Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
На этот раз я решил ограничиться обзором финалистов премий Локуса, а также Мемориальных премий Кэмпбелла и Старджона. Когда только по Локусу количество иллюстраций достигло 50, я понял, что нужно разбить задуманное пополам. В следующей части вас ждёт обзор номинаций на British Fantasy Award, Мифопоэтическую премию, премию за переводы НФ+Ф на английский и неожиданный лауреат премии для дебютантов Compton Crook Award.
Финалисты премии Локуса за 2012 год
Первого мая, в день светлого праздника Белтайн, The Locus Science Fiction Foundation огласил финалистов премии Локуса за 2012 год, то есть по пять позиций в каждой категории, набравших наибольшее количество голосов.
Лауреатов объявят в рамках Science Fiction Awards Weekend (уикэнда фантастических премий) в Сиэтле, штат Вашингтон, 15-17 июня. На вручении премий Конни Уиллис будет церемониймейстером (она это здорово умеет, сам когда-то видел/слышал). Кроме этого, в рамках уикэнда пройдут выступления писателей и чтение ими своих текстов, круглые столы, автограф-сессии, мастерклассы Конни Уиллис и Джеймса Патрика Келли, и многое другое. Билеты продаются на сайте Локуса.
И ведь как держат интригу! Первые места стали известны к концу апреля, когда пересчитали голоса. Первые пятёрки объявлены в алфавитном порядке, чтобы никто ничего не заподозрил. Администрация хранит гробовое молчание. Не знаю, я бы, наверное, не выдержал молчать полтора месяца! Итак, финалисты:
НФ роман / Science Fiction Novel
• Leviathan Wakes, James S. A. Corey (Orbit US; Orbit UK)
• 11/22/63, Stephen King (Scribner; Hodder & Stoughton as 11.22.63)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey; Macmillan)
• Rule 34, Charles Stross (Ace; Orbit UK)
• The Children of the Sky, Vernor Vinge (Tor)
Фэнтези роман / Fantasy Novel
• A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)
• Snuff, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)
• The Wise Man’s Fear, Patrick Rothfuss (DAW; Gollancz)
• Deathless, Catherynne M. Valente (Tor)
• Among Others, Jo Walton (Tor)
Дебютный роман / First Novel
• Ready Player One, Ernest Cline (Crown; Century)
• God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)
• Soft Apocalypse, Will McIntosh (Night Shade)
• The Night Circus, Erin Morgenstern (Doubleday)
• Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime)
Детско-юношеская книга / Young Adult Book
• Planesrunner, Ian McDonald (Pyr)
• Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)
• Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children, Ransom Riggs (Quirk)
• The Girl Who Circumnavigated Fairyland in a Ship of Her Own Making, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends)
• Goliath, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)
Повесть / Novella
• The Affair of the Chalk Cliffs, James P. Blaylock (Subterranean)
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• “Kiss Me Twice”, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)
• “The Ants of Flanders”, Robert Reed (F&SF 7-8/11)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)
Новелла / Novelette
• “Underbridge”, Peter S. Beagle (Naked City)
• “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• “The Summer People”, Kelly Link (Tin House: The Ecstatic/Steampunk!)
• “What We Found”, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)
• “White Lines on a Green Field”, Catherynne M. Valente (Subterranean Fall ’11)
Рассказ / Short Story
• “The Way It Works Out and All”, Peter S. Beagle (F&SF 7-8/11)
• “The Case of Death and Honey”, Neil Gaiman (A Study in Sherlock)
• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• “The Bread We Eat in Dreams”, Catherynne M. Valente (Apex 11/11)
• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
Журнал / Magazine
• Analog
• Asimov’s
• Clarkesworld
• F&SF
• Tor.com
Издательство / Publisher
• Baen
• Night Shade
• Small Beer
• Subterranean
• Tor
Антология / Anthology
• Welcome to Bordertown, Holly Black & Ellen Kushner, eds. (Random House)
• The Year’s Best Science Fiction: Twenty-eighth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s Griffin)
• Steampunk!, Kelly Link & Gavin J. Grant, eds. (Candlewick; Walker UK)
• Eclipse Four, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)
• Engineering Infinity, Jonathan Strahan, ed. (Solaris; Solaris UK)
Авторский сборник / Collection
• Sleight of Hand, Peter S. Beagle (Tachyon)
• The Collected Stories of Carol Emshwiller, Volume 1, Carol Emshwiller (Nonstop)
• Two Worlds and In Between, Caitlín R. Kiernan (Subterranean)
• After the Apocalypse, Maureen F. McHugh (Small Beer)
• The Bible Repairman and Other Stories, Tim Powers (Tachyon)
Редактор(-составитель) / Editor
• Ellen Datlow
• Gardner Dozois
• Jonathan Strahan
• Ann & Jeff VanderMeer
• Gordon Van Gelder
Художник / Artist
• Bob Eggleton
• John Picacio
• Shaun Tan
• Charles Vess
• Michael Whelan
Нехудожественная книга / Non-fiction
• In Other Worlds: SF and the Human Imagination, Margaret Atwood (Talese; Virago; Signal (Canada))
• Becoming Ray Bradbury, Jonathan R. Eller (University of Illinois)
• Musings and Meditations, Robert Silverberg (Nonstop)
• Evaporating Genres: Essays on Fantastic Literature, Gary K. Wolfe (Wesleyan)
• Sightings: Reviews 2002-2006, Gary K. Wolfe (Beccon)
Альбомы по искусству / Art Books
• Out of This World: Science Fiction But Not As You Know It, Mike Ashley, ed. (British Library)
• Cor Blok, A Tolkien Tapestry: Pictures to Accompany The Lord of the Rings (HarperCollins UK)
• Spectrum 18: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner (Underwood)
• Masters of Science Fiction and Fantasy Art, Karen Haber, ed. (Rockport)
• Jeffrey Jones, Jeffrey Jones: A Life in Art (IDW)
Прежде, чем я стану комментировать финалистов, отмечу: прогнозист из меня так себе, хотя в некоторых категориях я назвал правильно больше половины. Вот и среди НФ романов я правильно предсказал Мьевиля, Стросса и Винджа, а Кори называл среди возможных финалистов, но насчёт Кинга сильно сомневался (и зря). Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что почти для всех авторов это последний шанс получить в этом году хоть что-нибудь (Кори и Мьевиль выдвинуты на Хьюго, но против Мартина не попрёшь), Кингу вообще-то всё равно, но он выдвинут ещё на BFA. Мьевиль выдвинут ещё на Кэмпбелла, поэтому, строго говоря, для него это один из двух последних шансов. Честно говоря, я совершенно теряюсь в догадках о том, кто получит премию. Имхо, по порядку убывания вероятности это могут быть 1) Мьевиль, 2) Виндж, 3) Кинг. Болеть я буду за Мьевиля и Стросса, также порадуюсь за Винджа, если победит.
Среди фэнтезей я правильно назвал аж четырёх, поскольку тут всё было довольно предсказуемо: Пратчетта, Мартина, Ротфусса и Уолтон. Никак не ожидал, что Аберкромби окажется за бортом финала. Валенте выступает мощно, а в этом финале у неё целых пять произведений (фэнтези, д/ю книга, и по одному во всех трёх категориях малой прозы – возможно, это рекорд). Мартин, Уолтон и Аберкромби также выдвинуты на BFA, а номинации на WFA ещё впереди… Наибольшие шансы получить премию – у Мартина, следом за ним в порядке убывания вероятности идут Пратчетт, Уолтон и Ротфусс. Болеть я буду за одного лишь Пратчетта.
Среди дебютантов я правильно назвал тоже четырёх финалистов, только Клайна недооценил. Шансы получить премию примерно равны у всех пятерых, хотя Моргенштерн больше всех преуспела в коммерческом плане, а Хёрли уже получила Кроуфорда. Болеть особенно ни за кого не буду, пожалуй, только за Валентайн порадуюсь.
Я не слежу особенно за д/ю книгами, но в процессе подготовки обзоров кое в чём разобрался, и это позволило мне назвать четырёх из пяти финалистов, хотя лишь одну я назвал как точного финалиста, а троих – как вероятных. Никак я не мог предположить, что за бортом останется Делия Шерман, получившая премию Нортон и имеющая неплохие шансы в д/ю категории Мифопоэтической премии. У этих финалистов также примерно равные шансы, а болеть я буду за МакДональда.
В категории повестей несложно было предсказать тройку финалистов, фигурирующих в номинациях на различные премии (Джонсон, Коваль, Валенте). Блейлок в финале стал для меня приятным сюрпризом. Прежде я считал его шансы невысокими. Кто получит премию, сказать сложно. Скорее всего это будет кто-то из тройки, и лучше пусть это будет Валенте. На победу Блейлока надеяться не приходится, хотя болеть я всё равно буду за него и за Валенте. Также порадуюсь, если премия достанется Коваль.
В категории новелл я угадал только двух финалистов, и оба они британцы, что особенно приятно. Корнелл уже получил премию BSFA, а Райман – Небьюлу; оба они есть в номинации на Хьюго, так что шансы их весьма высоки. К тому же обе новеллы опубликованы в американских журналах, что повышает их шансы на американских премиях. Вот их я и считаю наиболее вероятными кандидатами на премию, за них и буду болеть. За Бигла тоже порадуюсь.
Что же до рассказов, то среди финалистов я правильно видел двоих американских китайцев Лю и Ю. Очень надеялся увидеть там шерлокиану Геймана, и эта надежда оправдалась. Не удивлюсь, если Гейман победит. Хотя, конечно, премия может достаться и Лю, в активе которого уже есть Небьюла. Предсказывать пальцем в небо не стану, а болеть, конечно, буду за Геймана; за Бигла тоже порадуюсь.
Журналы и издательства пусть оценивают американцы, им это ближе. Из бумажных журналов, имхо, лучший – Asimov’s, даже и без Дозуа; из онлайновых – Clarkesworld. Среди издательств, специализированные подразделения издательских империй в финал вообще не попали. Из сателлитов издательских империй лучший – Tor, и эта ситуация остаётся неизменной много лет; среди малых независимых издательств лидер, безусловно, Subterranean. Как их оценили читатели Локуса, мы узнаем в середине июня.
Прошедший год был урожайным на хорошие антологии, особенно оригинальные, и они правят был в своей категории (4 из 5, а пятая – Лучшее за год от Дозуа). Я правильно назвал троих финалистов: 2 антологии Стрейхана и одну Дозуа. Я ни минуты не сомневаюсь, что премия ему, Дозуа, и достанется, хотя Engineering Infinity – книга тоже очень сильная, за неё и стану болеть. (Примечание: Я дополнительно показал британское издание Лучшего за год от Дозуа -- оно издаётся под другим названием и с другой нумерацией, но внутри то же самое.)
В категории авторских сборников меня постигло разочарование: ни Дозуа, ни Стерлинг в финал не попали (что они там себе думают?!)… И вообще я правильно предсказал лишь двух финалистов: Пауэрса и Бигла, причём последнего как вероятного финалиста. Скорее всего, эти двое и поборются за премию, а болеть я буду за Пауэрса. У меня даже эта книжка есть, с автографом, поставленным как положено – вверх ногами! Поскольку на странице есть место и у меня есть обида на голосователей, шестым сборником я поставил Стерлинга.
На редакторах и художниках надолго останавливаться не стану – пусть каждый делает своё дело на своём участке. Дозуа-антологисту и Дозуа-журнальному-редактору всё равно нет равных, но другие же тоже что-то делают… Художники здесь представлены однобоко, без Европы. Пусть в Штатах Уэйлан лучше всех, но в Европе также есть множество достойных художников, и не только британской школы.
Предсказывая нехудожественных финалистов, я сильно переоценил мемуар Рюкера, но правильно указал среди финалистов Этвуд, Вулфа и Эллера. Удивляет безразличие Локуса к Клюту: новое, онлайновое издание Энциклопедии НФ не попало в лонглист, а сборник эссе о фантастике не попал в шортлист… В таком раскладе премия может достаться Этвуд, и я был бы этому рад. В принципе, и монография о Брэдбери, и сборники эссе или рецензий Вулфа с таким же успехом могут претендовать на премию, номинация очень ровная.
Альбомы по искусству на этот раз вынесли в отдельную категорию, и это правильно. Прошедший год не был особо урожайным на альбомы, хотя кое-какие интересные книги вышли. Самым оригинальным из них был альбом Кор Блока с гобеленами по Толкину в стиле знаменитого гобелена из Байо (конец 11 века). Его стилистика мне совсем не нравится, но идея интересная. Каталог прошлогодней выставки, организованной библиотекой Британского Музея, который получил особый приз BSFA, также есть среди финалистов. Два сборных альбома (Spectrum и Masters) ориентированы на самую широкую публику, а альбом Джеффри Джонса подводит итог его творческой карьеры. Я обиделся на голосователей за то, что сборник лучших работ Криса Фосса в финал не попал. Поэтому я сам поставил его на свободное место.
Финалисты Мемориальных премий Джона Кэмпбелла и Теодора Старждона за 2012 год
В первой половине мая были объявлены финалисты Мемориальной премии Джона Кэмпбелла за 2012 год. Эта премия, присуждаемая за лучший НФ роман, будет вручаться во время Кэмпбелловской конференции, которая состоится 5-8 июля в Лоуренсе, Канзас. Финалистами стали:
• Ready Player One, Ernest Cline (Crown)
• This Shared Dream, Kathleen Ann Goonan (Tor)
• Soft Apocalypse, Will McIntosh (Night Shade)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey)
• The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)
• The Highest Frontier, Joan Slonczewski (Tor)
• Dancing with Bears, Michael Swanwick (Night Shade)
• Osama, Lavie Tidhar (PS)
• Robopocalypse, Daniel H. Wilson (Simon & Schuster)
• Home Fires, Gene Wolfe (Tor)
• Seed, Rob Ziegler (Night Shade)
Кэмпбелловское жюри всегда гораздо на сюрпризы, как положительные, так и отрицательные. Единственным очевидным кандидатом, в чьём включении в шортлист я не сомневался, был Мьевиль. Я очень огорчён невключением в финал Винджа, Стросса, Холдемана, Уилсона (здесь какой-то другой Уилсон, автор технотриллеров). Но вместе с тем жюри порадовало меня включением в финал Вулфа, Приста, Тидхара, и даже Суэнвика, на выдвижение которого я уже и не надеялся. Приятно, что двигают вперёд оригинальных дебютантов (Клайн, МакИнтош, Зиглер). Но всё же есть какое-то ощущение несбалансированности этого шортлиста.
Как я прежде отметил, здешнее жюри известно своей непредсказуемостью, поэтому гадать, кому достанется премия – занятие неблагодарное. Если подходить с точки зрения статистики, то наиболее титулованным (по количеству номинаций на премии) является роман Мьевиля. Если идти от литературы, то самыми ценными с этой точки зрения будут книги Приста, Вулфа, Тидхара и того же Мьевиля. Если подходить со стороны научности фантастики, то здесь преимущество у Винджа, Слончевски и опять же Мьевиля, к тому же у последнего роман является редкой разновидностью твёрдой НФ – лингвистической фантастикой. По совокупности выходит, что жюри от Мьевиля никуда не деться, но как они рассудят – неизвестно пока что даже им самим. Подождём начала июля и тогда удовлетворим своё любопытство.
Чуть позже, в середине мая, были объявлены финалисты Мемориальной премии Теодора Старджона, присуждаемой за лучшие произведения НФ малой формы, которая также будет вручаться на Кэмпбелловской конференции. Этими финалистами стали:
• “Six Months, Three Days”, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)
• “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)
• “Ghostweight”, Yoon Ha Lee (Clarkesworld 1/11)
• “The Old Equations”, Jake Kerr (Lightspeed 7/11)
• “The Man Who Ended History: A Documentary”, Ken Liu (Panverse Three)
• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)
• “The Choice”, Paul McAuley (Asimov’s 2/11)
• Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA; Clarkesworld 10/11)
Повесть “The Man Who Bridged the Mist” by Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11) также вышла в финал, но Джонсон как член жюри сняла её с рассмотрения (вот и славно).
Особенностью премии является сваливание в одну кучу повестей, новелл и рассказов, отчего рассказы получают премии реже, чем вещи более крупные, в которых авторам легче реализовать свою задумку во всей полноте. Фаворитами я бы назвал произведения выдвинутые на другие значительные премии и некоторые, уже их получившие, т.е. Андерс, Корнелл, Лю и Валенте. Лю представлен повестью и рассказом, оба выдвинуты на Хьюго, а рассказ получил Небьюлу и попал в финал Локуса. Повесть Валенте номинирована на все основные премии, а новелла Андерс – только на Хьюго. Новелла Корнелла выдвинута на все основные премии и получила премию BSFA. Приятной неожиданностью является номинация новеллы Пола Макоули, на других премиях не замеченной, а неприятным сюрпризом – отсутствие Раймана вместе с его Небьюлой. Статистически шансов больше у Лю, но здесь жюри хоть и другое, но не менее загадочное, несмотря на постоянные ротации его членов. Болеть я буду за британцев: у Корнелла очень хорошие шансы, а Макоули за четверть века творческой карьеры не раз неожиданно удостаивался разных премий, так что случиться может всяко. Если премия достанется Валенте, я тоже не обижусь.
И еще некоторые общие соображения по произведениям малой формы и их публикациям. Обозревая нездешние премии вот уже третий год и наблюдая за изданием фантастики в англоязычных странах на протяжении многих лет, через призму номинированных текстов я заметил интересные тенденции последнего времени. По мере развития Интернет-изданий, онлайновые журналы НФ+Ф сначала состоялись и закрепились на рынке, потом начали теснить традиционные бумажные журналы, вплоть до 2/3 номинированных текстов в некоторых категориях. Одновременно с этим прошёл всплеск популярности оригинальных антологий, что напомнило мне 70е, когда антологии правили бал, а журналы пребывали в упадке. Правда, этот всплеск был недолгим, а в этом премиальном сезоне бумажные журналы взяли реванш, достигнув примерного паритета с онлайновыми журналами, а кое-где и превзойдя их, и оттеснив антологии на второй план. Стоит заметить, что традиционные бумажные журналы сейчас выпускаются и в электронном виде (pdf, Kindle и ещё какой-то), а со временем их бумажные тиражи будут только сокращаться. Показательным является пример Лучшего за год от Дозуа как главного зеркала малой формы НФ: в прошлом году его электронный тираж уже превзошёл бумажный. Оно и понятно – такую кирпичину таскать с собой неудобно, а это чтение не на один и не на два дня.
Четвертого романного семинара под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова “Партенит-2012″ Литературный семинар под руководством известных писателей-фантастов Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова состоялся в пгт. Партенит (АРК Крым) с 17 по 24 мая 2012 г. под эгидой общественной организации “Созвездие Аю-Даг”.
На семинаре были подвергнуты подробному разбору тексты четырнадцати романов. В работе семинара приняли активное участие вольнослушатели. Всего в работе участвовало пятьдесят три человека из Москвы, Киева, Ташкента, Риги; Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Красноярска, Хабаровска; Харькова, Донецка, Днепроперовска, Запорожья, Одессы, Николаева, Симферополя и Житомира.
На открытии семинара состоялась презентация опубликованных текстов семинаристов прошлых семинаров: Анна и Олег Семироль: роман "Полшага до неба" (группа Г. Л. Олди 2010 г.), изд. "АСТ" -- "Астрель" -- "Полиграфиздат" (Москва), сер. "Городу и мифу", 2011. Книга удостоена премии "Интерпресскон-2012" в номинации "Лучшая дебютная книга". Наталья Щерба: роман "Часовой ключ" (оригинальное авторское название "Часовой ключ для Василисы", 1-я книга цикла "Часодеи"; группа Г. Л. Олди 2010 г.), изд. "Росмэн" (Москва), сер. "Часодеи", 2011. Книга удостоена премий: "Серебряный Кадуцей" в номинации "Циклы, сериалы и романы с продолжениями" ("Звездный Мост-2011") и "Алиса" (за лучшую детско-юношескую фантастику, "РосКон-2012"). Антон Лик (Екатерина Насута и Евгений Данилов): "Смерть ничего не решает" (1-ый том романа-дилогии "Наират") (группа Г. Л. Олди 2010 г.), изд. "Шико" (Луганск), сер. "Антология МиФа", 2011. Аждар Улдуз: роман "Сейд. Джихад крещеного убийцы" (группа А. Валентинова 2011 г.), изд. "Снежный Ком М" (Москва), сер. "Нереальная проза", 2011. Павел Калебин: роман "Обреченные на жизнь" (он же -- Павел Сашин, роман "Призрак Анхен", группа А. Валентинова 2011 г.), изд. "Букмастер" (Минск), сер. "Отражение", 2011. Юлия Скуркис: роман "Роковое наследие" (группа А. Валентинова 2009 г., авторское название "Сосуд скверны"); изд. "ОЛМА Медиа Групп" (Москва), сер. "Линия фэнтези", 2012. Наталья Лескова (Пермь), повесть «Чудовища» (группа Г. Л. Олди 2010 г.), в сб. «Фантум. Локальный экстремум», М.: «Снежный Ком М», 2012 Дмитрий Лукин (Ялта), повесть «Сфера» (группа Г.Л. Олди 2010 г.), в сб. «Фантум. Локальный экстремум», М.: «Снежный Ком М», 2012 Елена Красносельская (Запорожье), повесть «Точка отсчета» (группа А. Валентинова 2011 г.), в сб. «Фантум. Локальный экстремум», М.: «Снежный Ком М» Все книги преподнесены в дар Партенитской поселковой библиотеке.
Из текстов прошлогоднего семинара также готовится к выходу книга Арины Свободы (Арина Трой, Марина Артлегис) «Твари третьего круга» (на семинаре рассматривался под названием «Тёмные твари»), в издательстве «Астрель» (Москва) в серии «Зона Тайны». Таким образом, «публикабельность» участников семинара достигла 40%.
По итогам нынешнего семинара. Из текстов группы Г.Л. Олди рекомендованы к изданию (с минимальными доработками): Дмитрий Карманов (Санкт-Петербург), роман «Я, всемогущий». После доработки роман будет принят к публикации в издательстве «Снежный Ком М» (Москва), в серии «Нереальная Проза». Сергей Цикавый (Донецк), роман «Шаги в глубину». После доработки роман будет принят к публикации в издательстве «Снежный Ком М» (Москва), в серии «Настоящая Фантастика». Прочие тексты группы могут быть рекомендованы к изданию после глубокой и тщательной переработки.
Из текстов группы А. Валентинова рекомендованы к изданию (с минимальными доработками): Арина Свобода (Санкт-Петербург – Ташкент), роман «Флогистон» Дмитрий Дубинин (Новосибирск), «День Скарабея» Прочие тексты группы могут быть рекомендованы к изданию после глубокой и тщательной переработки.
Состоялся семинар по фантастическому рассказу под руководством Антона Первушина и Глеба Гусакова (Ярослава Верова). По результатам семинара были отобраны для рекомендации Б.Н. Стругацкому с перспективой публикации в журнале “Полдень, XXI век” следующие рассказы: Елена Арифуллина (Ростов-на-Дону): «Дядь-Шура», «Хранитель перехода» Наталья Лескова (Пермь), «Ночь смены масок» Максим Тихомиров (Красноярск), «Ad Infinitum, или Увидеть звёзды и умереть»
К публикации в сборниках издательства «Снежный Ком М» приняты рассказы: Наталья Лескова (Пермь), «Ночь смены масок» Максим Тихомиров (Красноярск), Ad Infinitum, или Увидеть звёзды и умереть» Светлана Тулина (Санкт-Петербург), «Карфаген будет разрушен»
По окончании обсуждения текстов семинаристов состоялся ряд заседаний на общелитературные и околофантастические темы. Завершился семинар праздничным банкетом. Конспекты разборов семинарских романов группы Г.Л. Олди будут выкладываться на сайте http://audag.org/
Ещё на Истерконе, 8 апреля, был оглашён шортлист премий имени Девида Геммела, присуждаемых за книги героической фэнтези. Однако Локус до сих пор об этом ни слова. Это особенно обидно, потому, что проголосовать онлайн могут все желающие, до полудня по Гринвичу 31 мая 2012.
Сенсацией стало отсутствие в номинации Джорджа нашего Мартина! Такого хода конём я предсказать никак не мог. Двое других usual suspects – Аберкромби и Ротфусс – тут как тут! А Мартина нетути! (Полагаю, что некоторые фантлабовцы станут аплодировать.)
Премия «Легенда» (за лучший роман) / Legend Award (for best novel):
The Heroes, Joe Abercrombie (Gollancz; Orbit US)
The Wise Man’s Fear, Patrick Rothfuss (DAW; Gollancz)
Blood of Aenarion, William King (The Black Library)
Alloy of Law, Brandon Sanderson (Tor; Gollancz)
Black Veil, Kristen Britain (Gollancz)
Премия «Утренняя звезда» (за лучший дебютный роман) / Morningstar Award (for best first novel):
Prince of Thorns, Mark Lawrence (Harper Voyager; Ace)
Among Thieves, Douglas Hulick (Roc; Tor UK)
The Unremembered, Peter Orullian (Tor)
The Heir of Night, Helen Lowe (Eos; Haprer Voyager)
Songs of the Earth, Elspeth Cooper (Gollancz; Tor)
Премия «Сердце ворона» (за лучшую обложку) / Ravenheart Award (for best cover art):
Blood of Aenarion, Raymond Swanland (cover for Wm. King)
The Heroes, Didier Graffet and Dave Senior (cover for Abercrombie)
Oracle’s Fire, Frank Victoria
Among Thieves, Larry Rostant (cover for Hulick)
Journey By Night, Aaron Briggs
В категории лучшего романа основная борьба разгорится между Аберкромби, Ротфуссом и Сандерсоном (очередной том серии Mistborn). Поскольку премию создавали британцы и больше всего она раскручена именно в Британии, местные голоса отдадут победу, скорее всего, Аберкромби, но всякое может случиться, ведь голосовать онлайн может кто угодно.
В категории дебютного романа очевидности ещё меньше. Книги первых трёх авторов из списка выпускали с широкими рекламными кампаниями и большой шумихой. Возможно, со временем они станут соответствовать всем громким словам, которые о них были сказаны. Меньше всех раскручена новозеландская дебютантка Lowe, хотя её книга уже издана по обе стороны Атлантики. Отмечу ещё одну особенность номинаций этого года – ни одной переводной книги! Раньше были переводы с польского (Сапковский), немецкого (Хайтц), французского (Певель), русского (Пехов), а на этот раз куда-то они пропали. Однако, в следующем году в номинации неизбежно появятся Дяченки…
Обложки оценивать всегда сложно: бывает рисунок простой до примитивности, но эффектно смотрящийся на обложке; а бывает развесистая картина, которая на обложке просто пропадает, а то и убивается обложечным дизайнером. С точки зрения живописи, на мой взгляд, лучше всех выступил новозеландец Фрэнк Виктория. Поглядим, как рассудит коллективный разум голосователей. Да и чего глядеть-то – присоединяйтесь, голосуйте!
Номинации на премию Аврора за 2012 год
Ещё в середине апреля были объявлены финалисты премии Аврора, которой награждают за достижения канадской фантастики. Без сюрприза не обошлось и здесь: в шортлисте отсутствует Vortex, Роберта Чарльза Уилсона, завершение трилогии, начатой Спином.
Лучший роман / Best Novel
• Enter Night, Michael Rowe (ChiZine)
• Eutopia: A Novel of Terrible Optimism, David Nickle (ChiZine)
• Napier’s Bones, Derryl Murphy (ChiZine)
• The Pattern Scars, Caitlin Sweet (ChiZine)
• Technicolor Ultra Mall, Ryan Oakley (EDGE)
• WWW: Wonder, Robert J. Sawyer (Penguin Canada)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “The Legend of Gluck”, Marie Bilodeau (When the Hero Comes Home)
• “The Needle’s Eye”, Suzanne Church (Chilling Tales: Evil Did I Dwell; Lewd Did I Live)
• “One Horrible Day”, Randy McCharles (The 2nd Circle)
• “Turning It Off”, Susan Forest (Analog 12-11)
• “To Live and Die in Gibbontown”, Derek Künsken (Asimov’s 10-11/11)
Лучшее стихотворение или песня / Best Poem or Song
• “A Good Catch”, Colleen Anderson (Polu Texni 4/11)
• “Ode to the Mongolian Death Worm”, Sandra Kasturi (ChiZine 47)
• “Skeleton Leaves”, Helen Marshall (Kelp Queen Press)
• “Skeleton Woman”, Heather Dale & Ben Deschamps (Fairytale)
• “Zombie Bees of Winnipeg”, Carolyn Clink (ChiZine 47)
Лучший графический роман / Best Graphic Novel
• Goblins, Tarol Hunt (www.goblinscomic.com)
• Imagination Manifesto, Book 2, GMB Chomichuk, James Rewucki, & John Toone (Alchemical Press)
• Weregeek, Alina Pete (www.weregeek.com)
Лучшее произведение, имеющее отношение / Best Related Work
• Fairytale, Heather Dale, (HeatherDale.com)
• The First Circle: Volume One of the Tenth Circle Project, Eileen Bell & Ryan McFadden, eds. (www.the10thcircle.com)
• Neo-Opsis, Karl Johanson, ed.
• On Spec, the Copper Pig Writers’ Society
• Tesseracts Fifteen: A Case of Quite Curious Tales, Julie Czerneda & Susan MacGregor, eds. (EDGE)
Лучший художник / Best Artist (Professional and Amateur)
• Janice Blaine
• Costi Gurgu
• Erik Mohr
• Dan O’Driscoll
• Martin Springett
Здесь я привёл номинации только в профессиональных англоязычных категориях. Всё остальное можно посмотреть на сайте премии.
В Канаде, видимо, наступила эра малых независимых издательств (МНИ): из шести романов в номинации, пять изданы МНИ, причём четыре – одним и тем же. Жанры распределились поровну: по 2 романа НФ, фэнтези и хоррора. Все авторы романов, кроме одного (Сойера), за пределами Канады совершенно неизвестны. Но они совсем не лыком шиты! Роу предлагает психологический хоррор для интеллектуалов, с прозой такого качества, какое редко встретишь в ужастиках. Роман Никла – также хоррор, причём исторические моменты в нём куда страшнее сверхъестественных, а тема евгеники привлечёт не только любителей ужастиков. У Мерфи это фэнтези, действие которого происходит в обществе, где математика служит магией, а главный герой – такой вот маг. Свит предлагает фэнтезийную «историю взросления» ясновидящей девочки, которая с возрастом осознаёт, что предвидеть будущее – ничто по сравнению с тем, чтобы его предотвратить. В пропитанной насилием дистопии Оукли речь идёт о том, как остаться человеком в мире, где товаром стало всё, вплоть до человеческой жизни, а города превратились в гигантские торговые центры. (Не напоминает социально-критический пафос фантастики 50-60х?) Последней в номинации стоит книга Сойера, завершающая трилогию WWW. Коллективный машинный разум, спонтанно родившийся из Интернета, изменил совершенно всё – от лечения рака до разрешения международных проблем – то есть, стал для человечества панацеей. Однако, так считают не все, и Пентагон нанимает хакеров для его уничтожения. Только вот эти хакеры начинают исчезать один за другим…
О малой прозе мне сложно судить, поскольку ни текстов, ни обзоров я в нете не нашёл. С комиксами полегче – 2 из 3 опубликованы онлайн. А в категории «прочее» стоят 2 онлайновых проекта, 2 бумажных журнала и традиционный ежегодник канадской фантастики. Короче говоря, судя по этому шортлисту, канадская умозрительная литература (НФ+фэнтези+хоррор) развивается успешно и любому читателю найдётся книга на его вкус.
Финалисты премии Ширли Джексон
Во второй половине апреля были объявлены финалисты премии Ширли Джексон за 2011 год. Премия присуждается за выдающиеся заслуги в области хоррора, психологического саспенса и тёмной фэнтези. Вручение премий состоится на Ридерконе 23 в Бёрлингтоне, Массачусетс, который пройдёт 12-15 июля 2012.
Роман / Novel
• The Great Lover, Michael Cisco (Chômu)
• The Last Werewolf, Glen Duncan (Canongate)
• Witches on the Road Tonight, Sheri Holman (Grove)
• Knock Knock, S.P. Miskowski (Omnium Gatherum)
• The Dracula Papers, Reggie Oliver (Chômu)
• The Devil All the Time, Donald Ray Pollock (Douleday)
Повесть / Novella
• “And the Dead Shall Outnumber the Living”, Deborah Biancotti (Ishtar)
• “Near Zennor”, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)
• “Displacement”, Michael Marano (Stories from the Plague Years)
• “A Child’s Problem”, Reggie Oliver (A Book of Horrors)
• “Rose Street Attractors”, Lucius Shepard (Ghosts by Gaslight)
• The Men Upstairs, Tim Waggoner (Delirium)
Новелла / Novelette
• “The Summer People”, Kelly Link (Tin House 49; Steampunk!)
• “Omphalos”, Livia Llewellyn (Engines of Desire: Tales of Love & Other Horrors)
• “Ditch Witch”, Lucius Shepard (Supernatural Noir)
• “The Ballad of Ballard and Sandrine”, Peter Straub (Conjunctions 56)
Рассказ / Short Story
• “Hair”, Joan Aiken (The Monkey’s Wedding and Other Stories)
• “Sunbleached”, Nathan Ballingrud (Teeth)
• “Absolute Zero”, Nadia Bulkin (Creatures: Thirty Years of Monsters)
• “Max”, Jason Ockert (The Iowa Review 41/1)
• “The Corpse Painter’s Masterpiece”, M. Rickert (The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Sept/ Oct 2011)
• “Things to Know About Being Dead”, Genevieve Valentine (Teeth)
Авторский сборник / Single-Author Collection
• Red Gloves, Christopher Fowler (PS)
• The Janus Tree, Glen Hirshberg (Subterranean)
• Engines of Desire: Tales of Love & Other Horrors, Livia Llewellyn (Lethe)
• After the Apocalypse: Stories, Maureen F. McHugh (Small Beer)
• The Corn Maiden and Other Nightmares, Joyce Carol Oates (Mysterious Press)
• What Wolves Know, Kit Reed (PS)
Антология / Anthology
• Ghosts by Gaslight, Jack Dann & Nick Gevers, eds. (Harper Voyager)
• Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed, (Tor)
• Supernatural Noir, Ellen Datlow, ed. (Dark Horse)
• Teeth, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (HarperCollins)
• A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher)
• The Thackery T. Lambshead Cabinet of Curiosities, Ann & Jeff VanderMeer (Harper Voyager)
Сложность с премией Ширли Джексон – в нечёткой жанровой принадлежности произведений. С хоррором и тёмной фэнтези всё б/м понятно, но «психологический саспенс» даёт целую гамму жанров от детективов, исторических и военных романов, до всяких сверхъестественных штучек, а также хоррора и тёмной фэнтези. Среди романов, номинированных на эту премию, сплошь незнакомые имена. Присмотримся к ним поближе. С первой же книги (Сиско) мы погружаемся в мрачные пучины сплава тёмной фэнтези, психологического мейнстрима и экзистенциального ужаса. Критики отмечают, что это даже не пост-модерн, это анти-модерн (что бы это ни значило). Один из лучших молодых британских романистов, Дункан предлагает нам дневник последнего на весь мир оборотня. И предназначен он не только и не столько жанровым читателям; автор нацелен на более широкую аудиторию. Книгу Холман можно назвать чем угодно: магреализмом, фэнтези, местами даже психологическим хоррором, но, скорее всего, книга просто не укладывается в прокрустово ложе жанровых определений. Мисковски предлагает нам страшную сказку о трёх девушках, которым строго-настрого запретили ходить в лес, но те не послушались; дальше всё превращается в хоррор. Оливер якобы представляет нам историю исторического Дракулы (с предисловием д-ра Абрахама Ван Хелсинга), но что-то я ему не верю. К тому же это первая книга цикла, нацеленного на читательский кошелёк. Книга Поллока читается как «готический вестерн», а вдумчивый читатель разглядит в ней сплав Прирождённых убийц с религиозными и готическими мотивами Фланнери О’Коннор.
С малой формой дело обстоит полегче. Сразу бросаются в глаза знакомые имена: Лиз Хэнд, два Шепарда в разных категориях, новелла Страуба, которая уже взяла Стокера, Келли Линк и Женевьева Валентайн. Болеть я буду за одного только Шепарда, ибо люблю и уважаю.
Среди авторских сборников немало знакомых имён, у половины из них выходили книги на русском, а другая половина знакома русскоязычному читателю по Лучшим за год – фэнтези и хоррор от Дэтлоу. Живой мейнстримовый классик Оутс за свой сборник уже получила Стокера, а британец Фаулер также на него выдвигался. Поболею за Фаулера. Из принципа!
Тематика антологий (а равно и произведений малой формы) необычайно широка: тут и стимпанк, и призраки, и вампиры, и сверъестественный нуар. Ровно половина антологий в номинации составлена Эллен Дэтлоу, хотя самой мощной, на мой взгляд, является книга Стивена Джонса (на эту премию из неё номинированы только две повести и она сама, хотя на других премиях номинаций гораздо больше). За него как «за нашего» я и буду болеть, хотя остальные мне тоже симпатичны. Три антологии – две Дэтлоу и Дэнн+Геверс – выдвигались на Стокера.
Будет очень интересно узнать, кто здесь победит, но ждать осталось менее 2 месяцев.
Премии читателей журналов Asimov’s и Analog
Забегая вперёд во времени, даю две домазки к Небьюлам. В рамках Небьюловского уикэнда не только Небьюлами награждают. Традиционно там же вручают премии читателей журналов Asimov’s и Analog. Эти премии за 2011 год вручали на «торжественной церемонии за завтраком» 19 мая. Обычно я не очень обращаю внимание на эти премии – результаты опроса читателей журналов о том, какие публикации прошедшего года они считают лучшими. Но для сравнения с номинациями на другие премии я их приведу.
Лучшими публикациями журнала Analog за 2011 год по мнению его читателей стали:
Лучшая повесть / Best Novella
• “With Unclean Hands” by Adam-Troy Castro (11/11)
Лучшая новелла (спарка) / Best Novelette (tie)
• “Betty Knox and Dictionary Jones in the Mystery of the Missing Teenage Anachronisms”, John G. Hemry (3/11)
• “Jak and the Beanstalk”, Richard A. Lovett (7-8/11)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “Julie is Three”, Craig DeLancey (3/11)
Лучшая научно-популярная статья / Best Fact
• “Smart SETI”, Gregory & James Benford (4/11)
Лучшая обложка / Best Cover
• Bob Eggleton, December 2011 (for “Ray of Light”)
Лучшими публикациями журнала Asimov’s за 2011 год по мнению его читателей стали:
Лучшая повесть / Best Novella
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (10-11/11)
Лучшая новелла / Best Novelette
• “All About Emily”, Connie Willis (12/11)
Лучший рассказ / Best Short Story
• “Movement”, Nancy Fulda (3/11)
Лучшее стихотворение / Best Poem
• “Five Pounds of Sunlight”, Geoffrey A. Landis (1/11)
Лучшая обложка / Best Cover
• Paul Youll, October-November 2011 (for “The Man Who Bridged the Mist”)
Вот что меня удивило. Те, кто читал повесть Кидж Джонсон, считают её довольно унылой производственной фиговиной и (в лучшем случае) пожимают плечами, узнав, что её удостоили Небьюлы. А вот поди ж ты, читатели Asimov’s тоже считают её лучшей! Вряд ли в таком сильном журнале, как Asimov’s, не нашлось повести лучше. И писательский междусобойчик здесь тоже не устроишь. Скорее, тут дело в другом – в разнице восприятия, что ли. И даже обложку к ней тоже наградили…
Новое руководство SFWA
А ещё на Небьюловском уикэнде проходят перевыборы руководства SFWA. Не каждый год, но раз в два года. В этом году в руководство были избраны:
Президент: John Scalzi (на фото)
Вице-президент: Rachel Swirsky (на фото)
Секретарь: Ann Leckie
Казначей: Bud Sparhawk
Представитель на западном побережье: Jim Fiscus
Представитель в Канаде: Matthew Johnson
Подробнее о персоналиях – на сайте SFWA Science Fiction Writers of America.
Что ж, я не в восторге от личности нового президента SFWA. Он слишком долго и настойчиво добивался этого поста. Однако, я надеюсь, что он станет хорошим функционером и принесёт пользу организации.
Как я обещал прошлой ночью, мой первый из ближайших обзоров посвящён лауретатам разных премий за прошедший месяц. Есть странности, есть неожиданности и косяки, но в целом всё развивается так-сяк положительно...
Новые лица в Зале Славы Научной Фантастики (2012)
30 апреля было объявлено, что в этом году в Зал Славы Научной Фантастики будут включены Джо Холдеман, Джеймс Типтри, мл., Джеймс Камерон и Вирджил Финлей (Joe Haldeman; James Tiptree, Jr.; James Cameron; and Virgil Finlay).
Специальная экспозиция в Зале Славы Научной Фантастики откроется 9 июня в рамках выставки «Иконы научной фантастики» (Icons of Science Fiction) в музее «Experience Music Project Museum», прежде известном как «Experience Music Project/Science Fiction Museum», в Сиэтле, штат Вашингтон, США.
Краткие комментарии по персоналиям. Грандмастер Джо Холдеман – один из наиболее достойных писателей, включенных в Зал Славы. «Наутро проснувшись знаменитым» после публикации Бесконечной войны в середине 70х, он до сих пор не снижает планку и регулярно публикует новые романы, рассказы и стихи, многие из которых удостоены разных премий. Только вот наши издатели что-то совсем о нём забыли… Джеймс Типтри, мл. (псевдоним Элис Шелдон) – ещё одна звезда 70х, но до Грандмастера она так и не дожила. Мастер блестящей психологической новеллы, сильно недооцененная нашими издателями, а потому недостаточно известная русскоязычным читателям. Джеймса Камерона представлять нет необходимости – он снял так много выдающихся фантастических фильмов, раздвигающих горизонты жанра, от Терминаторов и Чужих до Аватара. Художник Вирджил Финлей был одним из лучших иллюстраторов журнальной фантастики 40х и 50х годов; он создал более двух с половиной тысяч графических работ и чуть-чуть не дожил до возврата интереса к его творчеству в начале 70х.
Смежники подсобили – наши лауреаты премии Эдгар за 2012 год
Премия Эдгар, названная в честь Эдгара По, вручается организацией писателей-детективщиков (Mystery Writers of America) за лучшие детективные произведения – художественные, документальные и телевизионные. В этом году награждали произведения 2011 года.
Среди множества лауреатов для нас представляют интерес двое: The Company Man by Robert Jackson Bennett (Orbit US), занявший на премии Дика лишь второе место, здесь получил премию за лучшую книгу, впервые опубликованную в мягкой обложке (Best Paperback Original), а биография Конан Дойля – On Conan Doyle: Or, the Whole Art of Storytelling by Michael Dirda – стала лучшей в критико-биографической категории (Best Critical/Biographical).
Полный перечень лауреатов можно посмотреть на сайте премии: Edgar Awards site.
В Канаде учреждена новая премия им. ван Вогта
В ознаменование 100й годовщины со дня рождения канадского писателя-фантаста А.Э. ван Вогта, Виннипегская Ассоциация Научной Фантастики (WINSFA) объявила об учреждении премии имени А.Э. ван Вогта. Этой премией будут награждаться произведения канадской фантастики, а вручение состоится в Виннипеге в конце сентября. Лауреат получит не только памятный знак (что бы это ни значило), но и денежный приз.
Что ж, поглядим, насколько эта новая премия впишется в картину других фантастических премий Канада. Из них пока что только Аврора имеет международный авторитет.
Всё по Присту – лауреат премии Артура Кларка
Второго мая в рамках кинофестиваля SCI-FI-LONDON состоялось вручение премии Артура Кларка. Премию получила
• The Testament of Jessie Lamb, Jane Rogers (Sandstone Press)
Её соперниками были:
• Hull Zero Three, Greg Bear (Gollancz)
• The End Specialist, Drew Magary (Harper Voyager)
• Embassytown, China Miéville (Macmillan)
• Rule 34, Charles Stross (Orbit)
• The Waters Rising, Sheri S. Tepper (Gollancz)
Джейн Роджерс получила чек на £2012 и памятный гравированный книгодержатель.
В своих прежних постах я упоминал о скандале вокруг премии Кларка в этом году, который начался с поста Кристофера Приста в LJ. Видимо, обидевшись на то, что его роман не попал в шортлист, Прист раскритиковал жюри премии за включение в шортлист произведений недостаточно хороших с точки зрения литературы и призвал председателя жюри Эндрю Батлера подать в отставку. Лишь одну книгу Прист похвалил: роман Джейн Роджерс, уже номинировавшийся на Букера, но уступивший Джулиану Барнсу. Впоследствии за свой роман Прист получил премию BSFA, а премия Кларка досталась Джейн Роджерс. Всё по Присту. Вот теперь пусть попробует раскритиковать жюри Букера за включение в шортлист «чего попало»… А мы с интересом понаблюдаем, какой вес имеет его слово.
Жаль только, что объективно хороший роман Мьевиля пролетает мимо всех премий подряд , и при наличии тяжеловеса Мартина Хьюги ему тоже не видать. Остаётся уповать на Мемориальную Премию Кэмпбелла, чьё жюри известно своей непредсказуемостью. Об этом речь пойдёт в моих следующих постах.
Лауреат премии Роберта Хайнлайна за 2012 год
Стенли Шмидт стал лауреатом премии Роберта Хайнлайна за 2012 год. Эта премия присуждается за выдающиеся научно-фантастические и научно-популярные произведения, вдохновляющие изучение и освоение космоса землянами. Лауреата определяет жюри, состоящее из писателей-фантастов под руководством д-ра Ёдзи Кондо. Победитель получает грамоту, медальон из чистого серебра и два знака премии (типа значка, чтобы носить на груди или на лацкане пиджака), все с изображением Хайнлайна.
Лауреаты премии Небьюла за 2011 год
Вечером в субботу, 19 мая, на специальной церемонии в рамках Небьюловского Уикэнда в Арлингтоне, Вирджиния (пригород Вашингтона) были вручены премии Небьюла за 2011 год. Церемониймейстером был Уолтер Джон Уильямс, а астронавт Майкл Финке выступил со вступительной речью. Премий удостоились:
Роман / Novel
• Among Others, Jo Walton (Tor)
Её соперниками были:
• God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)
• The Kingdom of Gods, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)
• Firebird, Jack McDevitt (Ace)
• Embassytown, China Miéville (Del Rey)
• Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime)
Повесть / Novella
• “The Man Who Bridged the Mist”, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)
• “Mama, We Are Zhenya, Your Son”, Tom Crosshill (Lightspeed 4/11)
• “Shipbirth”, Aliette de Bodard (Asimov’s 2/11)
• “Movement”, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)
• “The Axiom of Choice”, David W. Goldman (New Haven Review Winter ’11)
• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)
Премия Рэя Брэдбери за выдающуюся драматическую постановку / Ray Bradbury Award for Outstanding Dramatic Presentation
• Doctor Who: “The Doctor’s Wife”
Его соперниками были:
• The Adjustment Bureau
• Attack the Block
• Captain America: The First Avenger
• Hugo
• Midnight in Paris
• Source Code
Премия Андре Нортон за детско-юношескую книгу научной фантастики и фэнтези / Andre Norton Award for Young Adult Science Fiction and Fantasy Book
• The Freedom Maze, Delia Sherman (Big Mouth House)
Её соперниками были:
• Ultraviolet, R.J. Anderson (Orchard UK; Carolrhoda)
• Chime, Franny Billingsley (Dial)
• The Girl of Fire and Thorns, Rae Carson (Greenwillow; Gollancz as Fire and Thorns)
• The Boy at the End of the World, Greg van Eekhout (Bloomsbury USA)
• Everybody Sees the Ants, A.S. King (Little, Brown)
• Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)
• Daughter of Smoke & Bone, Laini Taylor (Little, Brown)
Как сообщалось заранее, Конни Уиллис была удостоена премии Грандмастер имени Деймона Найта за пожизненный вклад и многочисленные достижения на поприще фантастики. Октавия Батлер и Джон Клют получили премии Solstice Award за значительное влияние на развитие умозрительной литературы (speculative fiction). В отличие от Грандмастера, эта премия может присуждаться и посмертно, как сейчас в случае с Октавией Батлер. Бад Уэбстер получил Награду за безупречную службу SFWA (SFWA Service Award).
Целый день смотрю на список лауреатов и всё больше поражаюсь его сбалансированности. На шесть категорий – трое британцев, трое американцев; трое мужчин, трое женщин. Национальные и (кажется) сексуальные меньшинства тоже представлены. Короче, торжество толерантности. А если серьёзно, я сильно удивлён тем, что ностальгические моменты в романе Джо Уолтон перевесили его литературные недостатки, о которых было сказано в фантлабовской рецензии. Нет, я не считаю этот роман плохим, особенно зная, что Уолтон может писать очень хорошо; просто я полагаю, что она могла бы сделать его гораздо лучше. …И снова жаль Мьевиля.
Выбор повести меня откровенно удивил. Это что, снова писательские междусобойчики внутри SFWA? Посмотрим, что получится на других премиях, ведь номинационный список повестей почти одинаков на всех трёх основных! При отсутствии Пола Корнелла, премию за повесть получил Джефф Райман, чья новелла номинирована на все основные премии. Впереди Локус и Хьюго, так держать Джефф! Для Кена Лю это первая премия в жизни, хотя некоторые его рассказы прежде включались в «Лучшие за год» от разных составителей. Помимо написания собственных рассказов, он также переводит на английский китайскую фантастику.
После того, как Petro Gulak разъяснил нам Доктора Кто, я совершенно не сомневался, что этот эпизод по сценарию Нила Геймана получит всё, что только можно. Пока всё так и получается. Впереди Хьюго. Там даже Игру престолов убрали в большую категорию, чтобы расчистить путь Гейману.
Победа Делии Шерман – результат положительный. По крайней мере, лучше её в номинации нет. Делая обзор номинации д/ю книг я заметил, что только эту книгу серьёзно хвалят за литературные достоинства и дотошную проработку исторического антуража. К тому же, она просто и увлекательно рассказывает юным читателям о непростых социальных и расовых проблемах.
А прочие лауреаты заслужили свои премии абсолютно. Конни Уиллис уже давно фактически стала Грандмастером; теперь этому лишь придали официальный статус. Да, я предпочёл бы, чтобы в этом году наградили Джина Вулфа, но что-то у них там в SFWA не срослось… Октавия Батлер тоже смогла бы побороться за титул Грандмастера, но её уже нет с нами, потому и премия Solstice. Все новые чёрные писатели, дебютировавшие в последние 10-15 лет, испытали не себе её влияние. Титул Грандмастера всё-таки для писателей, но выдающегося критика, литературоведа и энциклопедиста уважить надо, ведь его энциклопедии стали тем зеркалом, в которое фантастика глядит на себя уже более 30 лет! Потому Джон Клют также удостоен премии Solstice.
Что ж, пока премиальный год развивается неплохо, а некоторые странности случаются всегда. Вот сейчас я жалею Мьевиля. В прошлом году я жалел МакДональда, который из кучи номинаций получил лишь две премии: одну дома, другую в Штатах, а также Кея, который при огромном количестве номинаций не получил ни одной премии за свой прекрасный роман, даже дома в Канаде… В каждой категории премия только одна, а номинантов всегда больше. Поэтому лучше ориентироваться не только на лауреатов, но и на шортлисты премий. Вот о них и пойдёт речь в моих следующих обзорах.
Да просят мне читатели моей колонки моё долгое отсутствие. Гремучая смесь обстоятельств, связанных с работой, здоровьем и с поездкой на Еврокон, не давала мне не то что писать на Фантлаб, но даже читать его сколько-нибудь систематически… Теперь, надеюсь, жизнь вернулась в привычную колею, и я постараюсь наверстать упущенное до наступления большого футбола.
За период после Истеркона новостей о премиях, номинациях и финалистах было довольно много, а сегодня, когда в Европе будет ночь, в Америке будут вручать Небьюлы. В ближайшем обзоре я постараюсь осветить всех лауреатов за последний месяц с лишком, а потом надеюсь в два присеста обозреть финалистов Локуса и номинации на другие премии. Кроме этого, я надеюсь написать отчёт о Евроконе в Загребе, поскольку мне понравились и сам кон, и город, и страна.
Администрация Фантлаба, то ли в ответ на моё устное предложение, то ли предугадав мои мысли, создала раздел «Путешествия», куда я смогу написать и о недавней поездке в Хорватию (не только Загреб), и о нежданном визите в Ривенделл, и давно обещанную четвёртую часть про Амстердам, и очень давно задуманный фоторепортаж о славном городе Антверпене (после того, как бельгийские фэны заявили о своём желании провести там Еврокон в 2016 году – сам Бог велел!).
В качестве затравки покажу вам одну фотку из Ривенделла (см. ниже), а сам пойду писать первый обзор.