Межавторский цикл «S.T.A.L.K.E.R.»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое | На основе игровой вселенной
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ад раскрылся внезапно. В начале XXI века после нового мощного взрыва на Чернобыльской АЭС окружающая её территория стала враждебной человеку Зоной, наполненной хищными мутантами и смертельно опасными ловушками. Однако местные физические аномалии порождают артефакты — невероятно ценные предметы, за которые мировые научные центры готовы платить целое состояние. Самые рисковые и бесстрашные авантюристы, которых называют сталкерами, отправляются в Зону за богатством. Но здесь царит закон джунглей, и выживают немногие…
Цикл создан по одноименной компьютерной игре, которая, в свою очередь, заимствовала некоторые идеи и названия из романа Стругацких «Пикник на обочине». Сейчас цикл отошел от корней и представляет собой несколько самостоятельных веток, не имеющих отношения к игре. Базовыми являются:
STALKER — наиболее приближенные к исходным данным сеттинги, где заменены некоторые обозначения, но оставлена логистика S.T.A.L.K.E.R.;
СТАЛКЕР — произвольные авторские вселенные по мотивам классической серии, со своими Зонами. Данная ветка включает в себя масштабный цикл Новая Зона — о дальнейших приключениях героев книг S.T.A.L.K.E.R. за пределами классической Чернобыльской Зоны Отчуждения.
В целях сохранения единой хронологии все ветки по-прежнему ведутся под единым брэндом S.T.A.L.K.E.R., хотя формально он прекращен в 2012м году.
Отдельно стоит отметить цикл Дмитрия Силлова про Снайпера, который солидную часть приключений провел в сталкерских Зонах. Помимо него, серия насчитывает множество авторских циклов, которые в равной степени относятся к «сталкеру» и развиваются за пределами данной вселенной.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Куратор цикла: Russell
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2008 // Мультимедийный проект |
- /языки:
- русский (363), немецкий (5), польский (4)
- /тип:
- в планах (2), книги (355), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (9), цифровое (1), другое (3)
- /перевод:
- М. Голковский (4)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 2 октября 2008 г.
В ходе бешено распиаренной игроизации и ее последующей новеллизации, из служившего для обеих номинальным источником вдохновения гениального «Пикника на обочине» Стругацких напрочь испарилась любая философия, а сталкеры из обреченных на вечные скитания героев, превратились в сбивающихся в стаи по интересам однотипных, извините, гопников с обрезами за пазухой. Вместо штучного размышления на темы человеческого бытия вниманию читателей предлагается сплошная пальба, причем, судя по используемому лексикону, для большинства авторов цикла с понятием Зоны связаны лишь вполне определенные ассоциации.
Естественно все это чистая коммерция, от которой не стоит ожидать никаких жанровых откровений. Однако большинство произведений цикла («Дезертир», «Выбор оружия» и пр.) к фантастике вообще никакого отношения не имеют, а представляют собой лишенные любой мало мальски вменяемой идеи повествования из серии «стреляй во все, что движется, а когда упадет — добей», причем, стрелки всех возможных «штампо«и «клише»-мометров просто зашкаливают. Понятно. что такие циклы выполняют для издательств роль жанровой песочницы, в которой можно вырастить очередного опытного коммерческого автора и их необходимость трудно оспорить. Однако из прочитанных 6 или 7 томов этой вампуки мне так и не удалось выделить хотя бы одну более или менее интересную книгу, которая бы оправдывала такой подход, поэтому весь цикл напоминает затянувшуюся «тренировку на кошках», не имеющую никакого практического продолжения и применения: ни стиля, ни сюжета, ни героев — вообще ни черта.
Также совершенно очевидно, что авторы цикла вынуждены отталкиваться от одноименной игры, в которой вся эта пубертатная уголовная романтика весьма бурно процветала. Однако присущие оригинальной повести Стругацких моральные дилеммы и потенциал нового «Счастья для всех даром и никто не уйдет обиженным» остались совершенно нереализованными, словно невидимая глазу наших МТА тропинка, проходящая в стороне от «увлекательнейших» побоищ и бесконечного дележа обща... простите, конечно же хабара. Все эти чОтко расставленные приоритеты наводят на невеселые размышления, что подавляющее большинство наших молодых авторов мыслят совсем уж неправильными категориями, если из материала для нового «Пикника на обочине» у них выходят лишь очередные «Антикиллеры». Грустно, господа.
GPX, 10 сентября 2010 г.
Ад раскрылся внезапно. В начале XXI века после нового мощного взрыва на Чернобольской АЭС, устроенного писателями-фантастами, отечественная фантастика подскользнулась и упала на уровень ниже. В то же время активно повысился уровень развития и продаж межавторских циклов. Каждый «уважающий себя писатель», просто обязан засветиться в многотиражном, но слабо-качественном проекте. На мой взгляд, проект S.T.A.L.K.E.R. относится именно к такому виду проектов. Здесь трудно найти красивый цветок среди гор сорняков. Кто виноват в том, что такой яркий мир превратился в помойку? Возможно, что садовник, который не предпринял попытки избавиться от сорняков, нагло пробившихся на плодородной земле. А может люди просто забыли, что такое красивые цветы?..
vorpol, 3 января 2021 г.
Серия-памятник издательской жадности. В самом начале была мегапопулярная тройка игр, в которые играла добрая половина мужского населения СНГ. Естественно, такая аудитория не могла не призвать к жизни голема в виде серии книг, которая (серия) стала жить своей жизнью.
Первые S.T.A.L.K.E.R. были очень даже ничего, их писали более-менее умелые и известные авторы, которые раскрывали сюжет игры и аккуратно вносили свои дополнения, тем не менее уважая каноны вселенной («Дом на болоте» лучший тому пример). Ну а дальше... жадность издателя + неразборчивость читателя («Пипл хавает» (С) Титомир) привели к тому, что писаться-издаваться стало все, где хоть раз упомянуто слово «Зона»: боевички пиу-пиу, истории про гешефт и про дедовщину, делириумный бред, псевдо-философия, рептилоиды и заговоры... достаточно прокрутить список книг и просто пройтись по названиям.
Казалось бы, серия должна умереть? Ан-нет... под новый 2021-й год GSC анонсировала выход в 2021-м году долгожданного продолжения оргининальной игры Сталкер-2...
Petr, 9 сентября 2019 г.
Выражу и свое мнение — серия книг S.T.A.L.K.E.R. чисто коммерческий проект, расчитанный на не шибко начитанную подростковую аудиторию, которая зациклена на одноимённой серии заглюченных игр, в которые без патчей играть невозможно.
Читал несколько рассказов, и сказать что мне не понравилось — это не сказать ничего.
Нарушение всех мыслимых и немыслимых законов жанра, ядрёная графомань плюс убогий сюжет, высосанный из пальца.
Сколько книг — столько группировок и «бывалых» сталкеров, просто интересно, как все они помещаются в Зону?)))
Дык, ещё не забываем про мутантов и аномалии, для коих тоже места в Зоне нужны.)
Ну, писателям, и хорошим, и плохим, тоже кушать хочется, и тоже хочется по-быстрому нарубить «бабла»...
Вообще не осуждаю ни их, ни тех, кто ЭТО до сих пор читает — это ваше неотъемлемое конституционное право делать, то что хочется, не мешая при этом другим...
Можно конечно сказать — пусть молодёжь хоть что-то читает, хоть какую-нибудь книгу в руки возьмёт, но я не скажу.
Нафиг надо.
Худшее, что произошло в русскоязычной литературе с середины нулевых — это S.T.A.L.K.E.R. который затмил собою всё будущее русской фантастики, по крайней мере на ближайшее время...
Оценка Три, просто из уважения к некоторым авторам, которые вымарались S.T.A.L.K.E.Rом видимо только из-за большой нужды.
Дизьте...
От дизов эта серия лучше всё равно не станет...
Хотя если б это помогло, я б сам себе диз поставил.)
ЗЫ. Игра клёвая, хоть и глючная.)
dl, 8 мая 2018 г.
Относительно крепкое начало, в результате нещадной эксплуатации дважды вторичного сеттинга стремительно свалившееся в лютую графоманию, честная оценка которой способна вызвать подозрения в «намеренном занижении рейтинга авторов». Отдельные визиты в уже ставшую клеймом серию приличных авторов вроде Зоричей и Лазарчука вызывают лишь сожаление.
nonnullus, 20 января 2014 г.
Скорее всего большинство читателей цикла начало знакомиться с этими книгами после продолжительных часов, проведенных в игре. Да. среди таких был и я, вновь и вновь желая погрузиться в атмосферу игры:разрушенные города, одинокие деревни, зловещая АЭС,- а отсюда и аллюзии на ушедшее и уже никогда не возвратившееся советское детство. И если игра в данном смысле и удалась, попавши в руки( на компы ) потерянного поколения, которое окончательно решило заблудиться( найти себя?) в закоулках Припяти, то фактически весь графоманский цикл-это игра на моих( наших?) чувствах. И каждый раз брался за очередную книгу с надеждой: должно ведь попасться что-нибудь по душе, погрузить,очаровать,но... так и не попалось. Единственное, что запомнилось- калугинский «Дом на болоте» и тот с оговорками...Километры пустых слов: перестрелки, брутализм-супергероизм, гопники-бандиты-военные-сталкеры,- все сливается в одно нехорошее слово...Заимствовался всего лишь антураж игры, но нет самобытной жизни и, самое главное, атмосферы, чем так привлекает к себе игра. Изъяли душу-оставили труп.Ожидания не оправдались,-а могли ли оправдаться?
Джуд, 5 марта 2013 г.
Жалкое подобие «Пикника на обочине» Стругацких.
Разные авторы, но такие одинаковые герои. Всем так приятно читать/писать про особо одаренных парней, списанных с героев сериалов НТВ?
Какой то оригинальной идеей книги не блещут. Скучные бродилки из угла в угол с постоянными перестрелками.
Для того что бы проникнуться видимо нужно поиграть в одноименную игру. Но что то не хочется.
Лучше в очередной раз перечитать приключения Рэда Шухарта или пересмотреть гениальную экранизацию Тарковского, чем давиться этим фастфудом.
Стоит ли упоминать о том, что господа игроделы и подчиненные им писцы, ни где не упоминают об АБС?
Даже спасибо не сказали...
Tatooine, 12 июля 2017 г.
Очень многие книги серии противоречат друг другу, множество несостыковок и несогласованностей. Такое ощущение что большинство авторов писали книги не оглядываясь на своих коллег и не было четкой линии издательства. Раньше меня это раздражало и вызывало недовольство, но потом я понял что таковой и должна быть Зона — непонятной, неизведанной, нелогичной и непоследовательной. Нет никаких аксиом, логики, смысла и т.п.. Даже два человека в одной точки пространства-времени могут видеть разные картины, и совсем непонятно кто из них сошел с ума. Или оба? Или оба в адеквате, просто реальность определяется нашим сознанием.
Как всегда — есть довольно неплохие и увлекательные книги, есть откровенная халтура. Но в любом случае — надо было вовремя остановиться. Примерно после 13/14 годов качество произведений стало стремительно стремиться к нулю.
Да и главное — оригинальная идея игры Сталкер по мне в книгах была окончательна утеряна и все свелось к банальным разборкам между желающими разбогатеть, фанатиками, беспредельщиками и прочими субъектами.
mom, 4 октября 2015 г.
Вот что я для себя понял, прочитав уйму книг из этой серии. Ну не возможна жизнь для человека в Зоне. НЕ-ВОЗ-МОЖ-НА. Если вы чутка потрудитесь с логикой, вы поймете это без особого труда и навсегда подпортите себе впечатление от чтива. Вот почему Стругацкие никого там не селили, вот почему и Тарковский не заметил возможности ее населить людьми. Она должна быть настолько чужда человеку, насколько волшебны ее артефакты, темны тайны и страшны аномалии. Ну ладно — с этой серией как с аниме — лучше не включать рациональное мышление, отравишь себе удовольствие. Но вот может кто подскажет... Идея Стругацких гениальна, но никто (даже они сами — у них, в конце концов, не в Зоне происходит большая часть событий) не создал Зону такую, чтобы от ужаса, таинственности и притягательности волосы вставали на затылке, как в лучших книгах Кинга. Чтобы логика была, но выворачивала все с ног на голову, а психика героев претерпевала сильнейшие перемены именно благодаря месту действия, взаимовлиянию человека и Зоны. Зона должна быть живой и противоречивой, как все живое. «Солярис» мог бы стать ориентиром. Она должна беречь свои тайны не с помощью капканов и заборов, а потакая человеческой слабости заставляющей его врать самому себе, скрывать от себя свою природную двуличность, противоречивость. Зона как зеркало души без утаивания показывающая людям их все качества, как бы не неприятно это было. Некоторые авторы были близки, но им не хватало размаха (или смелости). Другие создали мощные образы, но идея оказалась мелковата. Третьи — просто зарабатывали бабло на популярной теме. Надеюсь, что когда идея закрытой аномальной зоны станет неким общим местом, появятся авторы способные создать из нее Зону с большой буквы, возможно, меняя мировоззренческую парадигму по отношению к реальности и Зону, как мир будущего.
dimsson, 13 сентября 2014 г.
ммммммммм...дяяяя... Ну, не готов критиковать или восхвалять мнения и авторов! Каждый читатель и геймер (хороши вменяемые конгломераты) опирается на свой вкус и цвет. Авторы, на мой, сугубо субъективный взгляд, разделились на две основные категории: «Слог» — где присутствует стиль, фразеология и «смак» от диалогов и повествования, и, на «коммерс», — той плеяды, которой перепало вписаться в струю, при помощи доступных издательств.
Тема интересная, злободневная, как ни крути. Глядишь — скоро попрут скорострелы, описывающие «русо-украино-конфликто» — действа. Будут модные и пропиханные баблом.
Читающие... Акунина, например, бросили его читать после окончания «фандориниады». Другие — открыли его после «Инь-Янь»... Так было и будет!
Абстрагируйтесь от фабулы, принимая каждое произведение — как творение АВТОРА. Кому-то важны описания «железа» («Выбор оружия»), ощущая себя готовым разобрать с закрытыми глазами гранатометный комплекс «Гроза-14», после «осиливания» опуса, а кому-то важнее психологические моменты общения с макрокосмом внутри себя и в просторах вселенной... Нельзя, на мой взгляд, относиться к подобной категории литературы с мерилом: «...дай-ка я с классикой сравню...«! Авторов сочных и содержательных, на мой вкус, хватает и тут.
Мне довелось прочитать 85 книг этой серии, но ни разу не пришло в голову, что время зря потерял!!! Каждая буква и тень истории за ней имеет право на восполнение информацией недостающие пробелы. А эмоции...
Макс Крах, 9 августа 2011 г.
Только недавно понял, какую ерунду я читал! Больше 15 книг хранится у меня на полке, и из них можно выделить только некоторых авторов, мастеров в этом жанре (Глушков, Ливадный, Палий, Васильев и Гравицкий). Все остальные прочитанные мною книги, зря потраченное время.
А о книгах вышедших в последние месяцы и говорить нечего, всего лишь зря переведенная бумага.
По моему мнению, серия умирает, и умирает жалко. Многие люди (лет 12-15) зацикливаются на Сталкере, безусловно серия знаменитая и хорошо пропиарена, но ведь фантастика не заканчивается на Сталкере?
Хотя, могу сказать огромное СПАСИБО, этой серии, так-как до этого вообще не читал фантастику, а теперь один из моих любимах жанров.
amlobin, 17 июня 2016 г.
Отличная серия. Но как и каждая серия, рано или поздно кончается. В смысле, кончаются хорошие книги. Последней действительно интересной стал первый Лунь, да и тот дальше сдулся. После второго десятка книг начались повторы, Левицкий сделал три или четыре варианта биографии Химика и Пригоршни, Степанов выпустил совершенно мутное продолжение к прекрасному «Дезертиру». В общем, горе.
Sa1andaev, 24 марта 2008 г.
Жалко ведь вселенную. Такую серию можно было сделать! Любой жанр был бы в тему: и боевик, и хоррор, и психологический триллер, и философское высказывание — ты только пиши хорошо. Ну хотя бы нормально.
Но нет. Такой путь не для нас. Нам надо быстренько все собрать в одну кучу, описать языком школьного изложения за 8-й класс, и «шоб трупов побольше!»
Я, конечно, понимаю что бессистемный набор дебютантов и «молодых талантливых авторов» — не Стругацкий А и Б. Но зачем же это ТАК явно показывать? Постеснялись бы, чесслово...
Может дальше что-то изменится?:frown: А то просто обидно, товарищи...
P.S. Вопрос в сторону: почему таким шЫдеврам всегда рисуют классные обложки?
STPAHHIK, 13 сентября 2011 г.
Нельзя сказать что серия плохая или хорошая. Многие авторы смогли в ней выделится. Однако не стоит забывать что атмосферу Зоны все таки создала прежде всего игра. Уже потом авторы стали использовать ее для своей фантазии. И именно тут вытекает главная проблема серии — книги не сбалансированы, они никак не дополняют и не пересекают друг друга. Редко-редко можно встретить какие то упоминания каких то других событий. Изредко где то маячат персонажи. Но этим все и ограничивается. У каждого автора получилась своя Зона. У кого хуже, у кого то лучше. Но целостным этот цикл не назовешь.
berrgelmir, 17 января 2012 г.
«Сталкериада» и Василий Орехов в частности:
Сталкериада, чудовище что обло, обзорно и лайяй... ну или как-то так. Серия, давно вышедшая за рамки чего-то контролируемого, обладающая громадной армией фанатов, и не старающаяся в своём победоносном шествиижеланием выпендриваться, и заявлять о себе как о литературе с каким-то высокодуховным наполнением. Оно и правильно, так как это фанфикшн, служащий только развлечению. Успеху серии давно и прочностараются противопоставить что-то схожее: «Зона смерти», «Метро», «Мортал Зон», «Технотьма» (хотя это спорно) и запущенная «Крыловом «Z.O.N.A» (да-да, это мой личный конъюктурный реверанс). Всё это логично и в объяснениях не нуждается. Падший ангел Ред Шухарт, некогда созданный вовсе не злыми Братьями, с возрастом и с помощью ДжиЭсСи-Геймс апгрейдился, подрос и превратился в какодемона или барона Ада, вовсю порабощающего неокрепшие умы подростков и не только. Благо, что никто из пожираемых не против, а даже наоборот, только за.
В чём секрет серии и ей подобных — пусть разбирают в другом месте. Мне хочется понудеть только по поводу составляющей самой литературы, занимающей в книжных маркетах всё больше и больше места. Оговорюсь, что отношение к серии у меня весьма субъективное, потому то, что буду говорить — вряд ли понравится тру-сталкерам. Причина банальна до неприличия: мой «Репортаж» не попал в сборник «ЗП» и мне надоело читать серию в аккурат на книге Бобла «Воины Зоны». Желающие ткнуть в меня пальцем после прочтения моего субъективного мнения — тыкайте на здоровье, мне сугубо по барабану. В литературе Бета пьяного матроса легко превращается в Зету обкуренной куртизанки, а Зона в Район, что я и сделал, легко и непринуждённо. При этом с радостью поняв, что могу создать собственный мир, опираясь на некогда посетившую Стругацких замечательную идею и преобразовать её под современные реалии. То, каким оказался результат — меня радует, надеюсь, что через небольшой промежуток времени к моей радости присоединится ещё кто-то. Мои пардоны читателям за удаление в дебри рассуждений от основного послания данного мнения.
Моей первой книгой, и вообще первым знакомством со вселенной Зоны стал «Дезертир». Да, тогда мой ПиСи не позволял мне погрузиться в сказочное действо с воплями типа: замочили меня, пацаны, маслину поймал. Или там: иди своею дорогой, сталкер. Но мне было интересно, и книгу я купил. И лишь моя неуёмная любознательность не дала мне уйти от серии в сторону после её прочтения. Настолько некрасивого, неинтересного и нелогичного произведения на тот момент я не читал давно. Да простит меня за это его автор, если вдруг про это узнает (хотя, как мне кажется, ему сугубо фиолетово). Но, как уже было сказано, любопытство сгубило кошку, и я пошёл дальше, продираясь через Рыжий лес, хлюпая берцами по Болоту, стреляя в зомби у Радара и так далее. Путеводными вехами моими были книги про: страх как секретного и опасного агента Кальдера, непобедимого кровососо и негодяеубийцу Старого, Пригоршню и его дружбана, не помню как звали, весьма оригинального Гупи с его кофейником, мапупу Лабуса и множество других персонажей. Особо хочется отметить двух ГГ: великолепного сталкера на четырёх лапах и с хвостом из «ЧН» и шамана Клыка. Первого лично я выделил за хороший юмор и живой язык автора. Второго за неуёмную его буратинность и деревянность, а также невообразимую для меня неинтересность. Думаю, что Ежи Тумановский также на меня не обидится, так как кто я, а кто Ежи?
Во всех этих книгах я находил для себя как положительные, так и отрицательные моменты. К примеру: Гупи и его кофейник, уже упоминавшиеся. Казалось бы — да что хрень, какой к слепым дворнягам кофейник в Зоне? А вот фига, такой вот кофейник. Дело то и не в нём, а в аутентичности и живости персонажа, которого можно было себе представить, если закрыть глаза. В том же ключе выдержан и рассказ про то, как двух немцев кровосос превратил якобы в пассивных гомосексуалистов, да лихо, с чётко показанной махновщиной и рубкой по-будённовски. Но параллельно с такими вот находками есть и такие нелепости, что у меня только уши заворачивались. К примеру, не устану повторять: каким макаром мог стрелять «долговец» Рвач из пулемёта калибра двенадцать и семь с рук? Я так и не понял, не смотря на то, что это фантастика и, что ещё хуже, личное мнение автора. Законы физики тут, видно, действовать не должны. Равно к этому можно задаться вопросом: какую игру хотел новеллизировать демиург Пригоршни эт цетера (включая броневик)? Всё вроде бы хорошо, аномалии есть, мутанты присутствуют, артефакты творят чудеса, но... бах-трах и перед нами, в какой-то волшебный момент появляется «Фар Край». Вот честное слово, именно так мне и показалось, когда из подземелья вылезли синие здоровяки с гранатомётами. Идём дальше, и чуть останавливаемся на «Холодной крови» и Кальдере. Вот тут вроде бы вообще всё хорошо: ГГ крут по определению, Сидорович как живой и приключений вагон и целая тележка. Так ан нет, вот вам, читатели и немного дёгтя. Кажется, что Роман Куликов прекрасно подошёл к основному квесту: вот вам девочка хронопутешественница а-ля Алиса Селёзнева, лишившаяся папы и Зелёного, оказавшаяся в беде и получившая бонусом Громозеку-спецназовца. Но, ради Монолита и его присных, зачем в ходе этого квеста меня так безжалостно-линейно прогнал автор по всем узнаваемым до пачки из-под сигарет локациям «Шедоу оф Чьернобиль»? Расстроился я тогда, и не стал покупать следующую книгу про героического Кальдера, и так и не узнал: отрастил ли Доктор ему новую руку, или он стал как Энакин Скайуокер, т.е. с металлическим подвижным протезом? Про Старого Шалыгина говорить не буду, я его уважаю, несмотря на кучу убитых ножами кровососов во тьме на слух и ответственность, сравнимую с долгом героев советских фильмов про пограничников. Резюмируя то, что стоит у меня на книжной полке можно сказать: есть хорошее и есть не очень. Бобла вот недавно перечитал, Ливадного, интереснее было, чем, скажем «Предельная глубина» Москвина из серии «Русская фантастика».
Ну и отдельно, назло труъ и не очень фанатам, попробую высказаться в адрес своих двух любимых книг серии, которые, по моему мнению, единственные близки по духу к «Пикнику на обочине», забывать про которого никак нельзя.
Василий Орехов и кронпринц Зоналанда, Болотных урочищ и Радарных пустошей, циничный и человечный Хемуль и все, кто с ним. Обе книги меня поразили, заставили и посмеяться и проникнуться тем, что хотел донести автор. Ведь большинство произведений серии есть ничто иное, как квест, где основное — это трах-бах-мозги бюрера на стене и хабар в контейнере. И нет ничего, хотя бы на йоту близкого к трагедии отца, чья дочь — Мартышка. А у Хемуля, несмотря на всю его суперменность и подвиги, которые к слову вполне обычны, есть очень много из того, что хочется видеть в ГГ книг про крутых мужиков. У него есть понимание настоящей, а не картинно-пафосной дружбы. Есть девушка, в отличие от крутых сталкеров, видимо пользующихся услугами психоаналитиков и резиновыми женщинами в лучшем случае. Плюс ко всему, у ГГ Орехова есть чёткое лицо и характер, который не мечется от ледяной крутости до истерии по-смольному.
Прочие персонажи книги тоже хороши и живы. Чего стоит один Патогеныч, включая само его прозвище-погонялу, Хе-хе, которого представляешь в виде прапора Шматко, служащего в спецназе и Динку-блондинку, добавляющую живости самому ГГ. Плюс к этому: собственный сюжет с расширением Зоны, НАТО и прочими вполне оригинальными ходами. Великолепный язык книги, сленг, построение разговорных фраз и хорошая динамика в боевых сценах. Плюс Тёмные, Меченый, Болотный Доктор, полностью отличающийся от мизантропа-зануды в других книгах серии и даже Стронглав. Равно как и прочие мутанты, которые не кажутся прописанными по типу: уан шут — уан фраг, или, что как по мне, так намного хуже, оказывающимися то любящими отцами-контролёрами, то философствующми о жизни с химерами зомби, то полными раскаяния полтергейстами. И сама Зона, которая здесь никак не рисуется кусками из игр, а кажущаяся живой и страшной.
Совокупность всего это и заставляет меня петь дифирамбы «Линии огня» и «Огня на поражение» и ожидать третьего тома про душку Хемуля и страуса. И в заключение, для невесть как забредших (если повезёт) тру-фанов: каждому своё, ребята.