Термин Театр

Термин «Театр»

Синонимы:
Актеры; Опера

Жизнь — театр. Люди в нём — актёры,

И каждый не одну играет роль.

У. Шекспир. «Венецианский купец»


Рисунок С. Ивченко

У слова «театр» имеется два значения. С одной стороны, это вид искусства, а с другой — его «материальная часть» — здания, где на сцене и вне оной работают актёры, режиссёры, осветители и прочие специалисты, без которых данный вид искусства немыслим или невыразителен.

Первобытные охотники разыгрывали ритуальные действа, в которых соответствующие «роли» обозначались заранее раскраской тел или облачением в шкуру животного. Постепенно образы действующих лиц становились всё более условными, а их действа усложнялись. Так родился театр, а его родиной считают Древнюю Грецию. Многое у присутствующих в театре эллинов было основано на разных допущениях и воображении самих зрителей. Например, если античный драматург не знал, как перейти к развязке, то на сцене с помощью механического устройства появлялся «бог из машины», усилиями которого интрига и разрешалась. Ну, чем всё это не зарождение первичных элементов фантастики! Но и в сюжетах самых ранних постановок уже стало находиться место для вымысла благодаря вольнодумству Аристофана.

А теперь сместимся по оси времени далеко вперёд. Фантасты не отказывают театру в его будущем существовании. Некоторые из них даже расширяют этот вид искусства до космических масштабов. Взять хотя бы для примера досадный скандал, виновником которого стал Ийон Тихий во время театрального представления на чужой планете. Знаменитому звездопроходцу не хватило терпения и деликатности, чтобы разобраться в главной особенности местной культуры, вынесенной и на сценические подмостки. Следствием стало скандальное выдворение землянина из театра прямо во время кульминации представления (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

В романе А. Богданова «Красная звезда» театральные действа хорошо знакомы марсианским гуманоидам. Посетив местный театр, наш соотечественник Леонид не мог отделаться от странного чувства: «Сюжеты были просты, игра превосходна, а жизнь осталась далёкой».


Иногда фантасты не могут представить себе театр будущего без каких-то технических «наворотов», якобы позволяющих лучше понимать замыслы сценаристов и постановщиков. При этом не у дел оказываются живые актёры, которых заменяют, например, на голографические изображения (Н. Спинрад. «Русская весна») По сути, театральные актёры превращаются в киноартистов, единожды отсняв каждую из своих ролей. Но и этого не приходится делать, если задействована дистанционно управляемая «болванка», которой можно придать любые желаемые внешние черты (Ф. Пол. «Век нерешительности»). Так появляется видеопластика, а профессиональные драматурги осваивают новые технологии, многократно «прогоняют» придуманные ситуации и мысленно управляют поведением героев (Р. Бахтамов. «Там, за чертой горизонта»; П. Амнуэль. «Летящий орёл»). Что остаётся делать в таких условиях несчастным «лицедеям»? Только разве что ждать существенного сбоя техники, чтобы ненадолго выйти ей на подмену. Или на возвращение «традиционного спроса» основной массы театралов.

Ещё один обнадёживающий вариант обозначен в расказе Кейдж Бейкер «Мальстрем». Трудно рассчитывать, что в среде первопоселенцев на Марсе окажется хотя бы десяток профессиональных актёров. Иное дело любители, чей энтузиазм и первый опыт постановки спектакля был воспринят на ура отвыкшими от таких зрелищ колонистами.

В конкурентной борьбе с техническими новинками живым актёрам приходится надеяться на искусственное воздействие на их внутренний духовный и эмоциональный мир. Благодаря специалистам по такому воздействию люди на сцене полностью вживаются в свои роли (И. Бида. «Псевдоталант Сергея Пересыпкина»). Ставка на неполную предсказуемость сюжета лежит в основе принципа формирования актёрского мастерства и реализуется в рассказе Л. Киллоу «Веритэ-драма». Исполнители знают только в общих чертах биографии действующих лиц и самые начальные сцены спектаклей. А далее, перевоплощаясь в требуемый образ, человек временно утрачивает собственную индивидуальность и ведёт себя на сцене, совершенно отрешившись от своих настоящих проблем, надежд и помыслов. В таком театре не может быть двух одинаковых спектаклей.

Судьба театрального искусства не обходится без труднообъяснимых феноменов. В рассказе К. Саймака «Театр теней» учёные, длительное время работающие над какими-то секретными проектами на тщательно охраняемом астероиде, придумали для себя развлечение, помогающее сохранить рассудок и чувство юмора. Этой забавой оказался самодеятельный театр. Управляемые голограммы подверглись воздействию неизвестных факторов и вдруг зажили собственной жизнью.


Фрагмент спектакля «Октавия. Трепанация»

Веское слово по поводу своего места в земной культуре и избегания профанации искусства получило возможность высказать материализованное воплощение всего театра вообще. В повести М. и С. Дяченко «Кон» именно оно отбирает для постановок только те работы драматургов, какие, по его мнению, того заслуживают.

С фантастическим размахом искусство театра развернулось в повести В. Генкина и А. Кацуры «Лекарство для Люс». Вся наша планета в будущем, навсегда освобождается от демографического взрыва. Самая вероятная причина — успешное развитие космической экспансии. Земля не только целиком предоставлена детям и подросткам, но и превращена в единую сценическую площадку. Здесь постоянно ставятся красочные и масштабные инсценировки тех исторических событий, что некогда происходили или предположительно происходили в истории человечества. Актёрами поголовно становятся все. Таким образом, не только «науки юношей питают», а «важнейшим из искусств» становится театр…

Театр и фантастика пересекаются и в иной плоскости. Судя по количеству пьес с необыкновенной тематикой, впору говорить о фантастической драматургии. Иногда создаются сюрреалистические пьесы, среди авторов которых известны Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, Ф. Аррабаль, Г. Пинтер, С. Мрожек, В. Аксёнов. Но это, как говорится, на любителя. С. Лем назвал, скажем так, очень схожее направление «околёсной драмой».


© Р.Ю. Масленников



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Циклы произведений

  •   Starship Troupers [бродячая театральная труппа переезжает с планеты на планету] // Автор: Кристофер Сташефф  
10.00 (1)
-

Романы-эпопеи

8.16 (339)
-
20 отз.

Романы

  •   Янки из Коннектикута при дворе короля Артура / A Connecticut Yankee in King Arthur's Court  [= Янки при дворе короля Артура] (1889) [янки, используя свои знания о времени наступления солнечного затмения, притворяется великим волшебником, способным погасить солнце, и при помощи этой театральной постановки, свергает королевского чародея Мерлина] // Автор: Марк Твен  
8.38 (1693)
-
40 отз.
  •   Красная звезда (1908) [театральные действа хорошо знакомы марсианским гуманоидам] // Автор: Александр Богданов  
6.96 (164)
-
9 отз.
  •   Вторая Академия / Second Foundation  [= Второе Основание; Второй фонд; Дублёры; В поисках второй Академии; Второе Установление] (1953) [Центральный театр — самый большой в галактике — находится на планете Калган] // Автор: Айзек Азимов  
8.59 (3749)
-
46 отз.
  •   Роман одного открытия  [= Роман за едно откритие] (1956) [искусственное формирование артистических способностей] // Автор: Здравко Василев Сребров  
4.50 (2)
-
  •   Двойник / Double Star  [= Дублёр; Мастер перевоплощений; Двойная звезда; Звёздный двойник] (1956) [неудачливый актер нанимается, чтобы выдавать себя за важного марсианского политика и в конечном итоге занимает его место навсегда] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.37 (2340)
-
80 отз.
6.94 (79)
-
7 отз.
  •   Постановки времени / The Productions of Time  [= Агент из будущего] (1966) [для похотливых путешественников во времени драматург сочиняет авангардный спектакль-импровизацию с участием актеров, у каждого из которых были проблемы с алкоголем и наркотиками] // Автор: Джон Браннер  
6.81 (46)
-
  •   Эра осторожности / The Age of the Pussyfoot  [= Кискин век; Век нерешительности; Эпоха нерешительности] (1966) [в театре вместо актеров используются муляжи, которым придаются чьи-то внешние черты] // Автор: Фредерик Пол  
6.95 (57)
-
2 отз.
7.32 (94)
-
4 отз.
  •   Действо на планете Иан / The Dramaturges of Yan (1971) [грандиозные спектакли планетарного масштаба. Персонажи спектаклей — население всей планеты, а сюжеты — сны, мечты о будущем, воспоминания об ушедших исторических эпохах] // Автор: Джон Браннер  
7.28 (43)
-
3 отз.
  •   Вероятностный человек / The Probability Man (1972) [исторические реконструкции событий далекого прошлого, разыгрываемые с планетами в качестве сцен и их населением в качестве актеров] // Автор: Брайан Болл  
5.42 (31)
-
1 отз.
  •   Mindship (1974) [театральные актеры выступают с отключенным интеллектом, запрограммированным на исполнение роли] // Автор: Джерард Ф. Конуэй  
-
  •   Плавучие театры Большой Планеты / Showboat World  [= The Magnificent Showboats of the Lower Vissel River Lune XXIII South; Big Planet; Мир плавучих театров] (1975) [на Большой планете местный владыка объявляет соревнование по театральным постановкам, победитель которого получит ценный приз] // Автор: Джек Вэнс  
8.24 (43)
-
1 отз.
7.78 (432)
-
10 отз.
  •   Схизматрица / Schismatrix (1985) [герой начинает заниматься театральными постановками, которых в Лунной Цепи Миров давно не видели и многие считают устаревшим видом искусства] // Автор: Брюс Стерлинг  
7.72 (844)
-
39 отз.
  •   Enterprise: The First Adventure  [= Энтерпрайз: Первое приключение] (1986) [первой миссией Джеймса Кирка была перевозка труппы исполнителей водевилей] // Автор: Вонда Макинтайр  
6.00 (4)
-
  •   The Gate to Women's Country (1988) [фокусник с театральной сцены дурачит деревенских фундаменталистов в постапокалиптическом мире] // Автор: Шери Теппер  
9.25 (4)
-
  •   Вещие сестрички / Wyrd Sisters  [= Вещие сёстры] (1988) [ведьмы отдали наследника под опеку бродячим актерам] // Автор: Терри Пратчетт  
8.36 (2043)
-
48 отз.
  •   Путь домой / Homegoing (1989) [пришельцы поставили пьесу Шекспира, не понимая текста] // Автор: Фредерик Пол  
7.15 (27)
-
1 отз.
  •   Time and Chance (1990) [бродвейский актер меняется местами со своим двойником из параллельного мира, где он решил не заниматься актерской карьерой и вместо этого стал продавцом, завел жену, детей и домик в пригороде] // Автор: Алан Бреннерт  
-
  •   A Company of Stars (1991) [политическая партия лордов повела атаку на бродвейский театр и театральная труппа была вынуждена бежать с Земли] // Автор: Кристофер Сташефф  
10.00 (1)
-
  •   Русская весна / Russian Spring (1991) [театральных актёров заменяют на их голографические изображения] // Автор: Норман Спинрад  
7.11 (67)
-
6 отз.
  •   Was  [= "Was..."] (1992) [альтернативная история, в которой переосмысливается жизнь известной актрисы Джуди Гарленд] // Автор: Джефф Райман  
-
  •   We Open on Venus (1993) [театральная труппа ренегатов, была изгнана с Земли, поэтому они обосновались на Новой Венере] // Автор: Кристофер Сташефф  
10.00 (1)
-
  •   Жизнь насекомых (1993) [муравей пошел со своей супругой в театр и там неожиданно умер] // Автор: Виктор Пелевин  
7.42 (2106)
-
46 отз.
  •   A Slight Detour (1994) [планете-колония Цитадель является пуританским миром, где даже вид женских конечностей считается шокирующим, а театр запрещен] // Автор: Кристофер Сташефф  
10.00 (1)
-
  •   Войти в образ (1994) [Алекс создает культ Театра в Степи и Городе] // Автор: Генри Лайон Олди  
8.13 (790)
-
18 отз.
5.45 (11)
-
  •   King of Shadows (1999) [мальчик играет Пака в современной постановке «Сна в летнюю ночь» Шекспира, переносится назад во времени в Англию эпохи Возрождения и играет ту же роль в театре «Глобус» Шекспира] // Автор: Сьюзен Купер  
-
7.34 (43)
-
7 отз.
  •   Point of Dreams (2001) [театральная труппа в волшебном городе эпохи Возрождения] // Авторы: Мелисса Скотт, Лиза А. Барнетт  
-
  •   Завтра война (2003) [конкордианами захвачена яхта «Яуза» с труппой Императорского балета — гордостью всей Солнечной системы] // Автор: Александр Зорич  
7.65 (1591)
-
59 отз.
  •   Hagwitch (2013) [в кукольном театре оживает магическая кукла] // Автор: Мари-Луиза Фицпатрик  
-
  •   Olive and the Backstage Ghost (2017) [на сцене театра «Модевиль» вместо актёров играют привидения] // Автор: Мишель Шустерман  
-

Повести

  •   Золотой ключик, или Приключения Буратино  [= Приключения Буратино; Буратино] (для детей) (1936) [Буратино ходил в кукольный театр на спектакль «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»] // Автор: Алексей Николаевич Толстой  
8.87 (1318)
-
27 отз.
8.40 (163)
-
  •   Дарстеллер / The Darfsteller (1955) [в театре будущего людей-актёров заменили роботы] // Автор: Уолтер М. Миллер-младший  
7.02 (86)
-
4 отз.
  •   И рушатся стены… / And the Walls Came Tumbling Down (1957) [телевидеопьеса 2021 года — короткие куски пьесы перемежаются длиннющими рекламными вставками. Сюжет пьесы как можно больше примитивен, поскольку телезрители отвыкли думать] // Автор: Роберт Силверберг  
7.17 (6)
-
1 отз.
  •   Тайна доктора Хента (1957) [искусственное формирование артистических способностей] // Автор: Александр Винник  
5.73 (22)
-
8.69 (255)
-
4 отз.
  •   Там, за чертой горизонта [под псевдонимом Р. Бахтамов] (1968) [видеопластика — искусство создавать собственным воображением на экране специального аппарата художественные «разыгрываемые» произведения] // Автор: Рафаил Шапиро  
6.36 (14)
-
7.67 (27)
-
  •   Мартри-марионетки / The Telzey Toy  [= Ti's Toys] (1971) [женщина, которая выглядит как человек, на самом деле является марионеткой, предназначенной для исполнения роли в пьесе] // Автор: Джеймс Шмиц  
7.14 (22)
-
  •   Фиалка  [= Зашвырнуть ключи; Прозрение] (1972) [театр с декорациями, охарактеризованными как «переплетение световых лучей»] // Автор: Владимир Михановский  
6.18 (71)
-
1 отз.
  •   Seven American Nights (1978) [театральная труппа из Америки будущего испытывает трудности, поскольку в Америке доминирует арабский мир] // Автор: Джин Вулф  
7.50 (6)
-
  •   Игры Сатурна / The Saturn Game (1981) [научно-исследовательская экспедиция, которая направляется к Сатурну, во время полёта участвует в театральных постановках] // Автор: Пол Андерсон  
6.78 (109)
-
2 отз.
  •   Лекарство для Люс (1984) [Земля целиком предоставлена детям и подросткам и превращена в единую сценическую площадку] // Авторы: Александр Кацура, Валерий Генкин  
6.39 (109)
-
5 отз.
  •   Кон (2001) [театр Кон обладает разумом] // Автор: Марина и Сергей Дяченко  
8.11 (446)
-
19 отз.
  •   Эмма и сфинкс (2002) [с героиней повести — актрисой средних лет из театра для детей — происходят мистические события] // Автор: Марина и Сергей Дяченко  
7.97 (495)
-
14 отз.
  •   Пылающая муза / Muse of Fire (2007) [Земля превратилась в гигантское кладбище, на которой остались лишь труппы бродячих актеров. Они путешествуют и ставят пьесы Шекспира] // Автор: Дэн Симмонс  
7.62 (50)
-
  •   Гиньоль / Guignol  [= Guignol: Horrorology] (2015) [на сцене Театра Ужаса убивают во время представлений] // Автор: Ким Ньюман  
7.00 (41)
-
1 отз.
  •   Ёжкин театр (2015) [трёхсотлетняя внучка Бабы-Яги организовала в школе театр] // Автор: Антон Соя  
8.00 (1)
-

Рассказы

  •   Театр теней / Shadow Show (1953) [зрители импровизированного театра совместными усилиями создают сюжет, персонажей и декорации; управляемые голограммы в импровизированном театре подверглись воздействию неизвестных факторов и зажили собственной жизнью] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.93 (609)
-
29 отз.
7.98 (721)
-
14 отз.
8.02 (872)
-
12 отз.
  •   Музыкодел / The Tunesmith (1957) [на территории Центра находятся множество театров разных эпох] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
8.28 (316)
-
15 отз.
  •   Изгнанные с Земли / Exiled from Earth [под псевдонимом Richard F. Watson] (1958) [театры закрыты, постановка пьес стала преступлением, всех актеров депортировали с Земли; старый театральный актер решил вернуться на Землю, чтобы сыграть Гамлета в Нью-Йорке] // Автор: Роберт Силверберг  
7.67 (6)
-
1 отз.
  •   Внедрение / Counterpart (1959) [актер, который когда-то был звездой театра, через особое устройство перенимает жизненный опыт другого человека, политика] // Автор: Роберт Силверберг  
7.00 (2)
-
  •   Гаррисон Бержерон / Harrison Bergeron  [= Гаррисон Бергерон] (1961) [в обществе всеобщей уравниловки балерины танцуют с гирями] // Автор: Курт Воннегут  
7.64 (265)
-
9 отз.
  •   Прилежный мальчик и невидимка (1964) [в коммунистическом обществе невидимость нашла применение только в театре, при изображении привидений] // Автор: Дмитрий Биленкин  
6.38 (135)
-
12 отз.
  •   Пропадайка / Little Dog Gone (1964) [герои произведения являются актерами трехмерного телетеатра] // Автор: Роберт Янг  
8.13 (40)
-
2 отз.
6.75 (28)
-
  •   Электрическое вдохновение  [= Электрическое вдохновенье] (1966) [испытания прибора, способного улучшить игру посредственного актера из провинциального театра] // Автор: Север Гансовский  
7.56 (228)
-
13 отз.
  •   Дачные гости (1967) [театр будущего — стерео: нет готовых текстов, а есть только общая схема, которую разыгрывают каждый раз по-новому] // Автор: Ариадна Громова  
6.46 (102)
-
6 отз.
  •   Совесть короля / The Conscience of the King (1967) [труппа актеров, включая печально известного преступника, исполняет шекспировского «Гамлета» команды «Энтерпрайза»] // Автор: Джеймс Блиш  
6.76 (42)
-
2 отз.
  •   Спокойной ночи (1967) [телеинформация и юниэкраны — универсальные зрелища, пришедшие на смену таким древним увеселениям, как театр, телевидение и кино] // Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов  
7.23 (63)
-
3 отз.
  •   The Falcon and the Falconeer [под псевдонимом K. M. O'Donnell] (1969) [служащие разведывательного корпуса на далекой планете от безделья решили разыграть театральное представление] // Автор: Барри Молзберг  
3.00 (1)
-
  •   Ветер Геттисберга / Downwind from Gettysburg  [= Ветер из Геттисберга; Убийство президента; По ветру от Геттисберга] (1969) [разъяренный театрал стреляет в робота, копию Авраама Линкольна] // Автор: Рэй Брэдбери  
7.16 (451)
-
12 отз.
  •   Летящий Орёл (1970) [драматург, придумывая пьесу, осуществляет ее видеозапись так, как он представляет ее на сцене] // Автор: Павел Амнуэль  
6.25 (66)
-
3 отз.
7.07 (59)
-
3 отз.
  •   Псевдоталант Сергея Пересыпкина (1979) [актер добивается такого проникновения в духовный и эмоциональный мир героя, что на сцене оживает, в психологическом смысле, сам герой] // Автор: И. Бида  
4.00 (1)
-
  •   «Веритэ»-драма / Bete et Noir (1980) [исполнители знают только в общих чертах биографии действующих лиц и самые начальные сцены спектаклей. А далее, перевоплощаясь в требуемый образ, человек временно утрачивает собственную индивидуальность] // Автор: Ли Киллоу  
7.18 (22)
-
2 отз.
6.44 (77)
-
5 отз.
7.00 (96)
-
4 отз.
7.22 (801)
-
33 отз.
  •   Вечность для Джульетты (1985) [престарелая актриса гипнотеатра на некоторое время вольна распоряжаться телом юной красотки, которую пригласили сыграть пылкую влюблённую] // Автор: Далия Трускиновская  
5.32 (35)
-
3 отз.
7.29 (41)
-
1 отз.
6.95 (41)
-
1 отз.
  •   Золото / Gold (1991) [в недалеком будущем театр стал полностью компьютеризированным — от декораций до персонажей, сплошные спецэффекты] // Автор: Айзек Азимов  
7.32 (147)
-
2 отз.
6.97 (31)
-
1 отз.
  •   Курс лечения / The Cure (1994) [путешествие по чему-то среднему между собственным подсознанием и театральной постановкой] // Автор: Джо Холдеман  
6.72 (59)
-
1 отз.
  •   The Tragical Historie of the Jiril's Players (1997) [о последнем представлении королевской труппы для своего монарха, омраченном вмешательством королевских отпрысков] // Автор: Питер С. Бигл  
9.00 (2)
-
  •   Неведомый Гамлет / The Undiscovered (1997) [в альтернативной реальности Шекспир попал в Америку и оказался в плену у индейцев, а затем организовал театр в индейском племени] // Автор: Уильям Сандерс  
7.67 (44)
-
2 отз.
  •   Последний вампир / The Last Vampire (1997) [в небольшую деревушку приезжает «Постапокалиптический театр теней»] // Автор: Питер Краутер  
6.65 (34)
-
1 отз.
7.92 (25)
-
1 отз.
  •   Этюд в изумрудных тонах / A Study In Emerald (2003) [детектив и ветеран посещают театральное представление об исторической войне 700-летней давности между человечеством и Великими Древними, которые теперь правят на Земле] // Автор: Нил Гейман  
8.00 (1288)
-
59 отз.
  •   Мальстрем / Maelstrom (2007) [любительский театр на Марсе делает постановку по рассказу Э. По] // Автор: Кейдж Бейкер  
6.78 (50)
-
4 отз.
4.87 (30)
-
  •   Рассказец № 77 (2023) [заблудившись в Магическом театре, Парамонов забрёл в огромный ангар, в котором стояли сотни гвардейцев в чёрной военной форме] // Автор: Андрей Саломатов  
5.75 (4)
-

Микрорассказы

  •   Перевоплощение (1986) [на Марсе в театре актеры видоизменяются, чтобы сыграть свою роль] // Автор: Р. Долгов  
4.88 (16)
-

Сказки

  •   Никуда (сетевая публикация) (2019) [в Театре Марионеток главный герой созерцает необычное представление — фрагменты и моменты реальных событий из истории человеческого общества (революции, войны, открытия, полёты в космос и т.д.)] // Автор: Владимир Дорошев  
-

Пьесы

  •   Посещение / Odwiedziny (1965) [пришельцы выступают как труппа бродячих актеров] // Автор: Чеслав Хрущевский  
6.33 (30)
-
  •   Электрическое вдохновение (1974) [прибор позволяет актёру передавать эмоции зрителям напрямую, независимо от качества игры] // Автор: Север Гансовский  
6.54 (13)
-

Монографии

  •   Science Fiction and the Theatre (1993) [исторический обзор научно-фантастической драмы и история попыток инсценировать научную фантастику] // Автор: Ральф Уиллингэм  
-

Антологии

-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

Анимационные

  •   Иван Царевич и Серый Волк 2 (Россия, 2013) [царь обещает Черномору роль Отелло в театре Тридевятого царства] // Режиссёр: Владимир Торопчин  
⇑ Наверх