Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 мая 2013 г. 06:16

Этот обзор должен был появиться намного раньше, месяца полтора-два назад. Теперь я стараюсь наверстать запущенное и синхронизироваться с премиальным календарём.

Каждый год в февральском номере Локус подводит итоги предыдущего года и предлагает список своих рекомендаций, который одновременно является лонглистом премии Локуса. Список является плодом консенсуса редакторов и рецензентов журнала, среди которых Liza Groen Trombi, Gary K. Wolfe, Faren Miller, Jonathan Strahan, Russell Letson, Graham Sleight, Adrienne Martini, Carolyn Cushman, Tim Pratt, Karen Burnham, Gardner Dozois, Rich Horton, Paul Di Filippo, и другие; а по малым формам – Jonathan Strahan, Lois Tilton, Rich Horton, Gardner Dozois, David G. Hartwell, Ellen Datlow, Alisa Krasnostein, Paula Guran, и другие.




Статья написана 30 апреля 2013 г. 16:03

За время, прошедшее, с моего последнего обзора, произошло так много всего, что я даже теряюсь, с чего начать. Апрель начался с печальной новости о болезни Иэна Бэнкса, и Интернет взорвался сочувственными комментариями. А я-то думал, что лет через 8-10 буду в октябре держать за него пальцы на Нобелевку… Вот он закончил новый роман который назвал своим последним. А как же Культура? Ведь есть уже готовая задумка, в одном из прошлогодних интервью Иэн о ней обмолвился. Конечно, в этой ситуации ничего загадывать не надо. Пусть отдохнёт от этой книги, и пишет. Пусть Культура продлит ему жизнь. Писатель жив, пока пишет!




Статья написана 31 марта 2013 г. 21:21

У всех новостей в этом обзоре внезапно обнаружился общий знаменатель – Кейтлин Кирнан присутствует везде. Что ж, первая заявка на героя года уже сделана. Вперёд, Ирландия!

А между тем, премиальный год постепенно набирает обороты. В феврале, как обычно, появились шортлисты Небьюлы и Стокера, а в феврале-марте были присуждены первые в году премии. О некоторых из них я писал в своём прошлом посте.

Лауреаты премии Типтри за 2012 год

5 марта жюри огласило лауреатов премии Джеймса Типтри, мл. за 2012 год. Ими стали роман Кейтлин Кирнан (Caitlín R. Kiernan) The Drowning Girl (Roc) и сборник Киини Ибура Салаам (Kiini Ibura Salaam) Ancient, Ancient (Aqueduct). Премия присуждается ежегодно произведениям НФ и фэнтези, «исследующим и расширяющим гендерные роли». Каждый из победителей получит денежный приз в размере $1,000, оригинальное произведение искусства в честь книги-лауреата и много-много шоколада. Церемония награждения состоится на WisCon 37, который пройдёт 24-24 мая в Мэдисоне, Висконсин.

Жюри также огласило «почётный список», в котором отметило другие достойные работы:

Range of Ghosts, Elizabeth Bear (Tor)

Rituals, Roz Kaveney (Plus One)

Up Against It, M.J. Locke (Tor)

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit)

Jagannath, Karin Tidbeck (Cheeky Frawg)

Firebrand, Ankaret Wells (Epicon)

• “The Receptionist”, Lesley Wheeler (The Receptionist and Other Tales)

Несколько слов о лауреатах. Кирнан родилась в Ирландии, но большую часть жизни живёт в Штатах. Её дебютный роман пятнадцать лет назад принёс ей две премии, признание у критиков и похвалы от таких знаменитостей как Гейман и Баркер. Её творчество развивается в двух направлениях – тёмная фэнтези и НФ, которые порою странным образом переплетаются. Роман-лауреат не укладывается в прокрустово ложе жанровых категорий. Это чарующая, похожая на сон книга, полная русалок, оборотней, волшебных сказок, искусства и шизофрении, причём всё оказывается совсем не тем, чем кажется. Рецензенты отмечают, что это вершина её карьеры. А благодаря размытой жанровой принадлежности книга может идти на самые разные премии: от Небьюлы до Мифопоэтической и от Стокера до World Fantasy Award. Что ж, пожелаем ей удачи.

В последние годы появилось много новых интересных чёрных авторов, и Салаам относится к их числу. В её книге собраны рассказы, представляющие читателям миры, построенные на магии, чувственности, сексуальности, поисках эмоционального комфорта, каким бы он ни был призрачным. Сборник отличается стилистическим и тематическим разнообразием. Похоже, автору удаётся всё, что она задумала. Некоторые авторитетные критики и коллеги по литературе (например, Джефф ВандерМеер) назвали эту книгу в числе лучших за 2012 год.

Номинации на премию Небьюла за 2012 год

Номинации на Небьюлу и сопутствующие ей премии Брэдбери и Нортон были объявлены ещё с месяц назад, но всё руки не доходили. В 2013 году вручается премия за 2012 год (по году выхода произведений). Лауреатов объявят и наградят в рамках 48го ежегодного небьюловского уикэнда SFWA, который состоится 16-19 мая в столице Силиконовой долины – Сан Хосе, Калифорния. Как сообщалось ранее, Джин Вулф удостоен титула Грандмастера за пожизненный вклад в развитие фантастики.

Роман / Novel

Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (DAW; Gollancz ’13)

Ironskin, Tina Connolly (Tor)

The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Glamour in Glass, Mary Robinette Kowal (Tor)

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit US; Orbit UK)

Повесть / Novella

On a Red Station, Drifting, Aliette de Bodard (Immersion Press)

After the Fall, Before the Fall, During the Fall, Nancy Kress (Tachyon)

• “The Stars Do Not Lie”, Jay Lake (Asimov’s 10-11/12)

• “All the Flavors”, Ken Liu (GigaNotoSaurus 2/1/12)

• “Katabasis”, Robert Reed (F&SF 11-12/12)

• “Barry’s Tale”, Lawrence M. Schoen (Buffalito Buffet)

Новелла / Novelette

• “The Pyre of New Day”, Catherine Asaro (The Mammoth Books of SF Wars)

• “Close Encounters”, Andy Duncan (The Pottawatomie Giant & Other Stories)

• “The Waves”, Ken Liu (Asimov’s 12/12)

• “The Finite Canvas”, Brit Mandelo (Tor.com 12/5/12)

• “Swift, Brutal Retaliation”, Meghan McCarron (Tor.com 1/4/12)

• “Portrait of Lisane da Patagnia”, Rachel Swirsky (Tor.com 8/22/12)

• “Fade to White”, Catherynne M. Valente (Clarkesworld 8/12)

Рассказ / Short Story

• “Robot”, Helena Bell (Clarkesworld 9/12)

• “Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld 6/12)

• “Fragmentation, or Ten Thousand Goodbyes”, Tom Crosshill (Clarkesworld 4/12)

• “Nanny’s Day”, Leah Cypess (Asimov’s 3/12)

• “Give Her Honey When You Hear Her Scream”, Maria Dahvana Headley (Lightspeed 7/12)

• “The Bookmaking Habits of Select Species”, Ken Liu (Lightspeed 8/12)

• “Five Ways to Fall in Love on Planet Porcelain”, Cat Rambo (Near + Far)

Премия Рэя Брэдбери за выдающуюся драматическую постановку / Ray Bradbury Award for Outstanding Dramatic Presentation

The Avengers

Beasts of the Southern Wild

The Cabin in the Woods

The Hunger Games

John Carter

Looper

Премия Андре Нортон за детско-юношеские НФ и фэнтези книги / Andre Norton Award for Young Adult Science Fiction and Fantasy Book

Iron Hearted Violet, Kelly Barnhill (Little, Brown)

Black Heart, Holly Black (S&S/McElderry; Gollancz)

Above, Leah Bobet (Levine)

The Diviners, Libba Bray (Little, Brown; Atom)

Vessel, Sarah Beth Durst (S&S/McElderry)

Seraphina, Rachel Hartman (Random House; Doubleday UK)

Enchanted, Alethea Kontis (Harcourt)

Every Day, David Levithan (Alice A. Knopf Books for Young Readers)

Summer of the Mariposas, Guadalupe Garcia McCall (Tu Books)

Railsea, China Miéville (Del Rey; Macmillan)

Fair Coin, E.C. Myers (Pyr)

Above World, Jenn Reese (Candlewick)

Странный получился шортлист, как, впрочем, всегда в последние годы. Сюрпризы видны в первой же категории – дебютный роман Саладина Ахмеда (фэнтези в антураже Тысячи и одной ночи) крепко сбитым авантюрным сюжетом и хорошо проработанным колоритом обеспечил себе место в финале. Ещё один дебютант, Тина Коннолли, предлагает нам фэнтезийно-мистический вариант Джейн Эйр с хорошо проработанной психологией, но всё равно это очень дамская фэнтези, которая не всякому будет по вкусу (а обложка – вообще ужас!). После очень удачных дебютов пару лет назад Н.К. Джемисин и Мэри Робинетт Коваль успешно продолжают и развивают свои карьеры, и если у Коваль это завершение трилогии, начатой дебютным романом (салонная фэнтези в антураже начала 19го века), то Джемисин, завершив свою желязноподобную трилогию, этой книгой начинает новую серию (вроде бы, дилогию). Рецензенты отмечают грамотное, вдумчивое построение мира, хороший язык, живых, некартонных пересонажей и совершенную невозможность оторваться от этого чтения. О Кейтлин Кирнан и её романе я уже высказался выше, и шансы на Небьюлу у неё весьма высоки. Ну и last but not least – тяжеловес нынешней номинации, Ким Стенли Робинсон. Обратите внимание: это единственный НФ роман в номинации. (Всё по классике: в смутные времена всё заполняет фэнтези…) Это смелый взгляд на будущее, в котором человечество, пусть и не решив все свои проблемы, деловито осваивает (а не завоёвывает) ближний космос. Видения Робинсона всеобъемлющи, они охватывают и социальную, и технологическую, и биологическую стороны будущего мира, и ещё многие другие, о которых нынешний человек редко задумывается. Рецензенты отмечают, что это новая вершина творчества писателя, после калифорнийской трилогии, марсианской трилогии и Galileo’s Dream. Вот за него я и буду болеть. Поймите меня правильно: фэнтези я уважаю и во многих её проявлениях люблю. Но мне не по душе такие вот диспропорции. Думаю, многие коллеги-писатели, настроенные на НФ, проголосуют за Робинсона. Поэтому считаю его главным претендентом на Небьюлу.

В категориях малой прозы также много интересного. Во-первых, после громкого успеха в прошлом году рассказа Кена Лю, который получил всё, что только может получить рассказ (только на Старджоне место было призовое, но не первое), в этом году он присутствует во всех малых категориях. Повторит ли он успех Теда Чана? Во-вторых, вся номинация, не только малые категории, демонстрирует солидарность американских авторов перед лицом «британского нашествия»: британцев на Небьюлу не пущают, и только для Мьевиля нашлось место на премии Нортон. Однако, француженка Альет де Бодар, пишущая по-английски для британских и американских издателей, этот фильтр преодолела и представлена сразу и повестью, и рассказом. В-третьих, номинация демонстрирует поражение традиционных бумажных журналов в противоборстве с онлайновыми медиа. Если среди повестей это ещё не так заметно: 2 повести из 6 опубликованы в бумажных журналах, 1 в онлайновом, 2 – отдельными книжками, и 1 – в антологии, то в новеллах и рассказах подавляющее преимущество остаётся за онлайновыми публикациями – из 7 новелл 4 онлайновых публикации, 2 в антологиях и только 1 – в бумажном журнале; из 7 рассказов 5 онлайновых публикаций и по одной в бумажном журнале и в антологии. То ли ещё будет! Как правило, большинство номинированных текстов в малых формах доступно онлайн, так что все англочитающие могут с ними ознакомиться. Болеть буду разве что за де Бодар, также порадуюсь за Нэнси Кресс.

Большой сюрприз ожидал меня в киношной номинации: отсутствие Хоббита! Я не знаю, чем руководствовалась номинационная комиссия ??? – сценарий был сделан мастерски с привлечением разных материалов Профессора, я уж не говорю о том, как из детской сказки удалось сделать вполне взрослую фэнтези. (Или кому-то не даёт покоя Трандуил верхом на мегафауне?) Как бы там ни было, без Хоббита список лучших фильмов года остаётся каким-то безголовым. Так что, больше я комментировать его не стану.

В номинации на премию Нортон за д/ю книги множество новых, незнакомых имён и одно-два полузнакомых, хотя они связаны с коммерческой фэнтезятиной. Наиболее вероятными претендентами, имхо, будут Seraphina Рэйчел Хартман, о которой я писал в своём прошлом обзоре, и Railsea Чайны Мьевиля. Чем же нас на этот раз порадовал Мьевиль? Это изощрённая литературная игра ума, вызывающая призраки великих предшественников, например, Германа Мелвилла и Фрэнка Герберта. И как всегда у Мьевиля, сеттитнг совершенно неожиданный: море – сухопутное, судёнышки – на рельсах, а охота ведётся за гигантским кротом цвета слоновой кости, который отгрыз руку капитанши много лет назад. Думаю, что эта книга ориентирована на д/ю аудиторию благодаря юному герою-рассказчику, в погоню за которым пустились все (пираты, монстры, и ещё много всяких), и которому предстоит узнать загадку своего мира. Как бы там ни было, Мьевиль умеет завлекательно писать для юных читателей. В своё время я подарил своей крестнице Нон Лон Дон и сам его прочитал. Понравилось обоим! Так что, вопрос за кого болеть, разрешается естественным образом: этот Мьевиль такой выдумщик! ;-)

Лауреаты премии Солстайс

В рамках небьюловского уикэнда присуждаются не только Небьюлы, но и другие премии SFWA. В середине марта было объявлено, что лауреатами премии Солстайс за 2013 год станут Карл Саган (Carl Sagan) и Джинджер Бьюкенен (Ginjer Buchanan). Учреждённая в 2008 году, эта премия присуждается по выбору Президента SFWA с утверждением большинством Совета Директоров – личностям, живым или умершим, «оказавшим значительное влияние на ландшафт научной фантастики и фэнтези». Среди прежних лауреатов этой премии – не только писатели Джеймс Типтри, мл., Кейт Вильгельм, Октавия Батлер, но и художник Майкл Уэйлан, издатели Том Догерти, Терри Уайндлинг, Дональд Уолхайм, а также критик и энциклопедист Джон Клют.

Несколько слов о нынешних лауреатах. Делом всей жизни Карла Сагана был поиск внеземного разума. Он является автором не только научных работ на эту тему, но также многих научно-популярных книг и НФ романа Контакт, номинированного на Хьюго (премию получил, правда, не сам роман, но его экранизация от Земекиса). Сагана до сих пор очень любят и уважают в американском фэндоме, ну а писатели не могут остаться в стороне. За 30 лет работы в издательском бизнесе Джинджер Бьюкенен стала одним из тех людей, которые формируют облик современной фантастики. Сейчас она возглавляет фантастические импринты (Ace и Roc) издательской империи Penguin Books.

Грандмастеры ужаса и финалисты премии Стокера за 2012 год

Ещё в феврале Ассоциация писателей в жанре ужаса (Horror Writers Association) объявила, что лауреатами Премии за пожизненный вклад (фактически, грандмастерами ужаса) на этот раз станут Клайв Баркер (Clive Barker) и Роберт МакКаммон (Robert McCammon). Награждение состоится 15 июня 2013 в Нью-Орлеане на World Horror Convention вместе с вручением премий Стокера. В особом представлении оба лауреата не нуждаются. Начав с более-менее традиционных ужастиков, оба автора постепенно раздвигали границы жанра, охватывая тёмную фэнтези, магический реализм и другие пограничные жанры. Оба эту премию давно заслужили, и просто удивительно, почему Ассоциация тянула с награждением столько лет. Как бы там ни было, я рад за обоих!

В самом конце февраля Ассоциация также обнародовала шортлист премии Стокера:

Выдающийся роман / Superior Achievement in a Novel

Bottled Abyss, Benjamin Kane Ethridge (Redrum Horror)

NightWhere, John Everson (Samhain)

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

The Haunted, Bentley Little (Signet)

Inheritance, Joe McKinney (Evil Jester)

Выдающийся дебютный роман / Superior Achievement in a First Novel

Charlotte Markham and the House of Darklings, Michael Boccacino (William Morrow)

Wide Open, Deborah Coates (Tor)

The Legend of the Pumpkin Thief, Charles Day (Noble YA)

A Requiem for Dead Flies, Peter Dudar (Nightscape)

Bad Glass, Richard Gropp (Del Rey)

Life Rage, L.L. Soares (Nightscape)

Выдающийся детско-юношеский роман / Superior Achievement in a YA Novel

The Diviners, Libba Bray (Little Brown)

I Hunt Killers, Barry Lyga (Little Brown)

Flesh & Bone, Jonathan Maberry (Simon & Schuster)

I Kissed A Ghoul, Michael McCarty (Noble Romance)

The Raven Boys, Maggie Stiefvater (Scholastic)

A Bad Day for Voodoo, Jeff Strand (Sourcebooks)

Выдающаяся длинная проза (повесть) / Superior Achievement Long Fiction

Thirty Miles South of Dry County, Kealan Patrick Burke (Delirium)

I’m Not Sam, Jack Ketchum and Lucky McKee (Sinister Grin)

Lost Girl of the Lake, Joe McKinney & Michael McCarty (Bad Moon)

The Blue Heron, Gene O’Neill (Dark Regions)

The Fleshless Man, Norman Prentiss (Delirium)

Выдающаяся короткая проза (рассказ) / Superior Achievement in Short Fiction

• “Surrounded by the Mutant Rain Forest”, Bruce Boston (Daily Science Fiction)

• “Bury My Heart at Marvin Gardens”, Joe McKinney (Best of Dark Moon Digest)

• “Righteous”, Weston Ochse (Psychos)

• “Available Light”, John Palisano (Lovecraft eZine, March 2012)

• “Magdala Amygdala”, Lucy Snyder (Dark Faith: Invocations)

Выдающаяся антология / Superior Achievement in an Anthology

Shadow Show, Mort Castle & Sam Weller (HarperCollins)

Dark Tales of Lost Civilizations, Eric J. Guignard (Dark Moon)

Hell Comes to Hollywood, Eric Miller (Big Time)

Horror for Good: A Charitable Anthology, Mark C. Scioneaux, R.J. Cavender, & Robert S. Wilson (Cutting Block)

Slices of Flesh, Stan Swanson (Dark Moon)

Выдающийся авторский сборник / Superior Achievement in a Collection

The Woman Who Married a Cloud: Collected Stories, Jonathan Carroll (Subterranean)

New Moon on the Water, Mort Castle (Dark Regions)

Errantry: Strange Stories, Elizabeth Hand (Small Beer)

The Janus Tree, Glen Hirshberg (Subterranean)

Black Dahlia and White Rose: Stories, Joyce Carol Oates (Ecco)

Выдающаяся нехудожественная книга / Superior Achievement in Non-Fiction

Writing Darkness, Michael Collings (self-published)

The Annotated Sandman, Volume 1, Les Klinger (Vertigo)

Trick or Treat: A History of Halloween, Lisa Morton (Reaktion)

The Undead and Theology, Kim Paffenroth & John W. Morehead (Pickwick)

Dark Directions: Romero, Craven, Carpenter, and the Modern Horror Film, Kendall R. Phillips (Southern Illinois University Press)

Выдающийся поэтический сборник / Superior Achievement in a Poetry Collection

Dark Duet, Linda Addison & Stephen M. Wilson (NECON eBooks)

Notes from the Shadow City, Bruce Boston and Gary William Crawford (Dark Regions)

A Verse to Horrors, Michael Collings (self-published)

Vampires, Zombies & Wanton Souls, Marge Simon (Elektrik Milk Bath)

Lovers & Killers, Mary A. Turzillo (Dark Regions)

Выдающийся графический роман / Superior Achievement in a Graphic Novel

The Sixth Gun Volume 3: Bound, Cullen Bunn (Oni Press)

Rachel Rising Vol. 1: The Shadow of Death, Terry Moore (Abstract Studio)

The Tale of Brin and Bent and Minno Marylebone, Ravi Thornton (Jonathan Cape)

Behind These Eyes, Peter J. Wacks & Guy Anthony De Marco (Villainous Press)

Witch Hunts: A Graphic History of the Burning Times, Rocky Wood & Lisa Morton (McFarland)

Также были номинации за выдающийся киносценарий.

Не будучи большим специалистом по хоррору, я не могу грамотно комментировать эту премию, однако некоторые соображения приведу. В первую очередь, и здесь не обошлось без Кейтлин Кирнан! Вот и будет мне за кого болеть! А то даже любители ужастиков сетуют на чрезмерное количество новых, незнакомых имён в номинациях. Может быть, это и хорошо: жизнь идёт, жанр развивается. Недаром несколько лет назад была введена детско-юношеская категория – авторы сами готовят себе новое поколение читателей.

Удивительным образом все имена, хорошо знакомые мне, оказались сгруппированы в категории авторских сборников. Тут и живой классик Джойс Кэрол Оутс, и магреалисты Джонатан Кэрролл и Глен Хиршберг, и мастерица-на-все-руки Лиз Хэнд, но только Морт Касл совершенно мне незнаком. Среди других книг внимание привлекает Аннотированный Сэндмен Клингера. Очень-очень любопытно!

А ещё я попрошу поклонников хоррора прокомментировать номинацию. В конце концов, это ваша парафия! ;-)

***

Несмотря на то, что я безбожно затянул с этим обзором, я всё-таки успел выпустить его в марте, как планировал. Новые новости буквально наступают на пятки: позавчера состоялось вручение премии Дика, вчера были объявлены номинации на Хьюго, а сегодня вечером будут вручать премии BSFA. Вот о них и пойдёт речь в моем следующем обзоре. Также за мной, отдельным постом, лучшие произведения 2012 года по версии журнала Локус, т.е. лонглист премии Локуса.

Когда я заканчивал этот обзор, велико было искушение соотнести номинации на Небьюлу с номинациями на Хьюго. Но потом я понял – а зачем? Пересечения между ними минимальны, и хьюговские номинации на Небьюлу никак не влияют, не то, что наоборот. Поэтому я, как и прежде, буду соотносить их при обзоре номинаций на Хьюго.

До скорого!


Статья написана 17 марта 2013 г. 22:37

Всех фантлабовцев поздравляю с днём св. Патрика!

Пьём пиво :beer: и виски!

И немедленно выпил!


Статья написана 13 марта 2013 г. 15:22

Подобно понедельнику, который начинается в субботу, премиальный год 2013й начался в замечательную дату 12/12/12, когда был объявлен Грандмастер наступающего года. Не успел начаться календарный год, как подоспели канадцы со своей новой премией, а дальше полетели обычные для этого времени года первые ласточки.

Джин Вулф становится Грандмастером SFWA

Организация писателей-фантастов Science Fiction & Fantasy Writers of America назвала Джина Вулфа Грандмастером 2012 года (то есть, обладателем 2012 Damon Knight Memorial Grand Master Award). Вулф является автором множества романов и рассказов, за которые он был удостоен дважды премии Небьюла, пять раз – World Fantasy Award, шесть раз – премии Локуса, а также других наград. Кроме этого, в 1996 году он стал обладателем World Fantasy Award за пожизненные заслуги, а в 2007 введен в Зал славы научной фантастики.

Вручение этой награды, присуждаемой за «выдающиеся пожизненные достижения в области научной фантастики и/или фэнтези», состоится на 48м Небьюловском уикэнде в Сан Хосе, Калифорния, 16-19 мая 2013. Прежде этого титула удостаивались такие знаменитости как Урсула Ле Гуин, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Артур Кларк, Гарри Гаррисон, Энн МакКеффри, Джо Холдеман, и (в прошлом году) Конни Уиллис.

Вот! Я давно об этом мечтал! Наконец-то свершилось! Однако у этой радостной новости есть горький привкус: так рано, почти за полгода, в декабре предшествующего года, Грандмастера объявляли лишь раз, лет 8 назад, когда им стал Харлан Эллисон, который тогда очень серьёзно болел, и не было ясно, выживет ли. Два года назад я был уверен в том, что Грандмастера дадут Вулфу к 80-летию, но тогда что-то не склеилось, и в тот год этот титул вообще не присуждали, чего не было уже много лет. Однако, после смены руководства SFWA Вулфа наградили первым. Что ж, если для этого нужно было, чтобы SFWA возглавил Скальци, то и пусть. Главное, что «награда нашла героя»!

Первый лауреат премии Ван Вогта – новой канадской премии

В неожиданное время, в первый рабочий день нового года в Канаде был объявлен лауреат новой Премии А.Э. ван Вогта за 2012 год. Им стал роман Alphanauts by Brian J. Clarke (Edge). Премия вручается первому изданию романа, сборника или антологии от автора, родившегося или проживающего на западе Канады. Остальными финалистами были The Other by Matthew Hughes (Underland) и Lady of Mazes by Karl Schroeder (Tor).

Спонсорами премии выступили Виннипегская Ассоциация НФ; оргкомитет Conadian – виннипегского Ворлдкона, прошедшего ещё в 1994 году, и организация Science Fiction Winnipeg. Премия названа в честь А.Э. ван Вогта, единственного канадского Грандмастера НФ. Лауреат получит денежную премию в размере C$1,200 и диплом.

Ранее я предположил, что канадцы недовольны тем, как присуждается их главная в стране НФ премия Аврора, поэтому они изобретают новые. Пока не ясно, по каким критериям присуждается эта премия, поскольку выигравшая книга впервые опубликована в 2006 году, а два других финалиста в 2011 и 2005 соответственно. Несколько слов о самой книге. Это традиционная, несколько старомодная НФ о колонизации планеты землянами, более всего напоминающая произведения «золотого века», но с живыми, некартонными персонажами, вкусным языком и достоверной психологией.

Номинации на премию Филиппа К. Дика за 2012 год

Более месяца назад были объявлены номинации на премию Филиппа К. Дика за 2012 год. Премия присуждается ежегодно выдающимся произведениям фантастики, опубликованным в США первыми изданиями в мягкой обложке. Лауреаты будут объявлены 29 марта на Norwescon 36 в Сиэтле. А в шортлист вошли:

Blueprints of the Afterlife, Ryan Boudinot (Black Cat)

Harmony, Keith Brooke (Solaris)

Helix Wars, Eric Brown (Solaris)

The Not Yet, Moira Crone (UNO)

Fountain of Age, Nancy Kress (Small Beer)

Lovestar, Andri Snær Magnason (Seven Stories)

Lost Everything, Brian Francis Slattery (Tor)

Несколько слов о номинантах. Знакомых имён здесь немного. Самая титулованная из них – Нэнси Кресс, на русском у неё выходило несколько книг и рассказы в антологиях. Британцы Брук и Браун начинали ещё в 80е и сделали средней руки карьеры в фантастике, причём Браун начинал техноготом (британская разновидность киберпанка), а Брук писал фант.боевики. Остальные имена для меня новые, хотя и могли мелькать в поле зрения в последние годы.

Среди семи номинантов заметную долю составляют книги если не откровенно пост-апокалиптические, то по меньшей мере представляющие будущее довольно мрачным. Первый же из авторов в списке, Будино, выступает мощно и затрагивает едва ли все больные темы современности: изменение климата, вторжение технологий в организм человека, стратификацию общества. В его книге видения не очень далёкого будущего напоминают раннего Гибсона и раннего Стивенсона, они заляпаны бутафорской кровью в духе Паланика, а иные миры вторгаются в этот в духе Геймана, и всё окрашено сардоническим юмором в духе Адамса. Однако вместе из этих ингредиентов получается недурной и очень своеобразный постмодерновый коктейль, который понравится любителям Мьевиля, Воннегута и Терри Гиллиама. В похожем ключе выступает (настоящий!) исландский автор Магнасон. На страницах его книги, а это история двоих любовников, которых система пытается разлучить, видно влияние Кальвино и Борхеса, он строит свой дивный новый мир по Хаксли и Оруэллу, а его сатира подобна Воннегуту и Адамсу. Так же, как и у первых двух авторов, за плечами у Слэттери уже несколько книг, и он стремится ничем им не уступать: его роман скроен по лекалам Пинчона, Доктороу и Дика из идей Керуака, Брэдбери и Оруэлла. Причём к фантастике он шёл от мейнстрима, и его прежние книги имели очень хорошую прессу. Несколько дальше, в 2121 году происходит действие романа Крон. Это откровенная антиутопия, нью-орлеанская дистопия, так сказать. Помимо построений социальных и климатических, автор привлекает языком будущего, экстраполируя современные тенденции развития английского языка в южных штатах. У Крон это первое обращение к фантастике, хотя как автор мейнстрима она вполне состоялась и в её активе есть престижные премии. И если американцев волнуют в первую очередь свои внутренние заботы, оба эти британца пишут о вещах более глобальных и вместе с тем более отстранённых. Брук постарался по-новому раскрыть тему Земли под инопланетной оккупацией. Рецензенты хвалят не только идеи, но также язык и стиль. Книга Брауна является продолжением, видимо, второй книгой трилогии, и это космоопера-с-мозгами, жанр, в создании которого британское участие сыграло ключевую роль, и в котором британцы по-прежнему сильны. Несколько особняком стоит книга Кресс, в первую очередь, потому что это не роман, а сборник, то есть стилистическое и жанровое разнообразие подразумевается априори, хотя её излюбленная тема генной инженерии в том или ином виде присутствует во всех рассказах. Среди прочего, в сборник входят лауреат Небьюлы «The Fountain of Age» и лауреат Хьюго «The Erdmann Nexus». Из 9 вещей в книге 3 выходили на русском в Еслях и Лучших за год.

Фаворитом, видимо, считается Кресс. Помимо неё, думаю, шансы есть у Будино. Поскольку и американцы, и тематически близкий к ним исландец Магнасон проецируют в будущее нынешние американские заботы, то лауреата, скорее всего, следует искать среди них. Традиционно я буду болеть за британцев, хотя на это раз у них шансов меньше. Также порадуюсь за Магнасона – ведь тоже европеец.

Шортлист премии BSFA за 2012 год

В январе был объявлен шортлист премии BSFA за 2012 год. За эту премию голосуют члены BSFA (Британской ассоциации научной фантастики) и участники ежегодного британского национального конвента научной фантастики (Истеркона). Лауреаты будут объявлены 31 марта на Истерконе в Брэдфорде, Йоркшир. В шортлист вошли:

Лучший роман / Best Novel

Dark Eden, Chris Beckett (Corvus)

Empty Space: a Haunting, M. John Harrison (Gollancz)

Intrusion, Ken Macleod (Orbit)

Jack Glass, Adam Roberts (Gollancz)

2312, Kim Stanley Robinson (Orbit)

Лучшее короткое произведение / Best Short Fiction

• “Immersion”, Aliette de Bodard (Clarkesworld #69)

The Flight of the Ravens, Chris Butler (Immersion)

• “Song of the body Cartographer”, Rochita Loenen-Ruiz (Phillipines Genre Stories)

• “Limited Edition”, Tim Maughan (Arc Magazine 1.3)

• “Three Moments of an Explosion”, China Miéville (Rejectamentalist Manifesto)

Adrift on the Sea of Rains, Ian Sales (Whippleshield)

Лучшее нехудожественное произведение / Best Non-Fiction

• “The Complexity of the Humble Space Suit”, Karen Burnham (Rocket Science)

• “The Widening Gyre”, Paul Kincaid (Los Angeles Review of Books)

The Cambridge Companion to Fantasy Literature, Edward James & Farah Mendlesohn (Cambridge University Press)

The Shortlist Project, Maureen Kincaid Speller

The World SF Blog, Lavie Tidhar (chief editor)

Лучшая обложка / Best Art

• Ben Baldwin for cover of Dark Currents (Newcon)

• Blacksheep for cover of Adam Roberts’s Jack Glass (Gollancz)

• Dominic Harman for cover of Eric Brown’s Helix Wars (Rebellion)

• Joey Hifi for cover of Simon Morden’s Thy Kingdom Come (Jurassic London)

• Si Scott for cover artwork of Chris Beckett’s Dark Eden (Corvus)

На первый взгляд, романный шортлист вполне хорош, однако при вдумчивом рассмотрении возникают вопросы. Многие прошлогодние книги известных авторов в него не попали – ни Hydrogen Sonata Бэнкса, ни Fractal Prince Райяниеми, ни Rapture of the Nerds Стросса и Доктороу, ни Railsea Мьевиля. А ведь они были среди самых ожидаемых книг года! Видимо, самым большим ожиданием года был Empty Space М. Джона Харрисона – завершение тематической трилогии, начатой романами Light и Nova Swing, ставшими знаменем той части британской фантастики, что осталась за пределами волны New Weird. Это интеллектуальная космоопера, чандлероподобный детектив-нуар и отклик на злободневные проблемы современности в одном флаконе. Всерьёз полагаю, что это претендент №1, несмотря на то, что два предыдущих романа эту премию не получили. А вот претендентом №2, похоже, является Адам Робертс. Будучи «одним из лучших голосов своего поколения», в последние годы он стал частым гостем на премиях: выдаёт в год по книге, которые неизменно попадают в номинации на крупнейшие жанровые награды, и не только в Британии. Работая над этим блестяще выстроенным романом, автор вволю наигрался и с фантастикой «золотого века», и с классическим детективом, а изображённое им общество заставляет задуматься о том, что такое преступление, наказание, власть и свобода. Крис Беккетт предлагает нам хорошо сконструированный роман о борьбе за выживание колонистов на планете без солнца. Не думаю, что автор читал Посёлок Булычёва (вроде бы, на английском его не было), но параллели просматриваются. Впрочем, если у двух авторов сходны исходные посылки и поставленные задачи, то и решение их может быть схожим, и даже одинаковым. Кен МакЛауд выступает на поле антиутопии близкого будущего, играя в постмодернистские игры с Хаксли и Оруэллом, однако многое в его книге построено на медицинской этике, что подгружает ещё один источник вдохновения: Гаттаку Эндрю Никкола. Единственным американцем в романной номинации является теперь уже ветеран Ким Стенли Робинсон, известный своей приверженностью к британским издательствам. Дело в том, что уже лет 15-20 все его книги выходят первыми изданиями не дома, в Штатах, а в Британии. В его новом романе, как ясно из названия, действие происходит в 2312 году. Это смелый роман о будущем человечества и захватывающая история людей, которые своим трудом его формируют. В отсутствие Бэнкса болеть я буду за Харрисона и Робертса.

Категория малой формы на этой премии всего одна, поэтому состязаться приходится всем вместе: и увесистым повестям, выпущенным отдельными книгами, и небольшому рассказу (скорее, даже, миниатюре), опубликованному на авторском сайте. Дебютная повесть Батлера представляет собой тёмную фэнтези, действие которой происходит в Амстердаме на рубеже 19-20 веков. Среди основных персонажей повести есть демон, но главная героиня достаточно сильна в магии, чтобы с ним справиться; а среди второстепенных – кого только нет, даже Фрейд и вороны Одина. Другая повесть – двойной дебют для Сейлса: и как автора, и как издателя. Это постапокалиптическая космическая НФ: после ядерной войны обосновавшиеся на Луне колонисты, вооружившись «генератором торсионного поля», пытаются найти пригодную для жизни альтернативную Землю. Более известные коллеги-писатели хвалят тщательность проработки, живость описаний и эмоциональную глубину. Об остальных малых вещах заранее не скажу, но большинство из них можно прочитать онлайн. Мьевиль в своём коротком рассказе вволю издевается над новыми рекламными технологиями. Из двух дам в номинации де Бодар уже получала эту премию за рассказ в прошлом году. Её новый рассказ посвящён филиппинской коллеге-писательнице Лёнен-Руис, которая предложила его идею. Удивительное дело, но и сама филиппинка есть в номинации с другим рассказом. Вот так, постепенно, фантастика из экзотических стран проникает на родину НФ. Мне представляется, что больше всего шансов у Сейлса и де Бодар; в рассказе Мьевиля, всё же не хватает глубины.

Именно такой фантастике со всего света, а не только из привычных англоязычных стран, посвящён The World SF Blog, координатором которого выступает израильский писатель Лави Тидхар. На этот раз среди номинаций в нехудожественной категории большое разнообразие. Весьма привлекателен справочник по фэнтези от Кембриджского университетского издательства. И читателям, и писателям НФ будет полезна научно-популярная статья о космических скафандрах. Две остальные позиции являют собой редкий случай, когда супруги конкурируют в одной и той же категории. И если у известного критика Пола Кинкейда это одна статья – обзор всех Лучших за год, изданных в прошлом году, то у его супруги Морин – целый блог о чтении, писательстве, литературе и культуре вообще. Именно из-за разнообразия мне сложно судить, чьи шансы выше. Думаю, что фаворитами являются справочник и The World SF Blog.

Ну а в обложечной категории номинанты говорят сами за себя. Из пяти обложек две книги присутствуют в романной категории, а одна выдвигалась на Дика (см. выше). Лично мне больше всего нравится обложка антологии Dark Currents.

Лауреаты премии Хайнлайна за 2013 год

В конце января было объявлено, что Аллен Стил и Ёдзи Кондо стали лауреатами премии Роберта Хайнлайна за 2013 год. Премия присуждается за опубликованные научно-фантастические и научно-популярные произведения, вдохновляющие изучение и освоение космоса землянами. Общество Хайнлайна передало администрирование премии Балтиморскому обществу научной фантастики, которое вручает её ежегодно на Балтиконе. В этом году он пройдёт 24-27 мая в предместье Балтимора. Победители получат грамоты, медальоны из чистого серебра и по два знака премии (типа значка, чтобы носить на груди или на лацкане пиджака), все с изображением Хайнлайна. Д-р Кондо прежде возглавлял жюри этой премии, и балтиморцы уважили его не только за толковый научпоп, но и за безупречную работу в жюри.

Премии Американской Библиотечной Ассоциации

25-29 января в Сиэтле проходила ежегодная зимняя конференция Американской Библиотечной Ассоциации (ALA), на которой состоялось вручение премий ALA. Премию Уильяма Морриса за 2012 год за лучший дебютный роман получила Рэйчел Хартман (Rachel Hartman) за роман Seraphina (Random House). Тамора Пирс (Tamora Pierce) была удостоена премии Маргарет Эдвардс за пожизненный вклад в детско-юношескую литературу. А премию Майкла Принтца за 2013 год, присуждаемую за лучшую детско-юношескую книгу, получил Ник Лейк (Nick Lake) за In Darkness (Bloomsbury USA). Из четырёх других книг, отмеченных не премией, но почётными грамотами, для нас представляет интерес Доджер Терри Пратчетта.

Вообще у американских библиотекарей премий множество, а я назвал только тех лауреатов, которые имеют отношение к фантастике, поскольку на других премиях эти книги также фигурируют.

Лауреат премии Кроуфорд за 2013 год

В начале февраля был объявлен лауреат Фэнтезийной Премии Уильяма Л. Кроуфорда за 2013 год. Им стала Карин Тидбек (Karin Tidbeck) за авторский сборник Jagannath: Stories (Cheeky Frawg Books).

Премия, включающая не только диплом, но и денежный приз, ежегодно вручается на Международной конференции по фантастике в искусстве (International Conference on the Fantastic in the Arts) выдающейся дебютной книге в жанре фэнтези, опубликованной в предшествующий год. Среди прежних лауреатов много известных имён: Jonathan Lethem, Charles de Lint, Greer Gilman, Judith Tarr, Kij Johnson, Joe Hill, M. Rickert, Daryl Gregory, Christopher Barzak, Jedediah Berry и, в прошлом году, Genevieve Valentine.

Жюри очень тяжело было сделать выбор между этой книгой и близким соперником Рэйчел Хартман с романом Seraphina (Random House). Другими книгами в шортлисте на этот раз были: Saladin Ahmed – Throne of the Crescent Moon (DAW), Roz Kaveney – Rituals (Plus One), и Kiini Ibura Salaam – Ancient, Ancient (Aqueduct).

Вручение премий состоится на Международной конференции по фантастике в искусстве (International Conference on the Fantastic in the Arts), которая пройдёт 21-25 марта в Орландо, Флорида.

Лауреаты премии Китчис за 2012 год

В середине января был обнародован шортлист, а 26 февраля на церемонии в Лондоне уже были объявлены лауреаты премии Китчис за 2012 год. Эта относительно новая премия, присуждаемая в четвёртый раз «за наиболее прогрессивные, умные и занимательные произведения жанровой литературы, опубликованные в Британии за прошедший год». Прежде лауреатами становились Чайна Мьевиль, Лорен Бьюкес и Патрик Несс.

Красное щупальце (роман) / Red Tentacle (Novel)

Angelmaker, Nick Harkaway (William Heinemann)

Его соперниками были:

The Folly of the World, Jesse Bullington (Orbit)

A Face Like Glass, Frances Hardinge (Macmillan)

Jack Glass, Adam Roberts (Gollancz)

The Method, Juli Zeh, translated by Sally-Ann Spencer (Harvill Secker)

Золотое щупальце (дебютный роман) / Golden Tentacle (Debut Novel)

Redemption in Indigo, Karen Lord (Jo Fletcher)

Её соперниками были:

vN, Madeline Ashby (Angry Robot)

The Panopticon, Jenni Fagan (William Heinemann)

Seraphina, Rachel Hartman (Doubleday)

The City’s Son, Tom Pollock (Jo Fletcher)

Чернильное щупальце (обложка) / Inky Tentacle (Cover Art)

Dave Shelton for his own A Boy and a Bear in a Boat (David Fickling)

Его соперниками были:

• La Boca for Ned Beauman’s The Teleportation Accident (Sceptre)

• Oliver Jeffers for John Boyne’s The Terrible Thing that Happened to Barnaby Brocket (Doubleday)

• Tom Gauld for Matthew Hughes’s Costume Not Included (Angry Robot)

• Peter Mendelsund for Ben Marcus’s Flame Alphabet (Granta)

А в категории Чёрное щупальце / The Black Tentacle, присуждаемой на усмотрение жюри, приз достался Лави Тидхару сотоварищи за The World SF Blog, а именно за выдающийся вклад в обсуждение жанровой литературы.

Денежные призы на этот раз были побольше, чем в прошлом году: обладатель Красного щупальца получил £1,000, а обладатели Золотого и Чернильного щупалец – по £500 каждый. Все финалисты получили по призу ручной работы и по бутылке рома от спонсора премии, производителя рома The Kraken Rum. (Самое удивительное, что роман Мьевиля Кракен на премию в свой год выдвигался, но её не получил, хотя казалось бы!)

За премии боролись более 200 произведений, предоставленных более 40 издательствами или импринтами.

Несколько слов о лауреатах. В категории «лучший роман» победил британский двойник Ника Горькавого, только в отличие от уральца британец вырос в Корнуолле, на самом юго-западном конце Англии, и астрономией не интересуется. Герой его романа занимается всякими заводными механическими штучками, и подобно им, роман порою кажется совсем не тем, чем является: или это шпионский триллер, или это комедия, или безумная фэнтези – поди знай! (Возможно, эту книгу можно отнести к пока ещё редкому жанру клокпанка, основанному на допаровых технологиях, использующих энергию пружин, но тут я могу ошибаться.) Было бы здОрово, если кто-нибудь отрецензирует эту неординарную книгу. Производители карибского рома не могли устоять перед проверенным шармом фэнтези Карен Лорд, поэтому приз в категории «лучший дебют» ушёл ей на карибский остров Барбадос. В 2011 году эта книга была удостоена премии Кроуфорд, Мифопоэтической премии и выдвигалась ещё на несколько (в своё время я об этом писал). Теперь она снова удостоилась награды за лучший дебют – на основе британской публикации. В категории «лучшая обложка» жюри, видимо, руководствовалось принципом «чем хуже, тем лучше» – приз достался запредельному шедевру минимализма, который состряпал сам автор книги. Обратите особое внимание на отпечаток кофейной чашки. Ну а специальный приз жюри команде The World SF Blog достался за их систематические усилия по продвижению фантастики со всего света в англоязычном мире. Помните, год или больше назад я запостил трейлер иранского пиксароподобного фантастического фильма. Так вот я взял его с The World SF Blog – в англоязычном Интернете такого просто больше нигде нет!

***

В следующих постах будут обзоры номинаций на Небьюлу, Стокера и, возможно, ещё что-нибудь, а также (отдельным постом) – лучшие произведения 2012 года по версии журнала Локус, т.е. лонглист премии Локуса. А какой из этих обзоров будет готов у меня раньше, пока что не ведомо.





  Подписка

Количество подписчиков: 154

⇑ Наверх