Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
После жуткой войны Земля мертва. Радиация, мутанты, ураганы непредставимой силы.
Человечество разделило судьбу своей матери.
Уцелело всего несколько сотен, ютящихся на двух летающих кораблях. Последние остатки гомо сапиенсов, выживающие за счет хеллдайверов – людей, спускающихся на отравленную Терру за остатками богатств погибшей расы.
Так продолжалось несколько столетий. Пока под угрозой не оказалась половина уцелевшего человечества.
Но что если та же судьба ждет и второй корабль?
Постапокалиптика, несмотря на откровенное перенасыщение рынка, до сих пор остается одним из популярнейших поджанров для многих авторов. Николас С. Смит из их числа.
Hell divers позволяет вдоволь пощекотать нервы, за экшеном, к сожалению, забывая о внутреннем наполнении.
С активным действием в книге все в порядке. Головокружительные спуски сквозь электрические бури, расцветающие убийственными молниями (как дайверы в таких условиях не помирают во время первого прыжка?). Ветра, разрушающие города. Целый набор опасностей, ждущих на земле: от тех же всесокрушающих ураганов, огромного уровня радиации до недружелюбных местных обитателей: натуральных монстров. Практически каждая из этих стихий пытается сжить наших героев со свету не по одному разу, порой объединяясь друг с другом. Во время спусков, поисков на земле хеллдайверам и читателям автор заскучать не даст. Благо, описаний похождений ныряльщиков в книге полным-полно.
Книга кинематографична, так и просится на экран. Представляете: разгул стихий, вспышки молний, сквозь которые обрушиваются фигурки в титановых доспехах. Гнев урагана, старающегося стереть протагонистов с лица мертвой земли. Джентльменский набор опаснейших чудищ, с которыми и дюжине ведьмаков не справится.
Добавляют в блюдо остроты нюансы оборудования и работы ныряльщиков, носящих эмблемы, напоминающие о «божественном ветре».
Гадес — вместилище всех возможных ужасов, некогда один из крупнейших земных мегаполисов. Мимо которого наши герои пролететь ну никак не смогут.
И достаточно неожиданный финт в середине романа.
А вот сцены жизни на корабле радуют гораздо меньше: неубедительные попытки обозначить социальные конфликты, да вялая семейная драма в исполнении алкоголика и мальчика не от мира сего.
Здешнее общество вызывает с одной стороны понимание, с другой – удивление. Некоторое количество людей живет на верхних палубах, в относительно приличных условиях. Большинство запуганы силовиками, занимаются грязной работой, сидя на голодном пайке. Многие больны, так как ютятся рядом с реакторами. Да местные туалеты сами по себе могут вызвать очередное восстание!
Тяжелые условия, недостаток ресурсов, военное прошлое кораблей вроде как обуславливают подобное социальное расслоение. Но не так же явно! Неужто у капитана не уцелело ни одной книжки по истории возникновения революций?
Даже эта благодатная тема описана шаблонно и без огонька. Парочка асоциальных типов, порой ругающихся с копами, недовольство, злые взгляды. Лишь сверхкритичная ситуация подстегивает застоявшиеся страсти, заставляя их влиять на сюжет.
Позабавило количество обитателей корабля в 546 человек (общая цифра уцелевших гомо сапиенсов около тысячи особей). При этом дайверов на корабле 12, плюс пару учеников (не маловато для миниатюрной цивилизации мусорщиков, мечтающей о клочке неотравленной земли?). Может при таких раскладах проще прекратить трепыхаться?
Еще одной спорной чертой романа стал периодически зашкаливающий пафос. В первую очередь отличаются хеллдайверы («дайв ради выживания человечества!»), но и остальные обитатели верхних палуб от них не отстают. Каменные лица, выспоренные фразы. Развевающегося флага не хватает.
Пару слов о героях. Сильным местом книги их не назовешь: шаблонно, проработаны «тяп-ляп», но кашу сильно не портят.
Ксавьер Икс. Наш главный протагонист. Самый опытный дайвер, за плечами которого почти сотня прыжков. Потерявший жену, глушащий тоску алкоголем. Получивший на руки 10-летнего пацана. Понявший, что ему вновь есть ради чего жить.
Его подопечный – гениальный мальчишка, отлично разбирающийся в технике. Замкнутый, нелюдимый, с кучей психотравм. Чего стоит только шапочка из фольги.
Ответственная капитан корабля, смертельно больная раком, но не оставляющая свой пост. Ее образ интересен с точки зрения социальной линии. Мария Эш – не диктатор, отнюдь. Она по мере сил заботится о выживании всех обитателях. Включая жильцов нижних палуб. Искренне удивляясь их неблагодарности. Как же, она им целого доктора выделила! И пайки увеличила. С одной картофелины на человека до двух. Ей в голову не приходит, что изначальное пренебрежительное отношение к «нижним», как к быдлу, рабочему скоту, не может привести ни к чему хорошему.
Неубедительный местный революционер Тревис. Явно не Че Гевара и не Троцкий. Единственный, отдаленно напоминающий антагониста, коих в романе откровенная недостача.
Дайвер с другого корабля, попавший в сложнейшую ситуацию.
А больше никого припомнить не получается. Большинство остальных персонажей эдакие NPC с парой реплик, чья задача красиво помереть, показывая опасности дивного нового мира.
Мира, непонятно как дошедшего до жизни такой. Война — и этого довольно. Кого война, с кем, почему? Как дело было? Оно вам надо, поглядите лучше, какие я красочные неприятности нашим дайверам приготовил!
С идейным наполнением тоже не все ладно. Устами героев автор говорит о жертвенности, заботе о других людях. Затем показывает, к чему приводит такая забота, во всей красе демонстрируя прелесть эгоистичного подхода: «умри ты сегодня, а я завтра». Мол, ну их, ближних своих, на помощь к ним лететь, все равно только хуже будет. Товарищ Николас, вы вообще за человечество, или за медведя?
Эрго. Динамичные приключения тела, которые неплохо выглядели бы в формате сериала без особых претензий.
Космовестерн по заветам великих, или Самураи… сколько дадите
Однажды в далекой-далекой галактике… Ой! Это из другой сказки.
Однажды на краю великой космической Державы, на тихой аграрной то ли планетке, то ли луне стояла фермерская деревня. Ее жители сажали и собирали урожай, считая себя максимально далекими от бурных событий в Прародине. Гибели короля с семьей, пришествия к власти сенатора Бализариуса. Зарождающейся революции.
Пока однажды бурные события не пришли к ним сами. В лице адмирала Аттикуса и солдат Державы, намеревающихся отнять все, что нажито непосильным трудом, обрекая фермеров на голодную смерть.
А значит пригретой жителями деревни таинственной девушке Коре, нужно отправляться на поиски воинов, способных защитить фермеров от захватчиков. А может и оказать ключевое влияние на разгорающееся восстание.
Зак Снайдер давно хотел поучаствовать в Звездных войнах. А поскольку к действующим примкнуть не удалось, пришлось создавать собственные.
ЗВ в их глобальном варианте в новой работе Снайдера пока не очень просматриваются, но космический вестерн с приключениями уже налицо. Шаблонный, неторопливый, с массой привычных элементов, откровенно дергающий идеи у Семи самураев и прочих мэтров, пафосный до зубовного скрежета, но способный подарить не слишком скучные два часа у экрана. Также стоит иметь в виду, что перед нами лишь половина истории, вторую увидим в середине апреля 24 года.
Начинается картина откровенно вальяжно, не торопясь знакомя нас с бытом счастливой деревни, посевной, праздником урожая, отличающимся откровенными призывами «плодится и размножатся» из уст местного Старосты/Отца общины Синдри (Столл ). Плавно текут мимо нас пейзажи, снятые на контровом свете, бродит местная живность с милыми пейзанами, проплывают панорамы пасторальной деревни и невозмутимых гор вокруг.
Пока по истечении двадцати минут Зак не решает, наконец, обозначить конфликт, подняв кучу пыли от снижающихся челноков. Не надейтесь, что сразу после этого действие понесется вскачь. Снайдер в первой части своей «Луны» никуда принципиально не торопится. Первая боевая сцена вас ждет на исходе получаса, после этого воспоследует одна перестрелка в кабаке, две приятные активные сцены представления новых героев и финальная схватка. Все с частым использованием излюбленного снайдеровского слоу-мо. На два часа хронометража боевки откровенно негусто, будем честными. Из них отметить стоит лишь грифонье укрощение да поединок Немезиды. Лады, спишем недостаток файта на первую часть, может во второй Зак исправится.
Зато атмосфера вестерна на месте. Невозмутимую тишину крестьянского быта сменяет портовый город, будто перенесенный из Дикого Запада. С невозмутимыми героями и отвратными злодеями. Непременными драками и перестрелками в салунах, орочьими охотниками за головами с их складными роботами – мечтой мента.
Продолжает дело пустынная планета с красивыми кристаллическими сталактитами и краалем для живности. А вот уже привет из стимпанка – центр промышленности с циклопическими заводскими башнями, глубокими подземельями, огромными, изрыгающими пламя трубами. А вот и гладиаторская планета с руинами местного Коллизея нарисовалась.
Свою Вселенную Снайдер заявил неплохо. Остается развить и углубить.
Инопланетяне традиционно человекообразны, с некоторыми дополнениями на башке, все в русле ЗВ. Но имеется два приятных исключения. Шустрый мозг, то ли паразитирующий, то ли симбиотирующий с гомо сапиенсами. И паучиха, с которой вдобавок связана фактически лучшая экшен-сцена всей ленты.
Держава в первой части не особо впечатляет, офицерская форма скопирована с эсэсовской, странные красные товарищи наверняка из вархаммера, солдатские прикиды грубы, средневековы и максимально пытаются дистанцироваться от нарядов штурмовиков. Позабавило, как тщательно герои избегают слова «Империя».
Сценаристов, отвечающих за диалоги надо уволить без выходного пособия. Настолько пафосно-дубовых фраз я уже давно не слыхал. «Когда политика экспансии становилась слишком абстрактной, и причина завоевания терялась в чистой свирепости битвы…», «мы больше чем оковы сдерживающие нас», «крестьяне столкнулись с риском уничтожения от силы прародины», «вина — подбрюшье чести», «этот маленький акт неповиновения дал голос безгласным». И такие шедевры на каждом шагу.
Герои, опять же пафосны и до ежиков серьезны. За одним единственным исключением.
Кора (Бутелла). Центральная протагонистка, как полагается совсем не та, кем кажется на первый взгляд. Скрывающая за спиной нехилый бэкграунд. Единственная, удостоенная персональных флеш-бэков в немалых количествах. Боевая машина сама в себе, порой напрочь забывающая о своих способностях («что-то не так!»). Сперва даже намеренная уйти от схватки. Позднее обреченно принимающая роль организатора сопротивления. Бутелла не впечатляет. Что-то с боевыми дамами у ЗВ и их последователей не все слава богу.
Фермер Гуннар (Хейсман). Мирный, трусоватый мужик, надзирающий за урожаем, ведущий каталог семян. Вынужденный отправиться в далекое путешествие, которое его серьезно изменит. Кстати, это первый (по хронологии ИП второй) Даарио Нахарис, затесавшийся среди персонажей «Луны».
Кай (Ханнэм). Ироничный наемник, точнее оппортунист, исполняющий обязанности Хана Соло. Или нет?
Тарак (Наир). Первый из «приглашенных самураев». Типаж: фактурный благородный индеец с нотками Маугли («мы с тобой одной крови», пардон «оба далеко от дома»). Пара баллов за забавы с грифоном.
Немезида (Пэ Дуна) Киборг-мечница с неординарным оружием. И нелюбовью к мести.
Дарриан Кровавый Топор (Фишер). Самый слабо прописанный из слабо прописанных персонажей. Зато без «крыши».
Генерал Титус (Хонсу) Единственный из «самураев», напрочь лишенный минуты славы, а точнее характерного поединка, либо раскрывающего его активного действия. Даже обидно. А начиналось знакомство с генералом так многообещающе. Неужто доля юмора? Нет, показалось.
Адмирал Аттикус (Скрейн), а вот и дебютный Даарио Нахарис. А заодно — то самое исключение. Наиболее приятная актерская работа в фильме. Что на общем железобетонном фоне невеликое достижение, но все же. Адмирал смотрится живенько. Двинутый, нарочито аморальный, карикатурно безжалостный, амбициозный, «понимающий честь, но не понимающий милосердия». При первой встрече изысканно вежливый, но со старта навевающий ощущение жуткой опасности. Любитель фразы: «это идеально». Не лишенный сарказма, иронии, в том числе «само-», что уже выделяет его на общем фоне. Да без духовного наследия Ланды не обошлось, но все же. Адмирала давайте побольше.
Прописаны герои грубыми мазками, шлейфом роли наделили далеко не всех, некоторые хотя бы яркими экшен-сценами отличились. Почему столь приятную практику не расширили на остальных – вопрос открытый.
Еще один многообещающий персонаж робот Джимми (Хопкинс). Некогда защитник короля, отказавшийся сражаться после его гибели (кстати, что за иномирцы в этом виновны?). Но ни капли не утративший сноровки. Размышляющий о сострадании, доброте и радости. В первой части его немного, думаю во второй ситуация изменится.
Кстати, а куда рядовой Арис подевался?
В процессе постановщики нам подарят приятный нежданчик, изрядно переворачивающий восприятие некоторых персонажей.
Недурной визуал, с первых кадров должный обозначить внеземное место действия. Когда горизонт полностью перекрыт планетой с кольцами, на фоне которой бредет некое тягловое животное (ураки – фактически безхвостые кони-першероны с невнятным наростом на лбу), хош не хош настраиваешься на нужный лад. Разве что тускловато-приглушенно-желтоватые цвета не всем могут прийтись по нутру.
Эрго. Неторопливое начало космического вестерна. Вторичного, пафосного, с минимумом экшена. Но атмосферного, с приятной картинкой, потенциально богатой вселенной и некоторой долей приключений. Чтобы сложить окончательное впечатление стоит дождаться второй части.
Пять мрачных историй за пять лет — таков результат контракта, подписанного Майком Флэнеганом с сервисом "Netflix". А точкой в этом долгом пути стал проект "Падение дома Ашеров", чья премьера состоялась в минувшем октябре. Что ж, давайте посмотрим, чем решил порадовать нас Майк перед тем как уйти на "Amazon Studios", где вполне вероятно он займется экранизацией фэнтези-эпопеи Стивена Кинга "Тёмная Башня".
Итак, сериал, в основу которого лег известный рассказ Эдгара Аллана По, повествует о семье богачей, сколотивших состояние благодаря фармацевтическому бизнесу. Вернее, сколотили его Родерик и Мадлен, а все остальные (читай, многочисленные дети Родерика, которых он успел наплодить за свою долгую жизнь) являются тупо прихлебателями, которые ждут не дождутся, когда наступит час делить наследство.
Однако судьба распоряжается таким образом, что вместо пожилых Ашеров на тот свет один за другим начинают отправляться наследники их империи. И теперь, пока тот самый "дом" не упал окончательно, необходимо выяснить, что за сила ответственна за все эти смерти. Вот только Родерик и Мадлен не догадываются, что ответ на данную загадку следует искать не в настоящем, а в прошлом их рода.
Говоря про Ашеров, я не просто так назвал их богачами, а не аристократами, хотя первоначально мне на ум пришло именно это слово. Суть в том, что на аристократов семейство, придуманное Флэнеганом, никак не тянет. И ладно, если бы некоторых отпрысков Родерика наделили скверными характерами. Но нет, буквально все младшие Ашеры вышли законченными мразями, коим совершенно нереально сопереживать. Хотя возможно это было сделано специально: дескать, вот к чему приводят огромные деньги и вседозволенность. Если так, то выражаю создателям шоу свое почтение. Герои у них получились хуже некуда.
Причем, это заслуга именно Майка и его соавторов, ведь в первоисточнике Эдгара По отсутствовали все эти маргиналы. Понятно, что была цель превратить скромный рассказ в сценарий на восемь эпизодов, но стоило ли добиваться поставленной цели, раздувая хронометраж за счет сюжетных арок толпы крайне отталкивающих людей — большой вопрос. Правда, нельзя исключать, что на образы персонажей мог повлиять тот же "Netflix", чьи проекты несут на себе явные отпечатки инклюзивности, толерантности и прочих модных веяний.
В пользу последнего предположения говорит тот факт, что в интервью сайту deadline.com Флэнеган признался, что одной из причин его ухода из "Netflix" стали изменения, произошедшие на сервисе за последние годы, и ему захотелось продолжить трудиться где-нибудь в другом месте. Иными словами, Майку надоело снимать шоу, которые должны обязательно укладываться в жесткие рамки нынешней западной повестки.
Если же отбросить сомнительных героев, то перед нами окажется стандартная работа Флэнегана: атмосферная, тягучая, местами занудная и с обязательными клиффхэнгерами в финале каждого эпизода. В общем, всё как и в предыдущих творениях режиссера. И да, на хоррор Майк уже давно подзабил (что печально), поэтому ничего кроме пары-тройки вялых скримеров в истории Ашеров вы, к сожалению, не найдете.
Естественно, знакомиться с сериалом или нет, решать только вам. Но лично я не стал бы тратить на него время. Лучше пересмотреть "Призраков дома на холме" или "Полуночную мессу". Вот там Майк действительно выложился по полной. А "Падение" — не более чем пункт в его контракте, перед которым теперь появилась жирная галочка. И о чьем существовании вполне можно забыть как о неприятном сне.
Оценка: 5/10.
P.S. Итак, 2024-й уже на подходе, а посему я спешу поздравить всех Лаборантов...
С Наступающим Новым Годом!
Пусть он принесет с собой только счастье, радость и красоту!
Сайт онлайн-журнала ужасов и мистики "Darker", 26 декабря 2023 г., Жюри: Ирина Епифанова, Дарья Бобылёва, Александр Прокопович, Александр Щёголев, Артём Агеев, Максим Кабир, Иван Иванов, Игорь Евдокимов, Ольга Жердева, Олег Булдаков, Анна Елькова, Иван Миронов, Петр Зубров.
Если к настоящему моменту вы, как и ваш покорный слуга, прочли все вышедшие на русском языке романы Адама Нэвилла, то наверняка заметили, что очень часто главными героями в произведениях данного писателя становятся люди, чьи жизни отягощены ворохом различных проблем, среди которых ярко выделяется острая нехватка денег. Вот и персонажи книги "Колдуны" не избежали подобной участи.
Речь в романе идет о Томе и Фионе — супружеской паре, которая переезжает из тесной съемной квартиры в просторный деревенский дом, дабы в атмосфере уюта и спокойствия, которая редко встречается в современном мегаполисе, растить свою четырехлетнюю дочку Грейси. Казалось бы, отличная идея! Но как обычно не обошлось без нюансов.
Во-первых, будущее семейное гнездышко еще надо привести в порядок, ведь предыдущие владельцы здания не особо следили за его сохранностью. Во-вторых, Том совсем недавно потерял работу и следовательно провести ремонт дома, требующий значительных финансовых вложений, в сжатые сроки ему явно не удастся. И в третьих, единственные соседи героев — странная пожилая пара — оказываются совсем не в восторге от присутствия рядом приезжих и начинают потихоньку вставлять палки в колеса счастью Тома и Фионы.
Постепенно вражда между домами приобретет широкий размах, а глава семьи выяснит, что он воюет не с обычными вредными стариками, а с существами куда более жуткими и коварными, чей источник внутренней силы спрятан в недрах кургана, скрытого в мрачном лесу позади двух особняков.
Не стану скрывать, что изначально я хотел поругать книгу Нэвилла за ряд явных минусов, к которым можно отнести вопиющую избитость сюжета (сколько раз мы встречали историю о персонажах, перебирающихся на новое место, где уже поселилось некое зло?), поверхностно прописанных героев (которые скорее выполняют четкие функции, нежели живут на страницах произведения), и не оригинальную хоррор-составляющую (ну серьезно, я без труда могу набросать список из сюжетов про кошмары, выползающие из под полога древнего леса и, в частности, из недр подозрительных на вид холмов).
В общем, у меня было желание обругать Нэвилла на чем свет стоит, но прочитав его послесловие к роману, я осознал, что все мои претензии не имеют смыла. Суть в том, что первоначально "Колдуны" создавались в качестве сценария для скромного фильма ужасов, чья идея смотрелась бы привлекательно для потенциальных инвесторов (иными словами, чтобы скрипт будущей картины можно было легко продать людям, которые, в свою очередь, смогли бы перенести его на экран, не тратя огромных средств). То есть, "Колдуны" должны были стать малобюджетной лентой, которая заехав в кинотеатры, собрала бы десяток-другой миллионов долларов, после чего спокойно уехала бы на цифровые носители.
Но видимо сценарий все-таки не выстрелил и, дабы работа не легла в стол, Адам принял решение переделать ее в книгу (автору ведь тоже надо кормить свою семью). Однако то, что могло бы прилично выглядеть на пленке, превратилось в скучный предсказуемый текст, который ты добиваешь скорее из уважения к Нэвиллу, чем из-за какой-то шикарной интриги.
Хотя нельзя не признать, что отдельные эпизоды романа писателю все-таки удались. Особенно тот, в котором Грейси получает травму. По словам Адама эта сцена — одна из самых неприятных вещей, которые он когда-либо воображал. И действительно, когда читаешь о несчастье, постигшим маленькую девочку, то весьма живо чувствуешь ужас, который испытывают в этот момент ее родители.
Ну и за образы стариков-соседей Нэвилл тоже заслужил похвалу, ведь те вышли настолько упертыми мразями, что даже перед лицом смерти не стали идти на попятную, не смотря на то, что это могло бы спасти их души от забвения. Короче, антагонисты определенно удались!
В сухом же остатке мы имеем следующее: по большей части шаблонную книгу, не лишенную пары-тройки крутых напряженных эпизодов. В принципе, если не ждать от "Колдунов" слишком многого, то роман может и понравиться. Но все-таки жаль, что эта история не переросла в фильм. Так хотя бы меньше времени пришлось потратить на знакомство с ней.