Генри Каттнер отзывы

Все отзывы на произведения Генри Каттнера (Henry Kuttner)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1608

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»

«Механическое эго»
–  [ 2 ]  +

ivanov, 06 января 2006 г. в 02:30

Мой любимый рассказ Каттнера — невероятно смешной, но при этом чувственный и глубокий.

Оценка : 10
«Механическое эго»
–  [ 2 ]  +

Uldemir, 25 декабря 2005 г. в 09:14

А рассказ действительно замечательный. Есть над чем посмеяться и о чем подумать.

Оценка : 10
«Тёмный мир»
–  [ 2 ]  +

tevas, 23 декабря 2005 г. в 19:23

Конечно любопытный роман, но не более того. Тем более чувствуется, что написан роман ой как давно и сравнивать его с лучшими произведениями современной фантастики трудно

Оценка : 8
«Все тенали бороговы…»
–  [ 2 ]  +

v_by, 23 декабря 2005 г. в 13:13

Маленький шедевр.

А разве это сольный рассказ, без К.Мур?

Оценка : 10
«Авессалом»
–  [ 2 ]  +

Kairan, 22 декабря 2005 г. в 00:47

Еще один рассказ на тему, «Осторожно, ДЕТИ!!!!» Ужасна вера в собственную правоту и Авессалома, и его отца. И то, что победа осталась за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Авессаломом
, отнюдь не внушает радости.

А еще этот рассказ напомнил мне о люденах АБС и о том, как человечество в лице Комова и Тойво Глумова отреагировало на их существование.

Оценка : 9
«Механическое эго»
–  [ 2 ]  +

Sashenka, 21 декабря 2005 г. в 19:47

Совершенно гениальный рассказ.

Рекомендую любителям любых жанров.

Оценка : 10
«Маскарад»
–  [ 2 ]  +

Uldemir, 21 декабря 2005 г. в 18:20

Страшилка в стиле «кто кого больше напугает». Написано с юмором и я уж было подумал, что все закончится по доброму, но выяснять героям отношения все же пришлось...

Оценка : 7
«Исполнение желаний»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 09 мая 2024 г. в 08:05

Можно быстренько на пафосе вкинуть, что тому, кто много читал Каттнера, уже с первых страниц становится понятно, что речь будет идти о его любимом закольцовывании истории, и кто в конце окажется кем, ну, никак не удивительно. И это, пожалуй, единственная существенная претензия к рассказу, потому как Каттнер, как мастер слова, выведет тебя на интересные смыслы и подкинет идей для размышленя вне зависимости от предсказуемости сюжета. В этом его сщуественное отличие (и именно из-за этого он считается классиком) от тех авторов и авторесс, которые пытаются шокировать нас удивительным концом, ради которого, собственно, только и писался рассказ, не несущий в себе ничего помимо этого.

Идея изобретателя, «гибнущего» от рук собственного порождения/творения ведет в дебри еще библейские, но, конечно же, в концепции робототехники и «светлого» будущего — да еще и с путешествиями во времени — читать такое куда велелей и приятней. Удивительно, как Каттнер до сих пор свежо читается (тут, конечно, надо отдать должное и нашим замечательным мэтрам перевода), хотя большинство его собратьев по первой половине 20-го века — это уже мастодонты, через текстовые дебри которых пробираться с каждым годом все трудней. И если даже рассказ не из самых лучших в творчестве, то Каттнер делает все, чтобы так или иначе о его прочтении жалеть все равно не будешь. В полной мере это можно сказать и про данное произведение.

Оценка : 6
«The Strange Case of Mr. Geech»
–  [ 1 ]  +

igor14, 30 апреля 2024 г. в 14:28

Ещё одно (промежуточное!) фэндомно-фензиновское произведение любимого фантаста. Элементов литературного хулиганства и откровенной психоделики в нём поменьше, нежели чем во «Всей правде о золотой рыбке» (1939), недавно отрецензированной. Тем не менее, оба микрорассказа + ещё несколько других!) суть — «вещицы» одного порядка...

Завязка сюжета: обеспокоенный американский обыватель тревожится по поводу систематического проникновения на кухню его дома (в отсутствии наружной двери и при запертых окнах!) бесхозной козы. Загадочность этого явления служит поводом к воспоминаниям о странных метаморфозах, случившихся с фабричным работником Джоном Элеазаром Гичем некоторое время назад…

История в немалой степени юмористическая, хотя и не дотягивающая до привычно-вожделенного уровня «фирменных» каттнеровских творений. Автор с явно улавливаемой усмешкой мягко иронизирует на тему о застарелых страхах человечества перед неведомым. Бессмертные слова классика («Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»©) изречены уже довольно давно (и мало кто помнит, по какому именно поводу, хе-хе!), а потому ГК, видимо, решил некоторым образом освежить тему и приблизить её к современности...

Приключения-метаморфозы главного героя достаточно забавны; особенно впечатлила эта его по-попугайски повторяемая фразочка «Кролики поднялись»©. Хотя, конечно, трудно не посочувствовать человеку, у которого при рентгеновском снимке головы обнаружился в мозгу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
маленький крольчонок, жующий салатный лист.

<ну, а переводить рассказ (года три уж тому как) было форменным удовольствием!>

Оценка : 7
«Пленник разума»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 30 апреля 2024 г. в 14:11

Думал, буду разглагольствовать о совершенно очевидном конце рассказа, к котому ведет Каттнер, но, оказывается, что для некотрых данный финал о том, who is who, явился чем-то удивительным (удивляющим), поэтому просто еще раз приходится констатировать, что нет ни универсального понимания всеми даже самого простого текста (если это понимание не навязано «свехру»), ни простых загадок (хотя в случае с Каттнером все-таки большую роль играет начитанность по его произведениям, многое можно предсказать, если уже прошелся по нескольку десятков его рассказов). И это замечательно. Ведь и я сам не гуру: часто оказываюсь в чилсе тех, кого удивляет что-то для кого-то совершенно ясное, и не испытываю от этого никаких других комплексов, кроме удовольствия.

Что же до «Пленника...», то мне рассказ показался несколько тяжеловат. Нет, это хороший рассказ, и с психологической точки зрения поведения главных героев выстроен прекрасно, но уж больно долго ведет к тому, что уже очевидно (и опять я за своё). Как ни странно, куда больше протагониста — тут он у Каттнера вполне классический перс, в стиле, что называется, человек в целом неплохой, но не выдерживающий испытания соблазнами, — понравились второстепенные герои: подруга ГГ, а так же явившийся безликий Джон 2.0 (Норман). Кстати, действительно, еще один плюс рассказа — Каттнер соорудил двойной конец, одновременно и плохой и хороший: скурвившийся Фаулер отправляется на «перевоспитание» в прошлое, а Фаулер-трудяга остается в настоящем и приходит в себя.

И, кстати, под занавес я похвалил финал — то, за что ругал автора в самом начале. Проклятая нолановщина. Правда, похвалил не за то, за что не одобрил, но все же.

Оценка : 6
«Невероятная догадка»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 21 апреля 2024 г. в 17:27

Чем хорош данный рассказ, его легко можно воспринимать как минимум с двух точек зрения. И фаткически чатать так же — два раза с одинаковым удовольствием.

Первая — очевидный фантастический посыл с сознанием индивида, способным существовать сразу в двух параллельных мирах. Более того, этот товарищ еще и способен свести их вместе, а, учитывая, что он постоянно говорит о том, что произойдет что-то нехорошее, если это случится, то финал более чем печален: один мир наслоится на другой и явно настанет глобальный волосатый писец. Вот к чему может привести неуемность докторов и их стремление отрицать очевидное невероятное.

Второе — уже ближе к нашей реальности. Когда доктор заражется от пациента. Он настолько вовлекается в проблему, что со временем становится фактически ее заложником и «примеряет» на себя, а — уже хрен снимешь это тухлое пальтишко. Ведь подхватывают не только физические вирусы, но душевной болезнью так же «заразиться» вполне возможно. И об этом тоже в той или иной степени писалось в художественной литературе и использовалось в синематографе и не раз. Вспомним хотя бы какие-нибудь «Планеты Кай-Пексы» или «Палаты №6».

И в том и в другом случае — прекрасный образ уничтожения реальностей самими психиатрами-психотерапевтами, слишком поглощенными неверием, которое так или иначе рано или позно ударяет по носу, когда совсем не ждешь. Очень толковый и приятно-ироничный рассказ.

Оценка : 8
«Thoughts on the Worldstate»
–  [ 1 ]  +

igor14, 18 апреля 2024 г. в 14:47

Ещё один из не столь уж малочисленных фэндомно-фэнзиновских рассказов ГК. Откровенного сюра тут поменьше, нежели чем в остальных («Вся правда о золотой рыбке» (1939), «Странное дело мистера Гича» (1939), etc), зато явственно ощущается привкус эдакой мистики-«дьявольщинки»…

Плюс — весьма позабавил тот факт, что издатели-составители малотиражного фэнзиновского журнала, где сей микрорассказ был единственный раз напечатан, в кратком предисловии шутливо называют автора «УЖАСНЫМ мистером Каттнером»©, а последующую историю – «отвратительной», «гарантирующей тошноту и легкое срыгивание» ©!*

НО... обманули, гады (ха-ха-ха)!! Никаких подобных реакций не возникает!

Завязка сюжета: молодой писатель-фантаст размышляет об отличительных чертах современной цивилизации и прочих материях. Мысли его скачут с одного предмета на другой, и в результате нам поведана история о незавидной судьбе страстной поклонницы жанра фантастики, Скарлетт О’Год...

Обильно удобренная юмором <ВСЕХ СОРТОВ (!!)> коротенькая история. Необычайно понравилась! В особенности долго хохотал над шутливо приписываемой автором привычке Форреста Дж. Аккермана – фигуры о-о-очень известной ныне в области фантастики – сбивать с ног своих оппонентов и сноровисто пинать их в разные (особо болезненные!) места. Также порадовали определённого рода сюжетные параллели с популярным эпизодом из бессмертного романа «Двенадцать стульев» (1928) И.Ильфа и Е.Петрова**.

Но самое примечательное в отношении данного микрорассказа – до недавнего времени на всех известных зарубежных библиографических пабликах он числился как СТАТЬЯ/ЭССЕ/ЗАМЕТКА***. Каково же было удивление (и сопутствующий восторг!) у автора этих строк, когда он ознакомился наконец с google-переложением оригинального текста и понял, что видит перед глазами ещё один великолепнейший образчик полноценной художественной прозы, вышедшей из-под пера любимого фантаста.

А уж переводить потом было – истинное удовольствие!

—----------------------------------------------------- -----------------------------------

* уж не самолично ли Рэй Брэдбери, будучи редактором этого журнала, что называется, «приложил ручку» (хе-хе)?;

** хотя вряд ли сам автор держал в уме что-то подобное…;

(впрочем, об Ильфе и Петрове и их творчестве ГК наверняка хорошо знал, ибо они были довольно популярны в США + их путешествие по Штатам, легшее в основу сборника «Одноэтажная Америка» (1936), освещалось в тамошней прессе)

*** на isfdb.org, к примеру, до сих пор ТАК числится. Что уж греха таить – и сам долгое время полагал также (плюс – сподобился даже пару раз писать об этом <в прежние времена и на другом инет-ресурсе>!).

Оценка : 7
«Только не смотрите»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 17 апреля 2024 г. в 13:37

Интересно было узнать, чем кончится дело у умалишенного и того, кто решил от греха подальше его поддержать в завихрениях разума. Однако Каттнер жестко расставил все точки над «i», не оставив сомнений в том, что не все окружающие нас психи на самом деле таковыми являются. Забавная, ироничная и динамичная (не смотря на то, что происходит исключительно на двух стульях одного бара) история про то, что надо, ёпта, верить! Не, можно, конечно, и не верить. Только потом не обижайтесь, если однажды выяснится, что всеми вашими действиями управляли совершенно посторонние личности, и что вы забыли все то, что должны были помнить, и помните то, что лучше бы навсегда забыть.

Тема тайного захвата инопланетянами землян не нова, но все так же хорошо работает, если подойти к ней с умом и какими-то новыми предложениями. Не сказать, что тут прям новизна, но при этом — мастерство рассказчика и зубодробительный черный юмор с жестким финалом. Тот редкий случай у Каттнера, когда для хорошего, а не для плохого человека все кончится ужасно.

Оценка : 7
«Сим удостоверяется…»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 14 апреля 2024 г. в 13:39

Милая история, каких много, но оттого не менее симпатиШная.

Изюминка рассказа такова, что речь идет вовсе не о совести. Потому что у главного героя ее не было еще до встречи с дьяволом, как таковой. Тут уж каждый выберет то, что ему нравится. Кто-то решит, что речь о морали, так как человек, воспитанный в социуме, просто не мог не перенять это совершенно искусственное, разное в разные эпохи, изобретение для сдерживания человечества. Кто-то решит, что, как ни парадоксально, именно инстинкт выживания трактует нам определенный стиль жизни, от которого мы не способны отказаться даже ценой собственного отдельно взятого финала. Скорее же, совокупность всех этих факторов, неспособность человеческого организма выдержать больше определенного количества грехов и приводит главного героя к закономерному концу. Дьявол хорош как раз тем, что ему не нужно ничего изобретать — человек и так носит в себе весь инструментарий, нужный Нечитстому для качественной работы.

И если уж рассказ вызывает собой такие мысли, будоражит сознание, значит, точно написан не зря.

Оценка : 7
«Fun with Atoms»
–  [ 1 ]  +

igor14, 29 марта 2024 г. в 07:03

Перед нами очередной микрорассказ, относящийся к плеяде фэндомно-фэнзиновских. Элементов литературного хулиганства и откровенного сюра здесь не меньше, чем в остальных однотипных (но – отнюдь НЕ ОДИНАКОВЫХ!) каттнеровских историях*, а вот юмора – из разряда откровенного зубоскальства, ядовитой насмешки над тематикой & содержанием журнально-фантастической продукции середины/конца 30-х гг. прошлого века – существенно больше!

Завязка сюжета: лирический каттнеровский герой-писатель, обладатель собственной машины времени, отправляется на шестьдесят лет вперёд чтобы узнать, какие именно произведения будут публиковать специализирующиеся на фантастике журналы будущего…

В молодости, как всем нам теперь доподлинно известно, любимый фантаст обладал куда более острым (можно даже сказать – злым) чувством юмора, не очень-то стыкующимся с «фирменным» стилем мягкой иронии, который сформировался у него попозже и благодаря которому ГК стал знаменит.

(отнюдь не хочу сказать, что Каттнер был злобным человеком по складу, так сказать, характера. Это было бы ничем не обоснованной клеветой! Тем паче, что и Р.Блох, и Р.Брэдбери, и много кто ещё с нежной теплотой вспоминали его редкостные душевные качества, в особенности – небывалую щедрость, с которой раздаривались направо и налево перспективные сюжетные задумки, позднее воплощённые другими писателями в популярных у публики произведениях)

А потому вовсе не удивительно, что в малотиражных фэнзинах, изготовляемых компанией друзей и единомышленников (для которых, собственно говоря, ИМИ ЖЕ и издавались эти самые фэндомные журнальчики!), ГК позволял себе откровеннее, смелее, критичнее высказывать собственную точку зрения на различные – порою откровенно глупые и смешные – аспекты текущего состояния дел в американской фантастике.

Вот и в данном микрорассказе можно от души посмеяться над тем форменным стёбом, с которым любимый автор в издевательском ключе препарирует/пародирует типичные образчики современной ему <в молодости> фантастической книгопродукции.

Не знаю, насколько это понравится желающим прочитать сие произведение, но лично я подхихикивал и при первом ознакомлении с текстом, и в процессе его перевода на «великий и могучий» ©!!

-------------------------------------------------

* см., в частности, «Зловредный Пизл» (1937), «Смерть – это диплодок» (1938), «Странное дело мистера Гича» (1939), «Вся правда о золотой рыбке» (1939), «Мысли о текущем положении» (1940), «Экстраполяция» (1948)

Оценка : 7
«Меч грядущего»
–  [ 1 ]  +

igor14, 11 марта 2024 г. в 04:05

Стоило лишь разок перечитать данную фантастико-темпоральную повесть – не произведшую особо запоминающегося впечатления в далёком 2007 г. – как сама собой разрешилась загадка, над которой «бился» много лет: какое же всё-таки каттнеровское произведение упоминал Харлан Эллисон в одном из своих известных рассказов*, называя его при этом «Сны Ахиллеса / The Dreams of Achilles»? Вне всяких сомнений – это самое!!

(покойный ХЭ был весьма сумасбродным человеком, вполне мог и переиначить чужое литературное название по собственному вкусу; а может, повесть на самом деле когда-то издавалась под вышеупомянутым наименованием, но ни на одном из крупных <доступных> библиосайтов сей факт почему-то не зафиксирован…)

Завязка сюжета: американский лётчик времён Второй мировой совершил вынужденную посадку на территории оккупированного японцами Китая. Стойко сопротивляясь вражеским допросам, он выбесил высокопоставленного самурайского офицера. Тот решил сломить волю янки при помощи опиума. Однако, благодаря знаниям, полученным от многоопытного товарища по несчастью, монгола по национальности, наркотик произвёл на мозг американца редкое странное воздействие – он впал в крепкий летаргический сон и проспал… не меньше пары тысячелетий!

Авторская задумка, переместившая профессионального солдата из <условно> нашего времени в далёкое будущее, где люди – в массе своей достаточно талантливые и творческие – не имеют возможности создавать хоть сколько-нибудь сложное оружие, представляется очень богатой и потенциально супер-«вкусной». К слову, люди из грядущего вовсю пользуются антигравитацией, а также мечами, кинжалами и энергетическими жезлами (видимо, парализаторами).

То бишь – чрезмерно углубляться в благостно-утопический пацифизм любимый автор всё-таки не стал (наверняка, благодаря врождённому здравомыслию, хе-хе!). Кровожадность рода людского никуда не исчезла, просто результатом случившейся когда-то (в незапамятные времена!) глобальной войны стала установка некоего ментального блока всем детям, появившимся на свет после установления мира. И конструировать более-менее сложные системы вооружения** они стали не способны. Пока не появился условный Ахиллес из прошлого!..

Но воплощение замечательной идеи выродилось в средней паршивости повествование о примитивных дворцовых и межгосударственных интригах, разбавленной личными взаимоотношениями того рода, что принято именовать «любовь-ненависть».

Плохо, разочаровывающе, без юмора!! Жалкое, малоувлекательное чтиво! Больно и стыдно за Каттнера!..

______________________________________________________ __________________

* см., если кому интересно, «Джефти пять лет / Jeffty is Five» (1977);

** ни для защиты, ни для нападения

«Привет от автора»
–  [ 1 ]  +

Prosto_Chitatel, 16 января 2024 г. в 21:12

Как отмечали уже многие, главный «недостаток» рассказа — совершенно понятно, что титульный герой, ввиду своей отрицательной личности, точно хорошо не закончит. Так уже у Каттнера заведено практически везде. Но назвать это недостатком можно лишь условно, ибо мы, слишком испорченные «темным фэнтези», особенно современным, где легко погибают хорошие персы, а плохие периодически вполне себе выживают и не несут наказания, хотим этой новизны и от старых матерых фантастов. У которых уже и просить что-то бессмысленно. С другой стороны, сейчас даже, пожалуй, не хватает вот этой обязаловки, как говаривали губы Муравьевой в «Москва слезам не Верит»: «Зло должно быть и будет наказано».

В остальном же — шикарное городское фэнтези. Стиль изложения, как всегда у Каттнера, прекрасен. Перевод выше всяких похвал — ирония происходящего передана прекрасно. Герои мастерски обрисовываются в действии без лишних трат на них ненужных букАв. Множество инетерсных поворотов и ощущение после прочтения, что ознакомился не с коротеньким рассказом, а с целой полноценной повестью — настолько там плотно и много всего интересненького укомпановано внутри. Еще один великолепный выстрел в читателя мастера своего дела.

Оценка : 9
«А как же ещё?»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 08 января 2024 г. в 19:07

Честно говоря, я ожидал от данного рассказа большего, чем в него сумели вложить авторы. У них вышла полу-ироничная история о безумных нравах людей, тратящих свою жизнь на разного рода негатив, вместо того, чтобы заниматься продуктивной деятельностью. Но пример, подтверждающий данный тезис, взят не слишком удачный: он не учит, а всего лишь смешит. Никакого полезного вывода из данной истории сделать нельзя: слишком мелкой и несерьезной кажется данная проблема. С какой это стати инопланетян мог заинтересовать типичный бытовой конфликт двух мексиканских пеонов? Неужели будущее целой планеты зависит от того, как они будут относиться друг к другу? Странно это как-то и даже абсурдно! Неужели нельзя было придумать более серьезное основание для вмешательства? К примеру, вместо того, чтобы общаться с ничего не значащими крестьянами, инопланетянин мог бы заявиться к тем же Гитлеру и Сталину, чтобы заставить их отказаться от своей милитаристской политики. Такое вполне могло бы кардинально изменить нашу цивилизацию. А выбранный писателями вариант способен разве что оставить в недоумении: неужели они и взаправду считают своих соседей такими беспросветными идиотами?

---------------

РЕЗЮМЕ: притча о бессилии инопланетного посланца научить уму-разуму своих земных братьев. Ясно одно: простым убеждением нас не пронять! Требуется применить более убедительный аргумент...

Оценка : 6
«Curse of the Cobra»
–  [ 1 ]  +

vorchuch, 04 ноября 2023 г. в 21:15

Короткий рассказ о человеческих пороках, причем в самом концентрированном их проявлении — у матерых уголовников, которые неожиданно для себя завладели большим сокровищем. Понятно, что делиться им никто не хочет, каждый стремится урвать максимальный кусок. И финал у этой истории вполне закономерный. К жанру фантастики данное произведение не относится, пожалуй, чем-то оно похоже на некоторые криминальные рассказы Конана Дойла.

Оценка : 7
«Недреманное око»
–  [ 1 ]  +

Bordz1, 19 июня 2023 г. в 22:57

Любопытно — только поняв, что он сумел обмануть систему и уйти от наказания, главный герой понял, чего он хотел на самом деле.

Действительно, своеобразный Раскольников на новый лад.

Оценка : 9
«Пчхи-хологическая война»
–  [ 1 ]  +

amak2508, 02 мая 2023 г. в 18:00

Ах, как необычно, как эффектно выглядели рассказы о Хогбенах в советское время — ничего подобного в отечественной фантастике и близко не было. И вот тридцать лет погружения в мировую фантастику, да и наши авторы за это время стали писать совсем по другому. Ныне перечитываю знаменитый рассказ и уже не нахожу в нём ничего интересного: мутанты с суперспособностями — всё это уже неоднократно было, да ещё и гораздо интереснее, шутки — очень простенькие и непритязательные, финал со злыми и очень агрессивными микробами... — может быть при первом прочтении он ещё и выглядит эффектно, но при последующих — скорее примитивной выдумкой, чем чем-то остроумным.

Оценка : 5
«Ночная битва»
–  [ 1 ]  +

Rusnas63, 01 апреля 2023 г. в 18:55

Не назвал бы эту повесть боевиком и «типичной стрелялкой», поскольку батальная сцена в ней всего одна, и та ближе к концу, — причём, описанная весьма неплохо.

Для меня стало откровением обилие специфической военно-технической терминологии из под пера Каттнера, — вот уж действительно многогранный и эрудированный писатель!

Также был приятно удивлен его находками-деталями в области околовоенного применения, которых (хотя и не могу с уверенностью утверждать) скорее всего ещё не существовало во время написания произведения.

Резюме: добротная небольшая повесть, для своего времени весьма достойная, пусть и не несущая в себе каких-либо откровений или сверхидеи.

Оценка : 7
«Промашка вышла»
–  [ 1 ]  +

god54, 21 марта 2023 г. в 17:37

Юмористическая фантастика, только непонятно, что это? Фантастика или фэнтези, а может просто юмористическая смесь... Я так и не определился, поэтому каждый решает сам. В остальном подкупает лишь текст, его своеобразие, некая деревенская наивность с массой испанских слов, что затрудняет быстрое чтение.

Оценка : 7
«Порочный круг»
–  [ 1 ]  +

tkzv, 23 февраля 2023 г. в 19:23

Очень похоже на ранние рассказы Азимова о роботах. С оговоркой, что во всём им уступает. Меньше «научности», меньше логики, герои глупее... У Каттнера таких рассказов несколько, и Азимов явно учился на его ошибках.

Антураж — типичная для Каттнера социальная сатира. Недалёкое будущее с беспринципными мегакорпорациями, которые командуют государствами. Пожалуй, единственное достоинство рассказа.

А сам сюжет... Что будет делать гениальный робот, узнав, что он теоретически неразрушим? По мнению Каттнера и Мур — искать способ самоубиться. Найдя — проверить на себе. И так 30 раз подряд.

Оценка : 6
«Красавицы и чудовище»
–  [ 1 ]  +

A.Catsman, 20 октября 2022 г. в 02:21

Но какой же Каттнер все-таки замечательный рассказчик! Еще совсем молодой, двадцати шести лет на момент написания этого рассказа. И наплевать на

ненаучность, «устарелость». Он просто был талантлив и умел писать! Умел рассказывать истории. Как эта притча или как ее ни назови, о тупых людишках

(кто бы сомневался) и гигантском инопланетном Чудовище, которое никто не захотел, не попытался понять. Убогим нынешним сочинителям есть у кого поучиться.

Да только разума у них не больше, чем у человеческих персонажей каттнеровского рассказа.

«Я — вампир»
–  [ 1 ]  +

sergej210477, 30 сентября 2022 г. в 23:04

Дракула в XX веке в Голливуде.

Романтическая история по мотивам романа Б. Стокера. Только, изящный и утонченный вампир решил покорить не Англию, а Америку.

В принципе, ничего оригинального тут, на мой взгляд, нет. Но, написан рассказ приятно, читается легко и быстро. Хороший вариант «бульварного чтива».

Оценка : 5
«Чёрный ангел»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 04 июня 2022 г. в 22:15

Неизвестно, чего больше боялись американцы в середине прошлого века — всеобщей ядерной войны или появления новой расы в результате глобальной мутации человеческого организма. И то, и другое потрясало их своими последствиями. Но, если к ядерному апокалипсису можно было подготовиться и даже предотвратить его, то повернуть вспять эволюцию с ее непредсказуемыми результатами было никому не по силам. Эти мутанты появлялись без какой-либо рекламы и проявляли свои способности спонтанно, поэтому не было никакой возможности устранить такую опасность. Можно было только ее смоделировать. К примеру, как в данной новелле. По сюжету, жена рассказчика начала проявлять свои сверхспособности только в 35 лет. Вначале она отнеслась к этому крайне отрицательно и старалась не давать волю своей натуре. Но со временем ситуация поменялась, и ей даже стало нравиться то, что она не такая, как все...

В рассказе четко видна общая тенденция в настроенях общества: от восторга и восхищения — к сомнению и откровенному страху. Новый супермен, конечно, очень эффектен и красив в цирке или кино. Но только не в обычной жизни, ведь все его «заскоки» обыватели почувствуют на собственной шкуре. Вплоть до смертельного исхода. Лучше уж держать подобного уникума в какой-то надежной клетке и выводить его на прогулку только в персональном ошейнике. Вот отчего в рассказе преобладает негативный эмоциональный фон, превращающий его в легкий психологический триллер. Сверхспособности могут восхитить американца только тогда, когда он обнаружил их у себя самого. Во всех остальных случаях они способны вызвать только тревогу и озабоченность. Или даже попытку физически устранить предмет беспокойства, как это сделал герой рассказа. В итоге, всё действие неуклонно движется к трагической развязке, которая выглядит неизбежной из-за позиции автора. Впрочем, сам финал окажется немного неожиданным и вполне достойно завершит всю историю.

-------------

РЕЗЮМЕ: история появления новой расы людей, которой в будущем суждено править этим миром. Один из немногих рассказов Каттнера с приличной концовкой.

Оценка : 7
«Призрак»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 01 июня 2022 г. в 21:26

Простенький вариант истории про свихнувшийся искусственный интеллект. Точнее, про электронный разум, заразившийся шизофренией от человека. Подобные вопросы взаимодействия живого и неживого были актуальны в те годы, когда еще не представляли себе, как будет функционировать электронный мозг. Тогда наивно считали, что во многом он будет подобен человеческому и потому вполне может приобрести и все недостатки последнего. При этом никакой конкретики подобной связи в рассказе нет: два мозга — биологический и электронный — взаимодействуют на тонком уровне, через т.н. «психические эманации». А что они из себя представляют, не знал даже изобретатель данного термина. С точки зрения автора рассказа, эти эманации чем-то сродни метеоданным — атмосферному давлению или температуре. Интеграторы просто зафиксируют их вместе с поступающей информацией и запишут на диск, тем самым внеся изменения в собственную программу. Весьма наивные представления о человеческой психологии! На самом деле никаких «психических эманаций» в природе нет, а психика — это всего лишь специфичная реакция человеческого мозга на постоянно-изменяющиеся внешние условия. Все эти альфа- и тета-ритмы очень индивидуальны и никак не влияют на другие организмы — уж, тем более, на электронные схемы! Тем не менее, сама идея подобной «инфекции» весьма интересна с фантастической точки зрения. Правда, в данном сюжете она обыграна не столь мастерски, как, например, в романе Назарова «Силайское яблоко» или в повести Ломма «Дрион покидает Землю». По стилю рассказ Каттнера больше напоминает фантастический триллер типа «Кто там?» Джона Кэмпбелла: несколько человек в ограниченной по размерам локации пытаются разгадать, кто из них является пришельцем. Замените слово «пришелец» на «сумасшедший» — и вместо Кэмпбелла получите Каттнера. Ловкость рук — и никакого обмана! Только вот Кэмпбелл и другие названные мной писатели смогли создать атмосферу страха и неопределенности, которая усиливала эмоциональное воздействие произведения, а у Каттнера получилась обычная производственная хроника научно-технического эксперимента — не более.

-------------

РЕЗЮМЕ: рекомендации психиатра по лечению маниакально-депрессивного психоза с помощью электронных машин. Интересна сама постановка вопроса, а вот ее практическая реализация слишком уж фантастична.

Оценка : 7
«Сим удостоверяется…»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 31 мая 2022 г. в 22:01

Затронутая в рассказе тема договора с нечистой силой весьма популярна в фантастике, причем, не только западной. Нечто похожее было и у нас в короткометражном фильме Семена Райтбурга «Математик и черт». В его основу был положен рассказ Артура Порджеса «Саймон Флэгг и дьявол». Разница между этими сюжетами была довольно заметной и отражала два разных подхода к проблеме: герой Каттнера пытался обмануть дьявола, выторговывая за свою душу бессмертие и неуязвимость, а советский математик был готов на все за доказательство знаменитой теоремы Ферма. Мир капитала в очередной раз подтверждал свою мерзкую сущность и проигрывал, а мир социализма добивался требуемого и торжествовал. Впрочем, в рассказ Каттнера вложена и «правильная» мораль: все свои мерзкие делишки Джеймс Фенвик совершал в буквальном смысле «без совести», ибо она была взята дьяволом в залог. Такой ход понадобился автору, чтобы смоделировать очередную неразрешимую ситуацию: сможет ли бессметрное существо покончить жизнь самоубийством? В этом смысле американский повелитель Ада оказался значительно умнее и предусмотрительнее советского черта. Хотя, надо признаться, что Каттнер изложил свою версию Договора несколько коряво и схематично, не уточнив самых важных деталей, которые в итоге оказались весьма существенными для сюжета. Этот явный «рояль» немного скрасил впечатление от прочтенного и не добавил ему натурализма. Дьявол как бы показывает всем, что обмануть его не удастся никому, включая и тех, кто пытается поймать его самого на логическом противоречии.

------------

РЕЗЮМЕ: притча о настоящей цене человеческого бессмертия. На мой взгляд, слишком заумно и путано.

Оценка : 7
«Шок»
–  [ 1 ]  +

Стругацкая, 30 мая 2022 г. в 07:52

Я не увидела в этом рассказе ничего особенно архаичного и тем более скучного. Ретро я обнаружила только в стереотипной наружности человека из будущего, но это вообще ничего здесь не значит. Саспенса и жути рассказ нагнетает лучше многих литературных страшилок, а развязка оказывается действительно шокирующей. Мне это произведение показалось очень необычным и сильным.

Ставлю 7 только потому, что я всегда строго оцениваю; для меня это очень высокая оценка.

Оценка : 7
«Ночная битва»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 26 мая 2022 г. в 21:55

Обычный «серенький» боевичок в стиле произведений Гордона Диксона. Его сюжет прост и незамысловат: на недавно колонизированной планете Венера происходит конфликт между жилыми куполами Вирджиния и Монтана, расположенными на дне венерианского океана. Особенность местного общества в том, что война — удел особой категории населения планеты, называемой Свободными Солдатами. У них особый статус и права: они единственные, кто может носить оружие и применять его по назначению. Каждый солдат — вольный наемник, принадлежащий тому или иному клану. Например, главный герой повести служит в отряде Дуне, а его противники — в отряде Морских Дьяволов. Сами наемники на деле только отстаивают интересы заказчиков, не испытывая друг к другу неприязни или, уж тем более, вражды. Вроде нашей игры в «Зарницу», только всерьез, а не понарошку. У каждой группы есть время на подготовку, за которое она должна собрать свои отряды и договориться с союзниками о взаимодействии. Условием для расчета служат, конечно же, деньги, которые платит проигравшая сторона. Всё просто и, вместе с тем, необычайно наивно: все воины соблюдают свой кодекс, одной из статей которого является отказ от ядерного оружия, некогда погубившего Землю. Зато победитель может свободно пограбить бывшего противника, отобрав у него всё самое ценное. Словом, то, во что в СССР играли 6-10 летние дети, у американцев представляет собой «светлое» будущее всего человечества. Не будем удивляться подобному бреду, ведь повесть вышла во времена Второй мировой, когда военные со своими противниками особо не миндальничали. Каких-либо интересных находок или необычных поворотов сюжета в произведении нет: сплошная подготовка к битве и ее описание. Между сценами — немного о личной жизни солдат и красочное описание пейзажей негостеприимной Венеры. Последнее особо убедительно: атмосферность — ключевое качество всех произведений Каттнера. Во всем остальном ничего примечательного нет, так что всё творение — обычная развлекаловка для любителей батальной фантастики.

-------------

РЕЗЮМЕ: краткий рассказ о военном конфликте на жаркой Венере. Автор ставит перед читателем вопрос о настоящей цене всех войн и бесперспективности военной профессии в целом.

Оценка : 7
«Что вам нужно»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 15 мая 2022 г. в 21:36

Очередная «невероятная история» от Генри Каттнера имеет нечто общее с его предыдущим рассказом («Привет от автора») и также посвящена предсказаниям. Только на этот раз главному герою помогает не какой-то там мистический гримуар, а вполне реальная «машина времени», позволяющая рассмотреть ближайшее будущее конкретного человека. И сразу становится понятным, что именно может продлить избранному его годы. К примеру, в качестве своего первого бонуса Тим Кармайкл получает ... обычные ножницы. Если подобное вас совсем не интригует и не озадачивает — не беритесь за чтение вовсе! Потому как повествование будет коротким и немного предсказуемым. Так уж вышло, что герои всех «невероятных историй» оказались настоящими негодяями и подлецами, а посему их конец вполне закономерен и объясним. Только вот в данной конкретной истории ситуация имеет некоторое отличие: Тим еще не успел сделать ничего плохого и de facto его нельзя считать негодяем. Но, как и его тезка из «Самой большой любви», он будет постепенно наглеть и деградировать. Автор ставит перед читателем морально-философскую дилемму: стоит ли наказывать человека за еще не свершенное зло? Сам-то он уже вполне определился со своим ответом, а каково будет ваше личное мнение?

-----------------

РЕЗЮМЕ: притча о том, как следует поступать с будущими грешниками. По этому поводу когда-то высказался и невозмутимый Терминатор: «Вас, людей, не нужно убивать, ибо вы сами себя уничтожаете.»

Оценка : 7
«Алмазная свинка»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 11 мая 2022 г. в 22:36

Ловкий делец Боллард наладил производство искусственных алмазов, используя технологию, созданную его vis-a-vis Джо Гюнтером. Чтобы сохранить свои драгоценности в неприкосновенности, он придумал идею «ходячего сейфа», который не даст возможности грабителям похитить свое содержимое. После того, как устройство было создано и опробовано, делец решил избавиться от своего компаньона...

Рассказ продолжает тему нелепых изобретений, которые составляли основную суть цикла произведений о безумном изобретателе Гэллегере. Только теперь изобретатель не безумный, а вполне разумный. Он четко усвоил основные принципы криминального бизнеса и потому подстраховался: его «ходячий сейф» имеет защиту не только от грабителей, но и от самого хозяина — на случай, если тот захочет устранить своего изобретателя. Пожалуй, это единственная разумная вещь во всем рассказе: всё остальное — чистая условность, не имеющая к здравому смыслу никакого отношения. Действительно, разве можно себе представить унизанный бриллиантами сейф, который бегает по всему дому, не позволяя никому приблизиться к себе на опасную дистанцию? Да и сама проблема кражи драгоценностей явно высосана из пальца: что за хозяин позволит другим грабить его, словно последнего дурака? Тем более, что в средствах он не стеснен и вполне может позволить себе адекватную защиту. Убедительной причины для описанного в рассказе неадекватного решения у него нет. С этой точки зрения сам Боллард подобен Гэллегеру. Автора больше интересует не здравый смысл его поступков, а сама сложившаяся в результате этих поступков ситуация. Как подчинить себе упрямого робота и получить назад заветные бриллианты? Впрочем, в своей задумке автор непоследователен, и финал произведения откровенно разочаровывает. Неужели нельзя было придумать что-нибудь оригинальное в стиле упомянутого выше Гэллегера? Тем более, что для автора всё это — давно пройденный этап. Но, возможно, писатель просто нарабатывал материал для подобных произведений, и данный эпизод был обычным черновым наброском? Читать его можно и нужно, чтобы оценить не сам сюжет, а сатирический талант Генри Каттнера. Но я бы не назвал данный рассказ достойным творением данного автора.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, почему не стоит доверять роботу охрану своих активов. Интрига сюжета пропадает ближе к финалу, что, без сомнения, оставит в недоумении настоящего любителя фантастики.

Оценка : 7
«Лягушка»
–  [ 1 ]  +

Bookers, 19 февраля 2022 г. в 05:43

Если отстраниться от угадываемости сюжета, то в общем неплохо. Чувствуется напряжение во время погони. Эмоции ГГ, которого преследует монстр, дыхание которого прямо ощущается за спиной, описаны достаточно убедительно. Финал несколько упрощён.

Оценка : 8
«Men Die Alone»
–  [ 1 ]  +

igor14, 27 ноября 2021 г. в 16:17

Ещё один криминально-детективно-приключенческий рассказ второй каттнеровской «волны». В субъективном восприятии — если уж не вторичен по отношению к рассмотренному полгодика назад «У смерти есть три сестры / Death Has Three Sisters» (1940; написан совместно с А.К.Барнсом), то уж точно — очень на него похожий...

И там, и здесь в высокогорный район приезжают голливудские «деятели искусств»© (ха-ха-ха!) для съёмки фильма (документального в предшествующей истории, игрового художественного — тут). В обоих случаях имеется элемент зловещей тайны: нечаянная встреча со старухами, сильно смахивающими на мойр/норн в рассказе 1940 г., а здесь — предупреждения о проклятии, озвученные явно сумасшедшим главой религиозной секты.

Имеется и ещё несколько сходных/параллельных деталей, но, дабы чрезмерно не спойлерить основную интригу, воздержусь от дальнейших перечислений...

Завязка сюжета: группа кинематографистов намеревается экранизировать бестселлер — мистический роман «Человек-дьявол», автор которого скончался вскоре после опубликования. Основатель и главный жрец некоей религиозной секты с поразительной настойчивостью пытается запугать киношников, уверяя в том, что писатель умер от проклятия и та же судьба постигнет их, если они не откажутся от съёмок...

История получилась скорее глуповато-безынтересной, «серенькой»... Мистическая подоплёка с самого начала не показалась сколь-нибудь интригующей, не говоря уже об отсутствии хоть какой-то своеобразной оригинальности. И даже череда загадочных смертей по ходу развития действа не спасает положение...

А один из центральных персонажей — исполнитель главной роли в снимающемся фильме, гигант с выразительной внешностью и повышенной чувствительностью к алкоголю — хоть ни капельки и не похож на Женю Лукашина в исполнении Е.Мягкова из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», но так и представляю его пританцовывающим на морозе и приговаривающим: «Надо меньше пить!.. Пить надо меньше!..» (ха-ха-ха!)

Оценка : 6
«Когда рубится сук»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 28 октября 2021 г. в 22:15

Каково приходится родителям, если у них родился неполноценный ребенок? Проблема в наше время актуальная и печальная. Ответ один: смириться и не отчаиваться. А если наоборот — у вас родился гений, сверх-ребенок? Думаете, это гораздо лучше?? Ошибаетесь! Ваши проблемы будут несоизмеримо больше и вполне смогут довести вас до неадекватного состояния. Если не верите, прочтите данный рассказ, где речь идет как раз о таком случае: в обычной среднестатистической американской семье родился Супер — сверхразумный ребенок, лидер новой расы людей. Бремя ответственности настолько велико, что из будущего к счастливым родителям прибывают опытные воспитатели, призванные развить в ребенке все его экстраординарные качества. С их появлением в семье начинается самый настоящий кошмар... Авторы, конечно, не могли описать подобную историю без капли иронии, поскольку уже постановка подобного вопроса выглядит как бред сумасшедшего. Единственное, что можно сделать в подобной ситуации — превратить всё в подлинный театр абсурда, где за смехом и идиотскими ужимками стоит настоящая проблема «отцов и детей». Нынешнее поколение не такое уж и гениальное, но родители не всегда справляются со своими чадами — это я говорю как педагог. Чаще всего они просто «бросают вожжи» и возлагают воспитание ребенка на плечи школы или улицы. Мол, ребенок должен учиться жизни сам. Здравомыслящему человеку должно быть ясно, кто вырастет в результате такого «воспитания». За последнее время у нас развелось слишком много «ворошиловских стрелков», выражающих свою любовь к школе при помощи ружей и ножей. Еще немного времени, и профессия педагога станет по-настоящему экстремальной, как в известной юмореске из «Ералаша» про итальянскую школу (той, где в главной роли снялся Хазанов). Впрочем, большое количество «странных» детей вполне удачно адаптируются в нашем мире. То ли они такие изворотливые, то ли мир такой сумасшедший. Не могу сказать, какой из вариантов лучше. Общество это тоже понять не может — может потому и стало сокращаться наше население? При чем здесь гении, скажете вы. А при всём! Один умный человек (не помню, кто точно) как-то сказал, что дурак и гений — одна и та же сущность, а ее проявление зависит только от воспитания.

----------------

РЕЗЮМЕ: притча о проблемах воспитания настоящих суперменов. Будет полезна тем, кто решился завести себе ребенка.

Оценка : 8
«The Burning Corpse»
–  [ 1 ]  +

igor14, 11 сентября 2021 г. в 07:01

Если и не самый лучший, то один из лучших криминально-детективных рассказов второй каттнеровской «волны» (1940-43 гг.). По степени сложности основной интриги (отнюдь не чрезмерной!), насыщенности событий и хитроумному переплетению элементов фальшиво-постановочной и реальной мистики, напомнил парочку-другую классических историй от «маэстро детектива», Джона Диксона Карра…

Завязка сюжета: состоятельный владелец рекламного агентства на старости лет стал буквально поглощён эзотерическим культом огнепоклонства. Управление бизнесом мало-помалу стало переходить в руки его ближайшего помощника, помолвленного, к тому же, с единственной дочерью-наследницей босса. Сам же эксцентричный богач стал всё чаще наезжать в свой охотничий домик в горах, где и проводил в одиночестве оккультные эксперименты с огнём. И вот как-то раз в пятницу, 13-го числа, менеджер-помощник, спеша на отчётную встречу с патроном, угодил сначала в автомобильную аварию, а затем/оттуда – в больницу. А самого хозяина бизнеса нашли в горном домике мёртвым, с признаками пищевого отравления (ботулизм)…

Последующий калейдоскоп неожиданных событий той или иной степени странности – от вполне обыденных неприятностей в рамках любовного треугольника до зловещих появлений объятого огнём призрака – способствует постепенному сгущению атмосферы до точки взрыва, каковой, вполне закономерно, и происходит ближе к финалу.

История довольно оригинальная, разгадка основного преступления – не совсем (хе-хе!) каноническая, форменное крещендо финала – приятно нестандартное!..

Оценка : 7
«Пожиратели энергии»
–  [ 1 ]  +

igor14, 10 июля 2021 г. в 07:03

Первый из условной дилогии фантастико-приключенческих рассказов, одновременно имеющих отношение и к каттнеровскому циклу о глобальном «Лунном Голливуде», и к барнсовской серии о похождениях межпланетной охотницы Джерри Карлайл. Хотя имя последней довольно-таки часто мелькало в предыдущих тематических историях у ГК, «вживую» (образно выражаясь!) она появляется на страницах рассказов любимого фантаста впервые…

Завязка сюжета: киномагнат фон Цорн не оставляет надежды привлечь к сотрудничеству со своей студией «Девять планет», являющейся крупнейшей в Лунном Голливуде, знаменитую охотницу Д.Карлайл. Добываемые ею трофеи – редкие невероятные животные со всей Солнечной системы — поставляются только в лондонский зоопарк, а ведь киностудии будущего постоянно испытывают дефицит экзотических чудовищ, видом которых можно было бы удивить пресыщенную публику. Самый креативный из помощников фон Цорна в качестве приманки для прославленной трапперши достаёт откуда-то существо, якобы обитающее на недоступной практически никому стороне Меркурия, постоянно обращённой к нашему светилу…

Соавторская работа по объединению старых знакомцев-героев обоих циклов дала вполне впечатляющий результат! Привычная читателям рассказов той или иной серии «атмосфера» незатейливых приключений (с обилием комиксо-«палповых» штампов!) нехилым образом обогатилась относительно свеженькой интригой противостояния двух незаурядных авантюристов, Тони Квада и Джерри Карлайл, стремящихся «надуть» друг друга особо изощрёнными способами. Капризная дама-Фортуна в той или иной степени улыбается обоим, но происходит это после череды довольно опасных событий...

Не скажу, что сия история шибко понравилась, но стОит, пожалуй, её оценить чуть выше среднего. Во всяком случае, скучать потенциальному литературному потребителю (и сетовать на однообразие сюжетных «вывертов»!) вряд ли придётся…

Оценка : 7
«Воллюсвен»
–  [ 1 ]  +

igor14, 26 июня 2021 г. в 07:08

Долговременный активный поиск этого классного мультижанрового рассказа не только увенчался успехом, но и доставил большую радость в качестве весьма ценного трофея для некоего взыскательного советского читателя (пусть это и не совсем скромно прозвучит, ха-ха-ха!). Сугубо литературные достоинства новинки несомненны и очевидны!

Завязка сюжета: размеренная жизнь среднестатистического 50-летнего американского холостяка пару лет назад утратила свою безмятежность. Его угораздило упасть с лестницы, из-за чего головной мозг претерпел солидную встряску. В результате мужчине начало казаться, что его младший брат является существом чуждой природы (быть может, пришельцем!). Более того, день ото дня стали крепнуть подозрения, что вышеозначенного близкого родственника никогда ранее и не существовало, а личность, им притворяющаяся, по причине своей античеловечности лелеет какие-то ужасные тайные замыслы…

Принадлежность этой увлекательной истории к фантастическому жанру поначалу проявляется не слишком явно. Но по мере того, как детективно-«нуарная» составляющая обрастает разного рода труднообъяснимыми странностями, читательские сомнения постепенно отпадают…

Главное достоинство сего произведения вижу (как и всегда!) в солидной порции «фирменного» каттнеровского мягко-ироничного юмора. Особенно концентрация такового нарастает ближе к финалу. Ну, а последняя фраза хоть и не воспринимается как «взрыв мозга», но очень близка по субъективным ощущениям к той, что имела место в знаменитом и любимом многими с детства «Маскараде» (1957) Чарльза Фрича...

Первая публикация — «Science Fiction Stories», апрель 1943 г.

Оценка : 8
«По ту сторону уничтожения»
–  [ 1 ]  +

igor14, 21 мая 2021 г. в 10:33

Довольно заурядный фантастико-приключенческий рассказ. А если уж быть совсем откровенным, то – абсолютно безликий: нечто подобное легко найти и у Э.Гамильтона, и у А.Ван Вогта, и у Ли Брэкетт или даже у Р.Шекли (не говоря уж о десятке-другом менее именитых авторов)…

Завязка сюжета: 2203 год; беспринципный властолюбец Марлин учиняет государственный переворот, а войска его сторонников, обладающие мощным сверхоружием, сконструированным учёным-ренегатом Деггом, наголову разбивают флот воздушных пиратов, нанятых прежним республиканским правительством. Дочери свергнутого президента и пленённому главарю пиратов уготована особо извращённая казнь…

В полном соответствии с давно приевшимися комиксо-«палповыми» штампами потенциального читателя ждёт путешествие главных героев в параллельный мир, встреча там с продвинутым, но при этом – вероломным, разумом, и всё такое прочее… Увы, в очередной раз разочаровывает любимый фантаст!

Согласно канону, финал «окрашен» в хэппи-эндные радужные тона (хотя вражьей крови будет пролито немало!..); зло во всех его ипостасях (как «родимое» земное (хе-хе!), так и чужеродное) терпит поражение, а парочка основных (естественно, разнополых!) персонажей, пережив вместе кучу опасных приключений, <само собой разумеется!> проникаются друг к другу нежными чувствами… Все танцуют и поют радостные песни! Вот только такой старый брюзга, как я, всё время чем-то недоволен!.. (ха-ха-ха!)

Оценка : 6
«The Malignant Pebble»
–  [ 1 ]  +

igor14, 18 апреля 2021 г. в 07:03

На текущий момент – лучший из каттнеровских микрорассказов, написанных в 1937-40 гг. для многочисленных фэнзинов. Необычайно понравился (как мало какие считающиеся «полноценными» образчики его короткой прозы, встретившиеся в последнее время)!

Попутно вызывает громадное удивление тот факт, почему же это удачное во всех смыслах произведение долгие-долгие годы так и не переиздавалось ни в США, ни в Европе с момента первой публикации в 1937 г.? Ведь отмечались как минимум два «пиковых» всплеска массового читательского интереса к каттнеровскому творчеству – в середине 80-х/начале 90-х гг., когда один за другим выходили пять сборников рассказов, и в 2010/16 гг., когда появилось ещё пять больших сборников… «Тайна сия велика есть!»© (хе-хе!)

Первая публикация — «Fantascience Digest», №1, ноябрь-декабрь 1937 г. (под альтернативным названием «The Malignant Peezle»)

Завязка сюжета: писатель, специализирующийся главным образом на приключенческой фантастике, трудится над очередным произведением цикла о борьбе героев-землян с гадкими инопланетными захватчиками. Одним из центральных персонажей там выступает профессор Пизл – гениальный учёный со склонностью к сумасбродству. И вот этот самый деятель науки непостижимым образом материализуется в нашем мире (вылезает из пишущей машинки автора!), и начинает всячески попрекать собственного создателя в монотонной однообразности своего существования…

При всей кажущейся простоте главной интриги, рассказ – потрясающе «вкусный». Фирменный каттнеровский юмор явлен нам во всей красе! А исключительно в субъективном плане рад ещё и тому, что сия шуточно-потешная история не «приправлена» всякими разными элементами глобального сюра, откровенной дикости, безумной психоделики (что имело место в уже знакомом большинству из нас «Вся правда о золотой рыбке» (1939) и малоизвестных покуда «Забавы с атомами» (1938) и «Странное дело мистера Гича» (1939) — всё фэнзиновские издания).

Нерадивого главного героя, писателя-рассказчика нисколько не жаль: поделом досталось этому халтурщику, любителю шаблонов и приверженцу наукообразных измышлений (ха-ха-ха)! Вместе с тем, если хорошенько подумать, то представляется весьма вероятным, что Каттнер здесь в очередной раз самокритично поиронизировал над самим собой…

Переводческая работа уважаемого Бориса Савицкого – выше всяких похвал!

Оценка : 8
«Ragnarok»
–  [ 1 ]  +

igor14, 14 апреля 2021 г. в 07:18

Эта каттнеровская поэма посвящена глобальному мифологическому эпосу. Значение понятия «Рагнарёк / Гибель богов» и все детали этого события, его причины, результаты и последствия известны всему человечеству уже около 800 лет, а с появлением марвеловских комиксо-экранизаций — ещё и самым маленьким детям (хе-хе!)...

Суть: довольно горькие размышления будущего знаменитого фантаста на тему известного сюжета германо-скандинавской мифологии — последней битвы (некоторым образом, — Армагеддона) между богами-асами (азирами) и полчищами хтонических чудовищ. Смерть в бою и самого верховного бога Одина, и большинства его сыновей, и почти всех обитателей Асгарда напрямую не отражены — стихотворение очень уж (совершенно непозволительно, ха-ха-ха!) короткое...

Каттнеровский вывод не утешителен: «<...> когда боги всеми забыты, лучше богам умереть!»© Неординарный, впечатляющий взгляд на проблему.

(переводить было (уж года два тому назад) — истинное удовольствие!)

Оценка : 9
«Ночь богов»
–  [ 1 ]  +

igor14, 09 апреля 2021 г. в 08:08

Сложновато будет отрицать (хе-хе!), что мотивы древнескандинавской мифологии регулярно использовались Каттнером на протяжении всей своей творческой жизни: одним из первых опубликованных произведений стала «атмосферная» поэма «Рагнарёк / Ragnarok» (1937), а те или иные персонажи из пантеона богов, асов/азиров, и их приближённых (валькирии, к примеру) неоднократно появлялись на страницах разных рассказов и повестей. Сходу приходят на ум «Мы охраняем чёрную планету! / We Guard the Black Planet!» (1942), «Кем я одержим? / What Hath Me?» (1946), «Одиссея Юггара Тролга / The Odyssey of Yiggar Throlg» (1951) и проч. Вот и данная фантастико-приключенческая история на ту же тему…

Завязка сюжета: неоднократно в своей предшествующей жизни американский военный лётчик Шон О'Мара слышал в голове потусторонний притягательный зов. Особенно мощно тот прозвучал в казавшейся безвыходной ситуации, когда во время войны с японцами в ходе Второй мировой самолёт, управляемый главным героем и его напарником, заплутал в ненастную облачную погоду над бескрайним океаном. Этот самый мысленный призыв позволил найти более-менее удобную посадочную площадку на одном из безымянных и безлюдных маленьких островов, а затем привёл в укромную пещеру, где находился таинственный светящийся шар, сработавший как портал в параллельный мир. Там обоих лётчиков ждала встреча с богами-асами…

В целом интересный, хотя и не совсем понравившийся рассказ. Слишком уж много накопилось субъективных претензий к авторской версии о происхождении тутошних асов/азиров, стадному инстинкту в поведении основной массы этих богоподобных существ, совсем уж глуповатым мотивам, которыми руководствовались в своих поступках отдельные их представители…

Какая-то трудно уловимая фальшь пронизывает всю «ткань» каттнеровского воплощения поначалу блистательного замысла…

-----------------------------

P.s. А чему, собственно говоря, я полтора года назад удивлялся? Как недавно выяснилось из переписки автора с редактором фэнзина «Fantasmagoria», рассказ был написан аж в 1937 году /в самом начале творческого пути/

Оценка : 7
«Доктор Циклоп»
–  [ 1 ]  +

muxaJIu4, 31 марта 2021 г. в 19:02

Новелизация безызвестного голивудского фильма от Генри Каттнера. Публиковался рассказ когда фильм вышел в прокат, и что там было первее — неизвестно. Писательство для Генри было способом заработать на хлеб насущный, писал он много, и не всегда очень хорошо. Рассказ достаточно проходной, главный злодей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немецкий, если не агент, то симпатик нацистов
все в духе времени и таких произведений (в духе времени) в Генри приличное количество. Попытка псевдонаучного объяснения сути эксперимента явно неудачная и вызывает легкое недоумение. Ведь квантовая теория строения атома к тому времени уже была разработана усилиями Шредингера, Бора, Паули и др. В остальном все весьма средне.

Оценка : 7
«Вернулся охотник домой»
–  [ 1 ]  +

god54, 31 марта 2021 г. в 17:50

Хороший рассказ с оригинальной идеей и неплохим сюжетом: далекое будущее, когда лучшие стали охотниками и сражаются друг с другом, этакие гладиаторы будущего, кто больше соберет голов. Но, расстраивает форма изложения сюжета, нет эмоций, нет напряжения, жажды жизни... Всё как-то буднично, серо... предсказуемо.

Оценка : 8
«Death Has Three Sisters»
–  [ 1 ]  +

igor14, 21 марта 2021 г. в 07:04

Один из криминально-приключенческих рассказов второй каттнеровской «волны» (первая имела место, как мы все хорошо помним, в 1936/37 гг.). Элементы мистики здесь, что особо примечательно, имеются в ассортименте: и фальшиво-постановочные, и необъяснимо-реальные. Печально, но сей факт не добавляет интересности довольно-таки хилой основной интриге, лишь для кое-кого из «продвинутых» почитателей творчества ГК может показаться любопытным. Лично я склонен объяснять всё это соавторским влиянием Барнса...

Завязка сюжета: в горном районе одного из южных американских штатов группа голливудских кинодокументалистов готовится снимать очередной познавательно-развлекательный фильм (что-то вроде сегодняшней продукции от канала «Дискавери»). Главное лицо проекта, режиссёр и телеведущий, в компании кинооператора и директора-продюсера совершает предварительный обход местности. Среди скал они видят одинокую маленькую хижину, подходят к ней и заглядывают в окно. Их взорам предстаёт странноватая «живая картина» из трёх старых уродливых женщин, прядущих нить на одном-единственном станке. Сама собой напрашивается ассоциация с античными богинями судьбы, мойрами/норнами…

Сама по себе история «серенькая», заурядная. Комиксоподобные штрихи, штришки и чёрточки (хе-хе!) здесь не так явно выражены, чем в предшествующий период, но окончательно от них избавиться любимому автору таки не удаётся. Лишь слегка спасает положение финальная загадка.

(впрочем, не исключено, что соавторы попросту не стали напрягать фантазию, дабы придумать яркую, логически непротиворечивую причину для замешательства главного злодея в самый кульминационный момент, и попросту «слили» концовку в сферу непознаваемого…)

------------------------------------------------------ -------------------------------

P.s. Переводить было — истинное удовольствие!..

Оценка : 6
«Бесконечный миг»
–  [ 1 ]  +

aronaron, 26 февраля 2021 г. в 14:43

Ли Дэнхем создает прибор, позволяющий менять физические размеры материальных тел (в т.ч. и живых существ). Не успев протестировать изобретение, ученый становится мишенью для охотника за открытиями, который хочет отнять прибор, а ученого отправить на тот свет. Мало того, во время столкновения, под удар попадает невеста Ли — Лана. Пуля, выпущенная убийцей, летит в нее. Ли, с помощью своего прибора уменьшает себя до микроразмера. Время для него замедляется. И пока летит пуля, Ли Дэнхем, должен что-то предпринять и спасти невесту...

Очень живая и до предела насыщенная экшеном повесть Каттнера в принципе понравилась мне. Что не дало поставить более высокую оценку, так это некоторая избыточность действия. Сюжет несется как слаломист по горному склону — не успеваешь перевести дух от одной перепетии, как автор бросает героя в новые испытания. Впрочем, к чести ГГ, все эти испытания он преодолевает с профитом для себя и своих друзей.

Ну и некоторую картонность повести придают масштабы открытий и изобретений — все с префиксом сверх-, на грани сказки.

В целом, достойно прочтения, может и не один раз.

Оценка : 6
«Источник миров»
–  [ 1 ]  +

ОвеСсСалом, 05 февраля 2021 г. в 19:57

Читал в старом киевском издании, где еще «Ось времён». Был очень удивлен — совсем непохоже на того Каттнера, которого знал прежде. Очень слабо, такое чувство, что просто некий школьник тайком создавал эту писанину, неумело подражая Берроузу (ну, это моё личное впечатление). Наукообразные вставки в конце смотрятся на фоне этого плоского и пресного «приключенческого фентези» просто смехотворно и изрядно подбавляют нелепости. «Ось времен», конечно, тоже не особо вкуснега, но гораздо выше этого явно неудачного произведения Каттнера. Всё же он, как известно, скорее великий мастер небольших рассказов/повестушек. 5/10

Оценка : 5
«Мы вернёмся»
–  [ 1 ]  +

god54, 04 декабря 2020 г. в 20:02

Мне кажется, что в этом произведение главная роль принадлежит Кэтрин Мур, которая умеет очень грамотно, красочно и образно писать текст. Ибо в рассказе главное не смысл, главное текст: описание одного события , когда Чужие уничтожают остатки людей, которые уже и не люди. Таким образом, тем кто любит текст, это произведение.

Оценка : 7
«В стране забвения»
–  [ 1 ]  +

muxaJIu4, 10 ноября 2020 г. в 21:20

Два города — застывшие во времени, но дрейфующие в пространстве. Их связывает таинственная сила и давняя вражда. Человек из середины 20-го века — от его выбора зависит их дальнейшая судьба.

Лихо закрученный сюжет от Генри Каттнера и добротный литературный стиль от Кэтрин Мур. Это — тот случай, когда один плюс один больше двух. Это — на уровне их лучшего якобы «фэнтези» — «Темного Мира» и «Последней цитадели Земли». Всем фанатам творческого дуэта рекомендуется к прочтению.

Оценка : 10

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»



⇑ Наверх