Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 мая 2018 г. 10:21

Страница произведения

Неспешное повествование об учёбе в закрытой школе для мальчиков разворачивается на фоне событий далёкой Второй мировой войны. Два ученика — Джин и Финеас, — разные настолько, насколько только могут быть разными два подростка, проводят в школе летний семестр, не особенно уделяя время учёбе. Казалось бы — это ли не начало пасторального повествования о двух неразлучных друзьях? На поверку же всё выходит гораздо сложнее. Джин, серьёзный, начитанный мальчик, любящий учиться, а не праздно проводить время, — полная противоположность Финни — разгильдяя и заводилы, любителя спорта, активных игр и выдумщика. Он-то и подбивает Джина и остальных на необдуманные поступки ради адреналина. До друзей докатываются вести с поля боя, и им непременно нужно вступить в ряды армии. Что ими движет? Не жажда славы, не желание послужить своей стране; они ничего не знают о войне и её ужасах. Ими движет жажда романтики, неизведанности, участия в самой гуще событий, а пока им кажется, что в скучной школе жизнь идёт мимо, они словно увязли в жидком сиропе и знойном мареве затянувшегося лета.

Повествование медленное и вязкое, поступки героев не всегда кажутся логичными, сами герои не вызывают сочувствия и сопереживания. Недостаток ли это истории или манеры автора — сложно сказать. Финеаса и Джина трудно назвать друзьями в классическом понимании этого слова, поскольку есть между ними и некое соперничество, попытка доказать что-то друг другу и окружающим, а потому они безоглядно бросаются в омут с головой причём в буквальном смысле: Финни придумывает прыжки с дерева в воду, а если на стене висит ружьё, то, как мы знаем, оно обязательно выстрелит. Попытка автора передать стремления и сомнения молодости не увенчалась успехом. Да, в романе достаточно много рассуждений главного героя: мы видим его метания, муки совести и воспоминания, которые будут преследовать его всю жизнь, будут гнать вперёд и заставлять задаваться бесконечными вопросами. Однако уже свершившееся изменить нельзя, и рано или поздно ему придётся это признать. Если и есть в этой книге мораль, то спрятана она бесконечно глубоко. На поверхности лежит лишь атмосфера — томная, как вечерний зной, тягучая, как патока, тяжелая и удушливая, как метания от жажды понять себя и свои мотивы.

Что касается самих героев, то они резко очерчены и чётко охарактеризованы, но обездушены, их мысли и эмоции, стремления и желания словно бы обезличены, как будто они действуют по заранее заданному шаблону, но не до конца в него вписываются и то тут, то там торчат острые углы. На фоне жизнерадостного, вечно в движении Финеаса не только Джин, но все прочие герои выглядят блёкло. Харизма и жажда жизни Финеаса затмевает собой всё прочее, оттесняет на второй план, а потому возникает ощущение идеализации персонажа, что, в общем-то, и неудивительно, поскольку повествование представляет собой воспоминания Джина сквозь призму времени. Сам же Джин видится неким аморфным существом, словно не может существовать без волшебного толчка своего товарища. Он следует за Финеасом по наитию, словно на поводке, словно не обладает собственной волей. А тот миг, когда воля проснулась в нём, обернулся катастрофой для них обоих.

В Америке этот роман стал классикой и изучается в школах. Для того, чтобы подобное произведение стало классикой у нас, ему, на мой взгляд, не хватает многого: жизни, эмоций, силы звучания, мотивации героев, некоего вывода, который бы читатель сделал для себя. История ли это о взрослении? Она поведает нам о годе в закрытой школе и о трагических событиях, которые не могли не оставить отпечатков на душах их участников, но произошло ли взросление? История ли это предательства, когда сами герои не могут точно определить, что же произошло? История ли это дружбе? Пожалуй, в некой упрощённой и несколько извращённой форме, ведь у дружбы много форм и обличий. Сложно дать этой книге и определение "тонкого психологического романа о взрослении", поскольку он оставляет после себя больше вопросов, чем ответов. Главный герой рассказывает историю из своей жизни, но отстранённо, не давая собственной оценки, как будто это лента кинохроники, а не лето, перевернувшее его жизнь.

6/10


Статья написана 1 мая 2018 г. 09:17

Во время скидок на Лабиринте в Библионочь заказала уже прочитанное из списка хотелок. Книги Донны Тартт хотела давно, но цена кусалась. И очень рада, что стали переиздавать Фэнни Флэгг, т.к. ее проза мне очень нравится, почти всё прочитала в электронном варианте, теперь вот бумажные буду собирать.

«Добро пожаловать в мир, Малышка!»
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2018 год, 5000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр.
ISBN: 978-5-86471-784-4

Аннотация: Жила-была в крошечном уютном городке Элмвуд-Спрингс маленькая очаровательная девочка, которую все звали Малышка. Но однажды Малышке вместе с мамой пришлось срочно уехать из города, и причины их бегства так и остались неизвестны. Спустя почти тридцать лет красавица и умница Дена делает стремительную карьеру на телевидении, еще немного — и она станет женским лицом всего американского ТВ. Блестящая карьера, оглушительный успех, однако трагические тайны прошлого по-прежнему не дают покоя испуганной девочке по прозвищу Малышка.

Комментарий: Первый роман цикла "Элмвуд-Спрингз".
Иллюстрация на обложке Е. Сергеевой.

«Тайная история»
Донна Тартт
Тайная история
Издательство: М.: АСТ: Corpus, 2014 год, 3000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 592 стр.
ISBN: 978-5-17-087295-4
Серия: Corpus, Corpus [вне подсерий]

Аннотация: Действие романа "Тайная история", разошедшегося в США пятимиллионным тиражом, разворачивается в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пэйпен приезжает из Калифорнии изучать древнегреческий язык. Новые друзья Пэйпена — четверо молодых людей и одна девушка — умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой, и под виртуозным пером Донны Тартт его исповедь превращается в высококлассный психологический триллер.

Комментарий: Том 301. Внецикловый роман.
Иллюстрация на обложке А. Бондаренко.

«Маленький друг»
Донна Тартт
Маленький друг
Издательство: М.: АСТ: Corpus, 2015 год, 12500 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 640 стр.
ISBN: 978-5-17-088752-1
Серия: Corpus, Corpus [roman]

Аннотация: Действие романа происходит в городе Александрия, штат Миссисипи, где во время празднования «Дня матери» маленький мальчик по имени Робин Клив-Дюфрен был найден повешенным на суку дерева во дворе собственного дома. Двенадцать лет спустя тайна убийства Робина всё ещё не разрешена, а его семья опустошена горечью утраты. Поэтому сестра Робина Харриет, обескураживающе умная, поразительно решительная девочка, находящаяся под сильным влиянием творчества Р. Киплинга и Р. Л. Стивенсона, намеревается разыскать его убийцу. Заручившись поддержкой своего близкого друга Хили, Харриет разрушит непоколебимые устои самой жизни и общества и с головой погрузится в историю её семейной потери. Наполненный крутыми поворотами сюжета и «беспокойным, абсурдным гуманизмом достойным Диккенса» («Книжное обозрение Нью-Йорк Таймс»), роман «Маленький друг» — результат труда писателя поразительного обаяния, наделённого изумительным талантом.

Комментарий: Том 348. Внецикловый роман.

«Щегол»
Донна Тартт
Щегол
Издательство: М.: АСТ: Corpus, 2014 год, 10000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 832 стр.
ISBN: 978-5-17-085448-6
Серия: Corpus, Corpus [вне подсерий]

Аннотация: Очнувшись после взрыва в музее, Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их из музея. Тео будет швырять по разным домам и семьям — от нью-йоркских меценатов до старика-краснодеревщика, от дома в Лас-Вегасе до гостиничного номера в Амстердаме, а украденная картина станет и тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету.

Комментарий: Том 302.
Иллюстрация на обложке — фрагмент картины К. Фабрициуса.

«Марина»
Карлос Руис Сафон
Марина
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 5000 экз.
Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 320 стр.
ISBN: 978-5-17-100058-5
Серия: Эксклюзивная классика

Аннотация: Таинственная Барселона конца 70-х. Подросток по имени Оскар попадает в заброшенный дом на окраине некогда роскошного квартала и знакомится с его обитателями — такими же осколками былого величия, как и их жилище. Вместе с призраками прошлого воскресает и городская легенда — страшная и трагичная история человека гениального и одержимого, изменившего множество судеб. Только вот легенда ли это?

Комментарий: Внецикловый роман.

«Игра Ангела»
Карлос Руис Сафон
Игра Ангела
Издательство: М.: АСТ, 2014 год, 3000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр.
ISBN: 978-5-17-082151-8
Серия: Кладбище забытых книг

Аннотация: Барселона 20-х гг. ХХ века. Давид — талантливый писатель, работающий в газете на мизерное жалование. Он превратил в шедевр произведение друга, но так и не смог написать свой собственный. Неожиданно он получает заманчивое предложение от одного издателя — написать книгу, которая может изменить судьбу человечества. Дав согласие на написание книги, Давид впутывается в сложную и опасную игру.

Комментарий: Второй роман цикла "Кладбище забытых книг".
Иллюстрация на обложке А. Фереза.

«Узник Неба»
Карлос Руис Сафон
Узник Неба
Издательство: М.: АСТ, 2014 год, 7000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр.
ISBN: 978-5-17-080636-2
Серия: Кладбище забытых книг

Аннотация: Барселона, конец 1950-х. Даниэль Семпере, уже знакомый читателю по роману «Тень ветра», по-прежнему владеет букинистической лавкой, в которой работает его друг Фермин. Но чем дальше, тем яснее становится Даниэлю, что Фермина что-то тревожит... Так начинается поразительная, трагическая и захватывающая история третьего романа из знаменитого цикла Сафона «Кладбище Забытых Книг»...

Комментарий: Третий роман цикла "Кладбище забытых книг".
Иллюстрация на обложке А. Фереза.


А это новинки, которые захотелось прочитать. Жанр — биографические романы, мемуары, семейные истории. Купила в конце апреля, читаю сейчас.

«Представьте 6 девочек»
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2018 год, 3000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 480 стр.
ISBN: 978-5-86471-723-3

Аннотация: Документальный роман о сестрах Митфорд, имя которых в середине прошлого столетия было в Англии нарицательным. Шесть сестер стали олицетворением самых разных сторон ХХ века. Выбранные сестрами Митфорд пути можно перечислить почти так же, как в детском стишке перебираются жены Генриха VIII: Писательница; Птичница; Фашистка; Нацистка; Коммунистка; Герцогиня. Можно составить мини-биографии, жонглируя наиболее поразительными фактами с ловкостью опытного циркача. Нэнси, самоучка, не умевшая расставлять знаки препинания ("Не Ваш конек", писал ей Ивлин Во) сделалась известной писательницей, изданные в 1940-х романы "В поисках любви" и "Любовь в холодном климате" принадлежат к популярной и любимой читателями классике. Памела, буколический птицевод с голубыми глазами (солнечные очки она всегда подбирала в тон), была воспета молодым поэтом Джоном Бетжеменом. Диана, слывшая первой красавицей в своем поколении, преспокойно приняла участь парии, бросив идеального мужа ради лидера Британского союза фашистов сэра Освальда Мосли. Юнити, зачатая в канадском городе Свастика, сделалась яростной нацисткой и близкой подругой Адольфа Гитлера. Джессика сбежала из дома с коммунистом Эсмондом Ромилли, племянником (а по слухам, сыном) Уинстона Черчилля и поселилась в рабочем районе Ротерхита. Дебора стала хозяйкой Чэтсуорт-хауса, величественной, выстроенной еще в XVII веке резиденции герцогов Девонширских, и собрала здесь выдающуюся коллекцию записей и сувениров Элвиса Пресли.

Обычно за страстную идеологию хватаются разочарованные мужчины, хотя такое случается и с девушками, но при чем тут сестры Митфорд? Благополучные, защищенные от всех превратностей, только и знавшие, что скакать следом за гончими, танцевать в лучших домах Лондона, представленные ко двору. О юных мятежниках часто говорят, мол, им-то терять нечего — но уж кому было что терять, так это сестрам Митфорд. Бунтарство лишало их всего — их, нежнокожих отпрысков привилегированного класса.

О том, как и почему сестры выбрали каждая свой путь — об этом книга Лоры Томпсон. Портреты шести сестер складываются в единый портрет эпохи — бурной, с невероятными поворотами. Книга Лоры Томпсон — критический взгляд на историю Британии ХХ века, без глянца и позолоты. Это потрет страны, которая заблудилась в идеологических лабиринтах, — как заблудились сестры Митфорд.

Комментарий: Документальный роман.
Иллюстрация на обложке А. Бондаренко.

«Мод. Откровенная история одной семьи»
Издательство: М.: Э, 2018 год, 10000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 480 стр.
ISBN: 978-5-04-088731-6
Серия: Secret Garden. Наедине с собой

Аннотация: Нескладная девочка, нелюбимая дочь, покорная жена. Мод обожала первого мужа и презирала второго. Была прекрасной матерью, но только для троих из пяти своих детей. Обыкновенная женщина с необыкновенной судьбой. История большой любви и величайшей трагедии.

Комментарий: Биографический роман.


Статья написана 27 апреля 2018 г. 11:37

Дженнифер Уорф — скромная лондонская медсестра, работавшая акушеркой в 1950-70-х годах. Она решила поведать миру о незаметном для большинства самоотверженном труде монахинь, медсестер, акушерок, помогавшим малышам появляться на свет, поспособствовавшим развитию акушерства и дородового ухода. Они были беззаветно преданы своему делу, помогали женщинам из беднейших слоев населения получить качественную помощь при родах и уход.

Трилогия цельная и очень трогательная, но вместе с тем достоверно показывающая мир бедной части Лондона середины прошлого века и состояние медицины того периода. Однако в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Здесь это корректура текста: в целом язык достаточно хороший, однако в тексте много опечаток, грамматических, стилистических и порой даже речевых ошибок. Работа корректора оставляет желать лучшего.

"Вызовите акушерку" — произведение в жанре мемуаров на грани с художественным текстом, оно написано живым колоритным языком, здесь нет сухого изложения фактов, как нет и перегруженных синтаксических конструкций и витиеватых эпитетов "ради красного словца". Каждая глава повествует об отдельном случае из практики автора, но все они связаны не только главными героями, но и местом и временем. Лондон здесь также является своеобразным героем, наблюдающим за жизнями своих обитателей. На страницах этих романов читатель найдет описания города, быта и жизни простых людей, погрузится в эту непередаваемую атмосферу, ощутит какофонию звуков и запахов, познакомится с историческими фактами и удивительными судьбами, станет свидетелем эпохи. А еще это книги о любви во всем многообразии ее проявлений: любви искренней, пламенной, всепоглощающей, любви мужчины и женщины, любви к родным и близким, любви к детям, любви к ближним, любви к Богу; о милосердии и сострадании, самоотдаче и самоотречении во имя служения высшей цели.

Первый том рассказывает о начале службы Дженни Ли акушеркой в Ордене Святого Нонната. Перед нами разворачивается калейдоскоп зарисовок, лоскутное одеяло лондонской жизни 1950-х годов. Читатель знакомится с обитателями монастыря — яркими и самоотверженными женщинами: монахинями ордена и служившими там акушерками. Автор также расскажет о жизни лондонских доков этого периода, об особенностях и состоянии медицины, о быте и жизни беднейших слоев населения. Это мир больших матриархальных семей, ютившихся в крохотных квартирках без удобств, но умеющих радоваться тому, что имеют. Перед взором читателя пройдут обитатели района Ист-Энд с разными судьбами — счастливыми и трагическими, интересными и удивительными. Герои будут жить, любить, радоваться и огорчаться. А фоном станет подлинная история Лондона того времени, свидетелем которой стала писательница. Мы почерпнем массу сведений о самоотверженном труде акушерок, этих удивительных женщин, всегда остающихся в тени, и о том, какой весомый вклад внесли они в развитие медицины. Мы побываем на улицах Лондона — не того рафинированного Лондона, который привыкли видеть с телеэкранов, а Лондона дикккенсовского, подлинного, его изнанки, окраин, где люди каждый день боролись за жизнь, побеждая нищету, анисанитарию и бытовую неустроенность.

Второй том поведает читателям о становлении работных домов и особенностях жизни там, кратко обрисует экономику Англии середины века и быт беднейших слоев населения. Мы также познакомимся с новыми героями, узнаем историю монахини Моники Джоан, прожившей долгую жизнь, наполненную событиями, она стала свидетельницей эпохи и боролась за право женщин на качественную медицину. Персонаж очень яркий и колоритный. Не обошлось здесь и без курьезных моментов и трагических историй.

Третий том расскажет о проблеме туберкулеза и прерывания беременности, а также поведает нам истории новых героев: мы познакомимся с весьма колоритными близнецами Меган и Мэйв, побываем в настоящем английском пабе, узнаем, как сложилась судьба монахинь и акушерок в дальнейшем. Автор без приукрашивания описывает жизнь и быт людей, семейные традиции и уклад, рассказывает о жизни женщин в Англии середины прошлого века до изобретения оральных контрацептивов.

Трилогия представляет собой единое целое — набор историй из жизни Ист-Энда 1950-х годов, фоном которых выступает история Лондона. Перед глазами читателя проходят яркие и запоминающиеся образы жителей доков, каждый обладает индивидуальным характером, их особенности автору удалось передать в полной мере при помощи ряда выразительных средств — будь то описание их жилищ, внешнего вида или манеры речи. Речевые характеристики героев заслуживают отдельного упоминания. Книги очень кинематографичны (не зря по ним снят сериал): мы словно бы окунаемся в сюжет, видим сценки из жизни, слышим запахи, звуки, голоса и интонации. Сюжет захватывает с первых страниц, хотя ничего остросюжетного здесь нет, как нет и какой-то драмы. Повествование о судьбах героев ведется неспешно, но вместе с тем нет затянутости и излишней детализации. Стиль автора сложно назвать лапидарным, но и "воды" здесь нет. Читать стоит любителям семейных историй, рассказов Диккенса, тем, кто не боится описаний медицинского характера. Книги весьма увлекательны и читаются довольно легко.


Статья написана 26 апреля 2018 г. 10:31

22 мая впервые на русском языке выйдет книга «Всё та же я» британской писательницы Джоджо Мойес. Это продолжение романов «До встречи с тобой» и «После тебя».

Аннотация. Луиза Кларк готова начать новую жизнь. Она приезжает в Нью-Йорк и попадает в другой мир, в чужой дом, полный секретов. Радужные мечты разбиваются о жестокую реальность, но девушка со свойственным ей чувством юмора не унывает. Она знает, сколько миль от ее дома в Нью-Йорке до Лондона, где живет ее новый парень Сэм. Она знает, что ее начальник — хороший человек и что у его жены есть свои секреты. Но Лу не знает, что она вот-вот встретит Джоша, который перевернет ее жизнь с ног на голову. Просто потому что Джош так похож на того, кто однажды причинил ей боль. Лу твердо знает, что рано или поздно найдет способ обрести себя. А еще обязательно получит ответ на вопрос: кого же она на самом деле любит?..

Прилагаю ознакомительный фрагмент.


Статья написана 18 апреля 2018 г. 11:22

25 апреля в издательстве "Робинс" выйдет третий роман фэнтезийного цикла "Время библиомантов" немецкого писателя Кая Майера "Книга крови".

В 2017 году книга получила Немецкую фантастическую премию (Deutscher Phantastik Preis) в категории "Роман на немецком".

Аннотация. Санктуарий разрушен, однако миру библиомантов угрожает новая опасность. В золотом сиянии между страницами мира угрожающе клубятся идеи, поглощающие одно убежище за другим. Не сразу Фурия осознаёт, что она одна в состоянии предотвратить катастрофу. Однако за спасение целого мира придётся заплатить высокую цену. Сможет ли она сделать это?





  Подписка

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх