Александр Беляев отзывы

Все отзывы на произведения Александра Беляева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1247

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»   (+22)»»

«О научно-фантастическом романе и книге Гр. Адамова "Победители недр"»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 06 октября 2019 г. в 19:05

Своеобразный привет из тех времён, когда литература в целом и фантастика в частности, кому-то что-то были должны. Так это или нет — отдельный, очень долгий и бессысленный спор. Но здесь очень заметно, что Беляев защищает свою область деятельности и интересов, достаточно толково обосновывая ценность фантастики как самодостаточного литературного приёма, позволяющего показать те или иные вещи под определённым углом. В общем, я убедился, что Беляев не только подлинный классик отечественной фантастики, но и неплохой теоретик литературы, даже жаль, что ограничивался одними только статьями, не написав специализированной работы по теме. Этим, кстати, он очень напоминает Олди, хотя у них всё ещё впереди и они даже выпустили одну такую книгу под прикрытием треш-беллетристики «Шерлок Холмс против марсиан».

Оценка : 8
«Иллюстрация в научной фантастике»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 29 сентября 2019 г. в 16:14

Спустя восемьдесят лет актуальность этой статьи сильна как никогда. Иллюстрации сейчас в принципе встречаются очень нечасто, а те, что есть — зачастую не имеют вообще никакого отношения к книге и написаны художником по краткому описанию. И это хороший вариант, ибо рисунки иногда и из бесплатных банков данных берётся и драконы на обложке книги, где летающие ящеры не упоминаются вообще — норма.

Оценка : 8
«О моих работах»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 27 сентября 2019 г. в 19:07

Восхитило, как ловко Беляев уходит и оправдывает нежелание изображать классовую борьбу). Но если серьёзно, то эта статья интересна прежде всего объяснением мотивов и стремлений писателя. «Что и как он хотел сказать и почему так написал?»- каждый же поклонник любого автора рано или поздно задаётся такими вопросами, вот Беляев здесь и объясняет, почему ему не хотелось искать лёгких путей и дешёвой популярности.

Оценка : 8
«Золушка. О научной фантастике в нашей литературе»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 27 сентября 2019 г. в 19:01

Насколько я в целом восхищаюсь советским периодом нашей литературы, искренне считая его периодом расцвета и «золотого века», настолько же мне непонятно пренебрежительное отношение к фантастике. Да, были Обручев, Адамов, Ефремов, Снегов, Стругацкие, да и сам Беляев в конце-то концов! Но насколько больше их было бы, имей фантастика полноправное положение с остальными жанрами? И если ещё с большим-большим скрипом я могу понять, хоть и не согласиться, с негласным запретом на эротику и боевик, то фантастика-то что? Действительно, очень жаль, что по стереотипам ответственных людей она попала в гетто детской научно-популярно-пропагандистской литературы. Сейчас, к слову, такие же проблемы испытывают и игры с комиксами — якобы всё это для детей.

Олди, конечно, уже в наше время подробно в своих статьях разобрали явление и отношение к фантастике и убедительно доказали, что она — всего лишь маска, под которой может скрываться любая литература. И очень глупо относиться к книге предвзято только лишь из-за наличия в ней фантастического допущения. Но очень интересно было ознакомиться и с мнением одного из отцов современной отечественной фантастики по этому поводу.

Оценка : 9
«Игра в животных»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 сентября 2019 г. в 18:48

Единственный недостаток — слишком мало, меньше двух полных страниц. Такие мелкие, милые истории, что искренне жалеешь, когда они заканчиваются спустя полторы минуты чтения. А больше никаких претензий и быть не может — это образец малой формы прозы о животных, идеально подойдёт детям, но и взрослые могут увлечься и улыбнуться.

Оценка : 8
«Рассказы о дедушке Дурове» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 25 сентября 2019 г. в 18:15

Вроде и не особо замысловатые, простенькие истории, но в то же время такие милые и душевные, что невольно начинаешь чувствовать себя ребёнком и по-детски улыбаться. Здесь нет ни единого сюжета, ни пропаганды, ни технических изобретений — просто старый и всем известный дрессировщик-циркач Дуров и его животные. Очень позабавили и повеселили секреты их дрессировки, а ещё моментами очень напоминало по духу и отношению к животным Джеральда Даррелла.

Оценка : 8
«Дорогой Чандана»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 22 сентября 2019 г. в 20:42

А ведь действительно, до меня даже не сразу дошло, что рассказ написан за 17 лет до завоевания Индией независимости. Причём автор предсказал не только «непротивление злу насилием», но и то, что англичан помимо этого серьёзно давили и те индусы, которые вели вполне себе вооружённую борьбу. И ещё большой вопрос, кто именно сыграл большую роль. Но исторический контекст лишь делает рассказ интересней, он и сам по себе прекрасен — описание жизни простой индийской деревушки, ошеломлённость вчерашних «хозяев жизни», которые столкнулись с простыми людьми и обнаружили, что те их ВНЕЗАПНО «недолюбливают». В целом, прекрасная остро-социально-политическая история.

Оценка : 8
«Верхом на Ветре»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 20 сентября 2019 г. в 19:20

Смахивает больше на романтичную, героическую легенду из тех, которые рассказывают друг другу у костра. Отважный, свободолюбивый «джигит» лишь с помощью верного коня (быстрее ветра, конечно же), да ружья противостоит целому военному диктатору. Куча погонь, немало стрельбы и несколько невероятных эпизодов из тех, которыми неминуемо обрастает биография любого героя, если его настоящая история не слишком ярка.

Оценка : 7
«Среди одичавших коней»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 20 сентября 2019 г. в 19:16

Сильно, остросюжетно, интересно. В рассказе две очень сильных линии — само спасение Бойко (сначала побег от белогвардейцев, потом выживание в дикой природе), и напряжённо-замалчиваемое противостояние, в котором оба персонажа бояться и словом промолвиться, чтоб не разрушить своё хрупкое перемирие. Да и в целом Беляев, ещё, фактически, «по свежим следам» ребром ставит вопрос трагичности Гражданской войны, когда расширяющаяся веками пропасть между «низшими» и «высшими» сословиями всё-таки прорвалась в такой кровавой форме. Но оказавшись посреди дикой природы, в отрыве от своих социумов и окружения, этой «пропасти» просто не замечаешь.

Единственное, что напрягло — это потрясающая хищность и хитрость одичавших лошадей. Они здесь стаями способны охотиться покруче любых волков.

Оценка : 8
«Весёлый Таи»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 13 сентября 2019 г. в 19:54

Можно сказать много слов про то, что человек сам куёт своё счастье и все неудачники сами виноваты в своих проблемах. Но в чём виноват ГГ данной истории? Да, он усугубил своё положение и сделал его совсем безысходным, но был ли у него хоть единственный шанс избежать такой ситуации в принципе? «Весёлый Таи» показывает типичную ситуацию в любом бедном, капиталистическом государстве, где даже законы не являются защитой простому человеку, потому что нет силы, способной этот закон подкрепить. Впрочем, в принципе ни один человек в современном мире не застрахован от подобной ситуации. Рассказ получился оченть жёстким, пессимистичным и беспросветным. Простой человек на фоне своего хозяина-капиталиста выглядит здесь ничтожной песчинкой, у которой в одиночку нет ни единого шанса что-то изменить.

Оценка : 8
«Держи на запад!»
–  [ 5 ]  +

ГРОМ, 12 сентября 2019 г. в 01:03

Фантастический рассказ о супер мыслителе и как он решил проблему старения.

Сейчас этот рассказ напоминает сказку.

С другой стороны, сколько тут научных изобретений и предвидений!

— Предвидена генетика!

Тут он называл ее Евгеникой. Сам супермозг был выращен с помощью нее.

— Магнитная запись информации на катушки с проволкой.

Такие устройства реально были! Единственное, что нужно уточнить были ли они уже в 1929 году? Оказывается были.

В 1903 году немецкий изобретатель Курт Штилле (Kurt Stille) с целью опытов привёз в свою мастерскую телеграфон Поульсена, и в 1924 году начал продажи улучшенной версии телеграфона, в которой носителем по прежнему являлась стальная проволока, но в конструкцию был добавлен электронный усилитель, чтобы использовать это устройство в качестве диктофона. Позже (в 30-е) стальную проволоку заменили на стальную ленту, так как лента меньше рвалась и путалась.

— Ракеты летающие вокруг земли!

Напомню, что именно в нашей стране была первыми выдвинута идея в фантастике, летать в космос на ракетах, а не иных устройствах. Тут автор конечно не первый русский фантаст пишущий о ракетах, но продолжающий эту мысль.

— Упомянута и теория относительности. Например, автор пишет, что при другой скорости движения объекта в пространстве, время для этого объекта может идти с другой скоростью чем на земле.

Оценка : 6
«Страх»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 11 сентября 2019 г. в 19:18

Достаточно тяжёлый и трагичный рассказ, вроде и особо виноватых нет, а кровь всё равно полилась... На фоне разгула бандитизма, свойственного любому «смутному времени», показывается опасность «молчания», укрывательства и потакания разбойникам и бандитам. И чуть трусоватый начальник почты, всё же решается и жизнью рискнуть, и в бой с «врагом» вступить. Милиция показана примерно такой, какой она и была в то время, судя по множеству свидетельств — молодой, неопытной и немногочисленной структурой, своей кровью добывающая необходимый для борьбы с преступностью опыт. Так-то рассказ во многом иллюстрирует известную истину:«Все инструкции по технике безопасности написаны кровью». Сейчас таких эпизодов практически не бывает, к счастью, и «откройте, милиция» прочно закрепилась в сотнях книг, фильмах и миллионах жизненных случаях.

Что особо понравилось — здесь чувствуется дух сурового реализма, рассказ и герои очень живые и правдоподобные, чего, к сожалению, зачастую будет нехватать в фантастических творениях автора.

Оценка : 8
«Три портрета»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 10 сентября 2019 г. в 19:12

Весьма красноречиво, хоть и кратко, показано, почему многие люди принципиально не могли простить и смириться по-настоящему с советской властью — не из-за репрессий, смертей и неизбежной революционной жестокости, а просто из-за смены социального положения. Раньше они были уважаемыми господами, а теперь обычные люди, которые ничем принципиально не лучше и не богаче так презираемого ими раньше «быдла» — подобное не прощается! Такие и на саботаж, и на откровенное и прямое вредительство пойти спокойно могут, но это я отвлёкся.

Очень сильный сюжетных ход рассказа — резкое, кардинальное изменение повседневного пространства обычным, простым человеком. Который не стал ныть и жаловаться, а сам начал работать, рассудив в стиле «кто, если не мы?» и делом улучшать жизнь окружающего его общества. Атмосфера перемены и движения к «светлому будущему» здесь ярко контрастирует на фоне пассивности и мещанства первых двух частей. И хоть действие «Трёх портретов» и происходило почти сотню лет назад, актуальности эта история не потеряла до сих пор.

Оценка : 8
«В киргизских степях»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 10 сентября 2019 г. в 19:03

Такие детективы мне нравятся! Нет здесь бравого комиссара или хитроумного сыщика, которые изящно смогут распутать дело — здесь обычные правоохранители, не обладающие сыскным гением, а просто добросовестно выполняющие свою оперативную работу. Так и здесь, вроде бы стандартное, казалось бы поначалу, хищение крупных денежных средств оказывается куда сложней, запутанней и страшней. В только-только пережившей Гражданскую войну и интервенцию стране подобные моменты встречались повсеместно. И лично я согласен с высказанным автором предположением, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
начальник почты, скорее всего, сотрудничал так или иначе с бандитами и сбывал им оружие. Но зачем и по какой причине — следствию выяснить так и не удалось...

В общем получается даже не рассказ, а печальная и пессимистичная жизненная зарисовка о глупости, жестокости и беспринципности людей.

Оценка : 9
«Изобретения профессора Вагнера» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 06 сентября 2019 г. в 18:12

А вот и отечественная версия сумрачного гения-изобретателя! Небольшая серия фантастических рассказов примечательна в первую очередь тем, что это единственный «цикл» из всего творчества Беляева, объединённый одним главным героем. Здесь даже достаточно чётко прописывается характер героя — Вагнер крайне легкомысленен, безответственен — хотя, возможно, ему просто всё равно, что будет дальше с его творениями. Зато он является образцом трудолюбия и бескорыстности. Это истинный гений, который творит не за деньги, в которых, впрочем, у него всё равно никогда нет недостатка, а за идею. Ещё Вагнер — специалист многопрофильный. Здесь сразу гениальные изобретения и в области физики, и в химии, и в медицине, и в биологии, и вообще во всех областях знаний сразу.

Играет на пользу историям и то, что автор не гнушается здесь юмора и не стремится занудствовать, благодаря чему читается всё предельно интересно.

Оценка : 9
«Восхождение на Везувий»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 05 сентября 2019 г. в 19:08

Очаровательные путевые заметки о поразившей автора достопримечательности. Думаю, именно так и должны выглядеть путеводители, если даже мне, убеждённому домоседу, захотелось пройтись по тому же маршруту. Не могу сказать, что «Восхождение на Везувий» интересней лучших рассказов Беляева, но, пожалуй, живей и естественней. Нет никакой наигранности и вымысла, полное ощущение правдоподобности и реализма. Здесь усмехаешься предприимчивым аборигенам, готовым любой ценой выманить у туриста лишнюю монетку, соприкасаешься с античной историей, хотя о ней толком и не говорится, заглядываешь в кратер вулкана и вместе с автором убегаешь от ядовитого облака. Прекрасная история, в общем.

Оценка : 9
«Бабушка Мойра»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 04 сентября 2019 г. в 19:12

Забавная история про жадных детей. Получилось достаточно мило, наивно (в хорошем смысле), остроумно и поучительно. Корыстные и рвущиеся к подаркам дети получили жизненный урок и, хочется верить, стали немного умней. Никаких циничных экспериментов с животными, никаких удивительных изобретений и открытий, ни единого полубезумного учёного и продвижения прогресса страны вперёд — только чистая, дистиллированная новогодняя история для детей.

Оценка : 7
«Хойти-Тойти»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 03 сентября 2019 г. в 19:11

Ясное дело, что в рассказе полно допущений: не учитывается разница в биохимии, гормональном фоне, функциях мозга и т.д, но почему бы не принять как факт, что гениальный Вагнер сумел всё это предусмотреть? Так-то получается сильный и масштабный литературный эксперимент, мол, что станется с обычным человеком в теле слона. В целом Ринго можно только позавидовать — пройти путь от мертвеца до всемирно известного и преуспевающего циркового артиста, это не так уж и плохо. Больше всего здесь понравилась дотошность автора — он очень подробно изобразил, как именно такой вот разумный слон будет вести себя на выступлении, в дикой природе, во время охоты на него, при забастовке и т.д.

Единственное, что удивило — игнор некоторых вопросов, вроде инстинкта к размножению, желанию повидаться с семьёй и друзьями, прославиться по-настоящему, под своим истинным именем. Но больше никаких претензий нет.

Оценка : 9
«Амба»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 02 сентября 2019 г. в 19:02

Во главу угла поставлен действительно непростой морально-этический вопрос. Можно ли ставить опыты над уже по факту мёртвым человеком? Вагнер ведь действительно уже не воспринимает своего «подопытного» как живого, ни разу не назвав его «Ринго» и обращаясь исключительно как «Мозг Ринго». Но в конце и даётся ответ, сам же Ринго говорит, что лучше уж так, чем никак. Хотя естественно, что у многих людей будут собственные ответы — более подробно это разобрано в «Голове профессора Доуэля», здесь же меньше морализаторства, больше приключений и удивительных научных открытий\достижений. При всём этом читается «Амба» всё же как яркий приключенческий рассказ с интересным сюжетом и любопытными рассуждениями.

Оценка : 8
«Гость из книжного шкафа»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 01 сентября 2019 г. в 07:39

Получилась очень крутая смесь типично беляевского «изобретательского» рассказа со шпионской интригой о похищении ценнейшего учёного гения и его попыток сбежать. Нашлось место и экшен-сценам, и пространным полуфилософским рассуждениям, и описаниям удивительных изобретений, и политическим спорам.

Забавно, что не смотря на то, что это первый рассказ о Вагнере, здесь он всё равно предстаёт наиболее взрослым и ответсвенным, моментами совершая невероятное — задумываясь и замечая неблагоприятные для окружающих последствия его деятельности.

Оценка : 7
«Мир в стеклянном шаре»
–  [ 0 ]  +

Тимолеонт, 31 августа 2019 г. в 20:50

Своеобразные размышления автора о вечности, Вселенной и бренности её существования. Ведь и все мы можем быть лишь порождением ещё одного полубезумного учёного, полностью подвластные его желанию экспериментировать. В общем, достаточно неплохой философский элемент неплохо разбавляют попытки Беляева написать остросюжетную историю о похищении спецслужбами такого опасного учёного, как Вагнер.

Оценка : 8
«Над бездной»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 30 августа 2019 г. в 09:58

В ходе прочтения возник естественный вопрос:«А как часто Вагнера бьют?» Его беспардонность и некоторая отмороженность заставляют поверить, что он способен практически на всё, что угодно. Рассказ читаешь в постоянном напряжении, мол, он это всерьёз? И хоть после прочтения остаёшься в недоумении, но всё-таки сильное произведённое впечатление не оставляет никакого сомнения в качестве и оригинальности рассказа.

Оценка : 7
«Чёртова мельница»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 28 августа 2019 г. в 20:25

Намеренно дикое и абсурдное изобретение оказывается удивительно уместным в этом чуть ли не сатирическом рассказе. Лучше всего, считаю, здесь показан конфликт «старого-нового», в будущем в советском кино\литературе это будет достаточно популярный сюжет, как молодой и образованный техник\агроном приезжает на село и пытается учить местных как правильно заниматься сельским хозяйством, то бишь тем, чем они всю свою жизнь и десятки поколений до него занимались.

Да и чуть ли не детская наивность Вагнера в вопросах людской психологии заставляет слегка улыбнуться, сам-то он, несмотря на своё разгильдяйство, искренне верит, что и остальные люди способны соблюдать простейшие правила и меры безопасности. Хотя учитывая то, что профессор в этом рассказе делов натворил как минимум на 15 суток...

Не знаю, намеренно это было или нет, но Вагнер здесь начинает по-настоящему пугать — всё же и тогда, и сейчас такие идеи смотрятся достаточно омерзительно и жутко. Во всяком случае, это раскрывает некоторые новые черты его характера.

Оценка : 6
«Ковёр-самолёт»
–  [ 0 ]  +

Тимолеонт, 27 августа 2019 г. в 19:31

И снова под прикрытием научно-технической работы Вагнер весело творит всякие безумства, моментами поражающие людей, а моментами приводящими их в ярость в такой степени, что впору скрываться на той самой механической лошади. И мне однозначно нравится цикл об этом чудаковатом разгильдяе учёном — «Ковёр-самолёт» на удивление приятный рассказ. Здесь нет ничего кроме бурлящего энергией изобретателя, рассказчика, изобретений и сопутствующих приключений. Именно за такой хорошей историей зачастую ихочется отдохнуть.

Оценка : 7
«Анатомический жених»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 27 августа 2019 г. в 16:43

Душевный рассказ, злободневный, поучительный и жизненный. «Когда нет денег, нет любви, такая сука, эта селяви» (с.) «Ленинград». На что готов пойти молодой специалист в капиталистическом обществе, ради того, чтобы хапнуть денежек и наконец обрести семейное счастье с любимой девушкой? Как показал Александр Беляев, практически на все, но всеядность должна быть наказана, да и любовь не купишь, поэтому сюжет из комедии помалу перетекает в драму.

Рекомендую.

Оценка : 8
«Творимые легенды и апокрифы»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 августа 2019 г. в 20:14

Обычно Беляев в своих рассказах не любил прописывать характеры изобретателей — у него это чаще всего абстрактные учёные, которые сотворили чудо и вот о нём-то и речь! А изобретатель — это так, статист. Здесь же автор делает из Вагнера полноценного персонажа-личность, со своим индивидуальным прошлым, чертами, особенностями и прочим. При этом — профессор изображается весьма нетривиально — прямо же говорится, что все эти истории не более, чем фантазии и сплетни о нём, возможно, реальной была только последняя. И хоть Вагнер там предстаёт разгильдяем с напрочь отсутствующим чувством ответственности, но он всё равно очень харизматичен и интересен, это классический, архитипический изобретатель, пусть и не безумный, но с весьма и весьма своеобразным мышлением и видением мира.

Очень понравилась сама манера повествования, по которой рассказчик лишь собирает удивительные истории о выдающемся изобретателе, и ещё только предстоит проверить их подлинность. Да и в целом эти истории без лишней воды и зауми — просто весёлые, интересные рассказы.

Оценка : 7
«Человек-термо»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 25 августа 2019 г. в 18:23

Здесь безответственность Вагнера проявляется прям в полнейшей мере... Но понятно, что для автора это было лишь поводом выдать ГГ удивительное изобретение, с помощью которого он переживёт во льдах несколько приключений. Читается на удивление бодро, особенно эпизод противостояния с белой медведицей. В целом — неплохой чисто развлекательно-приключенческий рассказ из поджанра «новая крутая штука в руках у неумеющего с ней обращаться человека».

Оценка : 7
«О блохах»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 23 августа 2019 г. в 17:35

Забавная и остроумная история, весьма напоминающая старенький и не перегруженный смыслом и научной логикой фильм «Дорогая, я уменьшил\увеличил наших детей». Читается как любопытная городская легенда, о которой все слышали, но лично никто не присутствовал и наверняка подтвердить не может. Так же крайне порадовало наличие юмора и некоей назидательности — автор явно пытался привести пример, как из пустоты рождается выдумка и как её можно легко опровергнуть элементарнейшей логикой и образованием, которые никогда не позволят поверить в гигантских прыгающих на сотни метров блох.

Оценка : 8
«Случай с лошадью»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 22 августа 2019 г. в 08:05

Простенький недодетективный рассказ со свойственной автору безжалостностью к животным. Лошадь жалко, конечно, было бы, если б не финал и раскрытие подлинных событий. Приятно удивился, что пара явных ляпов оказались не багами, а фичами

Оценка : 7
«Человек, который не спит»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 20 августа 2019 г. в 10:31

Вагнер — этакий типичнейший сумрачный гений, полубезумный изобретатель с околонулевой ответственностью и способностью реализовать любую ахинею, прекрасно разбирающийся в науке, и абсолютно бестолковый в повседневной жизни. Такой типаж не был в новинку уже в 1920-ых, сейчас же это просто-таки популярный архитип из комиксов и мультсериалов. Здесь он представлен достаточно забавно, и если допустить, что это такая сатира, то получается вполне себе неплохо.

Оценка : 7
«Мёртвая зона»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 19 августа 2019 г. в 21:11

Рассказ в большей степени приключенческий, а самым фантастичным в нем, на мой взгляд, является нахождение одним из персонажей аж двух алмазов в многократно изрытой копи. Тем не менее, написано интересно, хотя авторская идея-интрига в 1929 году была отнюдь не вершиной научной мысли.

С другой стороны, не все прогнило в капиталистическом мире, есть и у коварных злодеев остатки совести — а это уже второе авторское фантастическое допущение.

В общем получился нормальный рассказ развлекательного жанра, вполне приемлемый для неискушенного читателя Страны Советов того периода.

Оценка : 7
«Встреча Нового 1954 года»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 12 августа 2019 г. в 23:37

Рассказ откровенно детский для Мурзилки или даже Весёлых картинок. Теоретически особого смысла загадывать на двадцать лет вперёд особого смысла не было, «стратолеты» вполне заменимы аэропланами или кораблями, для отражения временной разницы при пересечении линии перемены дат это без разницы.

А вот персонажа — главгероя — это характеризует совсем не лучшим образом — выпускник ВУЗа забыл о наличии часовых поясов, да ещё в светлом коммунистическом будущем. Это уже попахивает откровенной клеветой на самый прогрессивный общественный строй со стороны автора!

Оценка : 6
«Заочный инженер»
–  [ 1 ]  +

URRRiy, 12 августа 2019 г. в 23:25

Хороший рассказ с хорошей идеей — получением электричества для бытовых нужд в голой степи за счёт фотоэлементов на крыше здания. Четко показан принцип любого улучшения положения трудящихся в СССР — только за счёт «самоокупаемости и самофинансирования» — то есть, за счёт сверхпланового бесплатного труда.

Поскольку соцреализм есть реализм с человеческим лицом, финал рассказа оптимистичный, по факту, конечно, пришлось бы энтузиастам добираться до наркомтяжпрома, не меньше, чтобы выбить несколько метров медного листа, и сомневаюсь, чтобы сии затейники получили с завода потребное.

Но это же фантастика, так что все в полном порядке.

Оценка : 8
«Встреча Нового 1954 года»
–  [ 6 ]  +

god54, 10 августа 2019 г. в 11:49

Обыкновенный познавательный рассказ для подростков на тему отсчёта времени. Не люблю такую фантастику, где автор считает меня за дурака (особенно когда я был значительно моложе) и рассказывает азбучные истины. У меня был анекдотический случай, когда пришлось лететь в служебную командировку в Токио и назад, вот где время перепуталось. А рассказ для историков фантастики.

Оценка : 5
«Город победителя»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 09 августа 2019 г. в 16:06

Любопытно показан дивный новый мир в понимании Александра Беляева. Этакий человейник, причем без разницы агрогород или промгород — быт одинаков — скромные маленькие с минимумом мебели комнаты, абсолютно одинаковые, много устройств и приспособлений, даже автомат для бритья (сразу анекдот вспомнился:), всеобщая одержимость спортом, досуг — творчество ручного труда (идея Уэллса в «Освобожденном мире»). И никакого личного пространства. Неудивительно, что дети отделены от родителей, родильный комплекс — «фабрика новых красненьких коммунаров». В общем город без семей, без религии (но с культом пролетарских вождей) и без любви (за исключением опять же этих самых вождей) — идеал коммунистического будущего, превращение человека в муравья.

Оценка : 8
«Остров Погибших Кораблей»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 09 августа 2019 г. в 14:10

Один из первых романов Александра Беляева, написан аж в 1926 году. Как сообщает Фантлаб, это — новеллизация голливудского фильма, с добавлением научно-популярной составляющей. Я оригинального (не советского) фильма не видел, что же касается текста Беляева, то он действительно выглядит кинематографично — отдельные яркие сцены, грубо сшитые малозначительной информацией. Однако читать вполне интересно, хотя явная «детскость» и нарочитость как событий, так и поведения персонажей «понижают градус восприятия». Относительно же достоверности и речи не идёт, сплошная клоунада и буффонада, да и «научной составляющей» не заметно . Но для тогдашней советской аудитории, большей частью молодежи из сельской местности, а также отличников «Ликбеза» этот продукт был легкоусвояем, поэтому сыграл свою роль в «окультуривании» населения. В настоящий же момент ситуация весьма интересная — развитие человека похоже закольцевалось, и нынешняя молодежь по уровню развития вряд ли превосходит молодежь двадцатых годов прошлого века, но вот беда — книг она не читает. Поэтому книга, похоже, утратила актуальность.

Оценка : 7
«Рогатый мамонт»
–  [ 1 ]  +

URRRiy, 09 августа 2019 г. в 00:31

Душевный рассказ, 1988 год, электропланы с оригинальной теорией создания потока заряженных частиц от воздушных станций до приемников на борту, симпозиумы на острове Врангеля и «рогатый мамонт» в национальном стиле народов российского Севера. Создан труд в 1938 году, то есть, прогноз на пятьдесят лет вперёд. И ведь могли на самом деле достичь подобных вершин, вместо целины, бескорыстной помощи братским народам и бессмысленной милитаризации.

В общем краткая зарисовка будущего, России, которую мы потеряли.

Оценка : 8
«Властелин мира»
–  [ 12 ]  +

Фэтти, 27 июля 2019 г. в 01:00

Недавно, будучи на даче у тестя, большого любителя фантастики, в поисках, что бы почитать, наткнулся я на том из беляевского трехтомника, в котором был и «Властелин мира». Я его до этого читал, и не раз – и решил перечитать еще.

И после прочтения немного грустно стало, что твердая фантастика практически умерла.

Ведь фантастика (говорю азбучные истины, конечно) начиналась именно как твердая. Именно благодаря описаниям невиданных устройств и изобретений фантастика снискала популярность у читателя.

Верн – «Наутилус», Уэллс – человек-невидимка, Толстой – гиперболоид, Беляев... У Беляева практически что ни произведение, то какая-то идея – причем не все воплощены в реальность и до сегодняшнего дня.

«Властелин мира» — одна из подобных книг.

Главная идея – передача мыслей на расстоянии. Ведь до сих пор это не осуществлено. Даже столь массового гипноза, описанного у Беляева, нет. Какой-то гипноз вроде бы есть (Мессинг, например) – а столь мощного и целенаправленного (пусть даже с помощью усилителей) – нет.

Да, это все будет потом повторяться, и не раз – мыслепередачи у Шефнера в «Девушке у обрыва», башни-излучатели в «Обитаемом острове» у Стругацких и так далее и тому подобное – но Беляев был по сути первым.

Что же касается собственно сюжета – есть хорошо закрученная интрига и прописанные характеры героев. Только Качинский в этом смысле немного подкачал – но, собственно, от благородных рыцарей никогда не требовалось психологизма или тем паче рефлексии; меч – и в бой. Ну и Дугов, но это персонаж по сути эпизодический.

В плюс роману идет и практически полное отсутствие идеологии.

Единственный ляп Беляева (раньше на него не обращал внимания, а сейчас наткнулся и позабавился) – борщ в немецкой тюрьме (борщ в Германии, Карл!).

Резюмируя – книга хороша. Причем хороша вневременностью сюжета – если экранизировать роман по типу «Шерлока», оставив фабулу, но перенеся действие в наше время, ничего страшного не произойдет.

Потому что честолюбцы и жаждущие власти – вечны.

Оценка : 10
«Мёртвая зона»
–  [ 3 ]  +

god54, 16 июля 2019 г. в 19:29

С трудом и очень большой натяжкой причислил данное произведение к фантастике. Нет её здесь практически. А так вполне неплохой психологический рассказ о том, что даже в преступнике ещё остаются остатки совести и раскаяния в содеянном. А вот как они могут пробудиться об этом и есть данный рассказ. А интрига оказалась очень занимательной. Хотя один вопрос остался, где же и когда один из героев в полях сумел изготовить пластинки с записями песен своих коллег и об этом никто их не знал?

Оценка : 7
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 8 ]  +

lex_art, 14 июля 2019 г. в 16:16

Люди, попавшие в страшные аварии, в результате которых они теряют многое, спустя некоторое время адаптируются к новому состоянию. И несмотря на все потери спустя некоторое время они уже находят себя не такими несчастными. У них меняется понятие нормы. По такому же пути прошел и герой книги, чье имя указано в названии. Как он сам говорит: «Я бунтовал только потому, что мне тяжко было привыкнуть к моему новому существованию». И этот бунт был явлением временным. Вместе с ощущением новой нормы вернулась и научная любознательность.

Человек, безусловно, ничто без своей телесности. Но как показывает произведение Беляева, телесность – понятие растяжимое. Как много нужно человеку, чтобы все-таки оставаться человеком, а не скатиться до животного состояния? Зависит от человека. Чему есть примеры в тексте. Является ли наличие всех частей тела достаточным условием для того, чтобы быть человеком? Тоже зависит от человека. Чему тоже есть примеры в тексте.

Плохо продолжать жить в виде головы, если до декапитации ты эту часть тела практически не использовал. Это видно на примере других пациентов доктора Керна. Но верно и обратное. Для человека, все смыслы которого находились в области мысли, вполне возможно нормально существовать по определению Декарта: существовать до тех пор, пока мыслишь.

P.S.

Мало где есть такое детализированное описание смерти и последующего возврата к жизни. Несколько раз перечитывал. Очень реалистичный экземпляр НФ.

Оценка : 7
«Голова профессора Доуэля»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 01 июля 2019 г. в 16:46

Все те хорошие слова, что можно отнести к роману, можно написать и здесь. Здесь уже чувствуется потенциал для того, чтобы развернуть историю и прописать её подробней и с немного иным исходом, сохранив при этом и «фантастическое допущение», и характеры персонажей, и основную сюжетную линию.

Оценка : 8
«Продавец воздуха»
–  [ 11 ]  +

mputnik, 30 июня 2019 г. в 23:45

Это Беляев, то бишь — классика Светлого Храма Фантастики, и уже одно это — вполне достойная причина для того, чтобы прочесть книгу. Само собой — ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, ещё этого не сделал.

Книжка излишне политизирована, но это скорее плюс, чем минус, поскольку речь идёт о капитализме и коммунизме в контексте пролетарской идеологии, миссии государства рабочих и крестьян во всемирном, так сказать, масштабе. Это настолько умилительно наивный подход к проблематике добра и зла в политике, что создаётся вполне устойчивое впечатление некоего «детства человечества» с точки зрения восприятия оной проблематики. Ведь в то время (20-ые — 30-ые годы ХХ-го века) книжка отнюдь не рассматривалась ни «наивной» ни «детской», тогда практически все книжки трактовали возможные события именно в таковом ключе. Именно ЭТИМ книжка — прежде всего интересна. Некое подобие Машины времени — по крайней мере в части психологии Социума: попытаться прочувствовать «вкус ноосферы» тогдашнего времени, ощутить себя частью ТОГО мира. Очень интересный опыт.

Один единственный злодей противостоит целому сонму государств. И — не просто «противостоит», а ещё и — вполне даже успешно. Спецслужбы — беззубы и беспомощны, террористов — нет, использовать технологии в политических целях никому даже в голову не приходит.

АпсЮрд... И тем не менее. Именно ТАКИМ был наш мир всего каких-то 90 — 100 лет назад. Осознание того, что Первая мировая навсегда и бесповоротно изменила самосознание Социума — в сторону главенства цинизма, прагматизма и прочих не менее мерзких измов — это осознание тогда ещё только начиналось.

Это сегодня оно уже — давно свершившийся факт. А в книжке — все ещё «детство человечества»

Оценка : 8
«Мистер Смех»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 30 июня 2019 г. в 08:42

Остроумно, но в то же время и жутковато. Немного пугает и власть, полученная ГГ, и то, с какой методичной циничностью он разобрал юмор на составляющие и вывел универсальную формулу смеха. Фактически, это пример эталонного манипулирования человеческим сознанием — технологии, которая непрерывно развивалась и совершенствовалась с самого появления человека как такового. Думаю, рассказ и писался как предостережение против подобного «оружия».

Оценка : 7
«ВЦБИД»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 26 июня 2019 г. в 16:09

Плюс — хорошо, пусть и немного в китчевой и гипертрофированной форме показана разница в отношении к изобретением при плановой\рыночной экономике. Минусы — почти всё остальное. Возможно, это чисто субъективщина, но Беляев очень уж равнодушно отнёсся к этому рассказу, снабдив его хорошей идеей и схалтурив на диалогах, персонажах, описаниях, чувстве меры и прочем.

Оценка : 5
«Человек-амфибия»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 24 июня 2019 г. в 23:25

Да, это именно классика, один из базовых, фундаментообразующих кирпичиков Светлого Храма Фантастики. Вот только... интересно ли такое читать именно сегодня..., когда читателя буквально избаловали обилием жанров, стилей, форм и прочих лит-фокусов. Хороший вопрос.

Это самое разнообразие — палка о двух концах. Оно — развращает, создаёт устойчивое осознанное (пусть и не всегда прямо формулируемое) требование к Автору — «...давай, удиви меня...», выдай на-гора что — нибудь такое — этакое, чтобы душа сначала развернулась, потом скаталась в трубочку, а потом — по-новой...

Вполне явственно это прочувствовал, когда втискивал в мозги трилогию Лю ЦыСиня (Задача трёх тел, Темный лес, Вечная жизнь Смерти). Потому как мыслено сравнивало творение оного китайца именно с «Человеком — амфибией», и — как не трудно догадаться — не в пользу последнего. Но — минуло сколько-то там месяцев, и — поймал себя на мысли: при всём уважении, восхищении, преклонении (это я про китайца) — перечитывать не буду, не осилю просто ещё раз, скуШно будет. А вот Беляева — читал, читаю и буду читать. И внукам, вместо Сказки перед сном — за милую душу. Да — наивно, да — почти что раритетно с точки зрения реального технического прогресса. Ну и что. Зато — интересно.

Вот такое кино

Оценка : 8
«Невидимый свет»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 20 июня 2019 г. в 16:17

Тематически и по духу очень близко к «Анатомическому жениху». Точно так же достаточно подробно, остроумно, но в то же время злободневно разбирается, как чудесное изобретение может повлиять на организм человека, его жизнь, и, самое интересное, что с этим человеком будет после «выздоровления». Вдобавок, история пронизана настоящей научной романтикой, атмосферой необычного, открытия чудес, которые до неузнаваемости меняют жизни и отдельных людей, и всего человечества в целом.

Оценка : 8
«Нетленный мир»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 19 июня 2019 г. в 20:06

Крайне удачная и остроумная история об очередном безумном учёном, который решил хорошенько заработать с помощью угрозы конца света. Причём весьма своеобразного... К сожалению, я не настолько просвещён в микробиологии, чтобы подтвердить или опровергнуть достоверность «Нетленного мира», но выглядит всё более чем правдоподобно. Да и вообще Беляев здесь проявляет лучшие черты своей фантазии, рассказывая, как люди взаимодействуют и справляются с последствиями очередного гениального изобретения.

Оценка : 9
«Слепой полёт»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 17 июня 2019 г. в 20:29

Крепкая история про ждущие лётчиков-испытателей опасности. Здесь есть и изобретения, и трагизм, и героизм, позволяющий избежать катастрофы в лучших традициях беляевского оптимистичного светлого будущего.

Оценка : 7
«Прыжок в ничто»
–  [ 7 ]  +

LadyL, 17 июня 2019 г. в 13:29

Поставила высокую оценку только благодаря описаниям тренажеров и подготовки к полету и такой чудесной, удивительной красивой планете. Словно в отпуск съездила в незнакомое место. Венера, Александру Романовичу удалась, прям вот хочется крикнуть:«браво!» А в остальном, конечно же сейчас очень трудно воспринимать книгу серьезно. Толи и правда она уже слишком устарела по своим социальным взглядам, то ли читать такое надо в детстве. Ну очень уж дуалистично. Прям черно-белое повествование без каких-либо оценок. Есть благородные, трудолюбивые, честные рабочие, сочувствующая интеллигенция и просто сочувствующие люди и есть полная им противоположность в лице банкоров, дельцов, аристократии и духовенства с их комичной тупостью, жадностью и ленью. Не герои, а функции или карикатуры.

Что касается шикарного туристического космического челнок, можно даже сказать космического лайнера, совершенно неправдоподобного описания путешествия на нем, и конечно же нереального описания Венеры, то не документальная ведь книга, не будем придираться к книге, которой уже не так долго осталось до столетия и вообще к фантастике.

И все же, как хороша Венера! Пожалуй, я буду перечитывать именно заключительную часть романа, именно в ней все самое интересное. Во всяком случае для меня.

Оценка : 9
«Ариэль»
–  [ 9 ]  +

mputnik, 15 июня 2019 г. в 22:41

Беляев — весьма специфический Автор. Для него фантастика — всего лишь средство донести до читателя Благую Весть. О красоте окружающего нас мира, о Гармонии, свойственной Мирозданию изначально, по замыслу Творца. О красоте человеческой Души, способной на Поступок. О непередаваемой прелести таких понятий как Свобода, Бескорыстие и Человечность.

И — ещё... Атмосфера «естественности счастья» в его текстах — настолько правдоподобна, настолько достоверна, настолько почти что «физиологична», что он, как Автор Фантастики — не устареет НИКОГДА. Его просто некем заменить, у него элементарно — в этом отношении — нет конкурентов.

Лично для меня самая сильная сцена книжки — когда Ариэль, после длительной «вынужденной транспортировки попутчика», скажем так, решил «полетать налегке удовольствия ради». Это — шедевр Фантастики.

Тебе обязательно надо познакомиться с этой книжкой, уважаемый потенциальный читатель. Это чтиво — на все времена. Это — из «обязательной» программы

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»   (+22)»»



⇑ Наверх