fantlab ru

Владимир Павлович Титов, Александр Пушкин «Уединённый домик на Васильевском»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
167
Моя оценка:
-

подробнее

,

Уединённый домик на Васильевском

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

В уединенном домике на Васильевском острове живет молодая девушка Вера со своей матерью. К ним в дом стал ходить родственник, Павел, которому Вера показалась недурна.

Павел тем же временем познакомился с молодым человеком по имени Варфоломей. И однажды он напрашивается вместе с Павлом пойти в домик на Васильевском. С этого времени начинает происходить всякая чертовщина...

Примечание:

Подзаголовок:

Повесть.

В основе «Уединенного домика на Васильевском» лежит устная новелла А. С. Пушкина, услышанная Титовым в 1827 или 1828 г. на вечере в петербургском салоне Е. А. Карамзиной. Эта новелла явилась отражением пушкинского замысла, восходящего к началу 1820-х гг. и зафиксированного в неосуществленном плане произведения о «влюбленном бесе». Ранее тот же пушкинский рассказ слышала и А. П. Керн, спустя десятилетия вспоминавшая о нем как о «сказке про Черта, который ездил на извозчике на Васильевский остров». По признанию Титова, «несколько времени спустя» после того памятного вечера он записал поразивший его рассказ, стремясь сохранить его «главную нить» и яркие подробности, а затем ознакомил с текстом Пушкина и «воспользовался многими <...> его поправками». Вслед за тем повесть была опубликована в альманахе А. А. Дельвига «Северные цветы на 1829 год» (СПб., 1828) за подписью «Тит Космократов». Причастность Пушкина к созданию «Домика» стала широко известна лишь в 1912 г. и побудила литературоведов исследовать вопрос о пушкинском автобиографическом подтексте произведения, его связях с творчеством поэта (прежде всего с так называемыми «петербургскими» произведениями), соотношении в тексте «пушкинского» и «титовского» начал.

В начале двадцатого века произведение издавалось как «рассказ А. С. Пушкина, записанный В. П. Титовым». В более поздних изданиях в качестве автора указан или Титов, или Титов в соавторстве с Пушкиным.

По мотивам рассказа создан радиоспектакль «Импровизация с алой перчаткой». Роли исполняют: Вера Васильева, Эммануил Виторган, Дарья Юрская, Алла Малкова, Вячеслав Дугин, Илья Ильин, Евгений Дворжецкий, Владимир Прянчин, Олег Мартьянов, Александр Быков.

В 1991 году создан комикс («рисованная повесть» «по мотивам повести А. С. Пушкина и В. П. Титова») «Павел и Вера» — художник Николай Смирнов, публикация — «Забава», 3/91.


Входит в:

— журнал «Новое слово 1913`4», 1913 г.

— антологию «Русская романтическая повесть», 1980 г.

— антологию «Марьина роща», 1984 г.

— антологию «Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento», 1988 г.

— антологию «Сильфида», 1988 г.

— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.

— антологию «Русская романтическая новелла», 1989 г.

— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.

— антологию «Мистический роман», 1991 г.

— антологию «Русская романтическая повесть писателей 20—40-х годов XIX века», 1992 г.

— антологию «Дневник Сатаны», 1993 г.

— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.

— антологию «Оборотень. Русские фантасмагории», 1994 г.

— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.

— антологию «Белое привидение. Русская готика», 2006 г.

— антологию «Страшное гадание», 2011 г.

— антологию «Уединенный домик на Васильевском», 2011 г.

— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.

— антологию «Загадочное, таинственное, ужасное. Леденящая душу классика», 2013 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.

— антологию «Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Уединенный домик на Васильевском
1913 г.
Полное собрание сочинений. Том девятый. История Петра. Заметки о Комчатке
1958 г.
Полное собрание сочинений. Том девятый
1965 г.
Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 9
1979 г.
Русская романтическая повесть
1980 г.
Марьина роща
1984 г.
Сильфида
1988 г.
Сказки о кладах
1988 г.
Русская и советская фантастика
1989 г.
Русская романтическая новелла
1989 г.
Русская фантастическая проза эпохи романтизма
1990 г.
Мистический роман
1991 г.
Русская романтическая повесть писателей 20-40-х годов XIX века
1992 г.
Семья вурдалака
1993 г.
Дневник Сатаны
1993 г.
Оборотень
1994 г.
Ярмарка колдовства
1994 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 1
1999 г.
Кровь за кровь
2004 г.
Русская мистическая проза. Том 1
2004 г.
Белое привидение
2007 г.
Страшное гадание
2011 г.
Уединенный домик на Васильевском
2011 г.
Русская мистическая проза
2012 г.
Страшное гадание
2013 г.
Загадочное, таинственное, ужасное. Леденящая душу классика
2013 г.
Сказка мятежей и трюфлей: небывалая русская фантастическая проза XVIII-XIX веков
2022 г.

Периодика:

Новое слово 1913`4
1913 г.

Аудиокниги:

Романтические повести (аудиокнига MP3)
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento
1988 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная романтическая повесть с любовно-мистическим сюжетом и нравоучительным финалом. По стилю напоминает скорее «Бедную Лизу» Карамзина. Написано также сжато и конспективно, хотя отдельные эпизоды и детали удались отлично, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сцена погони за незнакомцем или поездка Павла на этом... извозчике № 666.

Эта сжатость и конспективность обеспечивает динамику и легкость восприятия, что сильно радует, хотя до Гоголя и Пушкина Титову далековато. Герои все-таки схематичные, повествование абстрактное. Совершенно не при делах тут Васильевский остров, точно также можно было разыграть эту партию и в Москве, и в Тамбове.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тёмная история вышла с этой повестью — одна из самых странных в русской литературе. Пушкин рассказывает на одном из великосветских вечеров увлекательную и страшноватую «сказку про чёрта», развлекая присутствующих дам. Молодой литератор Титов, не обладавший великим литературным даром, но отличавшийся прекрасной памятью, запоминает рассказанное, записывает и издаёт под псевдонимом, испросив, правда, на это разрешения Пушкина. Критики дружно ругают повесть и ... все о ней забывают на несколько десятков лет. Со временем выясняется роль Пушкина в создании повести и в 1912 году «Уединенный домик...» извлекают из нафталина и переиздают как «неизвестную пушкинскую повесть». Пушкиноведы и прочая почтенная публика — в восторге. С тех пор произведение переиздавалось не раз — за авторством то Пушкина, то Титова, то обоих сразу. А уж самого Титова то хвалили за спасение пушкинской идеи, то ругали как плагиатора и чуть ли не «Герострата русской литературы», похитившего шедевр у гения. Прекрасно понимаю пушкинистов, желающих добавить ещё одно произведение в библиографию своего гения, но, увы, называть Пушкина соавтором повести — некорректно (то, что нельзя называть повесть «пушкинской» поняли уже давно). Да, Пушкин автор идеи, возможно, он сделал даже несколько правок в тексте, но писал произведение всё же Титов; Пушкин, наверно, даже и не собирался публиковать свою историю (хотя, возможно, это был набросок к ненаписанному, но запланированному произведению «Влюблённый бес»). Стиль Титова суховат, язык, конечно, уступает пушкинскому, и произведение в целом выглядит немного скомканным ( это всё же «новеллизация» устного рассказа ), но не могу согласиться с мнением некоторых критиков, что повесть слабая, написано всё же недурственно, увлекательно и мистические образы очень интересны. Да и вообще: люблю я 19 век.

А Пушкин всё же написал бы сильнее.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позволю себе не согласиться с уважаемым Вертером де Гёте, а равно и с пушникистами. :glasses: Как ни самонадеянно это прозвучит, но сей рассказ Титова показался мне куда более изящным и отточенным, чем все прозаические творения «солнца русской поэзии». Сравним:

-«Варфоломей был статен, имел лицо правильное; но это лицо не отражало души, подобно зеркалу, а, подобно личине, скрывало всё её движение; и на его челе, видимо спокойном, Галль верно заметил бы орган высокомерия, порока отверженных».

-«Против анфилады стояло трюмо, а возле на стене похищение Европы — доказательство власти красоты хоть из кого сделать скотину».:lol:

А теперь сравним это со стилем Пушкина. Вот для примера:

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось ему имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» («Дубровский»).

Или вот:

- «Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон. Дрожащий свет её слабо озарял занавешенную кровать и столик, уставленный склянками и ярлыками» («Арап Петра Великого»).

Ну и кто посмеет утверждать, будто стиль Титова хоть в чём-то уступает пушкинскому? Напротив, изящные и остроумные обороты «Уединённого домика» несравнимо превосходят по уровню рубленые протокольные строки Александра Сергеевича. Да нам судьбу благодарить надо, что Пушкин не успел испортить своим телеграфным стилем эту красивую и печальную историю, а уступил её молодому приятелю. Титов имел все шансы стать великим писателем, и эта милая поделка 21-летнего (!) начинающего писателя обещала блестящее будущее. Увы, автор её соблазнился дипломатической карьерой и забросил свои литературные опыты. В этом он повторил путь другого незаурядного стилиста, Михаила Петровича Погодина, который, опубликовав несколько чрезвычайно сильных произведений («Чёрную немочь», к примеру), ушёл в историческую науку и практически завязал с писательством.

А история влюблённого беса — своего рода фетиш мировой культуры. Её следы (пусть даже и вне связи с произведением Титова) можно увидеть и в лермонтовском «Демоне», и голливудском фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк», и даже в сермяжно-сопливых «Сумерках». :biggrin:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно интересный, наполненный различными проявлениями чертовщины.

В. П. Титов, по всей видимости, переработал замысел А. С. Пушкина, и получился отличный текст!

За что ему (Титову) и честь, и хвала!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх