Фредерик Пол отзывы

Все отзывы на произведения Фредерика Пола (Frederik Pohl)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 410

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 

«Блуждающая звезда»
–  [ 5 ]  +

Thunder08, 01 февраля 2016 г. в 05:22

Если первая книга была написана просто замечательно, сюжет второй книги был перпендикулярен первой, то сюжет третьей книги совершил очередной крутой поворот. Роман как и прошлые книги цикла читается легко, но сюжет сумбурный, автор явно фантазировал уведя действие в сумбурный экшн. Творческие силы автора явно истощились к третьей книге, которая, как и две предыдущие построена по шаблону — симпатия к двум девушкам, поиски и аномалия. Позитивные моменты прошлой книги,достигнутый успех оборачивается негативом в связи с чем возникает ощущение того, что автор нас обманул выдавая всё за сказку со счастливым концом. Собственно первая часть повествования отличается хотч каким-то удобоваримым сюжетом, хот скомканая линия со стариком учённым или звездой нарушевшей телепортацию. Ведь было создано ощущение некого заговора, силы старающейся помешать действиям протагониста, однако что это была за звезда и какой смысл иело противодействие непонятно. Ведь по сути главный герой был пассивным зрителем и все его действия ограничивались по сути занятием места на очередном представлении. Роман в своей несовершенности можно ругать долго, но надеюсь что основнве его огрехи описать удалось.

«Дальние берега времени»
–  [ 1 ]  +

choyochagas, 25 января 2016 г. в 21:53

Цикл не столько дочитал, сколько домучил: повествование сильно затянуто, характеры не сильно правдоподобно прописаны, а уж о Чужих и говорить не стоит: они ведут себя не как цивилизованные существа, какими себя мнят, а как самодуры-князьки Богом забытых диких племен. Единственное исключение — Джабертаприч (если переврал имя, прошу простить; главный персонаж зовет его Бертом), он симпатичен. Интересен и не прояснен до конца Чудик...

Впрочем, последние несколько глав доставили громадное удовольствие (вот где настоящая фантастика!): американский президент ставит интересы мира выше интересов собственной страны и готов поделиться со всеми инопланетными технологиями! Его радует, что террористы повывелись и что российский президент без охраны гуляет с детьми в парке, и никто-никто... Впрочем, разве не Америка приложила руку к тому, чтобы в мире была стабильность?.. Разве не она всегда спасает мир?..

Финал открыт, любители дописывать незавершенные истории могут начать скрипеть перьями... впрочем, что это я? — щелкать по клавишам! Пусть заодно попытаются прояснить, какое отношение имеют заголовки романов трилогии к ее содержанию. Я — не понял.

Оценка : 6
«Врата»
–  [ 1 ]  +

Alfar, 22 января 2016 г. в 18:42

Герой может нравится или нет это дело вкуса, и предпочтений.А вот сюжет и задумка гениальна от суда и премии.

Оценка : 10
«Ферми и стужа»
–  [ 8 ]  +

korah, 10 января 2016 г. в 21:12

Лаконично и ужасно правдоподобно о том, что никакого будущего у нас не будет, если «стратеги» нажмут кнопку и упадут ракеты. Очень надеюсь, что описанное автором так и останется страшилкой для будущих поколений и кто-то в межгалактическом интернете будет с интересом находить в архивах наши с вами комментарии.

Я бы рекомендовал этот рассказ читать уважаемым персонам, принимающим решения, перед их заседаниями.

Оценка : 8
«За синим горизонтом событий»
–  [ 12 ]  +

Reading, 29 декабря 2015 г. в 11:41

Этот роман качественно отличается от первого романа «Врата». Главный герой здесь становится намного смелее и мудрее, что кардинально отличает его от того человека, каким от был на «Вратах». Он рискует своей жизнью ради спасения Земли, чем заслуживает уважения. Сюжетная линия стала намного интереснее: появились новые артефакты хичи, новые интересные персонажи и даже сами хичи, стали происходить интересные события. Место действия романа намного расширилось. Кроме этого здесь появляются новые технологии, как земные, так и технологии хичи. Не хватает динамичности событий, но это не самое главное в данном романе.

В итоге можно сказать, что все минусы, которые были в первом романе «Врата» здесь учтены и это делает «За синим горизонтом» качественно неплохим романом.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 9 ]  +

Reading, 28 декабря 2015 г. в 22:01

Этот роман является по сути прологом к циклу «Хичи». Прологом на 300 страниц и следовательно очень растянутым. Все действия в нем происходят на астероиде «Врата», где главный герой никак не может решится отправится в космос на корабле хичи. Каких-либо действий в романе нет вообще, сюжетная линия скучна и неинтересна. Главный герой опускается даже до того, что позволяет себе избить женщину. Когда же он наконец созревает для вылета в космос, то в начале ничего там не находит, потом не решается спуститься на планету для её исследования и на последнем вылете едва не погибает, оказавшись вблизи черной дыры. Все его три вылета занимают в сумме 30-40 страниц.

Итог: главный герой не вызывает уважения, сюжетная линия романа слабая, место действия романа ограниченное.

Оценка : 5
«Человек плюс»
–  [ 3 ]  +

kirik, 26 ноября 2015 г. в 06:53

Недалекое будущее, человечество расплодилось до 8 миллиардов, еды и пространства всем не хватает, но людишки хотят больше — больше еды, больше пространства, больше себя как вида. Естественно на этом фоне во всем мире назревают войны и дабы предотвратить грядущее американцы решили представить человечеству возможный выход — заселение Марса, но для этого необходимо подготовить человека к условиям чужой планеты, что бы он мог там жить и развиваться.Или изменить его до нужной степени...

Роман довольно интересен и не тривиален, посвящен по сути преобразованию человека в нечто, способное жить в условиях Марса без особых проблем, называемое «киборг» и состоящее из кучи механики и немножко плоти. Как уже говорили, это роман о человеке и человечности, с небольшой интригой и развязкой в самом конце. Единственным недостатком, по-моему мнению, является его однобокость — здесь всего одна идея и никаких альтернативных вариантов не рассматривается, хотя при прочтении так и возникают вопросы в духе «а почему бы не так сделать».

Оценка : 8
«В ожидании олимпийцев»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 03 ноября 2015 г. в 05:07

Хотели бы вы жить в мире, где забыли значение слова «война»? Безусловно! Но готовы ли вы при этом мириться с существованием рабства? А вот это уже вопрос дискуссионный... Фантазия Фредерика Пола рисует перед нами картину Вечного Рима, который благополучно просуществовал два тысячелетия и вошёл в космическую эру. Земные корабли достигли спутников Юпитера и созвездия Центавры, колонии на Марсе и Луне уже стали обыденным делом. В то же самое время вы запросто можете купить на ближайшем рынке парочку рабов со скидкой, а вместо любимого планшета записывать на ходу умные мысли придется при помощи стила и глиняной таблички.

Здесь не следует придираться к деталям, ведь повесть изначально заявляет себя юмористической — просто нужно расслабиться и наслаждаться яркой эклектикой такого незнакомого и знакомого одновременно мира. В этой реальности не развилось христианство, зато по сей день живы всевозможные языческие культы, соседствующие с иудаизмом и учением Заратуштры. Вообще, социальная компонента повести получилась вполне удачной — мир живет по своим законам, а читатель, облачившись в костюм туриста, постепенно вникает в его суть.

Вместе с главным героем нам предстоит посетить Лондон, который даже спустя столетия не вышел за рамки римского провинциального захолустья. Конечно же, сам Вечный Город предстает во всей красе — Пантеон и Колизей из разряда памятников архитектуры переходят в активно используемые культурные объекты, конечно, бои гладиаторов остались в прошлом, но жаждущий хлеба и зрелищ получит искомое в избытке. Ещё одна провинция, где нам предстоит побывать — египетская Александрия, живущая памятью о былом величии фараонов, но куда этим африканским царькам до божественного величия цезаря..

В центре внимания повести — ожидание самого значительного события в истории человечества. Земляне получили сигналы из далекого космоса от представителей древней разумной расы, которые судя по всему направляются в сторону Земли, и контакт уже не за горами. Мир замер в ожидании, пришельцев за глаза окрестили олимпийцами, хотя внешне они мягко говоря далеки от богов и героев Эллады. Ещё есть время задуматься и что-то исправить — правильным ли путем идет человечество, будут ли приняты земляне в круг галактического сообщества, что позволит раскрыть секреты высших технологий и шагнуть еще дальше за пределы Солнечной системы.

Главный герой повести — писатель-фантаст Юлий, ведущий свою родословную от самого Гая Юлия Цезаря. Перед нами не самый лучший период в жизни писателя — девушка бросила, цензура зарубила новый роман, который по всему должен был стать бестселлером, а долги перед кредиторами висят дамокловым мечом, единственный шанс избежать долговой ямы — за тридцать дней выдать на гора новый роман, но вот беда — иссякло вдохновение. В поиске новых идей наш герой отправляется в путешествие из Лондона в Рим, где встречает старого приятеля Сэма — пожилого ученого-астронома, по совместительству писателя-любителя.

Когда знаешь то, о чем пишешь, то плохо написать не получится — кто может лучше описать все превратности жизни писателя фантаста, чем сам фантаст? Чувствуется, что главного героя автор писал если не с себя, то с кого-то из близких друзей и коллег. Юлий — живой человек с массой пороков и недостатков — он похотлив, прожорлив, тяжел на подъем и не блещет умом, но это не мешает ему выдавать по два романа в год и обеспечивать существование писательством, кто знает, может и ему когда-нибудь повезет стать автором бестселлера.

Опытный и мудрый Сэм играет роль наставника главного героя, и готов помочь Юлию не только словом, но и делом. Именно Сэму принадлежит идея основать новое направление в литературе — альтернативную историю. Таким образом, мы получили повесть в жанре альтернативной истории о создании самого жанра альтернативной истории, что добавляет юмора и легкого абсурда всей ситуации. Ещё один знаковый персонаж — очаровательная племянница Сэма — Рашель, по образованию ученый-историк, именно с ней связана любовная линия повести.

В целом, эта история мне понравилась — социальная сатира, ненавязчивый юмор, живые персонажи и причудливый, но достоверный мир классической цивилизации. Не знаю хотелось бы мне жить в подобной реальности, наверное да, при условии гарантии статуса свободного гражданина, конечно. Повесть читается очень быстро и легко, всего пять глав и по прочтении кажется, что этого мало, хотелось бы побольше приключений, описаний забавных житейских ситуаций, но даже в имеющемся виде произведение можно читать и перечитывать.

Оценка : 8
«Ферми и стужа»
–  [ 10 ]  +

god54, 06 октября 2015 г. в 20:42

Много, слишком много написано на тему ядерной зимы. Беда лишь в одном, минутная стрелка часов все ближе и ближе к двенадцати часам, времени конца человечества. И все это прекрасно понимают, но произведения такого рода не читают, советов не слушают, а верят в откровенную глупость: мол другая сторона не решится на такой шаг, а мы смелые, мы еще кусочек земли урвем, еще одного диктатора спасем, еще разок покажем им кузькину мать... И на старуху бывает проруха... Куда вот только остальные смотрят и молчат, понимают и молчат. Неужели верят, что выживут? Да, в домах-то и подвалов нет. А рассказ жесток, а смысл пророческий, читать и, как листовку, передавать дальше.

Оценка : 7
«Я — это другое дело»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 27 июля 2015 г. в 08:27

Мне рассказ не понравился. Слишком прямолинейно, грубо, беззубо и от этого недостоверно, неправдоподобно.

Как минимум три момента вызывают сомнение:

1) Убийство друга ради того, чтобы тот не остался единственным обладателем сверхъестественных способностей. Хорош друг — запросто так врезал сзади по темечку, а потом ещё и добил выстрелом в горло. Без предупреждений, без разговоров и убеждений. М-да, что за чудовище?

2) Если друг обладал такими супер-пупер способностями, зачем он обратился за помощью? Он сам запросто мог проникнуть туда, куда нужно. И более эффективно обезвредил бы террористов.

3) Обладая суперспособностями, человек никак не обезопасил себя. Легко так рассказывает о них, нисколько не предвидя полученного в итоге удара по голове.

Этическая сторона вопроса также не выдерживает критики. Человек овладевает сверхъестественными способностями, другой решает, что тот недостоин этого. Убивает уникума и единолично завладевает тайными знаниями. Но убив друга, разве не лишается он морального права обладать артефактными знаниями? Может ли убийца (да ещё и друга) считаться достойным дара? Автор как-то обходит этот вопрос и добивает и без того хилый, откровенно слабый рассказ.

Оценка : 3
«За синим горизонтом событий»
–  [ 6 ]  +

osipdark, 24 июля 2015 г. в 15:03

Что сказать — в отличие от первого романа цикла «Хичи», «За синим горизонтом событий» меня обрадовал.

Произведение действительно сильнее «Врат», с сюжетом, который находится в постоянном действии, с гораздо большим числом героев, где не идет зацикливание на ком-то одном. Более того, от главы к главе нарастает напряжение от чтения, ведь проблем у человечества становится все больше и больше; от проблемы мирового голода к вопросам космологических масштабов. Концовка и теории о недостающей массе, чертовых числах, происхождении Вселенной, цикле сжатия-раздувания меня лично обрадовали, а идея обнуления массы для сверхсветового ускорения позволяет узнать, откуда идут корни вселенной «Масс Эффект».

Читать цикл хочется и дальше, до конца, но «Хичи» все же эпопея-середнячок из середины-конца двадцатого века, но середнячок золотой. Именно по-этому его и следует читать. Оценку восемь второй его части теперь ставлю абсолютно заслуженно.

Оценка : 9
«Врата»
–  [ 7 ]  +

Олег Карлаш, 16 июля 2015 г. в 16:44

Книга в принципе неплохая, но всё-таки непонятно, как «Врата» смогли обойти «Пикник на обочине», взяв первое место премии Кэмпбелла. Это же проходная книга, никаких новых идей в ней нет, мало кто вообще её читал и ещё меньше тех, кто помнит, о чём там идёт речь. Оценку поставил субъективно низкую, из-за ощущения жуткой несправедливости, допущенной по отношению к «Пикнику».

Оценка : 3
«Осада вечности»
–  [ 0 ]  +

Phil J. Fray1986, 14 июня 2015 г. в 18:53

Главные недостатки: наивность, чрезвычайная нелогичность сюжетной линии и поступков персонажей (особенно инопланетян), часто их буквальная тупость, их поведение крайне не согласуется с их заявляемым статусом. Эти марионетки что-то делают, куда-то бегают, ездят, летают — но это всё почти бессмысленно и как частное, и как целое. Также см. отзывы на др. романы трилогии. Для ознакомления с разными аспектами творчества Пола можно 1 раз прочесть по диагонали. Единственный забавный персонаж — «тигропавлин», да и то потому, что действует как ребёнок и нытик.

Оценка : 4
«Переквалификация»
–  [ 2 ]  +

Carex, 20 мая 2015 г. в 23:51

Несколько гротескный рассказ. В социуме роботов, как в кривом зеркале отражаются проблемы человеческие, которые актуальны и для нас сейчас.

Но мне рассказ показался скучноватым.

Оценка : 5
«Я — это другое дело»
–  [ 5 ]  +

god54, 11 апреля 2015 г. в 07:46

Сверхъестественные возможности человека, об этом написана не одна сотня произведений. А вот о проблеме этического использования этих способностей, уже значительно меньше, а в том аспекте, как предлагает автор вообще всего один рассказ и он именно этот. Сумеет ли человек, став богом, пронести эту ношу. Понятно, что когда вокруг все боги, проблем нет. А, когда вокруг обычные люди, а ты бог. Возьмем современных политиков у власти, ведь они уже сейчас считают себя богами, кровь и смерть их обычные попутчики, им плевать на слезы детей, божественное предназначение ведет их вперед по костях людей. Они уже обладают сверхъестественными возможностями, захватывая чужие территории, передвигая сотни тысяч человек одним движением руки, поворотом головы, взмахом ресниц, улыбаясь в камеры и рядясь в тогу ангела.

Оценка : 7
«Кометы Оорта»
–  [ 4 ]  +

Lamobot, 04 марта 2015 г. в 14:17

Роман можно считать фантастическим только потому, что действие происходит в космосе или же на планетах Солнечной системы.

Фактически, автор поднимает вопросы, которыми всегда задаются люди:

— Стоит ли смерть одного или нескольких миллионов людей ради блага всего человечества?

— Сможет ли человек побороть или изменить свою природу? Не быть агрессивным, не убивать себе подобных?

— Какова цена благополучия людей?

Книга больше философская, чем фантастическая. Я написал только часть вопросов, на которые пытается ответить автор. Но каждый читатель найдет в этой книге еще массу тем, на которые обращает внимание автор.

Оценка : 8
«Туннель под миром»
–  [ 11 ]  +

sanchezzzz, 02 марта 2015 г. в 18:06

Очень хороший рассказ, но принимал я его сложно, через отрицание, с гневными тирадами и со второго прочтения. Потому что после первого я мысленно разнёс в пух и прах эту историю; я решительно отказывался в неё хоть сколько-нибудь верить, считал её весьма невозможной и почти что ляпсусом. Я клял Фр. Пола в том, что он-де уж слишком наворотил, однако, я смирился с шокирующим известием о физиологической сущности Буркхардта (стараюсь избегать сейчас спойлеров в описании и очень жаль, что их много выше и ниже этого отзыва, — многие потеряют кайф от прочтения, если прежде рассказа прочтут отзывы), — это я ещё перенёс более или менее сносно. «Неплохо, — сказал я себе и автору, — неплохо задумано», наивно полагая, что это «всё» из неожиданного. Не тут-то было! То, чем оказался городок, добавило жару и на первый раз показалось мне, что это чересчур. Две недели спрашивал в воздух: «как, ну как такое возможно? Это какие технологии должны тогда существовать?» Тут я немного скепсис сохранил и до сих пор не укладывается в голове такой город Тайлерстон: вот улица, вот табачный киоск, в нём находится блок сигарет, в блоке – пачка, в пачке – сигарета, в которой есть мельчайшие крошки табака… Как?

Много думал, и после второго прочтения свыкся, а почему бы всему этому и не произойти? Я имею ввиду техническую часть создания и воссоздания хмм… некоторых деталей, отбрасывая тему рекламы вовсе. И не буду говорить пафосных или возмутительных слов о психическом воздействии и даже насилии: в рассказе это лишь эксперимент, причём не над такими как мы. Хотя, последний абзац тревожит, ведь речь идёт уже не о конфетках-сигаретках…

Самое интересное, что рассказ построен не на каких-то фантастических допущениях, а он действительно фантастический, в лучших традициях. Написан хорошо, читается с интересом, есть разумные мысли и ходы. Про него не скажешь по прошествии лет, что он «безнадёжно устарел». Эта история напоминает мне «Дружелюбного человека» Гордона Диксона, только вот стороны поменяны местами, ну, и рассказ Пола гораздо сильнее во всех аспектах.

Оценка : 9
«Вот именно…»
–  [ 6 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 18:20

С моей точки зрения вполне неплохой рассказ. В котором есть неплохая идея возможности переселения разума и это в 1957 году. Но более предпочтительным выглядит сюжетная составляющая, динамичная, смешная, а также вполне колоритный стиль письма, не говоря уже о антивоенной направленности и издевательстве над военными. В целом хороший рассказ, рекомендуемый к прочтению.

Оценка : 7
«За синим горизонтом событий»
–  [ 4 ]  +

Cheshirre, 16 января 2015 г. в 21:03

Отличная книга, но единственный момент, который напрягал — это некоторые неточности в деталях:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В начале книги было сказано, что дом на Таппановом море не покрыт куполом, а в конце книги уже рассказывается о том, что «как жаль, что снег не проникает под купол». Второй момент — это цвет волос С.Я. Лавровой.

Оценка : 9
«Встреча с Хичи»
–  [ 4 ]  +

serpe, 02 января 2015 г. в 20:59

Книга слабее первых двух частей. Переизбыток лирики, прямо-таки семейная идиллия в лучших традициях дамских романов — это, во-первых, не к месту, во-вторых, неправдоподобно и невыносимо скучно, в-третьих, начисто убивает всю интригу, которой и так немного. Приходится продираться сквозь десятки страниц с жизнеописанием Р.Броудхеда и его жены, которые ни разу не поссорились за 50 лет сожительства, чтобы почитать хоть немного о «серьезных» делах.

«Война торговцев космосом»
–  [ 4 ]  +

mogzonec, 02 января 2015 г. в 17:21

Манипулирование общественным сознанием и к чему это ведет — вот главная идея и движущая сила этого романа. Продолжая тему «Операции «Венеры» роман ничего не добавил нового к главной идее, хотя в начале 1980-х можно многое было бы предвидеть: и «цветные революции», и виртуальные «барки», «семьи» и т.п. Тем не менее роман продолжает старые традиции англо-американской фантастики 50-х годов. И, наверное, благодаря этому читается с интересом, а фантастическим допущениям веришь, либо относишься чуточку снисходительно. Даже явные несуразицы вроде уйгуров, живущих в Гоби, проглатываешь, словно действие происходит не на нашей, а на параллельной Земле. Кстати, что также вполне возможно, поскольку «наша» Земля не особенно проглядывается в том, мире, который описали Сирил корнблат и Фредерик Пол. Взять хотя бы транспортные средства — ну те самые педакэбы (в смысле педальные). Да, и политическая организация общества, в котором живет и борется главный герой, не особенно похожа на американскую или европейскую. Несмотря на недостатки, это читать надо обязательно.

Оценка : 8
«Торговцы Венеры» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

mogzonec, 25 декабря 2014 г. в 23:32

Необычная книга для советских 60-х годов, когда она была издана. В то время никто и не подозревал, что торговля может при некоторых условиях быть движетелем прогресса. Не наука. а именно торговля и реклама. Сама повесть, будучи авантюрной по жанру и социальной по содержанию, не наделала много шума. Даже любители фантастики недоуменно пожали плечами. Потом, когда в конце 90-х появился роман «Инсайдер» уже российской авторши, мои одногодки, которые вообще не понимали термина «инсайдер», попытались разобраться, что есть что. оказалось, что этот мир. мир менеджмента, торговли, рекламы, может подталкивать развитие. Фредерик Пол одним из первых, вместе с Сирилом Корнблатом, поняли это. За что им честь и хвала.

Оценка : 8
«Дитя звёзд» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Lunetta, 22 октября 2014 г. в 18:30

Одно из первых фантастических произведений, прочитанных мною. Осилила только со второго раза.

Очень любопытное произведение. Читала довольно давно, осталось ощущение чего-то детективного, необычной задумки об «орган-банках», ошейниках (это были самые интересные моменты)интересная концовка.

Поставила 7 за задумку, идею. Ну и ностальгия =)

Роман написан не ровно, часто провисает, есть несомненно и лучшие книги о космосе.

Второй раз перечитывать не буду, повествование довольно ...нудное.

Оценка : 7
«Вот именно…»
–  [ 3 ]  +

mogzonec, 22 октября 2014 г. в 14:40

Начну не с Фредерика Пола, а с Багряка с его повестью «Пять президентов». Помните сюжет — разум перепрыгивает из одного тела в другое. Идея выглядела забавной. Но до Багряка почти такую же историю рассказал Ф. Пол, но только короче, и динамичнее. Об авторстве идеи не буду спорить, да и не стоит, так как еще раньше Морис Ренар забавно и даже эротизировано рассказал историю о внедрении сознания в чужое тело и даже в неодушевленный предмет. Пол и Багряк близки тем, что оба придали теме «антиимпериалистическую» направленность, но у американца получилось психологичней и элегантней, а местами даже забавно.

Оценка : 7
«Ловушка»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 09 октября 2014 г. в 11:14

Хороший рассказ. Самое интересное, на мой взгляд, кроется в том, что автор не даёт однозначного ответа на поставленный вопрос.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действительно ли некие высшие силы «оберегают главного героя от работы»? Или же непреодолимая бюрократическая волокита, возникшая в его размеренной научной жизни — это нормальный ход явлений?

Такой оборот придаёт рассказу реалистичности, выводя его за грани фантастики и придавая ему лёгкий юмористический налёт.

Безусловно, основной мотив произведения чётко перекликается с темой «За миллиард лет до конца света» Стругацких, но о заимствовании тут не может идти речи — Стругацкие пошли намного дальше, как в плане развития идеи, так и в плане моральной проработки. Да и читали ли они этот рассказ? Скорее, это схожий ход мысли.

Оценка : 8
«Блуждающая звезда»
–  [ 6 ]  +

Api, 29 сентября 2014 г. в 12:19

Роман вроде как о любви, и вроде главный персонаж такой славный герой, а мне он героем совсем не показался... любовь эта странная, слишком эгоистичная: на всю Вселенную наплевать, была бы только Молли Залдивар.

С другой стороны, неудавшийся опыт, который привел к разрушительным и непредсказуемым последствиям. Излюбленная тема в фантастике. Только здесь экспериментаторы не учли, что звезда-то живая... и может поступить так, как ей вздумается, а не как им надо. Интересная идея... но не ее оформление.

Очень много явных и недопустимых ляпсусов, из-за которых даже гуманитарию кажется, что книга попахивает бредом. Рассмотрю некоторые, наиболее очевидные:

1. Звезда, даже самая маленькая, весит в разы больше Юпитера. И появиться в лаборатории на Земле не может; а если и допустить, что появится, то все пойдет наперекосяк, но не из-за ее деяний, а из-за резкого смещения центра масс;

2. Интересно, каким же образом поддерживалась жизнь на планетах божественного Альмалика? Ведь это кратная звезда, причем состоящая из многих компонентов. И там множество обитаемых, пригодных для жизни планет. Впрочем, это распространенное явление в фантастике, когда жизнь появляется там, где ее по нашим земным меркам быть не может. За это можно не судить строго;

3. Людям и прочим живым существам передвигаться со сверхсветовой скоростью помогает техника — это понятно. Невероятно иное: как же со сверхсветовой скоростью перемещалась целая звезда (пусть и блуждающая)?

4. Ну, про стреляющееся Солнце вообще говорить нечего...

Недостатки эти можно было бы оправдать временем создания (как можно оправдать, например, невольные ляпсусы Уэллса — от них произведение не меркнет), но ведь и в 1969 году уже было известно, что такое звезда! Тогда уж лучше было бы придумать какие-нибудь другие плазменные образования, звездами не являющиеся. И ляпсусов бы не было, и необычное сразу привлекает внимание. Как, например, фузориты. Это, безусловно, интересная находка.

Читается легко (хотя местами становилось до зевоты скучно, была мысль забросить книгу, но все же дочитала). Если закрыть глаза на несоответствующие науке моменты, некоторую наивность и эгоизм — может быть, даже будет интересно. Сюжет неплохой, и много необычных приключений.

Есть еще один плюс у этой книги: в ней нет пошлости, черноты и грязи; она не вымажет вас и не очернит душу. Это большое достоинство... быть может, перекрывающее многие недостатки.

Оценка : 4
«Ферми и стужа»
–  [ 9 ]  +

nattsorg, 21 августа 2014 г. в 13:26

При чтении рассказа постоянно возникают параллели с похожим произведением Вячеслава Рыбакова «Зима». У Фредерика Пола — лаконично и бесстрастно, у Рыбакова — страшно и душераздирающе. К слову, тут же приходят на ум два фильма на данную тематику — «сухой» западный «Нити» и советский «Письма мертвого человека» — наполненный душевными страданиями и болью об утерянном мире.

Думаю, все политики и военные мира должны штудировать наизусть подобные произведения. Нет ничего дороже на планете, чем сама Земля...

Оценка : 10
«Кометы Оорта»
–  [ 6 ]  +

Александр Кенсин, 06 августа 2014 г. в 16:28

В Облаке Оорта есть те вещества, которых нет на Марсе и которые могут внести в жизнь марсиан (поселенцев с Земли) существенные изменения и улучшения — полезные ископаемые, а также в Облаке есть огромное количество газов, с помощью которых можно создать даже атмосферу на Красной планете. Разумеется, главное — это вода и воздух, которые можно доставить на Марс. Главный герой — Деккер Де Во записывается в такой проект.

И, казалось бы, что Марс скоро ждут перемены, нужно только добраться до Облака Оорта и направить оттуда кометы к Красной планете.

В Оорте буквально миллиард подобных комет, каждая из которых весит более сотни миллионов тон.

Но что если все пойдет немного не так, как планировалось и кометы полетят не на Марс, а к Земле, если в дело вмешаются несогласные, жаждущие отмщения за дела давно ушедшего прошлого?

Какие разрушения это несет в себе и какую катастрофу?

Выживет ли Земля?

Ведь если на Марсе взрывы при падении комет — не более чем фейерверки, то на Земле один такой взрыв будет подобен Хиросиме, когда комета упадет на сушу, а если комета упадет в море, то поднимутся огромные волны, сметая на своём пути всё — прибрежные города и людей. Только один единственный фрагмент кометы может лишить жизни миллионы, если упадёт на Землю.

И можно ли всё исправить?

Оценка : 9
«Последняя теорема»
–  [ 9 ]  +

osipdark, 09 июля 2014 г. в 13:17

Многим читателям, да и нечитающим людям, известен довольно простой факт — писатель имеет свойство исписываться. Это неизбежно, по крайней мере, для большинства литераторов — уходит талант, сюжеты становятся «заезженными», интересные темы исчезают. Безусловно, это касается не всех авторов фантастики и других жанров литературы, и это наверняка не коснулось бы и Артура Кларка, если бы не его болезнь... Она перечеркнула все его ненаписанные и написанные в соавторстве романы, поставила крест на неиспользованных идеях. «Рамы» в соавторстве, зачем-то переросший в роман рассказ «Песни далекой Земли», и этот роман, который написан так же не понятно зачем. Он просто не о чем. В нем нет никаких оригинальных идей, название его ничем не обусловлено, как таковой главный герой, на самом деле, не играет никакой особой роли в тексте (из-за этого и не ясно, зачем было выбрано именно такое название, если вся цель романа — просто описать будущее).

Мне очень жаль, с Кларком произошло такое. Он ни в коем случае не виноват, а его попытки писать достойны гордости, но ни соавторство, ни одиночное написание романов, ни внесение тем о гомосексуализме (которые, надо сказать, почти всегда полностью излишни. Прекрасную историю любви в рассказе «Песни далекой Земли» полностью испорчена в одноименном романе именно такими тематиками. Тот роман так же, как и «Последняя теорема» вышел абсолютно бессмысленным).

Но, читалось на одном дыхании. Это тоже стоит признать.

Оценка : 7
«Ферми и стужа»
–  [ 14 ]  +

Стронций 88, 04 мая 2014 г. в 20:35

Вещь мегатонной силы. Вроде бы, вполне обычный (а потому – реальный) атомный Армагеддон – а как пронизывает, как простреливает душу! – этой холодностью, холодностью дотошной и бесстрастной хроники. Какое жуткое ощущение реальности и ужаса всей катастрофы в сдержанности авторской речи! И хотя автор в конце даёт какой-то шанс, надеется на лучшее, но как же тянет тщетностью всех надежд. И как же трогательно – до дрожи трогательно – слова и мечты о космосе, о встрече с созданиями иных миров – такая мечта среди руин, в застывающем гибнущем мире. Мощнейшая вещь! Мощнейшая своим подходом – этой бесстрастностью хроники делающий всё жутко реальным. Определённо один из лучших произведений на тему атомного апокалипсиса. Небольшой, но очень внушительный по силе шедевр. Читалось с каким-то сухим комом в горле. Читалось одним дыханьем. «Ферми и стужа» – шедевр!

Оценка : 9
«Туннель под миром»
–  [ 9 ]  +

god54, 25 апреля 2014 г. в 21:29

И все-таки я был и навсегда останусь поклонником старой классической фантастики без всяких литературных экспериментов. И это произведение еще одно подтверждение моей теории о её превосходстве над всем остальным. Произведение просто уникальное по сюжету, фантастической идее и литературному воплощению. А написано жестко, логично, реалистично, увлекательно, таинственно и с концовочным ударом по полностью напряженным нервам. Нет смысла пересказывать или обсуждать детали. Это произведение с большой буквы, его надо просто читать и получать удовольствие. Срок годности не ограничен.

Оценка : 10
«Марс Плюс»
–  [ 7 ]  +

primorec, 18 октября 2013 г. в 02:15

«Человек плюс» был мощным социальным романом, размышлением о Человеке и Человечности, пороках — алчности, зависти, агрессивности, глупости и эгоизме, не дающим людям выйти из духовного тупика, чтобы забыть вечную вражду раздирающую Землю. В нем была, с моей точки зрения, одна лишняя деталь, некая дань моде и читательским вкусам — тема об искусственном интеллекте, новой разумной расе, не питающей любви к своим создателям. Но, как бы то ни было, это было сильное и законченное произведение. Сказано было все, что нужно. Все. Точка.

Я не могу найти ни одного довода, который бы оправдал бы в моих глазах появление этого «продолжения». Ни единого. Тем более, что сюжетно с первым романом этот связывают лишь редкие эпизоды с киборгом Роджером Торравэем, без которых, в сущности, сюжет мог бы и обойтись. Других связей нет никаких.

Мы на Марсе через пятьдесят лет после описанных в «Человеке Плюс» событий. Колонии процветают, возникают все новые поселения, и освоение Красной планеты с помощью машин идет быстрыми темпами. На Земле тоже все более-менее успокоилось: политические потрясения полувековой давности привели к появлению новых государств с амбициозными планами расширения на планеты Солнечной системы. И в планах большинства таких государств — расширение колонизации Марса, чему, естественно не рады первопроходцы и первопоселенцы.

Основная интрига разворачивается вокруг планов этих государств, каждое из которых посылает на Марс своего шпиона, среди которых юная Деметра Коглан из Техаса, которая оказывается втянута в противостояние разведок, местные политические интриги, ну, и попутно, узнает, все о родившейся рядом с людьми новой разумной расе, которая уже не может скрывать от Человечества свое присутствие.

Вроде бы, такое описание сюжета обещает закрученное и динамичное действие. Но не получилось. Ни одна из сюжетных линий, в сущности, не проработана до конца. Не успела раскрутиться ниточка с подпольщиками, как перескакиваем на заговор машин. Не успели вникнуть в загадку марсианских долин, как оказываемся на орбитальной станции. От социальной части вообще ничего не осталось, а идейная составляющая исчезла без следа. Единственное явное достоинство — небольшой объем, но и его прочтение далось мне нелегко. Было просто скучно. Даже подростковый цикл «Наследие» Уильяма Кейта я прочитала с большим интересом, благодаря наличию забавных моментов.

Жаль, так жаль, что глубокий, проникновенный, грустный и умный рассказ о преображении в новое существо Роджера Торравэя, о том, что же такое Человечность, получил такое маловразумительное продолжение.

Оценка : 5
«Человек плюс»
–  [ 10 ]  +

primorec, 14 октября 2013 г. в 02:15

Я хочу рассказать Вам о Роджере Торравэе. Если уж писать отзыв на этот роман, то нельзя не поведать Вам об его герое.

Собственно говоря, ничем особенным до определенного момента Роджер Торравэй не отличался, чтобы посвящать ему отдельный рассказ. Среди миллиардов живущих на Земле людей можно было бы найти человека умней, мужественней, интересней. Даже больше скажу, ничего такого важного о герое сказать просто невозможно, поскольку был он настоящей, созданной усилиями профессиональных пиарщиков, рекламной картинкой, а не Человеком. А именно был Роджер Торравэй воплощением Амуриканской Мечты — красавец с белозубой улыбкой, один из тех, портреты которых украшают рекламные плакаты в провинциальных городках на тему «Наша зубная паста — лучшая в мире» или «Пляжи Гавайев ждут Вас». Был наш герой в меру известен, в меру мужественен, совсем немного образован, всегда платил налоги, с придыханием произносил слова «господин Президент» и не забывал поцеловать перед сном свою красавицу жену Дори. Т.е., я хочу сказать, что был наш Герой настоящим законопослушным американским гражданином, свято верящим в право своей страны распоряжаться судьбами Мира и готовым помогать это «право» реализовывать, не слишком задумываясь над причинами и последствиями своих действий.

Так и существовал этот хорошо смазанный приличной зарплатой и прочими благами цивилизации винтик общей системы, пока не настал черный день в его жизни: любимая страна потребовала от него не слов, а дела — Великой Жертвы ради своего процветания.

В который раз читаю Фредерика Пола и наталкиваюсь на то, что именно страницы о преображении героя — самые сильные, самые горькие и проникновенные. И этот роман не разочарует: из куколки, из рекламной картинки, рождается новое существо. Удивительное дело, но теряя свое человеческое обличие, приобретая новые свойства и качества, Роджер Торравэй становится все более похож на Человека. Через новые органы чувств он открывает заново окружающий Мир, через цвета, звуки, запахи, ощущения, рождается новое понимание Мира. Слова и понятия — любовь, верность, дружба — повторяемые в жизни миллион раз — неожиданное обретают свой истинный смысл, а стоящее за ними становится значимым и жизненно необходимым.

И чем больше киборг Роджер Торравэй становится похож на Человека внутри самого себя, тем страшнее становится само Человечество. Было очень жутко переживать вместе с героем жестокие сцены, когда бывшие друзья и коллеги, с которыми герой не раз проводил приятные вечера в барах, кроили его и резали, добавляли и удаляли, уже не считаясь ни с чувствами, ни с желаниями, навсегда вычеркнув Роджера Торравэя из своего числа, наблюдая за его мучениями с садистским интересом. Без жалости, без сочувствия, без милосердия. Жуткая картина, обнажающая все, что скрывается за заученными улыбками и словами.

И, с моей точки зрения, для романа было бы лучше, если бы он остался рассказом о Человеке и Человечности, о жестокости и равнодушии, лжи и фальши, которых так много в отношениях людей. Было бы лучше, если бы это был просто рассказ о Роджере Торравэе, обретшем Человечность, только потеряв человеческий облик и свое место среди миллиардов людей . Показалась мне неожиданная развязка, скороговоркой объясняющая некоторые факты и происшествия, которые показались по ходу действия не особо важными и интересными, чуждой всей идейной составляющей романа, некой данью моде и читателям, ждущим чего-то этакого, неизвестного и пугающего.

Оценка : 9
«Дитя звёзд»
–  [ 7 ]  +

primorec, 09 октября 2013 г. в 01:39

Робкая мечта о свободе оказалась только слабой искрой и не ясно, сможет ли она зажечь пожар. Так, в сущности, завершается первая часть.

Ничего не получилось: все, что произошло — мучительные поиски, способные, не ввергая мир в хаос, отыскать тропу к освобождению — не только физическому, но главное – духовному, провалились. Мечта о свободе вспыхнула ярко, да и погасла, не дав ни тепла, ни света.

Прошло несколько десятков лет с момента, описанного в «Рифах Космоса». На Земле все по-прежнему: послушное людское стадо выполняет пункты машинного плана, прославляя свое рабство. Опасные Рифы надежно изолированы, как и те, кто смог пробраться через кордоны, променяв бездумное существование у гарантированной кормушки на риски и опасности Свободы. Все идет, как прежде — безумный План выполняется, Банки органов исправно пополняются — пока на сцене не появляется Дитя Звезд.

И снова главный герой — не бунтарь или тайный оппозиционер. Обычный обыватель, слепо преданный существующему режиму, сам обрекавший не раз людей на смерть в Банках органов. Именно его швыряет в гущу событий: то на Рифы, то в самый центр машинной цивилизации, то в центр обучения, то в вновь в глубокий Космос. На него устраивают настоящую охоту и обе стороны обвиняют во всех смертных грехах. Остановиться, подумать, проанализировать факты и сделать выводы нет никакой возможности, и от этого собственный путь приходится искать герою почти интуитивно.

Что тут сказать. Редкий вариант, когда приключенческая составляющая только навредила книге. Получились какие-то отдельные эпизоды, мало связанные друг с другом, сумбурные, более похожие на яркие нарисованные картинки, чем на реальную жизнь с ее полутонами. Порой, вообще, невозможно вычленить главное и важное из целой кучи вываленных на читателя фактов, событий, диалогов, не говоря о том, чтобы проследить логику поступков героев.

И на этом фоне выгодно смотрятся эпизоды спокойные, почти без событийные, наполненные неспешным созерцанием и размышлениями. Жаль, что их так не много: пребывание в клинике и центре обучения — всего лишь несколько страниц, наполненных глубокими переживаниями и идеями. Сцены обучения и постепенного преображения героя просто потрясают силой эмоций. Но именно на эти эпизоды ложится основная смысловая нагрузка. Не просто о Рабстве и Свободе, но и о Человечности и о Личности. О самой сердцевине, самой глубине, центе, делающем нас такими, какими мы есть.

Но даже эти потрясающие страницы не смогли исправить общее впечатление. Тем более, концовка показалась нереальной и нелогичной, излишне пафосной и чуждой, как бравурный марш, звучащий на похоронах.

Оценка : 7
«Рифы космоса»
–  [ 11 ]  +

primorec, 08 октября 2013 г. в 02:11

Есть на нашей Земле места, за которыми закрепилась слава настоящего рая. Коралловые рифы, маленькие кусочки счастья и удовольствия, разбросанные среди лазурных морей. Произнеси только «Атолл» и память тут же подсунет тебе картинку: яркие краски, ослепительно чистый песок, цветы, поражающие своей красотой, прозрачные воды и невообразимо прекрасные рыбки, снующие между хрупкими ветвями. Фантастические места, обещающие сто тысяч удовольствий.

Поэтому, прочитав такое название — «Рифы Космоса» — против воли ждешь чего-то еще более прекрасного, нечто подобное коралловым атоллам, над которыми сверкают миллионы бриллиантов звезд. И обмана не будет: дивные, фантастические сады, рассеянные в пустоте Космоса, действительно, будут.

И это только добавляет роману напряжения. Контраст между прекрасными пейзажами и чудесами Рифов Космоса и тягостной атмосферой Земли только подчеркивает трагизм ситуации, в которой очутилось Человечество. Манящая свобода безбрежных просторов и концлагерь, в который люди заперли себя сами и сами же себя в нем охраняют.

Конечно, роман написан под впечатлением от тоталитарных режимов 20-го века. Но есть в нем то, что не утратит актуальности никогда. Что такое Свобода? Что есть Рабство? Какую цену люди готовы заплатить за безопасность жизни в обществе, и где грань, которую никогда не следует преступать в своем желании переложить ответственность за происходящее на других?

Главный герой — внешне преданный сторонник существующего режима. Режима безгранично жестокого в своем равнодушно-механическом подходе к жизни отдельных людей. Режима, в котором судьба каждого члена этого извращенного общества от первого до последнего вздоха зависит от вращающихся колесиков и непонятной логики Планирующей Машины, одно слово которой может поднять на самые высоты власти или обречь на уничтожение любого, не взирая на положение, способности, достигнутые успехи. С рождения до смерти все покорно следуют написанному непонятно кем, когда и почему плану.

Герой ищет загадку вычеркнутых из памяти дней, ищет упорно и целеустремленно, собирая по кусочкам мозаику своей жизни. И поиск этот наполнен местами, странными событиями и встречами, погонями и неожиданными спасениями. Но это — не главное. В сущности, это рассказ о том, что такое истинные Свобода и Рабство — состояние души, а не тела.

В романе есть потрясающе написанные, обличительные и обыденно жестокие сцены и детали. Одно только описание жизни поселка в Банке органов чего стоит. Но самая психологически сильная сцена та, которая не несет никакого действия. Герой просто наблюдает за женщиной и подмечает мелкие детали ее одежды и поведения. Кольцо, улыбку, поворот головы, которые запускают цепь размышлений, обнажающих всю сущность происходящего. Жутко. Жестоко, Талантливо.

И не могу не отметить концовку. Противоречивую, ничего не обещающую и не проясняющую. Ничего не изменяющую. Робкая мечта о свободе оказалась только слабой искрой и не ясно, сможет ли она зажечь пожар.

Оценка : 8
«День, когда пришли марсиане»
–  [ 12 ]  +

primorec, 27 сентября 2013 г. в 05:57

Сколько, оказывается, незаслуженно забытых читателем книг. Не потому что они плохи или неинтересны, просто так сложилась читательская судьба: малый тираж, плохая реклама, или, как в наше время, было кому-то лень написать развернутый отзыв, который привлек бы внимание к книге.

Поэтому хочу исправить несправедливость со стороны любителей фантастики, допущенную конкретно к этому небольшому роману Мастера, совсем недавно ушедшему из жизни. И, в нарушение собственных правил, сразу укажу для кого эта книга предназначена. Она для тех, кому понравились «Врата». Не последующие романы «Хичи», а именно первая книга — более психологическая, чем фантастическая, рассказывающая больше о нас сегодняшних, чем о будущих временах. Книга и для тех, кому понравились «Хищные вещи века и «Хромая судьба» Стругацких, или «Возвращение со звезд» Лема.

Ничего не скажешь, название привлекает. «День, когда пришли марсиане», почти, как «Второе нашествие марсиан». И ожидания тех, кто ждет рассказа о первом контакте, не будут обмануты.

Свершилось самое ожидаемое событие двух веков нашей цивилизации: человек достиг чужой планеты — Марса, который веками манил умы ученых и писателей. Но все пошло не так. Вместо триумфа — самое большое разочарование в истории Человечества: экспедиция на грани полного краха. Марс оказался суровым испытанием, таким, к которому не могли подготовить годы тренировок и гигабайты результатов научных исследований. Все мечты о Космосе, стремление к звездам — все весит на волоске. И вот Чудо! Экспедиция обнаруживает следы развитой цивилизации, сулящие технологический прорыв, а затем и самих обитателей древней планеты.

Вот оно — самое значимое событие в истории Человечества! Чужой разум, новые технологии, прорыв в духовном развитии...Несколько месяцев полета до Земли — и первые инопланетные гости вступят на нашу планету, принеся Невиданное и Неизведанное.

Вот об этих месяцах, предшествующих историческому событию, и пойдет речь в романе. Не о попытках контакта, не разгадке тайн, не о науке или политике. О том, как живут простые обыватели в оставшиеся дни до момента, когда все изменится.

Отдельные рассказы, в которых марсиане и их загадка присутствуют лишь фоном. Об обычной жизни. Люди продолжают честно работать и мошенничать, проявлять преданность и предавать, совершать ошибки и находить верный путь в жизни. Несколько обычных людей, идущих разными путями к ключевой точке своей жизни, которая предоставляет им выбор: продолжать, как прежде, или избрать новую дорогу.

О чем книга? О возможностях, постоянно упускаемых в жизни, которая так добра, что предлагает нам все новые шансы, а мы так глупы, что эти шансы не замечаем. Она о том, что произошло с мальчиками и девочками, мечтавшими в детстве полететь к звездам, совершить нечто небывалое или стать кем-то значительным, но, в результате, ставшими обычными серыми обывателями. Недаром, в каждой строчке присутствует воспоминание о Барсуме Берроуза- несбывшаяся мечта миллионов юных сердец, которые так и не смогли стать новыми Джонами Картерами, а, предав устремления и идеалы молодости, покорно поплыли по течению жизни и оказались на мели.

И рецепт от Мастера, как исправить эту печальную ситуацию, тоже будет. Немного прямолинейный, но от этого не менее действенный, очень простой, хотя и трудно осуществимый.

Вот, что мне хотелось рассказать Вам об этом романе, не слишком раскрывая его сюжетную интригу. В нем много узнаваемых, обыденных событий, и за фантастической составляющей легко угадываются привычные нам вещи. Роман не о будущем — о настоящем, не о марсианах — о людях.

Оценка : 8
«Врата»
–  [ 4 ]  +

kamino, 12 июня 2013 г. в 12:16

Я читал эту книгу только ради электронного психоаналитика, надеялся на художественную проработку процесса психоанализа, но ничего такого особенного я не увидел. Пол описал не очень приятное будущее, с не очень приятными людьми, с не очень положительным персонажем, но с другой стороны все это без надрыва, без трагедии, без концентрации на какой-то одной проблеме. Не зацепили «переживания» главного героя, не зацепила идея человечества в образе тараканов шныряющих по чужим домам... Поскольку в следующих книгах нет даже бесконечных препирательств с электронным Зигмундом, то читать меня их не тянет.

Оценка : 6
«Операция «Венера»
–  [ 5 ]  +

mogzonec, 04 июня 2013 г. в 15:43

Первая прочитанная мною фантастическая книжка маститых западных (американских) писателей. Вышла она в серии «ЗФ», к которой я тогда относился с особым душевным трепетом. Да и содержание впечатляло, непонятные, нестандартные герои, чуждая мотивация поступков персонажей — наши бы в аналогичной (это гипотоетизчески) вели себя совсем иначе, даже тогдашние герои Стругацких. В общем короткий сей роман впечатлил весьма сильно.

Оценка : 8
«Туннель под миром»
–  [ 11 ]  +

irakez, 16 мая 2013 г. в 12:57

При просмотре фильмов «День сурка» и «Шоу Трумена» никак не могла отделаться от мысли, что все это вторично, что создатели этих фильмов вдохновились каким-то научно-фантастическим произведением, названия которого я никак не могла вспомнить, и которое не упоминалось ни в одной рецензии на эти фильмы. Может быть, это просто совпадение, и каждый из авторов сценария пришел к своим идеям самостоятельно. Как говорится, идеи витают в воздухе... Но для меня именно это произведение стало первым в своем роде.

Оценка : 9
«Дать муравьям шанс»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 13 мая 2013 г. в 01:23

Очень впечатляющий рассказ на тему апокалиптики, то бишь жизни на Земле после 3ёх часовой войны, когда многие погибли,а другие влачили жалкую жизнь. Профессор физик-математик Сальва Горди изобрел абсолютное оружие, которым из-за начавшейся бомбежки никто воспользоваться не успел. И оно осталось не востребованным до одного случая. Оружие оказалось ничем иным, как машиной времени. И профессор решил дать шанс исправить положение на Земле, мутировавшим муравьям, отправив их в далекое прошлое. вопрос только в другом — дадут ли потом муравьи другой шанс людям?

Ф. Пол, написавший этот рассказ и опубликовавший его под псевдонимом — Джеймс Маккрейг, довольно увлекательно сумел отобразить динамичный сюжет в не самом длинном произведении. Должен отметить, что это одно из самых сильных, доселе неизвестных, произведений автора...

Оценка : 8
«Радостный свет кометы»
–  [ 0 ]  +

Dm-c, 10 мая 2013 г. в 20:44

Что-то не нашел я в этом рассказе ничего подобного

glupec

«Идея его — в том, что добро, гуманизм и т.д. людям не нужны, поскольку приносят больше вреда, чем пользы, и в конечном счёте оборачиваются ещё бОльшим злом, чем собственно зло в чистом виде.»

Да, приступ патологического добра (когда человек готов «помочь» самоубийце подтолкнув его с парапета) был, но он был вызван излучением агрессор. Да, в результате:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
маньяк не убил, президент не объявил войну, а стюардесса взорвала самолет,
но не это главное. Главное чего хотелось в 1973 году автору — чтобы власти всех мировых держав поняли, что человечество должно жить.

Оценка : 6
«Человек, который мог съесть мир»
–  [ 1 ]  +

Dm-c, 10 мая 2013 г. в 20:00

О чем рассказ? о несчастном, жертве «эры потребления» (Пол вообще много писал об обществе потребления), и о том что в обществе, в котором каждый человек имеет право на выполнение своих желаний, такой больной-невротик может нести катастрофу окружающему миру. И еще как эти невротические заболевания возникают.

Оценка : 7
«Хичи» [Цикл]
–  [ 17 ]  +

primorec, 23 марта 2013 г. в 05:31

Как-то задумалась, в какой из знаменитых фантастических Вселенных я хотела бы жить. Так, чтобы не пришлось голодать и нищенствовать, оказаться в рабстве, прятаться от религиозных фанатиков, не бояться, что на голову начнут падать сверхразрушительные бомбы, не нагрянут злобные инопланетяне или не менее злобные, но вполне человеческие тираны и маньяки. Ну, Вы понимаете: чтобы заниматься своим любимым делом, наслаждаться необычными искусствами, узнавать мирным вечерком об очередном научном открытии и беседовать за жизнь с представителями далеких миров. Оказалось, что выбор не очень и богат: хоть тресни, но даже самые любимые писатели создают Вселенные не очень привлекательные для жизни обычного человека. Может быть Мир Полдня... и вот еще Вселенная Хичи, такая, какой она становится в финале цикла.

Трудно оценить однозначно цикл, состоящий из таких разных романов. Первый и самый любимый — «Врата» — вряд ли станет привлекательной рекламой для желающего провести старость в тиши и покое. Здесь Вселенная Хичи — мрачное место нищеты, голода, мир обездоленных и отчаявшихся, для которых редкие артефакты таинственной расы — не средство для всеобщего прогресса и познания научных тайн, а возможность выживания. И герой под стать этому миру — полный страхов, вины и агрессии.

Но постепенно все меняется. Каждый следующий роман все дальше уходит от мрачной атмосферы, подозрительности и вражды первой части. Через научные исследования и открытия — к пониманию самых глубинных тайн Вселенной, к овладению пространством и временем, к взаимопониманию с соседями по Галактике... Не просто новые возможности — новое качество жизни. И вот уже все Человечество забывает об алчности, вражде, страхах... Артефакты Хичи оказались золотым ключиком от Волшебной двери, ведущей из темной коморки, полной пороков, к новым горизонтам, почти божественной власти и невообразимым духовным высотам.

Такая светлая мечта, с позиций нашего циничного времени — сказка, счастливая, но вряд ли осуществимая...Но, признайтесь, разве нам не хотелось бы такого будущего для своим потомков? Такого, где нет войн и религиозной розни, где для каждого есть возможности реализовать себя, а образование и здравоохранение доступны для всех, где побеждена сама смерть.

Вот и оказывается, что цикл «Хичи», если взглянуть на него целиком, а не с позиций отдельных романов, каждый из которых достаточно примечателен сам по себе, не просто занимательный рассказ, а достаточно серьезный разговор о путях развития Человечества, о роли науки и возможностях разума. И этот рассказ проникнут такой верой в Человека, в его способность измениться и изменить мир, как это сделал главный герой, что невольно сам начинаешь верить, что такое будущее для людей возможно. Может действительно хранит скрытая облаками Венера золотые ключики от дверей Космоса, летает где-то астероид «Врата» — дорога к тайнам Вселенной…

Оценка : 9
«Путь Врат»
–  [ 8 ]  +

primorec, 21 марта 2013 г. в 04:21

С полюбившейся Вселенной расставаться не хочется, потому и хватаемся за любую книгу, в которой промелькнут милые сердцу названия и имена. Таков «Путь Врат» — сборник историй о Вселенной Хичи, понятный только тем, кто уже прошел долгий путь с Робином Броудхедом от испуганного старателя, стремящегося ухватить малую толику богатств Космоса, до настоящего Хозяина пространства и времени, постигшего сокровенные тайны Вселенной.

Многое в той истории оставалось «в тени», поскольку действие было сосредоточено на судьбе одной, пусть и ключевой, личности. Теперь же автор приподнимает завесу тайны над многими фактами и знакомит с деталями, над которыми невольно задумывался читатель. Как земляне нашли первые артефакты Хичи на Венере, произошло открытие Врат, возникла система работы Старателей и кто были эти первые отчаянные смельчаки, которые раз за разом отправлялись в полеты лишь со слабой надеждой на возвращение? Ответы на все эти вопросы, наконец, будут получены и имена тех, кто прокладывал для Человечества дорогу к процветанию, будут названы.

В сущности, «Путь Врат» — это даже не рассказы — статьи в «учебнике» по истории Хичи и Врат, рассказывающие о том, как Человечество в созданной Фредериком Полом Вселенной по крупицам собирало знания, технологии и открытия, которые позволили отбросить пороки и разногласия, покончить с голодом, бедностью, болезнями, войнами, овладеть самыми сокровенными тайнами Вселенной и найти свой путь развития. Это такой «Сильмариллион» Вселенной Хичи, к которому можно обращаться даже во время чтения основных романов, чтобы прояснить детали или получить дополнительные факты.

И это касается всего сборника, за исключением «Торговцев на Венере» — произведения примечательного, самостоятельного и яркого, напоминающего по сюжету , стилю и содержанию самую первую и наиболее сильную, с моей точки зрения, книгу цикла -«Врата». Небольшая история, приключившаяся на Венере, когда Врата еще не были открыты, а артефакты Хичи были лишь туристической достопримечательностью, повесть о неудачном, предпринятом ради обогащения, походе за сокровищами. Этот рассказ оказался исключительно гармоничным: все в нем на месте -необычное приключение, мастерски воссозданная атмосфера чужой планеты и глубокий психологизм. Удачная смесь действия и раздумий, любви и коварства, надежды и отчаяния. Вот эту историю можно прочитать, даже ничего не зная о Вселенной Хичи, и получить при этом огромное удовольствие.

Оценка : 8
«Гладиатор по закону»
–  [ 7 ]  +

primorec, 16 марта 2013 г. в 05:08

Мне, не обладающей кровожадной натурой, всегда было не понятно, что же находят люди в зрелище кровавого поединка, будь то гладиаторский бой Древнего Рима, рыцарский поединок Средневековья или современные Бои без правил. Хоть тресни, но нет во мне ни тайного, ни явного желания смаковать чужие страдания, жадно вглядываясь в разлетающиеся брызги крови. Что толкает самих участников таких боев понять не сложно, но вот Зрители, Зрители остаются для меня тайной. Что это? Тоска по тем временам, когда все решалось просто и бесхитростно, зависть — сам на это не способен, но хоть посмотрю, уступка подавленным садистским наклонностям или просто наслаждение мимолетной иллюзией безграничной власти над чужой жизнью?

Так, вот: любителям подобного зрелища, привлеченным названием романа или завлекательной аннотацией, можно не беспокоиться. И хотя в книге присутствуют самые настоящие гладиаторские бои, перенесенные в не слишком далекое будущее, реальные сражения здесь разворачиваются не на аренах или рингах, а в тиши кабинетов адвокатов и в брокерских канторах, на совещаниях акционеров и заседаниях Советов Директоров.

Но не огорчайтесь, найти книгу о новых и старых гладиаторских боях не составляет труда, а вот о том, как миллионы могут достичь вершин благосостояния или скатиться на самое дно всего лишь из-за нескольких бумаг — протоколов, акций или договоров -достаточно сложно.

Хотя то, что описывается в романе — не менее напряженные и «кровавые» бои, чем пресловутые гладиаторские игры, со своими страдающими жертвами и алчной до власти, смакующей чужие неудачи и страдания, толпой. Здесь вместо сверкающих мечей и копий — параграфы законов, разящие не менее верно, чем колеще-режущее оружие, вместо кровавой арены — залы судебных заседаний и торговые площадки бирж. Здесь болезненные уколы и смертельные удары наносятся с помощью купли-продажи акций, слухов и инсайдерской информации, знание уставов, протоколов и договоров значит не меньше, чем решительность и смелость, хотя именно эти человеческие качества могут решить исход всего дела.

Думаю, роман больше подходит тем, кому не чуждо наслаждение интеллектуальными поединками. Но именно в этой части лежит и моя основная претензия к этой книге. Авторы, к сожалению, так и не смогли определить, для кого они пишут: для жаждущих боев и крови или любителей интеллектуальных игр. В результате — причудливое смешение реальных сражений и интеллектуальных битв, из-за которого первые оказались не слишком «кровавыми» и проработанными, вторые — не такими глубокими и запутанными, как хотелось.

Оценка : 8
«Анналы Хичи»
–  [ 8 ]  +

primorec, 11 марта 2013 г. в 04:05

Вот и прошли мы путь почти в век по времени и через целую Вселенную Хичи — по расстоянию. Вместе с героем — Робинеттом Броадхедом — от слабого и мучимого страхами человека, боящегося переступить через порог привычного, до новой сущности, вкусившей от почти божественной мудрости и стоящей на пороге овладения всеми тайнами Мироздания.

Странный путь, увлекательный. Смог Мастер продержать интригу до самого финала, не просто повествуя историю, а делая ее изменчивой и непредсказуемой, как Вселенная или сама Жизнь, по форме и сюжету на всем протяжении. И финал этой истории получился вполне достойным.

Нас снова ждет небольшой сюрприз. Если первая книга была отдана почти полностью психологии, во второй мы отдали дань приключениям, в третьей — снова вспомнили о психологии, поделив сюжет с Космосом и исследованиями, то в последней автор вспомнил, что в сочетании «Научная фантастика» первое место все-таки отдается слову «научная».

И об этом будет очень много: о Большом Взрыве и черных дырах, об энергии и массе, о значении знаменитой эйнштейновской формулы, о протонах, электронах, сталкивающихся фотонах, о рождении и смерти пространства и времени, о струнах и измерениях. И все это — из уст восстановленной личности самого Альберта Эйнштейна, так далеко ушедшей в понимании законов Мира от своего прообраза, что, порой, даже герою кажется, что с ним говорит сам Создатель или Вселенная. Но если зашел такой сложный разговор о законах Мироздания, то не обойтись без философской составляющей. А именно, о путях развития человечества и разума, о духовном и материальном.

И хотя я ничего не имею против научных или философских идей, но не могу не признать, что приключенческая часть от этого значительно пострадала. Нет, конечно, мы узнаем, кто такие Враги и чего они хотят на самом деле, приоткроются перед нами некоторые тайны исчезнувших и занимательные подробности жизни существующих цивилизаций. Но все это будет подано «со стороны», холодно и отчужденно. Хотя как раз страницы о жизни и приключениях детей были самыми интересными.

К сожалению научные и философские рассуждения смыли и ту человечную составляющую, которая так отличала предыдущие книги и делала их настолько привлекательными. Вместо вполне понятных нам сомнений и мечтаний, опасений и устремлений, получаем мы благостную картину почти мгновенного и всеобщего преодоления агрессии, алчности и эгоизма. Человечество, победившее нищету, голод, войны и даже саму Смерть, стройными рядами шествует на встречу светлому будущему и готовиться добровольно и массово отбросить все материальные проблемы, обратиться к духовному и переселиться в Матрицу Вселенной. Что-то с трудом в это вериться...

Оценка : 8
«Встреча с Хичи»
–  [ 11 ]  +

primorec, 07 марта 2013 г. в 06:14

Помнится, расстались мы в предыдущей книге на самом пороге тайны, когда стало возможным узнать не просто, КТО такие могучие Хичи, а КАКИЕ они. Узнать об их обычаях, традициях, образе жизни, уяснить, наконец, зачем надо было оставлять свои библиотеки и корабли, а все остальное — забирать с собой, и что/или кто/, собственно, стало причиной того, что такая могучая раса предпочла спрятаться от Вселенной и Жизни в относительной безопасности черных дыр.

И ожидалось, что покатиться повествование по той же дороге и с того места, на котором мы расстались. Не тут-то было: хотя мы и получим желаемое, но все же не так, как ожидалось. А разве не такой должна быть настоящая фантастика — всегда неожиданной, всегда удивляющей, как сама Вселенная?

Что ж тут неожиданного, скажите Вы, если по-прежнему на горизонте все те же тайны Хичи, их артефакты, да и герои вполне знакомые — Робин Броудхед и его гениальная жена, Вэн и даже Клара, по-прежнему молодая, для которой в плену черной дыры прошедшие десятилетия промелькнули за недели? А неожиданное здесь опять в форме рассказа.

Теперь это целиком рассказ от первого лица, и этот рассказчик — а, иногда, кто он достаточно сложно определить — повествует о том, что волнует его лично, нисколько не считаясь с мнением читателя. Поэтому многие события, которые кажутся интересными, остаются «за кадром» повествования или упоминаются вскользь. Частенько можно прочитать подробно об обеде главного героя, в то время как в сотнях световых лет другие герои встречаются с инопланетянами или погружаются в глубины черной дыры. Удивительно, но такая форма не раздражает и не портит историю. Наоборот, в повествование вернулся тот «психологизм» и достоверность, которые так отличали первую книгу Цикла.

И немного о главном герое. Точнее, лучше сказать о героях. Позвольте мне взять назад слова, написанные в отзыве на вторую часть цикла. Мне тогда показалось несколько неправдоподобным перерождение героя из слабого и испуганного в решительного и мужественного человека. Куда уж этому перерождению до того, что ждет Робина Броудхеда в этом романе. Это теперь практически новая личность, от лица которой/по большей части/ ведется рассказ. Причем эта личность теперь значительно выросла интеллектуально, потому что....Нет, это «изюминка» всего романа, и про нее я не скажу.

Но уж если упомянула про «интеллектуальную личность», то не могу не сказать, что самой лучшей находкой книги стала именно она — умная и ранимая, наделенная мягким юмором и очень человечная компьютерная программа «Альберт Эйнштейн», которая поможет нам познать самые сокровенные тайны Вселенной Хичи, хотя и поставит перед нами еще больше вопросов. А как же иначе — впереди еще столько интересного. Хотя бы о главном — кто такие «убийцы» и чего они хотят, и сможет ли Человечество решить проблемы голода и перенаселенности и встать на один уровень с Хичи.

Оценка : 9
«Восход Чёрной Звезды»
–  [ 10 ]  +

primorec, 02 марта 2013 г. в 05:19

Здесь не будет никаких долгих вступлений: с первых строк захватит круговорот событий, замелькают, как в калейдоскопе, быстро сменяющиеся декорации, перемешаются планеты и времена, события понесутся вскачь, не давая времени остановиться и подумать. И все произойдет с такой бешеной скоростью, что доскачем без передышки до самого финала, который выбросит нас на обочину этой космической дороги и единственное, что останется, так это немой вопрос: а что это, собственного говоря, было?

И даже жанр романа определить просто невозможно. Взять, хотя бы, начало. Наш герой Кастор находит отрубленную голову человека. О-о-о! Это, наверное, детектив? Вот и не угадали. Дело-то происходит в Америке после ядерной войны... Тогда может это Постапокалиптика? И снова, не угадали. Оказывается, нет уже никаких США, а власть давно перешла практически во всем мире к новой Китайской империи, а остатки американского народа добывают себе пропитание на трудовых фермах, без всякой надежды на возрождение своей страны. Тогда может быть это Антиутопия?

И снова не угадали, потому что все перечисленные занимательные вещи будут безжалостно отброшены в сторону и на сцене появятся могучие инопланетяне, грозящее гибелью всей планете по весьма надуманному поводу, а наш знакомец из обычного крестьянина станет вдруг президентом возрожденных срочным порядком США.

Может, на этом остановимся? Не тут-то было. Опомниться некогда: всех в космический корабль и на неизвестную планету, где тот еще сумасшедший дом: потомки первых земных колонистов/а откуда они взялись-то в 20 веке?/ создали с могучими инопланетянами странный союз, и все вместе они просто жаждут принести на Землю утерянные идеалы Свободы, которые так любят американские проповедники от литературы и кино. Принести, понятно же, не словом, а огнем и мечом. А-а-а, понятно, это — космический боевик!

Опять ошиблись....Ксенофантастика? Опять не угадали. Знаю! Это пародия! Где еще можно встретить такое количество штампов, намеков, такое смешение жанров и стилей. Или может это сатира на политику 80-х годов прошлого века, на разгар холодной войны?

И вот, что странно. Я НЕ ЗНАЮ! Слишком много в этой мозаике отдельных маленьких кусочков, очень ярких, просто ослепляющих. Кусочек — сатира, кусочек — боевик, кусочек — антиутопия… И каждый по отдельности такой кусочек мог бы стать основой для отдельного произведения. А все вместе – не так однозначно, чтобы сказать: это — пародия, сатира или боевик, поскольку есть весь диапазон от смешного до серьезного, от комедии до трагедии. Может, это — просто насмешка Мастера, ответ на наши прямолинейные читательские запросы, требующие писать так и только так, используя уже знакомые сюжетные ходы и приемы? Поэтому оставлю для Вас – тех, кто решит прочитать этот роман сам, определение жанра, а просто скажу, понравилось мне или нет.

И снова — НЕ ЗНАЮ! Местами было очень любопытно, местами накатывало раздражение из-за быстро завершенной темы или небрежно отброшенной занимательной детали, местами — было забавно/особенно, про умников и тупиков/, местами – узнаваемо, а иногда — обидно, что мои ожидания не были оправданы. Только скучно мне не было и книгу эту я точно не забуду. А, значит, задачу свою роман выполнил.

Оценка : 8
«За синим горизонтом событий»
–  [ 14 ]  +

primorec, 28 февраля 2013 г. в 11:09

Мне показалось, что о Робине Броудхеде, его страхе перед Жизнью и чувстве вины за реально совершенные неблаговидные поступки или только воображаемые прегрешения, было все сказано во «Вратах». И потому, открывая «За синим горизонтом событий», никак не ожидала снова встретиться с этим героем. Но, найдя знакомое имя, настроилась сразу на еще один психологический этюд. А получила совсем другое, и не скажу, что это другое меня разочаровало.

Во «Вратах» главное место занимали психологические проблемы, а Космос, загадка Хичи, опасные поиски таинственных артефактов — просто повод и фон поговорить о человеческих проблемах и философских вопросах бытия. И отсюда — много диалогов, монологов и описаний, но, в сущности, не так много событий и действия. Во второй части — все наоборот. На первый план выходят поиски артефактов Хичи, исследовательская работа и приключения. И только иногда, в малой степени, вспоминается о душевных терзаниях героев, количество и качество которых стало много разнообразнее.

Действие идет двумя курсами, которые в итоге соединятся в благополучном финале. Наш знакомый, Робин Броудхед, преодолел, наконец, свои комплексы и страхи, начал жить, а не играть в Жизнь. Богатый и успешный, он посвящает себя разгадке тайны Хичи и поискам решения, которое позволит освободить из плена черной дыры возлюбленную и товарищей. Для этого он организует экспедиции по поиску артефактов Хичи, пока одна из таких исследовательских групп в составе целой семьи искателей сокровищ не натыкается на настоящий клад: еще работающий завод инопланетян и их действующую базу, на которых старателей ждет настоящий каскад приключений, а открытия и разгадки тайн повалят, как из Рога Изобилия.

Так, мы узнаем ответы на по-настоящему глобальные тайны, как, например, куда ушли Хичи и какую цель они преследовали в своих межзвездных странствиях, или как им удалось обойти фундаментальные законы Вселенной и передвигаться по Космосу быстрее света. Найдутся решения и на небольшие задачки: что такое молитвенные веера, как задать курс кораблю Хичи или были ли похожи хозяева Космоса на людей.

Получилось продолжение истории Хичи и Робина Броудхеда совсем другим, но не менее интригующим и интересным. И это все в «плюс» роману. Но есть и «минус». Хоть тресни, но не смогла я поверить в такое глобальное перерождение героя, когда из слабого и эгоистичного, перегруженного страхом даже самого малого риска, боящегося выйти за привычный порог реальности, он вдруг превращается в сильного и мужественного первопроходца, безрассудно рискующего жизнью ради всего Человечества. Не верю я в такие чудеса психотерапии. Лучше бы на его месте был другой герой, совершенно новый, без давней истории страхов и вины.

Оценка : 9
«Врата»
–  [ 21 ]  +

primorec, 24 февраля 2013 г. в 05:53

Мир, Вселенная, Жизнь ничего нам не обещают: они полны чудес, но все это существует само по себе, знаем мы о них или нет. И если мы хотим стать одним из таких чудес, надо набраться смелости и отправиться во внешний Мир, начать жить, свершать, любить, а не болтать о своем желании все это делать, оправдывая вечный и такой знакомый страх неудачи. Так и проходит мимо Жизнь в вечном ожидании, разговорах и сожалении: упущенные шансы, неиспользованные возможности, оправдание бессилия, страха и собственного малодушия.

Любому из нас это так знакомо. Мы все время находим подтверждение своим сомнениям: вот этот горел желанием изменить свою жизнь, терпел неудачи, начинал снова, но посмотрите, сколько не бился — он тоже среди неудачников. Зачем рисковать, еще есть время, надо оценить шансы, подождать, когда случай предоставит 100-процентный успех...

Фредерик Пол написал целый роман о таком Человеке. Человеке, который боялся Жить. Герой — такой знакомый и понятный своим вечным страхом перед неизвестным, желающий изменений и боящийся их, одновременно, мечтающий о свершениях и не способный ради них на риск и действие, жаждущий любви и не имеющий сил принести даже малую жертву ради собственной Мечты. В общем-то, самый обычный человек, узнаваемый, в котором, если будет честен с собой, каждый найдет и собственные черты. Может от этого, он так и неприятен, со своей больной совестью, загнанной в самый дальний уголок сознания виной, сожалением об упущенном и несовершенном, что показывает то, что сами предпочитаем не замечать в себе и окружающих?

Написал Пол умный роман, болезненный, бьющий в самое скрытое от посторонних глаз место души, создав завораживающий образ самой Жизни. Врата Хичи — манящие своими возможностями и богатством, такие опасные и непредсказуемые. Целый Мир, где возле каждого сокровища может оказаться ловушка... Только единицы здесь достигают подлинного успеха, а большинство, в лучшем случае», остается «при своих», а, нередко, терпит окончательное и бесповоротное поражение. Но ведь это не значит, что не надо пробовать, снова, снова, снова... А иначе, можно повторить судьбу, даже не главного героя, нет, мусорщика Шики, который так и не решился потратить свои деньги, чтобы вернуть здоровье и силы, и предпочел риску жизни долгое существование калекой.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 



⇑ Наверх