fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2022»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2022

Антология, год

Аннотация:

Старые сказки о страшном... О голоде, который сводит с ума. О древних идолах, таящихся в лесном сумраке. О печати невообразимого ужаса, что направляет избранных прямиком в адское пекло. И даже обычная вода несет человечеству погибель на страницах девятой ежегодной антологии «Самая страшная книга».

Ужас выходит на новый уровень, «Самая страшная книга 2022» ставит рекорды. Это — самая большая антология из всех вышедших в серии! И она по-прежнему уникальна и не имеет аналогов в мире. Рассказы для этой книги отбирали сами читатели. Истории, вошедшие в нее, опередили сотни других претендентов.

Новые сказки о страшном... Уже здесь. Перед вами.

Наслаждайтесь!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.67 (176)
-
11 отз.
7.12 (118)
-
2 отз.
7.55 (122)
-
11 отз.
5.60 (105)
-
2 отз.
6.67 (110)
-
4 отз.
6.12 (104)
-
7 отз.
6.42 (108)
-
7 отз.
  • Плоть-трава (2021) // Авторы: Елена Щетинина, Наталья Волочаевская  
6.43 (106)
-
6 отз.
  • Фантики (2021) // Автор: Елена Арифуллина  
5.85 (100)
-
4 отз.
  • Рутина (2021), написано в 2020 // Автор: Александр Матюхин  
6.81 (115)
-
6 отз.
6.59 (104)
-
4 отз.
6.97 (112)
-
3 отз.
7.08 (120)
-
6 отз.
6.74 (111)
-
7 отз.
  • Курьер (2021) // Автор: Мария Анфилофьева  
5.68 (95)
-
3 отз.
7.31 (104)
-
4 отз.
7.02 (108)
-
4 отз.
  • Грация (2021), написано в 2020 // Автор: Олег Савощик  
6.30 (105)
-
4 отз.
6.32 (103)
-
7 отз.
6.70 (104)
-
4 отз.
6.76 (95)
-
2 отз.
6.11 (88)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2022
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самую Страшную Книгу 2022» я ждал. Радуют меня эти антологии разнообразием хоррора и тем фактом, что начиная читать рассказ, в большинстве случаев ты не знаешь, что в нём тебя ждет. Может быть мистическая история о привидениях, может быть психологический триллер о противостоянии маньяку, а может и вовсе история о чудовище, не виденном ранее. На этот раз в книге 22 рассказа, из которых я два оценил на пять баллов из десяти, шести поставил «шестёрки», а все оставшиеся получили «семёрки» и «восьмёрки». О последних и поговорим чуть подробнее.

Сначала про «семёрки»:

• Д. Карманов, «Зубы Ватерлоо». Герберт во время войны решил подзаработать весьма необычным способом. В результате получился исторический триллер, который не стоит читать впечатлительным людям, испытывающим страх перед стоматологами. Рассказ неплох, но предсказуем.

• О. Росса, «Кровавик-камень». Братья Сашка и Пашка, часто гостили в деревне у бабушки с дедушкой. Но однажды Пашка пропал, а Сашка как будто утратил вкус к жизни… Написано неплохо, зло необычное, впечатления остаются приятными. Крепкий деревенский хоррор.

• А. Матюхин, «Рутина». Главный герой изо всех сил борется с рутиной. Ходит разными маршрутами, готовит разную еду, вносит разнообразие в свой досуг как может. Больше всего он боится сдаться рутине и обрасти рутинным коконом. Как показывает рассказ, бояться стоило не только этого. Хороший триллер с маньячным уклоном. Вязкий по атмосфере, тяжелый по содержанию.

• О. Ветловская, «Утренник». Антон и Игнат жестоко подшутили над своей одноклассницей, что привело к жутким последствиям. Хорошие мальчишеские ужасы с живыми персонажами и реалистичными ситуациями.

• М. Анфилофьева, «Курьер». Надир работает курьером. Время от времени он видит рядом с людьми загадочных неведомых животных. Что бы это значило? Сам по себе рассказ довольно прост, да и хоррорного в нём не так уж много. Но идея животных, а также разгадка основного зла рассказа показались мне интересными.

• О. Савощик, «Грация». Сара всегда страдала от своей полноты. Из-за этого не ладилась личная жизнь, и мучили психологические проблемы. Но однажды она встречает обаятельного парня Рому, которого друзья прозвали Рубенсом. Казалось бы, вот оно счастье, ведь Рома её искренне любит. Казалось бы… Хороший психологический триллер с ироничным финалом.

• К. Крестовски, «Мутная вода». Тоня страдает мизофобией, что в её ситуации весьма кстати. В мире случился апокалипсис из-за странной мутной воды, а страх Тони перед всем загрязнённым помог ей выжить. Вот только что ей делать дальше? На улицу выйти нельзя, город накрыла мутная вода. Других выживших Тоня не видит, весь её мир ограничен родной девятиэтажкой, да и та потихоньку погружается под воду. Хорошая постапокалиптика, напоминающая рассказ Владимира Венгловского «Надежд разбитых груз» и трилогию Питера Уоттса «Рифтеры». В наличии интересное фантдопущение, необычная главная героиня и хорошо выстроенный сюжет.

• Я. Демидович, «Щукин сын». Любопытная вариация сказки «По щучьему веленью». Читается бодро, героем сопереживаешь, в конце, правда, остаётся чувство, что чего-то в рассказе не хватает.

Теперь пара слов про заслуженные «восьмёрки»:

• М Кабир, «Курьи ножки». Женя в детстве видел странное телешоу, региональный аналог «Спокойной ночи малыши». Называлось то шоу «Курьи ножки» и выглядело так: кукольные леший Лёша, Баба-яга и Вий решали всякие проблемы, демонстрируя юным зрителям необходимый воспитательный момент. Временами к ним ещё заходили друзья, или они зачитывали письма. Вот только Женьке всегда было от передачи не по себе. Но время шло, мальчик вырос и внезапно обнаружил, что из его окружения о передаче никто толком не помнит, а «Курьи ножки», между тем, хранят жуткие секреты. Хороший ужастик, основанный на крипипасте о Бухте Кэндл. С похожей идеей был первый сезон «Нулевого канала», но рассказ лаконичнее, да и атмосфернее.

• А. Фролов, «Всадница». Тот случай, когда рассказ лучше читать вообще ничего не зная о сюжете. История короткая, несколько обрывочная, но впечатляющая.

• Е. Щетинина, Н. Волочаевская, «Плоть-трава». У Олега из пальца вырос укроп. Звучит смешно, пока не начинаешь читать с какими мучениями Олег этот укроп из своей плоти вырывает… А потом зелень вырастает из десны… В общем, не рассказ, а огородный боди-хоррор с мерзкими сценами, необычным сверхъестественным элементом и запоминающейся концовкой.

• Г. Шендеров, «Зла немерено». Олег Дыбов, по прозвищу Дыба, был криминальным авторитетом. Однажды он решил наехать на одного гипнотизёра… Текст хороший, образный, персонажи – живые, а сюжет держит в напряжении, хоть и несколько предсказуем.

• Ю. Лихачёва, «Голодуша». Ваня с прабабушкой живёт в маленькой деревеньке. Так получилось. Мама оставила его здесь до тех пор, пока не устроится на новом месте, да видно так и не устроилась. Или предпочла забыть о сыне. И вот зима, вокруг ни душа, только правнук с прабабушкой ведут хозяйство. И очень Ваня боится, что к ним нагрянет Голодуша... Отличный деревенский хоррор, написанный прекрасным языком, рассказывающий крайне напряжённую историю про очень живых персонажей. Поставил восьмёрку только потому, что это тот редкий случай, когда хотелось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хэппи энда.

• Е. Щетинина, «Мальчик-Обжора». Компания друзей в детстве призывает Мальчика-Обжору. Тот съедает всё, что ему предложат, всё неугодное, испорченное, ненужное. С тех пор Мальчик-Обжора становится их секретом и верным средством от всего, что мешает жить. Рассказ балансирует на грани между мистическим и криминальным триллером, уверенно выступая на поле Грега Гифьюна. Читается легко, впечатление лишь слегка портит предсказуемый финал.

В целом, книга понравилась, ждал её не зря. Теперь можно переключаться в режим ожидания «Самой страшной книги 2023».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В процессе знакомства с очередным ежегодником ССК долго был уверен, что поставлю сборнику 9, а то и все 10 баллов. Чтение шло как по маслу, один рассказ радовал больше другого. К сожалению, под конец ССК 2022 клюнуло носом, выдав несколько слабеньких рассказов, а один и вовсе шлаковый. Жаль, но придется ограничиться восьмеркой...

Максим Кабир «Курьи ножки». Как нередко бывает в серии ССК, под дурашливым названием скрывается мрачный и жутковатый рассказец. Кабир подводит редко, и данный рассказ о криповой детской передаче меня безусловно порадовал.

Анатолий Уманский «Алая печать». Уманский любит жестить, бескровных хорроров в его творчестве я не припомню. Вот и в «Алой печати» хватает жести, включая совсем уж лютую участь для жертв древних богов (есть вещи намного хуже, чем смерть, и здесь тот самый случай). Ужасы Второй мировой войны сталкиваются с лавкрафтовскими ужасами, люди снова демонстрируют всю низость и чудовищность своей натуры, а в финале припасен интересный твист. Были у Уманского истории и посильнее, тем не менее и «Алая печать» впечатляет.

Дмитрий Карманов «Зубы Ватерлоо». Этот автор вроде не печатался раньше в ССК. Если так, поздравляю с настолько удачным дебютом. Хоть рассказ и не совсем хоррор в полном понимании этого слова — мне почему-то напомнил жестокие, но сугубо реалистичные истории Амброза Бирса. Пускай! Он чертовски увлекательный, заставил поволноваться, и мне не хотелось, чтобы рассказ заканчивался. Главгерой здесь, конечно, трус, но не хочется его осуждать — все равно сопереживал этому бедолаге. Карманов молодец.

Агния Романова «Во имя воды». Вода разозлилась на людишек и решила им отомстить... Интересно, что в сборнике это не единственный рассказ про плохую воду, к финалу встретится ещё один. Что до творения Романовой — недурно, прочитал с интересом, но на фоне трех предыдущих историй этот рассказ кажется проходным.

Оксана Росса «Кровавик-камень». Серию ССК, бывает, упрекают за обилие деревенского хоррора, да и я порой от него устаю. Но всё зависит от подачи. «Кровавик-камень» как-то сразу заинтриговал и держал в напряжении до самого финала, где заставил сочувствовать антагонисту — злодею из серии «вам легко осуждать...». Такой деревенский хоррор мне определённо по душе.

Александр Дедов «Аист свободен». Тёмное фэнтези про трудный быт монахов-убийц. Отсутствуют положительные герои, присутствуют жестокие и мерзкие сцены (как вам поедание монахами собственных пенисов?). Я не любитель подобного поджанра, но написано качественно, не могу не признать. Перечитывать не буду.

Сергей Возный «Бесова капуста». Исторический рассказ про жестокость людскую. Вновь не совсем хоррор, хотя кровавые сцены присутствуют, а финальная схватка заставила напрячься. Претензий не имею, очень качественный рассказ. Беру автора на заметку. И спасибо за упоминания Луи Буссенара, в детстве был для меня писателем номер один.

Елена Щетинина, Наталья Волочаевская «Плоть-трава». Растительный боди-хоррор, из которого можно было бы состряпать и роман, потому что достаточно масштабная история. Один из моих фаворитов сборника — и мерзко (в самом хорошем смысле этого слова), и сопереживательно.

Елена Арифуллина «Фантики». Хороший рассказ. Трогательный, тёплый... и совершенно не для «Самой страшной книги». Все равно что среди разномастных фильмов ужасов вдруг встретить «Могилу светлячков». Серьёзно, даже «Яр» Ветловской, хоть и был военной драмой, но эффект производил вполне хоррорный, а вот «Фантики» направлены чисто на то, чтобы растрогать. Повторюсь, рассказ мне понравился, но он не для ССК.

Александр Матюхин «Рутина». Как сделать так, чтобы серая жизнь вдруг заиграла красками? Надо заглянуть в лицо смерти. Такой идеи (сродни больным идеям Джона Крамера) придерживается главный герой и пытается «помочь» окружающим — самыми экстремальными способами. Приятный рассказ, но Матюхин может и лучше.

Андрей Фролов «Всадница». А вот и первый рассказ, о который я споткнулся. Истинный сюр и рай для футфетишистов, потому что главгерой обожает, когда подруга ставит ему свои ноги на плечи. Обожает, потом оказывается в заснеженном лесу и замерзает, потом оказывается в бане, где подруга снова ставит ему ноги на плечи, потом... В общем, невнятица. Первый рассказ сборника, который совсем не понравился.

Оксана Ветловская «Утренник». Рассказ про жестокую шуточку двух парней над лохушкой-одноклассницей — шуточку, последствия которой обещают быть куда серьёзней, чем ожидали два лоботряса. Очередной отличный рассказ от автора, которая редко подводит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И очень хотелось бы почитать, что было дальше — сердце подсказывает, что хэппи-энд здесь только кажущийся, такое не проходит бесследно.

Герман Шендеров «Зла немерено». С одной стороны, хорошо написанная история и читать её интересно (хорроры о проклятиях мне всегда читать интересно, беспроигрышная тема). А с другой стороны, концовка... Она не только «Ключом от всех дверей отдаёт», еще в ССК 2014 было целых три рассказа с аналогичным финалом! Все-таки Герман может и лучше.

Юлия Лихачева «Голодуша». Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я... Это про автора, которая в ССК 2020 отметилась слабым рассказом «Аномалия», но в этот раз взяла и выдала один из лучших рассказов антологии. По-настоящему жуткий и заставляющий волноваться за беззащитных перед нагрянувшим злом героев (одна дряхлая старушка, другой маленький мальчик — сами понимаете, как велики их шансы на победу...). На мой взгляд, можно было обойтись и без мистики — чтобы зло, как в «Куджо», сначала было воображаемым страхом ребёнка, а после воплотилось в действительность с неожиданной, однако рациональной стороны. Но это так, мелкая придирочка. Все равно получилось здорово.

Мария Анфилофьева «Курьер». Этот рассказ не оставил ровным счётом никаких впечатлений.

Дмитрий Тихонов «Тени Старших». Жутковатая сказка про солдата, потерявшего собственную тень и столкнувшегося с ведьмой. Напиши такое дебютант, я бы похвалил рассказ, но от такого мастера, как Тихонов, ожидаешь большего.

Елена Щетинина «Мальчик-Обжора». Щетинина тоже подводит редко. Не подвела и здесь. Сначала идёт городская байка про некое существо — Мальчика-Обжору — который может съесть всё плохое и ненужное. В хоррор история трансформируется не сразу, но подождите, всё будет. А финальный выверт делает эту историю ещё страшнее. Елена Щетинина определённо молодец.

Олег Савощик «Грация». Чокнутый художник откармливает толстуху до истинно слоновьих габаритов, чтобы нарисовать портрет. Совсем не понравилось — хоррора нет, закос под чёрную комедию не забавен. Правда, рассказ неплохо лишает аппетита.

Алексей Искров «Глубина». Не хочется быть предвзятым, но кажется, у меня появился кандидат на звание «худший автор ССК». Алексей Искров ранее отметился в ССК 2018 халтурной историей «За звездным океаном». Жаль, но с «Глубиной» приятного сюрприза не вышло, никакого прогресса в творчестве не наблюдается. Искров выдал лютый трэш, уровня каких-нибудь «Рыцарей ада». Да-да, читается это ровно так же, а неуклюжие попытки пошутить («Я пидорас». «А я Юрий Иваныч. Вот и познакомились») не вызывают ничего, кроме фэйспалма. Может, в будущем Искров и выдаст качественный текст, но пока всё весьма прискорбно.

Ки Кристовски «Мутная вода». Еще один рассказ, из которого можно было и роман состряпать. И вторая история в сборнике на тему плохой воды, решившей погубить человечество. Только в «Во имя воды» вода хотела затопить людей, а здесь травит их изнутри. Довольно оригинальный апокалипсис, хотя чего-то рассказу не хватило. Концовка ещё отдаёт «Мороком над Инсмутом». Но в целом недурно, тем более на фоне предыдущего «шедевра».

Дмитрий Козлов «Горная болезнь». История про спивающегося альпиниста, который отправляется в неизведанное место, чтобы увидеть призрак своей умершей жены. Всё вполне предсказуемо, хотя в финале автор пытался удивить. Вообще, Козлов явно не мой автор — пишет качественно, но вот читать скучно.

Яна Демидович «Щукин сын». И закрывает сборник хоррор-версия сказки «По щучьему велению». Признаться, после нескольких предыдущих рассказов я что-то приуныл, да и текущий рейтинг «Щукиного сына» на Фантлабе не сулил шедевра. Шедевра и не получилось, получилась просто добротная вещь со второй беспроигрышной для меня темой — нехорошим исполнителем желаний. Понравилось, и для закрывашки сборника рассказ годится.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая страшная книга 2022

Краткий обзор антологии.

Место-время-чего бояться-впечатления.

Максим Кабир. Курьи ножки. Российская провинция: настоящее время с флешбэками в восьмидесятые; проклятые местечковые «Спокойной ночи, малыши». Атмосферно, жутко, мастерски.

Анатолий Уманский. Алая печать. Германия и Египет; лето 1945-го с флэшбеками в первую половину двадцатого века и времена Второй Мировой; запретное знание и Чёрный Человек. Прекрасная современная вариация на тему Мифоса Лавкрафта.

Дмитрий Карманов. Зубы Ватерлоо. Первая четверть девятнадцатого века — примерно десятилетний период от Сражения при Ватерлоо до 1825-го года. Европа, Британия, Ирландия. Нет человека страшнее мстящего аристократа, стоматолога любителя. Гримдарк-дентоторче хистори. Предельно мрачный и натуралистичный исторический рассказ на тему стоматологических пыток. И я, до сих пор боящийся дантистов, всё-таки прочитал рассказ. Несмотря на максимально красочные описания бесчеловечных процедур стоматологии начала девятнадцатого века.

«Стрелок Шарп» без прикрас и лоска. История слабовольного неудачника.

Агни Романова. Во имя воды. Провинция, современность. Опасаться мстительной и злопамятной воды и директоров-фанатиков. Немного сумбурно и безыскусно по части саспенса, но это компенсируется любопытной концовкой.

Оксана Росса. Кровавик-камень. Деревня, наши дни, идолище поганое. Очередное «лето мальчишки» и кантри-хоррор, то есть ужастик на деревенском материале.

Александр Дедов. Аист свободен условное средневековье в сеттинге под Восточную Европу. Изуверские Ордена монахов-ассасинов. Очень неожиданно встретить фэнтези в хоррор-сборнике. Свежо.

Сергей Возный. Бесова капуста. Юг России, затем Москва. Гражданская Война. Чего бояться — зверя в человеке. Отличная вещь, достойная войти в расширенный индекс произведений о Гражданской Войне.

Елена Щетинина, Наталья Волочаевская. Плоть-трава. Начало Великой отечественной — наши дни; приграничная территория. Бояться родовых проклятий и злобной травы. Потрясающее мастерство рассказчиц.

Елена Арифуллина. Фантики. Ленинградская квартира; 1942-2006-2016 годы. Бояться — только расчеловечивающего голода. Трогательная хроноопера в блокадных декорациях.

Александр Матюхин. Рутина. Современный мегаполис; наше время. Бояться — рутины и маньячил. Очень хорошо переданы причины и ощущения возникновения «офисной» рутины. «Бойцовский клуб» встречает «Коллекционера».

Андрей Фролов. Всадница. Тайга, наши дни. Бояться — жены-всадницы же, чтоб не спойлерить. Потрясающий, невероятно мастерский рассказ-парафраз одного известного сюжета известной сказки!

Оксана Ветловская. Утренник Девяностые, Россия, школа, буллинг. Взросление в декорациях «Красной пленки».

Герман Шендеров. Зла немерено. Тула, девяностые. Кого бояться: жутких скособоченных бабок и гипнотизёров-учеников Кашпировского.

Юлия Лихачёва. Голодуша. Девяностые, отдаленная, отрезанная снегом от цивилизации деревушка. Беглый зека хуже любого монстра из страшилок. Атмосферно

Мария Анфилофьева. Курьер. Ещё один рассказ, берущий атмосферой и вызывающий сочувствие к главному герою. Современность, мегаполис, гастарбайтеры. Бояться — тяжёлой жизни и давалп-фамильяров.

Дмитрий Тихонов. Тени Старших. Российская Иперия, наполеоновские войны. Солдатская сказка + лавкрафтиана. Бояться теней, ведьм и Люциферовых ламп.

Елена Щетинина. Мальчик-Обжора

Провинция, девяностые, школьники. То ли Оно местного разлива, то ди игры сознания. Бояться демонов, сидящих унутрях.

Олег Савощик. Грация

Наши дни, рестораны и дачи. Отличный триллер! Бояться скрытых маньяков, любящих женщин попышнее.

Алексей Искров. Глубина

Современность, геи, злоба. Западная гоэтика против славянского братания с чертями. Бояться действительно жуткой нечисти и озлобленных людей.

Ки Крестовски. Мутная вода. Наше время, конец света от Мутной Воды. Проклятие-спасение отшельничество, мизофобия и травмы детства. Бояться мутной воды и прочих микробов

Дмитрий Козлов. Горная болезнь. Альпинист-хоррор. Наше время, горы Тибета. И опять самый страшный — человек, а не инопланетная слизь. Помесь «Мерзости» Симмонса с «Кладбищем домашних животных» Кинга и историей Агасфера. Бояться? Не стоит.

Яна Демидович. Щукин сын. Самара. Нулевые и двадцатые. Бояться жутких щук, выборочно исполняющих желания.

Шикарная антология русского хоррора. Всем рекомендую.

Чуть более развернутые отзывы есть в карточках рассказов.

10(ИНТЕРЕСНО)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник серии ССК самый большой по количеству контента. Двадцать два рассказа, причем большинство из них — не меньше повести. На мой взгляд, количество в качество не перешло, хотя интересных как по идее, так и исполнению текстов немало. Но отнюдь не все.

Реально хоррорных рассказов, то есть, когда обыденная ситуация внезапно оборачивается абстрактным ужасом здесь немного. «Зла немеряно», «Голодуша» — в целом, «Зубы Ватерлоо», «Рутина» — на физиологическом уровне для особо впечатлительных. Остальные — все таки мистика, пусть и качественно сделанная — «Курьи ножки», либо просто сказки (фэнтези) для взрослых и не совсем, с мерзостями, или драматизмом, или вообще сюрреализм — большинство остальных рассказов-повестей.

Безотносительно жанра лучшие вещи книги, по литературному качеству, по моим впечатлениям, это рассказы Максима Кабира и Германа Шендерова.

Как вывод: хороший вариант для любителей почитать чего-нибудь эдакого, в плане «сказки на ночь», с широким диапазоном оттенков, и отнюдь не только серого:).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх