fantlab ru

Александр Колпаков «Гриада»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.42
Оценок:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Гриада

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

После аварии при посадке опытный звездолетчик опаздывает в звездную экспедицию. Однажды он узнает о внеочередном испытательном полете новейшей гравитонной ракеты. Ему удается уговорить руководителя испытаний взять его пилотом. Полет оказался очень продолжительным...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: А. Колпаков. Гриада. Н.Ф. повесть/ газ. «Пионерская правда», 1959, №№ 75-104 (18 сентября — 29 октября)// рис. Л. Смехова

Отрывок из романа под заглавием «Собратья по разуму» опубликован в «Что читать», 1959, № 6 (с. 8-9).

Сокращенный вариант романа под заглавием «Колумбы неведомых миров» опубликован в журнале «Дон», 1960, №№ 7-10 /рис. П. Садкова/;

- также: Отрывок из произведения с иллюстрацией опубликован в журнале «Наука и жизнь» 1960г., №11, с. 40.


Входит в:

— журнал «Наука и жизнь № 11, 1960», 1960 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 257

Активный словарный запас: средний (2930 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Гриада
1960 г.
Гриада
2011 г.

Периодика:

Die Trommel
1959 г.
(немецкий)
Газета
1959 г.
Наука и жизнь № 11, 1960
1960 г.

Самиздат и фэнзины:

Гриада
2013 г.
Гриада
2015 г.
Колумбы неведомых миров
2017 г.
Гриада
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Griáda
1962 г.
(словацкий)
Griada
1962 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

После опыта знакомства с двумя рассказами, помещенными в антологии «Альфа Эридана», я, помнится, в отзыве на один из них пообещал себе больше к творчеству Александра Колпакова не обращаться. Однако недавняя дискуссия на форуме в теме о советской фантастике с неоднократными упоминаниями печально известной «Гриады» – одни разгромные, другие хвалебные, промежуточных же мнений я не увидел – заставила меня все-таки обратиться к колпаковскому opus magnum, чтобы составить о нем собственное представление.

Что ж, «Гриаду» я прочитал очень быстро: объем оказался не слишком большим, а темп развития действия – весьма динамичным, не дававшим заскучать. Но это, пожалуй, чуть ли не единственные достоинства. О том, что мне не понравилось, можно написать намного больше. Начну с пары главных героев. Они не то что типичны, а просто-таки обязательны для фантастики тех лет: седовласый академик – создатель революционного космического корабля и молодой энергичный астронавт. Также, само собой, фоном присутствует оставшаяся на Земле любимая девушка. (Кстати, интересно, почему это в фантастике пятидесятых постоянно летали в космос всякие академики, профессора и вообще почтенные кабинетные ученые-одиночки возрастом намного больше среднего?) Далее, процесс отбора в экипаж. Претендент на место (один из шестисот с лишним) приходит к академику, и тот, поговорив с ним с четверть часа на элементарные физические темы, говорит: «Ты мне нравишься. Беру штурманом». Вот как, оказывается, надо решать столь важные кадровые вопросы! А подготовка к полету? На все про все только полгода, но Виктор – будущий штурман «Урании» – даже не старается хоть как-нибудь ознакомиться с кораблем, на котором ему придется лететь, освежить свои профессиональные знания и освоить новые навыки. Он просто проводит это время с девушкой и начинает исследовать звездолет только за месяц до старта. Думаю, что братья Стругацкие, высмеяв «Гриаду» в своем «Понедельнике…», имели в виду именно такие вот любовные переживания, которыми Колпаков – вольно ли, невольно ли – заменил нормальную подготовку к полету.

Еще отовсюду лезут нарочито гигантские числа: гравитация летит быстрее света в тысячу раз (а почему только в тысячу, а не в десять или сто тысяч?), так что мы накопим двадцать шесть тысяч тонн гравитонов (ну прямо как-то сразу вспоминается ведро компрессии) и слетаем за тридцать тысяч световых лет, где должна находиться планета, подобная Земле (а ближе, надо понимать, ничего такого не нашлось, потому что иначе было бы не так грандиозно). Дальше масштабы только нарастают: миллионы лет времени, десятки миллиардов световых лет… Хорошо, допустим, что если считать «Гриаду» космооперой, то в рамках этого жанра возможно и не такое. Но при всем том в тексте присутствуют и долгие лекции о сверхновых звездах или о каких-то совершенно новых, всеобщих законах мироздания. Получается, что с одной стороны – типично космооперная лихость, с другой – претензии на научность «твердой» фантастики – совершенно неудобоваримая сборная солянка.

Кстати, о научности. Кажется, почти никто из фантастов не задавался вопросом о том, как подействует мощь двигателей стартующего звездолета на то место, откуда он стартует. Есть книга «SETI: поиск внеземного разума» – в ней этот вопрос рассматривается с научной точки зрения, и вывод получается примерно такой же, как приведенные в «Гриаде» описания катаклизмов, вызванных стартом «Урании»: излучение двигателей вызовет катастрофические последствия в масштабе всей Земли. Так что за подробности при описании старта автору «Гриады» – без всякий иронии – честь и хвала.

Впрочем, основные претензии к «Гриаде», как известно, сводятся к обвинениям в заимствовании отдельных предложений и абзацев из «Когда спящий проснется» Уэллса. Но если бы только это: вся «Гриада» до краев полна заимствованиями не то что на уровне фраз, а на уровне идей и их использования. В масштабе целого произведения сразу же приходят на ум «Машина времени» того же Уэллса (гриане и грианоиды с эробсами – чем не элои и морлоки, разумеется, с поправкой на классовую борьбу?) и «Аэлита» (верхушка Познавателей – тот же Совет Инженеров, плюс идея экспорта революции на космические расстояния). Если перейти к меньшему масштабу, то описание гриан (клювообразная челюсть из двух костей и глаза как «озера разума») отдает прямым переписыванием из финала «Звездных кораблей» Ефремова. Еще пару примеров заимствований отдельных идей привел коллега Rajt в своем отзыве от 2021 года. Тогда история с «Когда спящий проснется» – это наименьший возможный масштаб, самый безобидный; даже странно, что именно из-за этого когда-то разгорелся весь сыр-бор. Тут, по-моему, надо говорить не о плагиате, а о бездумной компиляции чужих идей и текстов. И не только чужих: даже у самого себя Колпаков перетянул в «Гриаду» множество словечек типа «всеобщего мезополя» или «гребня приемника равновесия» (а этот последний, в свою очередь, взят из «Туманности Андромеды»), описание приборов звездолета и управления им. В особенности текст изобилует отсылками к рассказу «Альфа Эридана», порой с взятыми оттуда почти дословно предложениями. Главный герой «Альфы Эридана» – Иван Руссов – вообще упоминается в «Гриаде» открытым текстом.

Сюжет, слепленный из перечисленных выше ингредиентов, я бы в целом охарактеризовал как плотное нагромождение штампов, предсказуемое до последней запятой. Как только в тексте начали появляться намеки на несправедливость общественного строя на Гриаде, я уже знал, что финалом станет революция; когда на сцену вышли метагалактиане с их гигантским шаром-кораблем, сразу стало понятно, с чьей помощью улетят Самойлов и Андреев с Гриады, если их «Урания» исчерпала свои энергетические ресурсы; а прекрасная Виара, это было ясно сразу же, для пущей трагичности в конце обречена на гибель. Я даже не тружусь прятать все эти «раскрытия сюжета» в скрытый текст – какие, к черту, «раскрытия», если любой думающий читатель, имеющий хотя бы небольшой опыт знакомства с приключенческой и фантастической литературой (а начинающий до сильно забытой ныне «Гриады» и не доберется), с неизбежностью и безошибочно предугадает развитие действия?!

А может быть, в том и состоит разница между фантастами великими и фантастами посредственными, что первые постоянно выдают новые, свежие идеи и фантастические допущения, а последние придумывают сами два-три фантастических термина или идеи и так и тащат их из-под одной обложки под другую на протяжении всей своей писательской деятельности, а в основном питаются идеями первых? Это не плагиат как таковой, нет, – просто полное отсутствие оригинальности и слепое следование по торной дороге литературы. «Гриада», правда, не вызвала у меня отторжения, как, к примеру, многое из современной фантастики – как ни крути, вещь светлая и безудержно оптимистичная. Но и желание ее перечитывать у меня вряд ли когда-нибудь возникнет.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну а теперь окончательный отзыв. Вычитка завершена, повесть «Колумбы неведомых миров» фактически прочитана заново спустя тридцать лет и хотелось бы поделиться впечатлениями от книги.

Ключевой момент — крайняя занимательность. Чего у автора не отнимешь, так это способности даже в научных отрывках заставлять внимательно читать. А отрывков этих море. И это первая проблема романа — Колпаков излишне много позволяет себе посторонних терминов, уравнений, формул, описывая приборы, установки и другую технику будущего. Мне, как далекому от астрофизики человеку, утомительно было выслушивать регулярные лекции академика Самойлова (коих, слава богу, после прибытия на Гриаду стало значительно меньше). Этот момент автор позаимствовал, видимо , у Жюль Верна, любившего вложить в уста своих героев научные рассказы о природе и людях далеких стран.

Вторая проблема повести — прогрессирующая гигантомания писателя, с легкостью оперирующего миллиардами парсеков и миллионами прошедших лет. Например, гиганты-инопланетяне, нашедшие убежище на Гриаде, в своем путешествии до аварии преодолели 280 МИЛЛИАРДОВ СВЕТОВЫХ ЛЕТ, о чем упоминается достаточно небрежно. А наши герои выясняют, что за Земле с момента их отлета прошел миллион лет, но это их практически не смущает.

Третья беда — откровенная зацикленность Колпакова на всем, что связано с силовыми полями, энергией, энергетическими установками. И бездны, невероятные бездны энергии, которыми, как сеятель на поле, небрежно разбрасываются в этой повести абсолютно все — от землян и познавателей до гигантов, прибывших из запредельно далекой Галактики.

Самое любимое выражение писателя в отображении двигателей, силовых полей, установок, антигравов и прочей техники связано с музыкой. Наверное, раз пятьдесят на страницах мне встречались сочетания фраз типа «двигатель пел», «симфония энергии» и тому подобных. Все у него поет и звучит. В этом видно откровенное обожествление прогресса, несущего исключительно свет и добро.

Особенно понравилось воспоминание героя о том, что на Земле в момент их старта уже проходили испытания специальных установок для минимизации времени сна. Проще говоря — лег, одел обруч и тебя пару часов фактически облучают радиацией, чтобы ты стал бодр и весел не за семь часов, а за три.

Из плюсов отмечу приятную фантазию в описании планеты гриан, оригинально выписанный мир и действительно смелое оперирование огромными цифрами. Однако в этом заключен и очередной минус — животный и растительный мир Гриады автор проигнорировал, вскольз упомянув единственного водного хищника, пару донных рыб и чуточку флоры, ничем, кроме цвета, от земной не отличающейся.

Извечная же проблема, на чем я неоднократно заострял внимание, заключается в тотальном устаревании знаний, которые фиксируют путешественники на большие космические расстояния. Нет в них смысла. Чему может научить землян далекого будущего прибывший на Землю Виктор, если за это время в обычном космосе нашей Галактики прошло...миллион лет? Чему может научить попавший случайно в наше время первобытный охотник? А ведь во втором примере цифры тысяч десять, по меркам времени просто нуль, находящийся рядом.

В остальном повесть хороша, даже сделав скидку на коммунистический пафос и непременное желание наших граждан немедленно освободить порабощенных на дне моря грианоидов.

Плагиата не заметил. Для своего времени полет фантазии уникальный.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с sk3766, в детстве, наверное в 14 лет, прочитал «Гриаду». Просто потрясающе, для меня это было. До этого было прочитано «Туманность Андромеды», «Страна багряных туч» и другие книги советских писателей-фантастов, но такого полёта фантазии и мощи, я ещё не встречал. Уже не так давно, узнал про мерзость, под названием «Гриадный крокодил». Подонки живут всегда и в любое время, но талант автора всегда выше их. 10 из 10!

Оценка: 8
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то уж очень не повезло Александру Лаврентьевичу. Сначала его бомбили корифеи 60х (тут они ничем не отличались от критиков «во френчах» 50х годов), потом какие то мутные истории то ли с плагиатом, то ли не с плагиатом. До сих пор не могу найти списанные «целые страницы» у Толстого и Уэллса. То выясняли Мегалов он или не Мегалов (публикация кажется в НСНМ). Теперь вот какого то гриадного крокодила учредили... Гриада — обычный экшн, в литературе., где экшн был табу. Хороший приключенческий боевик на фантастическую тематику. Разве был он ненужен (скоро договорятся до того что вреден), тогдашним мальчишкам? Да, — нет в нем глубины Туманности, нет адаптированной к современности социологии будущего Стругацких, нет фонтана идей Альтова, или мягкой лиричности Можейки. А юному читателю так ли они были нужны в 12-14 лет? К примеру шедевр детского приключенческого кино «Неуловимые мстители» полон глупостей и ляпов — однако никому в голову не приходят претензии по этому поводу.

Нет, воля ваша, что то не то с этим романом. Скорее всего Гриада стала жертвой какой то литературной войнушки.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я принадлежу к тем читателям, которые считают, что ругань в адрес автора объясняется элементарной завистью. В детстве случайно встретил её в библиотеке и был ошарашен книгой. К тому времени я чуть ли не наизусть знал «Магелланово Облако», а тут такое счастье. Через много лет также случайно встретил её в букинистическом магазине и купил не раздумывая. Перечитал и не разочаровался. Да, космическая опера, ну и что? Прекрасное коммунистическое будущее, полёты к далёким звёздам, хорошие и плохие инопланетяне, революционные события, в которых активно участвуют земляне. Что ещё надо юному читателю? Я не нашёл недостатков книги в детстве и не собираюсь искать их сейчас. И ещё. Посмотрите, как много читателей имеют «Гриаду» в своей библиотеке.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я прочитал «Гриаду» почти 55 лет назад, еще одиннадцатилетним пацаном. А вот на повторное прочтение меня вдохновил камрад Леонид Смирнов со своим циклом работ «Былое. Тридцать лет отечественной фантастики» (огромное спасибо!). И вспомнились впечатления тех дней. Читали «Гриаду» запоем, передавали книжку друг другу. Помните в «Друзьях и врагах Анатолия Русакова» Георгия Тушкана «чертову читалку»? Точно так и «Гриаду» в детстве зачастую пацаны читали, один читает — остальные слушают. Так что не выдумка Георгия Тушкана эта «читалка» . И как-то не парились мальчишки по поводу элементарных частиц — высокоодаренных гениальных вундеркиндов, шарящих во всех взаимодействиях мю-мезонов и прочих фотонов с гравитонами, среди нас в этом возрасте не было. Зато за приключениями следили архивнимательно. Поражал размах — миллионы лет, парсеков, галактик. Космические авантюрные приключения. Что еще подросткам надо? Не имея понятия о термине «космическая опера», мальчишки считали, что «Гриада» — это офигенно. Кстати, учитывая сединный процесс блондинизации, и сейчас считаю, что книга очень даже ничего.

А уж о всевсяческих плагиатах мальчишки и не задумывались.

Подводный город? У Беляева «подводные земледельцы» тоже в куполах на дне жили. И? В нонешних всевсяческих рОманах тоже из бластеров-шмайссеров друг в друга пуляют — и ничего, нормальненько. А уж попаданцы... ну прям по одному (правда, разных калибров и расцветок) каналу в «Попаданию» попадают.

А шар-космический корабль? Помните, у гигантов-метагалактиан? Ну 200-процентное сдирание каллистянского корабля. Правда, «Золотое Сердце» товарисча Дугласа Адамса, того, который автостопом по Галактикам шастал — это ж другое, тут понимать надо.

А оживление все теми же гигантами академика Самойлова? Ну разве не факт из «Генератора чудес» Долгушина? Да и вообще, Библию стоит вспомнить.

Впрочем, можно на этом угомониться, ибо, как сказал Александр Дюма-отец: «Всё плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию.» Да и весь Шекспир — сплошной плагиат, правда, своим критикам он обычно отвечал так: «Эта сцена — девушка, которую я вывел из плохого общества и ввел в хорошее». Даже братья Стругацкие-отцы-основатели и те умудрились Александра Сергеевича-наше-все сплагиатить — «Капитанскую дочку» в «Понедельник начинается в субботу» впихнули.

Кроме того, решения суда по поводу плагиата в отношении Колпакова нет. А потому и обвинять в плагиате некорректно.

Весь сыр-бор, скорее всего, разгорелся из-за тиражей (и финансовых потоков, соответственно, ибо мани-мани даже в то время никто не отменял). «Гриада» в 1960 году вышла тиражом 215 000, а, к примеру, «Легенды о звёздных капитанах» Генриха Альтова в 1961 году — 150 000. Ну как не порадеть родному человечку в споре за титул любимой жены? Тут уж все средства хороши, даже пионеры-разоблачители. Ну, это так, мои личные инсинуации.

И еще пару слов. О том, что предвидел, что кануло в Лету.

Предвосхитил Колпаков тренд XXI века, даже позу предвидел — все по глупому ящику могли видеть, как оказывают сейчас крайнюю степень уважения и подчинения лучшим членам общества, ну, вы понимаете, я про BLM:

«грианоид ... опустился на одно колено, всем своим видом показывая уважение и подчинение воле общества». И газ для поднятия душевно-духовных радостей Колпаков спрогнозировал. Шарики с веселящей «закусью азота», надеюсь, еще помнятся? Думаю, хватит на этом.

Проверки временем не выдержала идея коммунистического развития человечества. Ну, вестимо, это ж не критическая расовая теория (справедливости для надо сказать, что во времена Колпакова про эту крайне прогрессивную теорию никто слыхом не слыхивал, даже на ее родине, не говоря уж о Великом и Могучем. Тем паче о расизме среди деревьев не слыхали, ну, про который Камала вещала надысь.

Не выдержало временем и имя Ленина, и памятники ему. Справедливости ради не выдержали и памятники Колумбу, Джефферсону с Вашингтоном. Даже монумент Джорджа Флойда молнией трахнуло (удивительно нетолерантно небесное электричество себя повело). Но, опять же, Колпаков и ведать о таких чудесах не мог в то время.

А так да, много чего не выдержало проверку временем. Не стоит всех бобиков на Колпакова вешать — братья АБС, Альтшеллер, даже могучий гений польского народа aka Лем искренне более или менее в коммунизм верили (или веру имитировали).

Сожаления по поводу напрасно потраченного времени на перечитывание не испытываю. Не собираюсь никому навязывать свое мнение, но книга явно незаслуженно шельмована. Среди современного моря литературы масса романов еще более сомнительного уровня.

Сорри за мой французский.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитал «Гриаду» в двенадцать лет, и книга меня просто потрясла своим размахом. Перечитал в двадцать девять и отношение к роману не изменилось — вещь очень достойная и добротная. Пожалуй, без «Гриады» мы не увидели космической оперы Сергея Снегова «Люди как боги» в том виде, в каком она есть — влияние очевидно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вычитываю сейчас журнальный вариант данного романа, и вот же зараза — то, что в конце 80-х проходило мимо мозга, который жадно поглощал редкую для тех лет фантастическую пищу, сейчас заставляет либо брюзжать, либо недоумевать. Посему данный отзыв будет дополняться по мере прочтения.

На дворе 25 век, ведь в первой же главе указано, что человечество с размахом отмечает двухсотлетие первого межзвездного старта, пришедшегося на 2260 год. Главный герой, Виктор, отправляется с конструктором принципиально нового звездолета чуть ли не к центру Галактики. Ну, бог с ним, что на Земле за это время пройдет 30 тысяч лет и с огромной долей вероятности случится одно из двух — либо наша цивилизация за это время накроется медным тазом, либо путешественников в конечной точке назначения будут уже поджидать наши невероятно далекие потомки. Релятивистский эффект смысл подобных экспедиций убивает напрочь.

Также опустим вычурные заявления коллеги Виктора по путешествию, что он вычислил, где находится практически идентичная земной цивилизация — в самом ядро Галактики, где несколько десятков миллионов звезд практически хороводы водят. Можно подумать, что за 200 лет земляне все соседние звезды осмотрели на предмет наличия разума, ага.

И вот в четвертой главе автор меня не подвел в очередной раз. В своей речи на немногочисленную публику в лице академика и роботов Виктор выдал слезную историю, как звездолет Земли однажды попал в поле тяготения звезды Койпера в 4 миллиона раз более земного. Космонавты мужественно сражались и победили, отдав большую часть энергии корабля в борьбе с притяжением и в результате обратную дорогу в буквальном смысле тарахтели на медленном ходу.

И далее — «

— …Они летели к Солнцу ровно тысячу лет и не дожили до конца пути.»

КАК? Как корабль мог вернуться в 25 веке (это максимум, точная дата возвращения не указана) спустя тысячу лет после начала полета в обратный путь?!! «Крестоносцы в космосе», судя по всему...

Что-то будет дальше...

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве и юности «Гриаду«прочитать не довелось.У нас на периферии достать фантастику было тяжело и дорого.О книге только слышал.И слышал много нелестного.Лет пятнадцать назад купил её на книжных развалах.Долго стояла на полке и вот созрело настроение её прочесть.Влетела на одном дыхании!!!Да,в некоторых местах наивно!Но какой масштаб!Миллиарды парсеков за несколько часов!Поражает!За что было устраивать травлю писателя — непонятно.И не нашел никаких страниц, списанных у Толстого! Добротная фантастика!!!С верой в человечество,в разум,в победу КОММУНИЗМА!Присутствует теплота (а теплота есть практически в каждой советской книжке),которой так не хватает современной фантастике.ХОРОШО !

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело писать отзывы на книжки, которыми зачитывался в детстве. В свое время «Гриада» была одной из самых любимых, зачитанных до дыр книг. Захватывающий сюжет, межзвездные путешествия, сверхсветовая скорость, инопланетяне и прекрасные инопланетянки, революционеры и шпионы, и еще одни мудрые инопланетяне. Все это было так непохоже на тоскливую советскую фантастику тех времен о врагах народа и трудовых свершениях.

Но с годами понимаешь, к сожалению, что на самом деле все очень наивно и штамп сидит на штампе и штампом погоняет. От заиндевевших женщин(с) до восхваления Ленина.

Очень многое из советской фантастики не выдержало испытания временем и данное произведение относится к их числу. В наше время оно выглядит просто архаично.

Не буду никому рекомендовать читать это сейчас, но и отговаривать не буду, вполне возможно кому-то и понравится.

Теперь о плагиате. К сожалению нет никакого случайного и отдаленного сходства, а есть несколько страниц, полностью переписанных один к одному из романа Уэллса. Для меня загадка, зачем вообще автор это сделал. Все остальное написано вполне бойким как для тех времен языком. Возможно он посчитал, что «Спящий» слишком малоизвестное произведение, и целевая аудитория двух книг не пересекается, не знаю. Но лично я «Когда спящий проснется» прочитал лет через пять после «Гриады». И поскольку текст последней я знал почти наизусть, сразу увидел плагиат. Сказать, что в тот момент мне было неприятно, не сказать ничего. Впрочем, судите сами.

«Началась толкотня и свалка, грозившая перейти в панику. Слышались какие-то непонятные выкрики, из гула вырывались отдельные слова. Одни отдавали приказания, другие отвечали. Совсем близко кто-то громко простонал.

– Красномундирная полиция! – крикнул кто-то над ухом у Грэхэма.

Издалека послышался треск, впереди за углом замигали вспышки. При свете их Грэхэм различил во мраке скопление людей, вооруженных так же, как и его стража. Вскоре вся улица наполнилась треском и вспышками. Потом опять упала, словно черный занавес, темнота.» — Спящий.

«Кругом раздавался топот, слышались какие-то непонятные выкрики, из общего гула вырывались отдельные слова. Джирг отдавал приказания, другие отвечали. Совсем близко слышался голос Виары, объясняющий что-то грианоидам.

— Служители Кругов! — крикнул вдруг кто-то над моей головой.

С огромного уступа восьмигранника Кругов послышался треск, замигали синеватые вспышки. При их свете я различил во мраке скопления гриан, вооруженных таким же оружием, какое я видел у грианоидов. Вскоре вся окрестность заполнилась гулом и вспышками. Потом опять упала, как черный занавес, темнота.» — Гриада.

«Грэхэм споткнулся обо что-то мягкое и услышал хриплый стон, потом крики: «Спящий!», – но он был так оглушен, что не мог ответить. Потом затрещало зеленое оружие. Безвольным, слепым, механическим атомом следовал он за движением толпы. Его толкнули, он ударился о ступеньку и заметил, что находится на покатой плоскости. Тьма рассеялась, и он увидел лица окружающих его людей, мертвенно-бледные и покрытые потом, изумленные, испуганные, с широко открытыми от ужаса глазами. Лицо какого-то юноши было совсем рядом с ним, чуть ли не в двадцати дюймах. В тот момент Грэхэм взглянул на него равнодушно, но потом оно часто мерещилось ему. Юноша этот, стиснутый со всех сторон толпой, был прострелен и мертв.» — Спящий.

«Я стукнулся обо что-то мягкое и услышал хриплый стон, потом крики «Вперед!» заглушили его. Еще гуще замелькали голубоватые вспышки. Мрак расступился, и я увидел лица окружающих грианоидов, разгоряченные и покрытые потом, злые и сосредоточенные, с широко раскрытыми огромными глазами, в которых горел огонь восторга и близкой победы. Лицо какого-то старика было совсем рядом со мною. Впоследствии оно долго мерещилось мне в просторах Космоса. Старик этот, стиснутый со всех сторон плечами друзей, пробитый гравитационным излучением, был мертв. Но он продолжал стоять с широко раскрытыми глазами.» — Гриада.

«Юноша в выцветшей синей одежде внезапно вскочил на сиденье. «Алло?» – крикнул он. Ноги его находились в каких-нибудь шести дюймах от головы Спящего.

Он поглядел на Грэхэма, очевидно, не узнавая его, затем повернулся, выстрелил и, воскликнув: «К чертям ваш Совет!» – прицелился для нового выстрела. Грэхэму показалось, что шея у юноши вдруг уменьшилась вполовину. Теплая капля упала на щеку Грэхэма. Зеленое оружие замерло в руках у бойца. Секунду юноша продолжал стоять с отупелым лицом. Затем медленно наклонился вперед, колени его подогнулись. Он упал, и тут же стало темно. Услышав падение тела, Грэхэм вскочил и, спасая свою жизнь, ринулся к проходу. Споткнулся о первую ступень, упал и, поспешно вскочив, устремился кверху.» — Спящий.

«Один из них он передал мне, а сам вскочил на последний уступ, за которым уже открылась необозримая панорама «арены» Трозы, смутно освещенная далекими шарами, висевшими над Энергоцентралью. Юноша обернулся ко мне, приглашая на уступ, затем стал стрелять в Познавателей, бежавших к яйцевидным аппаратам на площади Кругов. С криком «Смерть Познавателям!» он приготовился к новому выстрелу. И вдруг мне показалось, что шея у юноши начала таять. Теплая струя полилась мне на руку. Излучатель в руках юноши замер, все еще посылая вихри. Какое-то мгновение грианоид продолжал стоять с восторженно — серьезным лицом, затем медленно наклонился, колени его подогнулись, и он упал бездыханный.» — Гриада.

Ну и т.д.

Поставлю 5 по старой детской памяти.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал «Гриаду» в первый раз в детстве — восхищение полнейшее. Перечитал на шестом десятке — и опять с превеликим удовольствием. Как, впрочем, и Бердника и Мартынова. Те же «Звездоплаватели» прекрасно читаются и после (к примеру) «Хромой судьбы». Пытался тут перечитывать разных Гуревичей, Хачатурьянцев и прочих Де-Спиллеров — невозможно читать. «Гриада» — 10 баллов.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел в 2016, а не в 60-е 20 века.

В 33 года, а не в 10-12 лет.

Конечно, слышал про «плагиаты-гонения».

Итог: несмотря на все, отличная советская фантастика.

И пусть летят камни.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не отзыв, а результаты небольшого поиска в сети, так что все последующие минусы вполне оправданы.

Как известно, разоблачение «плагиатора» Колпакова началось со статьи продвинутого восьмиклассника Юры Романова «ТЕМА КОСМИЧЕСКАЯ, А ПРОСТУПОК — УЧЕНИЧЕСКИЙ»//Комс. правда (М.). — 1961. — 8 февр. — № 33 (10973). — С. 4.

Немного покопавшись, наткнулся на статью Романова Александра Юрьевича «Гриада, Гриада, Гриада моя...» http://fantlab.ru/work172123 http://samlib.ru/r/romanow_a_j/ard.shtml

Интересно, это просто однофамильцы, или пинать Колпакова (давно покойника) — это наследственное?

Оценка: нет
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была первой... Точнее, не книга, а публикация в «Пионерской правде», до сих пор, хотя полвека прошло, помню, как ждал каждый следующий номер газеты. Это было какое-то окно из привычного мира в мир будущего, заполненного чудесами техники и множеством приключений. Люди, летающие с помощью антигравитационных дисков на груди — это было потрясающе! («Ариэль» был прочитан намного позже). А уж пришельцы из другой метагалактики вообще раздвигали границы мира чуть ли не до бесконечности! И я заболел фантастикой, как оказалось — навсегда.

Поэтому мне безразличны споры о плагиате, о художественной ценности, «Гриада» навсегда останется для меня вот таким, широко распахнутым окном в будущее. Александру Колпакову за это — низкий поклон!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стандартная такая фантастика от гуманистов. Мир, труд, жвачка.

Наши люди встречают плохих инопланетян, встречат хороших, помогают у плохих устроить революцию. Между этими делами идёт описания и любования достижениям инопланетян. Т.е. всё очень размеренно и не спешно. И учитывая, что писали это в середине 20 века, при том в СССР, то из таких составляющих получился только унылый романчик. По крайне мере на сегодняшний день.

Но меня взбесило отношение автора (его персонажей) к инопланетянам, перепады этих отношений, и всё на основе какого-то лишь одного параметра.

Вот профессор (напарник главперса-космонавта) сперва высокомерен, потому что это мы к ним прилетели и вообще пока летели нашей цивилизци уже 60 000 лет, а их только 20 000 и плевать, что проф жил только в конце 5-го тысячелетия. Потом он уже перед ними преклоняется за науку, что и за миллион лет не догоним некоторые области. С другой стороны космонавт презирает их за примитивную музыку, которая стала рассчитанным звуковым наркотиком, а не творчеством, а других он хвалит и считает божественными за то, что они петь могут на частотах выше, чем человек слышит, мол, они из-за этого куда эстетичной.

Я думаю, что автор из тех людей, которые, не прекращая хвастаться великой русской литературой, одновременно преклоняются перед всеми западными веяниями, ну т.е. презренный интелигентишка. Уж какие-то странные у него заскоки в оценке разумных существ.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх