Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 2 мая 2011 г. 00:40

Три народа живут на этой земле. Одни подчинили и почти перебили других, и в свою очередь склонились перед третьими. Шуриа были прокляты, но проклятье ударило и по его творцам. Шанс всё исправить ничтожен. Но есть. А ещё есть ненависть – сильнейшее из чувств. И пути, которыми пройдёт Джона, одна из последних шуриа, и ролфи Грейн, из народа наложившего проклятье, полны ненависти, предательства, и… любви.




Дилогия «Помни о жизни» в полной мере доказала, что у нас появились новые авторы, чьи книги ни в чём не уступают лучшим западным образцами того же направления. И пусть направление – это женское фэнтези, но огромный шаг вперёд уже сделан. Безо всяких скидок дилогию можно сравнивать с романами той же Кэрол Берг или Элизабет Хэйдон и ещё не факт в чьё пользу выйдет сравнение.

Людмила Астахова и Яна Горшкова сумели не просто написать фэнтези, полное высоких чувств, благородных мужчин, прекрасных неповторимых женщин и т.д. Важнее другое – соавторы создали свой уникальный мир, чья оригинальность и проработанность в нашей российской действительности явление редчайшее.

В этом мире есть три богини-покровительницы. Есть в буквальном смысле – они отвечают на молитвы, участвуют в происходящих событиях. В них не надо верить – они есть. Этот факт является одним из двух ключевых для понимания происходящего. Второй факт – люди бессмертны. Задумайтесь, на самом деле бессмертны. Могут прожить сколь угодно долго. И соавторы не просто упоминают об этом, они проработали культурный фон. Люди, у которых впереди вечность (если их не убьют, конечно), строят планы не на годы, а на десятилетия, если не на века. И есть только одной исключение из правила. Это шуриа – проклятый народ, ещё одна отличная авторская находка. Они единственные, кто может умереть прямо во сне, просто не проснуться, если им не интересно жить. Если жизнь ровная и серая, если грустно и всё равно – шуриа заснёт навсегда.

На самом деле нестандартный авторский подход был ко всем трём народам, но рассказывать детали – портить удовольствие от прочтения. Скажу только, что и диллайн, и ролфи, и шуриа, абсолютно разные, но все интересные. Нечастый случай, когда интересно читать о жизни придуманного народа, не отвлекаясь на мысли «а это автор свистнул у такого-то, а вот это описание – из такой-то книги».

Но нельзя забывать, что перед нами всё-таки женское фэнтези, а потому выбор героев соответствующий. Джона и Грейн – две женщины из двух разных вселенных, как кажется поначалу. Аристократка, мать двоих детей, Джона мыслит категориями интриг высшего света. Грейн – солдат, посвященная богини, готовая на всё ради того, чтобы вернуть отцовское поместье. Авторы играют на контрасте героинь – но, в итоге, и Джоне надо будет сражаться, и Грейн научиться видеть нечто большее, чем просто служение богине и своему правителю.

Персонажи-мужчины традиционны. Яркие личности, красавцы, умники, бойцы – это не важно. У них у всех есть несколько общих черт – верность тем, кто в них верит, тем, кого они любят, честь, а также понимание своего долга и ответственность перед другими. Даже антагонист, волшебник из народа диллайн и тот является незаурядной личностью. При этом, чтобы ещё сильнее оттенить положительные качества героев, в текст введена стерва-дура (1 штука), бездарь-маньяк (1 штука). Без них, особенно без бездаря, было бы даже лучше, но он явно должен сыграть свою роль в продолжениях. А продолжения будут. Действие следующей части будет происходить через 4 года после событий первой, а действие третьей еще через 20 лет после событий второй. То есть читатель получит почти четверть века истории чужого мира.

А ещё, в романе есть Любовь и Ненависть с большой буквы. Для шуриа ненависть – один из способов обмануть смерть, и суметь утром проснуться. Для ролфи ненависть – возможность стать сильнее. Диллайн любят скрывать эмоции, но и у них на этом чувстве основывается многое. Ненависть людей, стран и целых народов сплетается в одну цепь и разбить её практически невозможно.

Ну а Любовь… куда же в женской прозе без неё? Оборотная сторона ненависти. Мужчине-рецензенту сложно подыскать многообразие слов о ней, соавторам это удалось гораздо лучше. Любовь к детям – движущая сила Джоны, любовь к своему дому и своему правителю – Грейн. Но бывает так, что два эти главные чувства объединяются и убивают людей. В этом смысле история предка Джоны, ролфи, влюбившегося в шуриа, одновременно и смешна, и красива, и поучительна. Подобные эпизоды придают романам реалистичности больше, чем любой глоссарий или карта.

Людмила Астахова и Яна Горшкова всерьёз подошли ко всему, может быть именно поэтому дилогия производит столь хорошее впечатление. Даже разбивка на тома – и та удачна! Сюжет у обоих романов общий (соавторы так вообще считают оба тома за одну книгу), но при этом в каждом романе есть линии, которые совершенно логично завершаются и независимы от второго тома. Тем не менее интереснее, конечно, читать романы подряд.

А читать стоит, если конечно вы не женоненавистник. Нечасто замысел и его воплощение настолько хороши.


Цитата:
– Вы не посмете повесить посвящённого Локки! Она отомстит!
«Зря он это про Локку вспомнил, очень зря, – подумала Джона. – Грэйн такого не любит и просто терпеть не может святотатцев». Если знать, как сурово богиня испытывает посвящённых, то ничего странного тут нет. Либо ты веришь и восстаёшь из пепла, либо… пепел твой будет устилать камни пола в святилище.


Слово авторам:

«В нашем романе я люблю наши три лунных народа. Наших шуриа, потому что их земля жива для них в буквальном смысле, наших ролфи — за их верность богиням и патологическую честность, наших диллайн — за безудержную целеустремленность и жажду знаний.»
(Людмила Астахова)

«Лично для меня в первую очередь была интересна эпоха: время, когда врага еще называли "неприятель", мужчины сходились в поединках, пушки и ружья стреляли, "звенели тензеля, летели кони споро". Мне всегда было обидно за это удивительное время, так мало отраженное в нашей фантастике. В основном ведь при слове "фэнтези" читатель до сих пор ожидает появления драконов и баронов, и эльфов с гномами. Хотелось сломать стереотип.»
(Яна Горшкова)


Книги вышли.
Рецензия в несколько изменённом виде была впервые напечатана в январском номере "Мира фантастики" за 2011 г.

Статья написана 26 апреля 2011 г. 16:18

Роман Яна Потоцкого "Рукопись, найденная в Сарагосе" ни в коей мере не относится к простым вещам. Если вспоминаются для сравнения какие иные произведения, то это "Дон Кихот...", ну и, может быть, в какой-то мере "Декамерон".

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с романом — трудно поверить, что написан он не нашим современником. В лучшем случае, произведение это представляется изощренной стилизацией и если взять, к примеру, такое издание:

без исторической справки, без предисловия, то впечатление сложится, наверное, ошибочное. А между тем, роману около 200 лет. Полная его публикация состоялась между 1800 и 1815 (год смерти автора), и даже позже, и сама история появления романа — достойна отдельной книги, сюжет которой окажется не менее запутан и фантастичен, чем роман.

многабукаф

В романе присутствуют мистические и, по крайней мере, один чисто фантастический эпизод:

цитата

Тут она отворила дверь, и мы оказались в большом подземелье, в глубине которого поблескивало как бы серебряное озеро, в действительности состоявшее из ртути. Принцесса хлопнула в ладоши, и я увидел лодку, управляемую желтым карликом. Мы вошли в лодку, и только тут я понял, что у карлы лицо золотое, глаза бриллиантовые, а губы коралловые. Словом, это был автомат, с неслыханным проворством разрезавший маленькими веслами волны ртути. Этот невиданный перевозчик высадил нас у подножья скалы, которая раскрылась, и мы вошли опять в подземелье, где тысячи других автоматов представили нам изумительное зрелище. Павлины распускали усеянные драгоценными камнями хвосты, попугаи с изумрудными перьями летали у нас над головой, негры из черного дерева приносили нам на золотых блюдах вишни из рубинов и виноградные кисти из сапфиров — бесчисленное количество изумительных предметов наполняло эти чудесные своды, конец которых был недоступен глазу.

Примерно в первой трети романа создается впечатление (после очередного возвращения героя к виселице), что главный герой, тот самый Альфонс (о котором Пушкин напишет стихотворение), так и не сможет выбраться из мистической Сьерра-Морены. Автор намекает на это, но сам движется дальше, уводит Альфонса в замок каббалиста, знакомит с цыганом, а позже раскрывает заговор гомелесов, тайно правящих в Европе того времени (намек на распространившее свое влияние масонство и другие ордена).

* * *

Черно-белый фильм "Рукопись, найденная в Сарагосе", снятый в 1965 году польским режиссером, заслужил высокую оценку и множество наград. Этот фильм вспоминает Мистер Лес в романе Нила Геймана "Американские боги".

Для своего времени фильм, вероятно, революционный. Не зря он получил статус "культового". Однако, в сравнение с романом не идет совершенно. Да и невозможно было бы полсотни персонажей романа и их переплетающиеся истории перенести в три часа экранного времени. Лично мне очень хотелось увидеть в фильме фантастический дворец принцессы Монте-Салерно (см. цитату выше), Вечного Жида, латиноамериканских индейцев и их принцессу, эзотерические видения каббалистов. Увы, ничего этого в фильм не вошло. Фильм довольно подробно показывает первые дни, связанные со злополучной виселицей и ближе к финалу препровождает Альфонса в замок каббалиста, однако, на этом все и завершается. Из-за такого прокрустового сокращения даже те герои, что показаны нам в фильме — выполняют невнятную роль: ни каббалист, ни Реббека (его сестра), ни геометр (Васкес) не рассказывают своих историй и, таким образом, выполняют роль антуража, фона. Отчего их назначение в фильме становится не таким уж понятным и необходимым. Грандиозный замысел гомелесов ускользает и остается мистическим наваждением — Альфонс в очередной раз просыпается у виселицы. Та развязка, на которую намекал Потоцкий в первой части романа.

Режиссер, впрочем, вводит интересный момент — Альфонсу предлагается "дописать" свою историю, что ввергает его в окончательное растворение в истории Рукописи (помните, "Сто лет одиночества"?), хотя острота этого хода в фильме размыта общей спешкой и скомканностью финала.

* * *

Итоги. Без сомнения роман Потоцкого "Рукопись..." заслуживает самого пристального внимания. Он во многом предвосхитил будущую эпоху постмодернизма и в моих глазах потеснил "Игру в бисер" Гессе. Кроме этого, роман обладает значительной художественной и исторической ценностью — своими колоритными персонажами, обширной географией и бытом обитателей иного времени. Оценка, никак не меньше 9.

Могу рекомендовать любителям произведений со сложной "архитектурой". Роман также будет любопытен любителям исторических приключений, вроде "Мушкетеров". Любительницам любовных историй роман, возможно, тоже стоит открыть — читать как коллекцию любовных новелл. Не рекомендую тем читателям, кому желателен прямолинейный сюжет, а также обязательно стремительное действие: роман может показаться "нудным" из-за своей неторопливости.

Фильм "Рукопись..." тоже любопытен. Красивые костюмы, пейзажи и декорации. Некоторые кадры просто просятся в рамку на стену. Не смотря на то, что с точки зрения сюжета есть скомканность и невнятность, один раз посмотреть, однозначно, стоит. Оценка — 7.




Статья написана 25 апреля 2011 г. 19:25

Странствия мага. Том 1

Из творчества Ника Перумова ранее я познакомился только с трилогией Кольцо Тьмы, о которой остался очень хорошего мнения и трилогией Хроники Хьёрварда, в которой меня привлек только 2 роман — Воин великой тьмы; далее был большой перерыв, после которого я решил попробовать прочесть Войну мага — причем совершенно неудачно — мало того что я оказался совсем не в теме, так еще первые несколько десятков страниц Дебюта заставили усомниться в здравомыслии автора — чтиво больше напоминало излияния умалишенного, чем более менее вменяемый роман. После этого на писателе был поставлен жирный крес дабы не пртить первого благоприятного впечатления. Но в связи с выходом окончания цикла Семь зверей Райлега интерес вновь появится и начать второй заход по творчеству Ника Перумова я решил со Странствий мага.

Впечатление от книги двойственное — с одной стороны интересные персонажи, сюжет, стойкое желание продолжить чтение дальше (в обоих направлениях — вернуться к Алмазному и Деревянному мечам и т. д.); с другой истории о компаниях разношерстных героев уже набили оскомину, отвык я от такого чтива. От книги же Перумова прямо-таки веет старым добрым фэнтези о эльфах, гномах и прочей нечисти; чтение романа напоминает возвращение в детство — в Странствиях мы не увидим ни вопиющей жестокости, ни пошлости и натуралистичных описаний всяких мерзостей; можно сказать, что это приятное отступление от опусов Аберкромби, Бэккера, Уикса и прочих писателей с радостью вываливающих на головы читателей горы дерьма различного вида. В тоже время Перумов и не создает картонных героев — однозначно плохих и хороших; во многих случаях читателю самостоятельно предстоит определить чьи поступки достойны порицания, а чьи сочувствия. Герои ставятся в непростые обстоятельства и, порой, вынуждены идти на сделку с совестью, переступать через себя, свои страхи и предрассудки, чтобы добраться до истины.

Касаемо героев. Перед нами предстает интересная, но в общем-то стандартная для фэнтези команда — человек, гном и орк. Изюминка в том, что Фесс это маг некромант, а гномы с такими обычно не связываются, орк и вовсе слабо вписывается в такую компанию. Автор уделяет большое внимание проработке образа каждого из героев. Фесс, потерявший память, находится в поисках себя, мучается пытаясь соединить несоединимое — некроманта и обычного человека- воина. В придачу время от времени на него накатывают воспоминания из прошлого. Несмотря на то, что Фесс некромант, ему не чужды сострадание, любовь к живым существам в обычном смысле; он переживает, когда вынужден использовать свои особые способности во врем живым; страдает когда не может выполнить данное кому-то обещание — даже если этот человек не стоит данного ему слова. Фесс часто занимается самокопанием, при этом эти вещи так подаются автором, что не выглядят как притворная жалость к себе любимому, такому жалкому и несчастному. Видна серьезная работа персонажа по анализу своих поступков, рассмотрению альтернативных вариантов действия в тех или иных обстоятельствах. В общем Фесс — персонаж скорее трагический, вызывающий сочувствие, чем очередной супергерой, косящий врагов сотнями — и это большой плюс писателю, создавшему такого неоднозначного интересного героя.

Много веселых моментов связаны с гномом Сугутором — беспутным, жизнерадостным и никогда не унывающем существом. Гном в любой диалог стремится вставить свои "5 копеек" причем делает это и к месту и не к месту, чем, порой повергает в шок окружающих.

Орк Прадд же являет из себя достаточно уравновешенную личность, не склонную к резким эмоциональным порывам, в отличие от гнома.

Эта компания прекрасно дополняет Фесса, таким образом члены команды представляют из себя единое целое несмотря на то, что очень разнятся в характерах, взглядах на жизнь и пр.

Боевой маг Клара Хюммель это еще один из главных героев. Клара оказывается на перепутье и еще должна разобраться куда ей собственно идти и что делать. Это, несомненно очень умная и целеустремленная женщина, находящаяся в непростой ситуации, но при этом не потерявшая силы духа. Ей в противовес писатель ставит Сильвию — молодую и не очень опытную колдунью, посланную по следу Клары. Она, с одной стороны, сильно сомневается в своих способностях и возможности выполнить поставленную перед ней задачу, с другой рассчитывает во что бы то ни стало добиться поставленной цели. Ее образ не так хорошо раскрыт как у других героев романа, видимо больше мы узнаем о ней только во 2 части Странствий.

Молодой маг Эбенезер Джайлз, временно ставший одним из инквизиторов также не так прост как кажется — самоуверенный молодой человек, полный надежд, с вполне сформировавшимися взглядами на жизнь впервые сталкивается с большим и не всегда дружелюбным миром, это столкновение сильно изменит его. Автору прекрасно удалось показать метания Эбенезера.

Еще один значимый герой — девушка со своеобразным именем Рысь, нам предстоит узнать историю ее непростого детства, взросления; причем девушка не выглядит ожесточенной на окружающий мир, готова исполнить свой долг в том числе перед теми кто от нее отрекся.

Кроме того в конце книги появляется таинственный Император, идущий по следу похитителей своей возлюбленной.

Духовенство представлено в виде святош разного пошиба, но наиболее значимым является Этлау — фанатик изувер с весьма ограниченным кругозором, наверное самый плохо прописанный, слишком линейных образ (вспоминаем жреца Хратена из Элантриса Б. Сандерсона — прямую противоположность Этлау).

Пути главных героев пересекутся и читателю предстоит узнать к чему приведут эти встречи.

Есть и ряд второстепенных героев — с кем-то мы расстанемся не успев толком познакомиться, кто-то станет участником основных событий на более долгий срок.

Сюжет представляет из себя обычное путешествие в поисках приключений на свой зад команды главных героев. Есть отдельные сюжетные линии Эбенезера Джайлза, Клары, Сильвии, Императора. Иногда они пересекаются либо сливаются вместе. Тут ничего необычного замечено не было.

Время от времени автор начинает писать нечто совсем мутное — насколько я понимаю это сведения о мироустройстве — поначалу подобные сентенции повергают в ступор, но потом привыкаешь и не обращаешь внимания на подобные излияния. Это, пожалуй, самый существенным минус романа — информации об Эвиале — месте действия романа они не дают, но представление об Упорядоченном и силах, в нем действующих, путают изрядно. Не очень понравился мне и язык автора — да все красиво и ладно, но таким манером логичнее излагать историю, происходящую в мире а-ля Древняя Русь, но никак не в магической вселенной со стандартным набором рас, совершенно не вяжущихся с Руссим Средневековьем. К этому, конечно, привыкаешь, но некоторые перлы вновь и вновь напоминают об этой особенности авторского слога (ощущение как у рыбы вытащенной из воды).

Итог: хороший, качественно написанный роман с интересными героями, действующими в мире, прорабатываемом писателем на протяжении многих книг. Достоинства превосходят недостатки, поэтому с радостью берусь за продолжение)))


Статья написана 24 апреля 2011 г. 17:27

Правда стали, ложь зеркал

Несколько дней назад был домучен (я или книга еще предстоит определить) очередной опус В. Камши. Когда кончится история (и главное чем) нам предстоит понять (очень на это надеюсь) в последних томах цикла. А пока вы продеретесь вместе со мной через воспоминания о 1 части 5 тома Отблесков Этерны.

Касаемо сюжета. Начало очередной книги цикла становится предсказуемым — на сцену выходят новые герои от лица которых (наряду со старыми корреспондентами) и будет вестись повествование. Теперь это Арлетта Савиньяк — стареющая, но сохранившая определенную привлекательность особа. А вот далее (что тоже стало фишкой визитной карточкой цикла) повествование резко переносится в приграничные области Талига — на северную границу — с Кесарией Дриксен и Гаунау, где вскоре должны произойти решающие сражения, которые определят победителей в многовековой вражде между этими народами. Мы больше узнаем об армии под руководством Лионеля Савиньяк и, собственно о самом военачальнике. Увидим масштабную битву между войсками Талига и объединенными армиями Дриксен и Гаунау под руководством родственника кесаря — самоуверенного, но не особо талантливого родственника кесаря — Фридриха. Битва впечатляет своим размахом, писательница как обычно дает нам зрелищные, яркие картины сражения глазами его участников.

Затем действие переносится в другие части Талига и вновь интриги, интриги (очередная внеочередная двойная смена власти), ну и, конечно же новые тайны, загадки и вопросы, которым не видно конца, но вот когда писательница даст на них ответы? В этом томе сюжетные линии родных для нас персонажей уступают место линиям новых героев, выползших неизвестно из какой дыры. Завершает том очередное сражение — необычное для цикла — на этот раз оно происходит у стен форта на переправе — маленький отряд талигских солдат под предводительством Жермона Ариго.

Относительно персонажей. Тут тоже сюрпризов нет и не предвидится — новые герои почти точные копии старых: Арлетта — Матильда, только не такая экспрессивная; Руперт фок Фельсенбург — Ричард, Герард, только намного лучше их двоих вместе взятых; Жермон Ариго — Робер и т. д.

Нового в характерах героев за том ничего не появилось: Ричард все также омерзителен — при всех его отрицательных качествах (о них подробнее писал в предыдущих рецензиях) он еще и слишком много о себе возомнил — меня очень взбесило то, что он посчитал себя включенным в регентский совет при том, что ему об этом никто не говорил; это заметно и по его обращению в другими людьми — по его версии они ничего не понимают, не верят в дело "Великой Талигойи" и т. п. и т. д. В общем один из самых неприятных героев цикла.

Альдо Ракан также как и Ричард сохраняет все свои отрицательные качества, но, к счастью, погибает жертвой своей глупости. О его смерти жалеет, пожалуй только Ричард Окделл.

Робер опять проводит время в душевных метаниях, но иногда случаются просветления — и он вновь в деле.

Из своего болота вылезает Август Штанцлер — старый лис — продолжает заниматься излюбленным делом — мутит воду и вводит в заблуждение неумного Ричарда.

Катарина Ариго — одна из наиболее интересных героинь этого тома — никто бы не подумал, что в этой слабой женщине найдется столько сил противостоять жизненным невзгодам.

Алва и Валме: Алва явно не в своем амплуа — ничего стоящего с ним не происходит, но как один из важнейших героев цикла он наверняка всплывет в следующих книгах. А Валме все так же жизнерадостен и полон сил для новых свершений.

Луиза Арамона вновь демонстрирует свой недюжинный ум, но эпизоды с ней, к сожалению, очень коротки.

Валентин Придд не столь якор как в предыдущей книге и является скорее приятным дополнением компании героев готовящихся (который том уже) отразить нашествие армии маршала Бруно на Талиг.

Порадовали и новые герои — Руперт, Лионель — следить за их сюжетными линиями становится все интереснее, есть надежда, что в следующих томах они раскроют свой потенциал в полной мере. Не понравился Арно Савиньяк — заносчивый, недалекий придурок — новй Ричард Окделл блин.

Недостатки и достоинства. В целом книга читалась намного лучше чем пара предыдущих и поначалу вселяла надежду на феерическую развязку цикла, но, увы, к концу скатилась к унылой тягомотине, которую мы наблюдаем (за исключением некоторых отдельных моментов разбросанных по томам, видимо, для поддержания интереса читателей) на протяжении всех книг начиная с 3 тома. Незавершенность и отступление на второй план или вообще практически полное забытье старых сюжетных линий; подмена необходимых развязок линиями новых персонажей, практически не отличающихся от основных героев (Ркппи, Жермон, Вальдес и др. по сути улучшенные клоны наших давних знакомых). Отсутствие ответов на самые наболевшие вопросы, что, учитывая монструозные объемы последующих томов, не вселяет уверенности во внятном завершении всех сюжетных линии — одним словом, я не верю в то, что писательница напишет достойных столь громадного повествования финал.

Итог: очередной том бесконечной эпопеи, новые лица, места; очередные тайны, загадки... Когда же завершится сие насилие над читателями? Тем, кто дополз до этой книги — читать обязательно; непосвященным — даже не думайте к ней прикасаться — всеравно ничего не поймете! (это первая книга многоуважаемой В. Камши, которая у меня появилась — так вот, попытки ее прочесть, минуя предыдущие части, с треском провалились — так что запаситесь терпением, настройтесь на, в общем-то интересное, неплохо написанное, но очень длинное и местами нудное чтиво — и вперед!). Видно я уже втянулся в эту историю — так как книга мне скорее понравилась, чем нет — поэтому твердая 8-ка.


Статья написана 23 апреля 2011 г. 17:55

Наверное, причина в закономерностях, описываемых в теории хаоса, что я и роман Крайтона "Парк юрского периода" стремились друг к дружке с 1995 (или около того) года, но только сейчас сошлись в одно время в одном месте. Первыми (еще в конце 80-х), конечно же, были романы Обручева (Плутония) и Конан-Дойля (Затерянный мир), а попутно и Рони-Старшего (Война за огонь, Пещерный лев). Потом был учебник по Зоологии для 5-7 классов и почтовые марки Кубы, Польши и Вьетнама. Потом — книжки по палеонтологии (Орлов "В мире древних животных" или Ивахненко, Корабельников "Живое прошлое земли", и т.п.). Потом — тома БСЭ, которые внимательно штудировались на наличие очередного названия — тираннозавр, тарбозавр, протоцератопс, трицератопс, бронтозавр, брахиозавр, диплодок, анкилозавр, стегозавр, эдафозавр, диметродон... И это не какие-то там экзотические пахицефалозавры или орнитомимусы, а, так сказать, ликбез — "имена", которые должен знать всякий уважающий себя дилетант. С удивлением обнаружил, что по старой памяти могу воспроизвести названий пятьдесят. Легенда о динозавре, Легенда о динозавре два, Возвращение динозавра...

Потом случился фильм Спилберга, причем не сразу. Первыми просочились слухи в виде статей и заметок в журналах. Следом — приставочная игрушка — на Dendy и Sega. "Видики" тогда еще были не у всех. Комиксы по мотивам фильма. Вкладыши от жевательной резинки.

Фильм мне довелось посмотреть лишь в конце 90-х.

Года два назад в моей библиотеке появился роман "Затерянный мир" Крайтона, но ждал своей очереди. Полтора года назад — мягкое издание "Парка". Три месяца назад — твердое, в той же серии, что "Затерянный мир". А книгу все равно слушал... :-)

Да, динозавры для меня до 5 класса были главным увлечением. До 5 класса я собирался стать палеонтологом. Потом, правда, познакомился с компьютером, и решил стать программистом. И даже стал. Однако...

Тема древних животных в литературе является узкожанровой, несмотря на то, что динозавры симпатичны многим людям. И это странно. Если посмотреть на количество произведений, посвященных боевым роботам, вампирам, пришельцам и т.п. То в доисторической теме на ум приходит с десяток наименований. В связи с чем почти любое произведение закрывает собой значительный кусок этой темы. Главное достоинство романа Крайтона заключается в том, что он как бы подводит итог.

есть спойлеры

Оглядываясь назад, на роман, повторю возникшее у меня впечатление: "Парк юрского периода" обобщает и "закрывает" во многом тему динозавров в литературе и фантастике. Тема путешествия в неизвестный мир, будь то неоткрытая планета, центр земли, параллельный мир, прошлое — уже выработана Верном, Обручевым, Конан-Дойлем и пр. Крайтон воссоздал "Затерянный мир" в современной реальности, но он же и проанализировал все, что с этим связано. Люди любят смотреть на "зверюшек" через клетки зоопарков, единицам интересны животные в их реальной среде обитания. Т.е. если и следует воссоздавать древних животных — для того лишь, чтобы вести их исследования в закрытых лабораториях и заповедниках, для посвященных. Для обыкновенных людей нужна игрушечная версия — а для этого вполне сойдут роботы, макеты, статуи в натуральный рост, виртуальные 3D-модели. Послушные. Предсказуемые. Безопасные.

Кроме того, в романе автор выходит сразу на два более высоких смысловых уровня. Во-первых, коммерческая наука — как неконтролируемое средство создания проблем для человечества. Но и тут же, цикличность развития самой науки. Смена парадигмы.

Во-вторых, — само положение человека и человечества в масштабе планетарных событий. К последней мысли нас возвращают недавние события в Японии и другие катастрофы естественного происхождения.

Роман оцениваю очень высоко. Однозначно, буду перечитывать. Оценка не ниже 8. Плюс за личную симпатию к теме — 9.







  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх