Жан Рэй отзывы

Все отзывы на произведения Жана Рэя (Jean Ray)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 203

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Последний пассажир»
–  [ 10 ]  +

avsergeev71, 05 февраля 2017 г. в 22:15

Отличный рассказ в жанре хоррор. Очень атмосферно, мрачно и натурально страшно. Вроде бы простенький сюжет, но повествование буквально заворожило. В какой-то момент я почувствовал себя кроликом перед пастью удава: знаешь, что впереди ужас, но ничего не можешь сделать, даже двинуться с места. Пожалуй, даже старина Лавкрафт не смог бы лучше.

Шедеврально. Очень понравилось.

Оценка : 10
«Сумрачный переулок»
–  [ 9 ]  +

avsergeev71, 07 февраля 2017 г. в 22:53

Мистический рассказ с элементами хоррора. Хотя в основу сюжета заложена вполне себе научная идея о многомерности пространства и параллельных вселенных. Автор представил свою версию о столкновении (или , если хотите, контакте) с жителями другого измерения.

Автор использует очень интересный литературный прием: события показываются с двух различных ракурсов. Первый ракурс дает невольная участница событий, а второй — их непосредственный виновник. Получился своеобразный стереоскопический эффект. Причем сначала читатель видит следствия, а потом узнает их причины.

Рассказ очень стильный: готика так и сквозит из каждого предложения. Бесподобный Рэйевский слог придает тексту особое очарование, когда уже не думаешь о сюжете, а просто наслаждаешься каждой фразой. А атмосфера легкого хоррора бодрит и позволяет окончательно не вывалиться из текущей реальности.

В общем, понравилось.

10 баллов.

Оценка : 10
«Марливекское кладбище»
–  [ 9 ]  +

Rovdyr, 17 ноября 2016 г. в 12:30

Изумительное произведение, в котором спутались самые разные жанры и мотивы: гротеск, фантасмагория, черный юмор и даже какие-то нотки абсурда в стиле Кэрролла. Хоррора тут как раз нет, и это к лучшему, поскольку в такой компании он смотрелся бы неуместно и нелепо. Но без странных существ все же не обошлось, и хотя они не вызывают ужаса, можно считать их «жутковатыми».

И есть тут то, за что я больше всего люблю творчество Жана Рэя (хотя этот элемент присутствует не во всех его произведениях, а там, где присутствует, не всегда удачно реализован) — сочные диковинные фразы, чтение которых доставляет неописуемое наслаждение. Например, когда главный герой замечает на стене нечто вроде картины Бёклина «Остров мертвых», в ответ слышит:

«— Да нет же, друг мой, это всего лишь трещины на гипсовой штукатурке; остальное – следы слизняков — их, должно быть, немало здесь. Но я не отрицаю, что и у них может быть душа художника — это далеко не так очевидно, как представляется!»

Оценка : 10
«Последние Кентерберийские рассказы»
–  [ 8 ]  +

Кел-кор, 06 января 2017 г. в 20:16

Как только я начал осваивать творчество Жана Рэя (необъятное, к слову), именно «Последние Кентерберийские рассказы» вызвали у меня наибольший интерес. Первым произведением из этой книги, которое довелось прочитать, стала «Исповедь палача» (в полном русском издании сборника известная как «Продолжение Тайберна») — очень хорошая старомодная готическая «страшилка», приправленная здоровой долей иронии. В какой-то момент времени я наткнулся на россыпь журналов «Студенческий меридиан» начала нулевых — там было немало рассказов Рэя в переводах Аркадия Григорьева (я вообще тогда радовался как ребёнок). Посредством этих изданий и познакомился ещё с двумя текстами из сборника: «Фальстаф вспоминает» (весёлая сюрреалистическая зарисовка) и «Розовый ужас» (жуткая космическая мистико-фантастика). Потом уже дошло дело не только до оригиналов, но и до переводов на другие языки (однако это было ещё до того, как в сети появились сразу несколько сборников Рэя на французском), и тогда я узнал «Уху» — сумасшедший хоррор, которому позавидовал бы и Лавкрафт!

И представьте: все эти разные, странные, мало на что похожие рассказы оказались под одной обложкой!

Естественно, «Последние Кентерберийские рассказы» представлялись мне этакой книгой-игрушкой, литературными упражнениями на определённую тему (особенно если учесть вполне прозрачное название, так и вовсе не остаётся никаких сомнений, что это был своего рода постмодернизм). Я понимал, что мой любимый автор может подвести, тем более что по другим его многочисленным рассказам у меня складывалось такое впечатление, что чем больше порядковый номер сборника, тем хуже его содержание. И, несмотря на всё это, именно от «Последних Кентерберийских рассказов» я ждал чего-то удивительного, необычного.

Что же, теперь с уверенностью могу сказать: ожидания не обмануты ни в малейшей мере. Да, ни одному из составляющих этого сборника (или же скорее романа в рассказах?) я не поставил высшую оценку. Да, далеко не все истории, если их брать по отдельности, хороши (кроме вышеперечисленных, я бы особо отметил ещё, пожалуй, следующие: «Ирландское жаркое», «Мистер Галлахер возвращается домой», «Самая красивая девочка в мире»). Но вот если взять весь сборник целиком, от и до, с «Фантастического пролога» до последней страницы «В угоду обстоятельствам» — то это и будет произведение, заслуживающее звания шедевра!

Оценка : 10
«Рука Геца фон Берлихингена»
–  [ 8 ]  +

Rovdyr, 30 октября 2013 г. в 12:57

Возможно, это не лучшая вещь Жана Рэя, но мне все равно нравится. В отличие от очень сложных для осмысления рассказов «Переулок Святой Берегонны» и «Великий Ноктюрн», «Руку...» можно читать едва ли не для релаксации. Сюжет действительно простой и предсказуемый, но это компенсируется элегантным стилем изложения и многими мелкими курьезными деталями.

Оценка : 10
«Мистер Глесс меняет курс»
–  [ 7 ]  +

avsergeev71, 15 февраля 2017 г. в 11:48

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки:

мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать,

вошь ли я, как все, или человек?

---

Яркий пример того, как небольшое по объему произведение может стать большим шедевром. На мой взгляд, просто великолепно! Не предполагал, что Рэй способен на такую глубину проникновения в дебри человеческой личности. Даже Достоевский был бы доволен.

Мистика и хоррор? Бросьте. Мистики и хоррора здесь не больше, чем в «Преступлении и наказании», если конечно не считать мистикой очевидный факт существования инфернальной стороны бытия. Равно как и факт Божественного возмездия. Я бы назвал это остросюжетной философией. Причем по количеству поднятых философских вопросов эта маленькая новелла вполне может соперничать с огромными фолиантами. Мистика и хоррор здесь — всего лишь интригующая обертка, завлекающая вывеска. Только большой Мастер способен на такое.

С этой новеллой я открыл для себя совершенно другого Рэя.

10 баллов.

Оценка : 10
«Великий Ноктюрн»
–  [ 7 ]  +

avsergeev71, 14 февраля 2017 г. в 00:27

Довольно крупная по объему мистическая новелла с изрядным уклоном в сюр. Из-за этого уклона точно проследить сюжет представляется едва ли возможным. Как с картинами Босха или Дали — сколько не смотри, каждый раз видишь разное. Границы реальности размыты до чрезвычайности — то ли явь, то ли сон. То ли вообще сон наяву.

Первая треть произведения вполне себе реалистична — скромное, но при этом не лишенное определенного изящества, житие главного героя. Старинный дом, милые старички, кулинарные изыски и неторопливое повествование — все настраивает на покой и безмятежность, граничащие с умилением. Старина Рэй мастер такого пролога: кажется, что вот так все и закончится — спокойно и благостно. Убаюканный читатель не замечает той границы, за которой кончается твердая реальность, и начинается форменный Босх: то ли сновидение, то ли горячечный бред.

Что же это? Держу пари, что автор и сам не смог бы точно ответить на этот вопрос. Читатель, влекомый потоком авторского подсознания, начинает видеть странные картины. Время то ли замедляет свое течение, то ли совсем останавливает его, то ли совершает какую-то странную петлю. Да и с пространством тоже начинает твориться не пойми чего. Все эти метаморфозы пространственно-временного континуума поначалу сбивают с толку, но постепенно к ним приспосабливаешься и начинаешь кое-как ориентироваться. Но эта ориентация — весьма условна: ассоциации, аллюзии, намеки.

Вообще конечно новеллу желательно прочитать несколько раз, — откроются совершенно новые ракурсы, недоступные при первом прочтении. Подобные произведения можно смело перечитывать, не опасаясь знания сюжета, поскольку сюжет здесь — далеко не главное. Тем более, что ближе к концу сюжет вообще теряет последние внятные очертания.

Понравилось ли мне это? Однозначно, да. Я бы даже рискнул назвать это шедевром, достойным встать на одну полку с «Мальпертюи». А в чем-то это даже превосходит

и «Мальпертюи». Все же Рэй — великий мастер weird fiction.

10 баллов.

Оценка : 10
«Великий Ноктюрн»
–  [ 6 ]  +

Rovdyr, 20 декабря 2013 г. в 08:40

Произведение довольно сложное для восприятия и осмысления. Тесно переплетены мистика и безумие.

Оценка : 10
«Чёрное зеркало»
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 06 февраля 2017 г. в 11:37

Мистика с элементами хоррора. Стильное и очень атмосферное произведение. В какой-то момент почувствовал, что уплываю в повествование вслед за сюжетом. Полный эффект присутствия. И безумно «вкусный» слог: текст так и хочется хочется намазать на хлеб.

Думаю, не стоит искать в произведении какого-то особого смысла, — подобные вещи создаются скорее по наитию. И читать их нужно под соответствующее настроение и антураж, не торопясь, как будто рассматривая прекрасную картину или наслаждаясь изысканным блюдом.

Очень понравилось.

10 баллов.

Оценка : 10
«Смит... как любой из нас»
–  [ 5 ]  +

witkowsky, 09 октября 2012 г. в 11:13

Если бы Эдгар написал такой рассказ, он был бы классикой жанра. Миниатюры на французском как-то лучше выходят; возможно, билингвальный Жан Рэй/Ян Фландерс умел выбирать язык — «на каком что писать». Прикиньте, что Вы не можете вспомните чьей-то фамилии. И немедленно скажете... «Ну, скажем, Смит». Тема исчерпана.

По-русски, полагаю, вышло бы... «...Ну, скажем, Смирнов». Это не просто рассказ, это — психологический тест, притом немалой сложности.

И перевод Найденкова очень хорош.

И не вина тех, кто на подобные шедевры лепит единицы-двойки. Право на альтернативное мнение не отнять.

Оценка : 10
«Дыра в стене»
–  [ 4 ]  +

Johan Paulsen, 24 августа 2018 г. в 17:09

Ну, что может быть обыденнее, чем дыра в стене?

Но, зачастую, в обыденных вещах кроется настоящий кошмар, недающий спать по ночам, сводящий с ума...

Рассказ короток и великолепен, с достаточно неожиданной концовкой. Как и всегда рассказ приправленные едким, чёрным и каким-то «баечным» юмором.

Я бы охарактеризовал этот рассказ: «мистика бытового пошиба». И это не в коем случае не упрёк. Напротив!

И опять таки, как Жан Рэй великолепно показывает маленький мирок заселенных комнатушек, людишек, обитающих в них. И как превосходно обличает все те тайны и грешки, утаенные в закопченных стенах.

Оценка : 10
«Золотые зубы»
–  [ 4 ]  +

доктор Йейбогус, 02 февраля 2017 г. в 23:54

Одно из любимейших моих произведений Жана Рэя. Недостаток его только в том, что это рассказ, а не повесть. Слишком быстро кончается. Хочется читать и читать. Тема такая, что можно было написать и побольше про гробокопателя Эйбла Тила.

Оценка : 10
«Окно с уродцами»
–  [ 3 ]  +

Johan Paulsen, 04 марта 2018 г. в 21:44

Вначале рассказа мне это напомнило детскую страшилку, что рассказывается старшими братьями ночью, дабы пощекотать нервы мальцов. Как и тогда, в детстве, ты не ищешь причинно-следственную связь, логику и так далее. Ты поглощён этим рассказом, ты с нетерпением ждёшь его концовки, но тебе так же и не хочется переставать слушать.

Нет, сейчас рассказ меня не напугал, но он заставил вспомнить те чувства, тот трепет и ту наивность ребенка. А вот концовка рассмешила. Правда, такой очень «милый» рассказ.

Оценка : 10
«Рейд Ансенк»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 16 февраля 2017 г. в 23:35

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

---

Самый загадочный рассказ в цикле. Намек на очевидный факт, что далеко не все искусство от Бога? Попытка оправдать дьявола? Или просто тонкий философский стёб над литературной братией?

Рассказчик лишается выгодного места секретаря, но получает в подарок авторство над литературным шедевром. Вот только над шедевром ли? И действительно ли это подарок?

Рассказчик становится Мастером. И у него даже не требуют душу взамен. Впрочем, пока не требуют. Век Мастера долог, — кто знает, что будет потом? Участь Чосера как бы намекает.

«Такова цена, заплаченная за право жить без особого страха и спокойно умереть». Интересно, читал ли Рэй Булгакова?

10 баллов.

Оценка : 10
«Вознесение Септимуса Камина»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 16 февраля 2017 г. в 21:08

Перекличка с «танцем Соломеи». Америка стонет под игом «сухого» закона. Но над человеческими страстями никакие законы не властны. Для греха всегда найдется место: пусть не на суше, так на море. Плавучий дансинг «Русалка» — островок ада на земле. И нет таких пороков, которые не нашли бы здесь прибежище. Но даже в этой кромешной тьме пробивается робкий луч добродетели. Пусть это — всего лишь жалость, жалось к падшей женщине и ее ребенку, но для Всевышнего Судьи достаточно и этого.

Пронзительная вещь. В простой литературной безделушке заключен драгоценный смысл. Великое в малом.

10 баллов.

Оценка : 10
«Золотые зубы»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 15 февраля 2017 г. в 00:16

Авантюрная новелла в стиле О.Генри. Матерый расхититель гробниц оказывается на крючке у своего более ловкого коллеги. Этим коллегой, как это ни странно, оказывается женщина. Да еще, в добавок ко всему, вырисовывается не хилый такой любовный треугольник.

Ни тебе мистики, ни хоррора, — бывает и такое у Рэя. Но все равно понравилось. Повествование реально захватывает. По стилю напомнило «Альфреда Хивенрока». Только концовка показалась более удачной, чем в «Альфреде».

10 баллов.

Оценка : 10
«Марливекское кладбище»
–  [ 2 ]  +

Лавкрафтианна, 11 января 2019 г. в 13:13

Очаровательный weird рассказ, который одновременно заставляет вспомнить и о Лавкрафте, и о Кэрролле.

Оценка : 10
«Мой друг, покойник»
–  [ 2 ]  +

Johan Paulsen, 20 февраля 2018 г. в 20:22

Снова прекрасное и веселое безумие от Жана Рэя.

Снова перо писателя перенесло в бар «Колдовское местечко», снова видел эти косые лица, шум и гогот посетителей, чувствовал запахи и цвета с персонажами и видел «ахинею». И как всегда рассказ на высоте.

И особенно показалось смешным начало:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собеседник придвинулся так близко, что из осторожности я отодвинул от него стакан с виски.

Оценка : 10
«Город Великого Страха»
–  [ 2 ]  +

Макс41, 07 апреля 2017 г. в 23:06

Прочитал роман в журнале «Смена» после этого стал большим поклонником автора. Детектив и мистика. Тайна и закрученный сюжет. Замечательно!

Оценка : 10
«Сторкхаус, или Дом с журавлями»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 15 февраля 2017 г. в 15:19

Классическая готическая новелла. Оригинальный мистический сюжет, прекрасно выдержанный стиль, мрачная интригующая атмосфера. Кратко, но в то же время очень ёмко. И живописно, — так и просится на экран. Если бы меня попросили рекомендовать что-нибудь из готической литературы, я бы пожалуй посоветовал именно «Шторхауз».

10 баллов.

Оценка : 10
«Тайны Правилон-Хауза»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 14 января 2017 г. в 22:04

Почти шедевр. По крайней мере я считал повесть таковой почти до самого конца. Местами разительно напоминает знаменитый «Мальпертюи»: старинный особняк в центре города, хранящий свои зловещие секреты, колоритные персонажи, загадочные убийства с оттенком мистики. Почти готика. Гарри Диксон появляется лишь к концу повествования, практически к шапочному разбору, и его наличие, как всегда — ненавязчиво и деликатно. Но даже если бы он не появился вовсе, ничего бы особо не изменилось. Наоборот, те несколько последних страниц, где он все объясняет, мне показались самыми неудачными во всем произведении. Лучше бы их вообще было: разрушился весь ореол таинственности и мистики. Зловещая тайна дома обернулась банальщиной.

Тест написан очень «вкусно»: так бы и перечитывал, постоянно смакуя. Собственно, подобным книгам и сюжет то не особо нужен — происходить может все, что угодно. Автору прощаются все промахи сюжета, все несуразности и логические нестыковки. И все ради того этой «литературной кулинарии». Ну и переводчик конечно молодец — так передать дух автора, настроиться с ним на одну волну, надо еще суметь.

10 баллов.

Оценка : 10
«Марливекское кладбище»
–  [ 2 ]  +

OptionsFan, 04 октября 2016 г. в 00:06

Фредди Меркьюри (а задолго до него Джон Леннон) призывали не искать вселенской мудрости и секретов песнях их групп. Фредди сравнивал хиты группы Квин с салфетками. И, на мой личный взгляд, Жан Рэй большой умелец создания атмосферы, конечно — но при всей атмосферности, его ужасы, как правило, достаточно далеки от реальной жизни.

Данный рассказ (однозначно, шедевральный!) ярко демонстрирует этот тезис. Таинственно, небанально, захватывающе — но чересчур далеко от реальной жизни взрослого человека. А потому, думается, читать его можно и в тёмном-тёмном чулане, и в, простите, уборной ночью, и, вообще...

Оценка : 10
«Джек-полуночник»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 22 августа 2018 г. в 23:51

Проглотил роман за несколько часов. Благо, что он совсем небольшой. Начал читать и не смог оторваться, пока не дошел до финала.

Вроде бы все просто и банально: незамысловатый сюжет с легкой интригой, кругом сплошные клише и шаблоны. Но через какое-то время после начала чтения попросту перестаешь все это замечать. Потому что Рэйевский слог буквально завораживает, гипнотизирует, напрочь лишает критического восприятия действительности. Не текст, а какая-то литературная магия. Бог весть, как ему это удается. А может я просто неровно дышу к автору?

Всем фанатам Рэя читать обязательно.

Оценка : 10
«В угоду обстоятельствам»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 16 февраля 2017 г. в 23:57

Он не заслужил света, он заслужил покой.

---

Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?

---

Итак, роман в рассказах завершен. Чосер вроде бы может быть доволен, — дело его жизни окончено и душа его обретет покой. Но то ли это завершение, о котором мечтал Чосер? И покой ли его ждет? Когда вмешивается дьявол, ни в чем нельзя быть уверенным. Вот и рассказчик совсем не чувствует себя уверенным. Более того, в его жизнь входят пожилой джентльмен с глубокой печалью в глазах и огромный черный кот. А также странные голоса, которые совсем не похожи на ангельские.

И все же, неужели Рэй не читал Булгакова?

10 баллов.

Оценка : 10
«Самая красивая девочка в мире»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 16 февраля 2017 г. в 20:40

До слез пронзительный рассказ. Я едва не заплакал. Не заметил здесь особой мистики, — просто человеческая трагедия. Рэй попытался донести до читателя мысль, что в земной жизни бесполезно искать счастья, даже если пойти ради этого на страшные преступления. Тем более не купить его деньгами. Что ж, на мой взгляд, получилось очень неплохо.

10 баллов.

Оценка : 10
«Сторкхаус, или Дом с журавлями»
–  [ 0 ]  +

Лавкрафтианна, 13 января 2019 г. в 16:04

Превосходный хоррор в «старомодном» стиле, атмосферный и завораживающий.

Оценка : 10
«Призрак Вечного Жида»
–  [ 0 ]  +

avsergeev71, 29 августа 2017 г. в 21:20

Милый романтический детектив: Гарри Диксон на природе. И хотя ничего особенного вроде бы не происходит, сюжет почему-то затягивает. Да и просто приятно читать — великолепный, прямо-таки завораживающий, литературный стиль. В общем, Жан Рэй во всей красе.

Оценка : 10
«Убили мистера Паркинсона»
–  [ 0 ]  +

avsergeev71, 25 августа 2017 г. в 17:12

Мистический детектив. На этот раз действительно мистический, без оговорок. И авторство Жана Рэя не подлежит сомнению, тоже без оговорок.

Прекрасный стиль, замысловатый сюжет, интрига сохраняется до конца. Самые приятные впечатления от прочтения.

10 баллов.

Оценка : 10
«Дом галлюцинаций»
–  [ 0 ]  +

avsergeev71, 24 августа 2017 г. в 22:41

Замечательный детектив с элементами мистики. В конце правда выясняется. что мистика была не совсем мистикой... Но это — в самом конце.

Но каков стиль! Сразу понятно, что в данном случае авторство Жана Рэя было единственным и абсолютным, от начала и до конца. Никаких доказательств не нужно, — просто начните читать. Оторваться будет сложно. На мой взгляд, одна из лучших новелл о Гарри Диксоне.

10 баллов.

Оценка : 10
«Мальпертюи»
–  [ 17 ]  +

witkowsky, 28 августа 2012 г. в 09:05

Как почти у всех российских читателей, на восприятие от самого романа неизбежно налагается память о впечатлении от фильма Кюмеля (и Орсона Уэллса) «Мальпертюи» (1971): фильм вызывал сильные эмоции у зрителя, но — не те, которые вызывает созданный в самый глухой военный год — 1943 — роман Жана Рэя; тут не случилось «античудо», каковым была обработка «Войны миров» в 1938 году, за документальное повествование этот фильм никто не принял, — хотя, конечно, фильм выгодно отличался от дурных попыток в ХХ веке экранизировать очень родственного Жану Рэю Лавкрафта. Книга очень хороша чисто стилистически, что, правда, из двух переводов видно у А. Григорьева и почти пропало у Хорева. [Замечу: чтение имен по фламандским правилам проведено более правильно как раз у Хорева — видимо, имела место некоторая редактура со стороны Головина, — но дела это не меняет]. Здесь, конечно, сказалась правильно заданная переводчиком ориентация стиля скорее на Эдгара По, чем на Лавкрафта: как ни крути, но первичен среди всех писателей этого стиля именно Эдгар (и отчасти, во французском языке, на котором написан «Мальпертюи», живший еще ранее Жак Казот).

Жан Рэй (он же Фландерс и т.д.) написал тысячи новелл, и лишь два романа, при этом оба — именно тогда, когда практически не мог печататься, в 1943 году. «Город Великого Страха» сейчас читается более живо именно потому, что более оригинален, а «Мальпертюи» неизбежно кажется парафразой Лавкрафта, с творчеством которого на момент написания Рэй то ли был знаком, то ли нет. Однако именно «Мальпертюи» сделал Жана Рэя одним из классиков европейской фантастики первой половины ХХ века — таких, как Ганс-Гейнс Эверс, Густав Майринк, Лео Перуц, Морис Ренар — да и Борхес (даром что аргентинец), знакомство с творчеством которых ценителю старой фантастики (а не одних лишь англо-японских стрелялок и ходилок) необходимо. Вреда не будет, а кругозор точно расширит.

Разумеется, роман надо читать, не отвлекаясь — весь смысл чтения пропадет, если совмещать эту книгу еще с какой-то: мысль в книге ВСЕГО ОДНА, — лишь вспомнив о годе создания книги можно окончательно понять — о чем написана эта довольна мрачная и очень целостная притча.

Ну, и фильм Кюмеля тоже стоит посмотреть — как «бонус» к роману. В нем много передано из того, что при чтении наших переводов только додумывать остается, — а фон старых кварталов то ли Брюгге, то ли Антверпена, к роману кое-что добавляет.

Оценка : 9
«Город Великого Страха»
–  [ 16 ]  +

witkowsky, 03 сентября 2012 г. в 10:33

Очаровательная пародия на Конан Дойля, — возникшая, похоже, в процессе переработки и подделки халтурного американского вовсе-не-Конан-Дойлева «Шерлока Холмса» (по заказу, само собой). При этом, хотя местом действия является крошечный английский городок Ингершам (лишь чуть-чуть — Лондон), сразу видно, что автор фламандец: сколько раз на ста страницах задаются совершенно рубенсовские пиры, сколько раз упомянуто, что на стенах висят голландские и фламандские картины — и т.д. Трудно сказать, что роман на сто процентов про «жизнь после жизни»: все привидения, кроме одного, в итоге оказываются липовыми. Совершенно блистателен кусок с «не такой бумагой и не таким пером». Несмотря на недоставаемость книги (20 лет назад вышла... в Обнинске) на книгу стоит потратиться и время потратить. И при чтении все время помнить: роман написан и издан в 1943 году, во время немецкой оккупации, так что автору пришлось проводить и некоторую самоцензуру.

Помимо родства с Конан Дойлем, тут есть и большое влияние плохо известного у нас Мориса Ренара. Сожалею, что не смог найти и посмотреть экранизацию романа 1964 года — с Бурвилем, никак не меньше. И вообще о том, что издан у нас этот автор мало — и поди найди эти три книги.

Оценка поставлена с поправкой на неважный перевод, это оценка замыслу и исполнению. В сороковые годы Европа книг такого уровня создала единицы, и не зря у них есть фанаты по сей день.

А сюжет не перескажу. Он отнюдь не линейный, это все-таки квест, и читатель сам решает — чему верить, чему нет.

PS НАКОНЕЦ-ТО НА ЮТУБЕ И ФИЛЬМ С БУРВИЛЕМ ЕСТЬ. БЕЗ ПЕРЕВОДА — НО... НЕ ЗА ГОРАМИ.

А пока, поверьте на слово — фильм тоже первоклассный.

Оценка : 9
«Шукрут»
–  [ 11 ]  +

ivan2543, 26 июля 2016 г. в 20:22

Рассказ ранее неизвестного мне писателя неожиданно порадовал. Он крайне своеобразен, но хорош.

Самое главное здесь – нестандартная встреча с неведомым, отсутствие штампов мистической литературы. Автор обошелся без стандартной мифологической нечисти, или клонирования лавкрафтианских кошмаров. Происходящее в рассказе до крайности странно – это и здорово.

Итог: история о человеке, который вылез из поезда на неизвестной ему станции, чтобы попробовать, какую в это городке готовят солянку. Не правда ли, отличная завязка для сюрреалистического хоррора?

Оценка : 9
«Мальпертюи»
–  [ 9 ]  +

alex1970, 05 июля 2015 г. в 21:51

Лучше, чем «Король и шут» о предмете романа и не скажешь «Стоит старинный дом… и мрак царит извечно в нем».

Собственно, роман и есть история дома, а затем уж и странных персонажей, в нем обитающих.

Роман я бы охарактеризовал, как ускользающий. Его можно читать много раз, и каждый раз удастся отыскать взгляд из другой плоскости, и будет интересно (в отличие от более любимого мною «Города великого страха»).

Жуткая тайна дома все же не самое главное. Главное помнить, когда ты смотришь бездну, то и она смотрит в тебя.

Книга достаточно запутана, есть места, которые требуют дополнительных знаний (мифологии, например). Но, если не настраиваться на легкое чтиво, то удовольствие обеспечено.

Оценка : 9
«Святой Иуда-ночной»
–  [ 8 ]  +

bvelvet, 16 мая 2018 г. в 23:00

Краткость этой книги может ввести в заблуждение — в русском издании «Святой Иуда...» именуется то повестью, то романом. С моей точки зрения, сомнений нет — если под романом понимать сложное повествование со множеством сюжетных линий, то это именно роман, и роман гениальный. Рэй ничего не объясняет своим читателям, которые должны сами составить из отдельных фрагментов целостную картину. В роман встроены блестящие описания контактов с потусторонним, а сам сюжет о договоре развернут так, что фаустианская схема трещит по швам и конструкция превращается в нечто иное. Характеры набросаны широкими мазками, но к концу книги понимаешь, кто есть кто и в чем необычность каждого персонажа. Вместе с тем «Святой Иуда...» роман с двойным, а то и тройным дном. Можно прочесть его как повествование об ужасном, как религиозную притчу и как философское повествование агностика. Нечто подобное Рэй совершил в «Мальпертюи» — и стал одним из любимых моих писателей. «Святой Иуда...» не уступает предшествующему роману, но мне не хватило сочных деталей, за которые можно уцепиться воображению. Поэтому не 10, а 9.

Но текст все одно великолепен.

Оценка : 9
«Город Великого Страха»
–  [ 8 ]  +

alex1970, 05 февраля 2012 г. в 13:01

Отличный роман, сочетающий интересные легенды и классический детектив.

Книга построена по принципу «Собаки Баскервилей» — жуткую легенду используют в своих целях опасные преступники. Но не обошлось и без мистики.

Автор создал отличную атмосферу, и лихо закрутил сюжет

Оценка : 9
«Майнцский псалтырь»
–  [ 7 ]  +

ambersador, 21 декабря 2020 г. в 12:20

Один из лучших рассказов Жана Рэя. Мне, как любителю корабельной тематики, тем более приятен. Написанный в параллельной Вселенной «Зова Ктулху» и «Хребтов безумия» и рассказывает об ином и по отношению к нашему, и к лавкрафтианскому пространстве. Блестящий стиль, что однако не всегда присуще Рэю, отсутствие затянутости, атмосфера таинственности и близости кошмара передана блестяще. Маст рид.

Оценка : 9
«Дверь под водой»
–  [ 7 ]  +

Rovdyr, 09 января 2020 г. в 08:04

«Дверь под водой» — увлекательный приключенческий роман, действие которого происходит в Северной Атлантике (что меня особенно подкупило, ибо описание именно этого места великолепно удается Жану Рэю): на Оркнейском архипелаге и острове Ян-Майен. Отдельную важную локацию (или, вернее, их совокупность) образует некий гигантский подводный корабль, который изобретательная фантазия Рэя причудливым образом связала со средневековыми европейскими представлениями о монструозных морских существах, типа неестественно огромных осьминогов или китов («живых островов»). Оный корабль отсылает читателя к истории легендарной Атлантиды, которую автор ассоциирует с не менее загадочной Туле.

По стилю и духу этот роман, на мой взгляд, не соответствует «Мифам Ктулху», и все же произведение содержит прямую — и весьма любопытную — аллюзию на самого известного персонажа лавкрафтовского пантеона. Имя «Ктулху» ни разу не используется, но облик фигурирующего в книге божественного существа детально списан именно с него. Кстати, Рэем позаимствован также один топоним из авторской мифологии другого писателя — название «Валузия» Роберта Говарда; только означает оно не страну, а столицу Туле.

Атлантида-Туле описана как смесь фэнтези-мира с цивилизацией высокоразвитых технологий. Но меня заинтересовало не только это, но и неожиданная лингвистическая комбинация, родившаяся в моем сознании: THULE — CTHULHU.

Считаю «Дверь под водой» (несмотря на, к сожалению, невзрачную концовку) однозначно лучшим произведением, что я прочитал на данный момент в творчестве Жана Рэя под псевдонимом Джон Фландерс. Возможно, причиной тому служит соучастие писателя Жака ван Эрпа.

Оценка : 9
«Святой Иуда-ночной»
–  [ 7 ]  +

Rovdyr, 29 мая 2018 г. в 08:45

Моими первыми эмоциями при знакомстве (именно знакомстве, а не чтении) романа Жана Рэя «Святой Иуда Ночной» были удивление и радость. Удивление — потому что, несмотря на определение «роман» это произведение имеет объем меньше 80 страниц. Радость — потому что я люблю компактность и лаконичность.

Но собственно процесс чтения быстро показал, что этот маленький объем означает существенную сложность. Ибо в такое малое количество страниц Жан Рэй «втиснул» большую нагрузку действия и смыслов, что создало колоссальную плотность, так сказать, «литературного вещества», продвигаться в которой мне как читателю было весьма непросто.

Эпизоды романа быстро сменяют локации, а дополнительную трудность создает излюбленная Жаном Рэем манера, которую классификатор на Фантлабе определяет как «сюжет линейный с экскурсами» и «сюжет линейно-параллельный» и которую многие читатели воспринимают как сумбур. Героев в романе тоже довольно много; практически все играют важную роль, и при этом их образы прописаны хотя и яркими, но редкими мазками.

Таким образом, в моем сознании «Святой Иуда Ночной» поначалу предстал как малопонятный паззл из множества фрагментов. Многие части книги пришлось читать и перечитывать по нескольку раз; я даже попытался начертить что-то вроде схемы-синопсиса произведения.

И вот когда все фрагменты улеглись в общую целостную картину, стало ясно, что передо мной шедевр Жана Рэя, в центре которого находится гримуар — Книга Знаний и Власти Ночи, являющейся в романе (как и вообще часто в творчестве бельгийского мастера weird fiction) сестрой Света.

Оценка : 9
«Мальпертюи»
–  [ 7 ]  +

avsergeev71, 11 декабря 2016 г. в 21:08

Ей слышен чей-то стон,- как будто плачет лес,

То голоса ли нимф, то голос ли небес;

Но внемлют вместе с ней безмолвные поляны:

Богиня умерла, нет более Дианы!

----------

Скажу сразу, что одноименный фильм Кюмеля я не смотрел (хотя конечно слышал о нем), поэтому впечатления мои не являются предвзятыми. Книгу собирался прочесть давно, но все как-то не было соответствующего настроения. А без настроения читать подобные книги, как подсказывал мне мой опыт читателя, — значит лишить себя должного восприятия. Именно того восприятия, которое сам автор закладывал в свое произведение. Оказаться «на одной волне» с автором, зазвучать с ним в унисон, войти в некий резонанс с его мыслями — вот что нужно в подобных случаях.

Не берусь судить, насколько успешным было мое мысленное соединение с автором, но книга мне понравилась. Причем ее главное достоинство — это умело созданная гнетущая готическая атмосфера странного дома. Описание самого дома, его внутренней обстановки и обитателей — поистине шедевральны. Здесь автору пожалуй удалось, если не превзойти любимого мною Лавкрафта, то, как минимум, сравняться с ним. А это в моих глазах многого стоит.

Но вот сюжет, на мой взгляд, несколько странноват: античные боги в моем представлении как-то слабо вписываются в жанр хоррора (сказывается беллетризованное восприятие мифов Древней Греции, коими так увлекался в детстве). И, как по мне, лучше бы было не объяснять все в конце, а сохранить интригу, ограничившись полунамеками. Собственно поэтому первая часть романа мне понравилась значительно больше второй. Хотя это, как говориться, — на любителя: кому-то возможно понравится больше именно вторая часть.

Ну и конечно книги, подобные «Мальпертюи», требуют неоднократного прочтения, чтобы постичь всю глубину произведения: при первом чтении, поневоле увлекаясь сюжетом, как правило, пропускаешь многие важные моменты.

В общем и целом, книгу можно охарактеризовать как добротный атмосферный готический роман с весьма занятным сюжетом. К прочтению рекомендуется.

9 баллов.

Оценка : 9
«Я убил Альфреда Хивенрока»
–  [ 7 ]  +

Кел-кор, 08 июля 2012 г. в 15:30

Вот почти во всём согласен с предыдущим отзывом. Кроме того, что финал подкачал. Да в этой концовке и есть самый смак!

Вообще, я очень люблю рассказы с неожиданным концом. Такие, как этот. Вот так тянется-тянется обычное повествование (впрочем, не совсем обычное: Жан Рэй любит поставить читателя перед каким-то фактом, который разъясняется дальше по тексту, отчего возникает ощущение некоторой бессмысленности — оно сглаживается только позже; этим, кстати говоря, творчество автора мне также очень симпатично), а потом — бабах! — и всё с ног на голову!

В центре сюжета — проходимец, любимый персонаж писателя, и женщина, находящая в этом самом проходимце своё счастье. И всё-то у них хорошо, никаких треволнений, как вдруг — раз! — и всё летит к чёрту. Светлые радостные картины семейной жизни сменяет чёрное-чёрное полотно леденящего ужаса (впрочем, не будем сгущать краски: таким полотно представляется только главному герою, читатель же вместе с писателем чувствуют себя гораздо лучше).

И заключительная часть рассказа вовсе не пришита к основной белыми нитками. Это — наказание за то преступление, что герой совершил при первой встрече с будущей женой. Здесь всё логично и по-рэевски неотвратимо, так же, как по-рэевски неожиданно.

Великолепный рассказ, один из лучших в творческом наследии писателя! Жаль, что он не издавался на русском в более или менее широко доступных изданиях...

Оценка : 9
«Шукрут»
–  [ 6 ]  +

Лавкрафтианна, 18 января 2019 г. в 08:31

Замечательный сюрреалистический рассказ, характерный для Жана Рэя. Герой садится в поезд, идущий неизвестно куда, выходит на неизвестной станции, несмотря на слова спутника «Вы не можете сойти здесь», и... попадает неизвестно куда, в параллельный мир, видимо.

Оценка : 9
«Тот, кто осмелился»
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 05 февраля 2017 г. в 23:04

Небольшая, но очень интересная мистическая новелла с оттенками детектива. В основе сюжета лежит загадка, которая разрешается только в самых последних строчках. Но в тексте полно намеков и аллюзий, по которым внимательный читатель поймет, в чем собственно состоит разгадка. Финал очень напомнил «Партенопу или неожиданная остановка» Мориса Ренара.

На мой взгляд, очень удачная вещь. Мне понравилось.

9 баллов.

Оценка : 9
«Чёрное зеркало»
–  [ 5 ]  +

Rovdyr, 28 октября 2016 г. в 06:56

Рассказ Жана Рэя «Черное зеркало» понравился мне не благодаря сюжету, событийная канва которого довольно тривиальна и предсказуема. В качестве достоинств назову два аспекта.

Во-первых, Черное зеркало — это магический предмет с загадочными и зловещими свойствами, принадлежавший (либо сделанный) знаменитым Джоном Ди, великим адептом Тайных Наук. Персона Ди в рассказе упомянута вскользь (фактически только ради присутствия имени), но Тень великого мэтра все равно придает неповторимую ауру, которую я считаю ценной характеристикой произведения.

Во-вторых, контрастом фигуре Джона Ди служат персонажи рассказа, начиная с главного героя, которые, все как на подбор, являются жалкими ничтожными личностями. Главный герой — полунищий врач-неудачник, добывающий средства на убогую жизнь не медицинским ремеслом, а… кражами. Оказывается, он еще и способен на убийство. В рассказе есть и еще один второстепенный персонаж — коллекционер ламп и светильников (надо же такое придумать), который тоже имеет криминальные наклонности. Женщина, к которой главный герой питает романтические чувства, больна базедовой болезнью. В общем, этакий мини-паноптикум, внушающий, однако, не ужас, а сардоническую усмешку. Вот эта усмешка — «фирменный» знак Жана Рэя. Иногда этот знак в его творчестве мне не нравится, но в «Черном зеркале» он абсолютно уместен, и именно благодаря ему рассказу присуща легкая читаемость.

Оценка : 9
«Я убил Альфреда Хивенрока»
–  [ 4 ]  +

avsergeev71, 09 февраля 2017 г. в 22:49

Если бы не последняя страница, эту новеллу сложно было бы назвать мистической. Ничего, как говорится, не предвещало. Как по мне, так и без жутковатой концовки, произведение выглядело бы вполне достойно: интригующий сюжет, прекрасный рэйевский стиль, тонко переданная психологическая атмосфера. Красивое, жизнеутверждающее произведение, с легким оттенком иронии.

Понравилась ли мне концовка? Я бы не сказал, что она как-то сильно улучшила произведение, но некая изюминка в нем, безусловно, появилась. Своеобразное двойное дно с загадочным артефактом внутри. Хотя я, честно говоря, ждал чего-то другого: ну там хозяйку-вампира или нечто подобного. Все же дом стоял на краю кладбища.

9 баллов.

Оценка : 9
«Сколопендра»
–  [ 3 ]  +

Лавкрафтианна, 15 января 2019 г. в 17:09

Небольшой сюрреалистический рассказ, в очаровательном стиле Рэя. Эстетическое наслаждение от оборотов вроде:

— Я принял вас за шестиногую сколопендру, – вежливо объяснил им Шлехтвег сокрушенным тоном, свесившись из окна. – Я должен попросить у вас прощения.

Гробовщики дружелюбно ответили, что не стоит расстраиваться из-за подобной ерунды.

— К тому же среди шестиногих сколопендр встречаются весьма достойные уважения представители, – заявили они.

Оценка : 9
«Сладкоголосый вампир»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 28 декабря 2016 г. в 00:56

Мое первое знакомство с Гарри Диксоном. Вообще-то я не являюсь поклонником детективного жанра, но перед Жаном Рэем устоять не смог. Впрочем, назвать повесть детективной можно с известной степенью условности. Как по мне, так она больше напоминает готический роман. Со всеми вытекающими.

Да, Гарри Диксон — сыщик, притом, судя по всему, достаточно известный, обладающий уникальными способностями. Именно так его представляют в самом начале повести. Он — величина, по сути сравнимая с Шерлоком Холмсом (собственно, Шерлок Холмс и был его прямым литературным прообразом). Но в то же время, в отличие от того же Шерлока Холмса, Гарри Диксон — персонаж достаточно схематичный. По-крайней мере, в рамках повести его личность никак не раскрывается. Никаких особых способностей он также не проявляет. Еще более схематичен его помощник Том Уиллс, который даже и не пытается подражать доктору Ватсону. И никакого дедуктивного метода, никаких логических головоломок, никаких объяснений в финале. Ничего такого, чем славится старый добрый детектив а ля К.Дойл.

Вместо всего этого упор делается на атмосферу повествования. Я не зря выше упомянул готический роман. По общему психологическому настрою сюжета, по его мистической наполненности, по составу окружающей обстановки, произведение, на мой взгляд, ближе всего стоит к жанру хоррора. Вот с этой точки зрения повесть действительно великолепна — держит в постоянном напряжении. Собственно, ничего иного от Жана Рэя и не ожидалось.

Немного разочаровала концовка, самую малость: я ждал от финала нечто действительно мистическое, но в итоге все объяснилось вполне прозаически. Но это уже — придирки. Во всем остальном — отличное произведение.

9 баллов.

Оценка : 9
«Странные опыты доктора Паукеншлагера»
–  [ 2 ]  +

Лавкрафтианна, 17 января 2019 г. в 09:41

Небольшой жутковатый рассказ о том, как с помощью сложных математических расчётов доктор Паукеншлагер открыл связь с 4-м измерением.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ничего хорошего он там не нашёл

Напомнило «Сны в ведьмином доме» — где Уолтер Джилмэн тоже открыл путь в иные пространства, занимаясь высшей математикой.

Оценка : 9
«Ирландское виски»
–  [ 2 ]  +

Johan Paulsen, 16 февраля 2018 г. в 21:39

Очень атмосферный рассказ.

Автор очень точно передал все краски, очертания и эмоции:

Рассказчик потертый, потрепаный жизнью пройдоха, травящий байки за стаканом виски, живший в грязном портовом городке, рядом с перегонным заводом.

Отличная история, история о некой справедливости рассказанная старым бедным клерком, в один туманный вечер в пабе с кислым элем и старым добрым ирландским виски.

Оценка : 9
«Вне кругов. Написано для Лулу»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 06 февраля 2017 г. в 11:47

Некий эпилог к циклу произведений «Круги ужаса». Коротко, но очень ёмко. Поэтично и трогательно.

Можно конечно назвать это мистикой, но я бы назвал сказкой. Вернее даже Сказкой в сказке. Сказкой для девочки, которая навсегда останется дочкой для своего любящего папы. Чтобы не случилось. И даже Бог тактично отойдет в сторону, чтобы не мешать этому прекрасному таинству.

9 баллов.

Оценка : 9
«Странный зелёный свет»
–  [ 2 ]  +

доктор Йейбогус, 23 января 2017 г. в 01:07

Хорошая работа. Мне понравилось. Правда, сразу возникли параллели с «Гиперболоидом инженера Гарина». Даже фамилия ученого-изобретателя Гаррото созвучна с Гариным. Много действия. Повесть напоминает калейдоскоп с быстро сменяемыми картинками. Диксон конечно опять напортачил и без жертв и разрушений не обошлось. Наконец, его ученик и помощник Том Уиллс смог что-то показать. В предыдущих историях он был абсолютно никаким и вызывало удивление, за какие заслуги его взяли в подручные к Диксону и чему он у него научился.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх