Генрих Альтов отзывы

Все отзывы на произведения Генриха Альтова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 183

  Страницы:  1  2 [3] 4 

«Богатырская симфония»
–  [ 3 ]  +

Baskk, 11 января 2023 г. в 13:50

Рассказ больше философский, чем фантастический, но такого лиризма, оптимизма и возвышенной атмосферы в современных произведениях не найти. Это творение СОВЕТСКОЙ фантастики, которая так верила в счастливое будущее

Оценка : 7
«К взлёту готов!»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 23 ноября 2022 г. в 17:20

Если в первом рассказе этого небольшого цикла я увидел азимовские мотивы, то здесь почувствовал нечто брэдбиеровское. Действительно, Брэдбери был мастером причудливых сочетаний вымышленных ситуаций, создающих особую, неповторимую атмосферу. Альтов как раз и подхватил эту атмосферу, создав интересный и немного печальный рассказ. Космический корабль обладающий собственным разумом вне заложенной в него программы, выглядит очень трогательно. Проходят годы, научно-технический прогресс мчится вперед, отметается все устаревшее и ненужное, а корабль живет своей обособленной, никем не замечаемой жизнью. Когда-то он был востребован, люди ценили и может быть даже любили его, но время пронеслось и сейчас кораблю нашлось место лишь в пустынном малопосещаемом уголке. Так бывает и с человеком, когда ты в зените славы все восторгаются тобой, когда в тебе не заинтересованы, то проходят мимо даже не поздоровавшись.

Помню я испытывал подобное чувство жалости в детстве, когда прочитал у Булычева «Гай-До» с чем-то похожей историей, возможно поэтому меня и тронул этот рассказ. Кроме того вопрос обнаружения в машине чего-то человеческого всегда очень интересен и фантасты всегда с удовольствием этим пользуются, создав немало увлекательных произведений. Данный рассказ для меня не выпал из этого числа, так что зачет.

Оценка : 8
«Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 10 октября 2022 г. в 18:10

Он был храбр, капитан «Изумруда». И эта храбрость рождалась не безрассудством, а чувством долга-помочь раненному товарищу и передать людям Земли Знание. Знание же является одной из главных целей жизни людей будущего, так считает Генрих Альтов, также считают многие современные ему писатели-фантасты. Эти несколько высокопарные слова отражают стилистику рассказа выраженную в аналогичном возвышенно-пафосном литературном изложении. Но здесь пафосность вовсе не означает дешевую степень излишества, с ее помощью автор обращается к эмоциям читателей, вызывая чувство возвышенной гордости перед поступком настоящего Человека.

Важно уметь распознавать действительно талантливое произведение и уметь отличать его от штампованной банальности. Безошибочным индикатором служит влияние оказываемое текстом на читателя. И вот эта лакмусовая бумага говорит мне, что рассказ великолепен и особенно в отражении общей канвы этого небольшого цикла. Взорвавшаяся в рассказе сверхновая излучает в пространство громадную энергию, такую же величину энергии излучает и сам рассказ, задача читателя правильно принять ее и распределить по полочкам своей души. Система ценностей однозначна во все века, поэтому героизм, самопожертвование, осознание цели жизни являются одними из самых важных понятий для настоящих людей. Альтов показывает этих людей в будущем, читатели на мой взгляд должны искать их в настоящем. В этом заключается миссия подобных произведений, этому с успехом соответствует и данный небольшой рассказ.

Оценка : 9
«Генеральный Конструктор»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 05 октября 2022 г. в 18:01

В 60-х годах прошлого века еще ничего не знали о виртуальной реальности, однако автор вложил в основу рассказа именно это понятие. Правда здесь подразумевается не совсем то, что мы сейчас понимаем под данным термином, ведь подобная реальность нам дается в готовом виде в различных симуляторах, тогда как в рассказе генеральный конструктор создавал ход событий силой своей мысли. Но во всех случаях получается некий иллюзорный мир, где человек может реализовывать самые различные интересы в зависимости от своих наклонностей. Вот конструктор и использовал свои мыслеформы в научных целях.

Стоит сказать, что для времени своего написания идея рассказа весьма неплоха. Цепочка передачи мыслеобраза в структуру биотока с последующим преобразованием в программу памяти для машины тогда наверное была очень оригинальна, да и сейчас представляет собой определенный интерес для жанра фантастики. Альтов облачил все это в форму деятельности во имя прогресса, это было типично для советской фантастики, да собственно почему бы и нет. Доводы разумны, результат получен и кстати в не совсем традиционной для той же советской фантастики форме. Я был готов готов получит однозначный ответ о преимуществе творческой силы живого человека перед машинным алгоритмом, однако не тут то было. Впрочем автор ничуть не умаляет людские способности, он только отдает должное научно-техническому прогрессу, призванному помогать человеку в его деятельности. Неплохой рассказ, с довольно живым наполнением как в пользу увлекательности, так и в пользу интеллектуального осмысления предлагаемой научно-фантастической идеи.

Оценка : 7
«Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)»
–  [ 3 ]  +

Ctixia, 12 апреля 2022 г. в 22:38

Теперь я понимаю, почему в скобочках у названия этого рассказа указывается «Легенда XXV века». Весь текст написан таким возвышенным языком мифов и преданий, как рассказ о нечто очень древнем и старом, что дошло до нас сквозь века. Местами даже Библию напоминало.

Эта патетичная легенда вещает о некоем корабле, жестко приземлившемся на планете у новой звезды. Один член корабля погиб, второй ранен, и лишь капитан невредим. Корабль вроде как пережил падение без потерь, и даже готов улетать обратно, но раненый товарищ не переживет перегрузок... А тем временем назревает взрыв сверхновой. Тяжелый выбор у капитана — оставить раненого или умереть вместе. Однако грустная романтичность и преданность дружбе перерастает уже в другой выбор.

Оценка : 7
«Гадкие утята фантастики: Пятьдесят идей Александра Беляева»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 12 января 2022 г. в 21:44

Третья аналитическая статья советского писателя-новатора Альтова посвящена в этот раз творчеству моего земляка Александра Беляева. Сформулировав в предыдущих статьях два подхода к написанию фантастики — «материальный» жюльверновский и «идеальный» уэллсовский, — автор задается вопросом: а к какому из них можно причислить беляевский? И приходит к выводу, что советский фантаст с успехом сочетал в себе оба метода. Но, главное, он выбирал те идеи, которые были интересны по своим результатам или влиянию на общественное сознание. Не зря ведь посредственный хирург Керн проводит опыты по оживлению человечьих голов вдалеке от любопытной парижской богемы, а его талантливый южноамериканский коллега Сальватор (т.е. спаситель) создает будущего покорителя океанских просторов Ихтиандра вдали от цивилизованного мира с его небоскребами и залитыми светом авеню. Наука требует сосредоточенности и тишины, она не терпит шумной рекламы и хвастливой бравады. В ней нужно думать, а потом уж действовать. Бездумной науки вообще не бывает на свете. Зато ее открытия становятся заметной частью нашей жизни. Они проходят непростой и тернистый путь от явного пренебрежения к полному признанию. И путь этот вовсе не очевиден: очень долго он кажется непроходимым. В 30-е годы прошлого века «оживление» голов казалось настоящей фантосмагорией, граничащей с крайне неприличной шуткой, зато сегодня, через 100 лет, даже в России появились фирмы, хранящие целый банк замороженных голов, хозяева которых надеются таким образом избавиться от своих неизлечимых болезней. Я уверен, что лет через 50 такой же явью станет и создание homo aquaticus (человека морского), покорителя океанских глубин, образ которого будет списан с беляевского Ихтиандра. Посмотрите прилагаемую к статье таблицу и убидитесь, что писатель был настоящим практиком: он создавал только правдивые прогнозы научно-технического развития, которые были обусловлены либо практической необходимостью, либо общественной потребностью, но никак не были привязаны ко времени. Превращение из фантастики в реальность могло произойти через сто лет, а могло и завтра. Беляев был бОльшим практиком, нежели Верн с Уэллсом, ибо жил в стране, которая весьма ценила практическую направленность научных исследований. Поэтому все его прогнозы сбудутся. Не сегодня, так в ближайшем будущем.

Оценка : 7
«В эпицентре дискуссии»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 10 января 2022 г. в 21:37

Это не сама статья о Тунгусском диве, а всего лишь предисловие к ней, где авторы объясняют причины ее написания. Она явилась посильным вкладом писателей в т.н. экспедицию к Неведомому. Первым был известный исследователь Кулик, отправившийся в свое путешествие еще до войны, а потом стало не до экспедиций. И вот в 60-х годах прошлого века они возобновились опять. Правда, организующего начала у них не было: большей частью это были «самостийные» сборища со слишком претенциозной целью — чуть ли не установить контакт с разбившимся в тайге инопланетным звездолетом. Неудивительно, что пригласили именно фантастов: кого еще могли «зацепить» подобные фантазии? Серьезных исследований феномена было крайне мало, как и толку от них — никаких значимых открытий сделано не было. Но авторы хотя бы постарались привлечь внимание к проблеме...

Оценка : 6
«Ослик и аксиома»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 05 января 2022 г. в 20:49

Данный рассказ, как и два предыдущих («Опаляющий разум» и «Шальная компания») — это не фантастика в узком смысле того слова, а философские размышления на фантастическую тему. Впрочем, фантастической она является только в наше время, а через 50 лет вполне может стать обыденностью. И тогда все выводы автора будет очень легко проверить. А пока читателю предлагается возможность напрячь свои извилины для решения очередной философской проблемы: каким образом технологии будущего проникают в нашу реальность и насколько они соответствуют тому требованию, что их породило? Главный герой рассказа, самодеятельный изобретатель по прозвищу Антенна, работает на игрушечной фабрике и в свободное от занятий время конструирует «невозможные» игрушки, которые в будущем должны стать основой для новой технологии. Таковыми, в частности, являются ферромагнитные фигурки, меняющие свою форму в зависимости от конфигурации внешнего магнитного поля: сейчас они выглядят как известный всем по сказкам Милна ослик Иа, а буквально через секунду превращаются в современный истребитель или что-нибудь иное. Используя такую технологию, земляне легко могут достичь соседних звезд, перестраивая свои звездолеты в соответствии с насущной необходимостью. Нечто похожее мы уже читали в неоконченной повести «Третье тысячелетие», где речь шла о «сборных» кораблях, курсирующих на юпитерианских трассах. Свою внешнюю оболочку они также строили из распыленного в космосе вещества. Это позволяло сильно экономить на старте и финише, освобождаясь от совершенно лишней инертной массы. Вот к каким технологиям в будущем могут привести обычные ферромагнитные игрушки! Вообще нужно сказать, что Антенна — весьма нестандартный изобретатель. Даже радиоприемники, с которых он начинал свою деятельность, были весьма необычными — то крошечными, как маковое зернышко, то огромные, размером с целую комнату. Форма тут была лишь той оболочкой, которая подстраивалась под текущую задачу. Совсем как звездолет будущего. Но главное содержимое этих механизмов существенно различается, и определить их можно только с известной степенью неопределенности. Вспомним, с чего начинались первые телевизионные системы — с обычной детской игрушки под названием калейдоскоп. Абстрактный узор из цветных стекол заменили на упорядоченную последовательность картинок, которые быстро сменяли друг друга при каждом обороте рабочего колеса, создавая иллюзию движения. Так появился кинематрон — предвестник современного киноаппарата. Отсюда развитие пошло сразу в двух направлениях — в сторону современного кинематографа и в сторону телевидения. Для последнего пришлось использовать еще пару известных технологий — технологии радио и стробоскопии. Сейчас о том, что две серьезные отрасли общепланетной культуры появились из невинных детских игрушек, уже практически никто не помнит. Выходит, что наше будущее всегда можно узреть в руках наших детей? Как знать, как знать... Автор лишь бросил в почву зерно раздора, а что из него вырастет — зависит от «извращенности» пытливого разума таких вот «антенн». Кстати, методика разработки новых технологий — вовсе не фантастика, а вполне реальная наука, которую сам автор назвал теорией разработки изобретательских задач (ТРИЗ). Устами своего героя он просто доводит ее азы до массового читателя, чтобы она стала привычной и обычной в том самом будущем, о котором так мечтает каждый из нас.

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о необычном изобретателе, использующем в своей работе методы далекого будущего. Кстати, его идея о постоянном обучении летящего к звездам экипажа вовсе не лишена здравого смысла — ее просто нужно довести до ума с учетом технологий будущего (гипнопедия, к сожалению, не выдержала испытания временем).

Оценка : 8
«Порт Каменных Бурь»
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 01 июня 2021 г. в 22:23

Лишь просматривая местную страницу автора я сообразил, что отголоски его полускандальной славы (как создателя «теории решения изобретательских задач») до меня уже доходили. Да и какую-то другую его фантастику я когда-то давно, несомненно, читал.

Альтовский рассказ произвёл на меня впечатление, но не такое, какое тщился произвести создатель. Живо себя представляю: величайший теоретик планеты Земля спорит с астрофизиками. Раскрывает истинную природу квазаров, аргументирует искусственность шаровых скоплений, рассказывает про влияние медленности света на то, каким мы видим Млечный Путь. А после пары стопок водки доказывает, что сверхразум прямо-таки обязан остановить разбегание галактик. Стороны, ясное дело, остаются каждая при своём мнении. Великий теоретик пытается тиснуть статью в научно-популярный журнал (а то и в исследовательские, кто его знает). Исход немного предсказуем. И тут он вспоминает… ба, а ведь мы с женой — ещё и писатели-фантасты! Остаётся придумать бесстрашного Зороха, опоясать каменный шар каким-то кольцом и мир может невозбранно знакомиться с очередным выбросом теорий Альта. Напоминаю, что изложенное в данном абзаце является лишь моими (Incnis Mrsi) домыслами.

С точки зрения литературы эта писанина не представляет никакой ценности.

Оценка : 3
«Генеральный Конструктор»
–  [ 3 ]  +

Kabasha, 06 февраля 2020 г. в 21:33

Еще один привычный для советской фантастики того времени рассказ о торжестве человека над техникой, а точнее даже о торжестве человеческого разума над ограниченностью человеческого тела. Мысль сильнее всего, сильнее любой техники, ибо техника создана этой мыслью.

Произведение пронизано юношеским задором от приближающегося покорения космоса, открытия далеких планет и полетов к неизведанным звездам. Но интересно скорее не это, а поднятая в нем диалектика техники и разума, запрограммированного и непредсказуемого. И рассказ – это отличный повод вновь подумать и порассуждать на эту тему.

Оценка : 7
«Полигон «Звёздная река»
–  [ 3 ]  +

Kabasha, 06 февраля 2020 г. в 21:12

Типичный пример советской фантастики времен победившего коммунизма. Рассказ, в котором слишком много всего. Слишком много надуманной проблематики, слишком много прямолинейного действующих персонажей, слишком банальна проблема выбора, как бы не пытался усложнить ее автор. Впрочем, спишем это не особенности времени.

На самом деле рассказ может быть интересен совсем с другой стороны, казалось бы на первый взгляд, необычной. Квинтэссенция произведения – это рассказ секретаря совета и ученого. И вот здесь вполне можно наблюдать поединок логики и эмоций, схоластики и патетики. На мой взгляд, сегодня рассказ становится наиболее интересен именно с этой точки зрения, потому как все восемь миллиардов людей (по-видимому, коммунистов в душе) как один в едином порыве выключили все, что могли… И даже больше.

Оценка : 6
«Правило Юрьева»
–  [ 3 ]  +

Kabasha, 05 февраля 2020 г. в 14:02

Микрорассказ о студенте Юрьеве, который может быть участи поучителен, отчасти юмористичен и отчасти познавателен тем, кому интересен рентген, трубка Крукса и прочее. Много писать про рассказ не выйдет, ибо он совсем крошечный. В целом же, прочтение доставило несколько приятных минут с улыбкой на лице. Значит произведение хорошее. Как-то так.

Оценка : 6
«О теории решения изобретательских задач»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 17 января 2019 г. в 21:29

Да, есть, оказывается, такая теория, уважаемый потенциальный читатель. И это не набор неких теоретических постулатов — как можно было бы подумать, а вполне себе чёткая методология и структурированный комплекс более чем конкретных методик, позволяющих — да, именно ИЗОБРЕТАТЬ. То бишь — получать новые знания — фактически «из воздуха».

А-бал-ден-но интересная штука. С массой практических приемов и полезных правил. Ежели ты слышишь об этом впервые, уважаемый потенциальный читатель — то напрягись, давай. Подумай — сколько и чего ты упускаешь. Может — так вся жизнь мимо и пройдёт

Оценка : 10
«Судьба предвидений Жюля Верна»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 24 мая 2018 г. в 11:20

Для начала 60-х, когда научно-технические идеи еще интересовали любителей фантастики, а Жуль Верн твердо считался писателем-фантастом, очерк получился совсем неплохим. Даже сейчас поражает объем перелопаченной информации для составления таблички идей, которым дал жизнь знаменитый писатель. Да и комментарии Альтова к приложенной табличке, несмотря на более чем полувековую давность, местами весьма интересны.

Нынче ориентиры в фантастической литературе несколько изменились — в ходу произведения приключенческие, юмористические, сказочные, в крайнем случае социальные, но никак не твердая фантастика. А Жуль Верн, один из основоположников этого жанра, превратился для большинства читателей в просто хорошего беллетриста, чьи приключенческо-познавательные книги до сих пор прекрасно читаются. Вот так и статья Альтова — сегодня она воспринимается всего лишь как некий любопытный документ той эпохи. И не более....

Оценка : 6
«Подводное озеро»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 16 января 2017 г. в 01:12

Ну не даром такой рассказ был напечатан в научно-популярном журнале. Это стопроцентная научная фантастика. Очень познавательная. И с отличной подачей материала в виде милицейского дела. История перед нами раскрывается при прочтении протоколов, докладных записок, рапортов и других материалов дела. Для тех кто любит узнавать что-то новое и расширять свой кругозор.

Оценка : 7
«Тайна тройного удара»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 15 января 2017 г. в 19:32

Было интересно. Я начал периодически перечитывать советскую фантастику. Что-то с ностальгией узнавал(читал в детстве или юности). А что-то, как эту повесть, прочитываю в первые. И на мой взгляд это не плохое произведение, но для своего времени. Оно относится к тому разряду произведений которые если вырвать из своего промежутка времени, то они не цепляют. Легкая ностальгия и грусть. Да и то только у тех кто знает что такое СССР и ратный труд во имя победы коммунизма и мира во всём мире. Всему своё время, хоть это и спорное утверждение, но здесь без вариантов.

Оценка : 6
«Создан для бури»
–  [ 3 ]  +

mac_mac, 31 декабря 2012 г. в 20:42

Главный вопрос, который меня занимал, когда я читала этот рассказ: как определить, вовремя ли создано изобретение или с опозданием? На этом вся теория рассыпается.

Оценка : 7
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

zohcain77, 22 августа 2012 г. в 23:00

Альтов оставил в фантастике двойственный след. Его ранние пафосные рассказы мог написть даже школьник. Они были простые и понятные. В них нет особого литературного мастерства. В детстве я тоже читал их с удовольствием, дух времени они передавали, но были и другие, не менее достойные писатели. Альтов же, возомнив себя великим талантом, в рассказах которого бьётся «Пепел Клааса» пробивался в фантастику по костям других, не худших писателей. Он организовал банду сомнительнах школьников в ДДК и затеял хамскую акцию с «Гриадным крокодилом», опорочив пионера советской космооперы А. Колпакова. Второй жертвой стали Емцов и Парнов. Еремей Парнов, дважды лауреат премий Еврокона (1976, 1984), автор знаменитого «Ларца Марии Медичи», по уровню литературного мастерства стоит на голову выше Альтова, который, кроме сомнительных изобретений в своих рассказиках ничего для литературы не оставил, а всё литературное наследство Альтова, если отбросить написанное с В. Журавлёвой, уместится в тоненькой книжечке, объёмом в 250 страниц? Так можно ли Еремея Парнова назвать графоманом?

Оценка : 9
«Машина смеялась...»
–  [ 3 ]  +

god54, 06 августа 2012 г. в 15:23

Вполне интересное философское размышление автора об естественном и искусственном интеллекте, которое имеет логичное обоснование. С ним можно спорить или соглашаться, приводить аргументы за или против, можно увлечься собственными рассуждениями... Но, литературного произведения нет, с его приключенческой или мелодроматической сюжетной линией, которая порой превышает все иные достоинства фантастической гипотезы.

Оценка : 6
«Двадцать лет спустя»
–  [ 3 ]  +

god54, 05 августа 2012 г. в 11:25

Как поучительный рассказ для детей, как попытка научить смотреть на мир под углом нового — конечно, да. Как литература — конечно, нет. Странное сочетание не правда ли? Но тогда именно так смотрели на фантастику.

Оценка : 4
«В полночь»
–  [ 3 ]  +

god54, 05 августа 2012 г. в 10:49

С большим трудом это произведение можно назвать рассказом, ибо это обычное рассуждение автора о возможности введения в науку совершенно нового принципа диагностика организма человека и небольшим, подчеркну небольшим, но существенным политическим замечанием по принципам финансирования науки в СССР и в Великобритании. Чисто технический подход к литературе, когда идея всё, а литература — ничто.

Оценка : 4
«Опаляющий разум»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 21 июля 2012 г. в 21:39

Прекрасный образчик советской научной фантастики 60-х: хороший язык и обязательные одна или несколько идей или проблемных мыслей. Сейчас, может быть, несколько устаревших и чуть наивных, но все еще любопытных. Можно, конечно, заметить, что та же идея искусственного развития интеллекта и всяческих вытекающих из этого проблем совсем не оригинальна в современной фантастике и не раз обыгрывалась гораздо интереснее. Но обратите внимание на год публикации рассказа — 46 лет назад...

Недостаток у рассказа, в общем-то, традиционный для таких вещей: практически весь его текст занимает раскручивание поднятых в нем идей и на хоть какую-то «бытовую» увлекательность (помимо увлекательности идей), увы, места абсолютно не остается..

Оценка : 7
«Сокровища погибшего корабля»
–  [ 3 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:49

Никакого пафоса. Просто история про обычных людей, увлеченных своим делом. Лозунги им произносить некогда.

Оценка : 7
«Триггерная цепочка»
–  [ 3 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:41

Был это сбой? Или осмысленная уступка человеку, для готорого выигрыш так важен? Решайте сами.

Оценка : 10
«Баллада о звёздах»
–  [ 3 ]  +

god54, 05 августа 2011 г. в 19:41

Ну, если Манифест коммунистической партии пронизан поэзией, то просто нет слов. А также дальнейшее изложение теории марксизма-ленинизма в виде литературных обобщений, выводов и новаций просто раздражает. Как это все нас достало в советское время.Но в целом написано хорошо, и, если убрать затянутости, идеологические составляющие, то могло бы получиться неплохое произведение.

Оценка : 6
«Ничего нет прекрасней Земли…» (круглый стол «Юного техника»)»
–  [ 3 ]  +

Евгений Борисов, 19 ноября 2010 г. в 01:14

Фантасты беседуют о «вечных» темах, поэтому беседа ни в коем случае не устарела. Большая часть из сказанного верна и актуальна и сегодня, и новые фантастические произведения создаются наверное как-то схоже с описанным. Интересный «Регистр идей» описал Г. Альтов — мне он сразу напомнил картотеку, в которой Жюль Верн хранил и собирал информацию о новых открытиях в науке и технике.

Оценка : 8
«Создан для бури»
–  [ 3 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 21:20

Классическая научно-техническая фантастика с детальной проработкой и обоснованием технического решения достижения больших скоростей на новых принципах движения. Но как рассказ оставляет желать лучшего.

Оценка : 4
«Триггерная цепочка»
–  [ 3 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 20:32

Автор поставил в своем рассказе философскую проблему, что важнее побеждать всегда или нужно иногда и проиграть, если ты человек разумный... Но ответа он так и не дал на свой вопрос.

Оценка : 4
«Машина смеялась...»
–  [ 3 ]  +

alexey1978, 28 апреля 2008 г. в 09:24

Очень интересный рассказ с весьма оригинальной идеей, особенно для шестидесятых годов. Все мы как-то привыкли к мысли, что если уж человеку удастся создать мыслящую машину — то и мыслить она будет как человек. А ведь это может оказаться далеко не так.

Оценка : 7
«К взлёту готов!»
–  [ 3 ]  +

alexey1978, 27 апреля 2008 г. в 21:11

Рассказ очень грустный, если принять на веру разумность космического корабля — выполнившего свою миссию, а после брошенного и всеми забытого. Не имеющего шансов на новые полеты, но все равно ждущего.

Оценка : 5
«Путешествие к эпицентру полемики»
–  [ 3 ]  +

vve, 13 апреля 2008 г. в 18:32

Проблема «тунгусского метеорита»- это одна из самых таинственных загадок 20-го века и естественно многократно обсуждалась как учеными, так и фантастами. Наиболее красивая, можно даже сказать изящная версия, причем достаточно аргументированная принадлежит

Альтову и Журавлевой.

Оценка : 9
«Сокровища погибшего корабля»
–  [ 2 ]  +

Groucho Marx, 27 июня 2023 г. в 09:03

Это самый разочаровывающий рассказ Генриха Альтова из всех, что я читал. В нём нет подтекста, а метафоры слишком прямые, чтобы поднять историю на уровень поэзии (как это просходит в большинстве рассказов Альтова).

Причём нельзя сказать, что рассказ «Сокровища погибшего корабля», он же «Скучный капитан» написан небрежно. Альтов старается не только донести до читателя интересную, как всегда, гипотезу и сделать технологический проогноз, но и развлекает приключениями: кораблекрушение, спуск под воду, короткая робинзонада, спасение в последнюю минуту... Язык тоже не оставляет желать лучшего. Красивый язык, приятный повествовательный стиль, уравновешенный, слегка ритмизированный.

Но! Всего этого недостаточно, чтобы рассказ стал литературой. Приключения в рассказе никак не связаны с личностями героев. Все трудности, которые они преодолевают, приходят извне — налетел шторм, под водой оказались скалы, молнии оказались нестабильны... Характеры персонажей, их образы, существуют отдельно от этих проблем. Это «приключения тела», а не «приключения духа», как в большинстве текстов Альтова.

Вероятно, это один из самых ранних рассказов писателя. «Скучный капитан» милый и занимательный, но стоит на пару ступенек ниже, чем «Создан для бури» и «Богатырская симфония», не говоря уже о блистательных «Легендах о Звёздных Капитанах».

В общем, я посоветовал бы уважаемому olpo70 не ограничивать знакомство с творчеством Генриха Альтова этим рассказом. У этого писателя есть вещи намного более сильные.

Оценка : 7
«Икар и Дедал»
–  [ 2 ]  +

Baskk, 15 января 2023 г. в 06:08

Когда-то (очень давно) этот рассказ вызывал потребность покорить космос, пусть даже ценой собственной жизни. Сейчас горькую улыбку, и даже не ностальгию, а грустные воспоминания об ушедших: времени и поколении.

Оценка : 7
«Может ли машина мыслить?» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 13 декабря 2022 г. в 16:44

На заре эры кибернетики, конструкторы искусственного интеллекта проводили в жизнь свои первые новшества, а писатели-фантасты ставили текущие и потенциальные вопросы, касающиеся взаимоотношений машины и человека. Цикл как раз и посвящен подобной проблематике. Что-то новое и неожиданное для того времени сейчас кому-то возможно покажется наивным и может быть даже примитивным, но тем не менее данные коротенькие рассказы как раз и составляют то, что мы сегодня называем «золотым веком» советской фантастики. Небольшой объем рассказов позволяет только коснуться того или иного вопроса, но ведь важно не только дать ответ на вопрос, но и правильно его поставить. И вот такая постановка я считаю Альтову вполне удалась.

Человек как творение Бога или Природы (кому как угодно) способен к самостоятельному мышлению. По этой же логической цепочке фантасты наделяют машины, как творения рук человеческих, такой же степенью независимости. И в цикле это касается не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. В «Триггерной цепочке» машина способна не только великолепно играть в шахматы, но может и пожалеть противника, а звездолет из следующего рассказа едва «завидев» астронавта, готов лететь с ним в Звездный Мир. Также могут иметь место быть и юморные коллизии из «Первого контакта», а также парадоксы, неожиданные для человека, но очень естественные для искусственного интеллекта, как это было в «Странном вопросе». Как видно Альтов в цикле оказался весьма разнопланов в рамках выбранной тематики.

И в последнем рассказе автор подводит итог, что в общем-то нельзя сравнивать машину и человека в смысле наделения роботов людскими атрибутами. Если искусственный интеллект и может мыслить и чувствовать, то это возможно принимает формы непонятные человеческой структуре мышления. Что ж, для нашей системы логики этот вывод законен, Альтов своими научно-фантастическими примерами в цикле наглядно это показал, за что ему и спасибо.

Оценка : 7
«Машина смеялась...»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 03 декабря 2022 г. в 17:08

Этот рассказ представляет собой как-бы итоговый вывод из сказанного автором во всем цикле в целом. В самом деле, ставя перед собой вопрос: «Может ли машина мыслить?» мы подходим к возможным ответам со своей человеческой логикой, сложившимися понятиями и представлениями. Но Альтов в рассказе совершенно справедливо замечает, что человек и машина-разные объективные категории и соответственно процесс гипотетического мышления машины будет совершенно другой. Поэтому мы и не можем подходить со своими мерками к такому понятию как разум машины.

Что же касается рассматриваемой в рассказе эмоциональной сферы искусственного интеллекта, то здесь вообще трудно даже что-либо предположить. Даже сам человек в разных ситуациях может выказывать различные эмоциональные реакции по отношению к одному и тому же событию. Это зависит от обстоятельств, настроения, здоровья и так далее. Что же говорить тогда о машине, вот поэтому и экспериментальная установка в сюжете вела себя по непонятному капризно. Для человека подобные действия были нелогичны, но кто скажет наверняка какая подобная логика у машины? И в этой связи Альтов очень здорово сказал о фантастической возможности чувственной реакции кибернетического устройства на процесс намагничивания или изменения самоиндукции. Когда у нас высокая температура, наш эмоциональный фон резко снижается, вот и для машины снижение напряжения может вызвать нечто подобное.

Все сказанное безусловно лежит в области фантастики, но лично я тем фантастику и ценю, что она дает возможность для подобных рассуждений, помогающих избежать закостенелости интеллекта и воображения. В этом смысле данный рассказ однозначно очень хорош.

Оценка : 8
«Странный вопрос»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 30 ноября 2022 г. в 17:24

С началом развития кибернетики, писателей-фантастов стал интересовать вопрос о проблеме взаимоотношения человеческого и машинного разума. Мы привыкли к тому, что наше мышление нестандартно, в смысле возможности выхода за рамки установленных стереотипов. Для машины данные рамки определяются заложенной в нее программой, преодолев которые груда железа приобретает уже статус некой одушевленности. Данное утверждение конечно же относится к области фантастики, но мы собственно эту фантастику у Альтова и читаем.

В рассказе человек и машина представляют собой два противоположных полюса, каждый из которых считает себя объектом независимым и самостоятельным. Как создатель кибернетического механизма конструктор понимает, что его детище не может обладать собственной индивидуальностью, правда здесь имеется одно «но». Мы забываем, что большинство людей также считают себя созданиями более высшего разума: в религии-это Бог, в эзотеризме-Абсолют и так далее. Тем не менее человек, считающий при этом себя существом самостоятельным, пытается выносить свои суждения не только о возможности существования этого самого высшего разума, но и о его качествах. Вспомните хотя бы знаменитые доказательства существования Бога у Канта. Вот и в рассказе машина также ставит для себя подобный вопрос: «Может ли человек мыслить?». Именно таким образом Альтов, в общем-то незатейливой форме, довольно остроумно отразил самостоятельно мыслящий механизм, способный формулировать проблемы. В итоге мы наблюдаем творение рук человеческих покусившееся на «божественность» своего создателя. Очередной рассказ цикла отражает еще один нюанс вопроса мыслящих машин и полностью соответствует идее всего цикла в целом.

Оценка : 6
«Триггерная цепочка»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 06 ноября 2022 г. в 17:13

Машина и эмоции. В практической жизни человека этот вопрос никогда не затрагивается, а вот в научной фантастике эта тема довольно популярна. Сразу вспоминается знаменитый азимовский цикл о трех законах робототехники с прекрасным рассказом «Лжец» на эту тему. Альтов в этом небольшом рассказе не высказывает прямой причины случившегося, ведь непонятно, выход из строя триггеров явился технической причиной проигрыша машиной партии или следствием какого-то рода чувственности. Не надо спешить называть нелепым наличие какого-либо набора эмоций у бездушного железного робота. Если система имеет способность самоорганизовываться, то в электронном мозгу вполне может возникнуть желание быть подобным человеку со всеми присущими атрибутами и это кстати также очень хорошо показывается у Азимова. Да и известная книга Велтистова, вместе с замечательным фильмом «Приключения Электроника», очень хорошо в незатейливой форме рассматривает эту идею. Очень было трогательно видеть у электронного Сыроежкина желание стать человеком и как итог мальчишка научился плакать и смеяться.

А свою очередь, человек как создатель электронного «Я», также пытается найти у своего детища идентичные черты. Поэтому не стоит быть сильно критичным к Альтову, ведь если задуматься, то и у многих людей эмоциональные реакции носят по сути механический характер как примитивный рефлекс на раздражитель. Так что рассказ весьма неплох, в том числе и как стимул задуматься над подобными вопросами.

Оценка : 7
«Сокровища погибшего корабля»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 08 октября 2022 г. в 17:51

Ну что ж, это типичный образчик крепкой советской научной фантастики. Судите сами, здесь присутствует любопытная научно-фантастическая идея представленная в виде ручных шаровых молний, в наличии экстремальная ситуация переходящая в катастрофу, ну и наконец традиционная стойкость духа и взаимовыручка людей. Все составляющие для отличного рассказа налицо и Альтов не преминул ими воспользоваться.

Кравцов в сюжете предстал в образе напоминающем известнейшего Николу Тесла, загадочного мага и чародея от науки. Но если жизнь и работа великого ученого всегда была окутана мраком тайны, то в рассказе все чудеса показаны на бытовом уровне, с перспективой перехода в сферу потребления для обычных граждан. Я говорю это безо всякой иронии, ведь эта цель абсолютно мирная и выражает собой одну из многих задач науки. Компактный источник энергии в быту вещь замечательная, вот автор и обыгрывает эту задумку. Альтов даже приводит краткое описание предполагаемого физического механизма образования энергетических шаров, я лично очень ценю подобное в фантастике. Знаете, это устраняет некую легковесность в произведении, создавая эффект ожидания что «это вполне может быть». А подобная вещь очень важна в научной фантастике в части формирования надежды у увлеченного читателя, что так оно когда-нибудь и свершится в будущем.

Оценка : 8
«К взлёту готов!»
–  [ 2 ]  +

Ctixia, 10 июля 2022 г. в 16:50

Очень коротенькая и грустная зарисовка про космический корабль на вечной стоянке. Практически научно-фантастический Хатико. Однако свою идею рассказ тоже несет, задаваясь вопросом про искусственный интеллект и способность роботов мыслить.

Оценка : 7
«Порт Каменных Бурь»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 01 февраля 2022 г. в 22:51

От создателя ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Литературы почти нет. Зато — море космологических и космогонических гипотез. Прямо-таки фонтан идей.

Именно этим книжка интересна, уважаемый потенциальный читатель. Если чуть напрячь воображение, то — отождествив (на время мысленного опыта) оные идеи с грибами, например — мы будем иметь…, допустим… бушмена Калахари в сосновом бору в сезон благородных сортов после грибного дождичка, с утра, на нехоженном сегменте леса. Разнообразие форм, запахов, мест произрастания — поразит воображение не просто до глубины души — чуть ли не до потери сознания.

Я повторюсь, уважаемый потенциальный: аки литература чистая — не ахти что. А, вот, в качестве Фантастики — чуть ли не икона

Оценка : 7
«Перечитывая Уэллса»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 12 января 2022 г. в 21:07

Аналитическая статья о сбывшихся прогнозах известного английского писателя Герберта Уэллса. В отличие от «родоначальника фантастики» Жюля Верна, он шел к своему признанию иным путем. Если француз разрабатывал уже известные науке темы и идеи, доводя их экстраполированием до кажущегося совершенства, то хмурый англичанин замахивался на невозможное: его идеи были настолько необычны и сомнительны, что именно за них его прозвали первым фантастом планеты. Но автор статьи справедливо замечает, что время расставило всё по местам и оправдало писателя: из 86 предвидений вполне реальными выглядят 57, а 20 вполне могут осуществиться в ближайшие годы! Вот тебе и фантастика... Даже поверхностный взгляд на творчество Уэллса показывает, что писатель был не так прост и предсказуем, как кажется. Все его идеи бросали вызов современности, заглядывая в будущее настолько далеко, насколько позволяло его знание и воображение. Взять хотя бы того же «Человека-невидимку». Невидимыми были тогда только персонажи мифов и сказок, и то некоторым из них для подобного фокуса требовалась заветная шапка-невидимка. Герберт Уэллс взял «голую идею» невидимости и постарался сделать ее явью — подвел под нее научную базу (в первую очередь, химическую) и показал возможные последствия такого шага. Когда читаешь роман, уже не чувствуешь призрачный флёр волшебства и выдумки — перед глазами стоит серьезный научный опыт непризнанного гения-одиночки, бросившего вызов природному естеству. Он побеждает, но при этом расстается с жизнью. Это своеобразный символ: время подобных изобретений еще не пришло — не готово общество. На подобных же принципах построена и машина времени безымянного изобретателя, и странные «живые» шагоходы марсианских завоевателей, и чудодейственный кейворит, обладающий свойством антигравитации, и технология «очеловечивания» диких животных доктора Моро... Придумывать невозможное могут все. Но куда сложней придумать то, что сегодня выглядит фантастикой, а уже через десяток лет станет неразрывной частью нашей действительности. Таким талантом, как видно, Герберт Уэллс и обладал.

Оценка : 7
«Судьба предвидений Жюля Верна»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 11 января 2022 г. в 21:49

Аналитическая статья по произведениям родоначальника современной фантастики. Автор взялся за перо, чтобы подсчитать количество сделанных писателем смелых предсказаний, опередивших свое время. Их оказалось довольно много, что совсем не удивительно — не зря, ведь, француза называют «родоначальником фантастики». Удивительно другое: все свои «предсказания» он делал, не выходя из своего дома! Читал умные книги и журнальные статьи, а потом давал волю своему воображению и точному рассчету. Но точными оказались не все его предсказания. Автор статьи совершенно прав, утверждая, что вина тут лежит не на самом писателе, а во времени, в котором он жил. Кто бы 40 лет назад мог предположить, что компьютеры станут размером с ладонь и смогут общаться друг с другом практически из любого места Земли? Или то, что самый массовый накопитель информации 90-х годов — отптический диск — практически исчезнет к 20-м годам следующего века? Любой предсказатель всегда ориентируется на ту среду, в которой он живет, экстраполируя ее на определенное количество лет в будущее. И вот в этой экстраполяции кроется ошибка его прогноза. В романе Хайнлайна «Астронавт Джонс» главный герой служит фактическим придатком вычислительной машины, В УМЕ переводя ее сообщения в двоичной системе на обычный символьный язык. И это в эпоху галактических полетов через «кротовьи норы«! Потому что в 50-е годы прошлого века никто не думал про удобные дисплеи — главным устройством вывода компьютеров были панели индикаторных ламп. Первый аналоговый монитор появился только 10 лет спустя. Разве можно было это предвидеть? Если открытие или изобретение было сделано спонтанно, как своего рода озарение, никакой прогностик не сможет его предсказать. Точно то же произойдет с технологиями, достигшими своего «потолка». В эпоху Пара казалось, что на его энергии можно делать абсолютно всё — не только паровозы и самодвижущиеся повозки, но и аэропланы с заатмосферными кораблями! Сегодня можно только посмеяться над подобными проектами (см., к примеру, фильм Карела Земана «Тайна острова Бэк Кап»). Жюль Верн ошибался не потому, что ничего не понимал в науке и технике, а потому, что был истинным сыном своего 19-го века. Век 20-й предъявил совсем иные требования и методы решения. Сегодня мы находимся у очередного «зигзага истории». И сложно даже предположить, какие чудеса он нам преподнесет.

Оценка : 8
«Машина Открытий»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 10 января 2022 г. в 21:25

Статья — вовсе не фантастика, а данный в литературной форме прогноз развития человечьей техносферы. Ее основой, по мнению автора, должна стать полуразумная Машина Открытий, задачей которой будет открытие новых законов в области науки и техники. Да, в 60-е годы прошлого века вычислительные машины казались всемогущими и взезнающими. Увы, это была самая настоящая утопия! Без человека и его чуткого руководства современный компьютер не в состоянии сделать даже самого примитивного шага. Ни одна машина еще не научилась приписываемой ей самостоятельности. Какой тут «бунт машин«! Научиться б простейшие алгоритмы составлять... Единственным верным прогнозом в статье считаю необходимость соединять умные машины между собой с целью обмена информацией — о т.н. вычислительных сетях тогда еще широко не говорили, ибо они существовали только на бумаге. Обмен информацией «думающим» компьютерам действительно необходим — это своеобразная модель нейронной структуры мозга. Существует вероятность, что если мы сумеем повторить ее «в железе», создание искусственного интеллекта станет БОЛЕЕ вероятным, чем ранее. Но главным, конечно, будет всё же первоначальный интуитивный алгоритм, на основе которого этот разум будет строить всю свою работу.

Оценка : 7
«Генеральный Конструктор»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 01 января 2022 г. в 22:09

Что лучше и надежнее в освоении чужих планет — человек или автомат? Кому из них следует отдать пальму первенства? Планетолет «Синяя птица» готовят к генеральным испытаниям перед его полетом к Юпитеру. Не решен только один-единственный вопрос: кто (или что) им будет управлять? Пилот корабля уверен, что выбор нужно сделать в пользу человека, ибо только он может мыслить нестандарно и оперативно реагировать на неожиданное изменение ситуации. Но у Генерального Конструктора корабля мнение противоположное. За 36 смоделированных на компьютере полетов он понял одно: хотя машина и действует по жесткому алгоритму, она гораздо быстрее и точнее человека. Что же важнее для первого полета на чужую планету — точность исполнения или неординарность мышления? Сегодня мы, пожалуй, повторим выбор Генерального, отдав предпочтение автомату — вся наша космонавтика подтверждает подобный вывод. Сначала к далекой цели летят автоматы, а уж потом за ними идет человек. Первый человек полетел через 4 года после первого спутника, а свои следы на Луне люди оставили после 10-летнего исследования нашего естественного спутника автоматическими зондами. Сегодня мы уже нацелились на Марс, идя всё той же проторенной дорожкой. Наверное, так будет и с дальними полетами. Но не всегда — путь к звездам нам откроет не мертвый автомат, а живой человек. Ибо, как поется в известной песне из к/ф «Москва-Кассиопея», «если что-то мы забудем, вряд ли звезды примут нас».

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ, в котором автор пытается решить извечный вопрос о выборе между человеком и автоматом в космическом полете.

Оценка : 7
«Может ли машина мыслить?» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Kabasha, 08 февраля 2020 г. в 12:21

Цикл рассказов, объединенный общей темой, вынесенной в его заглавие.

С позиции сегодняшнего дня истории могут казаться глупыми и наивными, но они хорошо отражают эпоху тех времен, когда они были созданы, т.е. самое начало 60-х, когда люди были полны энтузиазма и надежды на скорое развитие техники, покорение космоса и феноменально быстрое развитие науки.

Сегодня же, цикл можно рассматривать как хороший пример социально-гуманитарной фантастики, популярной в 60-е, и как отличный повод задуматься, уже с позиции нынешних дней, на вопрос о том, может ли машины мыслить.

Оценка : 7
«К взлёту готов!»
–  [ 2 ]  +

Kabasha, 08 февраля 2020 г. в 11:59

Еще одна история о том, может ли искусственный интеллект мыслить. Хороший небольшой рассказ, который, на мой взгляд, все же страдает от чрезмерного обилия эмоций и слишком сильного напора на жалость к кораблю.

Да, несомненно, звездолет можно воспринимать как старца, грустящего о прошедших днях, но все-таки автор это делаем слишком активно и чрезмерно. Тот же «бездушный холодильник» из «Триггерной цепочки» (другого рассказа Альтов из цикла «Может ли машина мыслить?») написан гораздо изящнее.

Оценка : 5
«Триггерная цепочка»
–  [ 2 ]  +

Kabasha, 08 февраля 2020 г. в 11:58

Один из коротких рассказов Генриха Альтова, входящий в цикл «Может ли машина мыслить?». Но может ли машина еще и чувствовать?

Ставший один из главных героев рассказа, написанного в стилистике мягкой социальной фантастики, «бездушный холодильник» оказывается тоньше и чувствительнее человека. По крайней мере, так захотелось автору рассказа.

Вымысел? Да. Наивность? Несомненно. Но ведь каждому из нас порой нужна не логика и правда, а сочувствие, забота и сострадание. И, похоже, машина справилась со своей задачей куда лучше ожидаемого.

Оценка : 7
«Генеральный Конструктор»
–  [ 2 ]  +

Evgenii2019, 14 ноября 2019 г. в 18:36

Этот рассказ, как другие у Альтова, есть гимн торжества разума над ограниченностью возможностей человеческого тела. А прибавим сюда нетривиальную идею + хороший слог и получится небольшой шедевр :-)

Оценка : 9
«Мой друг Робин»
–  [ 2 ]  +

a0001, 20 октября 2019 г. в 19:46

Спасибо «Пионерской правде» за то, что она познакомила меня с фантастикой, в том числе и с рассказом о мальчике-роботе, живущем с «детства» среди людей. Детский сад, школа — его университеты, его ступени познания мира людей.

Фантлаб на высоте, он вернул мне этот потерянный рассказ.

Оценка : 8
«Эффект Уорпа-Явича»
–  [ 2 ]  +

a0001, 20 октября 2019 г. в 19:39

Впервые прочитал рассказ в «Пионерской правде», когда учился в школе. Прочитал и забыл, но, как видится, рассказ оставил где-то внутри неизгладимые впечатление и по прошествии многих лет мне вновь захотелось прочитать его, но незадача в том, что я не помнил ни автора, ни названия, лишь одно осталось в памяти точно, это странный мальчик и, построенная им башня, которая не подчинялась физическим законам. Долгое время поиски рассказа не приносили никаких результатов, но благодаря фантлибу он нашелся и я сразу углубился в его прочтение. Какое это удовольствие, сколько ностальгических воспоминаний и наслаждения. За все это отличная оценка.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2 [3] 4 



⇑ Наверх