Прогулки с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Прогулки с динозаврами...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прогулки с динозаврами...

Статья написана 23 апреля 2011 г. 17:55

Наверное, причина в закономерностях, описываемых в теории хаоса, что я и роман Крайтона «Парк юрского периода» стремились друг к дружке с 1995 (или около того) года, но только сейчас сошлись в одно время в одном месте. Первыми (еще в конце 80-х), конечно же, были романы Обручева (Плутония) и Конан-Дойля (Затерянный мир), а попутно и Рони-Старшего (Война за огонь, Пещерный лев). Потом был учебник по Зоологии для 5-7 классов и почтовые марки Кубы, Польши и Вьетнама. Потом — книжки по палеонтологии (Орлов «В мире древних животных» или Ивахненко, Корабельников «Живое прошлое земли», и т.п.). Потом — тома БСЭ, которые внимательно штудировались на наличие очередного названия — тираннозавр, тарбозавр, протоцератопс, трицератопс, бронтозавр, брахиозавр, диплодок, анкилозавр, стегозавр, эдафозавр, диметродон... И это не какие-то там экзотические пахицефалозавры или орнитомимусы, а, так сказать, ликбез — «имена», которые должен знать всякий уважающий себя дилетант. С удивлением обнаружил, что по старой памяти могу воспроизвести названий пятьдесят. Легенда о динозавре, Легенда о динозавре два, Возвращение динозавра...

Потом случился фильм Спилберга, причем не сразу. Первыми просочились слухи в виде статей и заметок в журналах. Следом — приставочная игрушка — на Dendy и Sega. «Видики» тогда еще были не у всех. Комиксы по мотивам фильма. Вкладыши от жевательной резинки.

Фильм мне довелось посмотреть лишь в конце 90-х.

Года два назад в моей библиотеке появился роман «Затерянный мир» Крайтона, но ждал своей очереди. Полтора года назад — мягкое издание «Парка». Три месяца назад — твердое, в той же серии, что «Затерянный мир». А книгу все равно слушал... :-)

Да, динозавры для меня до 5 класса были главным увлечением. До 5 класса я собирался стать палеонтологом. Потом, правда, познакомился с компьютером, и решил стать программистом. И даже стал. Однако...

Тема древних животных в литературе является узкожанровой, несмотря на то, что динозавры симпатичны многим людям. И это странно. Если посмотреть на количество произведений, посвященных боевым роботам, вампирам, пришельцам и т.п. То в доисторической теме на ум приходит с десяток наименований. В связи с чем почти любое произведение закрывает собой значительный кусок этой темы. Главное достоинство романа Крайтона заключается в том, что он как бы подводит итог.

После «Парка...» писать о динозаврах... в общем-то нечего. Я не читал «Кости земли» Суэнвика и «Затерянный мир» самого МК, но есть у меня такое ощущение. Тему можно расширять, т.е. список действующих лиц, кроме рапторов, рэкса и т.п., дополнить новыми «именами», благо разновидностей динозавров уже сейчас имеется столько, что мне не известна ни одна сколь-нибудь полная их энциклопедия. Однако, такое «расширение» ничего не добавит сверх Крайтоновского парка. По сути, можно утверждать, что лучшей книгой и динозаврах является энциклопедия с картинками и схемами. И в этом отношении «Парк...» выгодно отличается от предшественников. Романтики, вроде Верна, Конан-Дойля и Обручева, искали «затерянные миры» — у центра Земли, на неоткрытых плато, на иных планетах. Другая традиция — например, произведения Рони-Старшего или, если брать пример поближе и более соответствующий — роман Бэккера про самку ютараптора (Raptor Red) — нацелена на более реалистическое (хотя, строго говоря, тоже не без романтизма) отображение повседневной жизни доисторических персонажей. Одной из тематических ветвей можно считать всякого рода нападения доисторических монстров — от Моби-дика и белой акулы (Jaws) до Годзиллы и Кинг-конга, — наиболее ярко представленные в кинематографе. Тема науки в контексте динозавров возвращает в памяти повесть Брэдбери «И грянул гром...»

«Парк...» вбирает как бы все эти ветви, но вырастает из них, выводя на совершенно иной уровень. Грант и Сэттлер в самом начале романа предстают этакими «плутоновцами», которые взрывают геологические пласты, чтобы добраться до ископаемых зверей, и сквозь толщу этих пластов заглядывают в «Затерянный мир», в «Плутонию». Далее сюжет, развиваясь по классическим канонам приключений, окунает нас в новый Затерянный мир, показывая картину за картиной, чудо за чудом (именно поэтому автор так старательно провозит нас по всем районам парка, включая недостроенный авиарий). Реалистичные вставки из повседневной жизни ящеров — способ передвижения, образ жизни, питание, особенности поведения и физиологии — именно вставки, данные почти научным языком палеонтолога, — на несколько мгновений делают героями романа не людей, а животных — в их естественной среде обитания (традиция Рони-Старшего). В эпизодах, когда ящеры вырываются на свободу, проявляется классический сюжет «нападения» — таковы атаки Т-рекса, нападение рапторов. Наконец, любителям экзотического сафари тоже предоставляется возможность прокатиться на джипе с ракетницей или пробежаться под покровом джунглей с пистолетом.

Однако, значение романа Крайтона было бы в разы меньшим, если бы оно состояло только в компиляции этих уже известных сюжетов и приемов. Отталкиваясь от привычного материала, мягко, тактично, Крайтон в то же время взращивает сквозь их наслоения иное: анализ, выявление причинно-следственных связей, обобщение, выводы. Почему людям интересны динозавры? Почему дети обожают динозавров? Каковы динозавры в представлении людей? Имеют ли реальные ящеры (хотя речь идет не только о ящерах, но, если взглянуть на проблему гораздо шире, — реальные научные исследования? реальные роботы? реальные космические корабли? нанотехнологии?) отношение к упрощенному романтизированному образу в восприятии обывателей? Последний вопрос имеет ключевое значение в условиях рыночной экономики (одна из линий романа — тонкая сатира на науку, подчиненную рыночным законам) — за каких динозавров (за какой космос? каких роботов? какие нанодостижения?) готов платить обыватель? (Характерен диалог, в котором генетик Ву предлагает «подправить» динозавров в соответствии с ожиданиями «обывателей» — сделать их более «медлительными», неуклюжими).

Именно в тот момент, когда персонажи, а с ними и читатель, зададут себе этот вопрос — происходит катастрофа. Ящеры обретают свободу. Ящеры оказываются живыми существами. Биологическими машинами из иного времени, неожиданно оказавшимися в нашем современном мире. Героем романа становятся не люди, а сам парк. Новая экосистема, которая, подчиняясь закономерностям теории хаоса, выходит из состояния равновесия, чтобы в него вернуться, установить новое равновесие. Крайтону мастерски удалось не превратить ящеров в монстров, вызывающих ненависть, сохранить к ним уважение, такое, с которым мы должны (хотя и редко вспоминаем об этом) относиться ко всем биологическим видам на планете. Люди — один из видов в сложной симбиотической системе. Перед планетой все равны — комар и носорог, тигр и человек. Фрактальные драконы Хартера, предваряющие каждую главу и некоторые выдержки из теории Хаоса (синергетики, науки о самоорганизующихся системах и самоорганизации систем) позволяют читателю отстраниться от конкретики событий и взглянуть на них (да и на всю нашу реальность) со стороны: с точки зрения геологических эпох. Нагнетая атмосферу — пророчества Малкольма, новые подробности теории Хаоса формируют в читателе ожидание катастрофы — и она почти происходит: один за другим гибнут персонажи. Малкольм, убежденный в правоте собственных предсказаний, лишь за мгновение до смерти понимает, что у происходящего может быть и другое значение: самоорганизация, новый порядок. Он не видит (будучи в бреду), что происходит вокруг, но собственным разумом доходит до ответа: смена парадигмы. Новая парадигма, новый порядок кажутся катастрофой до своего наступления, — однако, стоит перешагнуть, оказаться «по другую сторону», и становится очевидным — ничего не кончилось. Просто еще один шаг.

В романе довольно много персонажей, и хотя их поведение местами схематично, а поступки и действия строго подчинены очередности событий, — все-таки к ним привыкаешь, привязываешься. Поэтому по окончании романа остается чувство, что недоузнал того или иного человека. Легкое сожаление, которое существует и в реальной жизни: наши друзья уезжают, или умирают, или меняются бесповоротно — и нам остается лишь то, что хранит память. В романе нет персонажей, чьи поступки нельзя было бы понять. По большому счету, несимпатичными являются лишь Нэдри и Рэджис, но их очень быстро съедают:-))) Поступки персонажей, всех без исключения, логичны (исходя из характеров и обстоятельств) и обоснованны. Тут к слову в качестве контрпримера вспоминается поведение героев «Террора». У Крайтона и Симмонса сходный способ работы над произведениями (корпение над источниками), но каков результат?!

Однако, повторюсь, один из главных персонажей для меня стал сам Парк, который выведен автором в полную противоположность «плутониям», и получившийся очень живым, очень реальным, ужасным и в то же время хрупким, балансирующим на грани (атака костариканских войск в финале очень характерна). С точки зрения атмосферы и мира хочется отметить, что «Парк...» Крайтона — первый за последнее время роман, по настоящему меня «пропитавший», так что несколько дней я просто ходил, переваривая ощущения.

О недостатках. Они есть. Научные изложения местами длинноваты. С другой стороны, Крайтон все заумные речи оставляет ученым — теоретикам и практикам, — так что это не нарушает баланса. Местами встречаются просто ляпы (как неожиданно отросшие у беззубого динозаврика зубы). Другие же моменты, которые вызвали у читателей вопросы и недоумение, наоборот, кажутся мне вполне объяснимыми. Как например, растения, о которых автор говорит, как о растениях юрского периода. Многие виды растения сохранились почти без изменений с тех самых времен, особенно в тропическом климате. Остров Хэммонда в романе размещен в районе с самой разнообразной флорой и фауной. Об этом упоминается в начале романа. Это же касается и стрекоз. Возможно, неудачный перевод. Однако, современные стрекозы сохранили многие признаки своих древних предков. Возможно, автор просто создает образ «того» мира и времени, используя метафору: современные стрекозы, как те, древние.

Оглядываясь назад, на роман, повторю возникшее у меня впечатление: «Парк юрского периода» обобщает и «закрывает» во многом тему динозавров в литературе и фантастике. Тема путешествия в неизвестный мир, будь то неоткрытая планета, центр земли, параллельный мир, прошлое — уже выработана Верном, Обручевым, Конан-Дойлем и пр. Крайтон воссоздал «Затерянный мир» в современной реальности, но он же и проанализировал все, что с этим связано. Люди любят смотреть на «зверюшек» через клетки зоопарков, единицам интересны животные в их реальной среде обитания. Т.е. если и следует воссоздавать древних животных — для того лишь, чтобы вести их исследования в закрытых лабораториях и заповедниках, для посвященных. Для обыкновенных людей нужна игрушечная версия — а для этого вполне сойдут роботы, макеты, статуи в натуральный рост, виртуальные 3D-модели. Послушные. Предсказуемые. Безопасные.

Кроме того, в романе автор выходит сразу на два более высоких смысловых уровня. Во-первых, коммерческая наука — как неконтролируемое средство создания проблем для человечества. Но и тут же, цикличность развития самой науки. Смена парадигмы.

Во-вторых, — само положение человека и человечества в масштабе планетарных событий. К последней мысли нас возвращают недавние события в Японии и другие катастрофы естественного происхождения.

Роман оцениваю очень высоко. Однозначно, буду перечитывать. Оценка не ниже 8. Плюс за личную симпатию к теме — 9.





681
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 18:22
В отрочестве этот роман читал раз 5, не меньше, и каждый раз любил его все больше. попались мне в руки и комиксы от «Эгмонт-Россия» — за них им низкий поклон ^_^ У меня даже был свой парк — на полке, где изначально должен был стоять телевизор: засушенные веточки вместо деревьев, толпы пластиковых динозавров... и я тоже хотел быть палеонтологм )))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 18:46

цитата

толпы пластиковых динозавров... и я тоже хотел быть палеонтологом

аналогично, только динозавры у меня были резиновые я мягкие:-)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 18:55
Такие у меня тоже были Один паразауролоф + годзилообразная тварюка неизвестного вида =)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:15
Это вы буржуи потому что. «Эгмонт-Россия», резиновые, блин, динозавры!..

А не хотите польский набор пластиковых, махоньких, которые поди собери (ну, не только динозавров, там ещё были саблезубый тигр, мамонт, эдафозавр).

Зато в наше время найти обе польских серии марок + всякие другие старые выпуски других стран было попроще.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:22

цитата Vladimir Puziy

А не хотите польский набор пластиковых, махоньких, которые поди собери (ну, не только динозавров, там ещё были саблезубый тигр, мамонт, эдафозавр).
Наподобие конструкторов моделей самолетов?o_O
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:54
Не-а, наподобие солдатиков или фигурок современных животных. Не раскрашенные (в крайнем случае обозначены чёрным глаза), небольшие. Не всегда устойчиво стоящие.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 20:00
Большинство тех, что были у меня, хорошо подходят под описание =) Лежат у родителей на чердаке...
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:32
эх, вы еще их имена помните^_^ а я уже почти все позабыл:-(((
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:53
Признаюсь: паразауролофа в книжке подсмотрел 8:-0 Но некоторых все же помню, да! Пахицефалозавр, дилофозавр, цератозавтр, цератопсы всякие....
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 20:15
я кроме трицератопса, диплодока, брахиозавра, тиранозавра, и этих маленьких, что гонялись в парке юрского периода за гг никого по именам не помню, только картинки8:-0
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 20:37
Маленьких помню! Велоцерапторы 8-)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 20:44
ага они;-)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:28
Я свой парк из пластилина лепил. Делал вулканы из фольги, сыпал спичечную серу и поджигал:beer:
А динозаврики у меня были пластмассовые, купленные в Питере в 4 года. До з*цы обидно было, что в наборе из 10 штук вместо птеродактиля второй диметродон оказался:-((( Позже — резиновые из киндерсюрпризов. А еще куча вкладышей из жр по теме. Как-нить выложу фотки8-)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:44

цитата rusty_cat

Делал вулканы из фольги, сыпал спичечную серу и поджигал
Вау, креативно! :cool!: Я тоже делал вулкан, но, кажется, без динозавров и на улице — в песочнице. Диму было столько, что заставили потушить :-)))

цитата rusty_cat

А еще куча вкладышей из жр по теме.
О да! Все эти наклейки...
Ждем фоток! Эх, ностальгия...
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 11:05
У меня парк был смесью пластилина с кубиками. Из пластилина я лепил целые луга травы (только потом где-то вычитал, что травы в те времена еще не было. Потом из различных кубиков мастерил горные хребты, кактусы и игрушечные деревья образовывали леса, а динозавров поначалу было очень мало (были какие-то шоколадные яйца с оберткой желтого цвета, а сами динозавры были маленькие и коричневые), и вот я остальных из пластилина лепил.

Сначала у меня хищники жили отдельно в пустыне, отделенной от травоядных горным хребтом (это я Долину Динозавров из Земли в начале времен) смастерил, потом же мне стало скучно, я смоделировал землетрясение и хищники прорвались в долину.

А плюс пластилиновых динозавров в том и был, что хищники могли их как угодно терзать, самые стойкие динозавры потом в таких шрамах ходили)))

Эх, я оставлял все это хозяйство на вершине большого шифоньера до тех пор, пока не переехали оттуда. Рука не поднималась их убрать.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 13:07
Я лепил конечно же не «Парк...», потому что не читал тогда еще. У меня была смесь Плутонии, Затерянного мира и Планеты динозавров. :beer:
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2011 г. 09:01

цитата Aleks_MacLeod

Долину Динозавров из Земли в начале времен

кстати да, отличный мультик. особенно пилотная полнометражка:beer: полгода назад пересматривал с удовольствием:-)
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2011 г. 09:10

цитата rusty_cat

кстати да, отличный мультик. особенно пилотная полнометражка


Да, «Земля в начале времен» и четыре комикса по «Парку юрского периода» изменили мое детское мировоззрение и заставили интересоваться динозаврами))) Эх, были времена)))

Кстати, мультик действительно шикарный, особенно первая часть и вторая. Следующие уже не айс, я застал штук шесть кажется, а потом, уже через несколько лет на лотке случайно уже десятую часть увидел, но брать не стал...


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 18:50

цитата rusty_cat

Потом — тома БСЭ, которые внимательно штудировались на наличие очередного названия — тираннозавр, тарбозавр, протоцератопс, трицератопс, бронтозавр, брахиозавр, диплодок, анкилозавр, стегозавр, эдафозавр, диметродон...


Да!!!!

Наш человек! :beer:

Спасибо за статью!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 18:55

НЯ!
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:13
Чтоб не засорять, фотку кинул в личку. ;)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:33
!!!!! :)):beer:
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:28
:beer:
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:46
Кстати, «Затерянный» всё же прочтите при случае. Хороший роман; в кино его «размазали» на второй-третий фильм и многое изменили. Жаль, Крайтон не успел сделать третий том, а ведь собирался, была такая инфа.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 23:27
В третий вообще вошло все то, что не вошло в первые два. Эпизод с побегом через авиарий — он же из первой книги)))
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 00:06
Точно, оттуда! Ну, там, видимо, просто не вытянули бы в первом по спецэффектам (а выбрасывать жалко... ну и...)
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 10:50
Не, имхо там в другом дело. Я фильм посмотрел по-моему раньше, чем роман прочел (как-то кассету с фильмом было проще достать, чем книгу Крайтона в те времена), а когда потом прочел роман и пересмотрел фильм, я очень удивился — туда от силы половина романа перекочевало, если не меньше, от сюжета там оставили очень немного, сделали его практически линейным и при этом растянули на два часа.

А потом уже, когда делали третий фильм, стали вспоминать, что еще от Крайтона бы взять, поскольку лучше него никто ничего не придумает)
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 23:29
Плюсую Владимиру, Затерянный мир при случае обязательно прочтите :-)
*В сторону*
Самому бы всего Крайтона перечитать и прочитать...
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 23:30
сам хочу, но с бумагой сейчас — туго. почти только слушаю
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 10:51
А я вот на электронки перешел, а то шкафы уже ломятся от книг, места нет. Теперь есть возможность посплавлять ненужное и покупать только стоящее :-)


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 19:03
«Кости земли» -- полная фигня. Такое ощущение, что автор всерьез на спор писал максимально плохой роман.


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 21:11
Ну Кости земли Суэнвика для меня лучший роман. ДЖД я даже не дочитал.


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 21:47

цитата

Малкольм, убежденный в правоте собственных предсказаний, лишь за мгновение до смерти понимает,


О, кажется, в «Затерянном мире» Вас ждет сюрприз:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:23
Я знаю, что его воскресили. Но как для того кота Шредингера, для «оригинального» Малькольма это — уже без разницы. Вообще, очень правильный ход. Финал мне вообще понравился. Арест героев, слухи о новых ящерицах, «мигрирующих» по Коста-Рике :beer:
Или Вы про развитие идей д-ра Малькольма? 8:-0
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:24
Не, я именно про его воскрешение) И я оч рад, что оно произошло)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2011 г. 22:30
Я тоже рад. :beer:
Очень симпатичный герой. Но в первом романе он должен был... 8:-0


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 12:16
Ах, ностальгия... Толпы пластиковых динозавров на полке, вылепленные из пластилина Ти-рекс, трицератопс, ихтиозавр, стегозавр, ныне нашедшие место за витриной местного краеведческого музея... Многовесные талмуды по палеонтологии... :-)
До сих пор дома на деревянной подставке стоит недолепленный тираннозавр. Точнее, его голова сантиметров десять длиной. Всё хотел полностью его слепить, да вот времени не было.. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 13:08
:beer:
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 13:10
Эх, а теперь первый роман, наверно, днем с огнем не сыщешь. Второй-то еле-еле нашел :-(
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 13:13
нет, найти можно и довольно легко
тут
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 13:19
О, благодарю! :-)


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 16:42
Автору, спасибо. Хороший текст.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 16:59
Крайтону?! О да! :beer:


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 19:09
В детстве тоже был период увлечения динозаврами, симптоматика такая же, как и у большинства здесь отписавшихся — резиновые/пластиковые фигурки + самодельные чудовища из пластелина, востановленные по памяти из фильмов и передач BBC :-)))
«Затерянный мир» Конан Дойла почитался аки Библия, о существовании такого места в тайне мечтал :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2011 г. 22:23


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 01:23
Спасибо за рецензию. Книга — замечательная.
Оказывается, тех для кого динозавры не безразличны, достаточно много :-) Сколько себя помню, всегда увлекался динозаврами. Помню, у меня любимый диафильм был «Затерянный мир» — смотрел огромное количество раз. Потом и марки собирал, и вырезки, статьи из журналов и газет. Собирался после школы становиться палеонтологом :-) Но времена и страна поменялись, а увлечение осталось :-)
А вы случаем «Кости земли» Суэнвика не читали?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 08:27
Нет еще. Но где-то выше в колонке ее и хвалили, и ругали
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2011 г. 13:39
Вкусы у всех разные. :-) Если нравятся динозавры, то стоит прочитать «Кости земли». За одно может и рецензию написали бы на этот роман Суэнвика :)


Ссылка на сообщение29 апреля 2011 г. 10:56
Спасибо за рецензию
Эх, тоже в детстве хотел быть палеонтологом (потом мечты перекочевали в археологию, и т.д.).
Пластилиновые динозавры — ну а как же без них.
Пожалуй, слеплю сегодня вечером детям диплодока какого-нибудь :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2011 г. 22:05
:beer:
Страницы: 12

⇑ Наверх