fantlab ru

Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
1292
Моя оценка:
-

подробнее

Этюд в изумрудных тонах

A Study In Emerald

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 168
Аннотация:

Конец XIX века, Лондон, Англия. Повествование в рассказе ведётся от имени отставного военного, воевавшего в Афганистане. Он знакомится с человеком, который, как наш рассказчик через некоторое время узнаёт, является известным частным детективом. Вместе они снимают комнаты на Бейкер-стрит. Друг нашего рассказчика постоянно принимает странных посетителей, поражает рассказчика своей проницательностью. Однажды к другу рассказчика обращается инспектор Лестрейд из Скотланд-Ярда за помощью в расследовании одного весьма запутанного и деликатного дела. Вместе с инспектором Лестрейдом наши герои отправляются на место преступления, где перед ними встаёт страшная картина преступления: распоротое тело, загадочная надпись, сделанная кровью жертвы на стене.

Данный рассказ Нил Гейман написал для тематической антологии «Тени над Бейкер-стрит», вышедшей в 2003 году в США, в которой Шерлок Холмс и его верный товарищ Доктор Ватсон, созданные воображением Артура Конан-Дойля, сталкиваются с чудесами и загадками мифов Ктулху Говарда Филлипса Лавкрафта, считающегося основоположником современного жанра ужасов. Как Конан-Дойл, так и Лавкрафт оставили после себя подробно описанный мир, которые в дальнейшем неоднократно расширялись и дописывались другими авторами. И вот, наконец, в этой антологии эти миры встретились.

© SeaBreeze, http://www.outzone.ru
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

впервые в антологии «Shadows Over Baker Street», 2003


Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Shadows Over Baker Street», 2003 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Shadows Over Baker Street», 2003 г.

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Череп Шерлока Холмса», 2006 г.

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Антологии и сборники  >  антологию «Невероятные расследования Шерлока Холмса», 2009 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «New Cthulhu: The Recent Weird», 2011 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2004 // Рассказ

лауреат
Локус / Locus Award, 2004 // Короткая повесть

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Зарубежный рассказ года

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第37回 (2006) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези
2005 г.
Череп Шерлока Холмса
2006 г.
Хрупкие вещи
2008 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Невероятные расследования Шерлока Холмса
2013 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи
2017 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 9, сентябрь 2005
2005 г.
ФантАstika 2008
2009 г.
(болгарский)

Самиздат и фэнзины:

Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.
Путешествия Шерлока Холмса. Том 3
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Shadows Over Baker Street
2003 г.
(английский)
Science Fiction: The Best of 2003
2004 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy and Horror: Seventeenth Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Improbable Adventures of Sherlock Holmes
2009 г.
(английский)
New Cthulhu: The Recent Weird
2011 г.
(английский)
Щось крихке: Оповідки й дивовижі
2020 г.
(украинский)
The Neil Gaiman Reader: Selected Fiction
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

*растерянно*

камрадес!!! я что-то почитала комменты и поражена! неужели никто не увидел, что не только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мориарти ловит Холмса
, но и раненый в Афгане англичанин —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— не доктор, а офицер! Я так подозреваю, что это Моран... Он был в плену, его пытали, наконец, его зовут Себастьян!

Гейман вывернул наизнанку не половину истории, но всю ее, до последнего шва, пятна на стене идут негативом, Князь Мира сего правит открыто, на троне Великобритании — НЕЧТО, и долг разумного человека гонит его вовсе не в государственные структуры...

Партизанский рассказ. Во многих смыслах.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо лаборанту, порекомендовавшему мне этот рассказ. Я без особого восторга отношусь и к стимпанку, и к произведениям о прошлом (любого периода — всегда охотнее прочту о настоящем или будущем, нежели о времени, когда автор не жил), и к сочинениям по мотивам чужих литературных миров. Но тут мне попалась настоящая жемчужина.

Гейман не только сплетает вместе лавкрафтовские мотивы и героев Конан Дойля, но добавляет к магической обстановке все сюжеты того времени, реальные и вымышленные: Джек Потрошитель, Виктор Франкенштейн, Дракула — и мир под багровой луной предстает во всем его пугающем величии.

С приятным страхом представляешь себе, каково жить «почти так же», но под властью Великих Древних. Восторг перед непобедимыми правителями кажется всеобщим, а установленный ими порядок — незыблемым, но не таковы люди, чтобы вечно мириться с ролью послушного стада. «Человечество должно само выбирать свою судьбу» — вот о чем, на самом деле, рассказ. В свое время уже сошла на нет власть Церкви (Средневековье, кстати, длилось примерно столько же, сколько правление Древних в рассказе...), и мир Геймана явно ждут новые времена.

В кои-то веки встречается неожиданный взгляд на российские события 1917-го года: не слезы по трагической гибели венценосных мучеников, а мнение, что это было началом освобождения человечества. И привычный Шерлок Холмс — циник, помаленьку пользующийся «расширителями сознания», — превращается в героя, лично сражающегося со Злом. Не говорю уже о том, как мастерски автор запудрил мозги с личностью рассказчика и его друга.

Чудесный рассказ, в котором загадочный и опасный Лондон, знакомый по книгам Конан Дойля, приобретает новое измерение благодаря соединению с мирами Лавкрафта.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта весьма забавная и изящная вещица была первым произведением Нила Геймана, с которого и началось мое знакомство с ним. Я просто в восторге. Я консервативна в выборе книг, и знакомиться с творчеством Геймана стала не без опаски. Но сестра очень рекомендовала и я не утерпела, чему теперь несказанно рада. Перечитывала трижды и каждый раз оно меня просто завораживало.

Какой здесь живой и объемный язык, как чудесно воплощен стиль писателя, его тонкая ирония, столь характерная всем его книгам. Как он вплетает в мир Лавкрафта образы и события шерлокианы, и какими новыми красками заиграла история, поданная под таким соусом. Белиссимо! Завораживающий в своей загадочности Лондон, непревзойденный в своей дедукции Шерлок, недремлющее зло, а атмосфера — такая темная, гнетущая, мрачная, такая выпуклая, что ее буквально ощущаешь кожей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Огромное спасибо Нилу Гейману за один из самых нестандартных и начисто лишенных всех присущих этому жанру штампов, великолепный образчик ктулхианы!. Хотя поначалу вроде все происходящее выглядит более менее нормально, почти не выбиваясь из обыденной колеи, затем появляются отдельные непонятные фрагменты текста. Потом таких странностей становится все больше и больше. А затем все вмиг проясняется: наконец-то твари Лавкрафта ожили и восторжествовали! Меня, заядлого лавкрафтомана, просто заворожила та сцена в театре, когда шел спектакль о приходе древних. Несмотря на то, что рассказывается об этом опосредованно, через описание театральной постановки, сама атмосфера, весь ужас пришествия властителей древности переданы так живо, что буквально видишь его воочию и поражаешься чудовищности и грандиозности этого события.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединяюсь ко всем похвальным отзывам!

Рассказ, в-первую очередь, прекрасно написан. Я словно опять окунулся в юношеские годы, когда зачитывался Конан Дойлем. Гейману удалось бесподобным образом передать те ощущения — мрачности, грязи, человеческого порока, и в тоже время джентльменства и предельного рационализма и логики — именно так присущим атмосфере концу 19 века и рассказам о Шерлоке Холмсе. И плюс ко всему, Гейман сумел очень органично вписать сюда иррациональный, экзистенциональный привкус бредового ужаса, так пронизывающий все творчество Лафкрафта. В итоге получилась восхитительная картина. Хотя скорее правильно — не картина, а именно этюд. Легкий набросок, от которого мороз по коже, и который дает нам почувствовать больше, чем многостраничные страшилки.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительная, провокационная и остроумная шерлокиана. Да еще со щедрой порцией лавкрафтовщины... Интеллектуальная вкуснотища.

Наверно можно сказать шедевр в своем роде...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный рассказ: с невероятной атмосферой, интригующей завязкой, интересным развитием событий и, самое главное, феноменальной концовкой. Странные люди, которые считают себя обманутыми — концовка настолько мощная, что каждого читателя, кто взялся за это творение призываю дочитать «Этюд в изумрудных тонах» до конца и оставить свой отзыв. Только обязательно дочитайте, проникнитесь...

Очень близко к шедевру, если бы не такая «интимно» близкая схожесть с классикой, хотя и это может быть большим плюсом для любителей Конан Дойля и Лавкрафта. Знаю, что некоторых это отталкивает, копия почти всегда хуже оригинала, но рассказ Нила Геймана приятное исключение из правил. Читать всем!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В данном рассказе Гейману, на мой взгляд, удалось очень органично объединить два, казалось бы, совершенно не похожих друг на друга мира: совершенно реалистичный, основанный на логике и рационализме мир Шерлока Холмса и совершенно запредельный, мистический и ирреальный мир произведений Г. Ф. Лавкрафта. Наверное, у другого автора подобное смешение миров вызвало бы недоумение, но у Геймана все получилось абсолютно органично, логично и сбалансировано. В результате получился очень необычный, по-своему оригинальный мир, приправленный интригующим сюжетом, который не на секунду не позволяет от себя оторваться. Венчается же рассказ очень неожиданной концовкой, предположить которую заранее очень сложно. В результате — еще один потрясающий рассказ от Геймана.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящее хулиганство от литературы! Гейман вешликолепен как рассказчик коротких историй и здесь он не подвел сам себя. Рассказ завораживает смесью двух совершенно несовместимых стилей — Лавкрафта, с его пространными описаниями неведомого, и Дойля, с его четкой логикой, рублеными фразами и свойственной лишь ему одному атмосферой детектива. Особенно понравился момент, где Королева описывалась подобно одному из чудовищ Лавкрафта. НА самом деле Сборник «Хрупкие вещи» и состоит из подобных этому рассказу тонких и эфемерных вещей, которые нет смысла раскапывать слишком глубоко. Нужно лишь наслаждаться их тонким звоном...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третье место в списке лучших новелетт 21-го века по версии Локуса.

В активе — Хьюго, Локус, польский SFInks, номинация на Сэйун.

Геймана я не очень. «Американских богов» очень, а вот малую прозу и большинство других крупных вещей не очень.

Посмотрим, что он расскажет нам о Великом Сыщике.

Лавкрафтиана+шерлокиана. Оценка должна быть не меньше двадцати по десятибалльной шкале.

Каждая главка повести предваряется текстом рекламного объявления. Реклама аппарата Виктора фон Ф. с электрическими флюидами для возвращения жизни органам; порошок Генри Джекилла от душевного запора и освобождения внутреннего «ты»; профессиональное кровеотсасывание от Вл. Цепеша и ателье Джек'с в Ист-Энде, где распарывают, подгоняют и отрезают. Стильно и весело.

Альтернативная история. Семьсот лет назад Древние Лавкрафта победили: ««бывшие», чье пришествие было предсказано, они возвращаются к нам из Р’лайха, с сумеречной Каркосы, с плато Ленг, где они спали, ожидали или иным способом проводили время, пока оставались мертвы.» Теперь они правят Землёй, основав королевские династии.

Естественно, не все этим довольны. Есть повстанческое подполье, которое хочет вернуть человечеству его судьбу и свободу воли.

Детектив-консультант и его друг — врач и бывший военный, расследуют убийство одного из немецкой королевской семьи. Распотрошили, ихором написали на стене «месть».

Аудиенция у нечеловеческой Виктории-Глорианы впечатляет. Гейман нарочно не описывает внешний вид венценосных монстров, оставляя это читательскому воображению. Ради справедливости стоит отметить, что Гейман не первый превращает королеву Викторию непонятно в кого — до Нила был Пол Ди Филиппо.

Дедукция, выход на исполнителей расправы и неожиданно-одижаемый твист в конце. Потрясающе!

Геймана можно читать, когда он не объясняет в предисловиях свои рассказы, и когда на первый план выходит сюжет, а не попытка создать какую-либо атмосферу.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Многого жду и от остальных вещей сборника «Невероятные расследования Шерлока Холмса».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это краткий пересказ «Этюда в багровых тонах» человеком, начитавшегося перед этим Лавкрафта. В большинстве фраз чувствуется почерк двух бессмертных классиков, но все же гораздо ощутимее веет здесь Гейманом, и это правильно, ведь это его рассказ.

Что ж, похоже, автор блестяще сумел доказать новую литературную формулу — «Дойль + Лавкрафт = Гейман».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все великолепно. Гейман — это Гейман... Прочитал первый рассказ и отложил сборник в сторонку, читать его буду медленно, по одному-два рассказа в день, точнее в ночь... Буду смаковать. За «Этюд» — 10 баллов

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе нет каких-то глобальных идей, у него другая задача — напугать, удивить, заставить читать его открыв рот. Гейман непревзойденный мастер и стилист, но главное в его рассказах — это то потрясающее ощущение волшебства, притчи и сказки, которое позволяет читателю вспомнить, что литература создана не для развлечения. А для чего то большего...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литературная игра высочайшего уровня. Особый шарм этюду придают «рекламные объявления» вначале главок. Очередной шедевр мастера.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гейману удалась очень изящная стилизация, и это притом что ему удалось совместить двух, не очень совместимых, авторов. Основном упор делается на мир А. Конан Долля, но в него удачно вписались мистические мотивы Лафкрафта. Помимо этого, в рассказ вплетены герои других произведений, относящихся в описываемому периоду. И вписаны они очень органично, да и мир основных авторов тоже немного повернут и смещены акценты.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх