Кэтрин Мур отзывы

Все отзывы на произведения Кэтрин Мур (C. L. Moore)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 745

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»

«До скорого!»
–  [ 5 ]  +

Dan-Master, 07 августа 2009 г. в 11:18

Если перед Вами появился парень Вашего роста и сунул в руки полено — держите его крепко и не отпускайте! :cool!: Гениальный рассказ, реомендуется всем страдающим от депрессии!

Оценка : 10
«Волчица»
–  [ 5 ]  +

glupec, 05 августа 2009 г. в 09:04

И снова Мур экспериментирует с жанрами — после космооперы вдруг такой абсолютно «чистый» хоррор в говардовском ключе (именно говардовском, а не лавкрафтовском, т.к. действие прочно привязано к нашей Земле). Начало рассказа _очень_ напоминает классическую американскую прозу о бывалых людях, покорителях незаселенных просторов (того же Джека Лондона), и уже за него я бы поставил оценку не меньше 9.

Кульминация рассказа несколько затянута — видения прошлого, преследующие героя, несколько «тормозят» действие (по этой причине и не ставлю десятку) — по идее, все могло бы закончиться в ту минуту, когда охотник достал крест. Впрочем, тогда бы это был уже совершенно другой рассказ, более традиционный. А так — хоть какая-то нестандартность (пусть и оборачивающаяся некоторой эклектикой — историю это, тем не менее, не портит).

Оценка : 9
«Джирел знакомится с магией»
–  [ 5 ]  +

glupec, 02 августа 2009 г. в 10:46

Старая героика — по современным понятиям довольно простенько, но, тем не менее, мило. Именно мило, не более того. Изящная безделушка, филигранно вычеканенная, но не несущая никакой функции, кроме как просто порадовать глаз.

Не скрою, я люблю произведения, в которых больше внимания уделяется СТИЛЮ, чем всяким там расплывчатым и неоднозначно трактуемым «авторским идеям»... Но эта вещь — не зацепила до конца. Не то чтобы она была вовсе неудачна — наоборот, многое понравилось... но вот... чуть-чуть не дотягивает до того, чтобы перестать быть просто приключенческой историей, и перерасти в красивую поэтическую фантазию на манер К. Э. Смита.

Впрочем, Мур избежала и другой крайности — не стала слишком вдаваться в авантюрную составляющую. Иначе бы вышла палпа на манер того же «Элака из Атлантиды» ее супруга. К счастью, этого не случилось...

Итог. Неплохо, но средне. До 8-ми не дотягивает — поэтому 7 (точнее говоря, поставил бы 7, 5... если бы мог).

Посмотрим, каковы будут другие рассказы цикла.

Оценка : 7
«Ярость»
–  [ 5 ]  +

azgaar, 10 июня 2009 г. в 10:40

К сожалению первый космический зонд на Венере был аж через пару десятков лет после написания этого романа. И естественно Каттнер не мог знать что на Венере нет ни морей, ни джунглей, а средняя температура в атмосфере порядка 400 градусов по цельсию. Роман неплох, но если бы автор использовал далекую и неизвестную планету — было бы лучше.

Оценка : 8
«Ночная битва»
–  [ 5 ]  +

Alexandre, 06 мая 2009 г. в 11:01

Хорошо написанный боевик, с философскими размышлениями. Сама концепция «Свободных солдат» и «Свободных отрядов» любопытна. И многие другие детали общественного устройства в далеком будущем. Действие довольно динамично, в связи с чем на мелкие погрешности внимания не обращаешь. Кошмарные описания болотного волка и хищных растений поражают воображение. В общем не ужастик, но эмоции пробуждает. Читать можно, а там уж кому придется по вкусу — тем повезло.

Оценка : 8
«Маска Цирцеи»
–  [ 5 ]  +

Alexandre, 06 апреля 2009 г. в 10:11

Мне в общем понравилось, прочитал не спотыкаясь, хотя некоторые моменты были не слишком интересны. Собственно герой мало где реально действует, а чаще является объектом приложения неких загадочных сил.

Есть и недостаток — почему-то автор (как многие) упорно упоминает, что воспоминания предка перешли к нему с наследственным веществом (хромосомами). А ведь этого быть не может, о чем наука уже вполне определённо заявила. Лучше бы автор сразу привлек на помощь таинственную магию иных миров, чем путаться в арифметике — мол, дважды два, конечно, четыре, но вот еще к этому ворох картинок и прочей информации...

Драматичные эпизоды, неустойчивое поведение героя, проистекающее из его принципиальной раздвоенности — описаны, по-моему, достоверно. Хотя сама коллизия, выглядит несколько надуманной. За исключением чёткой любовной линии, которая сохраняется без ущерба на протяжении всего романа, что и придает не самому лучшему произведению неизменное очарование подлинного чувства. Ведь так легко было поддаться мимолетному соблазну! Нет же, при всех своих недостатках, герой оказывается верен любви, хотя сплошь и рядом и не знает как и что надо делать; но сердце ведёт его верной дорогой.

Оценка : 8
«Порочный круг»
–  [ 5 ]  +

Ny, 07 марта 2008 г. в 04:51

Очень слабый и нелогичный рассказ. Даже не ожидал от автора. Абсолютно непонятно откуда у роботов берётся такое желание, ведь любой материал разрушим и ответ однозначно положительный. Да и с какой стати машину должен волновать вопрос собственных отношений с окружающей средой? Внятных ответов, как и четкой идеи, в рассказе я не нашел.

Оценка : 2
«Источник миров»
–  [ 5 ]  +

Uldemir, 18 ноября 2007 г. в 09:03

С одной стороны, типичный образец приключенческой фантастики времен Золотого века, с другой — дикая фантасмагория с привидениями в урановой шахте, летающими островами, таинственными небожителями в масках, полчищами злобных неуязвимых аборигенов и много чем еще. И пусть в «Источнике миров» нет той изощренности, что появится в произведениях фантастов будущих поколений, в нем есть нечто более важное, сама суть фантастики, когда существующие законы мироздания отбрасываются в сторону и фантазия становится безудержной... Наверное, не зря этот роман Каттнера время от времени переиздают. Он этого достоин.

Оценка : 9
«Ночная битва»
–  [ 5 ]  +

MegaVOLT, 13 октября 2007 г. в 07:27

А мне очень понравилось, смело поставил девяточку. Великолепно описана дикая фауна Венеры и хороший сюжет. И вообще люблю читать про всякие приключения в джунглях диких планет!!! :cool!:

Оценка : 9
«Профессор накрылся»
–  [ 5 ]  +

Kairan, 15 февраля 2007 г. в 01:23

После прочтения книги испытываешь чувство здорового злорадства. :-))) Надо было трижды подумать, прежде чем пытаться шантажировать суперлюдей, какими бы неотесанными те не казались.

Оценка : 9
«Железный стандарт»
–  [ 4 ]  +

Prosto_Chitatel, 30 апреля 2024 г. в 07:26

Довольно спорный по концепции рассказ, где действительно земляне ведут себя как существа с моральным превосходством, знающие, какая система управления и кому нужна. Несмотря на это, многие вопросы, на которые не нашли ответы невнимательные читатели, в рассказе присутствуют. В частности, вполне понятно (хотя и сложно принять такие объяснения) раздаривание собственной еды, и почему люди не стали разбирать свой корабль на железные запчасти. Многое обдумывает Каттнер в своем рассказе, но совершенно непонятно, почему он считает выдуманную им же самим концепцию существования венерианского строя такой уж плохой? Это не рабская система — рабов здесь нет, — нет и бедных настолько, чтобы не могли удовлетворить свои ЛЮБЫЕ минимальные потребности. Постоянно говорится о застое цивилизации на многие столетия и отсутствии развития, но венериане фактически на том же уровне, что и земляне: в чем здесь такой уж ступор? Чем влияние на общество таркомаров отличается от влияния больших коропораций на Земле?!

А выглядит данная история, особенно сейчас, как очередная борьба за какую-то дикую «свободу» а ля американские правила вместо главенства права, где земляне в угоду решения своих личных нужд фактически разваливают целую планету, где девяносто девять процентов жителей до этого вполне были довольны своим существованием. Очевидно, что через несколько месяцев, благодаря стараниям землян, планета погрузится в хаос револиций и восстаний и передела собственности (и об этом фактически говорится прямым текстом) — вот венерианам-то в кайф заживется!

Действительно, чисто американский подход всех учить жизни и считать неправильным «все, что не так, как у них», которого я от Каттнера не ожидал в такой прямолинейности. Даже хотелось несколько слукавить перед самим собой и сказать, что автор все это опять-таки изложил в качестве стеба, как он это умеет. Но нет, не получилось. Тут все совершенно серьезно и без оттенков в сторону того, что «можете покатать эту идею не только в одну, а в обе стороны». Жаль. Хотя читается при этом, как всегда, легко и увлекательно. И во многом поучительно. Вот только поучительно не так, как думал Каттнер.

Оценка : 5
«Недреманное око»
–  [ 4 ]  +

Prosto_Chitatel, 29 апреля 2024 г. в 12:17

Забавный альтернативный Мир, где у тебя могут быть все мотивы, ты убил — но убийцей все равно Закон тебя считать не будет. Надо лишь быть хорошим актером и несколько лет изображать из себя фактически другого человека под своими именем и фамилией. На самом деле, Каттнер расписывает совершенно непосильную задачу для неустойчивой человеческой психики (как говаривала Кристи (приблизительно), люди, никогда не расстающиеся с пистолетом, встречаются только в приключенческих романах). Если есть прибор, способный разглядывать тебя посекундно на много часов-дней-лет назад — расколоть человека хорошему психологу или криминалисту просто-таки не будет составлять никакого труда. И для этого не надо фальшивить в больших поступках, тебя как раз выдадут совсем малые. Кстати, финальный срыв протагониста как раз косвенно подтверждает эту простую мысль.

Но если принять данное каттнеровское допущение — то история получилась весьма занятная, с нотками старой доброй наивности и даже с возможностью поразмышлять о человеке в социуме и его индивидуальном микрокосме. Интересно, что Каттнер взял за главного героя сознательно человека, которого все видят слабым и управляемым, и попытался доказать, что даже такой способен до определенного момента натягивать систему. На что же тогда способен сильный и волевой персонаж, если его тотально замотивировать! Как всегда, автор хорош всплывающими мелочами, нежели общей концепцией, хотя и идея в каждом рассказе Каттнера всегда вызывает живой интерес.

Особенно хорош финал, когда, вместо того, чтобы от бессилия наложить на себя руки — чего ждешь с уже ехидным подготовленным заранее легким разочарованием, — ГГ устраняет главную причину всех своих проблем. Да еще и устраняет так, что от Каттнера такого завершения точно не ждешь. Гори все, как говорится, синим пламенем — но моя баба-яга сдохнет первой!

Оценка : 8
«Бесчисленные завтра»
–  [ 4 ]  +

igor14, 26 февраля 2024 г. в 05:02

Шестой из полноценных (НЕ «мозаичных»*, НЕ созданных на основе более ранних повестей**) романов любимого писателя. Хоть и относится к жанру «чистой» фантастики, но блистательным его явно не назовёшь…

Вообще, ГК – равно как и большинство его близких друзей-соратников, со многими из которых он даже претворял в жизнь совместные более-менее удачные литературные проекты – являлся всё-таки непревзойдённым мастером короткой прозы. Романы, даже такие относительно популярные и бравшиеся парочкой именитых писателей за образец, как «Тёмный мир» (1946)*** или «Маска Цирцеи» (1948), по своим сугубо литературным достоинствам сильно уступают многим и многим авторским рассказам и повестям.

Однако, пора вернуться к конкретике…

Завязка сюжета: 2050-е гг.; альтернативная реальность. Национальных государств не существует, человечеством управляет преемник ООН – Всеобщий комитет мира. В немалой степени авторитет этой организации зиждется на контроле за сетью атомных реакторов, основного источника тепловой и электрической энергии для нашей планеты. За уровнем критической массы на каждой из станций следят тщательно отобранные элитарии из числа физиков-ядерщиков, хотя сам процесс осуществляется автоматически.

Одного из таких высокопоставленных специалистов во время регулярных длительных дежурств стали посещать полусны-полувидения о том, что он ни с того ни с сего вдруг становится террористом и взрывает подконтрольный ему реактор…

------------------

По объёму текста роман скорее короткий. Главная интрига многослойна, базируется на принципе многовариантности развития прогресса в параллельно существующих мирах (однако, из-за громадной разницы энергопотенциалов путешествия из одной реальности в другую невозможны).

События протекают хоть и динамично, но порою нудно и с отвлечением на неубедительные околофилософские размышления. Центральное место в них занимает масштабный заговор кучки революционеров, не желающих мириться с деятельностью всемирного правительства, которое – как и всякая бюрократическая система управленцев – стремится по максимуму контролировать все сферы жизнедеятельности подчинённых ему людей (а это – население земного шара целиком!), медленно и неизбежно перерождаясь в тоталитарную структуру.

Не смотря на глобальность поднимаемых в романе проблем, ГК не удалось реализовать грандиозный замысел в солидном и монументально-захватывающем ключе. Авторская логика весьма неуклюжа и <как упоминалось чуть выше> – малоубедительна. В субъективном плане абсолютно не согласен с любимым фантастом в том, что «силовые», диктаторские действия компании одиночек, не опирающиеся на поддержку широких народных масс, являются приоритетными в сравнении с эволюционным, так сказать, принципом ведения политики.

(и никакого противоречия здесь с горячо поддерживаемой мною деятельностью партии большевиков <революционной направленности!>, приведшей к созданию первого в мире социалистического государства, не усматриваю: они долгое время были ПАРЛАМЕНТСКОЙ партией****, опирались именно на поддержку тех самых народных масс, подлинными инициаторами развязывания гражданской войны НЕ являлись, etc)

Как-то так вот!..

—----------------------------------------------------- ----------------------------------------------

* подобно «Мутанту» (1953) или « Элаку из Атлантиды» (1985);

** к примеру, «Планета – шахматная доска» (1951);

*** Роджер Желязны/Зилазни признавал, что свою грандиозную сагу «Хроники Амбера» (1967-95) начал создавать под впечатлением от этого каттнеровского произведения;

**** во всех четырёх составах госдумы Российской империи (партия РСДРП)

Оценка : 7
«Все тенали бороговы…»
–  [ 4 ]  +

igor14, 17 февраля 2024 г. в 04:02

Cреди читающей публики этот каттнеровский фантастический рассказ весьма популярен. Причина сего феномена не слишком ясна: сюжет – далеко не самый блистательный и поражающий воображение, «фирменного» мягко-ироничного авторского юмора здесь – самый минимум*, а прославляемые многими «революционность для своего времени» © и «необычность взгляда на нестандартность детского мышления» © представляются чем-то сродни прописным истинам, которые очень часто любят повторять самые разные люди…

Завязка действа: невообразимо далёкое будущее; некий экспериментатор сконструировал машину времени и испытывает её. Уже запустив процесс, он вспоминает, что предназначенный для темпорального перемещения объект – коробка – пуста, а для чистоты опыта необходимо поместить внутрь какие-нибудь твёрдые объёмные предметы. На глаза попадает контейнер в углу, где хранятся старые игрушки давно уже повзрослевшего сына…

Прогуливающий уроки 7-летний мальчишка из 1942 г. случайно находит на берегу ручья странную коробку с оплавленными боками…

-------------------------------------------

Отнюдь не хочу сказать, дескать – рассказ не самый интересный или не дотягивающий до шедеврального уровня. Напротив – весьма захватывающий и чрезвычайно глубокомысленный! Просто… чуточку перехваленный как у нас, так и за рубежом**!!

(циклы о Хогбенах и Гэллегере, трилогия о гномах и дилогия о Скай-сити, «Механическое эго» + «Бог по имени Кру» + «Мокрая магия» и др. – куда как качественнее & увлекательнее, а «Обратной дороги нет» или «Власть и слава» по сочетанию «забавность + философский подход» дадут 100 очков вперёд…)

Вздорная беспечность родителей по отношению к игрушкам, которые незнамо как попали в руки к родным (и любимым!) детям кажется почти что нереальной. Это нынешним мамам-папам свойственно скорее наплевательское отношение к собственным чадам – лишь бы те были хоть чем-то заняты, не надоедали и не отвлекали взрослых от интернет-чатов, разговоров по телефону или компьютерных видео-игр! А в первой половине 40-х гг. прошлого века (время написания рассказа) всё было совсем по-другому (как правило!). Тем более – в США, где благопристойность в глазах назойливо-любопытных соседей многое значила. И где по суеверным соображениям даже второе имя (как собственное, так и детей) предпочитали хранить в секрете…

Казалось бы, здешним персонажам-родителям проще и логичнее сразу отнять у малолетних отпрысков вызывающие беспокойство игрушки, да и выкинуть их подальше. Проявить разумную строгость! Тем паче, что детские обиды не столь уж долговечны, а переключить внимание на другие забавы – легче лёгкого! Но тутошние герои-взрослые долго тянут, ведут порожние разговоры между собой, надеются на помощь приглашённого психолога… Преступное легкомыслие, иначе и не скажешь!

Кроме того, охотно сознаюсь, что никогда не являлся большим поклонником творчества Льюиса Кэррола (русские народные сказки всегда были гораздо милее, хе-хе!). Вполне очевидно, что идеей и названием данного рассказа ГК обязан «Алисе в Зазеркалье» (1871). Мало того, и сам знаменитый детский писатель/математик/философ 19-века на пару с дочерью своих друзей появляется на страницах сей истории в качестве второстепенного персонажа. Ну, что ж: остроумный и довольно ловкий сюжетный ход/приём, но не более тогО!..

Впрочем, несмотря на всё вышесказанное (которое небезосновательно кое-кто может назвать стариковским брюзжанием!) перечитывал <снова!> каттнеровский рассказ с огромным удовольствием!

------------------------------------------------------ -------------------------------—

* скорее даже напротив – финал производит слегка жутковатое впечатление;

** имею в виду тот факт, что ассоциация писателей научной фантастики США (Science Fiction Writers of America) признала его одним из лучших научно-фантастических рассказов, написанных до 1965 года и включила в антологию «Зал славы научной фантастики, том первый, 1929—1964».

Оценка : 7
«Жил-был гном»
–  [ 4 ]  +

igor14, 10 февраля 2024 г. в 04:25

Давно известный широким читательским массам фэнтазийно-юмористический рассказ. Мало того, что он блистателен сам по себе, так ещё и дал начало весьма успешному <условному> авторскому циклу о гномах.

Завязка сюжета: молодой бездельник, cамозваный борец за права угнетённого пролетариата, попёрся в горы, чтобы составить компанию шахтёрам Пенсильвании. Спустившись под землю и попав под обвал, вызванный взрывом мощного заряда динамита, он, придя в себя, с трудом осознал, что каким-то непостижимым мистическим образом оказался в теле гнома…

Собственно говоря, ещё три года назад, когда писал отзыв на завершающий рассказ серии («Одиссея Юггара Тролга» (https://fantlab.ru/work11536)), делал краткий сравнительный анализ всем частям трилогии. Повторяться считаю некорректным, да и особо умного добавить к ранее высказанному <почти> нЕчего...

Впрочем, парочке моментов всё-таки стоит уделить толику внимания…

Первое. Весьма скудные сведения из истории гномьего королевства в Дорнсетских горах мы получает ТОЛЬКО от второстепенного персонажа по имени Гру Макгру. Этот гном явно не принадлежит к числу глубоко и критически мыслящих субъектов (как, впрочем, и никто из них! (включая короля Подграна II, хе-хе!)). Поэтому если принять на веру озвученные им факты о пополнении численности данного племени «маленького народца» за счёт магического перевоплощения каждого десятого из попадающих под землю людей, то это вовсе не означает, что так было испокон веков!

В конце концов, среди членов общины много особ женского рода, а отсутствие межполовых сношений – о самой возможности которых здешние гномы давно позабыли – можно объяснить просто отсутствием склонности к подобного рода занятиям! Ведь как нередко говАривала другая представительница племени, Броки Бун, ей нравится есть антрацит, участвовать в массовых драках и не нравится работать. И таковы все остальные её собратья и сосёстры из местной общины!

(да, в рассказе имеется эпизод об устойчивом интересе Броки к поцелуям (она как-то раз подслушала разговор на эту тему парочки влюблённых <людей>), но драка ей гораздо милее, ха-ха-ха!)

Не будем забывать также и о том, что в других гномьих королевствах, описанных ГК в других рассказах, существуют иные порядки!

Второе. Как и большинство его коллег-американцев по писательскому цеху, Каттнер крайне неодобрительно обрисовывает сторонников социалистического устройства общества. Не знаю, как и что он думал на самом деле, но если бы и захотел продемонстрировать свои симпатии этим людям, то вряд ли <в принципе> имел бы доступ к журналам, издающимся массовым тиражом (и вообще любым печатным органам США). Это хорошо понятно!..

Главного героя данного рассказа он представляет фактически как бесящегося с жиру выходца из обеспеченных слоёв буржуазного общества. Можно согласиться, что таковых было немало среди борцов и псевдоборцов за права рабочего класса в США того времени.

(не все же обладали интеллектом, стойкими убеждениями и боевитой биографией Гэса Холла (1910-2000), многолетнего руководителя компартии Штатов)

Но лично для меня этот нюанс – единственное тёмное пятно сей истории, которую склонен считать одной из самых лучших во всём каттнеровском творчестве!

Оценка : 10
«Лучшее время года»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 08 января 2024 г. в 18:42

В последние дни мая в один небольшой американский город стали толпами прибывать странные туристы из никому не известной страны. Они скупали квартиры и целые дома, чтобы проводить в них время в праздности и развлечениях. Подобное поведение не могло не заинтересовать одного из бывших хозяев, которому поступило два очень щедрых предложения об аренде. Начав свое расследование, он никак не ожидал тех результатов, к которым оно приведет...

Несколько необычная история, написанная немного не в стиле Каттнера — вполне вероятно, что больший вклад в это произведение внесла его жена. Потому что оно делает явный упор на эмоциональной составляющей, что весьма характерно именно для женщин. Яркие образы «иностранцев» также подтверждают это соображение: мужчины на подобном, как правило, не зацикливаются, ограничиваясь довольно беглым описанием. Но рассказ ценен именно такими вот яркими картинками, которые надолго останутся в вашей памяти после прочтения — особенно после раскрытия авторами главной тайны повествования. Написано это явно под впечатлением только что закончившейся Второй мировой войны, когда весь мир еще ужасался ее последствиям. Правда, разрушившая город стихия оказалась по сюжету природной, но люди, вооруженные знанием прошлого, вполне могли ее предотвратить. Так что в итоге получается опять-таки их вина — вина по причине бездействия и полной аморальности поведения. Тут очень важно изменение отношения главного героя к своим постояльцам: вначале оно крайне позитивное (они хорошо платят за съем дома), потом — заинтересованное (знакомство Оливера Вильсона с Клеф), а в самой концовке — в высшей степени негативное (путешественники наблюдали за катастрофой, вместо того, чтобы предотвратить ее). Мораль понятна: такое садомазохистски-вуайеристское общество стало следствием произошедшей катастрофы. Если б удалось каким-либо образом минимизировать ущерб от нее, люди будущего не превратились бы в таких бессердечных наблюдателей. Но они предпочли сохранить неизменным свой status quo, относясь ко всем событиям прошлого как к своего рода аттракциону, остросюжетному шоу «от первого лица». И вся прелесть от их прежнего шарма куда-то вдруг исчезла, а всё их искусство стало отдавать садизмом и жестокостью. Опять подтвердилось известное правило, выведенное еще историками 19-го века: каждая нация заслуживает того будущего, которое она своими руками творит в настоящем.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как одна ошибка в прошлом привела к искажению общественных нравов в будущем. И всё же хорошо, что мы не знаем своего будущего: а не то у нас и вовсе могло бы пропасть желание создавать его в дне сегодняшнем.

Оценка : 8
«Ярость»
–  [ 4 ]  +

Читач, 07 мая 2023 г. в 16:22

Роман написан в 1947, а впервые опубликован в 1950.

Это произведение о том, что природа человека остаётся неизменной, что человечество ничему не учится. Война, ложь, пороки...

Людьми легко манипулировать, легко подсунуть очередную придуманную утопию, ради которой они пойдут на любые испытания и жертвы. Сначала оставят Купола с их гладкой и спокойной жизнью, а затем и начнут бомбить их. Даже после уничтожения Земли в душах «..жило убеждение, что война — это прекрасно».

Людей можно снова и снова нагло обманывать, а они снова и снова будут следовать за ложью.

Или надевать очень красивый Плащ Счастья, чтобы быть им переваренным, испытав при этом наслаждение.

Кто-то найдёт в романе приключения, кто-то героя, ничем не брезгующего ради своих целей.

Я же обратил внимание на очень точные психологические и социальные наблюдения о человеке. Наблюдения, нисколько не потерявшие своей актуальности.

Оценка : 7
«Лучшее время года»
–  [ 4 ]  +

Newa, 09 июня 2022 г. в 22:16

Совсем не понравилось. Это первое, что прочитала у данных авторов, и понимаю, что не моё. Не знаю, какую лепту внёс муж, но женский, точнее, бабский, слог, прослеживается от начала и до конца, и это раздражает. Нудные описания тряпок, пустые а-ля восторги главного героя описаны так, как нормальный мужчина никогда не использует при описании тяги или увлечения к женщине. Сама идея быстро становится ясной, не интригует. Много слов и ни о чем — это характеристика данного произведения.

Оценка : 3
«Маска Цирцеи»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 22 мая 2022 г. в 23:53

На самом деле данный роман — вовсе не сказка, как можно подумать, читая его заголовок, а попытка ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ известного античного мифа об аргонавтах. Точнее, не всей миссии экипажа «Арго», а только о ее финала, наступившего вскоре после бегства Ясона и Медеи на остров Эа (Эя) с краденым золотым руном. Интерпретация автора нестандартна и тем интересна: мир античной Греции представляется в ней как параллельный мир, временная линия которого пересекается с нашим миром каждые 3000 лет. В этот момент у потомков легендарных героев начинает просыпаться генетическая память, которая дает им возможность преодолеть тонкую границу между двумя мирами...

Главная заслуга произвендения состоит в том, что Каттнеру удалось построить свой собственный псевдо-техногенный мир на основе древнегреческой мифологии. Все его чудеса оказались всего лишь искусными технологиями, которые создали мутанты из другого параллельного мира — поднебесного Олимпа. Правда, олимпийские боги оказались не только не всемогущи, но и еще слишком наивны: они создали такую разумную машину, которая обратила против них всю свою мощь. В итоге из всей расы небожителей в живых осталась только Геката, вокруг культа которой и крутится всё действие романа. Цирцея (точнее — Кирка) является связующим звеном между Гекатой и людьми. Когда-то между ней и Ясоном завязался бурный роман, погубивший легендарного героя. Но в канве данного произведения Ясону/Джею предстоит реабилитироваться, слегка «подправив» исходный сюжет мифа. Автор совершенно верно рассудил, что полное отступление от классической канвы будет только способствовать повышению интриги сюжета. Теперь даже знакомый с греческой мифологией читатель не будет знать, что же задумал герой, и не сумеет предсказать финал романа. А он окажется весьма неожиданным — чего стоит только одна атака кентавров на врата Гелиополиса! И вообще, сюжет романа содержит несколько таких неожиданных поворотов, вызванных ложными намеками автора на некоторые обстоятельства. Но всё это вовсе не запутывает происходящее, а только сильно подстегивает интерес со стороны читающего. Известная легенда получает свою вторую жизнь и иное прочтение, едва ли не полностью противоречащее исходному оригиналу. Произведения подобного сорта не так часто встречаются в литературе и еще реже получаются удачными. В качестве таких образцов могу назвать «Порождения света и тьмы» Желязны и «Трою» Дэвида Гэммела. Кроме того, технология «совмещенных пространств» роднит данный роман с известным произведением Джека Финнея «Меж двух времен» (правда, там речь шла о перемещении во времени, а не в пространстве). Такое смешение жанров идет роману Каттнера только во благо.

Из персонажей самым ярким, конечно, оказался сам Ясон. Все остальные действующие лица заметно оттенены, хотя их образы выглядят такими же естественными и живыми, как и образ главного героя. Правда, вынесенной в заголовок Кирке-Цирцее уделено не так уж много внимания — в самом начале и ближе к финалу. Название у романа число условное и не соответствует его сути — с тем же успехом его можно было назвать и «Оком Аполлона». Впрочем, это не так уж и важно, когда речь идет об альтернативной мифологии. Главное, чтобы описываемый мир оказался и узнаваемым, и незнакомым одновременно. Но при этом обязательно натуральным, а не картонным, словно комикс. Думаю, автору это удалось в полной мере: сохранена атмосфера древней легенды, на которую мы смотрим глазами нашего современника, сознание которого застряло на границе раздела двух эпох. Стоит также отметить особый литературный язык автора, который подробно описывает все важные детали (включая и личные ощущения героя), не напрягая читающего и не рассеивая его внимания. Хоть и не идеально, но вполне достойно.

---------------

РЕЗЮМЕ: новое прочтение мифа о Ясоне и золотом руне. Настоящий эталон сказочной фантастики, образец для подражания. Рекомендуется всем, кто увлекается античной мифологией.

Оценка : 8
«Железный стандарт»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 15 июля 2021 г. в 09:50

Остроумная вещица. Прямо-таки руководство по тому, как расшевелить стоячее болото. Правда только в том случае, если люди в нем хотят получать в два раза больше денег, чем раньше :). А если серьёзно, то по законам, которые запросто могут давить все свежее и прогрессивное, умница Каттнер прошелся с блеском. Кстати, и о том, что при желании и умении любой закон можно обойти, тоже неплохо написано :).

Только, читая этот рассказ, не надо забывать о достаточно условной ситуации, положенной автором в его основу, и не обращать внимания на те «недоработки», которые то и дело выглядывают из текста. Начиная с непонимания читателем того, чем вообще занимается экипаж первой земной экспедиции на Венеру и и почему, установив контакт с аборигенами, они сейчас же с радостной новостью не улетели назад, на Землю. Продолжая удивительным отсутствием «дефицитного» железа на корабле (из чего, интересно, у них были сделаны кирки и лопаты?) и заканчивая «забывчивостью» автора о том, что все эти тонизаторы, транквилизаторы и стимуляторы, создавая временный эффект, далее имеют чудовищные откаты — организму за все приходится платить.

А история с десятичасовым рытьём ямы — так та просто умиляет....

Оценка : 7
«Некуда отступать»
–  [ 4 ]  +

igor14, 09 декабря 2020 г. в 07:04

Умопомрачительно шикарный рассказ, представляющий собой (по бОльшей части!) фантастический боевик, но с глубочайшим философским смыслом. Одним из основных действующих лиц является супер-робот, и по масштабу связанных с ним морально-психологических проблем каттнеровский замысел, как понимаю, даёт 100 очков вперёд всему грандиозному (и куда как более известному!) азимовскому циклу «Галактическая история»*… (ха-ха-ха!)

Завязка сюжета: не слишком отдалённое будущее; человечество разделилось на два глобальных противоборствующих лагеря и между ними идёт долгая, изматывающая, поглощающая все силы и ресурсы война. Ведущие учёные-кибернетики условно западного блока создали супер-робота, который призван эффективно командовать всеми вооружёнными силами и одержать, наконец, победу. В текущий момент идёт заключительный этап тестирования, каковой отчего-то затягивается. Главнокомандующий-человек стремится как можно быстрее сложить с себя груз ответственности и всемерно торопит учёных с введением в строй робота…

История ни в малейшей степени не юмористическая (как, собственно, и большинство каттнеровских произведений заключительного периода творчества!), некоторая ирония если и присутствует, то она – однозначно горькая. Долг, ответственность – это такие понятия, которые, если воспринимать их всерьёз, способны «измочалить» человеческий разум почище всяких иных испытаний. Недаром говАривал один известнейший поэт: «Тяжела ты, шапка Мономаха» ©…

Нынешние же наши властители, как представляется, книг даже в детстве/юности читали мало, и потому, вцепившись в свои кресла зубами, ногтями и всем, чем угодно, озабочены лишь сохранением выгодного только для них «статуса кво», а чувство ответственности за судьбы страны и народа потеряно ими уже окончательно и бесповоротно (если оно в принципе когда-либо было!..). Ныне это становится очевидным даже последнему пьянице и тугодуму… Что уж там говорить?! Соседи-хабаровчане уже несколько месяцев бунтуют, явно предпочитая уголовника-возможного убийцу из числа местных любому московскому ставленнику в кресле губернатора… Вот ведь к каким умозаключениям может привести в 2020 году рассказ американского фантаста середины 50-х гг. прошлого века (хе-хе)!

------------------------------------------------------ --------------------------------

* намекаю на некоего <знакомого многим читателям!> робота, который по воле А.Азимова в итоге стал чем-то вроде бога, направляющего развитие всего человечества

Оценка : 9
«Мы вернёмся»
–  [ 4 ]  +

montakvir7511, 05 декабря 2020 г. в 08:07

Чересчур тяжеловесный и однообразный рассказ, приходилось буквально продираться сквозь текст. Все, что происходит в нем, это монотонное бегство последних модифицированных людей в глубины океана от ужасающей машины захвативших Землю чужих. Для придания трагизма автор выводит на сцену антагониста главного героя — Дагона, вождя уничтоженного Разрушителем племени, который постоянно все портит.

Дагон представлен карикатурно — вечный истерик, «ааа, мы все умрем!», «плывите за мной!». Его же соперник напротив, представлен мудрым и рассудительным вожаком, только благодаря ему племя в конце концов оказалось в некоторой безопасности. Кроме него и его соперника живых, выписанных персонажей нет, одни схемы.

Бегут они так страниц 30, периодически появляются машины чужаков и орет телепатически Дагон. Еще одичавшие наши потомки от этих криков двух вожаков все время кидаются в разные стороны. Все, собственно.

Ну и лютейший, дико повергший в недоумение финал — племя людей, изрядно прореженное и преследуемое Разрушителем, на глубине нескольких километров упирается в гигантского кита, Левиафана, испускающего некие волны и закрывающего своим телом проход то ли в убежище, то ли в ловушку.

Жалкие людишки ментально орали долго и упорно и в самый кульминационный момент он их вдруг услышал и открыл проход. И в конце еще Каттнер подлил пафосу, дав понять, что грядет битва этого Левиафана, оказывается не подверженного воздействию звезд смерти, убивающих всех людей, с Разрушителем.

Мощнейшая халтура, скучная до зевоты. Слава богу, в лучших вещах Каттнер писал легче и воздушнее, плюс добавил свой фирменный юмор. Здесь же все трагично и до предела мрачно, но неубедительно.

В итоге, прочтя несколько книг из серии «Библиотека англо-американской классической фантастики» , могу сделать вывод — весь неизданный у нас до этого свод авторских текстов никакого интереса не представляет, это все однодневные поделки для палповых журнальчиков, а все лучшее он напишет в конце сороковых — пятидесятые. И это лучшее было максимально издано еще в девяностые и мы напрасно ждали, что непереведенные рассказы подарят нам то же ощущение праздника, что и Хогбены или «Все тенали бороговы...»

Не рекомендую, очень плохо.

Оценка : 5
«Мы убиваем людей»
–  [ 4 ]  +

igor14, 17 ноября 2020 г. в 07:01

Убойный фантастический рассказ из середины 40-х гг. прошлого века, «золотого» периода в творчестве любимого писателя. Перед прочтением, ориентируясь на дату, мало сомневался в том, что он окажется завлекательно-интригующим и весьма «вкусным». Так оно и случилось… Плюс – приятный бонус в виде лёгких штришков «чёрного» юмора в финале.

Завязка сюжета: появилась в Штатах корпорация с любопытным названием — «Мы убиваем людей». Действует она с юридической точки зрения безупречно, а потому чуть ли не сразу стала процветающей. Клиентам гарантируется, что любой их враг, на которого оформляется заказ, вскорости умрёт от естественных причин. Имеется, правда, кое-какой нюанс – заказанное лицо вправе откупиться, но отнюдь не раз и навсегда!..

Разумеется, у читателя просто не могут не возникнуть ассоциации с известной кинговской историей о корпорации «Бросайте курить» (1978)… В сущности, теперь понятно, откуда бывший «Король ужасов» черпал вдохновение (в данном конкретном случае!).

Но у Каттнера здесь всё гораздо многослойнее, изящнее и увлекательнее. Впрочем, «чёрного» юмора (да и юмора вообще!) поменьше, отчего рассказ маленько проигрывает… Но концовочка (о чём уже упоминалось выше!) в этом отношении вполне себе радующая.

Зато нашлось место в сюжете шпионским играм, могущественным мутантам и другим «вывертам», добавляющим фантастическому произведению интересности. ЛЮБОЙ потенциальный читатель вряд ли будет разочарован!

Оценка : 7
«Что вам нужно»
–  [ 4 ]  +

FionaFly, 08 сентября 2020 г. в 22:38

Всевидящее око, или Возмездие неизбежно …

**************************************

«Вы не знаете, что вам нужно, а я знаю. И как только жизнь докажет вам мою правоту, я продам вам это...»

(Генри Каттнер. «Всё, что вам нужно»)

***

«Зерна порока проросли, как зубы дракона, засеянные Гераклом».

(Генри Каттнер. «Всё, что вам нужно»)

***

«На почве зависти у многих сносит крышу».

(Татьяна Егоровна Соловова)

***

Фантастический рассказ «То, что вам нужно» известный американский писатель Генри Каттнер (1915 — 1958) и его жена, также писательница, — Кэтрин Мур написали в 1945 году. Я читала его в переводе Э. Гюннер (1990 г.) Прошло 75 лет после написания рассказа, но на его удивительность и свежесть восприятия эти годы не повлияли. Он и сейчас читается буквально слёту. Кстати, этот рассказ был экранизирован, как 12-й эпизод 1 сезона сериала «Сумеречная зона» (1959 – оригинальный; 2019 – возрождение; 2 сезон стартовал 25.06.2020 г.).

Что бы вы подумали, уважаемый читатель, если вдруг, спеша на работу, увидели на магазине вывеску такого содержания: «онжун мав отч от мееми ым»? Я думаю, что большинство людей в подобной ситуации поступили примерно одинаково … Как бы то ни было, вывеска наверняка заинтересовала большинство из нас. И, если бы ваша должность строго не регламентировалась по времени, как, например, у журналистов, то, наверняка, вы остановились бы узнать, что бы это значило. Журналисты – народ ушлый и весьма впечатлительный, к тому же падкий на сенсации.

Вот так и главный герой рассказа «То, что вам нужно» журналист Тим Кармишел не мог пройти мимо. Естественно, он зашёл в магазин, который и на магазин-то внутри похож не был, скорее – на художественную галерею.

Ситуация со странными, волшебными, фантастическими лавками и магазинами в литературных произведениях и кинематографе обыгрывалась не раз. Возможно, что Каттнер и не был первооткрывателем этого сюжета. Как бы то ни было, мне, например, такой сюжет нравится: ждёшь чудес и необычайных приключений.

Авторы пошли дальше, чем просто сказочный сюжет. Жанр их произведения – научная фантастика. Поэтому без изобретательства не обошлось. Но только, похоже, изобретателем и владельцем магазина, на вывеске которого, как вы уже догадались, значилось «То, что вам нужно», водил сам Дьявол. По крайней мере, духу и принципам христианской морали и нравственности это изобретение противно – точно.

Стремление людей знать своё будущее, предвидеть «неудобные» жизненные ситуации не истребимо на протяжении многих веков и порождает, как известно, всякого рода оккультизм, гадание, ворожбу, гороскопы и тому подобное. Но чтобы изобрести машину для этих же целей … Такое я встретила в первый раз. А вот сюжет с предвидением будущего и принятием мер видящим к недопущению нежелательной для него ситуации я уже встречала. Например, Генри Слезар – «Хрустальный шар».

Сюжет рассказа насыщен не просто научной фантастикой, но и имеет глубокое психологическое и нравственное содержание, обличая такой человеческий порок, как зависть и стремление к власти.

Авторы идут даже ещё глубже. Убийство одного человека другим. Можно ли убить сейчас, зная, что он убьёт тебя в будущем? А как бы вы ответили на этот вопрос?

Чтобы попытаться ответить на него, не обойтись, на мой взгляд, без обращения к христианской морали. Человеку не дано знать, что ждёт его в будущем. Об этом знает только Один Сущий на небесах. Господь призывает к смирению. Не поэтому ли Он предупреждает нас против всяческой ворожбы, волхования?

Рассказ заканчивается такими словами Питера Тейли, изобретателя и владельца адской машины:

«… иногда он чувствовал глубокое удовлетворение. Но чаще — как было и на этот раз — он испытывал только тревогу и смирение. Главным образом, смирение …»

О каком смирении говорит Тейли? Прочитайте рассказ, уважаемые читатели. У вас будет своё мнение. Поделитесь, если рассказ заинтересует.

Оценка : 9
«Купола Венеры» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 04 сентября 2020 г. в 10:53

Весьма качественно сделанный, но при этом, состоящий всего из двух произведений цикл. Атмосферой более всего напоминает антиутопии Филипа Дика или же его андроидов с электроовцами, бегущими по лезвию бритвы. Да, события условно проходят на Венере, однако условно настолько, что видишь это всё на Матушке-Земле. События многогранны, охватывают большие временные промежутки, а повествование этими самыми событиями насыщены, что читатель едва поспевает за происходящим.

При этом, повествование совсем не рваное, всё очень органично и красиво.

Оценка : 8
«Гэллегер Бис»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 12 августа 2020 г. в 12:45

Пожалуй, лучший рассказ об изобретателе Гэллегере. Не скажу, что буду скучать по всему циклу, но вот по этой истории — определенно буду. Это апофеоз повествования о гении, скрытом в конструкторе. Машина, которую он изобрел, предельно универсальна. Приключения не затянуты и не бредовы, а вполне укладываются в рамки повествования. И развязка — она просто прекрасна.

Оценка : 9
«Одиссея Иггара Трольга»
–  [ 4 ]  +

igor14, 03 июля 2020 г. в 07:53

Трудно не признать, что фэнтазийно-юмористические рассказы о гномах удавались Каттнеру лучше многих иных собратьев по перу. Произведения Р.Блоха, Х.Эллисона, Р.Шекли и других именитых авторов, так или иначе касающихся жизни «малого народца», по-своему хороши и даже порой – восхитительны, но всем им до высот, заданных ГК, сильно далеко… Хрестоматийный «Жил-был гном» (1941; далее — «Ж-БГ») – давно общепризнанный шедевр, «Самая большая любовь» (1943; далее — «СБЛ») лишь немногим поплоше, ну а этот рассказ, совсем недавно ставший доступным массовому русскоязычному читателю – не уступает первым двум ни по богатству интриги, ни в плане остроумия, ни по классности юмора.

Завязка сюжета: повинуясь приказу своего капризного и взбалмошного короля, гном Тролг искал в пещерах отборные рубины, слегка заблудился в тоннелях и невольно оказался на лужайке нью-йоркского Центрального парка. Встретившийся там ему вусмерть пьяный писатель, по иронии судьбы специализирующийся на сочинении фэнтазийных историй, поначалу испугался, а затем без всякой задней мысли наложил на главного героя заклятье – отныне любая речь последнего будет сопровождаться появлением изо рта кусочков «холодного» железа. А ведь этот материал весьма ядовит и болезненно непереносим для многих волшебных созданий…

Поразительно весёлый и поднимающий настроение рассказ! Романтические грёзы центрального персонажа о «нежных волосатых плечах» © своей возлюбленной заставляют хохотать не меньше, чем знаменитые эпизоды из экранизации «Властелина колец», когда Гимли в разговорах с Эовин и друзьями ностальгически вспоминает о своих игрищах с женщинами-гномами.

Кроме того, Каттнер умудрился «напихать» в рассказ множество сюжетов из греко-римской и германо-скандинавской мифологий. Так, встречаем на страницах и нереид с Цербером, и богов Хель с Локи, и мимолётом вновь посещаем столь часто упоминаемый любимым писателем легендарный город Дис. Всё это состыковано не сказать, чтобы совсем гармонично, но в целом явно выраженного отторжения не вызывает.

Но, имеется и солидная «ложка дёгтя»: нет у Каттнера детально проработанной, цельной и внутренне не противоречивой картины гномьего мира. С тем фактом, что на территории Штатов одновременно располагаются минимум ТРИ царства этого «малого народца» (в Пенсильвании под управлением короля Подграна (см. «Ж-БГ») и сразу парочка – рядом с Нью-Йорком (с королями Обероном в «СБЛ» и Бреггиром в «ОЮТ»)) ещё можно как-то мириться, хотя логика с интуицией буквально «бунтуют» против этого (но сие – исключительно субъективно!).

А вот телесные и сущностные различия в «природе» гномов уже вызывают большие вопросы!.. Если в «Ж-БГ» представители этой расы практически по всем параметрам близки к классическому образцу, но (!) не знают плотской любви, не воспроизводятся половым путём и практически бессмертны, то в «СБЛ» они вообще невидимы человеческому глазу, а повадками напоминают скорее тёмных эльфов (не случайно, к слову, их правитель носит весьма знАковое и говорящее имя – Оберон!).

Здесь же гномы не только вожделеют представителей другого пола, но мужички ещё и соперничают за внимание своих «прекрасных» (ха-ха-ха!) половин. Кроме того, тут внутреннее строение их организмов неявным образом напоминает человеческое – в жилах течёт сукровица, каковая столь же желанна водным нимфам, как и людская кровь (к слову, в «СБЛ» упоминается цельно-однородное, сродни картофелине, строение гномьих тел). Et cetera, еt cetera…

Читательского удовольствия, впрочем, всё это нисколько не портит!

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 4 ]  +

god54, 06 мая 2020 г. в 17:58

Роман имеет все признаки, чтобы быть отнесённым к эпическим, а не только временные признаки совершения событий. В концовке даже есть намёк на возможность продолжения... Но в нём не хватает, для меня лично не хватает, психологии, закрученного сюжета, все слишком просто, явно, наиграно в угоду автору, вернее им подогнано, слишком просты интриги, герои двухмерны и прямолинейны, нет динамики и напряжения, нет разгадывания ходов вместе с героем, нет напряжения и переживания, есть ненужная уверенность в одном варианте дальнейшего хода развития событий... Одним словом нет Ярости, перенапряжения всех всех физических и психологических сил... Слишком пресно. Однако прочитать можно, в чем-то книги с интригами имеют свое притяжение, может потому что в жизни мы этого не умеем делать?!.

Оценка : 8
«Двурукая машина»
–  [ 4 ]  +

Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 10:42

«Двурукая машина» — первый из прочитанных мною рассказов Г. Каттнера. Если не ошибаюсь, он был напечатан в журнале «Химия и жизнь».

Тема рассказа не из веселых, поэтому мы не найдем в нем искрометного каттнеровского юмора. Тем не менее, благодаря неожиданному, как всегда у Каттнера, развитию сюжета, психологической достоверности его персонажей, а главное — глубокой вере автора в превалировании в любом человеке доброго начала, благодаря которому даже в абсолютно безнравственном персонаже пробуждается совесть и занимает место карающего робота-фурии, рассказ достоин самой высокой оценки.

Оценка : 10
«А как же ещё?»
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 28 апреля 2020 г. в 22:39

Очень грустный рассказ, поданный в ироническом ключе. И то, что инопланетянина постоянно сравнивали с американцем, также неспроста. Уж очень похоже на то, что сейчас исполняют Штаты. «Или вы делаете, как вам велено, или мы вас убьем». Синьор — великий миротворец, чего уж там...

Оценка : 8
«Джирел из Джойри» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Сказочник, 12 июля 2019 г. в 19:48

Цикл очень неровный. Однако, радует, что Мур развивается как автор даже в рамках одного цикла. То есть, если на первые рассказы по-настоящему без слез не взглянешь, то последние выглядят действительно неплохо, а «Хеллсгард» так вообще откровенно хорош. А если учесть, что вещи эти были написаны в 30-х годах 20-го века, до того, как мир познакомился с творчеством Профессора, то Мур начинаешь уважать еще сильнее.

Единственно, жаль, что Мур решила не продолжать цикл. Завязок и героев хватило бы на очень много историй. А фантазия вполне позволяла ей эти истории выписать.

Оценка : 6
«Детский час»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 23 мая 2019 г. в 19:55

Лирический сюжет о контакте многомерного мира с нашим. Очень оригинальная тема, мало описываемая. Но дуэт авторов Генри Каттнер и Кэтрин Мур просто прекрасно справились с задачей — особая интрига, расследование, любовь, разочарование и надежда. Всё в одном флаконе. И послевкусие.... Рекомендую прочитать , когда плохое настроение. А вообще-то рассказ на века.

Оценка : 10
«Порочный круг»
–  [ 4 ]  +

Bluegrass, 17 апреля 2019 г. в 22:51

Сюжет рассказа оказался как-то скучноват. Да и головоломка проста, мне почти сразу стало понятно что к чему. Хотя, возможно, я начинаю понимать Каттнера и его «авторскую кухню», вот и угадываю.

Но заинтересовал портрет корпорации. Многозначительный такой. Работники увидели что-то не то, им сотрут память. Ничего особенного, все, в том числе работники, принимают это как должное. По зданию фирмы мечется опасная непонятная машина, способная вывести из строя что угодно, от часов до станка. Нет, мы не будем эвакуировать персонал: время же пропадет, деньги же пропадут. Уничтожить эту штуку? Да вы что, вдруг на ней можно заработать! В общем, отличный портрет корпорации, готовой из всего выжимать прибыль.

Оценка : 6
«Последняя цитадель Земли»
–  [ 4 ]  +

elias68, 22 января 2019 г. в 22:25

Слабенько и вторично, но как проба пера потянет.

В этом смысле другой роман сборника «Из глубины времен» намного оригинальнее. А тут прямо какая-то сборная солянка — это и огромное здание, где гнездится метафизическое зло из «Ночной земли» Ходжсона, и фонтан вечной молодости из истории Хаггарда об Айше, причем даже не из книги, а из снятого по ней в 1935 году фильма(Хаггард понятия не имел о радиации, когда создавал свой роман, а вот создатели фильма отдали дань модной теме), и легко узнаваемые, хоть и перелицованные для непритязательного американского читателя уэллсовские элои и морлоки.

Собственно еще раз убеждаюсь, что Каттнер — прежде всего мастер рассказа, а его романы — это скорее ремесленные поделки, среди которых положительным образом выделяется разве что «Ярость».

Любопытен прием, который использовал автор для завязки сюжета. Группа землян, современников Каттнера, состоящая из антагонистов, а роман написан в 1943 году — идет война, следовательно в качестве идеологического противника выведены англосаксонские прислужники нацистов, волею случая оказывается заброшенной в далекое будущее нашей планеты. Идеи, как говорится, носятся в воздухе. У советских писателей в аналогичной ситуации оказались бы условные «пролетарии» и «буржуи».

Кроме того нужно отметить очень приличный перевод Савельева.

Оценка : 5
«Маска Цирцеи»
–  [ 4 ]  +

muxaJIu4, 05 марта 2017 г. в 10:32

Еще одно произведение Каттнера-Мур где за маской фэнтэзийного мира скрывается технология («За Земными Вратами», «Последняя цитадель Земли», «Темный Мир»...). Снова привет Артуру Кларку. И Фрэнку Герберту тоже — Батлерианский Джихад в борьбе Цирцеи и Аполлона не узнали? И раздвоение личности — прям Ийон Тихий после полета на Луну («Мир на Земле»). Сюжетов — пруд пруди, не на одно поколение фантастов.

Оценка : 8
«Последняя цитадель Земли»
–  [ 4 ]  +

muxaJIu4, 03 марта 2017 г. в 19:31

Хорошая повесть (на роман не тянет — переработка своих ранних повестей и циклов рассказов в романы обычная практика успешных писателей в Америке, тут помешала ранняя кончина Генри). Мне напомнила скорее «Машину Времени» Герберта Уэлса, но оптимизма тут больше. И некоторое ощущение что авторы знаменитого «Доктора Кто» знакомы с этим произведением. Узнаваемость стиля авторов — само-собой разумеется. Для поклонников творчества Каттнера — Мур самое то.

Оценка : 8
«Привет от автора»
–  [ 4 ]  +

zdraste, 23 февраля 2017 г. в 03:53

Один репортер, как дополнительный источник доходов, использовал шантаж. Не сказать, что мужик бедствовал, или от голода и холода загибался, нет, просто вот, такой заработок. Удивительно, что его не прихлопнули, и он сухим из воды выходил. Но, сколько веревочка не вейся, все равно да оборвется, вот и тут, так уж получилось, что шантажист убил шантажируемого, нет, не специально. Хоть шантажируемый и позиционируется как положительный и добрый персонаж, со слов его же фамильяра, но тем не менее душу свою дьяволу он продал, больше двадцати лет учился на какую то козлиную шкуру, поди пойми, при таком раскладе, что такое хороший человек, и что такое недобрый человек. Фамильяр мстительным оказался, доконал убийцу своего хозяина, и даже палочка-выручалочка, а в данном рассказе — книжка, не помогла.

Будьте бдительны, честны, и добропорядочны, иначе привидятся вам люди, которых вы погубили, и утянут за собой.

Спасибо за совет A.Ch

Оценка : 8
«Планета — шахматная доска»
–  [ 4 ]  +

muxaJIu4, 18 февраля 2017 г. в 17:51

Согласен (про Филипа Дика) — по ощущениям некая зарисовка «Свихнувшегося времени» или «Доктора Кровавые Деньги». И навязчивое ощущение приближающегося безумия, бреда в бреду или сна во сне...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К вопросу об уравнении, вокруг которого весь сыр-бор в повести. Один из эффектов его применения врагом — бомбы частично проникающие через защитные барьеры. Тут речь скорее всего об эффектах квантовой механики проявившихся в макромире. Имеет место быть «коллапс волны вероятности», коей являются все квантовые объекты, что проявляется в «тунельном эффекте» — бомба (квантовый объект — волна вероятности) находящаяся в суперпозиции двух состояний — «прошедшей через потенциальный барьер» и «непрошедшей» колапсирует в одно из вероятных состояний и с некоторой ненулевой вероятностью оказывается за барьером. Другие интересные побочные эффекты — левитация и уничтожение материальных объектов. Левитацию авторы объясняют равенством центробежной силы, которая действует на любой из вращающихся объектов, и силы гравитации, которая суть искривление пространства-времени. С исчезновением материальных объектов в результате волевого акта свихнувшегося математика труднее. Но можно прибегнуть к одной из полугипотез из мира квантовой механики — множественности миров возникающих в каждом акте «коллапса волны вероятности», каждое из вероятных событий реализуется в разных Вселенных. Интересны размышления авторов об «односторонности путешествий во времени», невозможность вернуться назад объясняется запретом двум материальным объектам находится в одной точке пространства-времени. Хотя для бозонов — частиц-переносчиков взаимодействий это не так, что касается квантовых объектов — у них кроме 3-х пространственных координат имеются еще 4 степени свободы — квантовые числа. Электроны например могут занимать одну орбиту если у них все 4 квантовых числа разные.

Эти мои размышления ставят вопрос: если верить биографии Генри он считал свои знания в физике недостаточными для сочинения научной фантастики. Тогда надо думать он неплохо подтянул этот предмет, о чем свидетельствует данное произведение.

Оценка : 8
«Мутант» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 06 ноября 2016 г. в 12:31

В целом цикл весьма силён своей мыслью.Сосуществование на планете разных рас человечества -телепатов и нетелепатов. Как сосуществовать без войн и уничтожения друг друга?

И при наличии радикалов в среде телепатов.Что-то напоминает нынешний мир. Выход найден более развитой расой телепатов -остальному нетелепатическому человечеству дан шанс стать телепатами. Чем они и воспользовались. По составляющим рассказам я ставил невысокие оценки, но по всему циклу -«10«!Гениальный цикл Каттнера.Написан в периода 1945-53гг.Несёт в себе подсказку нынешним поколениям.Как жить в мире.

Оценка : 10
«Источник миров»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 10 октября 2016 г. в 15:59

Как обычно у Генри Каттнера, роман «Источник миров» предвосхитил целое направление в НФ. В сущности, и Роджер Желязны, и Майкл Муркок и десятки отличных авторов «новой волны» танцуют на плечах автора «Источника миров», щедро разбрасывающего по роману интереснейшие идеи... В данном случае — эстетические идеи, ибо описание «параллельной вселенной» великолепно именно с визуальной точки зрения, а не как-то там интеллектуально. Как «потусторонний» мир устроен с точки зрения физики, догадаться невозможно, но летающие острова и экзотические расы прямо-таки подталкивают к иллюстрациям на тему романа.

Однако сам по себе роман — опять-таки традиционно для Генри Каттнера — посредственный. Плоские герои, банальная интрига, весь сюжет сводится к беготне со стрельбой и финальному поцелую в диафрагму.

Нет, «Источник миров», конечно, читается с приятностью, всё-таки 50-е годы были эпохой высшего развития англоязычной НФ. Тем не менее, роман Генри Каттнера далеко не первосортный.

Оценка : 7
«Ярость»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 13 августа 2016 г. в 22:31

Станислав Лем однажды перепутал «Ярость» с «Сиренами Титана» Воннегута. Лем написал, что, вот, роман «Сирены Титана» написан практически на тот же сюжет, что и «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера, но роман Воннегута посредственный, а роман Бестера – великолепный. На самом-то деле «Сирены Титана» мало общего имеют с «Тигр! Тигр!», однако «Ярость» Каттнера действительно оперирует в точности тем же сюжетом, что и «Тигр! Тигр», хотя Бестер вряд ли списывал у Каттнера... Однако... Другое название романа Каттнера «Destination Infinity», а другое название романа Бестера – «The Stars My Destination».

К этому можно добавить, что «Ярость» стала явным источником антуража и чуть ли не интонационных мотивов раннего Сэмюэля Дилени, а кроме того, Уильям Берроуз вырезал из «Ярости» фрагменты для своих романов-коллажей.

С паном Станиславом можно согласиться: роман Каттнера действительно посредственный, несмотря на совершенно замечательную сюжетную идею.

Можно добавить, что колонизацию Венеры Каттнер списал у Олафа Степлтона, из гениальной эпопеи «Первые и последние люди».

Оценка : 7
«До скорого!»
–  [ 4 ]  +

Gourmand, 14 декабря 2014 г. в 22:08

Пришла соавтор и сразу восемь трупов. Читал в переводе Евдокимовой. На безрыбье, как говорится. Несмотря на несколько сложный для меня перевод, рассказ (последний в серии) вполне смешной. Маловато про алкашей, правда. И несколько затянут. Но идея с размножением хороша. Пойду надену сковородку на голову на всякий случай, похожу так недельку-другую. Надо же как-то от этих выдумок Хогбенских защищаться.

Оценка : 8
«Твонк»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 сентября 2013 г. в 08:37

Большого смысла в этом рассказе я не нашел, а вот как страшилка и если бы её перенести на экран то было бы по-настоящему интересно. Бегает этакий ящик и пугает людей, а потом начинает воспитывать. И ведь смысла в его действиях никакого, хотя понять высокоразвитую цивилизацию не каждому дано. А вот слово «твонк» или «твонки» мне сразу понравилось. Это великое искусство уметь придумывать новые красивые слова.

Оценка : 6
«Нищие в бархате»
–  [ 4 ]  +

god54, 09 сентября 2013 г. в 11:54

Противостояние достигло своего предела, теперь речь уже идет не о единицах, а о сотнях, тысячах людей, которых надо либо уничтожить, либо выселить, поместить в концентрационный лагерь. Думаю это является следствием времени написания произведения. Все-таки 1945 год, когда нацизм, коммунизм, маккартизм давали себя знать по полной программе. Тогда решения были простые: надо, целый народ признаем предателем и выселим; надо, и целые города уничтожим атомной бомбой... Что уж говорить о суперлюдях и обыкновенных людях. Написано, с моей точки зрения, длинно и предсказуемо.

Оценка : 7
«Лечение»
–  [ 4 ]  +

god54, 08 сентября 2013 г. в 11:24

Да, такого подхода к хроноопере я никак не ожидал. Автор от рассказа к рассказу умудряется найти совершенно новые идеи и практически не повторяется. Так и в этом рассказе, хороший таинственно закрученный сюжет, динамика нагнетания напряжения и таинственности и, когда казалось бы разгадка в твоих руках, автор снова ставит все под сомнение. Следует отметить хорошо прописанную психологию и почти профессиональный подход к психотерапии. Одним словом неординарное произведение.

Оценка : 8
«Маскировка»
–  [ 4 ]  +

god54, 06 сентября 2013 г. в 11:42

Тема переселения человеческого сознания в электронно-счетную машину не нова. И, как правило, все произведения носят чисто психологический характер, ибо исследовать это феномен просто интересно, а тем более интересно читать на эту тему. Но, в данном случае, авторы совместили это с боевиком и получили, с моей точки зрения, вполне оригинальное блюдо, этакий психо-боевик. Написано увлекательно, читается с интересом, динамика и интрига на уровне. Одним словом вполне хорошее произведение.

Оценка : 8
«Что вам нужно»
–  [ 4 ]  +

god54, 30 августа 2013 г. в 11:55

С моей точки зрения — это хроноопера, но наоборот. И вот здесь мы должны, даже просто обязаны, столкнуться с так хорошо описанными пардоксами времени в других произведениях. Однако автор совсем не делает на этом упор, ибо его больше волнует психология людей, психология их поступков сегодня и в будущем. В то же время автор ушел от ответа на главный вопрос: а кто ты, который получил ключи от будущего, кем станешь ты? Кто дал право тебе решать, кому открыть ворота? Однако произведение сильное и по сюжету, и по поднятым вопросам, и даже своей незаконченностью заставляет задуматься.

Оценка : 8
«Жил-был гном»
–  [ 4 ]  +

god54, 29 августа 2013 г. в 14:25

Рассказ мне скорее напомнил сказку про гномов, рассчитанную на взрослую аудиторию. Это словно зеркальное отражение и пародия на «Белоснежку и семь гномов». Здесь гномы маленький злобный народец весь смысл существования, которых в труде и драке. Обратите внимание, как вначале автор уничижительно отзывался о пролетариате и, как мне кажется, связь существует. Ну, а остальное в строгом стиле автора: неплохой юмор, увлекательный сюжет, хорошее литературное оформление.

Оценка : 7
«До скорого!»
–  [ 4 ]  +

god54, 27 августа 2013 г. в 16:37

Хороший юмористический рассказ, правда, немного жестковатый, все-таки обидеть такую уйму народа, что-нибудь да значит. Наисано хорошо, читается на одном дыхании, ну а интрига придумана хорошо и заставляет читателя постоянно анализировать и скать свои пути решения. Одним словом хороший рассказ.

Оценка : 7
«Превзойти богов»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 29 декабря 2012 г. в 02:50

Рассказ К.Мур получился довольно истезательно-терзательным или перефразируя слова одного известного конферансье на тему: «Я страдала-страданула». Главный герой Уильям (Билл) Кори итак живет в 25ом веке и довольно успешно занимается исследовательскими работами,однако перед ним вступает обычное нормальное мужское чувство — обзавестись женщиной; и выбор есть между двумя интересными особами. Но этого мало! К нему приходят ... глюки в виде детей из далекого будущего, носящих его черты и пытаются повлиять на его выбор путем угроз и упреков, заискивающих слов и соплей. Короче, они его терзают сомнениями! И так терзают, что в какой то момент начал терзаться я и мой бедный мозг... Еле дошел до конца с очевидным финалом! По моему это произведение является очередной пробой пера писательницы... Альтернативы будущего, которые затронула Мур, гораздо интересней, на мой взгляд, отображены в рассказе французского писателя Жерара Клейна в его «Развилке во времени», где события отображаются гораздо четче и понятней, плюс остается изюминка в концовке. У Мур же в тексте все ,как в басне — и фантастическая аллегория присутствует, и есть разжеванный финал...

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»



⇑ Наверх