В начале прошлого месяца был в Санкт-Петербурге, где весьма плодотворно общался с коллегами-фантлабовцами и не только, потом занесло на чудесную фантлабовку в Саратов, пообщался, познакомился, поговорил, послушал, приобрел, подарил, узнал много нового и крайне изумительного про тридцатитомник АБС, аж загорелось купить его которого нет еще, но приобрел кое-какие библиографические редкости, про которых и не знал, ну это в базу внесем, не пропадет ничто. (Кстати, а много ли в Липецке любителей фантастики, может имеет смысл тоже встретиться за кружкой чаю?). Фотоснимки саратовский встречи я думаю воспоследуют от непосредственных организаторов, я же хотел бы уйти в сторону и показать странные магазины города Саратова. Нет, не букинистические, которых там ровно два, и которые традиционны по всей стране, а странные такие обычные магазины с неожиданными названиями.
В минувшие же выходные снова оказавшись в Питере, удачно посетил сразу три мероприятия — открытие розничного магазина FANтастика, что у м. "Московские ворота", презентацию сборника светлого коммунистического рассказа "Будущее есть", и презентацию альманаха "Астра Нова".
"Будущее есть" — приличная книжка великолепно изданная в "Шико" фактически настолько мизерным тиражом, которого едва хватило на две презентации — одна состоялась в Москве, вторая была в СПб и довезли туда всего 21 (двадцать одну) штуку. Якобы будут допечатки, не знаю. Порадовали цветные вклейки с иллюстрациями — большая редкость в наше время для фантастических книжек.
В магазине FANтастики Денис Лобанов и Сергей Неграш.
Сборник раз:
Альманах два, народу побольше:
Напутственное слово А.Лазарчука начинающим издателям
Святослав Логинов берет телемост на себя и собственно он и проводит это мероприятие за неимением желающих со стороны редакции альманаха
Игорь Авильченко и Юлия Зонис разучивают ноты нового гимна фантлаба
Листая старые американский журналы фантастики золотого века, рассматривая чудесные картинки, украсившие рассказы, ставшие теперь классикой жанра, или наоборот, сочно привлекая внимание к сочинениям безвестных ныне беллетристов, обращаешь внимание на слишком короткие подписи художников-оформителей, сделавших мир фантастики таким притягательным, жизнерадостным, задорным и оптимистичным.
Про Фразетту и Вирджила Финлея мы уже писали, теперь расскажем про Эдмунда Александра Эмшвиллера, подписывавшего свои работы коротко: EMSH.
Ed Emshwiller
(16 февраля 1926 — 27 июля 1990)
Эд родился 16 февраля 1925 года, в Мичигане, в 1932 семья перебралась в Чикаго, в 1947 окончил Мичиганский университет и начал учиться в Школе изящных искусств, а 30 августа 1949 женился на Кэролл Фриз (сейчас известна как Кэролл Эмшвиллер, автор двух десятков книг, лауреат Всемирной премии фэнтези-1990, -2005, Мемориальной Ф.К.Дика-2002 и Небьюлы-2001, -2005). В 1950 молодая семья поехала во Францию в отпуск.
1925:
Сьюзи, Эрл, Эд и Мак Эмшвиллеры, 1928:
Во Франции:
Дом Эмшвиллеров, 1950:
С 1951 по 1964 Эмшвиллер работает для "Galaxy", "The Magazine of Fantasy & Science Fiction" и других журналов, рисует обложки для книг, пять раз завоевывает "Хьюго" как художник (1953, 1960, 61, 62 и 64 гг.). Эмшвиллер еще к Бестеру делает динамичные рисунки, но об этом в следующий раз.
В студии
В конце 1950х Эда увлек экспериментальный кинематограф, он считается одним из первых видеохудожников (инсталляции с кинопроекторами и неподвижными объектами), его короткометражка "Relativity" (1966) считается одним из лучших экспериментальных фильмов в кинематографе.
В киномастерской, 1964
С 1964 года, получив грант от Фонда Форда, Эд практически полностью переключается на работу в кино, и всё меньше и меньше рисует для журналов и книг.
С женой Кэрол, 1970 г.
Видный деятель киноандеграунда, он с 1971 года он начал снимать фильмы на видеокассеты, что для того времени было смелым прорывом. После переезда из Нью-Йорка в Калифорнию, Эд с 1979 по 1990 был деканом факультета кинематографии в Калифорнийском институте искусств, а с 1981 по 1986 занимал пост проректора в той же школе.
Кадр из фильма "Image, Flesh and Voice", 1969
Фильм "Проект Аполло", 1968
Рисует за компьютером PDP-11, 1979 год
Надо сказать, что Эмшвиллер никогда не был чужд абстракционизму в искусстве, образцы его студенческих художественных работ ясно показывают его мировосприятие, а в андеграундном малобюджетном кино это стало еще более выпукло. Впрочем, работая иллюстратором для журналов фантастики, он и там иногда позволял себе выходить за рамки фантастического реализма:
Мрачная короткометражка Tanatopsis ("Видения смерти", 1962) на ютубе:
"Sunstone" считается первым компьютерным 3-D мультфильмом.
EMSH посмертно введен в Зал Славы Фантастики в 2007 году. В том же году в замечательном издательстве Non-stop (это как если бы ЖЗЛки готовили и издавали в ДорлингКиндерсли) вышла большая цветная книжка про Эмшвиллера.
Книга написана Хайнлайном в 1938-39 гг., отвергнута для публикации парой издателей, и при жизни автора к печати более не предлагалась, вышла на английском только в январе 2004 году. Это не "Доннерджек" Желязны или что-то еще подобное дописанное по черновикам, это реально артефакт из прошлого, всеми забытая рукопись. В тридцатых годах двадцатого века увлечение конструированием моделей будущего мироустройства имело определенную популярность в большой литературе. Олаф Стэплдон в книге "Последние и первые люди" (1930) тезисно набросал историю развития человечества на 800 млн лет вперед, причем первые главы книги достаточно подробно рассказывают о политических дорогах ведущих государств планеты — именно по этим рельсам мир двигался и движется в XX-XXI веках. Олдос Хаксли издал роман "О дивный новый мир" (1932; любопытно что первая попытка издания русского перевода была предпринята журналом "Иностранная литература" в 1935 году), Герберт Уэллс сделал сценарий к фильму "Облик грядущего" (1936, реж. Уильям Мензес), Айн Рэнд написала короткую антиутопию "Гимн" (1938). В ожидании очередной грозной войны лучшие умы мира пытались что-то там раскроить на глобальной шахматной доске, переделать воспитание, экономику, мораль и нравственность человечество так, чтобы оно не скатывалось в очередную бойню.
(первое и второе издание книги Стэплдона)
(первое издание 1932 года и покет 1953 года)
Далее спойлеры
(афиша фильма)
(первое издание "Гимна") (последующее издание)
.
.
Ровно так же молодой военный инженер Хайнлайн, не состоявшийся на политическом поприще (об этом подробнее сказано в замечательном двадцатистраничном послесловии Роберта Джеймса), сделал попытку высказать свои мысли о переустройстве мира в форме трактата, лишь слегка рядившегося в одежды художественного произведения:
Сорвался на машине с крутого берега в обрыв да на камни лейтенант Перри Нельсон в 1939 году, а очнулся в 2086м. Детали межвременного переноса сознания из тела в тело опускаются автором, и Перри оказывается в утопическом прекрасном мире, где люди ходят полуодетыми, процветают науки и искусства, где газеты печатают не светские сплетни а новости техники и разъяснения последних научных открытий, где нет войн и социальной напряженности (по крайне мере в Америке — Европа-то почитай вся вымерла от голода после продолжительной Сорокалетней войны, устроенной самими же европейцами промеж себя), где религия признана антисоциальной доктриной, где распространены полигамные семьи, и каждый обеспечен неплохим прожиточным уровнем по праву рождения. Экскурсоводом по миру будущего становится прекрасная девушка Диана, живущая в собственном коттедже и выступающая по телевизору с необычными танцевальными номерами.
Историю и экономику нового американского общества Перри изучил по видеокурсам, тонкости политики разъяснил учитель из Беркли, тогда как технические новшества в транспорте, строительстве и быте путешественнику из прошлого разъясняет его спасительница и проводник Диана.
Для танцовщицы с гуманитарным образованием Диана слишком подробно объясняет технологию передачи данных на расстоянии и записи телепередач, устройство вертолета с электродвигателем и строительные сложности возведения стеклянных куполов для оранжерей. Но это и к лучшему, такая неназидательная дидактичность как раз уместна для менторского тона книги. Вдвойне приятнее герою книги, он ведь еще и спит с этой своей учительницей, моложе его в несколько раз. Это пикантное обстоятельство можно было бы счесть фантастикой вдвойне, если б не встречалось в жизни на самом деле.
И вот ровно на середине романа, когда действие (вернее, полное бездействие) начинает утомлять, атавизмы воспитания двадцатого века дают уголовный рецидив и утопия превращается для Перри Нельсона в дистопию, причем эдакого Пелевинского разлива:
цитата
Побуждают человека действовать очень сложные мотиваторы, обозначенные как долг, грех и так далее. Тебя самого они побуждают действовать, и при этом ты неспособен определить, что имеешь в виду, пользуясь этими словами. Ты принял соответствующие понятия более-менее бессознательно и так мало знаешь о них, что не сможешь предсказать, приведут они тебя к желаемому результату или к катастрофе. Попытайся ты пилотировать самолет, имея столь же ограниченные представления о его приборах, ты наверняка разбил бы его. Здесь (в исправительном учреждении) ты оказался потому, что вот так неумело пилотировал собственную жизнь ...
Любопытны точные предсказания Хайнлайна — например, предсказанная вторая европейская война, развязанная фашистами, оканчивается самоубийством Гитлера, а послепобедная эйфория в США закономерно скатывается к преследованиям коммунистов.
На стр. 110-121 весьма подробные объяснения отчего и почему право голоса должны иметь только люди, готовые воевать — критика слева часто ёрничает над этим пунктиком Хайнлайна, но в предложенных обстоятельствах политического устройства США XXI века с ним легко соглашаешься. Обширные экономические лекции, которые читают друг другу персонажи, могут быть восприняты читателем только при условии знакомства с общей историей экономических учений, и тогда теория социальных дисконтов Дугласа будет просто одной из вариаций описания развития экономики, в противном случае пропагандируемые Хайнлайном идеи индустриальной приватизации и национализации банков могут быть восприняты частью читателей как признак социализма у РЭХа, хотя РЭХ в этой же книге грамотно критикует Маркса (собственно, экономистом Маркс никогда и не являлся, его даже современники XIX века ученым-то и не считали).
цитата
Экономические системы ничто, кодексы обычаев ничто, если они не помогают человеку следовать за своим сердцем в поисках самореализации, искать смысл вещей, создавать красоту, находить любовь.
И даже среди всего этого трёхсотстраничного антропологического, экономического, политологического и технического лектория нашлось-таки место для живого одноухого кота, путающегося там и сям на страницах книги.
Побывав на прошлой неделе в культурной столице, имел счастье достать несколько экземпляров этой книжки, сугубо для обмена. Или продажи. А рецензия Арбитмана на оное редкое издание использована тут для привлечения внимания.