Алексей Калугин отзывы

Все отзывы на произведения Алексея Калугина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 835

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 13 14 15 16 17   (+10)»

«Дом на болоте»
–  [ 6 ]  +

Талита Бореалис, 02 сентября 2011 г. в 15:52

если эта книга в тройке лучших Сталкера, то представляю, что за бред остальные. Бросила... все настолько картонное, высосанные из пальца мудрствования автора, потуги на юмор, нет, сил моих нет. Примитив.

Оценка : 4
«Дом на болоте»
–  [ 6 ]  +

Текстоплёт, 09 марта 2011 г. в 21:33

Первое время читал по «сталкеру» литературу. Наиболее приятные впечатления — кроме некоторых рассказов из сборника — остались после «Дома на болоте». С одной стороны это опять Зона, с другой — уже нет попыток закрутить вокруг неё голивудщину и превращать в банальный боевик с приключениями.

Попытка приблизиться по духу к истокам, к «Пикнику на обочине». Придумка новых тайн, показ, как странно порой всё может в жизни сложиться. И разговоры по душам :beer:

В общем интересная попытка написать увлекательно, но без перестрелок. Думаю вполне удачно.

Оценка : 9
«Снежная слепота»
–  [ 6 ]  +

Softik, 22 октября 2010 г. в 11:56

Жизнь в мире из льда и снега, при 70 градусном ночном морозе, злобные снежные черви, необычное социальное устройство общества...все это увлекает затягивает и вещь читается на одном дыхании...но....после прочтения у меня возникло несколько мыслей: первая — произведению не хватило динамики, а отличный антураж и высказанные социальные и философские идеи эту нехватку не перекрыли. И еще одно: во время прочтения вещь постоянно с чем то до боли знакомым ассоциировалась и вдруг вспомнил — Фармер -Мир реки, сюжет Снежной слепоты крайне похож почти во всем! Отличие в   разы меньшей масштабности происходящего, и возможно в философской составляющей. И лично для меня Слепота сразу потеряла пару балов. А если бы она кому-нибудь попалась сразу после Мира реки то больше 6-ки человек бы не поставил.

Оценка : 7
«Дом на болоте»
–  [ 6 ]  +

Keykeeper, 19 июня 2010 г. в 15:18

Проехав полстраны, нашёл на флэту эту книгу. И стало интересно, что же там под обложкой такое интересное скрыто, если один камрад просто фанатеет от «Сталкера» и собирает всю серию. Прочитал, теперь смотрю отзывы. Кто-то пишет, что книга одна из лучших в серии, кто-то — что одна из худших. Наверное, на самом деле она целиком и полностью вписывается в распределение, и читать что-либо ещё сталкеровское незачем. Что в этой книге обнаружил я? Простой и даже очень простой язык, сдобренный, например, тавтологиями. Не то чтобы красивые, но вполне уместные описания как раз нужного объёма, не обрывочные и не затянутые, при полном отсутствии атмосферности. Непонятная мотивация «главного» героя. Ясно, что на самом деле главные герои тут Доктор и Бенито, не зря же они прописаны гораздо подробнее Штыря, и вообще они наверное и в других книгах появляются, а этот раз засветился и тут же пропал, да и не жалко. Эта прописанность болотной парочки как раз понравилась — пожалуй, это единственное, что в книге стоит внимания. Также понравились подробности существования монстров, и беседа зомби с химерой. А вот попытка заострить внимание на прочих сталкерах в баре в начале книги показалась абсолютно неуместной — воды много, толку мало. Они никак на сюжет не влияют, а усилий потрачено слишком много. Ладно бы хоть описание было ярким, вот кое-кому же удаётся даже из ужина главного героя сделать чуть ли не самодостаточную зарисовку, но тут ничего, что могло бы приблизиться по уровню. Ситуацию можно было бы смягчить юмором, но, видимо, радиация и аномалии не дали ему пробраться в эту книгу, а те крупицы, что всё же прорвались, оказались бессильны. Ситуации и мысли, стоящие обдумывания, выдаются такими же микроскопическими порциями, что в сочетании с языком абсолютно не способствует какой-либо работе мозга. Не говоря уже о вторичности. Так что мои сегодняшние утро и вечер оказались попросту убиты.

Оценка : 4
«Планета смертной тени»
–  [ 6 ]  +

Sk0rp, 18 марта 2010 г. в 10:25

Эх вы, авторы официальных аннотаций... Вас бы хлебом даже кормить ненадо за такие аннотации, которые не заставляют человека купить книгу, а уговаривают поставить на полку магазина обратно...

Но несмотря на нежелание брать книгу по аннотации, стоит посмотреть на фамилию автора. Алексей Калугин. А это говорит знающему человеку больше, чем текст сзади. А книга перед нами — «Планета смертной тени». Крайняя на данный момент из поступивших в продажу.

Сюжет рассказывает нам о людях (или уже не людях), которых оставили на неизвестной планете в неизвестном мире с непонятными целями и неизведанными законами. Здесь нет привычной смены дня и ночи. Здесь нету разделения между своими и чужими. Здесь нету никакой иерархии. Здесь даже нету общества. Есть 33 живых существа, которые когда-то были людьми. Есть группа проверяющих, которые раз в месяц приезжают проверить что да как. Есть пищевая смесь — единственное что им нужно. И всё. Но не все 33 являются главными в этой истории. Конечно же основных персонажей гораздо меньше. В этом случае трое: Дик-7, Дик-18 и Дик-33. Да-да! У них даже нет имён! Что уж говорить о прошлом, которого никто не помнит. У этих троих появляется самая главная мысль — узнать своё прошлое. Но как? С помощью чего? А вот об этом уже я умолчу. Ибо спойлеров не будет.

В целом историей лично я доволен. Правда в итоге всё сводится к банальности: он потерял память, пытается вернуть, возвращает, пытается вернуть прошлую жизнь и оставить все как было до потери памяти.

Главное за что я люблю читать книги Калугина — описание людей, переживаний, ощущений персонажей. Так вот этого я и не получил. Почти. Самый главный сюжетный момеент — возвращение памяти и рассказ своей истории другим — не передает тех чувств, которые могли бы быть. Хотя персонажи и выражают эмоции, но либо они ещё не вспомнили как их правильно выражать, либо этот момент чересчур упрощен. А ведь это переломный момент в истории. Но благодаря Калугинской концовке книжка все равно остается в памяти. Ибо не подумать над ней не получится. Последние десятки страниц просто заставляют по другому относиться к ситуации, задуматься «а все ли было так?», решить что хорошо, а что нет.

А вот о том какую оценку поставить книге я думал долго. С одной стороны стандартная история, банальность, отсутствие эмоций в самый подходящий момент. Это на 6. С другой стороны — отличная концовка, желание задуматься после прочтения, ну и просто и понятно написано — это на 8-9 баллов. А своё хорошее отношение к книгам Калугина я в этот раз придержу. Не тот случай. Всё же я хотел большего. Ставлю 7.

Оценка : 7
«Дом на болоте»
–  [ 6 ]  +

elent, 12 февраля 2010 г. в 01:04

Книга заметно отличается от прочего зоновского ширпотреба. Меньше пиф- паф, больше применяй мозги. Правда, для некоторых это так скучно... Им бы крови побольше и ужастики пострашнее.

Сделать ГГ конкретной скотиной — очень удачная мысль.

Оценка : 9
«Лабиринт»
–  [ 6 ]  +

Mondoshawan, 07 апреля 2009 г. в 09:58

Скука... «Прожёг, запахло жжёным мясом», «Разрезал, запахло горелой плотью»... 90-е, понимаю, веяние времени, :-))) но дальше 5-й главы не осилил...

Оценка : 1
«Снежная слепота»
–  [ 6 ]  +

pavelgubarev, 08 сентября 2008 г. в 20:09

Прочитал эту книгу в первый раз больше 10 лет назад. Недавно попалась под руку, перечитал и даже удивился: по-прежнему интересно! Хотя из многих книг я «вырос» с тех пор. Так же как, например, Высоцкого могу слушать, а «Машина времени» или «Ария» давно кажутся какими-то смешными.

«Снежная слепота» прекрасный динамичный текст, очень атмосферный и очень неглупый. Героям приходится то и дело выяснять непростые отношения, и делают они это не столько кулаками, сколько сложными психологическими играми. Автор старался не только описать фантастический мир вечных снегов, но и показать внутренний мир каждого персонажа, даже если у него очень скромная роль. Да и сам сюжет даёт пищу для размышлений. Не каждый, ой не каждый писатель так уважает читателя.

Когда вы дочитаете роман, то, наверное, догадаетесь на какой фразе Шекспира построена идея текста. А не догадаетесь -- я вам подскажу.

Оценка : 9
«Не так страшен чёрт»
–  [ 6 ]  +

alexey1978, 28 февраля 2007 г. в 10:22

Хорошая книга, написана с юмором и легко читается.... Рай, ад и их отношение к земле преподнесены под новым, довольно оригинальным углом. Не смотря на привязку к религиозной тематике, ничего на прямую относящегося к религии в книге нет — книга именно детективно-юмористическая, с легким философским налетом.

Оценка : 8
«Дикие дни»
–  [ 5 ]  +

Bouquin, 25 октября 2022 г. в 10:54

Вот и подобрались мы к заключительной книге трилогии «Цвет крови». В данной части автор заканчивает все сюжетные линии, и даёт ответы на все интересующие нас вопросы. А сам роман начинается с описания охоты. Корпорации «Вечность» не понравилось то, что произошло в предыдущем романе, и они открыли самую настоящую «дикую» охоту на альтеров. Помимо этого мы видим метания Мастера, который пытается определиться со своей целью. В далёкое будущее он предпочитает не заглядывать и планы не строит, первостепенной задачей перед ним стоит раскрыть тайну «диких».

«жизнь – это постоянные изменения и развитие»

Если в первой книге я считал, что главный герой в романе – Димон, то во второй и третьей я понял, что как такового главного героя в романе нет. Есть персонажи, и автор ими умело жонглирует. Что же качается Мастера, то у него есть две сольные главы, в которых повествование идёт от первого лица. Что возможно делает его главным героем всей трилогии, так как он буквально выступает рассказчиком. Ничуть не удивительно, ведь из всех персонажей именно он проделал самый большой путь и претерпел огромное развитие своего я.

«Жизнь всегда вносит свои коррективы даже в самые тщательно продуманные планы»

Проглотив третью книгу за один присест, я остался полностью доволен. Если вторая часть трилогии где-то всё-таки была затянута, то третьей книге тянуть было нельзя, нужно было успеть расставить всё по местам. Вследствие чего роман вышел динамичным. Мы буквально летаем вместе с персонажами романа и разбираемся, кто прав, кто виноват, кто заложник системы, а кто сам по себе является негодяем. Что радует, так это то, что в своём повествовании автор ни про кого из героев не забыл. Так же замечу, что в трилогии часто встречаются отсылки на те, или иные литературные произведения. Некоторые из них даже применяются сюжетно, это «Улисс» Джойса, о котором я говорил в отзыве на вторую книгу, или же отсылка на Лавкрафта, которая в третьей части довольно интересно обыграна.

Как итог хочу сказать, что вся трилогия была прочитана за считанные дни. Что со мной не случалось уже очень давно. Следовательно, роман поглотил меня и не отпускал до самого конца. Залогом этого послужили легкий авторский слог, грамотная подача сюжета, мир близкий к нашему, а так же герои, в которых веришь. Это же послужило для меня и тем, что я поставил роману и трилогии высшую оценку. А так же, поэтому я рекомендую трилогию «Цвет крови» всем любителям жанра. Не ждите от романа какой-то научной или твёрдой фантастики, это вполне лёгкая литература, но в то же время очень увлекательная.

Трилогия закончена. Пора возвращать книги на полку.

Оценка : 10
«Блуждающий разум»
–  [ 5 ]  +

Bouquin, 24 октября 2022 г. в 10:17

Роман начался солнечным зимним днём. День был спокоен. Охрана пансионата несла службу. Несколько странно было, что ещё недавно функционирующий пансионат по содержанию альтеров был почти пуст. Прошло двадцать четыре дня с происшествия, в котором альтеры бежали. Для чего теперь выставлена охрана? Кого они охраняют? Одного врача? Карцева? Странно. Что ещё было странно, так это видеть человека, идущего голыми ногами по снегу. В одной руке у него было печатное издание «Улисс» Джойса, а в другой авоська с пакетами донорской крови. И его приближение к посту охраны не сулило ничего хорошего.

«Глупо злиться на штопор за то, что он выскользнул у тебя из руки и закатился под стол».

Добротное продолжение первой книги. Ничуть не уступающее. В некоторой степени производит впечатление чётко выверенного романа. Выводы делаю на основе того, что книга знает, о чём рассказывать. То есть автор поставил три условия для повествования. Первое – завершить сюжет первой части, развив его до логичного конца. Второе – совершить одно полное действие в этой части. Третье – это сделать задел на продолжение, да так что бы было интересно. В этом есть лишь один минус, как мне показалось, это малое количество глобальных событий. То есть, много разговоров и мыслей персонажей, они интересные, здесь не придраться, а вот каких-то ещё глобальных событий, по мимо основного действия, не хватает. С другой стороны, сюжет данной книги можно сравнить с каким-нибудь фильмом по типу «Друзья Оушена», когда весь фильм рассказывает только про ограбление банка, что вполне достаточно для художественной картины.

Ломаю голову над тем самостоятельная ли книга, с одной стороны чёткое описание того, что было в предыдущей части, автор подробно нам обо всём напомнил. С другой стороны, если читать эту книгу без предыдущей части, то впечатления останутся не такие яркие. Отсюда просится вывод, что всю трилогию не стоит читать в отрыве друг от друга, на мой взгляд. «Цвет крови» — это такой один роман, который разбит на части, так как для одного печатного издания это было бы слишком много.

В этой части мы узнаём, что по мимо знакомых нам трёх типов альтеров оказывается есть четвёртый – Мастер. Такой вид появляется крайне редко, не чаще чем раз в столетие, а может, и того реже, появляется по непонятным пока причинам. Представляет он собой некого суперальтера. Если каждый из истинных альтеров наделен какой-то уникальной способностью, то Мастер обладает всеми сразу и, кажется, что у его способностей нет придела. По мимо того, что все известные мастера были очень интересными личностями сами по себе, наш текущий Мастер особенный, всю жизнь он провёл в пансионате взаперти, под контролем «Вечности» и теперь став свободным, он только начинает познавать мир и ищет в нём смысл для своего существования, какую-то цель, к которой он будет стремиться.

Вторая часть раскрыла нам такого персонажа как Юрий Станиславович Бапиков. Он куратор сектора, в спецотделе Комитета «Вечной Безопасности». Он занялся взаимодействием с Мастером, дабы тот выдал Комитету нужную им информацию, в этом ему помогает, теперь уже, консультант по взаимодействию с альтерами Игорь Шарков. Так же в данной части мы познакомились с семьёй альтеров Адамс, и более плотно с их сыном Тимом. Тима в свою команду взял Димон, заведомо кое-что, зная о его способностях, особенно о способности, становиться невидимым.

В итоге перед нами достойное продолжение. Книга ничуть не уступает предыдущей, разве что нет некого эффекта «вау!», всё же мы продолжаем чтение и нас уже мало чем можно удивить. Но, кажется, всё-таки автор припас для нас некий сюрприз, не так просто бороться с корпорацией, что носит имя «Вечность». В рукаве у них может быть припрятан «Джокер». К прочтению данный роман рекомендую, это качественная литература в своём жанре.

Оценка : 9
«Заглянувшие в Бездну»
–  [ 5 ]  +

Bouquin, 20 октября 2022 г. в 13:21

«Обычно все истории про вампиров начинаются с Дракулы», но не эта. Здешних вампиров не испугать солнцем, святой водой или распятием, а от чеснока у них может быть только аллергия и то не у всех. Осиновый кол, как и любой другой опасен для них, так же как и для любого человека. В летучих мышей, ни кто из них превратиться не может. В данном мире, а он в книге представлен Россией, само понятие вампир давно устарело, здесь их называют альтеры. Если рассматривать обычных людей, то ни у кого из них ни когда не возникнет ассоциации альтера с вампиром. Так как альтеры представлены миру как люди с генетическим отклонением, которое очень сильно заразно и сравнимо, пожалуй, с бешенством. Генетическое заболевание заразно? Да, именно в такую версию верят все, а тек кто в ней может сомневаться, сомневаются ровно до того момента пока сами не столкнуться с альтером, что является редкостью ведь общее число альтеров составляет тысячную долю процента от всего человечества, если не меньше.

Но люди научились с этим жить, как только альтер даёт себя обнаружить, сдаёт кровь или вызывает подозрение у соседей, к нему сразу же, отправляют доктора, а следом и ловчих. Ловчие дабы обезопасить всех вокруг изолируют альтера от окружения. И остаток своей жизни ему предстоит прожить в пансионате, так как лечения от его болезни нет. Люди к этому давно привыкли, и это считается нормой. Но за всем этим, конечно же, что-то скрывается. Тут мы подходим к двум сообществам. Одно из них это «Вечность». Это очень крупное сообщество представлено верхушкой общества и состоит исключительно из элиты. Войны, перевороты, террор, народные волнения, свержение правительств — все это результаты борьбы за места в клубе «Вечность». Они считают себя полубогами, вершащими судьбы стран и континентов. «Вечность» занимается содержанием таких «пансионатов» для альтеров, в которых они существуют под воздействием антидепрессантов и транквилизаторов, дабы давать участникам клуба «Вечности» сыворотку «М», Миллениум, которая состоит из крови альтеров и при инъекции позволяет молодеть, не болеть и жить вечно. Противоположной же стороной является маленькое сообщество альтеров, которым удалось избежать попадания в такой «пансионат». В нём они могут жить свободно как все люди, не чураясь самих себя. Так кто же такие альтеры?

Одним из главных героев является Дмитрий Савушкин, который описывается как человек, одетый в темную кожаную куртку, с банданой на голове. Димон является воплощённым альтером. К слову, альтеры делятся на три типа: «потенциальный альтер — это тот, в чьем геноме присутствует соответствующая мутация, которая пока что проявила себя в весьма незначительной степени. Истинный альтер – это тот, кто испил крови. После этого кровь ему требуется регулярно. Но не часто, примерно раз в месяц. Ну и наконец, воплощенный альтер – это тот, кто постоянно пьет кровь. Делает он это, как правило, ради максимального раскрытия всех уникальных способностей альтера.» И как я сказал выше, Димон воплощённый альтер, он употребляет кровь регулярно, для того что бы обладать способностями помогающими в его деле. Видов способностей у альтера может быть огромное количество. Занимается Савушкин тем, что при обнаружении альтера во внешнем мире старается его прехватить у ловчих и доставить в общество альтельеров, что бы «Вечность» не превратила его в очередной ресурс для своей сыворотки.

Об остальных героях, постараюсь как можно короче. Стоит упоминания Соломон Юрьевич Шток, глава поселка альтеров. Он то и организатор сопротивления. Сам он истинный альтер и занимается тем, что бы в посёлке было безопасно и как можно более удобно для всех его жителей. Он то и спас Димона от рук ловчих, в своё время. Далее по порядку не по значимости идёт Алексей Алексеевич Шарков, который является ловчим. К слову при поимке одного из них его укусил атльтер, но в отличии от привычных нам вампиров, ничего не произошло, у альтеров даже нет выделяющихся клыков, а вампиризм не передаётся укусом. Шарков доставляет алтьеров в пансионат, где их уже принимает другой персонаж — доктор Карцев Виктор Фридрихович. Доктор Карцев, говорящая фамилия, заботится о том, что бы альтеры вовремя принимали человеческую кровь с транквилизаторами и во время отдавали свою кровь для сыворотки «М». Кровь альтеров производит наибольший эффект, если её брать у альтера, который в приятном расположении духа, не агрессивен, и не подавлен. Для этого, к примеру, альтерам в пансионате показывают записи концертов Киркорова. Иронично. Ещё одним героем, в этом абзаце стал Алексей Алексеевич Муромский, персонаж, от лица которого мы будем наблюдать всю подноготную пансионата. Алексею было тринадцать, когда он сюда попал неизлечимо больным, здесь он и содержится до сих пор. Живёт тем, что потребляет «витаминный напиток», слушает Киркорова и сдаёт кровь на «анализ», как и все пациенты, а с недавнего времени им даже разрешили читать.

Сюжет начинается с того что в доме Шинкарёвых обнаруживается альтер. Мальчик Андрей начал жаловаться на тошноту, на то, что еда безвкусная, после чего сдал кровь на анализ, который и выявил у него генетическую мутацию. По этому, его сестра Вера обратилась куда нужно и ждёт пока приедут ловчие. Ведь его болезнь заразна. И это является угрозой для всех, кто находится рядом с ним, не говоря уже о том, что заболевание может вызвать пандемию. Так она считает. Но этому не быть, так как Андрея решил «перехватить» Димон Савушкин. Вера как раз и является тем персонажем-человеком, от лица которого мы и будем знакомиться с альтер-миром книги.

Для меня роман стал одним сплошным плюсом. Чётко прописанный мир, не оставляющий вопросов. Интересный и волнующий сюжет. Легкая подача материала, приятный язык повествования. Максимальный взгляд на происходящее, за счет разношёрстности персонажей. Всё это служит гарантом отличной книги, чем и является данный роман.

Что конкретно до меня, то роман считаю крайне удачным. Его интересно читать. Ты буквально погружаешься в этот мир и хочешь разгадать все его тайны. Сам удивляюсь, но, пожалуй, это лучшее, что я читал у автора на данный момент, возможно, уступает только «Дому на болоте». Но возможно тут играет ностальгия, ведь «Дом на болоте» был прочитан очень давно и возможно сейчас уже не произвёл бы такого впечатления как тогда. Читать ли «Заглянувшие в Бездну»? Читать определённо. Прочитав роман, я увидел его оценку на ФантЛаб и не поверил глазам. Не знаю, как так вышло, но она несправедливо низкая. Я же остался под большим впечатлением и рекомендую книгу к прочтению, конечно же, при условии, что вы хотите почитать что-то в этом жанре.

Оценка : 10
«Больше хороших новостей»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 28 марта 2022 г. в 05:35

Душа настойчиво потребовала огласить цитатку: «…лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет питаться падалью…». Упаднический текстик. Беспросветно упаднический. До брезгливости.

Я вполне имею право так говорить, уважаемый потенциальный читатель. Ибо сам — пенсионер. И что такое лихие девяностые и кошмарные нулевые — тоже знаю не понаслышке. Проходили мы всё это. И вполне знаем — что почём. И половина Ближнего Круга моего — люди вполне себе приличного возраста. И миллионеров среди нас нет, ни одного. Так что — имею право на суждения, уважаемый потенциальный. Уверяю тебя.

Что у нас государство в неоплатном долгу перед пенсионерами — так это только глухой не слышал, и только слепой — не видел. И — что? Уважаемый автор нам тут картину беспросветной, полуголодной старости живописал — для чего? Типа — просто так, слезу потеребить? Нет? А что, тогда — дреколье в руки и айда искать виноватых? Опять — не то? А, тогда — об чём, собственно, речь?

Текст заради текста, без внятного конструктива, исключительно в виде самодостаточной словесной конструкции — это не преступление, конечно же. И законов никаких нет, запрещающих публично переливать из пустого в порожнее — опять правда. Так что и предьявить автору — вроде бы — и нечего: ну, захотелось человеку посетовать на сложности жизни, да ещё и в достаточно вменяемой литературной форме, ну — почему бы и нет, в конце-то концов.

Бывает. Чего только на этом свете не бывает

Оценка : 3
«Контроль»
–  [ 5 ]  +

DrinkFromTheCup, 11 марта 2022 г. в 22:10

...и тут кроется самый главный подвох Калугинской части «Сезона Катастроф»: эта заключительная книга, которая должна достойно завершить необычную серию похождений бравых квестеров, читателям, которым понравились первые четыре книги, будет... попросту неинтересна.

Экшн есть — но довольно немного.

Сюжет много топчется на месте.

Персонажи, которые формально должны быть ко всему готовы и всё превозмогать, либо сами ничего не знают, либо вяло присутствуют на заднем плане.

Зато интересующиеся психологией читатели найдут здесь уйму поводов пораскинуть мозгами.

Книги такого рода нечасто попадают на прилавки — и редко когда написаны настолько хорошо.

Мне книга «зашла» «от и до» — ради этого _мне_ стоило продираться через вялого «Голема» и избыточно бурного «Шамана». И развязка с моей точки зрения по дзен-буддистски жёсткая.

Но.

Вам, о, Читатель, эта книга может (и в 90% случаев будет) как минимум слегка не по нутру...

Оценка : 10
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

Bassman2003, 04 ноября 2021 г. в 13:14

Одна из первых книг, которая выходила вместе с игрой в 2007 году и третья моя прочитанная из серии S.T.A.L.K.E.R. Полюбил эту книгу из-за авторского языка (Калугин один из лучших писателей про Зону и сталкеров), атмосферы и необычных на те времена ситуаций. Хочется отметить, что книга написана не по Теням Чернобыля, а по Диздокам (дизайнерским документам), чем очень сильно порадует ценителей «Того самого сталкера», который так и не дошёл до нас в задуманном виде.

    Калугин как будто сам лично ходил в Зону, выпивал в баре «Сталкер», искал артефакты и исследовал Зону. Книга зайдёт всем любителям грамотной и интересной истории, которая к концу лично меня удивила. Спойлерить и раскрывать содержание книги не вижу смысла. Также радуют некоторые отсылки, от которых расплываешься в ехидной улыбке.

    Рекомендую!

Оценка : 8
«Начало»
–  [ 5 ]  +

Bouquin, 11 марта 2021 г. в 22:59

«Если группа не вернулась из квеста, значит, её больше нет.»

Сезон Катастроф – некогда многообещающий межавторский проект начавший выходить в 2013 году и, к сожалению, закрывшийся в 2015 году с выходом в печать романа «Контроль». Исключением служит роман «Кальтер», который вышел в свет в 2016 году и который так и не был издан в бумажном виде, но он же послужил финалом данного проекта. В данном межавторском проекте участвовали такие выдающиеся и мною любимые писатели, такие как Алексей Калугин, Вячеслав Шалыгин и Роман Глушков. Сейчас же я хотел немного рассказать о первом романе проекта с говорящим название «Начало» за авторством Алексея Калугина.

Перед нами 2016 год, недалёкое будущее, если учитывать дату выхода романа. На всей планете Земля наступил Сезон Катастроф. На планете стали появляться аномальные зоны. На момент событий романа «Начало» на Земле образовались тридцать четыре аномальные зоны. Примером служит засыпанный песком Санкт-Петербург и опустившаяся под воду Москва. Каждая аномальная зона появляется мгновенно и не щадит никого из прежних обитателей, захваченной ею территории. В остальном же мир романа мало отличается от нашего с вами.

На неохваченных аномальными зонами территориях начали появляться Центры Изучения Катастроф. Один из таких ЦИК основал К.К. Кирсанов, ещё в 2010 году. В ЦИКе он собрал ведущих учёных мира, работающих в самых разных областях – математиков, биологов, генетиков и т.д. Спустя какое-то время, после появления аномальных зон, Кирсанов собирает квест-группы, которые отправляет в аномальные зоны для их подробного изучения. Загадкой зон становятся «пакали» — артефакты неизвестного происхождения, представляющие себя как металлическая пластина возможно инопланетного происхождения с начертанными на ней символами, похожими на язык майя. Пакали, по мнению Кирсанова, могут стать ключом к загадкам меняющегося мира. За одной из квест-групп нам и предстоит пронаблюдать в данном романе. Главным героям романа «Начало» предстоит посетить город, который замерз в одночасье вместе со всеми его жителями. Сложность вызывает не только аномальные условия зоны, но и загадочные «серые», которые были замечены во всех зонах и которые несут в себе не только загадку, но и угрозу.

Квест-группа «Тринадцать» состоит из четырёх участников. Крис Орсон – прозвище «Док». Виктор Осипов – прозвище «Док-Вик». Ян Брейгель – прозвище «Фламандец». Игорь Камохин – прозвище «Стрелок». Собственно говоря, два учёных — Орсон и Осипов, два военных – Брейгель и Камохин.

Понравилось то, что данная квест-группа в данном романе именно — группа. Автор пишет именно о группе, а не о конкретном герое. Выделить какого-то персонажа достаточно трудно, из-за этого группа получилось именно чем-то единым – монолитным. Не исключаю, что это сделано для того, что бы потом герои получили развитие, в том числе и отдельное от группы, у сюжета есть предпосылки. Очень порадовали и позабавили моменты с пониманием русского менталитета, идиом и афоризмов. Получилась некая доля юмора в довольно серьезном повествовании. Немного кольнуло то, что автор зациклился на Леди Гаге. Не знаком с её творчеством, но автор четыре раза за весь роман потешался над её творчеством и как по мне это немного не уместно, по крайней мере в таком количестве. Но как я понял это некая фишка автора. Так как в том же романе «Заглянувшие в Бездну» Алексея Калугина, он потешается над творчеством Филиппа Бедросовича. Выходит, авторское клише.

Написано прекрасно. Калугин умеет писать, и в этом у меня нет сомнений. Читать приятно. Сюжет интересен, хотя у меня было немного иное представление о сюжете Сезона Катастроф. События развиваются динамично. В книге достаточно много интересных моему взгляду рассуждений, в том числе и о самом простом банальном жизненном и накипевшем. От этого герои романа ещё больше похожи на обычных живых людей. Самое главное, данный роман положил начало всему межавторскому проекту, задав умеренный хороший тон. Это не ещё одна типичная постапокалипсис серия, и это далеко не «сталкер». События книги в меру интригуют, оставляя за собой загадку. Что же будет дальше? К чему нас это приведёт? Если все книги будут на таком же уровне, то я останусь доволен. К прочтению – рекомендую.

Оценка : 8
«Кластер Верда: Первое Правило Крови»
–  [ 5 ]  +

kirik, 19 ноября 2019 г. в 04:02

Сомнительное чтиво. По крайней мере для тех, кто уже читал не один десяток, а то и сотню, книг как современных писателей, так и авторов прошлого.

Сюжет предсказуем, развитие героев прямолинейное, смена декораций с действующими лицами больше подходит какой-нибудь сказке — как итог неясно, что рассчитывал создать автор: серьезный роман со своей философией и виденьем *пост*-будущего или развлекательную писанину. Получилось ни то, ни другое. Возможно мой негатив вызван обильным предисловием о том, какой замечательный автор (автор каких-то там бестселлеров и чего-то еще) и как он, в отличие от всех прочих авторишек, создает продуманные миры и захватывающие сюжеты — когда после этого встречаешь рояли буквально через несколько страниц, трудно сдержать негатив к книге и автору в целом.

Можно многое еще написать, но боюсь это будет носить только негативный характер. Многие сюжетные ходы вызывали усмешку от наивности или банальности происходящего, а другие настойчиво требовали не думать о себе, что бы не вскрывать бредовость объяснений. В целом же — читабельно, сродне современным сериалам на избитые темы — ничего нового, но вполне подойдет «убить время» не особо вникая в сюжет.

Оценка : 5
«Кластер Верда: Первое Правило Крови»
–  [ 5 ]  +

Str_Kremen6, 12 ноября 2019 г. в 18:50

Я за Алексеем заметил некую тенденцию. Он может и умеет хорошо и интересно писать. Его миры увлекательны, сюжеты захватывающие. Но есть одна беда. То ли для гонорара (чем больше книг, тем больше денег) то ли еще по какой причине, но он нещадно растягивает свои романы. Подобное явление не обошло «Первое правило крови».

Начну с хвалебных слов. У нас очередной очень оригинальный мир. Вселенная, продуманная до мелочей. Красочные политические образы, всевозможные необычные социальные классы. После прочтения первых глав я долго переваривал содержимое, чтобы следом восхититься необыкновенным полетом мысли Алексея. Но следом.

Да, сюжет неплохой. Опасный поход, загадочный товар, который нужно доставить из точки А в точку Б. Загадочное убийство. Сюжет с множеством интриг был составлен великолепно. Персонажи (за исключением главного героя. Он вышел немножко картонным) также вышли живыми. И, конечно же, мир Усопших земель. Таинственная и смертельная территория, где доселе еще никто не бывал.

Начал за здравие, а кончил за упокой. Настолько безбожно автор начал растягивать повествование. Как в рекламе Юпи : Просто добавь воды. Бесконечные бессмысленные диалоги. Непонятные и ненужные сюжетные повороты. Конечно, мир автор раскрыл очень классно. Интересные выдались временные парадоксы, мутанты в одной локации также доставили, но в целом, роман вышел нудным. Как таковой динамики мы не увидели, к развитию загадок мы также не подошли (слава богу хоть узнали природу). И я не удивился, заметив вышедшие аж целые две книги цикла в добавок к этой. Ну с другой стороны, писателям тоже надо что-то кушать. За 3 книги заплатит издательство больше, чем за одну. 7\10

Оценка : 7
«Специалист по выживанию» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

NEPROSNENKOE, 11 февраля 2019 г. в 12:47

Я в детстве читала подобную фантастику очень редко, но то что я прочитала помню до сих пор.

И эта книга напоминает мне именно моё детство!

Я помню ту атмосферу и то чувство, которое мне передавали книги!

Я очень хорошо помню все эти впечатления. Всё это осталось где-то внутри.

А эта серия рассказов напомнила мне об этих чувствах, и всколыхнула некие, даже не побоюсь сказать, романтические воспоминания.

Оценка : 10
«Резервация»
–  [ 5 ]  +

Str_Kremen6, 16 мая 2018 г. в 20:02

Классный фантастический, социальный и чуточку детективный роман с неповторимой атмосферой.

У нас на планете произошла некая катастрофа, но люди успели построить огромную «Сферу стабильности» — замкнутое помещение невероятных размеров. Теперь люди живут в муравейнике, отгородившись от бренного мира. Но стоил ли этот рай затраченных усилий ?

Несмотря на отсутствие государств в сфере, наличие еды, отсутствие внешней угрозы, люди умудрились поделится на различные фракции и соблюдают псевдодружбу, на деле превращающуюся в подковерную грызню с заговорами, кровавыми разборками, переделами влияния. Эдакий эдем на словах, и ад в реальности. Самое интересное в этом — различные увлекательные группировки, со своими идеями и жизненными устоями. Бешенные, иксайты, монахи-герениты, мутанты, информационный и комендантский отдел и другие. Очень увлекательны взаимодействия между ними. Даже монахи в итоге оказываются далеко не пушистыми.

Во всем этом увлекательном и загадочном замкнутом мирке нас ждет классный сюжет. Детективная линия превосходна, приключения главного героя жестокие, яркие, но притягательные. Он пытается выжить и провести свою игру, но каждый раз вместо финиша попадает на новый уровень противостояния.

К слову, главный герой вышел интересным, живым. Весьма занудным, правда, но зато в его действиях прослеживается четкая мотивация, а главная загадка протагониста увлекательна, и раскрывается очень качественно в самом конце повествования. Единственный минус — другим героям, по мимо Игоря, уделяется не так много внимания. Я бы хотел поближе узнать девушку из иксайтов, Медлева, да и того же Василия, но их истории автор, к сожалению, так и не рассказал.

Отдельное слово об экшене. Он тут великолепен. Во-первых, в сфере стабильности существует запрет на огнестрельное оружие, что превращает сражение в красочные поединки с применением метательного и холодного оружия, а во-вторых, автор очень удачно использовал натуралистичные описания, и кровавые моменты еще ярче передают весь ужас, творящийся в замкнутом мире.

Меня книга очень порадовала. Оторваться было очень сложно. По мимо качественных приключений, хватало еще и вкусной пищи для ума. Советую всем. 10\10.

Оценка : 10
«Заглянувшие в Бездну»
–  [ 5 ]  +

Vlad Tot, 28 сентября 2017 г. в 17:29

Попытки замаскировать подростковый роман про вампиров и противостояние системе проваливаются в этом романе едва ли не начавшись. Злые дяди за кадром подавляют самых сильных, красивых, ловких, смелых, умных и преданных, которые даже в 21 столетии недалеко от крупного города смогли создать коттеджную коммуну с бесплатным Интернетом и магазином без ценников. Только «Скайп» пока по спецразрешению, но над этим работают. Нельзя, нельзя категорически делать действующих лиц настолько выпукло-успешными. Мало того, что просто нелогично, так еще и отталкивающе.

Эмоциональный диапазон персонажей крайне незатейлив, особенно бьет по восприятию линия героя, которого 15 лет пытали музыкой Киркорова и строгой изоляцией. Ибо воспринимается это все так, будто он от силы день-два в таком режиме провел и вовсе не свихнулся.

Стержнем сеттинга выступает некая мутация, которая даже по наследству не передается, но раздражает власть имущих с начала времен. И нет, совершенно не интересно, почему и как. Юмора ни капли, основные участники повествования словно бы создавались по знаменитой картинке-гайду «Идеальный сюжет в моем представлении», ибо тут вам и «мудрый наставник», и «те, без чьих навыков не обойдутся»... А вот «типичный быт и пейзаж» подкачал донельзя — громкое слово «Россия» из аннотации можно убирать — ничуть не расписанное абстрактное место действия, в котором ничего российского не чувствуется.

Но все же не могу назвать роман полным провалом. Просто мне не 11 лет.

Оценка : 3
«Кластер Войвод: Третье Правило Крови»
–  [ 5 ]  +

Bouquin, 18 февраля 2017 г. в 19:14

Отзыв содержит спойлеры на роман «Кластер Войвод: Третье Правило Крови», если вы еще не читали данный роман, но собираетесь это сделать, то вам не стоит читать данный отзыв.


«Ищущий смерти, по сути, ищет бессмертие». Или: «Даже если игра складывается не в твою пользу, нельзя отказываться от очередного хода». ©


Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Писать или не писать, ай да,

хоть какой-то отзыв напишу.»


Вот и закончилась трилогия Калугина «Мир Кластеров». Не сказать, что я рад финалу, в основном из-за того, что он вышел не таким, каким я его представлял. После прочтения первых двух книг у нас остались четыре сюжетных истории. Истории, благодаря которым, третий роман должен был получиться насыщенным, полным драйва, эдаким геройским супербоевиком. Но все пошло не так. Первая задача героев была — это спасение попавших в Усопье двух рамонов, вторая — это месть нанимателю Валтора, третья — это спасение от айвуров, боевых монстров населивших палм, четвертая — это спасение Ионы. Что же получилось по сюжету? Пока главный герой Валтор Прей решал одну задачу из четырех, три оставшиеся, грубо говоря, решились как-то сами. Причем от решения некоторых из них, возникло еще больше вопросов чем было до их решения.


Роман достаточно скучен. Герои то и делают, что рассказываю друг другу жизненные истории. Встретили одного персонажа он рассказал вам первую историю, встретили второго он расскажет вам второю историю, а потом они еще и вдвоем расскажут вам третью. У нас и так было четыре сюжетные вопроса, которые нужно решить за один роман, зачем же все усложнять историями? Зачем занимать ими место в романе? Истории интересные, я не спорю, но они сделали сам главный сюжет пустым. Поехали спасать рамонов в Усопье, а по пути случайно спасли Иону, случайно научились бороться с айвурами, рамоны, попавшие в Усопье, спасли себя сами и решили остаться в Усопье, главный антагонист трилогии вообще попался на блюдечке уже тепленький. Роман был бы лучше если бы это была не последняя книга в трилогии и сюжет бы как-то продолжился. Но тут же назревает вопрос: если это был последний роман, почему бы не сделать его более содержательным, наполненным именно ответами на вопросы? Разбить на части и написать в них о том, как герои справлялись с трудностями, оной за другой. «Не учи писателя писать!» — скажете вы, и я соглашусь. Поэтому хватит, роман такой, каков он есть. Это фантастика и поэтому автор решил вопросы так, как решил, пусть и не так зрелищно, как мне бы этого хотелось.


Очень не хотелось, чтобы отзыв получился таким каким он получился, но в целом собрал все свои мысли. Калугина я очень люблю, как автора, и дальше читать его творчество буду. И данной трилогии мне понравились все же первые две книги в них было больше интриги, динамики и в целом сюжета. Данному роману я поставил «7/10», все же он завершил хорошую трилогию пусть и как-то совсем по-детски.

«Стать твою», – подумал Валтор.

«Твою стать», – подумал Иона.

В общем, к этому трудно было что-то добавить. ©

Оценка : 7
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

Kolun, 28 февраля 2016 г. в 23:38

По голову в камышах и тине

Это книга давняя — одна из самых ранних в серии и думается мне, в какой то степени в ней отразились личные взгляды автора на Зону Отчуждения и на то, как там все должно происходить в рамках мира Stalker разумеется. И вышло это — произведение которое в свое время либо приняли с отличием, либо критиковали по многим параметрам — такая вот двоякая от нее реакция, некогда сложилась у читающей публики. Книгу полюбили за впервые рассказанную историю о легендарном Болотном Докторе, за общую атмосферу, хорошее начало, умно говорящего зомби, а также за главного героя — описанного с негативной стороны (этим он привлек внимание многих); ее же не особо принимали за немалое количество авторских отступлений от игры, множество философских рассуждений по Калугину и малое количество перестрелок. Ах да и не забуду упоминуть, весьма мозговитых мертвяка и химеру, ведущих светскую беседу в лесу. А о зомби, который крутит баранку радиоактивного авто — распространюсь лучше так к слову. Вот самая малая картина того, что было на форумах вроде Litstalker по поводу ,,Дома на болоте''. И таки что видим в книге — она сюжетно состоит из нескольких протяженных отрезков — это эпизоды происходящие в пути через непролазную трясину, в доме на болоте и в памяти двух совершенно разных по мировоззрению персонажей. Один из них начинающий искатель хабара Штырь, который обо многом успевает передумать в баре Сталкер, прежде чем отправиться вслед за легендарным болотным Доктором. Какое то время он преуспевает в основном по части исполнения собственных темных замыслов, хотя и не знает о каждодневной опасности, исходящей от Зоны, которая должна бы его по задумке рано или поздно сожрать и костей не оставить. На это ему и указывает Доктор — человек по более его знающий о Зоне и ее обитателях. И вот тогда Штырь становиться перед выбором, который он не горит желанием видеть, думая исключительно об обогащении. Выбор пути остается за ним, а повествование идет себе через довольно продолжительные описания прошлого и настоящего, которые исходят напрямую от главных героев — две несхожие совершенно истории, где есть место радиоактивной Зоне, ее искореженной природе, ландшафту и местным реалиям, где прослеживается большое влияние ,,Пикника на обочине'' братьев Стругацких и Теней Чернобыля конечно. Доведется побывать за кордоном, подслушать разговоры бродяг, прячась от выброса в баре Сталкер, и по болотам побегать конечно. Да и часто автор отходит от общих стандартов игры 2007-го, но за необычное путешествие на болота и за то как оно описано и что там развернулось в итоге, так и напрашивается решение о списании этого на попытку сделать по-своему, либо то объясняется тем, что сама серия на момент выхода книги только создавалась и уже потом стала устанавливать собственные правила в написании. Словом это и есть ,,Дом на болоте'' — история со своей философией с атмосферным в стиле игр миром Зоны отчуждения и интригующим финалом конечно.

Оценка : 9
«Кластер Верда: Первое Правило Крови»
–  [ 5 ]  +

robotov, 29 января 2016 г. в 17:22

Очень предсказуемый сюжет, читабельны только первые страниц пятнадцать, всё остальное — тягомотина с глупым юмором. Запомнилось только, как главный герой постоянно хватается за поля шляпы.

Оценка : 3
«Мир без Солнца»
–  [ 5 ]  +

MarchingCat, 20 августа 2014 г. в 21:16

Коктейль из первых двух романов цикла. Как и в первом — Лабиринт и его загадки, как и во втором — иные миры и странные приключения. Причём, часто создаётся ощущение, что автор забыл о том, что он уже писал первые две книги в этом цикле. Кийск тут снова рассуждает о том что он понятия не имеет что такое Лабиринт, кем и зачем он создан, хотя в предыдущем романе «голос» всё это разъяснил. Абориген другой планеты, которого они притащили на Землю во втором романе, забыт будто его и не было. И матрица с сознанием девушки, которую Кийск полюбил... Собственно, повествование ведётся совершенно без учёта финала второго романа.

Да и мелких противоречий хватает. Во втором романе герои преспокойно бегали по Лабиринту с оружием, а тут вдруг «лабиринт не терпит оружия».

Но чисто технически написано лучше первых двух книг.

Первая половина романа вообще цепляет и интригует. Середина — как пошли легионеры, ящеры и прочий антураж — стало скучно, слишком сильно стало похоже на просто пережёвывание приключений, на движуху ради движухи. Даже сами ящеры и их технологии ну совсем не производят впечатление на того, что читал «эдемскую» трилогию Гаррисона. Финал снова поинтереснее, хотя по сути вторичен финалу второго романа цикла.

Оценка : 7
«Разорванное время»
–  [ 5 ]  +

MarchingCat, 19 августа 2014 г. в 08:07

Хорошее развлекалово выключив мозг, но не более того. Поймите правильно, я сказал именно то, что хотел сказать. Развлекалово — хорошее. Динамика на высоте. Минимум хождением, максимум боёвки и прочей движухи. Но стОит включить мозг, как штампы, повторы ситуаций, алогичности и нестыковки сразу портят радость от чтения. Один только «голос» (пусть автор и придумал ему объяснение) выскакивающий палочкой-выручалочкой каждый раз, как автор ленится придумать как герои до чего-то дотумками сами, чего только стОит... А противоречия в описании мышления и поведения механиков? Они, значит, биологическое не признают и хотят ВСЕХ перевести в механические тела. Но при этом на их собственной планете в механические тела переселяются только ИЗБРАННЫЕ за какие-то великие заслуги. Но при этом механики лезут в каждый новый мир чтобы всех омашинить... повторяю, когда у себя-то омашинить смогли хорошо если каждого десятитысячного (примерно так, на вскидку, выглядят пропорции населения в описываемом автором мире механиков)... Ну, это я так, для образца, просто чтобы голословным не быть.

Правда, слышал, что автор переработал первые два романа цикла. Может, лучше стало. Я прочитал первую версию, изданную в «фантастическом боевике».

В общем, если требуется просто хороший динамичный боевичок и пофигу на всякие «мелочи», выключаем мозг и — вперёд! Удовольствие гарантировано. Я это серьёзно, не ёрничая.

Оценка : 6
«Выродки»
–  [ 5 ]  +

god54, 05 июня 2013 г. в 17:52

Хорошо, что рассказ короткий. Смысла в нем я не нашел никакого. Этакая смесь ужастика со страшилкой, в которой с десяток страниц идет описание поедания людей другими людьми-зомби. Сюжет состоит из слов:сели на корабль-заболели-съели друг друга. Первым двум частям уделено два предложения, остальной текст процесс поглощения пищи. На ночь читать себе дороже. Хотя абсолютно не страшно, скорее противно.

Оценка : 2
«Галактический приют»
–  [ 5 ]  +

god54, 05 июня 2013 г. в 16:46

Достаточно оригинальная фантастическая идея о галактическом приюте. Из неё вполне можно было бы соорудить большой роман по типу «Педагогической поэмы» или «Республики ШКИД». Единственное, что мешает чтению, так это манера письма автора. Но, это конечно сугубо личное. Слишком длинные предложения, точная разрисовка словами всех событий, наигранность отдельных сцен, нелогичность отдельных поступков... Поэтому думаю, что текст на любителя такой манеры изложения.

Оценка : 7
«Снежная слепота»
–  [ 5 ]  +

lith_oops, 19 декабря 2012 г. в 19:31

На этот раз купилась рецензию в Еслях. Мол, автор социальные темы поднимает почти что уровня Голдинга. Ну или Громова как минимум. А читабельный Громов – это моя розовая мечта. Обожаю такие штуки, когда все-все то ли умерли, то ли в процессе. То ли оказались буквально я и сорок моих одноклассников на необитаемом острове, или планете, или в шахте их завалило допустим – это же мечта любителя социальных экспериментов.

Так вот, здесь такого есть. Вместе с основным Громовским же минусом: неинтересно до зубовного скрежета. И вроде придраться не к чему: все на уровне. Сюжет не провисает, интрига держится, текст идет легко, по нему тоненькой вышивкой проходит мысль, и даже думает ее не автор, а герои. Чудо, в общем. Совершенно нечитабельное чудо.

Остался очень неприятный осадок, потому что все прочитанное мне близкО, понятно и приятно. Так как в Рыцарях или в Речном мире — куча попаданцев в неведомое, только неведомое находится в снегах и нет ничего кругом. С попаданцами, завсегда страдающими амнезией, вываливается из неизвестного некоторое количество полезностей, позволяющих выжить в ледяном мире.

То есть автор не поленился обыграть все читы: накопительский инстинкт, разрозненные социальные группы с борьбой за превосходство как унутри себя, так и вовне, монстры там, потертые из Дюны: снежные черви. Страшные, правда, но очаровывающие не меньше Шаи Хулуда. Герой, очевидно являющийся альфа-самцом, но при этом страдающий все той же амнезией. Придумает всякое, чтоб на подвиги, чтоб вырваться из ловушки ледяного мира.

Если бы эту книгу писала я, ничего бы лучше я не придумала, чесслово. И герой-то еще и размышляет, учит жизни и толкает сентенции. Нет нареканий. Вспоминаю и думаю: так бы и схватилась и дочитала. Очень хочется! Но не можется… Повезет тому, кто попадет с автором на одну волну. Социальная читерская приключалка с элементами мысли – это что-то.

И при этом вполне приличный язык и очень качественная схема повествования: напряг, борьба (внутренняя или внешняя – не важно), потом почти на грани (ну как положено), потом спасаемся и рефлексируем. И все это качество не про меня. Обидно-то как! Чувствую себя обжорой на диете. Собственно, я себя всегда так чувствую, только относительно еды. А тут…

Мир обалденный, продуманный и красивый. И хочется туда не только на экскурсию: процентов с десяти текста я бы уже побежала записываться в ряды попаданцев. При том, что быт «снежных людей» ожидаемо скучен, автор ухитрился и его разнообразить нычкой в домике типа ледяная ловушка. Ну и социальные дрязги – на том стоим. В описываемой общине аж из четырех человек и то идет ненавязчивая борьба за власть, в которую влезет ГГ. Опять же, там про принципы расскажет, про разумное, доброе и вечное.

Мы будем иметь удовольствие оборзеть Повесть о настоящем человеке, не замутненную шаблонным мышлением. Выживание в лучшем виде, в таком, куда хочется попасть и показать всем не только Кузькину мать, но и прочих Кузькиных родственников. Очень хорошо и грамотно!

Читабельность недурна, но не более того. Автора не вычеркну из планов, но я разочарована. Если бы хоть интрига не подпортила…

А она подпортила. Несмотря на дифирамбы, спетые мной сюжетопостроениею, несмотря на битву со снежным червем, которую я буду вспоминать перед смертью, несмотря на дикое желание присоединиться к герою в его праведной борьбе, несмотря на очарование снежного мира… В общем, несмотря ни на что, книга показалась мне скучной. Это как с едой. Иная хозяйка ухитрится и макароны испортить – а это ж уметь надо!

И, поскольку объективно я не могу назвать недостатки в построении интриги и перечислить недостающих частей интересности, скажу, что в книге не хватает того маленького и сморщенного, что должно быть не только в каждой женщине – изюминки. Вот бывают такие красавицы: и фигура, и лицо, и волосы, и женственность… а пустое место. А бывает и наоборот: страхолюдина-страхолюдиной, а глянь – уже серенады поют и токования устраивают. Необъяснимая такая вещь… которой книга лишена напрочь. Очень жаль.

Персонажи, возможно, слишком явно обозначены: этот — злодей, этот – герой, этот – арфист, этот – страдалец, этот – правдолюб, а вон прячутся хитрец с эгоистом, а на баррикады лезет дурак бесстрашный… Но при этом они развиваются и маски по ходу пьесы по чуть-чуть меняют, так что не все так плохо. Средние герои, так скажем. (с) ))))

Идей полно, разве что декларируются они чуть бравадно, но оттого более цеплятельны. Если автор устами героя призывает бороться с эгоизмом, низостью, подлостью, то мы, понятное дело, примкнем к герою. И будем бороться и, стараниями автора, обязательно одержим победу.

Только очень жаль, что автор так и не спросит, а не прячется ли в герое, то бишь в нас самих, эти эгоизм, низость и подлость. Не сравнит наши действия с действиями оппонента и вопрос не задаст… А мог бы. Может, именно там означенная изюминка и затерялась? В отсутствии разницы между Светом и Тьмой, в вечном равновесии Дао, в слиянии Ян и Инь?

Ну что ж, очевидные идеи – тоже идеи. Опять же, разливу они советского, оттого мне близки, понятны и приятны. Чуть бы еще доработать… ну ладно.

Душевность обалденная. Упомянутые советские идеалы на бескрайних снежных просторах в исполнении принципиальных Робинзонов – это голубая мечта моего детства! Плюс же ж социальные драчки по типу пауков в банке – да это ж счастье! Очень торкнуло.

Погружение тоже вполне на уровне, даже при том, что на момент прочтения на улице было сорок и вовсе не мороза. Но так познобило чуточку, когда герой чуть не замерз в ледяной ловушке. Впечатлило. Как и многое другое, включая дележ добычи – вот ведь как сильны инстинкты! Молодец автор.

Оценка : 8
«Мир-на-Оси»
–  [ 5 ]  +

k2007, 08 июля 2012 г. в 11:06

Книжка была написана в жанре юмористическо/иронической фантастики, вот только основные юмористические штучки здесь — стеб над реальными вещами и книгами (Гарри Поттером, например). Смех эти шутки вызывают редко, иногда появляется кривая ухмылка.

Неинтересно и примитивно

Оценка : 5
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

Kinuli, 03 мая 2012 г. в 09:03

Из прочитанного по «Сталкеру» понравилась больше всего, даже перечитывалась. Не смотря на центральную фигуру — главными героями тут выступают мутанты, что совершенно не типично для сталкерской литературы, а сам же Штырь занимает место проблемы, даже этакого несерьезного злодея, чаянья которого понимать не хочется и не надо! Подобных позиций вспомнить больше не могу.

Удивило и то, что в романе, по мотивам на игры, где основное действие — убийство, убийств вообще нет (если не считать одну смерть в воспоминаниях)! То есть эту книгу можно и детям читать в виде сказки, грубо выражаясь.

Оценка : 10
«Да здравствует резервация!»
–  [ 5 ]  +

ilovecores_62, 18 декабря 2011 г. в 17:05

И опять, опять отзыв на книгу Алексея Александровича Калугина, одного из любимейших моих авторов, хотя и последние прочитанные мною его произведения , по-моему мнению, «не удались».

И если цикл «Точка Статуса» просел уже под конец, то «Резервация» падает на колени, не добравшись и 2/3 цикла.

История продолжается на Земле, точнее начинает продолжаться, где под руководством главного героя книги, а по совместительству первого человека, преодолевшего защитное поле Сферы в сторону Земли, Игоря Стинова, тренируется команда величайших умов Объединенной Земли, задача которой — установить первый контакт Земли с населением резервации. Вводятся новые... кхм, лучше сказать «морды» — особо прописанных характеров у этих ученых я не заметил, так как сопереживать им не хотелось и вообще в книге удавшихся героев самый-самый минимум. Но об этом позже. Так вот, тренируются они, учат азы рукопашного боя и выживания, а тем временем проводится параллельная линия сюжета — террористы под предводительством некоего Юргена узнают план по проникновению в Сферу команды миротворцев и пытаются использовать этот факт в своих целях. В итоге — в резервацию проникают две группы землян, враждебно настроенных друг к другу, террористы и экспедиция ученых. У террористов цель — уничтожение Поля Стабильности и взятие Сферы под свой контроль. Дальше рассказывать не буду, так как пойдут спойлеры, но еще могу добавить, что книга довольно предсказуема.

Пройдемся по персонажам. Главный герой, Игорь Стинов, совершенный человек, знающий меру всему. Но такого «самокопания», как в «Резервации», тут нет, и поэтому уровень «душевности», так сказать, конкретно упал.

Тейнер — командир экспедиции, мужик, умеющий мыслить рационально и правильно, но иногда не умеющий обуздать своих подопечных, в стане которых прячется предатель (не сочтите как за спойлер, это становится известно уже во второй главе книги).

Хук — наиболее удавшийся герой, детина, бывший спецназовец, оставшийся верным старому строю Информационного Отдела и «безопаске», местной спецорганизации. Просто убивает своей показной простотой и юмором, хотя внутри очень смышленый и умный человек.

Предводитель террористов, Юрген, расчетливый бандит, умеющий обхитрить наиболее влиятельных и умных людей Сферы, отчего его противостояние Тейнеру, Стинову и его лучшему другу Медлеву становится еще зрелищней. Отнюдь не хладнокровный убийца. Жалко, что Калугин так и не нашел более лучшего применения такому замечательному персу.

Шалиев, главный антагонист, честно говоря, выглядит котенком по сравнению с первой частью, и отличается гупостью и трусостью. В «Резервации» он был похож на человека весьма неглупого и, более того, хитрого как лиса, да и его воля казалась непоколебимой. Здесь же, во второй части, он просто алчный, тупой и эгоистичный руководитель. Нет, конечно, такие черты присутствовали и в «начальном» образе данного героя, но в данном случае они перешли с третьего на первый план.

Итог: Калугин загубил кучу интереснейших персонажей; язык, честно говоря, второсортный; концовка слишком быстра, последние десять страниц можно было бы расписать как минимум на пятьдесят, и при этом книга была бы намного лучше; автор все менее придает значения философии, и экшн выходит на первый план, что, разумеется, идет не в пользу произведению; нет неожиданностей и все предельно понятно буквально с первых страниц; конец слишком «хеппиэндовый», и я даже не предполагаю, что будет в третей части цикла, да и зачем ее надо было писать?

Оценка : 3
«Мертвоград»
–  [ 5 ]  +

pavelgubarev, 03 августа 2011 г. в 20:36

Попробую суммировать то, что пытаются высказать предыдущие ораторы. Есть две вещи, не вызывающие сомнения:

1. Роман содержит очень любопытную и мощную идею. Выписанный мир интересен и сам по себе и по тому, что он может сделать (и делает!) с героями.

2. Роман написан очень тяжёлым языком. Огромное количество лишних фраз и «лирических оступлений» делают чтение крайне некомфортным.

А вот теперь думайте: зачем при таком пункте номер один Калугину понадобился пункт номер два? Ведь он не то, чтобы не умеет писать чётко, но красочно и увлекательно. Все знают, что умеет. Тогда почему и зачем он выбрал такой стиль для текста? Это эксперимент? Провокация? Или попытка выдать что-то, выбивающееся из потока апокалипнуненьтовой фантастички? Взорвать мозг читателю эпизодом, где герой сходит с ума, а показано это не «извне», а «изнутри» -- стенограммой потока его мыслей?

Я так и не понял. Хотелось бы услышать ваши версии.

Кстати, я ещё не встречал произведений, выстроенных на идеях мемевтики Ричарда Докинза. Есть ещё такие?

Оценка : 7
«Лабиринт» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

nikn, 26 июля 2011 г. в 17:01

     Очень неоднородный и неоднозначно воспринимающийся цикл. Большое количество сюжетных ходов складываются в несколько структурно выделенных частей, которые вполне можно читать как отдельные повести. С первой части первой книги не отпускает ощущение «дежа вю». Описываемые автором события и эпизоды напоминают очень вольный пересказ многих известных классических фантастических сюжетов. Например, при определенной фантазии можно представить, что получится, если из «Соляриса» сделать боевик.

     Книги достаточно легко читаются, хотя у автора слишком много сложных абстрактных образов. Положительным моментом является то, что автор легко вводит нас в новые миры, которые интересны сами по себе и интуитивно понятны. Большая разница в динамике повествования и жанровых акцентах между частями вносит некоторую путаницу и незаконченность.

     В целом, из всех романов понравились лишь пара частей.

«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

BacCM, 15 июня 2011 г. в 18:50

«Дом на болоте» относится к небольшому числу книг серии, о которых можно сказать, что это не графомания пионера поигравшего в игру, а достаточно качественный продукт. Это не примитивный боевик, и не тупой квест, состоящий из набора действий.

Оценка : 8
«Игра в реальность»
–  [ 5 ]  +

kraamis, 14 февраля 2011 г. в 09:29

Моделирование судеб нашей реальности — интереснейшее занятие, и автор, прикрывшись на скорую руку слепленным сюжетом, с огромным удовольствием этим занимается.

Опять же шикарно прописаны боковые персонажи вроде Вадима Трепищева (писатель Серж Лебедев), где только ленивый не увидел отличную отсылку к Вадиму Дарищеву (это, если кто не знает, настоящее имя Алекса Орлова). Так что твердые 10/10 автор заслужил.

Оценка : 8
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

NeomasteR, 20 мая 2010 г. в 16:15

Превосходная книга. Сюжет затягивающий, интригующий. Оторваться от чтения почти не так просто. Автор очень неплохо описал все характеры персонажей. Так, что читать интересно.

Оценка : 8
«Пустые земли»
–  [ 5 ]  +

Kalvin, 10 мая 2010 г. в 16:27

Калугин в своем репертуаре, идейно продолжая свои предыдущие инсталляции в Сталкере. Моральная трансформация героя под влиянием Зоны. Зона сама по себе — практически самостоятельный персонаж, отнюдь не бесчеловечно враждебная, загадочная, таинственная игра на выживание, а вполне даже дружелюбная и милосердная, если к ней соответствующим образом подходить. Прямо скажем, неклассическая такая Зона. Ну хорошо, может быть, в первый раз такой нестандартный ракурс и вызывает интерес. Но когда он повторяется в уже в третий, практически без особых вариаций, разве что имена действующих лиц поменялись — это, мягко говоря, вызывает недоумение. Калугин, видимо, не слышал про бритву Оккама, иначе не стал бы, как думается, множить каждым своим произведением некие нестандартные легендарные сущности Зоны, а то их такими темпами скоро окажется больше, чем обычных мутантов. Тем более, что другие авторы про эти сущности знать не знают. Более того, потуги Калугина на психоделически-экзистенциальный изыск в виде периодических бесед главного героя со своей совестью и вызывающих истерический хохот своей сакраментальностью псевдодзэнских вопросов «Кто ты?» очень быстро заставляют задуматься о самом авторе, и не в самом лестном для него ключе. Другой бросающейся в глаза особенностью романа является то, что его структура резко распадается на две части, связать которые между собой можно только якорными цепями вроде бы сквозного сюжета. Однако, поскольку все сводится именно к переменам в характере и мышлении главного героя, то и сюжет здесь оказывается бессилен. Ибо перемены столь мгновенны, бессмысленны и беспощадны, что никак не укладывается в сознании, почему человек, который всю первую половину текста был рьяным скептиком и отмахивался от этических мудрствований и намеков (совершенно нормальное поведение, кстати, свидетели Иеговы и то менее назойливы), вдруг сам переродился буквально в одночасье в подобного же гуру, воспитующего лохов-новичков. А, ну да, конечно, Зона меняет всех, кто в нее попал... Собственно, если следовать логике романа, кульминацией и должно было стать это моральное перерождение, изменение героя, нравственный кризис, терзания и самокопания — и катарсис, из которого герой выходит обновленным и примирившимся с собой — но Пустые земли явно не относятся к подобной литературе, а Калугин не тянет на Ремарка. Автор периодически вспоминает, что пишет все-таки фантастический боевик, и погружается в гиперподробные описания похождений приключенцев. В итоге ему так и не удается соединить свою, в общем-то, небезынтересную, хотя и банальную, идею и заданную рамками сериала форму. Роман рушится, как карточный домик.

Вердикт: философский фантастический боевик. Хм. Хороший жанр, и как раз под Сталкера очень подходит. Не подходит только под Калугина.

Оценка : 5
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

f0x, 11 апреля 2010 г. в 00:50

Пожалуй, самая интересная книга из серии «Сталкер». Большое впечатление произвело то, как Алексей Калугин описал внутренний мир некоторых существ Зоны. Оставляя при этом завесу тайны. Хотя я считаю, что основная заумка автора была в том, чтобы донести до читателя то, что человеку бессмысленно понять Зону и что ему не место в этом опасном месте. Простите за тавтологию)

Оценка : 10
«Мечта на поражение»
–  [ 5 ]  +

RaiNage, 21 марта 2010 г. в 19:45

Конец книги меня так поразил, что я прочитав ее еще около минуты сидела с открытым ртом. Не могла поверить в решение Гупи! До сих пор ее перечитываю...Зацепило...

Оценка : 10
«А у нас — декаданс!»
–  [ 5 ]  +

fokker, 25 декабря 2009 г. в 23:17

У этого рассказа ровно 4 недостатка:

а) идея интересная, необычная, но загублена омерзительной реализацией (сравните «Сексотрясение» Лема);

б) у рассказа нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Сюжета — тем более. Он — ни о чем;

в)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то, что бессмертным можно стать, просто поверив в это и посетив курс психотренингов — беспомощный ход

г)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
внимательный читатель заметит — в рассказе присутствуют инопланетные цивилизации! вот только даже самый внимательный не найдет, зачем они нужны в этом рассказе

Оценка : 1
«На десять минут позже»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 09 декабря 2009 г. в 04:27

Очень меня огорчил этот рассказ. Неоправданно долгий зачин с описанием любимого проигрывателя и любимой музыкальной коллекции. Неоправданно долгое псевдонаучное описание всевозможного инопланетного зверья, напоминающее иные страницы «Звёздных дневников», но лишённое лемовского блеска. И лишь на шестой странице, когда треть рассказа уже позади, начинается сюжет. Разумеется, ясно, что герой выкрутится из неприятного положения, к которое попал, в такого рода рассказах персонажи не погибают. Суть в том, насколько изящно он это сделает. Я ожидал, что автор придумает нечто небывалое, ведь недаром же он столько страниц потратил на описание музыкального меморика, но ничего не дождался. Ситуация просто изныла сама собой, а рассказ оказался клоном известного рассказа Дмитрия Биленкина «Проверка на разумность». Но герои Биленкина извлекли из случившегося некий урок, а тут и этого не произошло: персонаж Калугина сбежал, так ничего и не поняв. Печально всё это.

Оценка : 5
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

Evgenia, 23 сентября 2009 г. в 23:35

Книгу прожгла быстро, даже обидно стало, что не растянула удовольствие от чтения. Понравилось, как автор раскрыл характеры героев.Сталкеры, монстры, стрельба- это все понятно,в Зоне без этого никуда, но лично для меня такие персонажи, как Доктор, намного интересней.Его отношение к обитателям Зоны, да и вообще к жизни цепляет, заставляет задуматься...Надеюсь, что автор еще упомянет о Доке в других своих книгах этого цикла

Оценка : 9
«Линкор «Дасоку»
–  [ 5 ]  +

StasKr, 17 февраля 2009 г. в 05:32

Единственная книга Калугина, которую я прочитал оставила после себя весьма благоприятное впечатление. В ней нет места душевным переживаниям героев. В ней нет места грандиозным космическим баталиям. В ней нет лихо закрученного сюжета, который просто невозможно предугадать. Зато в ней присутствует юмор (причём не натужный, как у многих других авторов, а вполне естественный), который до последней страницы не позволяет оторваться от романа даже такого нелюбителя космооперы как я.

Итог: хорошая вещица, позволяющая скоротать вечерок–другой и получить при этом заряд хорошего настроения. Такие книги тоже нужны. И ещё: я бы не отказался бы прочитать продолжение «Линкора «Дасоку».

Оценка : 8
«Новые марсианские хроники»
–  [ 5 ]  +

Вертер де Гёте, 15 ноября 2008 г. в 20:27

Издание антологии было приурочено к 55-летию великого брэдберианского цикла «Марсианские хроники» и должно было стать данью уважения Брэдбери со стороны писателей пост-советского пространства — в книгу вошли рассказы и повести о Красной планете, созданные авторами из России, Белоруссии, Украины, ведущими фантастами Эстонии и представителями русской диаспоры в США (Шарапов) и Германии (Тюрин). Естественно, такая концептуальность поднимает интерес к сборнику, но в тоже время — задаёт определённый уровень, ниже которого никак нельзя опускаться, ведь Марс для Брэдбери — это понятие не астрономическое, а философское. Не могу не попенять на качество издания, антология с такими серьёзными претензиями должна издаваться лучше. Как говорил герой фильма «За двумя зайцами» Голохвостый: «Фасон не тот — симпатии уже нету». Бог с ней, с картонной обложкой, но на обложке — что-то попсовое в жанре космобоевика, ни одной иллюстрации внутри, некоторые проблемы со сносками, в довершении всего по недосмотру издателя в книгу не вошло предисловие Владимира Ларионова(!). Впрочем, хватит о качестве издания. поговорим о содержимом. В целом — неплохо, но ожидал я большего. Сборник ровный по составу, но в данном случае это не комплимент, просто произведения подобрались средние. Не буду особенно упрекать составителя Алексея Калугина — он проделал серьёзную работу, подобрал довольно разноплановые произведения и строго по теме, но ни одного рассказа, который бы заставил меня сказать с восхищением «Вау!» здесь нет. Но хорошие и весьма хорошие рассказы есть. Не подкачали, как всегда, классики — отмечу поэтичный рассказ Прашкевича, фантастический детектив Михайлова, неожиданно хорошо выступили почти неизвестные у нас «горячие эстонские парни» Харгла и Вескимеэс; понравились состоящие из микрорассказов произведения Шарапова ( своеобразный сюрреализм) и Синякина ( очень качественные стилизации под классические марсианские хроники), рассказы Зеленского, Ильина и «Колдун» самого Калугина. Дух «старых» «Марсианских хроник» в антологии присутствует — в рассказах неоднократно прямо и косвенно цитируется Брэдбери, но если в рассказах гения фантастики Марс с точки зрения литературы, определённо, был живым, реальным, то после прочтения этой антологии вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» всё же остаётся без однозначного ответа.

Оценка : 7
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

IlyaS144, 02 ноября 2008 г. в 21:08

На мой взгляд одна из самых слабых книг проэкта. Единственное, что может заинтересовать- это подробное описание жизни доктора и его самого(что редко где встретишь, из-за чего герой становится немного мифическим), а также, на мой взгляд, самый интересный герой- бенито. Первый раз вижу так глубоко раскрытую натуру зомби. Пожалуй только из-за этих двух героев стоит читать. Но как бы глубоки не были образы героев, сюжет они не спасут, как и книгу вцелом. Прошу не судить строго, т.к. имхо) р.s. дочитал-таки до конца и прибавил 1 балл)

Оценка : 5
«Дом на болоте»
–  [ 5 ]  +

Dragn, 24 октября 2008 г. в 20:31

Нелохая книга. Интересен Доктор, а Штырь не вызывет никаких эмоций. Одна из самых неплохих (на данный момент) книг цикла... Но к сожалению отпечаток каждого автора портит общую картину мира Сталкера. И чем больше книг, тем меньше желания читать книги. Нет целостности мира, что в наличие у других западных межавторских циклов.

Оценка : 5
«Галактический приют»
–  [ 5 ]  +

viv, 19 февраля 2008 г. в 09:45

Превосходный рассказ! Читается с большим интересом и постоянно держит читателя в небольшом напряжении. Несколько поверхностно описаны характеры инопланетян, зато земляне — как живые!

Оценка : 10
«Подземелья Эйтана»
–  [ 5 ]  +

irish, 04 февраля 2008 г. в 12:50

Не то, чтобы совсем уж не понравилось, но... в литературном отношении это полный аналог диаблоподобной компьютерной игры (не раз в процессе чтения ловила себя на желании сохраниться или распределить по персонажам очки опыта), причем почему-то с реверансами в адрес Борхеса и его текстов. Кстати, очень позабавила мысль Слепого Библиотекаря о том, что лучшие персонажи — неоднозначные персонажи, и это при том, что лучше всего у автора получился простой, как три копейки, дварф Веспер. Ариэлла вышла побледнее, остальные члены отряда — просто какой-то фон.

С идейной точки зрения, как в нашей литературе, к сожалению, повсеместно водится, роман исключительно попсовый: то отряд отправляется на борьбу с Абсолютным Злом, то, тремя страницам ниже, настоятель рассуждает о том, что добро и зло — вещи относительные, поэтому он не связывает себя устаревшей моралью и пользуется принципом целесообразности.

Итого: один раз подобную книжку прочитать можно (особенно когда сидишь дома, простудившись, и ничем серьезным заниматься все равно не в состоянии), но вот сочинение и издание целого цикла, количество томов которого, судя по толщиние «Темного Завета», не ограничено ничем, кроме как работоспособностью автора, имхо, бессмысленная порча древесины. :)

Оценка : 4
«Возвращение»
–  [ 5 ]  +

old_fan, 25 сентября 2007 г. в 20:42

Ну очень патриотичный рассказ на тему об «особом пути» и мироспасательской миссии России. Всё же мне кажется, что Калугину не достает писательского мастерства. Тема-то благодатная, модная, идея нетривиальная, ан чего-то не хватает. Хотя, возможно, это фрагмент чего-большего, вот и не раскрыты некоторые сюжетные линии.

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 13 14 15 16 17   (+10)»



⇑ Наверх