Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 марта 2011 г. 17:29

Йота

Еще одно произведение, провоцирующее нешуточный приступ дежа вю: команда космических дальнобойщиков, которая берется за доставку любых грузов, хрупкая девушка, миловидное личико которой таит в себе убойную силу самого смертоносного оружия, религиозные сектанты и пугающая финальная картина целой планеты, заполненной мертвыми телами — что же это напоминает, уж не легендарную ли связку космического телесериала\фантастического кинофильма Firefly\Serenity ? Автор явно пытается подражать сценарному стилю Маэстро Джосса Уэдона и начиняет свое детище большим количеством диалогов. Нет, даже так — слишком большим, чудовищным их количеством, благодаря чему складывается впечатление, что в рассказе почти ничего не происходит, обо всех событиях мы узнаем лишь из разговоров персонажей с очень небольшими вкраплениями авторского текста. Конечно, автор сам волен выбирать форму изложения материала, но сказать, что диалоговая составляющая рассказа удалась ему на все 100, было бы сильным преувеличением. Реплики всех персонажей, будь то космические дальнобойщики, девушка-робот или таинственной Дик выдержаны в единой стилистике, из-за чего иногда сложно понять, кому из участников разговора принадлежит та или иная фраза. Со своей стороны полагаю, что диалоговая подача материала выступила для автора в роли своеобразной пружины, с помощью которой ему удалось скрутить до объема в 9,5 страниц размах фантастических идей, требующих гораздо более масштабного воплощения — в рамках повести или даже целого романа. Вероятно поэтому, вместо качественной проработки действительно интересной идеи, читателю достался от нее лишь небольшой огрызок.

Если сублимировать все личные впечатления от прочитанного, то как и в предыдущем из прочитанных мною финалистов, рассказе "Губители сфер" — перед нами скорее не самостоятельный рассказ, а заготовка для будущего романа, которая задыхается в тщедушном теле малой формы фантастической прозы.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 22:47

Губители сфер

Удивительное дело, но из шести прочитанных мною рассказов-финалистов, это первый, который можно без всяких оговорок отнести именно к фантастическому жанру. Вроде бы ничего особенного, но на фоне всех предыдущих шуток-прибауток и литературных тестов на политическую ориентацию — уже жирный плюс. Другое дело, что сама идея не нова, а ее исполнение вызывает настолько устойчивые ассоциации, что становится просто страшно, как бы затяжные приступы икоты не нанесли серьезного вреда здоровью дорого нашего Сергея Васильевича Лукьяненко. Конечно, честь открытия виртуальных курортов, притягательных для ценителей всех сортов эскапизма принадлежит вовсе не ему, но в данном конкретном рассказе,стены славного компьютерного города Диптауна выглядывают практически отовсюду — из опрятного литературного слога, из авторских рассуждений, сопровождаемых легкими шлепками по темечку в адрес неприятных самому автору литературных и социальных явлений (так, на постельном ложе, где Сергей Васильевич занимался дружеской поркой своих коллег по российскому фэндому, у автора "Губителей сфер" вольготно расположилась сама Стефани Майер и ее преданная армия любительниц "Сумерек" — очевидно сильно наболело). Однако, автор похоже забыл, что в сочинениях самого Мэтра, идея Глубины раскрывалась на страницах весьма увесистых романов, в то время, как он по условиям конкурса ограничен прутьями клетки куда более тесного жанра, которая своими габаритами не должна превышать 20 000 символов с пробелами. И это ограничение не могло не сказаться на качестве самого произведения: почти треть рассказа занимает чудовищно затянутое вступление, которое бы нормально смотрелось в качестве пролога для длинного-предлинного романа, но в данном контексте оказывает на читателя эффект, схожий с действием таблетки валиума. Зато потом, словно оклемавшись от снотворного, рассказ за считанные секунды набирает сверхсветовую скорость, в которой в темпе детского калейдоскопа мелькают червоточины, сферы, Саши-Гендальфы и прочие персонажи. Идеям и персонажам тесно в оковах данного литературного объема, они явно нуждаются в большей проработке всего-всего, начиная от окружающего мира и заканчивая собственными характерами. Но разве ж все это великолепие получится уместить в жалкие 20 тысяч символов с пробелами?

Если сублимировать все личные впечатления от прочитанного, то рассказ скорее напомнил мне скорее не самостоятельное литературное произведение, а главу (скорее всего — заключительную) большого романа или даже книжного цикла. Впрочем, отдам должное автору: несмотря на явные стилистические параллели с эдаким Лукьяненко-lite, написан рассказ весьма неплохо и из всех оцененных мной к данному моменту финалистов (напомню, что их было пять), пока произвел наиболее благоприятное впечатление.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 04:18

С Вашего позволения, свой следующий "разбор полетов" финалистов конкурса "2-я ФантЛабораторная работа" я бы хотел начать с короткого разъяснения. В нынешнюю эпоху полной политической апатии, когда кажется, что большинство населения в очередной раз полностью смирилось с навязанной им политической участью (правительством, властью, политическим режимом — подчеркните то сочетание, которое Вам больше нравится — это ничего не изменит), людей, которые, несмотря ни на что, обладают независимой политической позиции, уже впору заносить в Красную Книгу. И когда встречаешь таких, то всегда радуешься, независимо от того, совпадают ли векторы их политических представлений с твоими собственными. Когда человек во что-то верит, и эта вера искрится в нем так сильно, что он пытается поделиться ей с другими — это всегда здорово. НО давайте все-таки попытаемся провести четкую грань между художественными литературными произведениями и составленными даже с самой праведной яростью, политическими программами. И когда у нас с Вами это получится (а лично я в этом нисколько не сомневаюсь), то станет очевидным принцип, по которому я скомпоновал расположенный ниже блок отзывов — уж больно схожи проблемы обоих, представленных в нем рассказов-финалистов.


Профессиональный патриот

Завершив чтение сего рассказа, я долго не мог дать четкий ответ на вопрос, к какому жанру можно отнести только что прочитанное мной произведение. Актуальная статья для политического еженедельника? Может быть. Язвительный памфлет, посвященный нынешней ситуации в стране? Похоже. А может — просто набор диалогов, но не в литературном понимании этого термина, а в философском, где просто есть две обезличенные стороны, которые общими сухими перепалками "тезисов" и "антитезисов", рождают в споре некую заложенную в них автором Абсолютную Истину? В любом случае, на художественное произведение это мало похоже, а на фантастический рассказ — тем более. Характеры персонажей сведены до уровня разговаривающих политических масок, а все действие- к паре скупых описаний, которые склеены между собой приемами типичного журналистского очерка. Так что же это все-таки — крик души человека, которому надоело в свое окно наблюдать за неподвижной картиной сложившейся политической реальности? Может быть. Резкая и предельно очевидная демонстрация своей гражданской позиции? Очень похоже. Но никак не фантастический рассказ, участников конкурса которых мы собрались здесь обсуждать. Сублимируя все личные ощущения от прочитанного, то если бы наше маленькое литературное состязание изначально было заявлено как первенство политических зарисовок или на худой конец — конкурс сочинений на актуальную социальную тематику, я не моргнув глазом, тут же воздал бы " Профессиональному патриоту" все заслуженные им почести — за актуальность и остроту. Но в пределах заявленных конкурсом жанровых рамок — увы, увы...


Машина счастья

Пару лет назад, при написании отзыва на дебютное произведение одного довольно известного МТА, Ваш покорный слуга сравнил увлекательность и доступность процесса чтения с разгрузкой железнодорожного вагона, заполненного тяжелыми умывальниками. И чтение данного рассказа мне тоже напомнило этот не самый легкий процесс, только умывальники в этом случае еще оказались намертво привинчены к полу вагона здоровенными стальными болтами. Стилизуя свой рассказ под простонародный слог, автор намеренно отказался от "интеллигентской" практики деления на смысловые абзацы и предпочел с первых же строк задавить читателя огромными кусками сплошного текста, которые по своей массе (то бишь — простоте усвоения) больше напоминают громоздкие железобетонные блоки. Соскочили глазами с нужной строчки, случайно потеряли искомую фразу? Не стесняйтесь, начинайте заново и помните, что Настоящая Литература не терпит слабаков. А если подходить серьезно, то не совсем понятно, чего именно пытался добиться автор, отказавшись от деления на абзацы, но при этом, по всем правилам синтаксиса расставляя знаки препинания, нужным образом выделяя диалоги и прямую речь. Если уж начал экспериментировать с пролетарским стилем письма, то по этой дороге следовало идти до самого конца.

По своей жанровой принадлежности, произведение тяготеет к традиционной антиутопии: тут тебе и зловещие перспективы Всеобщей Глобализации, и не менее символические, оруэлловские "люди в сером". Однако, главная проблема рассказа кроется даже не в стилистических изысках, которые вполне можно было перетерпеть ради качественно реализованной идеи, а как раз таки в отсутствии таковой. На протяжении всего текста не покидает ощущение, что перед тобой — не самостоятельное художественное произведение, а сценарий политического предвыборного ролика из популярной в 90-е годы телесерии "Где Вы окажетесь завтра, если не проголосуете за нашего Кандидата сегодня". И все элементы произведения, так или иначе играют на раскрытие этой темы: и "удачно" ввернутые в текст строчки из творчества известного несогласного Ю.Ю.Шевчука, и финал, который выдержан в стилистике "пробуждения народного сознания", когда туповатому главному герою впору посмотреть прямо на зрителя неожиданно осмысленным взглядом, мол " в твоей жизни все еще пока не так плохо, надо только добраться до ближайшей избирательной урны". Если сублимировать все личные впечатления от рассказа, то они мало чем будут отличаться от оценки его ближайшего соседа по политической агитации (я, разумеется, имею ввиду рассказ "Профессиональный патриот"). Имеется политический прогноз, есть очередное социальное предостережение, в котором чувствуется глубокая озабоченность автора тем, что бы этот политический сценарий никогда не был реализован ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. А вот фантастика отсутствует практически полностью, ее доля ограничивается лишь двухстрочным экскурсом в устройство Машины счастья, но погоды не делает. А по сему, как и в случае предыдущего финалиста, остается лишь фантазировать, как бы прекрасно могла сложиться судьба этого произведения на состязании литературных фанфиков Оруэлла, Замятина, Платонова или на конкурсе инноваций в области политической рекламы, НО в нынешних рамках, опять остается лишь развести руками....


Уфф, если мне не изменяют мои познания в арифметике, то я только что преодолел ровно половину предначертанного мне судейского пути. Пребывания в золотой середине всегда заставляют наши сердца сокращаться быстрее: мы уже знаем, что осталось за нашими плечами, а вот какие удивительные открытия еще только ждут впереди? Поживем — увидим. По крайней мере, я продолжаю вглядываться в загадочное темное завтра нашего конкурса с неиссякаемым оптимизмом....

Статья написана 27 февраля 2011 г. 20:26

Как говаривал один небезызвестный сказочный персонаж: "Продолжаем разговор".....

Творческая профессия

С самого начала, рассказ рождает множество литературных ассоциаций, самая устойчивая из которых связана с циклом Роберта Шекли о деятельности Грегори, Арнольда и их Службы Обеззараживания Планет (The AAA Ace Series). Вступительная часть — несомненно лучшее, что есть в этом произведении: она сразу же привлекает внимание бойким литературным слогом и хорошо написанными диалогами. Однако, когда дело доходит до описания подробностей " процесса терраморфинга", доселе вполне причесанный литературный стиль неожиданно сбивается в кучу: диалоги теряют прежнюю внятность, а авторский текст растекается перед читателем киселеподобным потоком сознания. Складывается впечатление, что автора самого лихорадит от смелости полета собственных "эротическо-космологических ассоциаций", и этой нервозностью он заражает всю вторую половину собственного рассказа. Но смелого литературного эксперимента за гранью дозволенности не получилось: сама тема "зачатия нового мира" фактически не раскрыта, а означенные выше шутливые рифмовки секса с актом божественного творения не выходят за рамки пошловатого анекдота, рассказанного на школьной перемене между уроками физики и биологии. Если сублимировать личные впечатления от прочитанного, то данный рассказ можно смело отправлять в редакцию любого российского "мужского журнала для взрослых", где его несомненно оторвут с руками. Однако, для фантастического конкурса сама идея слишком умозрительна, а ее исполнение отдает душком изрядной пошлятины.


Статья написана 26 февраля 2011 г. 20:05

С превеликой радостью сообщаю всем, кто до сих пор не в курсе, что 26 февраля 2011 года на нашем сайте начался третий этап конкурса фантастических рассказов "2-я ФантЛабораторная работа", в котором Вашему покорному слуге была оказана высочайшая честь стать одним из 10 судей, определяющих конечный итог этого замечательного литературного состязания. Поэтому, начиная с этого момента я буду выкладывать в своей колонке небольшие отзывы на рассказы- финалисты, в которых попытаюсь изложить свои личные впечатления от прочитанного.

Итак, поехали......


Свеча горела

Фабула рассказа предсказуема и в кратком изложении может уместиться в одно предложение. Его суть -литературная зарисовка в незабвенном Шекли-style, совмещенная с очередной панихидой по упадку духовности. Однако, всю красоту портят личные познания автора в области литературоведения, благодаря которым читателя начинают терзать серьезные сомнения по поводу квалификации главного героя, который во время своих занятий фамилию Толстого упоминает всего один раз, а Мураками — целых два. И почему именно "Свеча горела", а не "Дай Джим на счастье лапу мне" или "Скажи ка дядя ведь недаром"?. Ведь именно неудачный выбор названия сводит на нет всю сюжетную конструкцию, связанную со стихотворением Пастернака, потому что откровенно говоря не совсем понятно, какая именно сермяжная правда кроется в заучивании детьми поэтических строчек, смыла которых им не дано постичь в силу своего небольшого возраста. Если кратко сублимировать личные впечатления от прочитанного, то перед нами очередная идея не первой свежести, чье исполнение не выходит за пределы очень поверхностного уровня.

Любовник

Сама идея доктора, который лечит самое распространенное на планете заболевание сердечного клапана под названием "любовь" поначалу настраивает на лирический лад, но это проходит уже после чтения первого абзаца. Фантастический элемент сведен к абсолютному минимуму а-ля "есть такой чудесный доктор", а в остальном рассказ представляет собой типичную юмореску, которой для полноты атмосферы не хватает только легко узнаваемого эстрадного прононса и заранее записанного смеха за кадром. Поначалу забавляет, но это ощущение исчезает уже к концу первой страницы, а всего их семь. Напоминает жизненную ситуацию, когда некий знакомый рассказывает Вам короткий анекдот, при этом постепенно обогащая его таким количеством ненужных деталей и незначительных подробностей, что в результате, вместо ожидаемой улыбки, лицо слушателя способно сгенерировать лишь сполна заслуженную рассказчиком, глубокую зевоту. Если кратко сублимировать личные впечатления от прочитанного, то этот рассказ напоминает шутку, которая изрядно растолстела в урон собственному содержанию и неизвестно, что позабыла на конкурсе таки фантастических рассказов.

На этом, пока все. Но продолжение обязательно последует.....





  Подписка

Количество подписчиков: 522

⇑ Наверх