Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Издательство: San Francisco: Night Shade Books, 2016 год, мягкая обложка, 256 стр. ISBN: 978-1-59780-835-4
Аннотация: Начинающая писательница в жанре ужасов Коллин Данциг не знает, с кем ей придётся столкнуться на конференции, посвященной Лавкрафту: то ли с литературоведами, то ли с реальными отморозками, коллекционирующими книги в переплёте из человеческой кожи, а возможно, с теми, кто истинно верит в приход Старшего Бога Ктулху, одного из самых ужасающих вымышленных созданий своего кумира. Но поездка Коллин превращается в кошмар, когда её соседа, несносного романиста Паносяна, обнаруживают мёртвым и без лица. Все участники конференции становятся подозреваемыми, но похоже только Коллин заинтересована в раскрытии преступления. Сможет ли она докапаться до истины?
Издательство: Petaluma, (CA): Word Horde, 2016 год, мягкая обложка, 300 стр. ISBN: 1939905257, 978-1939905253
Аннотация: Все слышали о Джеке Потрошителе, серийном убийце, который терроризировал Лондон и провёл полицию в конце XIX века. Но что мы знаем о его жертвах? Первая жертва — Мэри Энн "Полли" Николс — оживает на страницах этого романа, где представлена её жизнь, начиная от неудачного замужества, нищеты, алкоголизма, тяжёлой работы и, наконец, проституции. А закончилась она на улицах Лондона, где её нашёл убийца. Это жуткая история одного из самых сенсационных преступлений в истории. И эти ужасные события произошли на самом деле.
Аннотация: Последнее, что холодной ночью ждёт Зак Вестлэнд — это очередной вызов на проведение сеанса экзорцизма. Однако одержимость — не самая большая проблема Зака. Отец Фрэнк, бывший солдат, а теперь священник, убеждён, что Зак — ангел, бессмертное существо Анаким. Вместе они должны помочь одержимой девочке Хэйли. Но Хэйли каким-то образом связана с древним заговором и может пробудить вековое зло. Зак должен её помочь, иначе он потеряет не только своё бессмертие, но и не сможет предотвратить повторения Войн Крови.
Издательство: New York: Scholastic Press, 2016 год, мягкая обложка, 192 стр. ISBN: 0545825458, 9780545825450 Серия: Goosebumps Most Wanted Special Edition
Аннотация: Сэмми Бейкер — тихий ребёнок, который хочет доказать, что он может быть смелым. В ночь на Хэллоуин он и его друзья отправляются к дому Марпл, заброшенному особняку на другом конце города...
Издательство: North Charleston (SC): CreateSpace, 2016 год, мягкая обложка, 438 стр. ISBN: 1535332530, 978-1535332538
Аннотация: Несколько лет назад Брэндон Фрай был укушен, и с тех пор в полнолуние превращается в первобытную машину для убийства... Так было до тех пор, пока он не встретил Селин, которая привнесла в его жизнь не только любовь, но и лекарство подавляющее трансформацию. Но страшная трагедия унесла жизнь женщины, и Брэндон решает на круизном лайнере отправится на Аляску, подальше от людей. На корабле Брэндон встречает Джинни и получает второй шанс на любовь. Однако, обстоятельства складываются против него: начинается шторм, его преследует охотник, а лекарство, которое должно предотвращать трансформацию... вызывает его.
Аннотация: Даемортис — древнее существо, похищающее детей. Но это — только миф. После серии странных исчезновений детей в небольшом городе Алиса Гранд выясняет, что Даемортис — реален. Чтобы найти способ остановить этот ужас, Алиса должна узнать всю правду не только о древнем существе, но и о самой себе. Получится ли у Алисы спасти себя и жителей города, или она будет обречена на вечность во тьме?
Издательство: Seattle: Thomas & Mercer, 2016 год, мягкая обложка, 330 стр. ISBN: 1503938069, 978-1503938069
Аннотация: Молодая вдова Раиса Джеймс знает о призраках не понаслышке. Но, получив приглашение погостить в доме своего дяди, она наконец-то готова отбросить тени печального прошлого. И самый лучший способ сделать это — закатить грандиозную вечеринку. Но в разгар веселья один из гостей совершает смертельный прыжок. Ко всему прочему оказывается, что это не единственная странная смерть в этом доме. Раиса во что бы то ни стало решает добраться до истины. Заручившись помощью Реджинальда Проктора, медиума, она проводит спиритический сеанс, чтобы пролить свет на старые тайны...
Второй сезон сериала "Очень странные дела", состоящий из девяти эпизодов, выйдет в следующем году!
Судя по тизеру, в котором перечислены названия будущих серий, события сиквела будут разворачиваться спустя год после истории Одиннадцать, а точнее осенью 1984-го.
Как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. К сборнику, о котором пойдёт речь ниже, эта максима подходит как нельзя более кстати. Ведь всё это мы уже читали, знаем, слышали... И тем не менее, книга получилась долгожданная и своевременная, ведь ничего подобного на русском не было года этак с 2004-го.
Итак, «Безымянные культы» Роберта И. Говарда.
Имя Роберта И. Говарда связано прежде всего с жанром героического фэнтези, также известного как «меч и магия». Но техасский писатель оставил огромное наследие, в котором Конан и другие герои занимают, конечно, самое заметное, но не единственное место. Если мы расположим жанры, в которых работал автор, по степени популярности и востребованности читателем, то хоррор займёт вторую строчку после «меча и магии».
Но прежде чем определять, чем же хороша/плоха новая книга, сначала окунёмся в историю.
На русском языке «чистых» сборников хоррора Говарда, считайте, и не было. Впрочем, можно ли составить такой «чистый» сборник, чтобы он достаточно хорошо представлял творчество «техасского мечтателя»? Мне представляется, что нет. Зачастую у Говарда хоррор неотделим от фэнтези, а без некоторых особенно удачных мрачных фэнтези-историй подобная книга была бы ущербна.
Как бы то ни было, хоррор автора стал известен с первых же его книг на русском языке. Известный сборник «Час Дракона» содержал такие вещи как «Пламень Ашшурбанипала», «Тварь на крыше», «Крылья в ночи» и «Голуби из ада» — не только одни из лучших «страшных» историй Говарда, но — вообще жемчужины в его творчестве! Пару лет спустя в четырёхтомнике издательства «Эридан» вышел сборник «Голуби преисподней», куда также вошли вышеперечисленные рассказы, а также добавился условный «Пиктский цикл», весьма мрачный и атмосферный.
Следующие книги, в которых в основном были ужасы, вышли уже в рамках пятнадцатитомного собрания сочинений Говарда от «Северо-Запада». Первый же том «Чёрный камень» представил как уже ранее публиковавшиеся на русском, так и новые рассказы в жанре хоррор. Эта подборка была повторена почти полностью в серии «Имена ЗФ» в книге под названием «Чёрный Канаан» в 2001 году. Второй «северо-западный» том, «Ночь волка», тоже оказался достаточно мрачным: многие истории, вошедшие в него, представляют собой смесь ужасов и мистики с историко-приключенческой прозой и фэнтези. Заключительным мощным ударом по хоррору стал сборник «Гончие смерти», собравший под одной обложкой малоизвестные «ужасы» техасца.
В рамках восьмитомного собрания сочинений Роберта И. Говарда, предпринятого тем же «Северо-Западом» в 2003‒2004 годах, два заключительных сборника тоже «прошлись» по «мрачняку». В седьмой том «Воин снегов» вошла небольшая, но представительная подборка хоррор-рассказов, а восьмой том «Хозяин судьбы» представил истории так называемого жанра «сверхъестественной угрозы» и мрачные детективы.
И вот, с 2004 года хоррор Говарда не переиздавался массовыми тиражами.
Когда появилась новость о сборнике под названием «Безымянные культы», первым же предположением стало то, что это будет издание на русском оригинального сборника «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard» под редакцией Роберта М. Прайса. Однако эти надежды не оправдались. Кто-то (в том числе и я) мечтал об издании на русском книги «The Horror Stories of Robert E. Howard» под редакцией Расти Бёрка, но продолжает мечтать до сих пор. А «Безымянные культы» собрали под одной обложкой много хоррор-рассказов Говарда, как самых известных, так и нечасто упоминаемых — но уже известных русскоязычному читателю.
Теперь давайте взглянем на наполнение сборника. Открывают книгу хоррор- и мистические фэнтези-рассказы, как то: «Долина червя», «...Delenda Est», «Черви земли», «Долина сгинувших», «Дети тьмы»... Эти произведения сразу представляют фирменный приём Говарда: фэнтези + хоррор. Кроме того, три последние из вышеперечисленных обращаются к теме «маленьких людей», так любимой «техасским мечтателем». Начатые в «Детях тьмы» сказания об ужасах далёкого прошлого, прорывающихся в настоящее, продолжают следующие два рассказа: «Погибель Дермода» и «Каирн на мысу». Не раз переиздававшаяся у нас история «В лесу Виллефэр» служит своеобразным переходом к следующему корпусу текстов.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Перестук костей».
Соломон Кейн, известный путешественник и пуританин, Бич Божий, способный истоптать в поисках справедливости полсвета, вступает на книжные страницы. «Перестук костей» и «Десница судьбы» представляют нам два «европейских» приключения Кейна, не самых захватывающих, где герой становится, в общем-то, всего лишь пассивным наблюдателем творящихся ужасов. Но уж в «Крыльях в ночи», где действие разворачивается в Африке, пуританин представлен во всей красе.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Из глубины».
Далее следует небольшой цикл «морского» хоррора: «Проклятие моря» и «Из глубины». Это хоть и ранние рассказы ужасов Говарда, но в них уже чувствуется рука будущего мастера. Сюжет «Народа Чёрного побережья» тоже связан с океаном, притом в произведении ощущаются лавкрафтовские мотивы (правда, без Дагона и Глубоководных). Незатейливая «Последняя песнь Казонетто» стоит несколько особняком — источник ужаса в ней довольно оригинален, у Говарда больше ничего подобного нет.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Дети Ночи».
Цикл о Джоне Кироване и его друзьях представлен в книге почти полностью. «Дети Ночи», «Не рой мне могилу», «Повелитель кольца», «Дом, окружённый дубами» (в «посмертном соавторстве» с Августом Дерлетом) и «Живущие под усыпальницами» — это одни из лучших мрачных рассказов Роберта И. Говарда. И если первый рассказ в цикле вряд ли можно назвать отличным (это была первая попытка техасца писать «Мифы Ктулху», в которой, однако, больше подражания Джеку Лондону и собственных размышлений Говарда, чем Лавкрафта), то с течением времени автору удалось привнести в цикл замечательную мрачную атмосферу и мотивы Космического Ужаса (менее всего это заметно, пожалуй, в «Повелителе кольца»). Неудивительно поэтому, что далее в книге идут «Мифы Ктулху» Говарда.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Пламя Ашшурбанипала».
«Пламя Ашшурбанипала», «Чёрный камень» и «Тварь на крыше» — пожалуй, эти вещи техасца, написанные под бесспорным влиянием старшего коллеги Лавкрафта, стали самыми известным его вкладом в «ктулхиану». Стоит отметить, что бытует мнение, согласно которому «Чёрный камень» является лучшим нелавкрафтовским «Мифом Ктулху». Также интересно, что первоначально «Пламя Ашшурбанипала» было написано как чисто приключенческий рассказ, и никаких Тварей в этом тексте не было.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Чёрный Канаан».
Подхватывают эстафету страха истории, написанные в так называемом жанре «сверхъестественной угрозы»: «Пришелец из Тьмы», «Чёрный Канаан», «Луна Замбибве»... Первая посвящена египетской теме, действие остальных двух разворачивается среди тёмных сосновых лесов южных штатов Америки. О «Чёрном Канаане» восхищённо отзывался Лавкрафт — и вполне заслуженно! Жаль, что он не читал следующих далее в книге «Голубей ада» — это явный фаворит среди всего хоррора, написанного «техасским мечтателем». А по мнению автора этих строк, это вообще лучшее произведение, вышедшее из-под пера Говарда.
Иллюстрация Грэга Стейплза к рассказу «Голуби из ада».
Закрывающие книгу рассказы оказываются довольно-таки разными и по стилю, и по сюжетам. Первые два принадлежат к раннему этапу творческой биографии автора: «Тень Зверя» рассказывает ещё об одном ужасе, таящемся где-то среди тёмных сосновых лесов, а «Змея из ночного кошмара» переносит нас в африканское поместье белых. «Сердце старого Гарфилда» и «От любви к Барбаре Аллен» написаны позже и представляют собой своеобразные легенды Дикого Запада с налётом мистики.
Действительно, большая часть лучшего хоррора в «Безымянных культах» есть. Но за бортом остались не менее интересные истории. Например, коли уж есть «Долина червя», то неплохо было бы вспомнить и ещё один «страшный» рассказ о Джеймсе Эллисоне — «Сад страха» (в нём хоррора даже больше). «В лесу Виллефэр» «добить» бы вторым рассказом о де Монтуре «Когда восходит полная луна», а к двум историям о городе Фаринге присовокупить «Беспокойные воды». Забыты и детективы Говарда, а между тем в цикле о Стиве Харрисоне есть чем поживиться (хотя бы лучшим произведением под названием «Кладбищенские крысы»). Кроме того, без внимания остались не входящие в циклы интересные жуткие рассказы писателя, как то: «Прикосновение смерти» и «Голос Эль-Лила», «Ужас из кургана» и «Чёрные когти», «Человек на земле» и «Гончие смерти», «Мёртвые помнят» и «Дом Арабу»... Будем надеяться, что в будущем у нас будет возможность увидеть и эти произведения в подобном же сборнике.
Остаётся ещё только сказать о переводах. Некоторые тексты переведены заново, и, надо сказать, достаточно хорошо. Отдельные произведения вновь пересмотрены переводчиками и улучшены. Как самый яркий пример — «Голуби ада», во всех прежних изданиях которых (возможно, за исключением одного — один перевод я пока не нашёл и не сверил с оригиналом) был опущен один диалог персонажей; в данном издании он восстановлен. С другой стороны, перепроверка велась не слишком тщательно: в «Червях земли», переведённых Владимиром Карчевским, как и в начале 1990-х, до сих пор пять глав вместо шести. Но это, впрочем, мелочь — текст рассказа представлен всё-таки весь.
Так что сборник хоррор- и мистических рассказов Роберта И. Говарда «Безымянные культы: Мифы Ктулху и другие истории ужаса» можно охарактеризовать так — книга, которую давно ждали. И это отлично, что она вышла! Надеюсь, она заинтересует читателей, ибо «техасский мечтатель» совершенно точно достоин того, чтобы его знали не только как автора Конана.
Завершим же мы цитатой ещё одного известного техасского писателя, который очень любит и восхищается творчеством своего земляка и старшего коллеги:
У него [Роберта И. Говарда] всегда получалось лучше, когда он писал о... невидимых ужасах; вещи, которых мы боимся, могут находиться под кроватью, или в темноте, или за пределами нашего понимания. Хоррор-рассказы — мои абсолютные фавориты среди его работ... он привнёс элементы ужаса во многие другие истории, включая и самое известное своё творение — Конана. Его способность писать ужасы придала очень много другим его произведениям.
Джо Р. Лансдейл
В оформлении статьи использованы иллюстрации Грега Стэйплза, созданные для сборника «The Horror Stories of Robert E. Howard».
Внезапным образом прояснилась ситуация с хоррором «Невеста», съёмки которой идут полным ходом. Оказывается, в производстве находятся ДВА хоррора под названием «Невеста» с практически идентичными завязками, которые выходят в один год. Один делает кинокомпания «Вольга» по сценарию Марины и Сергея Дяченко. Второй – режиссёр Святослав Подгаевский по собственному сценарию. Чтобы не путаться, лучше их условно обозначить «Невеста Д» (в честь сценаристов) и «Невеста П» (в честь режиссёра).
Итак, для начала про «Невесту Д»:
Сценарий для фильма написали известные писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко («Обитаемый остров», «Он – дракон»), именно они переработали идею креативного директора «Вольги» Николая Митропольского. Кто будет режиссёром пока не объявлено, кто будет играть в фильме – тоже, выход фильма намечен на следующий год
Сюжет основан на действительно существовавшей на Руси схеме свадебных обрядов и верований: невеста во время свадьбы считалась умершей для своей семьи и родных. Невест оплакивали, им запрещалось общаться с родными до завершения обряда, лица им закрывали покрывалом. И в это время невеста была особенно близка миру духов... Главная героиня фильма приезжает вместе с женихом в его родную глухую деревню, чтобы познакомиться с его бабкой – местной провидицей. На месте у девушки вдруг начинаются виденья – ей являются духи и всяческие необъяснимые кошмары. Со временем она начинает подозревать, что всё это не просто так...
А теперь про «Невесту П»:
Режиссёром фильма числится Святослав Подгаевский («Пиковая дама: Чёрный обряд»), он же написал сценарий. Играют в фильме Виктория Агалакова, Вячеслав Чепурченко, Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Валерия Дмитриева и Виктор Соловьев.
Продюсерами выступают Владислав Северцев, Дмитрий Литвинов и Заур Болотаев. Съёмки пройдут в Москве и Московской области, а выхода запланирован на весну 2017-го.
Главная героиня Настя приезжает вместе с женихом Иваном в его родной город, чтобы познакомиться с будущими родственниками. Но на месте родные жениха ведут себя как-то странно, повсюду находятся пугающие девушку фотографии, вдобавок ещё и жених куда-то исчезает, а саму невесту начинают готовить к какой-то непонятной предсвадебной церемонии...