противоречащие канону // межавторский цикл
6.86 (240)
-
31 отз.
  Тёмный мир // межавторский цикл  
6.49 (33)
-
6.42 (76)
-
5 отз.
  Постэпидемия // межавторский цикл  
4.21 (91)
-
24 отз.
4.58 (77)
-
5 отз.

Андрей Лазарчук. Романы

8.04 (711)
-
32 отз.
8.17 (334)
-
5 отз.
7.87 (478)
-
17 отз.
7.77 (393)
-
16 отз.
8.12 (505)
-
26 отз.
  1997 Посмотри в глаза чудовищ // Соавтор: Михаил Успенский  
8.16 (1184)
-
55 отз.
7.34 (275)
-
15 отз.
  1999 Гиперборейская чума // Соавтор: Михаил Успенский  
7.75 (729)
-
20 отз.
  2000 Штурмфогель  [= Командос верхнего мира]  
7.38 (372)
-
14 отз.
  2002 За право летать // Соавтор: Ирина Андронати  
7.32 (363)
-
14 отз.
  2003 Сироты небесные // Соавтор: Ирина Андронати  
7.03 (265)
-
4 отз.
  2005 Малой кровью // Соавтор: Ирина Андронати  
7.17 (211)
-
4 отз.
  2006 Жара  
5.47 (40)
-
2 отз.
  2006 Марш Экклезиастов // Соавторы: Михаил Успенский, Ирина Андронати  
7.08 (493)
-
24 отз.
6.43 (238)
-
16 отз.
  2009 Абориген  
7.14 (219)
-
26 отз.
6.98 (115)
-
15 отз.
  2010 Тёмный мир. Будет сложно остаться собой // Соавтор: Ирина Андронати  
6.42 (76)
-
5 отз.
  2011 Спираль  
6.55 (140)
-
10 отз.
  2016 Любовь и свобода // Соавтор: Михаил Успенский  
7.68 (127)
-
2 отз.
  2016 Соль Саракша // Соавтор: Михаил Успенский  
7.62 (169)
-
10 отз.
  2017 Дочь Белого Меча // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
5.62 (16)
-
1 отз.
  2017 Стеклянный меч // Соавтор: Михаил Успенский  
7.26 (72)
-
2 отз.
  2018 Стальная метель // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
6.00 (7)
-
  2018 Целое лето (сетевая публикация)  
7.44 (32)
-
6 отз.

Андрей Лазарчук. Повести

7.87 (412)
-
10 отз.
7.70 (461)
-
10 отз.
  1990 Зеркала  
7.96 (172)
-
13 отз.
7.40 (143)
-
7 отз.
7.74 (239)
-
9 отз.
7.87 (385)
-
5 отз.
7.33 (237)
-
7 отз.
8.04 (468)
-
13 отз.
7.60 (197)
-
6 отз.
7.32 (146)
-
4 отз.
6.95 (97)
-
1 отз.
6.86 (91)
-
2 отз.
7.22 (82)
-
7.22 (83)
-
6.96 (76)
-
1 отз.
7.20 (80)
-
7.47 (70)
-
  2007 §78 [Журнальный вариант]  
7.12 (26)
-
2 отз.

Андрей Лазарчук. Рассказы

  1983 Кузнечик  [= Экслибрис]  
7.55 (202)
-
13 отз.
8.00 (12)
-
  1984 Монетка  
7.37 (88)
-
5 отз.
6.79 (70)
-
6 отз.
6.65 (191)
-
13 отз.
  1988 Деревянный меч [фрагмент романа "Солдаты Вавилона"]  
7.45 (83)
-
3 отз.
6.58 (194)
-
12 отз.
6.89 (223)
-
12 отз.
  1990 Колдун  
7.36 (591)
-
21 отз.
  1991 Мумия  
7.40 (387)
-
19 отз.
  1993 Нигде и никогда  [= Станция назначения]  
7.02 (59)
-
2 отз.
7.14 (29)
-
3 отз.
  1997 Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» // Соавтор: Михаил Успенский  
7.55 (437)
-
20 отз.
  1998 Годзилла вышел не из моря... Первоапрельский прикол // Соавтор: Михаил Успенский  
6.88 (85)
-
1 отз.
7.86 (7)
-
6.67 (144)
-
3 отз.
6.03 (117)
-
6 отз.
6.86 (240)
-
31 отз.
  2007 Заяц белый, куда бегал... // Соавтор: Ирина Андронати  
6.50 (86)
-
9 отз.
7.50 (16)
-
1 отз.
  2007 Черевычки // Соавтор: Ирина Андронати  
5.30 (27)
-
2 отз.
  2008 Аська // Соавтор: Ирина Андронати  
6.38 (223)
-
16 отз.
  2008 Триггер 2Б // Соавтор: Ирина Андронати  
5.50 (183)
-
10 отз.
  2020 Монтана  
4.58 (77)
-
5 отз.
  2021 Кем на самом деле был Дон Жуан [Рассказ-реконструкция] (сетевая публикация) // Соавтор: Ирина Андронати  
4.75 (4)
-
4.50 (32)
-
3 отз.
6.07 (15)
-
1 отз.
5.77 (13)
-

Андрей Лазарчук. Микрорассказы

6.97 (30)
-

Андрей Лазарчук. Поэзия

7.00 (8)
-

Андрей Лазарчук. Киносценарии

  2005 Ведьма с проспекта Большевиков // Соавтор: Ирина Андронати  
7.53 (15)
-
3 отз.

Андрей Лазарчук. Статьи

-
9.00 (2)
-
  2002 Предисловие [переводчика к роману Хайнлайна "Пройдя дорогой смертной тени"]  
-
  2007 От составителя [предисловие к антологии «Предчувствие «шестой волны»]  
6.35 (17)
-
2 отз.
  2012 Предисловие к русскому изданию [к роману Грэя Ф. Грина "Кетополис. Киты и броненосцы"]  
7.28 (41)
-
-
-
3.00 (2)
-

Андрей Лазарчук. Эссе

7.91 (72)
-
2 отз.
  2021 На самом деле Дон Жуан был... (доступно в сети) // Соавтор: Ирина Андронати  
-

Андрей Лазарчук. Сборники

7.50 (4)
-
8.43 (21)
-
7.88 (52)
-
2 отз.

Андрей Лазарчук. Отрывки

8.67 (3)
-
8.33 (3)
-

Андрей Лазарчук. Интервью

  1992 Андрей Лазарчук: На гребне новой волны [интервью; под псевдонимом А.Привалов] // Соавтор: Сергей Бережной  
7.60 (5)
-
  1993 Андрей Лазарчук: Держать улыбку! // Соавтор: Владимир Борисов  
10.00 (1)
-
  1993 Борис Стругацкий: «Будущее, в котором нам хотелось бы жить, невозможно. Но стремиться к нему человек должен»  [= Интервью, март 1993 года] // Соавторы: Борис Стругацкий, Михаил Успенский  
7.53 (15)
-
  2000 Фантастика, как литература влияющая на умы, ушла навсегда // Соавтор: Дмитрий Сергеевич Захаров  
-
  2001 [Интервью] [под псевдонимом Юрий Астров-Зацарицынский] // Соавтор: Юрий Астров  
5.00 (1)
-
  2002 Работать вдвоем интереснее (Интервью с Андреем Лазарчуком и Ирой Андронати) // Соавторы: Владимир Александрович Ларионов, Ирина Андронати  
7.00 (1)
-
-
  2017 «Писать «под кино» очень непросто» [беседа с Андреем Лазарчуком] // Соавтор: Борис Невский  
6.21 (19)
-
  2020 «Он был... преимущественно прекрасным» // Соавтор: Галина Якубовская  
-
-

Андрей Лазарчук. Антологии

6.78 (27)
-
1 отз.

Андрей Лазарчук. Прочие произведения

-
-
8.00 (1)
-

Андрей Лазарчук. Неопубликованное

  1994 «В определённой мере я писал утопию...» (интервью, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Lucy, suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Ny



  •   Лингвистический профиль Андрея Лазарчука

    Словарный запас автора — чуть выше среднего. Длина предложений — средняя. Диалоги используются чуть реже среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх