Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 июня 2019 г. 20:14

Работаю над библиографией Светослава Славчева. Этот писатель и редактор считается не только одной из важнейших фигур в болгарской фантастике, но и в болгарском детективе. Славчев создал одного из самых харизматичных литературных сыщиков Болгарии, "болгарского Шерлока Холмса" — инспектора Стрезова.

Интересно, что Стрезов появился на свет как герой коротких криминальных задач на логику, эрудицию и внимательность в журнале "Космос" (ближайшем родственнике нашей "Науки и жизни"), Славчев долгие годы был в журнале заместителем главреда и придумал инспектора как своего рода патриотический ответ на иностранные задачи с инспектором Варнике и инспектором Вернером, которые публиковались в "Космосе" до появления Стрезова. Стрезов дебютировал в 7 номере "Космоса" за 1968 год и появлялся в каждом номере (за исключением одного, но предыдущий выпуск истории о Стрезове был сдвоенным) вплоть до закрытия журнала в конце 1994 года. За короткое время имя Стрезова стало нарицательным, а сам он — культовым персонажем. Изначально миниатюры о Стрезове отличал от загадок Варнике более серьёзный подход — каждый случай это целая история с яркими персонажами, характерами. Часто микрорассказ сопровождался рисунком, позволяющим наблюдательным читателям вслед за Стрезовым разоблачить злодея (ответы печатали в следующем номере). Первым художником, рисовавшим Стрезова, был Стоян Шиндаров. Облик Стрезова в целом остаётся неизменным до сих пор — очки, волевой подбородок, аккуратная стрижка, строгий костюм (в холодное время — плащ).

первое появление Стрезова — 1968 год ©С. Шиндаров
первое появление Стрезова — 1968 год ©С. Шиндаров

В 1981 году вышел сборник из 70 лучших миниатюр разных лет. Шиндаров подготовил для книги новые иллюстрации по мотивам своих старых журнальных. Вот иллюстрации к одной и той же миниатюре. Можете сравнить.

журнальный вариант 1969 ©С. Шиндаров
журнальный вариант 1969 ©С. Шиндаров
книжный вариант 1981 ©С. Шиндаров
книжный вариант 1981 ©С. Шиндаров

В 1971 году Шиндаров сделал комикс о Стрезове — "Търговецът от Мюнхен", опубликованный в газете "Жар".

После безвременной смерти художника в 1983 году, иллюстрировать истории о Стрезове ко конца 80-х продолжал Никифор Русков. Несколько случаев он превратил в короткие комиксы.

фрагмент комикса — 1985 год ©Н. Русков
фрагмент комикса — 1985 год ©Н. Русков

фрагмент ещё одного комикса — 1985 год ©Н. Русков
фрагмент ещё одного комикса — 1985 год ©Н. Русков




Статья написана 31 мая 2019 г. 22:29

Советские графические произведения были ориентированы преимущественно на детей, лишь в перестройку ситуация стала меняться. Но без отрицательных персонажей не обойтись и в детских произведениях, они нужны для морально-этических выводов, да и просто "для движухи, экшена". Частенько "плохими ребятами" в комиксах становились банальные "профессиональные сказочные злодеи" — Баба-Яга, Карабас, Бармалей, Волк, Лиса... Но встречались и оригинальные и весьма колоритные фигуры.

Варфоломей — бес-искуситель из комикса "Павел и Вера" 1991 года.

Способности и оружие: "демонические" способности.

Особенности характера и поведения: порочен, высокомерен, прекрасно разбирается в картах (в игральных картах).

Создатели: Николай Смирнов© (художник, сценарист), А. С. Пушкин и В. П. Титов (первоисточник)

Варфоломей

Комикс, созданный уже на закате СССР, основан на классике русской готики "золотого века" — повести А. С. Пушкина и В. П. Титова "Уединённый домик на Васильевском" (1828). Если "русская готика" вам интересна, то, скорее всего, повесть и история её создания вам хорошо известны.

Ужасный волшебник Штосс из комикса "Приключения Колобка", 1970.

Способности и оружие: "Где он ни появится, сразу начинаются неприятности. Придёт в школу — там сразу возникает драка, появится на концерте — под певцом пол проваливается, пройдёт мимо пляжа — сразу снег с неба валится..."

Особенности характера и поведения: получает удовольствие от злых проделок, но иногда его способности "всё портить" могут сыграть и против него самого.

Кто придумал: Э. Успенский© (сценарий), Ю. Соостер© (художник)

Волшебник Штосс
Волшебник Штосс
Волшебник Штосс




Статья написана 27 мая 2019 г. 18:31

После Войны новые социалистические государства Европы, испытывавшие сильное идеологическое влияние СССР, перестраивали своё отношение к печатной продукции. Резко увеличилась доля публикаций советских авторов. Печатать советских писателей было даже проще — если уж они опубликованы в Советском Союзе, то никаких вопросов у цензоров, как правило, не возникало. Кстати, принцип "если напечатано в СССР, то полностью допустимо к печати" помогал, например, публикации западных классиков фантастики в Болгарии — там просто переводили с русских изданий и после этого публикации сразу давался "зелёный свет". Разумеется, начала своё движение на Запад и советская фантастика. У многих восточноевропейских стран уже существовали традиции выпуска комиксов и, хотя в конце 40-х — начале 50-х к классическим комиксам в странах социализма относились с неодобрением, но уже после "оттепели" комикс стал возвращать утраченные позиции. Слияние восточноевропейского комикса и советской фантастики стало неизбежным.

Изображения кликабельны.

Одна из самых крутых комикс-держав Восточной Европы — Венгрия — и в годы социализма производила немалое количество комиксов, которые с удовольствием печатались в журналах ГДР и Польши, стран, что и сами могли похвастаться серьёзными традициями в этой области. Один из главных мастеров венгерского комикса Эрнё Зорад (Zórád Ernő) по мотивам романа Владимира Обручева "Плутония" в 1954 году создал классическую работу Utazás Plutóniába. Именно "Путешествие в Плутонию", реалистичные "объемные" иллюстрации принесли Зораду первую славу. В описаниях доисторических животных, как мне показалось, заметно влияние Буриана. Да и кто из художников, рисовавших динозавров, не испытал его влияния. В 1983 году "Плутония" переиздана отдельной книгой.

фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Utazás Plutóniába" ©Zórád Ernő
.

В 1977 году Эрнё Зорад адаптировал под названием Az időspirál для журнала Füles роман "Спираль времени" Георгия Мартынова, отдельным изданием комикс вышел в 1983.

обложка комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
обложка комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
фрагмент комикса "Az időspirál" ©Zórád Ernő
.

Покинем на время Венгрию и отправимся в Болгарию.

Болгарские комиксы не имели такой богатой истории, хотя, конечно, уже до Войны здесь существовала комикс-культура, а в начале 40-х выходило несколько специализированных изданий. Новая власть относилась к фантастике и к комиксам с подозрением и первый, насколько мне известно, фантастический комикс социалистической Болгарии вышел в 1959 году. Это "Мъглявината на Андромеда", адаптация части романа "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова, который незадолго до этого был опубликован в СССР. Текст Михаила Лыкатника, художники Иван Гонгалов и С. Искренова. Комикс печатался в пионерской газете "Септемврийче" с марта по май в 16 выпусках. История, перенасыщенная текстом, рассказывает о приключениях в "мире мрака". В эпилоге из пары абзацев в конце последнего эпизода проясняются дальнейшие события и анонсируется скорый выход романа на болгарском языке.

фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова
фрагмент комикса "Мъглявината на Андромеда" ©И. Гонгалов и С. Искренова




Статья написана 30 января 2019 г. 20:15

Говорят, что все люди делятся на тех, кому всегда жарко и тех, кому все время дует. Но это относится ко всем живым существам. Чистый прохладный воздух Рая пугал ангела Федю сквозняками, постоянно мёрзли руки и ноги. Иногда, устав от неблагодарной ангельской работы с душами праведников, чувствуя, как раздражение паучьими лапками обхватывает сознание, грозя утянуть в греховную пучину гнева, Федя отпрашивался у старшего смены и уходил из Рая. Федя пробирался в Преисподнюю, проходил узкими извилистыми сумрачными коридорами, стараясь не прислушиваться к шуршанию облепивших скрывающиеся во тьме стены гигантских — с человеческую голову — тараканов и не обращая внимания на ползающих под ногами змей, пока не доходил до грязной, душной кельи своего приятеля беса Васьки. Там Федя садился на теплый каменный пол, забивался в угол, обхватывал колени руками и облегчённо успокаивался.

Васька подтрунивал над Федей, грязно ругался, пил водку и пытался напоить ангела, но тот, разумеется, от выпивки всегда отказывался.

Тёплая стена — за ней находились котлы, где варились грешники — приятно грела оживающие крылья. Иной раз приступ разочарования длился так долго, что умный Васька, понимающий, что приятелю надо побыть одному, уходил в адский горячий цех на сверхурочную на несколько часов, не забыв при этом отпустить сальную шуточку про ангелов.

Постепенно уходила злость на весь мир, на человеческую глупость и мелочность, бессмысленность своей работы и всего мироздания, Федя вновь чувствовал в себе силы работать с людьми. Тогда, кивнув бесу, он быстро уходил наверх — к работе, которую не любил, но боялся в этом признаться, так как считал её очень важной для общества.


© А. Грибанов, 2019


Статья написана 30 января 2019 г. 18:46


Жили долго на краю вселенной,
Жили словно дружная семья
Четверо забавных джентльменов —
Крыс, хамелеон, удав и я.


Жили славно. Счастье было полным.
Но однажды, попросту от скуки,
Крыс загрыз беднягу хамелеона,
Крыса же удав съел с голодухи.


На удава я с тех пор обижен...
Больше в ваши игры не играю.
Детство всё равно не будет ближе,
Чем в те дни потерянного рая.





  Подписка

Количество подписчиков: 296

⇑ Наверх