Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 ноября 2022 г. 23:35

Писатель Том Пиккирилли для меня долгое время был темной лошадкой. Я, конечно, встречал упоминание его фамилии на просторах интернета, но до чтения его работ мои глаза так и не доходили. Благодаря серии "Легенды хоррора" у меня появился шанс восполнить этот пробел, что я и поспешил сделать.

Открывает книгу роман "Хор больных детей", главным героем которого является парень по имени Томас из городка Кингдом Кам, затерянного среди болот американского юга. Живет наш протагонист в особняке вместе с тремя братьями, сросшимися лбами (типа, сиамскими тройняшками), а свои будни посвящает праздному дуракавалянию, ибо ему в наследство досталось прибыльное градообразующее предприятие — некая Фабрика, приносящая немалую прибыль.

Помимо посиделок в придорожном баре и секса с первыми попавшимися там девушками, Томас периодически общается с местными ведьмами. И вот однажды последние начинают нервничать из-за замаячившей на горизонте угрозы и просить зажиточного соседа помочь им в приготовлении зелья, которое спасло бы город (а возможно и весь мир). Но Томасу абсолютно пофиг на их стенания, ведь так много пива еще не выпито и так много женщин еще не лежало на заднем сидении его пикапа с задранной юбкой. Так и существует Кингдом Кам, пока в один прекрасный момент...

Что ж, что было дальше вам лучше узнать самим. При условии, естественно, что вы рискнете это сделать.

А если и так, что лучше подумать дважды, ибо "Хор больных детей" — это лютое нагромождение персонажей и событий, с невнятным сюжетом и какой-то крайне размытой интригой. Иными словами, текст представляет собой некий поток сознания, разделенный на эпизоды разной степени интересности, которые по задумке автора должны были сложиться в нестандартную мистическую историю, но что-то пошло не так и в итоге книга трансформировалась в унылую чушь с участием фриков всех мастей в декорациях сельской глубинки штата Луизиана.

В какой-то степени "Хор" можно было бы назвать эдаким "Твин Пиксом", если бы место действия этого сериала перенесли из лесистых гор куда-нибудь в душные болота. Но честно скажу, поступить так — значит оскорбить творение Дэвида Линча и Марка Фроста. Все-таки, несмотря на все странности, у них было четкое и в целом понятное повествование, а не сумбурное маловразумительное нечто как у Пиккирилли. Но тем не менее, у "Хора" и "Твин Пикса" есть некий общий дух. Во всяком случае мне удалось его разглядеть, что не позволило поставить роману нулевую оценку.

Хотя, конечно, это не то произведение, которое я хотел бы видеть в "Легендах хоррора". Совсем не то.

Собственно, поэтому "Скорбь ноября" я открывал уже с некоторой опаской. И поначалу текст действительно воспринимался мной как калька с предыдущего "шедевра". Автор снова поместил в центр истории героя-одиночку (Шэда Дженкинса) из маленького захолустного городка Лунная Лощина, в котором обитают либо просто чудаковатые люди, либо явные имбецилы.

И не только поместил, но еще и заставил его общаться со всеми этими особо одаренными личностями с целью выяснить причину смерти его младшей сестры Меган, ушедшей в мир иной пока Шэд отбывал срок в тюрьме за нанесение телесных повреждений озабоченному отморозку.

Получившийся коктейль Пиккирилли зачем-то приправил ничем не примечательной мистикой (видимо посчитал, что без пугающих видений протагонист будет выглядеть блекло). А на закуску ввел в сюжет очередную ведьму, знахарку или кто она там такая... от наставлений которой Дженкинсу не будет никакого толку.

Полагаю, излишне говорить, насколько я был "рад" окунуться в подобную токсичную атмосферу. Однако в определенный момент мне все-таки удалось проникнуться расследованием Шэда и я даже стал переживать за исход его приключений, приведших его в поселение змеиных проповедников, затерянное высоко в горах.

Правда, счастье длилось не долго и автор очень скоро свернул куда-то не туда, растеряв по пути весь потенциал придуманной им истории. Понимая, что интрига начала сдуваться, Пиккирилли быстренько выкатил финал, не забыв назначить злодеем одного из представленных ранее персонажей. С одной стороны, хорошо, что Дженкинс нашел душегуба, но во-первых, сделал он это откровенно нелепо, а во-вторых, из-за нелогичного поведения самого убийцы привлечь его к ответственности не вышло. То есть, развязка состоялась, но весьма сомнительного качества.

Таким образом, "Скорбь ноября" подтвердила тот неутешительный вывод, который я сформулировал для себя после знакомства с "Хором больных детей": пусть хоть на каждом заборе будет написано, что Том Пиккирилли — легенда жанра ужасов, мастер пера и титан мысли, я теперь и близко не подойду к его книгам, ибо копание в грязи и мусоре не относится к числу моих хобби.

Оценки:

"Хор больных детей" — 3/10.

"Скорбь ноября" — 4/10.


Статья написана 2 ноября 2022 г. 12:00

Не буду скрывать, что еще перед ознакомлением с финальной частью трилогии Дэвида Гордона Грина о маньяке Майкле Майерсе меня терзали смутные сомнения насчет ее качества. Все-таки предыдущая картина вышла настолько "хорошей", что в успех нового пришествия знаменитого душегуба в провинциальный Хэддонфилд верилось с трудом. Тем не менее, я старался заранее не накручивать себя и принимаясь за просмотр последнего "Хэллоуина" попытался отбросить все негативные мысли прочь.

Однако долго сохранять спокойствие я не смог и уже к середине фильма начал искреннее негодовать от того, во что криворукие киноделы превратили столь любимую мной франшизу. Если честно, такого лютого бреда я не ожидал увидеть.

Взять хотя бы завязку истории. С событий второй картины прошло четыре года. Майкл Майерс, убив дочь Лори, бесследно исчезает. А сама бабушка Строуд вместе с внучкой Эллисон пытается забыть кошмар и переезжает в новое просторное жилище, вокруг которого нет даже примитивного забора.

Напоминаю, речь идет о той же Лори, которая в "Хэллоуине" 2018-го сделала из своего дома крепость, организовала в нем секретный подвал-убежище, напичканный оружием, и каждый день ждала, что бугимен в белой маске придет по ее душу. При том что последний сидел за семью замками в охраняемой психиатрической лечебнице.

И вот спустя несколько лет нам показывают старушку Строуд, которая каким-то макаром излечилась от хронической паранойи и кайфует на пенсии, в свободное от бытовых забот время занимаясь написанием книги о ее борьбе с Майклом. И плевать она хотела на разгуливающего на свободе инфернального маньяка. Шикарно, чего уж там!

Теперь давайте обратимся непосредственно к Майерсу. Все-таки любопытно, где он прозябал все эти четыре года. Может с ним что-то случилось? Как вариант, сел в тюрьму за неправильную парковку украденного автомобиля или за то, что пытался стащить из магазина новенький блестящий тесак (а что... с реальными убийцами иногда происходили подобные конфузы).

Но нет. Наш Майкл все эти месяцы проторчал в местном канализационном коллекторе (аки Пеннивайз), куда таскал тела случайных жертв (видимо, крысы оказались не вкусными или быстро иссякли). Причем, никто из жителей Хэддонфилда не догадывался, что их главная знаменитость опустилась до уровня бомжа и что рядом с ними стали пачками пропадать люди. Вот же чудеса!

Кстати, в пользу того, что Майкл трансформировался в немощного бродягу указывают еще два факта. Во-первых, теперь, чтобы кромсать невинных, ему понадобился помощник (что, мягко говоря, нонсенс). А во-вторых, то как с Майерсом обошлись в финале фильма очень напоминает способ избавления от ненужного мусора. Собственно, в ходе просмотра трудно не заметить, что сценаристам антагонист был совершенно не интересен. Поэтому и в кадре он присутствовал, дай бог, минут двадцать из почти двухчасового хронометража, и умертвили его предельно стремительным и банальным образом, превратив его тело в аналог мешка со старым барахлом, которому прямая дорога на свалку.

Но что же тогда занимало умы создателей картины вместо Майкла и дела всей его жизни? Ну, например, диалоги: Лори с шерифом, Лори с внучкой, Лори с новым парнем Эллисон и т.д. В общем, драма в каждом кадре и драмой погоняет. Куда уж тут до саспенса и рек крови! Ведь еще не все персонажи пообщались друг с другом!

Кошмар, одним словом. Радует только то, что этот цирк с конями наконец-то завершился. Уж не знаю, что там за сладкие песни Гордон Грин с товарищами пели студийным боссам, но лично для меня очевидно, что ни он, ни его соавторы понятия не имеют о том, как снимать слэшеры и даже близко не осознают суть истории, когда-то давно придуманной Джоном Карпентером и Деброй Хилл. Короче, бездари в чистом виде, решившие, что уж они-то снимут по-настоящему крутое продолжение оригинального "Хэллоуина". Вот только кроме откровенного бреда, они не смогли родить ничего путного.

Оценка: 2/10.

P.S. Все же поворчу еще немного о финале. Помню, когда я впервые увидел развязку "Хэллоуин: 20 лет спустя", то был действительно шокирован ее внезапностью и смелостью Лори, которая невзирая на толику сочувствия, которая еще оставалась в ее сердце по отношению к Майклу, все-таки смогла пересилить себя и покончить со злом раз и навсегда. И по сей день сцена с автомобильной аварией выглядит крайне эмоциональной. Аж до мурашек!

Ну а что там в "Хэллоуин заканчивается"? Методичное убийство, демонстративная процессия с телом через весь город и унылая дробилка. Мощнейший креатив, не иначе...


Статья написана 31 октября 2022 г. 17:00

Очередной Хэллоуин уже стучится к нам в двери, а значит пора гасить свет, зажигать свечи и садиться за просмотр какого-нибудь пугающего фильма. И если вы вдруг не знаете на чем оставить свой взор этим вечером, то у меня для вас есть подходящий вариант.

Обычно я стараюсь рекомендовать старенькие картины, о которых многие давно забыли. Но сегодня мне хочется нарушить эту традицию и посоветовать фильм этого года, который определенно будет интересен всем поклонникам темного жанра. Речь идет о триллере "Наблюдающий" (Watcher), где центральную роль исполнила прекрасная актриса Майка Монро, известная по таким отличным лентам как "Гость" (The Guest, 2013) и "Оно следует за тобой" (It Follows, 2014).

В фокусе сюжета находятся молодые супруги (Френсис и Джулия), которые перебираются из Нью-Йорка в Бухарест, поскольку глава семьи получил повышение на работе. Пока муж целыми днями трудится в поте лица, девушка занимается домашними делами, гуляет по городу и пытается учить румынский язык.

Так как Джулия пребывает в непривычной для себя среде, то она обращает повышенное внимание на все, что ее окружает. И вот однажды она замечает, что некто в доме напротив наблюдает за ней. Поначалу девушка не придает этому большего значения. Но чем чаще она видит смутный силуэт в окне, тем сильнее ее охватывает тревога. Ей кажется, что незнакомец круглосуточно следит за ней и что такое поведение может привести к очень печальному итогу.

Усугубляет психическое состояние Джулии и тот факт, что собственный муж не верит ее опасениям и списывает их на последствия переезда в чужую страну. Однако это не отменяет того, что в доме напротив действительно происходит что-то нехорошее и ведомая страхом и любопытством девушка решает любыми путями докопаться до правды.

Вот такую историю сочинили для нас сценаристы Зак Форд и Хлоя Окуно и я могу с чистой совестью заявить, что остался в полном восторге от результата их совместного творчества. Прежде всего в фильме подкупает выверенное до мелочей повествование, где просто не нашлось места для лишних разговоров или подробностей, а им на замену завезли настолько мощный саспенс, что во время просмотра картины ты весьма живо ощущаешь как мрак и тревога прямо-таки сочатся с экрана.

Причем, столь будоражащий эффект достигается на удивление обыденными вещами — размытая фигура за оконным стеклом; шорох одежды человека, сидящего позади тебя в кинозале; пристальный взгляд прохожего на улице — и ты уже вместе с главной героиней начинаешь ощущать себя крайне неуютно.

Однако "Наблюдающий" хорош не только своей гнетущей атмосферой, но и добротными актерскими перформансами. По-моему, все лицедеи прекрасно справились со своими ролями, но конечно же я не могу не отметить отдельно старания Майки Монро и Берна Гормана. Правда, если честно, последнему и не приходилось особо играть, поскольку уже один его внешний вид способен вызвать у окружающих тревогу и стойкое подозрение, что у этого мужика явно не все в порядке с головой (хотя допускаю, что в реальности Горман вполне приятный парень).

Также к плюсам фильма следует добавить качественную операторскую работу, благодаря которой Бухарест воспринимается как по-настоящему мрачный и тоскливый город (что вторит сумятице в душе Джулии, выбитой из колеи сменой места жительства) и уверенную руку режиссера, ведущую зрителя через созданный им лабиринт, сотканный из ужаса и паранойи.

Естественно, есть у "Наблюдающего" и пара недостатков, к которым относятся довольно неспешный темп событий и несколько предсказуемый сюжет, но я бы не стал утверждать, что они как-то критично портят картину. Тут главное настроиться перед просмотром на правильную волну и не ожидать излишней движухи и постоянного потока скримеров. За подобными хоррор-аттракционами лучше обратиться к "Вселенной "Заклятия" Джеймса Вана.

На этом я, пожалуй, буду закругляться. Желаю всем провести нынешний Хэллоуин как можно увлекательнее и не забыть заценить "Наблюдающего". Уверен, данный триллер не отпустит вас без мурашек на коже.


Статья написана 14 октября 2022 г. 10:45

Глядя на многочисленные переиздания работ Чака Паланика, заполонившие книжные магазины, я решил, что было бы не лишне попробовать приобщиться к творчеству этого писателя. Тем более, что на русском языке вышли все его произведения крупной формы.

И хотя некоторые романы Паланика были номинированы на "Премию Брэма Стокера", мой выбор пал на книгу, обделенную вниманием "Ассоциации авторов романов ужасов", а именно на "Уцелевшего".

Это произошло по двум причинам. Во-первых, меня заинтриговал синопсис книги, поскольку мне нравятся сюжеты, в центре которых находятся тоталитарные секты. А во-вторых, оценка произведения на ФантЛабе оказалась довольно высокой, что давало надежду на как минимум адекватный текст, который не захочется бросить сразу же после вступления.

И прежде чем я коснусь своих впечатлений от романа, кратко расскажу о чем он. "Уцелевший" — это история жизни человека по имени Тендер Бренсон, который рос и воспитывался среди последователей Церкви Истинной Веры, обосновавшейся в сельской местности штата Небраска. По достижении восемнадцатилетнего возраста он, как и многие другие "зомбированные" юноши и девушки, отправился в качестве миссионера труда в "большой мир", дабы прислуживать в доме богатой семейной пары и часть заработанных денег перечислять на нужды Церкви.

После одного неприятного инцидента (во избежание спойлера не буду говорить какого), старейшины секты решают, что настал момент всем верующим вознестись на небеса (иными словами, покончить с собой). Что, собственно, они и делают. А вслед за ними и миссионеры труда, разбросанные по всей Америке. Постепенно из адептов Истинной Веры в живых остается только наш герой, после чего к делу подключаются эффективные менеджеры, превращающие Тендера в своего рода религиозного гуру. Однако за быстрым взлетом на вершину всеобщего обожания Бренсона будет ждать не менее стремительное падение. И как раз о нюансах последнего нам поведает "Уцелевший".

Что же хорошего можно сказать о творении Паланика? Да по сути не очень много. Мне понравилась идея произведения и отдельные сцены, весьма оригинальным способом показывающие безумие протагониста (о том, что у него не все в порядке с головой, я думаю, вы уже и сами догадались). Но все прочее лично меня не тронуло. Если брать конкретнее, то из минусов я бы выделил:

1) Язык книги. Понимаю, что это такая авторская фишка Чака — часто повторять одни и те же мысли и щедро сдабривать предложения синонимами (словно у него под рукой оказался их словарь и он посчитал, что добро не должно пропадать впустую). Но у меня такой стиль повествования вызвал лишь недоумение, граничащее с раздражением.

2) Постоянное перескакивание с одного на другое. Когда подобное происходит изредка, то этот художественный прием еще можно простить. Но когда встречаешь его в каждой главе — это уже перебор. Все-таки я хочу читать связный текст, а не какую-то кашу из рассуждений и событий.

3) Жанровая неопределенность. Честно, я так и не понял, к чему относится "Уцелевший". То ли это реалистичное произведение, стремящееся затронуть серьезные проблемы современного общества; то ли фантастика, где возможно практически все что угодно; то ли памфлет о нашем больном мире. Да-да-да, Паланик — контркультурная звезда, настоящий мастер своего дела и т.д. и т.п. Но, блин... Неужели нельзя было заранее решить, что конкретно ты пишешь? Просто чтобы было ясно с каких позиций оценивать твой труд. А то выходит, что перед тобой не роман, а какая-то муть: для обычной прозы — слишком странная, для полета фантазии — слишком приземленная, а для сатиры — слишком пресная и предсказуемая.

Пока не знаю, буду ли я читать другие работы Чака, но точно уверен, что если такое и случится, то еще очень не скоро.

Оценка: 5/10.


Статья написана 30 сентября 2022 г. 11:22

Лично для меня название романа Стивена Кинга "Позже" стало определяющим при выборе очередного произведения для чтения. Каждый раз, когда данная книга попадала ко мне в руки, я решал отложить знакомство с ней до лучших времен. А причина этого весьма прозаична: меня просто не тянуло погружаться в повествование о еще одном подростке, обладающем сверхъестественной способностью.

Но в какой-то момент я осознал, что дальше так продолжаться не может и решил все-таки осилить роман, благо его объем составил чуть больше трехсот страниц.

Итак, "Позже" представляет собой историю Джейми Конклина, которому в детстве пришлось столкнуться сразу с двумя серьезными проблемами. Одной из них был призрак преступника-подрывника, одержимый демоном. А второй — нечистая на руку полицейская — бывшая подруга матери паренька. Собственно, текст является исповедью Джейми, из которой мы узнаем как он справился с вышеуказанными напастями, задействовав свой врожденный дар, позволяющий ему видеть и общаться с неприкаянными душами мертвецов.

И хотя роман читался без каких-либо затруднений, я все же не могу сказать, что остался от него в восторге. Да, Кингу удалось придумать достаточно любопытный сюжет, населить его небезынтересными персонажами и круто закрутить интригу, но... Честно говоря, результат его стараний вышел до ужаса предсказуемым.

Стивен тупо взял привычные для себя художественные элементы, слегка подретушировал их и перетасовал между собой в надежде выдать что-то оригинальное. Но в итоге явил на свет абсолютно проходную книгу, которая, на мой взгляд, может по-настоящему порадовать лишь далеких от его творчества людей, ибо фанаты автора со стажем вряд ли найдут в "Позже" что-то новое и необычное.

Они опять столкнутся с "не таким как все" мальчиком (привет, "Сияние"), которого воспитывает мать-одиночка и чей единственный взрослый друг — это приятный мудрый старикан, живущий по соседству (добрый день, "Низкие люди в желтых плащах"). А чтобы победить зло, юноше придется провести ритуал "Чудь" (здорово, "Оно", давно не виделись).

Причем, самое забавное, что как и в романе про инопланетное существо, терроризирующее городок Дерри каждые 27 лет, Кинг не стал утруждать себя раскрытием механизма этого ритуала. Это ведь битва разумов, в конце концов. А больше пояснять и нечего... Иными словами, вот вам отсылка к классике хоррора и хватит на этом. Скажите спасибо, что я вообще что-то написал. Вы же хотели ужасы? Вот и кушайте на здоровье.

Короче, думаю, вы поняли к чему я клоню. "Позже" — это некий поверхностный оммаж литературному наследию Мастера, который несмотря на все усилия последнего, оказался до неприличия пресным и скучным. Хорошо хоть Стивен не догадался растянуть свое детище на многие сотни страниц. В противном случае, мы могли бы получить монстра, ни в чем не уступающего "Спящим красавицам" и "Институту".

Оценка: 6/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх