Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 февраля 2011 г. 05:48

Предлагаю вашему вниманию список рекомендованных книг и других произведений, опубликованный в февральском номере Локуса за 2011 год. Этот список является плодом консенсуса обширного коллектива редакторов и рецензентов журнала (романы: Liza Groen Trombi, Gary K. Wolfe, Jonathan Strahan, Faren C. Miller, Russell Letson, Paul Witcover, Graham Sleight, Carolyn Cushman, Adrienne Martini, Tim Pratt, искусство: Karen Haber, малая форма: Jonathan Strahan, Ellen Datlow, Gardner Dozois, David G. Hartwell, Rich Horton, Tansy Rayner Roberts, Lois Tilton, и др.). Кроме этого, в февральском номере Локуса публикуются эссе многих из этих рецензентов, в которых они рассматривают лучшие по их мнению книги и рассказы.

Одновременно список является лонглистом номинаций на премию Локуса за 2010 год, которая присуждается читателями журнала. Любой желающий может проголосовать на сайте Локуса: http://www.locusmag.com/Magazine/2011/Iss... до 15го апреля 2011 года. Через одну-две недели после окончания голосования будут объявлены финалисты – по 5 позиций в каждой номинации, набравших наибольшее число голосов. Победители будут объявлены на специальной церемонии в рамках Уикэнда Фантастических Премий в Сиэтле 24-26 июня 2011 года.

Чтобы не загромождать и без того огромный пост обложками, я привожу только по три в каждой категории. Среди антологий – шесть, потому что они разноплановые.

Романы – Научная фантастика / Novels – Science Fiction

Yarn, Jon Armstrong (Night Shade Books)

Surface Detail, Iain M. Banks (Orbit; Orbit UK)

Directive 51, John Barnes (Ace)

Chill, Elizabeth Bear (Ballantine Spectra)

Hull Zero Three, Greg Bear (Orbit US)

CryoBurn, Lois McMaster Bujold (Baen)

The Passage, Justin Cronin (Ballantine)

Zendegi, Greg Egan (Night Shade Books; Gollancz)

Zero History, William Gibson (Putnam; Viking UK)

Feed, Mira Grant (Orbit)

Starbound, Joe Haldeman (Ace)

Sleepless, Charlie Huston (Ballantine)

Brain Thief, Alexander Jablokov (Tor)

The Dervish House, Ian McDonald (Pyr; Gollancz)

Terminal World, Alastair Reynolds (Gollancz; Ace)

Birdbrain, Johanna Sinisalo (Peter Owen)

Blackout / All Clear, Connie Willis (Ballantine Spectra)

Романы – Фэнтези / Novels – Fantasy

The Golden Age, Michal Ajvaz, translated by Andrew Oakland (Dalkey Archive)

The Bird of the River, Kage Baker (Tor)

Zoo City, Lauren Beukes (Jacana South Africa; Angry Robot UK; Angry Robot US)

The Desert Spear, Peter V. Brett (Ballantine Del Rey; HarperVoyager)

Changeless, Gail Carriger (Orbit US)

The Wolf Age, James Enge (Pyr)

Shades of Grey, Jasper Fforde (Viking; Hodder & Stoughton)

The Jade Man's Skin, Daniel Fox (Del Rey)

The Half-Made World, Felix Gilman (Tor)

Horns, Joe Hill (Morrow; Gollancz)

Kings of the North, Cecelia Holland (Forge)

Hespira, Matthew Hughes (Night Shade Books)

Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Penguin Canada; Roc)

The Bards of Bone Plain, Patricia A. McKillip (Ace)

Kraken, China Mieville (Macmillan UK; Ballantine Del Rey)

The Thousand Autumns of Jacob de Zoet, David Mitchell (Random House)

Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)

The Folding Knife, K. J. Parker (Orbit US; Orbit UK)

A Matter of Blood, Sarah Pinborough (Gollancz)

The House of Discarded Dreams, Ekaterina Sedia (Prime Books)

A Dark Matter, Peter Straub (Doubleday; Orion)

The Fuller Memorandum, Charles Stross (Ace; Orbit UK)

The Habitation of the Blessed, Catherynne M. Valente (Night Shade Books)

The Sorcerer's House, Gene Wolfe (Tor)

Детско-юношеские книги / Young Adult Books

Ship Breaker, Paolo Bacigalupi (Little, Brown)

The White Cat, Holly Black (Simon & Schuster/McElderry Books)

Pathfinder, Orson Scott Card (Simon Pulse)

Mockingjay, Suzanne Collins (Scholastic Press)

Factotum, D. M. Cornish (Omnibus Australia; Fickling UK; Putnam)

Thresholds, Nina Kiriki Hoffman (Viking)

Enchanted Glass, Diana Wynne Jones (HarperCollins UK; Greenwillow)

The Boneshaker, Kate Milford (Clarion)

Monsters of Men, Patrick Ness (Candlewick Press; Walker UK)

The Keys to the Kingdom, Book 7: Lord Sunday, Garth Nix (Scholastic Press; HarperCollins UK)

I Shall Wear Midnight, Terry Pratchett (Doubleday UK; Harper)

Fever Crumb, Philip Reeve (Scholastic)

Kid vs. Squid, Greg van Eekhout (Bloomsbury)

Behemoth, Scott Westerfeld (Simon Pulse)

Дебютные романы / First Novels

The Loving Dead, Amelia Beamer (Night Shade Books)

Noise, Darin Bradley (Spectra)

Clowns at Midnight, Terry Dowling (PS Publishing)

A Book of Tongues, Gemma Files (ChiZine Publications)

The Native Star, M. K. Hobson (Ballantine Spectra)

Meeks, Julia Holmes (Small Beer Press)

The Last Page, Anthony Huso (Tor)

The Hundred Thousand Kingdoms, N. K. Jemisin (Orbit)

Shades of Milk and Honey, Mary Robinette Kowal (Tor)

Redemption in Indigo, Karen Lord (Small Beer Press)

The Dream of Perpetual Motion, Dexter Palmer (St. Martin's)

The Quantum Thief, Hannu Rajaniemi (Gollancz; Tor 2011)

The Bookman, Lavie Tidhar (Angry Robot UK; Angry Robot US)

The Replacement, Brenna Yovanoff (Razorbill)

How to Live Safely in a Science Fictional Universe, Charles Yu (Pantheon)

Авторские сборники / Collections

Leviathan Wept and Other Stories, Daniel Abraham (Subterranean Press)

The Collected Short Works of Poul Anderson, Volume 3: The Saturn Game, Poul Anderson (NESFA Press)

Occultation, Laird Barron (Night Shade Books)

Mirror Kingdoms: The Best of Peter S. Beagle, Peter S. Beagle (Subterranean Press)

The Poison Eaters and Other Stories, Holly Black (Small Beer Press/Big Mouth House)

Amberjack: Tales of Fear and Wonder, Terry Dowling (Subterranean Press)

What I Didn't See and Other Stories, Karen Joy Fowler (Small Beer Press)

The Ammonite Violin & Others, Caitlin R. Kiernan (Subterranean)

The Sky that Wraps, Jay Lake (Subterranean Press)

Selected Stories, Fritz Leiber (Night Shade Books)

Journeys, Ian R. MacLeod (Subterranean Press)

Diana Comet and Other Improbable Stories, Sandra McDonald (Lethe Press)

Mysteries of the Diogenes Club, Kim Newman (MonkeyBrain Books)

The Best of Larry Niven, Larry Niven (Subterranean Press)

On the Banks of the River of Heaven, Richard Parks (Prime Books)

Deep Navigation, Alastair Reynolds (NESFA Press)

Holiday, M. Rickert (Golden Gryphon Press)

The Best of Kim Stanley Robinson, Kim Stanley Robinson (Night Shade Books)

Recovering Apollo 8 and Other Stories, Kristine Kathryn Rusch (Golden Gryphon Press)

The Juniper Tree and Other Blue Rose Stories, Peter Straub (Subterranean Press)

Case and the Dreamer: The Complete Stories of Theodore Sturgeon: Volume XIII, Theodore Sturgeon (North Atlantic)

Hard-Luck Diggings: The Early Jack Vance, Jack Vance (Subterranean Press)

The Third Bear, Jeff VanderMeer (Tachyon Publications)

The Green Leopard Plague and Other Stories, Walter Jon Williams (Night Shade Books)

The Collected Stories of Roger Zelazny: Volume Five: Nine Black Doves, Roger Zelazny (NESFA Press)

The Collected Stories of Roger Zelazny: Volume Six: The Road to Amber, Roger Zelazny (NESFA Press)

Антологии – Оригинальные / Anthologies – Original

The Way of the Wizard, John Joseph Adams, ed. (Prime Books)

Zombies vs. Unicorns, Holly Black & Justine Larbalestier, eds. (McElderry)

The Beastly Bride: Tales of the Animal People, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (Viking)

Is Anybody Out There?, Nick Gevers & Marty Halpern, eds. (DAW)

Black Wings: New Tales Of Lovecraftian Horror, S. T. Joshi, ed. (PS Publishing)

Sprawl, Alisa Krasnostein, ed. (Twelfth Planet Press)

Warriors, George R. R. Martin & Gardner Dozois, eds. (Tor)

Godlike Machines, Jonathan Strahan, ed. (SFBC)

Swords & Dark Magic: The New Sword and Sorcery, Jonathan Strahan & Lou Anders, eds. (Eos)

Антологии – Репринтные / Anthologies – Reprint

Darkness: Two Decades of Modern Horror, Ellen Datlow, ed. (Tachyon Publications)

The Wesleyan Anthology of Science Fiction, Arthur B. Evans, et al, eds. (Wesleyan University Press)

Sympathy for the Devil, Tim Pratt, ed. (Night Shade Books)

Wings of Fire, Jonathan Strahan & Marianne S. Jablon, ed. (Night Shade Books)

The Best of Talebones, Patrick Swenson, ed. (Fairwood Press)

Антологии лучшего / Anthologies – Bests

The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin's Griffin)

Year's Best SF 15, David G. Hartwell & Kathryn Cramer, eds. (Eos)

The Year's Best Science Fiction & Fantasy: 2010 Edition, Rich Horton, ed. (Prime Books)

The Mammoth Book of Best New Horror: 21, Stephen Jones, ed. (Robinson; Running Press)

The Best Science Fiction and Fantasy of the Year Volume Four, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade Books)

Нехудожественные книги / Non-Fiction

L. Ron Hubbard Presents Writers of the Future: The First 25 Years, Kevin J. Anderson, ed. (Galaxy)

80! Memories & Reflections on Ursula K. Le Guin, Karen Joy Fowler & Debbie Notkin, eds. (Aqueduct Press)

Conversations with Octavia Butler, Consuela Francis, ed. (University Press of Mississippi)

Science Fiction, Imperialism, and the Third World: Essays on Postcolonial Literature and Film, Ericka Hoagland & Reema Sarwal, eds. (McFarland)

British Science Fiction and Fantasy: Twenty Years and Two Surveys, Paul Kincaid & Niall Harrison (BSFA)

Robert A. Heinlein: In Dialogue with His Century, William H. Patterson, Jr. (Tor)

C.M. Kornbluth: The Life and Works of a Science Fiction Visionary, Mark Rich (McFarland)

The Animal Fable in Science Fiction and Fantasy, Bruce Shaw (McFarland)

Anthopology 101: Reflections, Inspections and Dissections of SF Anthologies, Bud Webster (The Merry Blacksmith Press)

Bearings: Reviews 1997-2001, Gary K. Wolfe (Beccon)

Альбомы по искусству / Art Books

Dragon's Domain, Bob Eggleton (Impact)

Spectrum 17: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner, eds. (Underwood Books)

Instructions, Neil Gaiman & Charles Vess (HarperCollins)

Middle-Earth: Visions of a Modern Myth, Donato Giancola (Underwood Books)

Color and Light, James Gurney (Andrews McMeel)

OtherWorlds: How to Imagine, Paint and Create Epic Scenes of Fantasy, Tom Kidd (F + W Publications/Impact)

A Fine Line: Scratchboard Illustrations, Scott McKowan (Firefly Books)

Taking Reality by Surprise, Daniel Merriam (Monarch Editions)

The Legend of Steel Bashaw, Petar Meseldzija (Flesk Publications)

Outermost: The Art + Life of Jack Gaughan, Luis Ortiz (Nonstop Press)

Star Wars Art: Visions, J. W. Rinzler, ed. (Abrams)

Hallucinations, William Stout (Flesk Publications)

Inspirations, William Stout (Flesk Publications)

The Bird King and Other Sketches, Shaun Tan (Windy Hollow Books)

Expose 8, Daniel Wade, ed. (Ballistic)

Повести / Novellas

• "Mammoths of the Great Plains", Eleanor Arnason (Mammoths of the Great Plains)

Bone and Jewel Creatures, Elizabeth Bear (Subterranean Press)

The Lifecycle of Software Objects, Ted Chiang (Subterranean Press)

• "Chicken Little", Cory Doctorow (Gateways)

Kentauros, Gregory Feeley (New Haven Review)

• "The Maiden Flight of McCauley's Bellerophon", Elizabeth Hand (Stories)

• "The Rift," John G. Hemry (Analog 9/10)

• "The Sultan of the Clouds", Geoffrey A. Landis (Asimov's 9/10)

• "Phantom Sense," Richard A. Lovett & Mark Niemann-Ross (Analog 11/10)

• "The Mystery Knight", George R. R. Martin (Warriors)

Seven Cities of Gold, David Moles (PS Publishing)

• "Ghosts Doing the Orange Dance", Paul Park (F&SF 1-2/10)

• "Jackie's Boy", Steven Popkes (Asimov's 4-5/10)

• "A History of Terraforming", Robert Reed (Asimov's 7/10)

• "Dead Man's Run", Robert Reed (F&SF 11-12/10)

• "Troika", Alastair Reynolds (Godlike Machines)

The Taborin Scale, Lucius Shepard (Subterranean Press)

• "The Lady Who Plucked Red Flowers beneath the Queen's Window", Rachel Swirsky (Subterranean Summer '10)

Cloud Permutations, Lavie Tidhar (PS Publishing)

• "A Glimpse of the Marvellous Structure (And the Threat it Entails)", Sean Williams (Godlike Machines)

• "Several Items of Interest", Rick Wilber (Asimov's 10-11/10)

• "The Curious Adventure of the Jersey Devil", Michael D Winkle (Panverse 2)

Новеллы / Novelettes

• "The Fool Jobs", Joe Abercrombie (Swords & Dark Magic)

• "Eating at the End-of-the-World Cafe", Dale Bailey (F&SF 9-10/10)

• "—30—", Laird Barron (Occultation)

• "The Redfield Girls", Laird Barron (Haunted Legends)

• "Map of Seventeen", Christopher Barzak (The Beastly Bride)

• "La Lune T'Attend", Peter S. Beagle (Full Moon City)

• "Trinity County, CA", Peter S. Beagle (Intergalactic Medicine Show 8/10)

• "Pining to be Human", Richard Bowes (F&SF 7-8/10)

• "The Spy Who Never Grew Up", Sarah Rees Brennan (Kiss Me Deadly)

• "A Jar of Goodwill", Tobias S. Buckell (Clarkesworld 5/10)

• "Princess Prettypants", Meg Cabot (Zombies vs. Unicorns)

• "Braiding the Ghosts", C.S.E. Cooney (Clockwork Phoenix 3)

• "Queen of the Kanguellas", Scott Dalrymple (Realms of Fantasy 12/10)

• "The Cage", A.M. Dellamonica (Tor.com 7/28/10)

• "Amor Fugit", Alexandra Duncan (F&SF 3-4/10)

• "Goats of Glory", Steven Erikson (Swords & Dark Magic)

• "The Truth Is a Cave in the Black Mountains", Neil Gaiman (Stories)

• "The Mad Scientist's Daughter", Theodora Goss (Strange Horizons 1/18-1/25/10)

• "Chimbwi", Jim Hawkins (Interzone 7-8/10)

• "Orchestral Manoeuvres in the Dark Matter", Jim Hawkins (Interzone 3-4/10)

• "Brownian Emotion", Tom Holt (Subterranean Spring '10)

• "Blind Cat Dance", Alexander Jablokov (Asimov's 3/10)

• "Plus or Minus", James Patrick Kelly (Asimov's 12/10)

• "A Thousand Flowers", Margo Lanagan (Zombies vs. Unicorns)

• "Marya and the Pirate", Geoffrey A. Landis (Asimov's 1/10)

• "Black and White Sky", Tanith Lee (Brighton Shock)

• "Under/Above the Water", Tanith Lee (Songs of Love and Death)

• "Pupa," David D. Levine (Analog 10/10)

• "The Literomancer", Ken Liu (F&SF 9-10/10)

• "In the Stacks", Scott Lynch (Swords & Dark Magic)

• "WE HEART VAMPIRES!!!!!!", Meghan McCarron (Strange Horizons 5/3-5/10/10)

• "The Naturalist", Maureen McHugh (Subterranean Spring '10)

• "Frankenstein, Frankenstein", Will McIntosh (Asimov's 10-11/10)

• "Eight Miles", Sean McMullen (Analog 9/10)

• "To Hold the Bridge", Garth Nix (Legends of Australian Fantasy)

• "Seven Years from Home", Naomi Novik (Warriors)

• "Amor Vincit Omnia", K.J. Parker (Subterranean, Summer '10)

• "A Rich Full Week", K.J. Parker (Swords & Dark Magic)

• "Errant", Diana Peterfreund (Kiss Me Deadly)

• "The Care and Feeding of Your Baby Killer Unicorn", Diana Peterfreund (Zombies vs. Unicorns)

• "Sleepover", Alastair Reynolds (The Mammoth Book of Apocalyptic SF; US: The Mammoth Book of the End of the World)

• "Dr. Death vs. the Vampire", Aaron Schutz (F&SF 5-6/10)

• "The Bodhisattvas", Gord Sellar (Subterranean Spring '10)

• "The Unorthodox Dr. Draper", William Browning Spencer (Subterranean Fall '10)

• "Butterfly and the Blight at the Heart of the World", Lavie Tidhar (Daily Science Fiction 9/3/10)

Рассказы / Short Stories

• "Ware of the Worlds", Michael Alexander (F&SF 11-12/10)

• "The Fermi Paradox Is Our Business Model", Charlie Jane Anders (Tor.com 8/11/10)

• "One Saturday Night, with Angel", Peter M. Ball (Sprawl)

• "Stereogram of the Gray Fort, in the Days of Her Glory", Paul M. Berger (Fantasy 6/21/10)

• "Sobek", Holly Black (Wings of Fire)

• "The Aarne-Thompson Classification Revue", Holly Black (Full Moon City)

• "Under the Moons of Venus", Damien Broderick (Subterranean Spring '10)

• "The Taste of Night", Pat Cadigan (Is Anybody Out There?)

• "How Seosiris Lost the Favor of the King", James L. Cambias (F&SF 9-10/10)

• "The Duke of Vertumn's Fingerling", Elizabeth Carroll (Strange Horizons 4/5/10)

• "Cold Hands", Cassandra Clare (Zombies vs. Unicorns)

• "The Jammie Dodgers and the Adventure of the Leicester Square Screening", Cory Doctorow (Shareable 5/25/10)

• "The Green Book", Amal El-Mohtar (Apex 11/1/10)

• "The Interior of Mister Bumblethorn's Coat", Willow Fagan (Fantasy 10/11/10)

• "Polka Dots and Moonbeams", Jeffrey Ford (Stories)

• "Booth's Ghost", Karen Joy Fowler (What I Didn't See and Other Stories)

• "The Thing About Cassandra", Neil Gaiman (Songs of Love and Death)

• "Sins of the Father", Sara Genge (Asimov's 12/10)

• "Fair Ladies", Theodora Goss (Apex 8/2/10)

• "Sleeping Dogs", Joe Haldeman (Gateways)

• "The Red Bride", Samantha Henderson (Strange Horizons 7/5/10)

• "Futures in the Memories Market", Nina Kiriki Hoffman (Clarkesworld 6/10)

• "Love Will Tear Us Apart", Alaya Dawn Johnson (Zombies vs. Unicorns)

• "Names for Water", Kij Johnson (Asimov's 10-11/10)

• "The Other Graces", Alice Sola Kim (Asimov's 7/10)

• "In-Fall", Ted Kosmatka (Lightspeed 12/10)

• "For Want of a Nail", Mary Robinette Kowal (Asimov's 9/10)

• "The Children of Cadmus", Ellen Kushner (The Beastly Bride)

• "The Man With the Knives", Ellen Kushner (Temporary Culture)

• "Permanent Fatal Errors", Jay Lake (Is Anybody Out There?)

• "The Miracle Aquilina", Margo Lanagan (Wings of Fire)

• "Graffiti in the Library of Babel", David Langford (Is Anybody Out There?)

• "Between Two Dragons", Yoon Ha Lee (Clarkesworld 4/10)

• "Flower, Mercy, Needle, Chain", Yoon Ha Lee (Lightspeed 9/10)

• "Second Journey of the Magus", Ian R. MacLeod (Subterranean Winter '10)

• "Blue Fire", Bruce McAllister (F&SF 3-4/10)

• "The Courtship of the Queen", Bruce McAllister (Tor.com 5/5/10)

• "Tonight We Fly", Ian McDonald (Masked)

• "Beach Blanket Spaceship", Sandra McDonald (Clarkesworld 7/10)

• "Seven Sexy Cowboy Robots", Sandra McDonald (Strange Horizons 10/4/10)

• "The Isthmus Variation", Kris Millering (Beneath Ceaseless Skies 7/1/10)

• "Under the Dragon", Sarah Monette (Fantasy 1/25/10)

• "A Suitable Present for a Sorcerous Puppet", Garth Nix (Swords & Dark Magic)

• "Clockwork Fairies", Cat Rambo (Tor.com 8/20/10)

• "Elegy for a Young Elk", Hannu Rajaniemi (Subterranean Spring '10)

• "The Cull", Robert Reed (Clarkesworld 9/10)

• "The Nature of Bees", Priya Sharma (Albedo One 2010)

• "Conditional Love", Felicity Shoulders (Asimov's 1/10)

• "Brisneyland by Night", Angela Slatter (Sprawl)

• "Lost Things", Angela Slatter (Sourdough and Other Stories)

• "All the Love in the World", Cat Sparks (Sprawl)

• "The Exterminator's Want-Ad", Bruce Sterling (Shareable 6/22/10)

• "The Word of Azrael", Matthew David Surridge (Black Gate Winter '10)

• "Libertarian Russia", Michael Swanwick (Asimov's 12/10)

• "The Monster's Million Faces", Rachel Swirsky (Tor.com 9/8/10)

• "The Stable Master's Tale", Rachel Swirsky (Fantasy 7/5/10)

• "A Letter from the Emperor", Steve Rasnic Tem (Asimov's 1/10)

• "The Night Train", Lavie Tidhar (Strange Horizons 6/14/10)

• "The Spontaneous Knotting of an Agitated String", Lavie Tidhar (Fantasy 5/17/10)

• "Still Life (A Sexagesimal Fairy Tale)", Ian Tregillis (Apex 10/4/10)

• "What Doctor Gottlieb Saw", Ian Tregillis (Tor.com 6/8/10)

• "How to Become a Mars Overlord", Catherynne M. Valente (Lightspeed 8/10)

• "Thirteen Ways of Looking at Space/Time", Catherynne M. Valente (Clarkesworld 8/10)

• "The Zeppelin Conductors' Society Annual Gentlemen's Ball", Genevieve Valentine (Lightspeed 7/10)

• "Amarylis", Carrie Vaughn (Lightspeed 6/10)

• "The Things", Peter Watts (Clarkesworld 1/10)

• "The Children of Main Street", A.C. Wise (Clarkesworld 12/10)

• "Standard Loneliness Package", Charlie Yu (Lightspeed 11/10)

Вот мы и дождались списка лучшего за год от Локуса. Гадать, попадет та или иная книга в этот список или нет, приходится нечасто. Явные фавориты попадают в него непременно, однако с дебютантами полной ясности не бывает никогда. Впрочем, обо всём по порядку.

Даже с первого взгляда становится очевидно, что списки слишком обширны для того, чтобы обозревать все произведения, хотя бы книги. В этом обзоре я попытаюсь определить, какие из номинантов станут финалистами премии Локуса, и какие из них способны будут побороться за наиболее значительные премии, а более подробно буду рассказывать уже о финалистах, когда они станут известны в конце апреля.

В разделе НФ один из фаворитов наметился ещё год назад, когда вышел первый том огромного двухтомного романа Конни Уиллис. Уже тогда стало ясно, что это будет одна из лучших книг года, а сейчас я не побоюсь назвать её самой лучшей. Вторая половина романа вышла осенью того же года, так что роман выдвигается на премии целиком. Это уже третий роман из цикла об оксфордских историках, исследующих прошлое «на натуре». На этот раз героями романа являются сразу несколько людей из будущего, направленных в Британию времен Второй Мировой войны. Прежнее обращение к подобной теме, знаменитая «Пожарная охрана», было довольно локальным. В новом романе автор рисует широкую панораму военной Британии, а её герои внедрены во все слои общества. Другой серьёзный претендент в этой категории – Иэн МакДональд, о романе которого я уже писал в своих недавних обзорах. Эти два романа безусловно войдут в пятёрку финалистов и будут номинированы на все основные НФ премии. В отношении других книг из номинации полной уверенности у меня нет. Новый роман Иэна М. Бэнкса из цикла о Культуре получил очень хорошую прессу. На основе этих восторженных отзывов у меня сложилось впечатление, что здесь присутствует некая закономерность: лучшие романы о Культуре получаются у Бэнкса в годы, кратные 10. Роман вполне способен стать финалистом здесь, а также войти в номинации нескольких крупнейших премий. Напротив, долгожданный роман Лоис МакМастер Буджолд из цикла о Майлзе Форкосигане, вышедший после восьмилетнего перерыва, непременно попадёт в номинацию на Хьюго, но в пятерку финалистов Локуса может и не попасть. Подобно Бэнксу, определённые шансы попасть в заветную пятерку есть также у умных и захватывающих романов Аластера Рейнольдса и Грега Игана, но на остальные премии они смогут претендовать похоже, только у себя дома, в Британии и в Австралии. Примерно такие же шансы попасть в число финалистов есть и у тройки властителей дум прошлого – Холдемана, Гибсона и Грега Бира, только шансы попасть в номинации на прочие премии у них побольше будут. Я особо интересовался Гибсоном. Рецензенты отмечают, что его новый роман будет получше, чем Страна призраков, но до Распознавания образов всё равно не дотягивает… Свое веское слово могут сказать и новые авторы. Дебютных романов в категории НФ я не вижу, но есть как минимум два вторых романа: Армстронга я уже упоминал в своём недавнем посте, а Миру Грант кто-то даже рецензировал на Фантлабе. Сюрпризом для меня стало отсутствие в лонглисте НФ Дредноута Чери Прист, продолжения прошлогоднего призёра Костотряса, а также Кена МакЛауда.

Категория фэнтези, как всегда, видится мне эдаким разноцветным лоскутным одеялом с немногочисленными лоскутами разных оттенков чёрного. (Это я о том, что после стремительного падения популярности ужастиков в 90е годы и резкого сокращения количества новых книг жанра отдельная категория ужастиков была ликвидирована и их присоединили к фэнтези. А то наполнять такую категорию всякими Лорел Гамильтон и Стефани Майер было бы слишком много чести!) Явными фаворитами здесь будут трое – Чарли Стросс, Г. Г. Кей и прошлогодний лауреат Чайна Мьевиль. У Стросса это третий роман из цикла о британской королевской спецслужбе по борьбе с ктулхической угрозой. В теме, посвященной Строссу, коллега Кшиштоф о романе уже рассказывал, осталось упросить его написать рецензию. Роман Кея я уже упоминал в своих обзорах; он написан в привычном для автора квазиисторическом ключе, а место его действия – типа Китай. Роман Мьевиля – это не просто очередная городская фэнтези. Накопив немалый опыт в конструировании очень странных миров в бас-лаговских романах, Мьевиль теперь приложил его к Лондону. Рецензенты поют ему такие дифирамбы, что номинации на все жанровые премии ему просто обеспечены. Так что, основная борьба пойдёт между двумя британцами. Не стоит сбрасывать со счетов Джина Вулфа, чьи романы неизменно попадают в число финалистов (каждый из трех предыдущих романов финишировал на третьем месте, а Рыцарь + Чародей – на втором). Также шансы есть у Кейдж Бейкер с третьим романом из цикла, начатого Наковальней мира, и у Джаспера Ффорде с неожиданной абсурдистской дистопией. Своё веское слово могут сказать просочившиеся в номинацию авторы слипстрима (Дэвид Митчелл) и магического реализма (Михал Айваз). Новую поросль, способную побороться с корифеями за свою долю славы, представляет здесь Лорен Бьюкс. Что же касается явных ужастиков, то их здесь трое – Хилл, Страуб и Пинборо; и что-то мне подсказывает, что шансы их призрачны.

В прошлом году в детско-юношеском разделе в отсутствие британских корифеев (Роулинг/Пратчетт/Джонс) удалось пробиться американо-австралийскому Вестерфельду. А сейчас он снова в номинации с продолжением. Стимпанк неизменно в почете, и если его меньше в НФ номинации, то по-прежнему немало в д/ю, в дебютах и в малой прозе. Шансы Вестерфельда попасть в пятерку довольно велики. Обязательно попадут в пятерку и новый роман Бачигалупи (который с одинаковым интересом прочтут и взрослые, и тинейждеры), и книги вернувшихся Пратчетта (снова Плоский мир для детей) и Джонс (внецикловая книга, которая может стать началом новой серии); определенные шансы есть и у Никса (седьмая книга его звёздной серии). Кроме них, серьёзным претендентом на ближайшие годы становится Орсон Скотт Кард: несколько его новых проектов, как серийных, так и несерийных, ориентированы на д/ю аудиторию. Кроме них, рецензенты нахваливают Сюзан Коллинз (продолжение прошлогоднего финалиста) и Филипа Рива (еще один стимпанк).

Категория дебютных романов приготовила нам два сюрприза. В последнее время в моих обзорах шла речь о нескольких интересных и, на мой взгляд, перспективных дебютантах. Половины из них в списке Локуса я так и не обнаружил. Другой сюрприз заключается в расширении географического разнообразия авторов – помимо неизменных Штатов/Канады/Британии и уже привычной Австралии в игру вступают Южная Африка (Бьюкс технически дебютантом не является), Барбадос, Финляндия и Израиль. Гости издалека сразу мощно заявили о себе: Лорен Бьюкс номинирована уже на две значительные премии и имеет шанс стать финалистом в разделе фэнтези; Карен Лорд уже получила одну из премий для дебютантов (Кроуфорд, см. мой предыдущий пост), первый роман Ханну Раяниеми многие критики считают лучшим дебютом года, а Лави Тидхара называют восходящей звездой, и его стимпанковый роман является мощным прорывом израильской НФ в мировую фантастику. Отдадим должное двум последним авторам: помимо английского, они пишут фантастику и на своем родном языке. Не стоит сбрасывать со счетов многоопытного австралийца Терри Даулинга: рссказы он пишет уже более 20 лет, но свой первый роман выпустил только сейчас. Кроме экзотических дебютантов есть тройка более привычных: дебют Мэри Робинетт Коваль – это такой роман, который могла бы написать Джейн Остин, если бы писала фэнтези; Н. К. Джемисин в прошлом году успела выпустить сразу два первых романа эпической фэнтезийной трилогии; а руководство Чарльза Ю по безопасной жизни в фантастической вселенной вызвало полярную реакцию критиков: одни хвалят его за ироничный постмодернизм, а другие ругают за отсутствие меры: дескать, слишком ироничный и слишком постмодернистский. (Эта последняя тройка являет собою характерный срез нового поколения американских НФ+Ф писателей: первая с польскими корнями, вторая чёрная, а третий вообще китаец. Прямо «Ex Pluribus Unum”!)

Категория авторских сборников на этот раз необычайно обширна, в основном за счет большого количества очередных сборников малой прозы, хотя тома избранного лучшего и тома из собраний рассказов тоже представлены хорошо. Оценить первую из этих групп сложнее всего за счет неизбежно разношёрстного состава книг. В ней я бы выделил сборники таких авторов как Иэн Р. МакЛауд, Аластер Рейнольдс, Ким Ньюман, Карен Джой Фаулер, Джефф Вандермеер и Уолтер Джон Уильямс. Не берусь предсказать, кто из них станет финалистами, хотя болеть буду за британцев. В группе избранного лучшего внимание привлекают сразу четыре автора: Питер С. Бигл, Фриц Лейбер, Лари Нивен и Ким Стенли Робинсон. (Исследуя состав тома Лейбера я сразу подумал о том, что он мог бы стать основой для тома рассказов Лейбера в ШФ как дополнения к обещанным двум томам романов. Эх, мечты, мечты…) Что-то мне подсказывает, что и большинство финалистов, и лауреат, будут из этой группы. Ну и группа томов из собраний рассказов представлена очередными томами Андерсона и Старджона, а также двумя последними томами Желязного. В пятерку финалистов, похоже, способен попасть только последний.

В подкатегории оригинальных антологий наиболее вероятными претендентами на успех мне представляются три последних: недавно отрецензированная на Фантлабе Мечи и черная магия Стрейхана и Андерса, Воины Мартина и Дозуа, а также Богоподобные машины Стрейхана. Именно они дали много номинантов в категориях малой прозы. Для любителей Ктулху будет интересна антология новой лавкрафтианы от главного в мире специалиста по этому автору. В подкатегории репринтных антологий наиболее примечательным будет обзор ужастиков за последние 20 лет от Эллен Дэтлоу. Ну а в подкатегории лучшего за год неизбежным лидером будет Дозуа, а за выход в финал с ним поборются Стрейхан и Хартвелл. Как бы ни был хорош 21й ежегодник ужастиков от Стивена Джонса, до пятерки финалистов ему не допрыгнуть. А нам его дожидаться от Азбуки предстоит ещё долго…

В нехудожественном разделе книг хороших много, но немного явных фаворитов. Очень интересна, на мой взгляд, книга Пола Кинкейда и Найалла Харрисона о британской фантастике за последние 20 лет: в ней происходило так много нового и хорошего, что изучать её будут еще долго. Неизменный интерес вызывают работы о творчестве старых мастеров – книги Паттерсона о Хайнлайне и Рича о Корнблате. Литературоведам будет интересен сборник рецензий Гарри К. Вулфа – ведущего рецензента Локуса, и не только его. Все эти четыре книги вполне могут выйти в финал. Еще одна интересная книга – сборник эссе, посвященных творчеству Урсулы К. Ле Гуин, выпущенный к её 80-летию, – до финала вряд ли доберётся.

В разделе альбомов по искусству ясности больше. Выход нового альбома известного художника всегда привлекает внимание. При всех художественных достоинствах Боба Эгглтона, от его беззастенчивой саморекламы толку не много – до Уэйлана ему далеко – но обратить внимание на его новый альбом она поможет. Каждое обращение хороших художников к миру Толкина – это событие. В прошлом году своё видение Средиземья представил на суд публики ныне очень популярный Донато Джанкола. Также в этой категории определённый интерес представляет сказка Нила Геймана, обильно проиллюстрированная Чарльзом Весом (мало текста, много картинок). Альбомы до финала доберутся точно, а Гейман/Весс – не знаю.

А теперь перед нами открывается безграничная равнина малой прозы. И если некоторые особо выступающие холмы (повести) разглядеть и обозреть ещё можно, то чем дальше, тем неизведаннее (и возможно, тем интереснее). В разделе повестей много известных имен и несколько долгожданных текстов. Во-первых, Люциус Шепард вернулся в мир Дракона Гриауля, о чем я уже и не мечтал. Во-вторых, у Теда Чана отдельной книжкой вышла новая повесть – пока что самый крупный из его опубликованных текстов. Этим двум повестям место среди финалистов обеспечено. Также место обеспечено там и повести Джорджа Р. Р. Мартина из его антологии Воины. Слишком редко он балует нас новыми произведениями. Эти же три повести способны будут потягаться и за другие крупные премии. Кроме них, на мой взгляд, шансы попасть в финал есть у повестей Аластера Рейнольдса, Кори Доктороу, Лави Тидхара и Пола Парка. Время покажет, насколько мои рассуждения оказались правильными. Несколько разочаровало меня отсутствие в номинации стимпанковой повести Кейдж Бейкер Nell Gwynne's Scarlet Spy, продолжающей цикл, начатый прошлогодним призёром.

Среди новелл (novelette) всегда много хороших произведений, а незнакомые имена могут принести приятные сюрпризы. На мой взгляд, хорошие шансы пройти в финал есть у Джо Аберкромби, Питера С. Бигля ("Trinity County, CA"), Стивена Эриксона, Нила Геймана, Тома Холта, Танит Ли ("Under/Above the Water") и Аластера Рейнольдса. Однако, незнакомцы возможно смогут потеснить их.

В категории рассказов неизведанного еще больше. Шансы попасть в число финалистов есть, по моему мнению, у Иэна Р. МакЛауда, Дэвида Лэнгфорда, Нила Геймана, Ханну Райаниеми, Питера Уоттса и, возможно, Кори Доктороу. Не стоит сбрасывать со счетов властителей дум прежних и недавних лет – Пэт Кэдиган, Карен Джой Фаулер, Джо Холдемана, Иэна МакДональда, Брюса Стерлинга и Майкла Суэнвика (в чьем рассказе главгером является писатель Пелевин!). Также свое веское слово могут сказать молодые – Юн Ха Ли, Иэн Трегиллис, Кэтрин М. Валенте.

Теперь остается дождаться конца апреля и станет ясно, насколько хорошо я вижу картину англоязычной фантастики. Если пятерки финалистов в книжных категориях совпадут с моими прогнозами примерно наполовину (три из пяти), я буду рад безмерно. С малой прозой сложнее – тут я буду рад даже при совпадении двух из пяти.

И я буду рад гораздо больше, если мои обзоры помогут кому-то сориентироваться в море новинок.

Я намеренно не вдавался глубоко в анализ книг, ибо нельзя объять необъятное. Я лишь оценивал их шансы пробиться в финал. Более подробно я рассмотрю финалистов. Надеюсь, что на майские праздники как раз будет время на это.


Статья написана 30 января 2011 г. 13:59

Карен Лорд была объявлена лауреатом премии Уильяма Л. Кроуфорда за 2011 год (William L. Crawford Award) за свой первый роман Redemption in Indigo (Small Beer Press). Премия, вручаемая ежегодно на Международной конференции по фантастике в искусстве (The International Conference on the Fantastic in the Arts), присуждается новому автору фэнтези, чья первая книга вышла в прошлом году. В этом году конференция пройдёт 16-20 марта в Орландо, Флорида, США.

Её соперницами были

o Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot),

o The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit),

o Crossing Over, Anna Kendall (Gollancz/Viking Juvenile)

Жюри также хотело номинировать книги двух других авторов: Robert Jackson Bennett за Mr. Shivers (Orbit) и Amelia Beamer за The Loving Dead (Night Shade), но некоторые члены жюри посчитали их чем угодно (хоррор или НФ), но только не фэнтези, что противоречит условиям учредителя премии, Андре Нортон.

В процессе выдвижения и отбора участвовали писатели и критики с обоих берегов Атлантики: Niall Harrison, Cheryl Morgan, Graham Sleight, Paul Witcover, John Clute, Jonathan Strahan, Liza Trombi, Farah Mendlesohn, Ellen Klages, и Kelly Link (которая как издатель Small Beer Press взяла самоотвод при финальном голосовании).

В этом году я узнаЮ так много нового об интересных дебютантах, и их, мне кажется, стало больше. Также поразительно широкой становится география номинантов и лауреатов жанровых премий. В последнее десятилетие американцев с канадцами изрядно потеснили британцы, к ним периодически присоединяются ирландцы и австралийцы, а в этом году уже на вторую (надеюсь, не последнюю) премию выдвигается южноафриканка Лорен Бьюкс, о которой я писал в своём прошлом посте. Однако же, победителем стала жительница карибского острова Барбадос Карен Лорд. Дебютировать в литературе в 42 – не так уж и поздно, Варшавский начинал в 54. Карен Лорд имеет ученую степень в области социологии и считает, что литературное творчество уравновешивает её научную работу. Роман, принесший ей победу, является фэнтезийным переосмыслением сенегальской народной сказки. В книге есть колдуны, духи, магия и бездна африканского колорита.

Ещё одна интересная чёрная дебютантка Н.К. Джемисин выпустила в прошлом году первые два тома трилогии «Наследство», а на эту премию, естественно, номинирован только первый. Его главная героиня вынуждена вступить в борьбу с многочисленными кузенами и кузинами за право унаследовать трон варварского королевства, и, к её удивлению, её союзниками становятся не только некоторые родственники, но и боги, вынужденные жить среди людей после поражения в древней битве. Рецензенты отмечают влияние Желязного в этом захватывающем хитросплетении политики, убийств, расизма и божественного влияния на жизнь простых смертных.

Роман Анны Кендалл тоже повествует о борьбе за трон, только для среднего школьного возраста. Главный герой 14-летний Роджер имеет редкий дар переходить из мира живых в мир мёртвых и обратно. Это атмосферный роман взросления, переплетающий обреченную рыцарскую любовь и непростые странствия Роджера, когда он пытается понять этот мир.

«Некондиционные» романы по-своему тоже хороши. Действие романа Роберта Джексона Беннетта происходит в Америке во время Великой Депрессии. Такой роман смогли бы написать совместно Стивен Кинг и Джон Стейнбек, если бы их не разделяли два поколения. Это роман о том, на что можно пойти ради мести; о том, что иные люди готовы ради этого отказаться от человеческого облика.

А последняя дебютантка из обоймы – персона совсем неожиданная. Амелия Бимер работает в редакции журнала Локус редактором и рецензентом. Главные герои её романа – соседи по общажной комнате. Завязка трэшевая: на вечеринке прямо в этой комнате все их гости постепенно превращаются в злобных зомбей. Потом оказывается, что это не только у них, это по всей Калифорнии, и это эпидемия, которая разносится половым путем и поцелуями. Чтобы остаться в живых героям нужно добраться до единственного зомбоупорного места на всю округу – до Алькатраса.

***

Шон Тан номинирован на Оскар

Короткий анимационный фильм австралийского художника Шона Тана The Lost Thing (Passion Pictures) стал одним из пяти финалистов на премию Оскар в категории коротких анимационных фильмов. Его режиссерами являются Шон Тан и Эндрю Руэман, и он снят по иллюстрированной книге самого Тана. Художник/режиссер/«и швец и жнец…» Тан уже собирается на церемонию. Говорит, пора, дескать, и смокингом обзавестись…

Локус спросил у Тана, как он себя чувствует в качестве финалиста такой престижной премии: «Обалденно, изумительно, это просто какой-то странный сдвиг реальности!» – ответил тот. – «Конкуренция была очень жёсткой – стандарты коротких анимационных фильмов ныне очень высоки, и насчет наших шансов я испытывал одновременно и оптимизм, и пессимизм, исходя из того, как всё это делалось. Наша команда совсем маленькая (над визуальной стороной трудились всего четверо), и мы горбатились над фильмом в крошечной студии на задворках Мельбурна над автоматической прачечной. Мы с моим продюсером Софи Бирн работали над проектом в течении девяти лет с перерывами, с тех пор как первые наброски были сделаны в 2001 году. Еще тогда мы прикалывались насчет номинации на Оскар, а теперь так странно осознавать, что это на самом деле. Самое хорошее в этом – привлечение внимания к нашему фильму, в противном случае его ожидало бы быстрое забвение, как это часто бывает с короткими анимационными фильмами.»

Хотите узнать о фильме больше – посетите его официальный вебсайт. Церемония вручения Оскаров (83rd Academy Awards) состоится 27 февраля в Театре Кодака в Голливуде.


Статья написана 23 января 2011 г. 18:19

На прошедшей неделе были объявлены номинации на премию Филипа К. Дика (Philip K. Dick Award) за 2010 год:

Yarn, Jon Armstrong (Night Shade Books)

Chill, Elizabeth Bear (Ballantine Spectra)

The Reapers Are the Angels, Alden Bell (Henry Holt & Co.)

Song of Scarabaeus, Sara Creasy (Eos)

The Strange Affair of Spring Heeled Jack, Mark Hodder (Pyr)

Harmony, Project Itoh, translated by Alexander O. Smith (Haikasoru)

State of Decay, James Knapp (Roc)

Премия присуждается ежегодно выдающемуся произведению фантастики, опубликованному в США первым изданием в мягкой обложке. Победитель и возможные другие призеры будут оглашены 22 апреля 2011 на конвенте Norwescon 34 в Сиэтле, Вашингтон, США.

Как обычно бывает в случае с этой премией, многие из номинантов – авторы молодые, в наших краях зачастую неизвестные. Исключения бывают, когда издательство не хочет рисковать и выпускает в мягкой обложке какую-нибудь экспериментальную книгу или сборник рассказов довольно известного автора (так было в прошлом году со сборником Иэна МакДональда). Вот и на этот раз единственное знакомое имя – Элизабет Бир, которая за восемь лет, прошедших с публикации первого рассказа, выдала на-гора два десятка романов и один сборник, получила премию Джона Кэмпбелла как лучший дебютант, 2 Хьюги за малую прозу и несколько премий поменьше. В номинации стоит второй роман из ее трилогии «Лестница Якова» об одноименном корабле поколений, переживающем непростые времена: бунт, смена капитана и повреждения от взрывной волны сверхновой, которая отбросила корабль с курса куда попало. У автора уже давно выработался свой собственный стиль, но рецензенты отмечают здесь влияние Желязного и Пика.

Джон Армстронг, чей дебютный роман также выдвигался на эту премию, развивает его успех своим новым романом, место действия которого – тот же дистопический мир, которым правят мода и потребительство. Видения «дивного нового мира» и едкая социальная сатира нанизаны на динамичный сюжет. Критики уже навесили на этого автора экзотический ярлык "fashionpunk".

Олден Белл – псевдоним уже состоявшегося мейнстримового писателя Джошуа Гейлорда, под которым он выступил на ниве «южной готики». Его номинированный роман по форме – постапокалиптический трэш с зомбяками, по духу – ужас как литературный прием. Девиз главной героини – «убей или убьют тебя». Несмотря на всё это, коллеги хвалят автора за стиль и язык, всуе поминая Фолкнера (ого!) и МакКарти.

Похоже, что дебютный роман Сары Кризи заставит любителей НФ присмотреться к этому автору попристальнее. Еще бы, о терраформировании писали уже многие, но я что-то не припомню, чтобы у кого-то всё в этом процессе пошло наперекосяк. Борьба героев с этим безобразием и стремление исправить положение как раз и являются движком сюжета. Убедительные научные рассуждения, персонажи, которым хочется сопереживать, и зловещие неземные пейзажи не оставят равнодушным никого. Наверное поэтому роман получил похвальные отзывы от таких совсем разных писательниц как Вонда МакИнтайр, Труди Канаван и Робин Хобб.

Чего-то мне в этой номинации не хватало. Потом понял: стимпанка – куда ж теперь без него! Амбициозный роман ещё одного дебютанта Марка Ходдера как раз и заполняет эту нишу. Британия, 1861 год. Вся страна страдает от нашествия вервольфов, а в Лондоне бесчинствует нападающий на женщин Джек-Попрыгун. Справиться с этой напастью поручено (спи спокойно, Фармер!) сэру Ричарду Бертону, а в помощниках у него поэт Элджернон Суинберн. Его герои обнаруживают чудовищный заговор и технологию, способную изменить мир. Автор невероятно изобретателен. Подобно своим предшественникам на ниве стимпанка, Ходдер задействует множество знакомых исторических фигур, но предстают они в непривычном свете. Его роман полон не только сюжетных сюрпризов, но и всяческих антуражных штучек вроде паровых велосипедов, передающих сообщения попугаев и пневматического транспорта. Теперь у автора одна проблема – как достойно продолжить столь головокружительный дебют.

Следующий номинант необычен совершенно по-иному. Он японец, а японская фантастика – «это что-то особенного!» (с). Стремительная карьера писателя с необычным псевдонимом Project Itoh продолжалась немногим более двух лет, за которые он успел выпустить несколько романов и умереть. Место действия этого романа – еще один дивный новый мир всеобщего тоталитарного благоденствия. Я, правда, не совсем понял, в чём там интрига…

Еще один дебютант Джеймс Кнапп написал «адреналиновый триллер» с зомбяками, которых используют в армии как пушечное мясо (им что – они всё равно мёртвые)… Но это только фон, а на переднем плане – расследование ФБР. Рецензенты отмечают, что при страшной увлекательности, особой глубины в этой книге не видать.

Что ж, произведения в номинации очень разнообразные, на любой вкус. На мой взгляд, в тройке фаворитов будут Элизабет Бир, Сара Кризи и Марк Ходдер. Посмотрим, кого из них выберет жюри.

***

Ужасная новость: Джек Кетчум стал Грандмастером

Легенда жанра хоррора Джек Кетчум (псевдоним Далласа Майра) был удостоин титула Грандмастера путем голосования участников Всемирного конвента ужасов (World Horror Convention) 2011 года, который состоится 28 апреля – 1 мая 2011 года в Остине, Техас, США. Как прекрасно подгадали кон – аккурат на Вальпургиеву ночь!

В течении всей своей писательской карьеры Кетчум методично разрабатывал золотую кровавую жилу сплаттерпанка, а Стивен Кинг назвал его «самым страшным в Америке». Такую похвалу от такого дяди заслужить ох как непросто!

***

Хорошая новость: Локус объявил о подписке на электронное издание

Новость не о премиях, но важная и интересная. Знаменитый журнал Локус в этом месяце празднует выход своего 600-го номера, и посвещен он электронным изданиям. Одновременно с этим журнал стал выходить в электронном виде, а подписка на него стала приниматься в трех видах: только бумажный, бумажный + электронный, только электронный. Электронное издание доступно в форматах epub, .mobi и .pdf . В качестве примера прилагается образец, представляющий собой первые 13 страниц 600-го номера в формате .pdf . В этот образец попали все новости, фрагмент темы номера (Гейман) и оглавление, которое дает хорошее представление о том, что обычно бывает в журнале. Самое ценное в Локусе -- это многочисленные рецензии (на сайте бывает только 1-2 наиболее значительных из номера), интервью (на сайте только фрагменты), тематические серии статей, как здесь по электронным изданиям (на сайте только фрагменты), репортажи с крупнейших конов и международные обзоры фантастики и фэндома по странам (на сайте не бывают). Все скоропортящиеся новости и справочные материалы на сайте обычно представлены целиком. Подписку на Локус можно оформить здесь.

P.S. Образец тормозит при листании через Геймана, видимо, за счет обильной графики на полях. По крайней мере, так происходит на моем компе.


Файлы: Jan2011Sample.pdf (2639 Кб)
Статья написана 20 января 2011 г. 06:06

М.: АСТ, М.: Астрель, М.: Полиграфиздат, 2010 г. (ноябрь)

Серия: Сны разума

Тираж: 4000 экз.

ISBN: 978-5-17-065597-7, 978-5-271-31114-7, 978-5-4215-1451-0

Тип обложки: твёрдая

Формат: 84x108/32 (130x200 мм)

Страниц: 832

Когда было объявлено, что АСТ готовит эту книгу к выходу в «Снах разума», я глазам своим не поверил. После не очень удачной попытки издания её сборника в 1997 году я уже не чаял дождаться её книг на русском языке, даже романов, не говоря уже о малой прозе, хотя рассказы продолжали выходить в Еслях и антологиях. И тут не просто книга Конни Уиллис, а сборник специально отобранных лучших произведений малой прозы! Издательство подошло к материалу вдумчиво: часть переводов взяли из старого сборника и Еслей, а некоторые перевели заново. Все переводы – и старые, и новые – сделаны на высоком уровне, к ним претензий нет никаких. Самым худшим переводом, к моему удивлению, оказалось предисловие…

Стиль Конни Уиллис уворачивается от определений заячьим зигзагом – от драматизма военного Лондона в период «Блица» к семейной комедии, которая так и просится на экран, от постапокалиптических трагедий до едкой сатиры на политкорректность и феминизм, от историй о призраках до наукообразного стёба – ей удается всё, даже самое сложное: о вере мнимой и вере истинной, она не стесняется ставить неудобные вопросы и давать на них парадоксальные ответы. И для каждой темы и сюжета она находит свою тональность, свой язык, свою манеру. Похоже, все эти рассказы и новеллы объединяет лишь неизменный психологизм и эмоциональная насыщенность, только окрашены они по разному. И еще одна фирменная черта, присущая прозе Конни Уиллис, – строгая логика повествования и мотивации персонажей, отчего у неё убедительно получается делать героями-рассказчиками мужчин.

Давайте же взглянем на рассказы и новеллы, составляющие сборник. Открывается он заглавной новеллой, сразу настроившей меня на нужную тональность. Мне всегда импонировали американские англофилы. У Уиллис изрядная часть произведений в той или иной степени связана с Британией. А в этом рассказе её Лондон всколыхнул во мне собственные воспоминания о том времени, когда мы с моей половиной были бедны, но счастливы там, и следующий визит, когда деньги нас не сильно стесняли, но что-то уже ушло… Слишком много личных параллелей. Новелла строится вокруг загадки, которую решает рассказчик, а её разгадка достойна пера классиков.

Следующая новелла, «Посиневшая луна», представляет собой комедию ситуаций, в которой важная роль отведена играм с языком. Именно поэтому особую важность приобретает качество перевода. К нему претензий нет: получилось весело и убедительно!

В малой прозе Конни Уиллис довольно много снега. А новелла «Светлое Рождество» прямо вся им засыпана. Когда я читал эту милую святочную историю, она разворачивалась у меня перед глазами в виде фильма с Сандрой Буллок в главной роли. (Потом оказалось, что недавно её таки экранизировали, но, увы, без Сандры.)

Еще одна смена тональности и перед нами пронзительный рассказ «Роза, на Солнце» – один из самых ранних в сборнике. Трагедия человечества, обреченного при превращении Солнца в сверхновую, переплетается с личной трагедией девочки, которая не хочет взрослеть…

Далее перед нами предстает «Письмо от Клири», от которого порою хочется выть, – эмоционально сухое повествование о людях выживших после ядерного катаклизма на задворках цивилизации, в заснеженных горах Колорадо.

Очередная смена тональности, и снова невероятно кинематографичная святочная история «Рождественский листок». Уж не знаю, почему мне снова привиделась здесь Сандра. Наверное, этот рассказ близок по духу многим комедиям с её участием.

А далее нам предстоит вместе с оксфордским студентом-историком из второй половины 21го века в «Пожарной охране» охранять от немецких налётов лондонский Собор Св. Павла. Я неплохо знаком с этим периодом британской истории, но впервые интерес к нему пробудила именно эта новелла. Это одна из самых лучших вещей сборника и этапная в творчестве Уиллис. Она принесла автору самую первую литературную премию, и заложила основу для целого цикла романов, в которых оксфордские историки изучают предмет «на натуре», то есть в соответствующем периоде прошлого. Надеюсь, теперь-то мы увидим переводы этих романов?!

В одном из своих прошлогодних постов я восхищался творческим долголетием «дедов старой закалки», прославленных фантастов Золотого Века, которые живы до сих пор. Сильно недооцененный у нас Джек Уильямсон – был одним из них, хотя его уже нет с нами. Он прожил 98 лет, а свои последние Хьюгу и Небьюлу получил в 93 и 94 соответственно. Рассказ «До Порталеса без остановок» – изящный оммаж Грандмастеру.

Еще в предисловии Конни Уиллис призналась в своей любви к Шекспиру, а рассказ «Много шуму» на его примере со всей прямотой показывает, чего стоит хвалёная американская политкорректность. Правильно злобная сатира!

Удивительно, как у Уиллис получается писать нравственно чистые истории о грязном и отвратительном. Действие новеллы «Возлюбленные мои дочери» происходит в студенческой среде, в колледже, построенном неким филантропом на заштатной планетке. Чего только эти студенты не делают ради секса – или чтобы его избежать! Одна из самых мрачных и тревожных вещей у автора.

Рассказ «В позднем меловом» – сатира на новые веяния в методике преподавания, а фантастический элемент в нем стремится к нулю. Не знаю, стоило ли включать его сюда.

«Проклятие королей», наверное, самая традиционная НФ в этом сборнике, но в ней есть так много всего: инопланетная археология землян приводит экспедицию к трагическому финалу, хотя ценную находку удается спасти – но какой ценой?

Некоторые считают, что сатира на феминисток «Даже у королевы» получила кучу премий незаслуженно. Не знаю, не знаю… Немногие догадаются так написать об этом!

Действие многих произведений Конни Уиллис начинается или происходит в церкви, а ее героями – главными или второстепенными – становятся лица духовные. Удивительно тёплая и человечная новелла «Гостиница» поднимает непростые вопросы истинной веры и истинного милосердия.

После рассказа Силверберга «Пастырь» я думал, что тема обращения к Богу приматов, обученных языку жестов, закрыта насовсем, но я тогда не знал, что Уиллис опередила его на несколько лет. Её ранний рассказ «Самаритянин» раскрывает тему оригинально, совсем иначе, чем у Силверберга. Отдельный интерес представляет в этом рассказе будущее Церкви как общественного института.

Полный драматизма рассказ «Что посеешь» устами девушки-подростка повествует о непростой жизни колонистов, которых Земля держит в узде с помощью (не)поставок необходимых медикаментов. Приходится выкручиваться самим, но жизнь в таких условиях корёжит и мораль, и нравственность, и даже материнскую любовь…

Атмосферная новелла «Джек» – одна из изюминок сборника. Начинается она привычно для людей, подготовленных «Пожарной охраной», то есть под немецкими бомбами в Лондоне времён «Блица». По мере развития событий и нашего знакомства с героями новеллы возникает подозрение, что что-то здесь не так. Но неожиданная разгадка подкрадётся исподволь, и никого не оставит равнодушным…

«Последнюю из «виннебаго»» я бы назвал локальной антиутопией. Серия мутаций возбудителей болезней животных привела к стремительному вымиранию собак и многих видов фауны. Человечество пытается защитить и сохранить хотя бы то, что осталось. Получив в критической ситуации практически неограниченные полномочия, Общество защиты животных, как выясняет по ходу сюжета герой-рассказчик, превратилось в Большого Брата.

Жанр историй о приведениях является частью английской литературной традиции. Конни Уиллис просто не могла пройти мимо этой темы. «Заупокойная служба» – прекрасный образец того, как даже в такой, казалось бы, переполненной нише можно создать нечто новое, тёплое, человечное.

А вот «Душа найдёт родную душу», наоборот, – изящное литературное хулиганство в форме научной статьи о посмертном творчестве Эмили Дикинсон. Она и при жизни-то была мизантроп ещё тот, а когда на кладбище вламываются уэллсовские марсиане на своих треножниках, то тут даже покойник не выдержит!

Пропитанный дождём, пронзительный и несколько депрессивный рассказ «Случайность» повествует о том, что в одну реку нельзя войти дважды… Или можно?

Весёлый (для читателей, не для главной героини), с лёгкой сумасшедшинкой рассказ «В отеле «Риальто»» повествует о буднях конференции по квантовой физике, которую кому-то взбрело в голову провести в сердце Голливуда. Ещё одна достойная комедия!

А в завершение сборника автор награждает нас «Прозрением», одной из лучших своих новелл. На священника прямо посреди проповеди о втором пришествии снизошло Прозрение: «Он уже здесь, ищи Его на западе». Что это – божественное вмешательство или крыша едет? Пытаясь разобраться в себе, он таки едет на запад – навстречу разгадке.

Мой (не очень) краткий обзор не позволяет оценить литературные достоинства рассказов и новелл, составляющих сборник, однако, надеюсь, поможет вам сориентироваться в том, что вы сможете там найти. Безусловно, Конни Уиллис – звезда первой величины на небосклоне американской фантастики, лидер «гуманистического направления» восьмидесятников. Её произведения удостаивались самых престижных премий рекордное количество раз: 10 раз Хьюго и 6 раз Небьюла (на обложке написано 9 Хьюго, но так было на момент выхода сборника в Штатах). А номинаций просто не счесть. И это ещё не всё. В прошлом году вышел её огромный двухтомный роман, плод шестилетнего труда, повествующий об оксфордских историках из будущего, «на натуре» исследующих Британию времён Второй мировой войны. Он способен принести автору немалый урожай премий.

Возвращаясь к сборнику, я отмечу, что давно не читал настолько прекрасного сборника малой прозы. И я не пожалею похвал тем, кто над ним работал. Однако, при хорошем качестве переводов и редактуры, его полиграфическая сторона оставляет желать лучшего. Напечатан он хорошо, однако его тонкая газетная бумага, использованная, видимо, для того, чтобы втиснуть 800 с лишним страниц в твердый переплет, непрочна и местами повреждается при первом же прочтении, да и переплёт, по всей видимости, тоже не очень долговечен.

Повторю, я несказанно рад, что эта книга вышла, что она вышла в «Снах разума» и стала украшением серии, но по сути своей, как сборник лучших вещей, она куда органичнее смотрелась бы в серии «Шедевры фантастики». И полиграфия там лучше приспособлена для такого большого объёма. Но это, всё же, другая парафия…

В завершение добавлю: выбросьте из головы всё прочитанное выше, возьмите в руки сборник, и садитесь читать…

ПОСТСКРИПТУМ №1:

При голосовании на «Книгу года 2010» я поставил этот сборник на первое место в переводной категории. Выбрать произведения в категорию переводной малой формы было гораздо сложнее – многие прекрасные вещи уже выходили на русском в старом сборнике и в периодике. После тщательной проверки я проголосовал так:

1. Конни Уиллис. Вихри Мраморной Арки

2. Конни Уиллис. Джек

3. Конни Уиллис. Прозрение

Жаль, что сборник вышел в конце ноября, и лишь немногие успели его прочесть, поэтому в финал не попала не только сама книга, но и все эти новеллы.

ПОСТСКРИПТУМ №2:

Каюсь, что начав свою колонку с рецензий на понравившиеся книги, я совсем было забросил рецензирование, увлекшись обзором иностранных премий. Чаще всего, после прочтения написать рецензию просто не хватало времени (работа, разъезды), а потом уже не вспомнить подробности, несмотря на заметки и закладки.

Эта рецензия является попыткой реабилитироваться и вернуться к этому занятию. Для памяти привожу список книг, о которых я так и не написал в своей колонке в 2010 году (а так хотел!):

1. Майкл Флинн. Эйфельхайм

2. Роберт Чарльз Уилсон. Спин

3. Кори Доктороу. Младший брат

4. Дэвид Марусек. Счет по головам

5. Пол Мелкоу. Десять сигм

6. Тед Чан. Купец и волшебные врата

7. Майкл Чабон. Союз еврейских полисменов

8. Джон Краули. Любовь и сон + Дэмономания

9. Иэн Бэнкс. Канал грёз

10. Гаэтан Суси. Девочка, которая любила играть со спичками


Статья написана 18 января 2011 г. 23:06

Вот и подоспела первая номинация на одну из крупнейших НФ премий англоязычного мира и одну из двух наиболее значительных в Британии.

Британская Ассоциация Научной Фантастики (British Science Fiction Association) объявила финалистов своей премии за 2010 год. Голосовать за премию предстоит членам BSFA и участникам Британского ежегодного кона научной фантастики, в просторечии именуемого Истеркон. Победители будут объявлены на конвенте Illustrious (Eastercon 2011), который пройдёт в пасхальный уикэнд, 22-25 апреля в Бирмингеме, Великобритания.

Роман / Novel:

The Windup Girl, Paolo Bacigalupi (Orbit)

Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot)

The Restoration Game, Ken Macleod (Orbit)

The Dervish House, Ian McDonald (Gollancz)

Lightborn, Tricia Sullivan (Orbit)

Короткая форма / Short Fiction

• ‘‘Flying in the Face of God”, Nina Allan (Interzone #227)

• “The Shipmaker”, Aliette de Bodard (Interzone #231)

• “The Things”, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)

• “Arrhythmia”, Neil Williamson (Music for Another World)

Нехудожественные публикации / Non-Fiction

• “Blogging the Hugos: Decline”, Paul Kincaid (Big Other)

• “With Both Feet in the Clouds”, Abigail Nussbaum (Asking the Wrong Questions)

• “The Wheel of Time” review, Adam Roberts (Punkadiddle)

Red Plenty, Francis Spufford (Faber & Faber)

• Notes from Coode Street Podcast, Jonathan Strahan & Gary K. Wolfe.

Живопись / Artwork

• Cover of Conflicts, Andy Bigwood

• Cover of Fun With Rainbows, Carlie Harbour

• Cover of The Cat’s Cradle, Dominic Harman

• Cover of Zoo City, Joey Hi-Fi

• “A Deafened Plea for Peace” (cover of Crossed Genres 21) Ben Greene

• Cover of Finch, Adam Tredowski

Так-так-так! Очень интересная номинация, особенно романы! Британская публикация звёздного романа Бачигалупи The Windup Girl, собравшего в прошлом году внушительный урожай премий в США, открыла ему доступ к двум основным британским НФ премиям – этой и Премии Артура Кларка. И здесь он, видимо, один из основных претендентов. Другим значительным претендентом является Иэн МакДональд со своим мощным романом The Dervish House, который я уже упоминал в своём прежнем посте. Место действия романа – Турция лет через 15. Страна сейчас и так на подъёме и уже является 15й по величине экономикой мира, а МакДональд предрекает ей еще более блистательное, но уж никак не беспроблемное, будущее. Второй эшелон претендентов – Кен МакЛауд, трёхкратный обладатель этой премии (дважды за романы) и других британских, американских и японских премий, и Триша Салливан, которая удостоилась этой премии всего раз. Уж не знаю, насколько роман МакЛауда хорош для британского читателя, но для нас он представляет несомненный интерес: в одной из постсоветских стран назревает революция, и её организаторы встречаются в виртуальном пространстве онлайновой игры (это вам ничего не напоминает?); британская главная героиня работает над сопровождением и развитием этой игры; она знает, что история её семьи связана с этой страной; по мере разворачивания событий она открывает для себя немало страшных тайн и скелетов в шкафу. Салливан известна конструированием убедительных сценариев ближнего будущего; в своем новом романе она демонстрирует дивный новый мир, преображенный технологией изменения сознания, незаменимой в образовании, самосовершенствовании и индустрии развлечений, но, как водится, что-то пошло не так, и выгребать последствия приходится не только всему обществу, но и отдельным людям… Серой лошадкой является новый автор Лорен Бьюкс, чей роман Zoo City – одновременно и нуар детектив, и городская фэнтези, и нечто крышесносное в духе Джеффа Нуна. Я буду болеть за МакДональда. Этот прекрасный писатель отнюдь не избалован премиями, даже у себя в Британии, несмотря на обилие номинаций. Бачигалупи крут, но премий у себя дома получил и так выше крыши. Пусть даст шанс и другим…

Номинация в крупной категории демонстрирует тенденцию: все пять романов – фантастика ближнего будущего, не глубже 20 лет. Посмотрим, проявится ли она в номинациях на другие премии.

В малой форме кроме Питера Уоттса мне незнаком никто. Все остальные – новые авторы, которые прокладывают себе дорогу рассказами. Болеть ни за кого не буду, но порадуюсь за Уоттса, если победит.

Разнообразие медийных форм в нехудожественной категории просто поражает: публикация в онлайновом журнале, в двух блогах, подкаст и традиционная книга. Не все номинанты мне знакомы, но подробный разбор в своём блоге всех, книга за книгой, романов «Колеса Времён» Роберта Джордана, предпринятый Адамом Робертсом, – подвиг беспримерный, учитывая объём материала. За него и буду болеть. Интересен самим фактом своего появления подкаст за авторством двух ведущих критиков в области фантастики. Самая необычная работа в номинации, пожалуй, – монография Спаффорда о том, что было бы если «советское экономическое чудо» заработало, и коммунисты открыли бы секрет прогресса, счастья и процветания. Хотелось бы услышать авторитетное мнение о книге специалиста в этой области Вячеслава Рыбакова. ;-)

Номинанты в обложечной категории говорят сами за себя. Что-то снова возвращается в моду минималистский стиль, который мне не по душе. По-моему, самая приличная обложка у британского издания Zoo City (белая). Я намеренно показал обе обложки этой книги, чтобы вы смогли их сравнить.

Что ж, номинация интересная, особенно категория романов. Дождёмся конца апреля и узнаем лауреатов. А до этого появится номинация на Премию Артура Кларка. Будет здОрово сравнить обе номинации и предсказать победителей обеих премий.





  Подписка

Количество подписчиков: 154

⇑ Наверх