Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 мая 17:13

Внимание: в целях иллюстрации общего уровня 12-13 сезонов сериала "Доктор Кто" статья содержит многочисленные сюжетные спойлеры!

                                                                                     

Мне кажется, что этот сезон мог стать гораздо лучше. Он мог бы быть гораздо лучше написан, в особенности последняя серия. Сценарий слишком клиширован и сводится к тому, что герои по узким коридорам убегают от глупых монстров. "Доктор Кто" стал слишком рутинным, и это явно не то, чего хочет аудитория. Такой рутинный "Доктор" нам не нужен.

                                                                     14-летний Крис Чибнелл на открытой линии BBC (1986) критикует сезоны с участием Седьмого Доктора.  

                                         

                   

                                                                                                1. The Empty Child

                                                                                                                                                                     

В 1989 году корпорация BBC прикрыла одну из наиболее продолжительных программ в истории телевидения — культовый фантастический сериал "Доктор Кто", который впервые появился в эфире аж в 1963, причем на правах познавательной передачи для самых маленьких. 26 сезонов, 295 историй, поделенных на 861 эпизод и более четверти века сногсшибательных приключений оказались выброшены в помойное ведро одним лишь росчерком пера тогдашнего контроллера BBC1 Джонатана Пауэлла, поставившего свою подпись под резолюцией о закрытии легендарного шоу. За 26 лет непрерывного вещания "Доктор" сумел взрастить не одно поколение британских школьников, которые успели не только повзрослеть, но и обзавестись семьям, усадив перед экранами уже следующую поросль преданных маленьких зрителей, однако телевизионным чиновникам было настолько плевать на былые заслуги, что закрытие сериала не удостоилось даже официального пресс-релиза. Не было ни газетных статей, ни кратких оповещений, никто даже не посчитал нужным публично сообщить о том, что программа с 26-летней историей отныне прекратила свое существование. Даже самих членов съемочной группы руководство "забыло" оповестить о том, что их телешоу закрыли — по словам исполнителя роли Седьмого Доктора Сильвестра Маккоя, он узнал о том, что остался без работы лишь спустя 8 месяцев. Что же касается фанатов сериала, то они какое-то время ждали, потом все поняли и принялись строчить письма на деревню дедушке, адресованные руководству крупнейшей телевизионной корпорации Великобритании. Организовывали даже фанатские пикеты в поддержку любимого шоу, а спустя три года после отмены, у здания лондонской штаб-квартиры BBC прошел целый митинг, на котором собралось свыше тысячи поклонников, требующих возвращения Доктора. Впрочем, эти отчаянные меры не возымели никакого эффекта и их любимое телешоу в эфир все равно не вернулось. Однако здесь надо выделить один важный момент: Доктор умер лишь как персонаж телевизионной программы с 26-летней историей, в то время, как во всех остальных медиа его богатая приключениями жизнь по-прежнему продолжалась. Ежемесячный журнал Doctor Who Magazine по-прежнему радовал свежими выпусками, на книжных прилавках регулярно появлялись бумажные издания с новеллизациями классических эпизодов Доктора, а после того, как все телевизионные приключения иссякли, их авторы принялись сочинять романы, посвященные новым. Доктор продолжал жить, но лишь для преданных поклонников, не желавших смириться с его кончиной. Именно эта постоянная аудитория скупала все вышедшие журналы, книги и комиксы, однако благодаря отсутствию повторных показов классических эпизодов и "мудрому" решению BBC не выпускать их на видео, с годами она практически не увеличивалась. По большому счету, начиная с 1990 года, продолжал жить уже не сам Доктор, а лишь светлая память о нем, что за все эти годы успела укорениться в умах поклонников классического сериала, причем было вполне очевидно, что как только эта преданная аудитория постареет и переключиться с Доктора куда-то еще, его книжная и журнальная версии разделят печальную участь телевизионной. По-настоящему оживить культового героя и вдохнуть в его фэндом свежую кровь могло лишь новое шоу на телевидении и уже к середине 90-х стало вполне очевидно, что если для Доктора не осталось места в Британии, то придется подыскивать ему новую родину где-то еще.

Идея отправить Доктора в Голливуд принадлежала Филипу Сигалу — продюсеру британского происхождения, который еще в детстве переехал с родителями в США. Там он устроился работать на телевидение, где довольно быстро сделал неплохую карьеру и дослужился до поста вице-президента в Amblin television — телевизионном подразделении компании"Amblin entertainment", принадлежавшей САМОМУ Стивену Спилбергу. Спилберг стал одним из первых голливудских продюсеров, которые начали снимать не только кинофильмы, но и сериалы и успешно продавать их американским телеканалам. Так, в 80-е компания Стивена производила знаменитую антологию "Удивительные истории", а в начале 90-х ее портфолио пополнилось еще одним огромным хитом — сериалом "Скорая помощь". Спилберг находился в постоянном поиске новых идей и концепций, и в один прекрасный момент Сигал вспомнил о Докторе, приключениями которого он засматривался будучи еще совсем ребенком, и предложил начальнику выкупить у BBC права и сделать телевизионный ребут. Спилберг проявил заинтересованность, на приобретение лицензии BBC ушло почти полгода, после чего Amblin заказала пилот ребута американскому телевизионному сценаристу Джону Ликли. И вот здесь начались первые серьезные проблемы, поскольку, как и большинство американцев, Ликли знал о Докторе лишь понаслышке, а все его попытки наскоком освоить сложный и зачастую даже противоречивый лор оригинального шоу также не увенчалась успехом. Не поняв, что к чему, сценарист решил предельно упростить канон британского сериала, выкинув за борт все, что он находил в нем странным и лишним. Придуманный Ликли сюжет вращался вокруг хоумворлда расы таймлордов — планеты Галлифрей, президент которой умирает, перед смертью передав всю полноту власти своему родному внуку — Мастеру. Доктор внезапно узнает, что также приходится внуком усопшему правителю и сводным братом — его наследнику. Угнав у таймлордов машину времени ТАРДИС, он отправляется на поиски своего отца — известного исследователя космоса, который бесследно исчез много лет назад. И здесь надо учесть, что ребут разрабатывался в расчете исключительно на американскую аудиторию, незнакомую с мифологией Доктора, поэтому желание Ликли разложить все по полочкам вполне объяснимо: туманные мотивы таймлордов уступили место старой доброй кровной вражде, отягощенной борьбой за наследство, ибо для незнакомых с оригиналом телезрителей 90-х подобные отношения выглядели куда более доступными, понятными и осязаемыми. Концепт ребута с рабочим названием "Хроники Доктора Кто" был закончен еще в конце 1994, однако дальше сценария пилота дело так и не сдвинулось. В посвященной истории создания Восьмого Доктора документальной книге Филипа Сигала и Гэри Рассела "Doctor Who Regeneration" экс-продюсер утверждал, что рукопись Ликли совершенно не впечатлила Спилберга. Проект "Хроник" был отдан для переписывания другому американскому сценаристу — Роберту Де Лаурентису, который... ухитрился сделать все только хуже. Оставив практически ту же историю, Де Лаурентис добавил в нее еще больше неуместных деталей — отныне напарником Доктора стал... говорящий бульдог по кличке "Уинстон" (поняли? поняли?), а сюжет мутировал в натуральную мыльную оперу. Помимо этого Де Лаурентис посчитал версию Ликли недостаточно радикальной и добавил к ней собственное развитие истории с поисками Доктором его исчезнувшего отца — в его варианте, квест приводит героя на Землю, где выясняется, что на протяжении всей своей жизни Доктор пребывал в плену обманчивых представлений о собственном происхождении, и его настоящей матерью была землянка. Сценарист считал, что превратив героя в метиса между таймлордом и человеком, он тем самым делает персонажа более привлекательным в глазах аудитории, незнакомой с его предыдущими приключениями, однако даже это не помогло второй версии "Хроник Доктора" получить заказ на пилотную серию. Кто-то утверждает, что всему виной стала личная неприязнь со стороны Спилберга, которого вариант Де Лаурентиса не устроил настолько, что он решил вообще оставить проект. Однако скорее всего причиной отказа послужили сторонние обстоятельства, никак не связанные с качеством исходного материала — просто так уж неудачно совпало, что в то самое время Спилберг как раз принимает решение вывести Amblin из-под крыла студии"Universal", которая являлась дистрибьютором всех его фильмов, начиная со времен "Инопланетянина", и учредить собственную дистрибьюторскую компанию — "Dreamworks". Иными словами — ему стало совсем не до телевизионных проектов.

Не сумев смириться с отказом патрона, Сигал покинул студию "Эмблин". Прихватив с собой купленные у BBC права на ребут, он обратился с тем же предложением к известному своей любовью к телефантастике американскому каналу FOX. Со сменой дистрибьютора продюсер решил отказаться и от идеи столь радикальной ревизии классики — отныне концепция представляла куда более мягкий ребут, предназначенный, как зеленым неофитам, так и уже убеленным сединами многолетним поклонникам докторианы. Нанятый для переделки, британский сценарист Мэтью Джейкобс выкинул в утиль ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ наработки американцев — идея родственных связей между Доктором и Мастером, их война за наследование трона Галлифрея и мыльная история розысков героем его исчезнувшего отца бесследно канули в лету. Вместо этого Сигал и Джейкобс решили вернуться к оригинальному шоу и дописать в уже существующий канон очередную главу. Герой неснятых "Хроник" превратился в Восьмого Доктора, который, согласно новой версии сценария должен был принять эстафетную палочку неиспользованных регенераций из рук последней официальной инкаранции времен классического шоу на BBС — Седьмого Доктора в исполнении Сильвестра Маккоя. Авторы планировали, что новый сегмент приключений легендарного таймлорда станет самой крупной международной постановкой в истории телевидения с параллельной трансляцией новых эпизодов как в Америке, так и в Британии, однако те, кто знаком с историей франшизы прекрасно знают, что все их наполеоновские замыслы завершились творческим Ватерлоо. Из десятков запланированных историй с уймой сезонов до зрителей дошел лишь один фрагмент — полуторачасовой телефильм "Doctor Who: The Movie", который был показан в обеих странах 14 мая 1996 и на протяжении довольно долгого времени оставался ЕДИНСТВЕННЫМ приключением Восьмого Доктора в исполнении 37-летнего британского актера Пола Макганна. Пилот несостоявшегося телеребута 1996 года — наглядный пример того, что получается, когда создатели пытаются поразить настолько разные цели, что в итоге попадают лишь себе в ногу. С точки зрения обычного телезрителя, случайно забредшего на огонек, фоксовский "Доктор" воспринимался как типичная малобюджетная фантастика с элементами треша, которую в те годы и так снимали чуть не на каждом углу. Два противоборствующих пришельца из космоса попадают на Землю, обзаводятся людскими телами, после чего хороший парень тут же влюбляется в обворожительную землянку, а плохой — пытается в одиночку захватить мир. И это практически дословный пересказ сюжета низкобюджетного хоррора "The Hidden" (1987) с участием тогда еще совсем юного Кайла Макхлахлена и явно вдохновленного его успехом мини-сериала NBC "Something Is Out There" (1988), который при этом каким-то образом умудряется передавать и всю суть ребута культового британского телешоу с 33-х летней историей. Угодив в американскую почву, которая к тому времени уже была щедро удобрена голливудскими фильмами и кинотрешем различных пропорций, "Доктор" смешался с семенами других культур, в итоге утратив всю самобытность. Вечный юноша с романтичным взором в исполнении Макганна напоминал уже не последователя традиции типично британского сайфая, а сразу обоих Маклаудов из популярной в то время франшизы "Горец", Мастер в исполнении Эрика Робертса бесстыдно косплеил Т-800, а гениальный сюжетный "поворот", в котором после своего воскрешения Доктор теряет память, отсылал ко всем сразу мыльным операм, что когда-либо мелькали на малом экране. Вдобавок, необходимая матчасть из классического сериала (что такое ТАРДИС, кто такой Мастер и т.д.) проговаривалась настолько стремительной скороговоркой, что пока американские неофиты отчаянно силились понять смысл всех этих мудреных терминов, по экрану уже начинали бежать финальные титры. В итоге, пилоту не удалось впечатлить заокеанскую аудиторию — после 10 минут, проведенных в компании очередного штампованного полутрэша, события которого развивались слишком медленно для самостоятельного фильма и чересчур быстро — для ребута 33-х летнего телешоу, зритель со скучающим видом переключался на другой канал, поняв, что все это уже видел раньше, причем в гораздо более лучшем и дорогом исполнении. Первая попытка синтеза из двух разных культур с использованием "Доктора" в качестве катализатора сокрушительно провалилась.

Но это была лишь одна сторона медали, точнее — ее американская половина, где пилот сумел собрать у экранов лишь жалкие три миллиона зрителей и по этой причине был тут же забракован руководством канала Fox. В родной Британии премьера показала куда более впечатляющие результаты: знакомство с новой версией любимого героя времен их детства привлекло внимание более 9 миллионов граждан Соединенного Королевства, и это были лучшие рейтинги Доктора со времен 19 сезона с участием Питера Дэвисона . Даже не взирая на отказ американской стороны, BBC все еще могли приютить проект под своим крылом, благо с момента закрытия классического телешоу, аудитория Доктора увеличилась почти вдвое. Однако и здесь у пилота судьба не сложилась: невзирая на то, что статистика просмотров радовала взор телевизионных чиновников, отзывы об увиденном по большей части были сугубо негативными. Планируя проект под преимущественно американскую аудиторию, Сигал и Джейкобс решили разбавить его многочисленными реверансами в сторону британского зрителя, снабдив пилот огромным количеством различных отсылок, свистелок и финтифлюшек, понятных лишь многолетним поклонникам "Доктора". В бешеном калейдоскопе случайных чисел перед глазами зрителей мелькают знакомые названия — Галлифрей, Скаро (родная планета далеков), плюс кратковременное и совершенно необязательное участие последнего каноничного Доктора в исполнении Сильвестра Маккоя. И только хоровод из практически рэндомного фансервиса немного усыпит бдительность уже разомлевших от счастья фанатов, как бам! — после своей казни Мастер почему-то превращается в змееподобную тварь, которая овладевает телом местного санитара. Бабам! — организм носителя не обладает достаточной силой, дабы поддерживать в себе сознание таймлорда, поэтому для продления своей жизни Мастеру нужно вселиться в тело самого Доктора. Откуда это взялось — из голливудских фильмов про вторжение похитителей тел? И учитывая, что он с Мастером принадлежит к одному биологическому виду, после своей смерти Доктор тоже превратится в змею с очень плохой аниматроникой и поползет на поиски нового хоста? Нет, господа и дамы, это точно НЕ Доктор! Потом герой Макганна с первого взгляда влюбляется во врача-хирурга, которая безуспешно пыталась спасти его предыдущее тело, и это тоже определенно НЕ Доктор! Затем следует абсурдная сцена погони, в которой Восьмой с избранницей пытаются скрыться от полицейских. Будучи все же схваченным, Док предлагает копу попробовать мармеладку и пока тот пытается осмыслить данную реплику, ловко выхватывает у него пистолет. При том, что нелепость сцены видна невооруженным взглядом, всю изощренность ее подоплеки сумеют оценить лишь самые преданные поклонники сериала, ведь реплика про мармеладку является толстенной отсылкой к коронной фразе Четвертого Доктора "Would You Like a Jelly Baby?". Однако обилие фансервиса не помешало автором вдоволь поизмываться над мифологией оригинального шоу — так, гениальный план Мастера сводился к тому, чтобы завладеть телом Доктора и перепрограммировать под себя его ТАРДИС при помощи "Ока гармонии", и по мнению Сигала с Джейкобсом этот процесс почему-то должен был... уничтожить всю Землю. Финальная битва с Мастером в итоге приводила к гибели любви всей жизни Доктора с первого взгляда, однако в последний момент Око неожиданно воскрешало ее, позволяя завершить историю традиционным для голливудских хэппи-эндов страстным поцелуем, и одновременно низводя все события в разряд курьезного анекдота. Нет, это СОВСЕМ НЕ Доктор!

И здесь нужно вспомнить одну важную деталь: к 1996 фанаты вот уже на протяжении семи лет отчаянно пытались вернуть на экраны любимое шоу, однако в случае со снятым на американские деньги пилотом "Доктора", цена его возвращения была чересчур высока. Они смогли бы вынести излишне навязчивую любовную линию, упор на бессмысленное действие и натуральное издевательство над лором, но лишь по отдельности, а не все сразу. Однако последней каплей в формировании фанатского отторжения к новому "Доктору" стал не ползающий Мастер или глупая сцена погони и даже не реплика про мармеладки, а лишь одна неловкая фраза из вспомогательного диалога, которая в судьбе проекта фактически исполнила роль контрольного выстрела в голову. Говоря о том, как Джейкобс поступил с материалом, доставшимся ему в наследство от Ликли и де Лаурентиса, я не зря упомянул, что под нож пошли ПРАКТИЧЕСКИ все дурацкие идеи, придуманные американскими авторами, однако одной из них все же удалось уцелеть, поэтому в пилоте Восьмой Доктор мимоходом упоминает, что его мать была родом с Земли, и следовательно он — лишь наполовину таймлорд и на другую — почти человек. Зачем Сигал с Джейкобсом решили оставить данную реплику до сих пор непонятно — скорее всего, таким образом они пытались провести прямые параллели между Доктором и наполовину вулканцем, на другую — человеком, мистером Споком из вселенной "Star Trek", которая к моменту премьеры пилота как раз находилась на пике своей популярности. И самое забавное заключается в том, что взявшись переделывать с нуля не имеющую ничего общего с каноном ересь американцев, они ухитрились сделать все только ХУЖЕ — аудитория может даже и приняла бы полностью новую историю с оригинальным ориджином, написанную в расчете на заокеанских неофитов, но пригласив в фильм Маккоя, они тем самым связали своего Доктора с предыдущими воплощениями, которых поклонники любили на протяжении 30+ лет, а подробности их биографий заучивали как молитву. И в ЭТОМ каноне предыстория землянина полукровки не просто не имела ни малейшего смысла и не сочеталась с информацией, полученной при прочтении книг и просмотре эпизодов классического телешоу, но и вредила самой сути Доктора как персонажа — юного бунтаря, который по факту угнал свою Тардис и в итоге прибыл на Землю, ведомый вовсе не зовом крови, а в силу своего личного выбора. Вовсе не человеческое происхождение привело Доктора на место главного защитника планеты от разнообразной космической нечисти, это был его личный выбор, на который не оказывали влияние ни детство, ни воспитание, ни состав его ДНК. Будучи лишь мимолетом знакомым с мифологией классического сериала, Сигал так и не понял, что именно эти личные выборы сделали Доктора самым долгоиграющим героем в истории жанра научной фантастики и выделили его из целого сонма других таймлордов, коих обычно изображали высокомерными снобами, заботящимися лишь о себе любимых. И на фоне кучи прочих сомнительных нововведений, всего-лишь одна фраза о происхождении матери героя казалась авторам сущей мелочью, однако именно она стала той самой соломинкой, что в итоге переломила хребет верблюду. А что было дальше, вы уже сами знаете — после отмены несостоявшегося сериала, "Доктор Кто" будет пребывать в лимбе на протяжении целых 9 лет, пока валийский продюсер и сценарист Рассел Т. Дэвис не призовет его в свой ребут, подарив культовому герою новую телевизионную жизнь.

Казалось бы, какое отношение история создания несостоявшегося англо-американского ребута имеет к Тринадцатому Доктору в исполнении Джоди Уиттакер и ее идейному вдохновителю в лице шоураннера 11, 12 и 13 сезонов возрожденного сериала Криса Чибнелла? Считайте, что на ваших глазах на стену повесили заряженное чеховское ружье, которое выстрелит точно в момент, когда придет его время.




P.S. Как уже говорилось выше, эта статья писалась на протяжении очень долгого периода времени. За эти 4 года в моей жизни произошло много событий, как относительно приятных, так и просто чудовищных. И в связи с этим я хочу посветить этот текст светлой памяти моей мамы (1948 — 2024), которая всегда была для меня самым лучшим советчиком и главным читателем.   




Статья написана 22 ноября 2023 г. 15:37

ВНИМАНИЕ: в целях иллюстрации общего уровня рецензируемых фильмов статья содержит ЖЕСТКИЕ СЮЖЕТНЫЕ СПОЙЛЕРЫ ко ВСЕЙ кинофраншизе об Индиане Джонс, включая последнюю пятую часть "Indiana Jones and the Dial of Destiny"!


                                                                                I. "Jones. Dr Jones"


Эта история началась в мае 1977 года с разговора двух известных голливудских режиссеров — Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Всего лишь неделя минула с триумфальной премьеры "Звездных войн", которая словно гигантская линия, начерченная на песке поделила весь мир кино на то, что было ДО нее и, что стало ПОСЛЕ, однако два закадычных друга еще не знали об этом. В то время они оба проводили отпуск на Гавайях, и вместо цифр кассовых сборов и графиков потребительского спроса перед их глазами простирались лишь теплый песок, высокие пальмы, да бескрайняя водная гладь. Нежась на пляже под лучами гавайского солнца, Спилберг пожаловался на то, что уже дважды выдвигал свою кандидатуру на пост режиссера нового фильма о Бонде, но бессменный продюсер бондианы Альберт Брокколи оба раза ответил отказом. В 2016 году, в интервью британскому телеканалу BBC One режиссер поведал некоторые детали своих неудавшихся переговоров:


Стивен Спилберг: После того, как "Челюсти" стали огромным хитом я дважды разговаривал с Брокколи по поводу возможности снять новый фильм. Все, что мне было нужно в то время — это право финального монтажа. Поэтому я позвонил Альберту и предложил свои услуги, но он сразу сказал, что не считает меня правильным кандидатом. Прошло еще несколько лет, я снял "Близкие контакты третьего вида", и они тоже оказались огромным хитом. Я опять пытался претендовать на место режиссера нового фильма о Бонде, но в этот раз дочь Альберта Барбара сказала, что они просто не могут позволить себе мои услуги.


В те годы исполнителем роли агента 007 был Роджер Мур, и если бы Брокколи утвердил кандидатуру Спилберга, тот мог бы стать постановщиком "Шпиона, который меня любил" (1977) или "Мунрейкера" (1979). В 2014 году, в своей автобиографии "One Lucky Bastard" Мур объяснил причины, которым руководствовались продюсеры "бондианы", когда отвергали кандидатуру одного из наиболее популярных режиссеров в истории Голливуда.


Роджер Мур: Спилберг хотел творческой свободы, которую Брокколи не собирался давать никому из режиссеров. Для него было очень важно сохранять в своих руках полный контроль над серией.


Услышав о проблемах с Брокколи, Лукас тут же предложил Спилбергу альтернативу:


Джордж Лукас: Стивен рассказал мне о том, как хочет снять новый фильм о Бонде, но владельцы прав уже несколько раз отвергали его кандидатуру. И тогда я сказал: "У меня на примете есть собственный фильм о Бонде — практически такой же, как бондиана, только еще лучше. Я рассказал ему историю об археологе, и он ответил, что это напоминает "cубботние дневные сериалы", где герои выпутывались из одной заварухи только, чтобы тут же угодить в следующую. Стивену очень понравилась идея, и он сказал: "Великолепно, давай сделаем это".


На первый взгляд складывается впечатление, что в отличие от "Звездных войн", где Лукасу приходилось годами нарезать круги вокруг голливудских студий в поисках единомышленников, в этом случае история создания сложилась гораздо проще. Однако после знакомства с историей реализации предыдущего проекта Джорджа возникает пара вопросов. Работа над "Звездными войнами" продолжалась более 4-х лет, на протяжении которых Лукас был полностью поглощен только фильмом. Все источники в один голос свидетельствуют о том, что даже встречаясь с друзьями, он мог говорить лишь о "Звездных войнах", только о "Звездных войнах" и исключительно о "Звездных войнах". Так, когда же он успел разработать целую концепцию james bond alike movie, в котором британского секретного агента заменили на американского археолога?





Статья написана 28 января 2023 г. 14:55

Внимание: в целях иллюстрации общего уровня сериала LOST (В странах СНГ известен под названием "Остаться в живых") статья содержит многочисленные сюжетные спойлеры!

                                                                                                                             What if everything that happened here happened for a reason?

                                                                                                                                          John Locke LOST s01e05 "White Rabbit"


                                                                                                                   Welcome to the wonderful world of not knowing what the hell is going on!

                                                                                                                                          Kate Austen LOST s03e15 "Left Behind"



Идея этого проекта, ставшего не только одним из самых громких телевизионных явлений своего времени, но и олицетворением целого сериального направления, принадлежит авторству Ллойда Брауна — тогдашнего председателя правления студии ABC Entertainment. Летом 2003 чиновник от мира телевидения провел летний отпуск на Гавайях и во время просмотра очень удачно подвернувшейся под руку киноленты с участием Тома Хэнкса, случайно вспомнил об одном всеми забытом шоу с отличным названием:   


Ллойд Браун: В 2001 году по ТВ шло реалити-шоу, которое вел Конан О'Брайен, оно называлось "Lost". И тогда я подумал — "да это же лучшее название для программы в истории телевидения!". Шоу быстро сошло с эфира, но сама эта мысль прочно засела в подкорке моего мозга. Прошло три года, мы с женой поехали в отпуск на Гавайи и остановились в отеле Мауна Кеа Бич. Однажды вечером по ТВ показывали фильм Cast Away с Томом Хэнксом. На следующий день мы ужинали на пляже, и я подумал "Здорово было бы снять телешоу в подобном стиле". Вскоре после этого я вернулся на работу, и у нас было большое собрание руководства, где участвовали 200 или 300 человек, и каждый из них должен был предложить по идее для нового телешоу.


Как потом вспоминала эту встречу бывшая вице-президент отдела производства телевизионных драм ABC Хезер Кадин:


Хезер Кадин: Когда пришел черед Ллойда, он вышел вперед и громко сказал: "Я хочу сделать "Cast Away: The Series". Думаю, что все присутствующие подумали то же, что и я: "Он хочет снимать сериал про одинокого парня и его чертов волейбольный мяч".


Браун занял пост председателя правления в 2002 и в тот же год состоялся запуск ремейка британского развлекательного шоу "Who Wants to Be a Millionaire", который стал одной из самых рейтинговых программ в истории ABC. Среди главных конкурентов "Миллионера", постоянно борющихся с ним за верхние строчки рейтинговых таблиц, являлось реалити-шоу канала CBS "Survivor", известное российским зрителям по отечественной адаптации от Первого Канала ака "Последний Герой". Суть программы была примерно той же, что и в русскоязычном ремейке — псевдо необитаемый остров, по которому постоянно снуют люди с камерами, несколько участников, которые делают вид, что выживают и постепенно выпиливают друг друга на вечернем голосовании — и так до тех пор, пока не останется лишь один Survivor, который и заберет главный приз.


Ллойд Браун: Я подумал про "Изгоя" и вспомнил о формате Survivor. Потом мне в голову пришла неожиданная мысль соединить их вместе. А что, если произошла авиакатастрофа, осталась пара десятков выживших, и никто из них ничего не знает друг о друге? Отныне твое прошлое не имеет значения, ты можешь представиться тем, кем всегда мечтал быть. Теперь осталось понять, как тебе выжить в подобной ситуации? Где найти убежище, как набрать питьевую воду? А может другие выжившие будут чинить всевозможные препятствия — прямо как в "Повелителе Мух"? Как им выбраться с острова и попасть обратно домой? Эта идея меня захватила, и я вспомнил про то самое реалити-шоу с Конаном. Название "Lost" вписывалось идеально.


Предложение Брауна не встретило энтузиазма среди топ-менеджеров, однако сам факт, что оно исходило от одного из наиболее влиятельных чиновников корпорации не позволял его просто проигнорировать. Сразу после завершения совещания руководитель отдела телевизионных постановок ABC Том Шерман поручил молодому сценаристу Джеффри Либеру переработать идею Брауна в концепцию полноценного сериала. Об уровне интереса к проекту со стороны подчиненных Брауна прекрасно свидетельствует тот факт, что нанятый для разработки его идеи автор был буквально никем — на тот момент на счету Либера числились лишь сценарии к паре малобюджетных картин, названия которых ничего не скажут современному зрителю, при полном отсутствии какого-либо опыта работы на телевидении. Однако вопреки ожиданиям, начинающий автор подошел к работе с максимальной серьезностью:


Джеффри Либер: Мне позвонили со студии и спросили, интересно ли мне подобное предложение. Я ответил, что безусловно и написал концепт, в котором сосредоточился на двух главных аспектах — социальном взаимодействии выживших и непосредственно самом выживании. В центр истории я поместил фигуры двух братьев, которые фактически исполняли роли Каина и Авеля. После крушения самолета она разделялись, и каждый из них становился лидером отдельной группы выживших — состоятельный брат со своими людьми оккупировал заброшенную крепость посреди джунглей, в то время, как бедный со своей командой оставался на пляже. Основным правилом, которого я придерживался при создании этого концепта, был гиперреализм. Я даже связывался с сотрудниками телеканала National Geographic, дабы они помогли мне найти реальный географический остров или архипелаг, где могло разворачиваться действие истории, который бы располагался вблизи от маршрута авиасообщения Сидней — Сан-Франциско. В один момент мне пришла в голову сцена, в которой выжившие вынуждены были сражаться с гигантской акулой, но я не стал включать ее в рукопись именно потому, что она не вписывалась в концепцию реализма.


Упор на социальное взаимодействие, наложенный поверх библейских стереотипов о Каине и Авеле, привел Либера к мрачным размышлениям на тему цивилизованности современного общества. Каждая из групп выживших символизировала противоположный подход к решению общей проблемы: люди, оставшиеся с "Авелем" пытались придерживаться идеалов гуманизма, в то время, как "каиниты" хотели выжить любой ценой и не гнушались убийств. Помимо этого сказывался и тот факт, что для автора это была первый сценарий, написанный для телевидения — Либер имел весьма смутное представление о стандартах вещания и возрастных ограничениях и включил в свой драфт пилота сцены, которые бы ни за что на свете не преодолели цензурный барьер:


Джеффри Либер: В рукописи была сцена, в которой ребенок говорил, указывая рукой в океан — "Смотрите! Там в воде плавают люди!", а потом камера подлетала ближе и зрители видели, что там плавают лишь десятки трупов, утонувших при крушении самолета. На этом моменте из хорроров и завершался мой сценарий пилота.


К сочельнику 2003 Либер завершил первый драфт и отправил рукопись по почте самому Брауну, однако автор изначальной идеи не оценил его творческих рвений. Выжившие, которые уже к концу пилота начинают превращаться в зверей и десятки трупов, плавающих в океане — это были совсем не те картины, что рисовались в воображении председателя правления ABC, когда он нежился под теплым гавайским солнцем с коктейлем в руках. Помимо этого сценарист обнаглел настолько, что посягнул на саму святую святых брауновского концепта — он осмелился поменять название.


Джеффри Либер: Мне казалось, что название "NOWHERE"("НИГДЕ") идеально отражает всю суть проекта. Это была идеальная склейка для трейлера: фрагмент диалога "Да где мы вообще, черт побери оказались?", после чего на экране появлялась огромная надпись "НИГДЕ".


Таким образом, всесильный руководитель телесети разочаровался в рукописи Либера уже в момент прочтения титульного листа. Впрочем, отказ от эффектного и лаконичного названия, придуманного самим Брауном был далеко не единственной проблемой первого драфта. Его излишняя мрачность, философичность, наличие серьезных тем и неприкрытой жестокости — все это совершенно не вписывалось в атмосферу ABC, который в ту пору позиционировал себя главным американским телеканалом для просмотра в кругу семьи.


Ллойд Браун: Я начал читать рукопись и возненавидел ее буквально с первых страниц. Этот драфт содержал в себе все то, чего опасались менеджеры компании, когда отговаривали меня от запуска данного проекта. Я был страшно разочарован этим сценарием. При этом уже на носу стоял пилотный сезон, и все понимали, что если не исправить сценарий в самое кратчайшее время, то придется откладывать съемки до следующего года. И тогда я сказал Тому: "Мы должны во что бы то ни стало запустить его уже в этом сезоне", и когда он удивленно посмотрел на меня, пояснил, что есть лишь один человек, который сможет совершить подобное чудо. Том тут же понял, о ком я говорю и кивнул в ответ. Речь, разумеется, шла о...


Бэтмене? Супермене? Так и представляется страница из комикса, где бедные топ-менеджеры крупнейшей телесети Америки в ужасе плачут, получив по почте излишне смелый сценарий. После этого они понимают, что спасти их сможет лишь благородный супергерой, один из них бежит на крышу, активирует заветный сигнал и всего через пару минут на помощь прилетает всемогущий...


Ллойд Браун: Спасти проект в столь сжатые сроки мог ТОЛЬКО Джей Джей


...Абрамс.

Ну что тут можно сказать: какие времена, такие и супергерои!





Статья написана 5 августа 2022 г. 15:19

Внимание: в целях иллюстрации уровня деградации нынешних сериалов франшизы "Стар Трек" статья содержит жесткие спойлеры!

Я всегда считал оригинальное телешоу 60-х слишком наивным и глупым. Я честно пытался втянуться в него, но у меня не получилось. Да, там был капитан и этот первый офицер, и они постоянно говорили о приключениях, но мне было мало одних разговоров. Потом, когда мы начали работать над перезапуском, я узнал, что оказывается есть еще куча сериалов и 10 кинофильмов, но я не стал их смотреть. Я не собирался становится студентом факультета "Стар трека", послушником или даже просто поклонником. Передо мной стояла совсем иная задача, и я думаю, что она дает мне большое преимущество перед теми, кто снимал эти фильмы до меня. Все дело в том, что я пытался снять просто фильм, а не сделать фильм о Стар треке.                                                                                     

                                                                                                                                    Дж. Дж. Абрамс о киноребуте "Стар Трек" (2009)

                                                      


                                                                                                I. What They Leave Behind

                                                              

13 мая 2005 года премьерой эпизода "These Are the Voyages..." завершился непрерывный 18-летний вояж "Стар Трека" в бурных водах американского телевидения. Начавшаяся с попытки по-быстрому срубить денег на успехе кирковских полнометражек, телевизионная франшиза "Следующего поколения" со временем эволюционировала в нечто большее. Для телевидения 80-х "Star Trek: The Next Generation" фактически оказался тем, чем для кинематографа прошлого десятилетия стали "Звездные Войны" — символом успеха и всеобщего зрительского признания концепции, в которую помимо ее создателей никто не верил. Изначально пребывая в положении незваных гостей, Пикару, Райкеру, Дейте, Ворфу и Джорди удалось заглянуть в окна практически каждой американской семьи, заставив потрепанных жизнью и возрастом обывателей изменить давно сформировавшееся у них мнение относительно качества целого жанра. И следом за первооткрывателем двинулась целая толпа последователей-спиноффов, раскрывающих ту же телевселенную под немного иным углом: первым стал "Дальний Космос 9", затем на встречу зрителям двинулись "Вояджер" с "Энтерпрайзом", и каждый следующий приходил на смену предыдущему, передавая им не только общее настроение, но и свою огромную аудиторию. 90-е стали золотой эрой не только для сеттинга Джина Родденберри (к тому времени уже покойного), но и для всего жанра телевизионной фантастики. Каждый год рождались новые телешоу, обыгрывающие свежие концепты — охота за пришельцами сменялась идеей серфинга по параллельным мирам, сериалы о путешественниках во времени конкурировали за внимание зрителей с жесткой космической сатирой. И все это время, посреди богатого на различные идеи телефантастического ренессанса, ослепительным маяком в ночи сияла франшиза "Стар Трек" — к началу нулевых зрителям уже даже начинало казаться, что традиционные семилетние вахты различных спиноффов будут сменять друг друга до бесконечности. Однако чертова усталость все же взяла свое — в эпоху четвертого сериала рейтинги заметно просели, из-за чего полет "Энтерпрайза" по телевизионным экранам оказался заметно короче, чем у предшественников — заместо традиционной семилетней вахты его вояж по телевизионным волнам продлился 4 года. Неоднозначный прием "Энтерпрайза" в первую очередь стал следствием необдуманной политики студии Paramount, которая год от года требовала у продюсерской команды Рика Бермана производить больше золота фильмов и сериалов, дабы максимизировать прибыли, получаемые от продажи различного мерчендайза, при этом полностью игнорируя тот факт, что франшиза уже и так давно пашет на пределе своих возможностей. Безостановочный конвейер спиноффов разогнал карусель до столь бешеных оборотов, что уже к началу трансляции второго сезона "Энтерпрайз" всем своим видом напоминал загнанную лошадь, которую давно пора пристрелить. К середине второго десятилетия, проведенного в телевизионном эфире, у "Стар Трека" начали иссякать идеи, и хоровод сериальных ответвлений, посвященных различным экипажам различных звездолетов, в итоге обернулся круговоротом одних и тех же сюжетов, когда классические эпизоды времен TNG приличия ради слегка припудривались другими авторами, после чего возвращались на экраны для вторичного (а в некоторых случаях даже и третичного) использования. Свет в конце туннеля замаячил лишь в начале четвертого сезона, когда создатели "Энтерпрайза" Рик Берман и Бреннон Брага — настоящие ветераны "Стар трека", отпахавшие по 10 сезонов над предыдущими сериалами франшизы, были отправлены на заслуженный отдых, уступив места шоураннеров сценаристу Мэнни Кото, принесшему с собой немало свежих идей. И замена рулевых несомненно пошла на пользу — сюжет сменил направление, поклонники начали вновь возвращаться к слегка позабытой франшизе и телевизионные рейтинги практически восстановились до прежних больших величин, однако в этот раз руководство оказалось непреклонным и сериал все же закрыли. В 2018 году один из создателей "Энтерпрайза" так прокомментировал ситуацию с его преждевременной отменой:


Бреннон Брага: Мне и по сей день совершенно не стыдно за это шоу. Даже совсем наоборот — в четвертом сезоне "Энтерпрайз" вновь занял лидирующую строчку в рейтингах и вместе с ними вернулась большая часть фанатов. Я к тому времени уже не был напрямую вовлечен в написание эпизодов, но не побоюсь это сказать — сериал должен был продолжаться еще как минимум три сезона, когда его прикрыли по велению студии. Причем, я уверен, что они и сами не хотели закрывать "Энтерпрайз", но кто-то заставил их это сделать. Разумеется, никто бы не смог принудить их закрыть франшизу во времена "Следующего Поколения", когда "Стар трек" приносил им громадное количество денег, но вот с "Энтерпрайзом" все сложилось иначе.                    


И экс-шоураннер бесспорно прав — все свидетельствует о том, что закрытие "Энтерпрайза" было продиктовано отнюдь не заботой о рейтингах, а исключительно разборками различных группировок внутри самой студии. Альма-матер всех сериалов о Треке являлась компания Paramount Domestic Television — телевизионное подразделение голливудской студии Paramount pictures, которая получила права на франшизу из рук самого Родденберри еще во второй половине 70-х. В 1994 основатель бизнес-холдинга "National Amusements" американский миллиардер Самнер Редстоун приобрел контрольный пакет акций материнской компании "Viacom", который делал его главным собственником киностудии и всех ее внутренних активов. Год спустя Редстоун совершил еще одну крупную сделку, присоединив к своей медиаимперии Columbia Broadcasting System, больше известную под аббревиатурой CBS — на тот момент крупнейшую телевещательную компанию в США. Таким образом, под контролем Редстоуна оказалось сразу несколько компаний, занимающихся одним и тем же делом — производством и дистрибуцией телевизионного контента, поэтому вполне логичным решением было объединить их в единую бизнес-структуру. Слияние всех телевизионных активов завершилось тем, что в 2004 году альма-матер телевизионных "Стар Треков" прекратила свое существование, став частью гораздо более крупной компании "CBS Paramount Network Television" (в 2006 году она вновь меняет название на "CBS Paramount Television", а с 2009 именуется просто "CBS Television Studios"). На первый взгляд кажется, что в ходе слияния компания просто сменила вывеску, однако именно образование "CBS Paramount Television" стало началом конца для всей вселенной имени Джина Родденберри, ведь по итогам первого же телевизионного сезона, проведенного после слияния, "Энтерпрайз" был отменен и вся остальная телефраншиза оказалась заброшена. Именно здесь, после слияния всех активов и образования нового юрлица и пролегает невидимая постороннему глазу черта, отделяющая некогда легендарное прошлое "Стар трека" от его крайне безрадостного будущего и настоящего. В том то и дело, что в процессе слияния сменилась не только вывеска, но и вся маркетинговая идеология: если старая добрая Paramount Domestic Television умела извлекать огромные прибыли из знаменитого бренда и готова была производить все новые и новые телепроекты во вселенной "Стар Трек", то созданная на ее основе "CBS Paramount Network Television" не желала иметь с франшизой Родденберри ничего общего.


Рик Берман: К моменту завершения "Энтерпрайза" Paramount Television уже прекратила свое существование. Студия была полностью поглощена CBS, на смену людям, с которыми я работал на протяжении 18 лет пришла абсолютно новая команда во главе с новыми студийными боссами, которые с самого начала ясно дали понять, что не заинтересованы в производстве новых стартрековских сериалов.


Непонимание между новой администрацией и продюсерами "Стар Трека" началось еще с самых первых дней, когда производство "Энтерпрайза" угодило в ведение CBS. По словам Бермана отношение руководства компании ко всей франшизе с самого начала носило враждебный характер — боссы CBS не понимали специфики фантастических сериалов на ТВ и даже не собирались в нее вникать. Они очень беспокоились о том, что зрителями "Стар Трека" преимущественно являлись молодые мужчины и ясно давали понять, что не заинтересованы в производстве сериалов со столь однобокой и узкой гендерной аудиторией.


Бреннон Брага: В один прекрасный момент кто-то из CBS на полном серьезе предложил нам сформировать из членов экипажа бойз бэнд, который бы каждую неделю исполнял по новому музыкальному хиту — им казалось, что это позволит привлечь к сериалу аудиторию из молоденьких девочек. Эта идея звучала смехотворно, и когда я об этом сказал напрямую, они ничего не ответили, но у меня сложилось впечатление, что после моих слов кто-то в руководстве затаил на нас серьезную обиду.


Самым главным боссом во всем семействе телевизионных студий и дочерних компаний CBS на тот момент являлся президент компании Лес Мунвес. В феврале 2006, то бишь через полгода после отмены "Энтерпрайза" бывший сотрудник Paramount television Даг Мирабелло прямо заявил, что закрытие сериала было личной инициативой Мунвеса. Со слов Мирабелло многие высокопоставленные сотрудники CBS возражали против такого решения, но Мунвесу удалось их переубедить, заверив, что будущее компании будет гораздо лучше без франшизы "Стар Трек".


Даг Мирабелло: Лес Мунвес ненавидит фантастику как жанр. Он считает его чем-то постыдным и грязным. Пока этот человек руководит компанией можете забыть о новых стартрековских сериалах.


И на самом деле, в этом нет ничего удивительного. Открою читателям страшный секрет Полишинеля — большинство топ-менеджеров крупных голливудских компаний недолюбливает фантастику с фэнтези, либо просто не понимают, каким образом эти жанры воздействуют на свою аудиторию. Однако в кино или телебизнесе любые личные отношения тут же отступают на второй план, стоит на горизонте замаячить огромной прибыли. Простой пример -, санкционируя молодому режиссеру Джеймсу Кэмерону съемки фильма со странным названием "Терминатор", сотрудники студии Orion Pictures даже не скрывали своего отвращения, открыто называя сценарий за его авторством куском де...ма, но при этом все равно финансировали картину, потому как она идеально соответствовала жанровым запросам аудитории. И к середине нулевых франшиза "Стар Трека" стала чем-то из той же оперы: топ-менеджеры могли не понимать и сотой доли того, что творилось на экране и испытывать глубокую неприязнь к реквизиту, гриму и расхаживающим по площадке людям в смешных одеждах с накладными резиновыми ушами, однако все их личные эмоции отступали на второй и даже третий план, поскольку она приносила создателям реальные деньги. Причем, эта прибыль даже не зависела от рейтингов текущего сериала или кассовых сборов очередной полнометражки — это была лишь приправа к главному блюду, ибо, как и в случае со "Звездными Войнами" основной доход франшизе приносили многомиллионные контракты с фирмами, специализирующимися на производстве игрушек, футболок, различных сувениров с символикой и прочего мерчендайза. Да, объемы продаж оного заметно уступали доходам дедушки Лукаса, однако даже если сравнить прибыль от мерчендайза "Star Wars" с огромной горой, разгрести которую под силу лишь трактору, в то время, как "Стар Трек" довольствовался лишь малым пригорком, где можно было легко обойтись и лопатой, это все равно были огромные деньги, для зарабатывания которых нужно было приложить совсем немного усилий. Телевизионщики не корпели над дизайном каждой фигурки и не вкладывали по десятку миллионов в рекламу, это был товар, который отлично продавал себя сам. Для успешного функционирования стартрековского станка по печатанию денежных купюр требовалось выполнять лишь одно простое условие — поддерживать франшизу на плаву, подпитывая ее все новыми проектами, причем, неважно успешными или нет, ибо сформировавшаяся фанбаза за счет мерча в любом случае все окупит. И это как раз то, чего CBS не собиралось делать НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, по крайней мере до тех пор, пока пост президента компании занимал мистер Мунвес.

На протяжении долгих лет CBS позиционировалась как главная телесеть в Америке — наиболее стабильный телеканал, который можно смотреть всей семьей. В эфире сети всегда преобладали наиболее стандартные жанры — ситкомы, мелодрамы, полицейские процедуралы, телевизионные шоу о деятельности медиков и адвокатов, и сама сетка вещания программировалась таким образом, чтобы одним силком зацепить оба пола и все возраста сразу. Лично у меня нет ни малейших сомнений, что Лес Мунвес искренне и всей душой ненавидел фантастику как жанр, но еще больше он ненавидел его непосредственную аудиторию. Репутация канала для всей семьи подразумевала и соответствующую рекламную политику, потому как считалось, что на протяжении всего телевизионного вечера вместе с другими членами у экрана будет сидеть и сам глава семьи, в качестве маркетологи CBS всегда представляли успешного состоятельного мужчину за 40 с собственным домом и как минимум парой автомобилей — человека, который уже полностью состоялся в жизни и теперь может позволить все, что он хочет. А тут этот ваш "Стар Трек" со своими нердами — нахальными, юными, дерзкими и по большей части совершенно неплатежеспособными, которые испортят не только безупречную репутацию, но и имидж канала, где стоит размещать рекламу дорогущих ювелирных украшений, автомобилей престиж класса и шикарных бунгало, предназначенную лишь для тех, кто может себе это позволить. Плюс, уже одним присутствием в сетке вещания "Стар Трек" разбивал всю корпоративную стратегию CBS, потому как у фантастические телешоу своя специфика — кто-то любит сериалы про инопланетян и полеты в открытый космос, но при этом есть немало людей, которые их на дух не переносят, а менеджеры CBS пытались выстроить свою сетку вещания так, чтобы понравиться сразу всем. Сколько бы денег не приносил "Стар Трек", они не смогут компенсировать такое количество проблем, а посему всем нам будет гораздо лучше без него — примерно так рассуждал Лес Мунвес в феврале 2005, когда уверенным движением опытного ассасина прикладывал подушку к лицу целой вселенной с почти 40-летней историей. Затем последовала пара минут бессмысленных трепыханий, после чего телевизионной франшизы не стало.        

Лес Мунвес, бывший президент и исполнительный директор CBS Corporation (1995 — 2018)





Статья написана 26 июня 2021 г. 18:41

                                                                                                   

                                                                                                                                            A man of intrigue, he lives for the thrill.

                                                                                                                                            Always has places to go, and people to kill.

                                                                                                                                            Danger is the game he plays, and he holds every card.

                                                                                                                                            'Cause if you wanna win, you gotta spy hard.

                                                                                                                                            A man of the world, so suave and discrete.

                                                                                                                                            He trips over the women piled up at his feet.

                                                                                                                                            But evil's lurking, so he's always on his guard.

                                                                                                                                            'Cause if you're gonna spy, you better spy hard.

                                                                                                                                            He's always there when the chips are beginning to fall.

                                                                                                                                            He wouldn't care if they kicked him and grabbed him

                                                                                                                                            And shot him and stabbed him

                                                                                                                                            And nailed both his ears to the wall.

                                                                                                                                                                  "Weird Al" Yankovic



В апреле 1953 книжное издательство "Jonathan Cape" выпускает "Casino Royale" — дебютный роман 45-летнего британца Иена Флеминга. По словам самого автора, работу над рукописью он начал... из страха перед женитьбой. Убежденного холостяка перспектива предстоящего брака пугала настолько, что проводя новогодние каникулы 1952 года в роскошном особняке на Ямайке, Флеминг решил дать выход своим эмоциям, сублимировав их в виде необычайно модного в то время жанра шпионского триллера. В британской литературе жанр "spy fiction" впервые возник сразу вскоре окончания Первой Мировой — истории реальных шпионов вроде полковника Редля и Маты Хари настолько увлекали авторов того времени, что среди литераторов, отметившихся в данном направлении, можно встретить даже имена Соммерсета Моэма и Генри Джеймса. После Второй Мировой и зловещих рассказов о деятельности тайных нацистских агентов интерес к жанру воспылал с новой силой, а там и начало Холодной Войны внесло свою лепту, возведя истории о противодействии доблестных англосаксов гнусным советским шпионам на пик популярности. И в своем литературном дебюте Флеминг тоже не хотел отставать от моды: главным героем книги являлся Джеймс Бонд — агент Секретной Службы Ее Королевского Величества (MI6), который по сюжету должен обыграть в турнире по баккара советского шпиона Ле Шиффра. Обычно героями шпионских историй становились простые люди со стороны (типичным примером такого подхода является роман Эрика Амблера "Маска Димитриоса", который был опубликован в 1939 и экранизирован в 1944), это по мнению авторов должно было подчеркивать контраст между аморальным шпионским ремеслом и жизнью простых обывателей, в которую те грубо вторгались. Однако и на ниве героизации секретных агентов Флеминг не стал первопроходцем; его всего-лишь на пару лет опередил другой британский автор — Десмонд Корри, в 1951 году опубликовавший первый роман о приключениях английского шпиона Джонни Федоры, и к моменту выхода "Казино" на прилавках появится уже третья книга из этого цикла. К 1971 году цикл Кори будет включать в себя 16 романов (то бишь на 5 больше, чем Флеминг успел написать на момент своей смерти), однако, невзирая на ранний старт, Федоре даже на 10 километров не удастся приблизиться к уровню популярности Бонда. И ответа на вопрос "Почему?", Вы не узнаете даже, если прочтете "Казино Рояль" несколько раз подряд от корки до корки. Просто осознанно или нет, Флемингу удалось провести параллели между своим героем и другим невероятно популярным персонажем тех лет и в результате этого синтеза дать читателям именно то, чего они ждали. В своей статье "Повествовательные структуры в произведениях Иена Флеминга" (1965) итальянский литературовед и историк Умберто Эко (будущий автор "Маятника Фуко" и "Имени Розы") проводит четкую грань между циклом о Бонде и прочими шпионскими произведениями того времени.


Умберто Эко: В пятидесятые годы традиционные детективы-расследования были вытеснены детективами «крутого действия», а в этом жанре едва ли не главной фигурой был Микки Спиллейн. Несомненно, что М. Спиллейну «Casino Royale» обя­зан по крайней мере двумя своими характерными чертами. Во-первых — образом главной героини, Веспер Линд, которая вызывает доверчивую любовь Бонда, но в конце оказывается агентом врага. В романе Спиллейна герой убил бы такую возлюбленную; у Флеминга девушке достает благоразумия покончить жизнь самоубийством. Но в ре­акции Бонда на ее смерть — характерное для героев Спил­лейна превращение любви в ненависть и нежности в ярость. Бонд сообщает по телефону в Лондон: «Эта сука уже мертва» — и на том кончается роман. Во-вторых, Бонда преследует воспоминание о некоем японце, специалисте по секретным кодам, которого он хладнокровно застрелил: японец работал на тридцать шестом этаже здания RCA в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке, а Бонд выстрелил в него из окна на сороко­вом этаже соседнего небоскреба. Не случайна аналогия: Майка Хаммера также преследует воспоминание о каком-то низкорослом японце, которого он убил в джунглях во время войны — правда, с гораздо большим, чем у Бонда, эмоциональным вовлечением (у Бонда убийство, разре­шенное ему официально как «агенту с двумя нулями», бо­лее асептично и бюрократично).


Спиллейн считался некоронованным королем бульварной литературы 50-х. Номинально его книги относились к тому же подвиду детективного жанра, что и романы, повествующие о деятельности других частных сыщиков-одиночек вроде Сэма Спейда, и Филипа Марлоу. однако на деле между ними имелось столько различий, что автор "Глубокого Сна" как-то нарек все творчество Спиллейна «смесью насилия и неприкрытой порнографии". В отличие от Чандлера или Хэммета, выстраивавших свои истории вокруг образов уязвимых одиноких волков, маленьких людей, которых порой приглашали решать проблемы больших, богатых и знаменитых, Спиллейну было откровенно плевать на все эти социальные контрасты вкупе с нуарной стилистикой. Закрученная детективная интрига? Хорошо проработанные персонажи с сильными диалогами? Междустрочные литературные месседжи? Спиллейн с самого начала понимал, что простому читателю нет дела до подобных высоких материй, все, что им нужно — лишь старое доброе ультранасилие, причем в промышленных дозах. Отказавшись от образа постоянно рефлексирующих детективов-философов в помятых жизнью костюмах, Микки выкатил на суд публики образ героя нового времени — нью-йоркского сыщика Майка Хаммера, который настолько не церемонится с представителями преступного мира, что мало кто из антагонистов книг Спиллейна доживал до последнего предложения. Расследования преступлений отошли на второй план, какие-либо прочие составляющие детективного жанра и вовсе исчезли — книги о Хаммере примерно на 90 процентов состояли из разборок героя со случайными громилами и секса с не менее случайными представительницами противоположного пола, причем, как и говорил в своем эссе Эко, у Спиллейна любовницы на одну ночь почти всегда оказывались продажными тварями и на последней странице встречали неминуемую смерть от пули, выпущенной из кольта сыщика, зачастую прямо в затылок. Даже названия книг сами говорят за себя — все эти " I, the Jury", "My Gun is Quick", "Vengeance Is Mine!", "Kiss Me, Deadly" представляют каноничные образчики переплетения фраз из заголовков желтушных газет, да и однотипные обложки, изображавшие полностью раздетых, либо лишь готовых к обнажению барышень всячески подчеркивали, какого уровня "повороты сюжета" поджидают читателя, начиная с первых страниц. Помимо этого Спиллейну приписывают множество хвастливых цитат, посвященных собственному творчеству, начиная с «Может быть мои книги и макулатура, но это ХОРОШАЯ макулатура» и «Эти надутые писатели никак не уяснят один простой факт – в мире потребляется гораздо больше соленых орешков, чем икры», заканчивая не менее классическим высказыванием «Я самый переводимый автор в мире после Ленина, Толстого, Горького и Жюля Верна. Вот только они-то уже умерли, а я жив». И что самое печальное, в последнем из них Микки даже не врал — когда в конце 80-х газета "New York Times" составила список из 30 самых продаваемых американских бестселлеров за полвека, СЕМЬ из романов этого топа принадлежали авторству Спиллейна. Так, король макулатуры и главный производитель просроченных орешков, которого классики жанра презрительно сравнивали с порноделами, оказался в первой тройке наиболее значимых американских писателей прошлого века.

Казалось бы, какое отношение король американских бульварных детективов о нью-йоркском сыщике без тормозов имеет к шпионским романам начинающего британского автора, посвященным агенту MI6? Самое, что ни на есть прямое. Уже в третьей главе начальник MI6 по кличке M именует героя его кодовым именем 007, а потом как бы вскользь отмечается, что эти два нуля означают выданную британским правительством пресловутую "лицензию на убийство". Ну то есть, как и Майк Хаммер, Бонд может спокойно устранить любого, кто встанет у него на пути, однако в отличие от героя Спиллейна, 007 обладает почти официальной индульгенцией на применение любого насилия, иными словами, он — всего-лишь киллер на службе правительства. И здесь возникает первая серьезная проблема с восприятием этого персонажа, поскольку, невзирая на все слова Флеминга о том, что Бонд ни в коем случае я не является героем в самом, что ни на есть классическом понимании данного термина, благодаря ограниченному арсеналу его писательских возможностей и инструментов, аудитория все же считает его таковым. Та четкая грань, очерченная между образом героя, которому читатель должен сопереживать изо всех сил, и всего-лишь центрального протагониста, чьи поступки вызывают у аудитории эмоции совершенно иного спектра, на страницах книг Флеминга размыта до неприличия. Справедливости ради, тот же Хаммер никогда не подавался Спиллейном как положительный персонаж, и это одна из причин, по которой его книги пользовались таким ошеломляющим спросом у публики — читателям нравилась предоставленная автором уникальная возможность смотреть на мир глазами плохого парня. Примерно по той же схеме работал и другой знаменитый литературный цикл, также начавшийся в середине 50-х — серия романов Патриции Хайсмит, посвященная хладнокровному манипулятору и убийце Тому Рипли, центральный персонаж которой втирался в доверие к разным людям, после чего разрушал жизни, а иногда и вовсе забирал их, не испытывая при этом ни малейших эмоций и угрызений. Однако Бонд вылеплен из совершенно другого теста, и автор ни на секунду не заставит читателя усомниться в правильности поступков своего персонажа. Уже на двадцатой странице Флеминг прямо дает понять, что в лишении жизни во имя государства нет ничего предосудительного, что в шпионаже убийство — обычное дело, что все окружающие считают агентов с двумя нулями чуть не героями, в то время, как они всего-лишь делают свою работу.


— Мне очень завидовали девушки из бюро, но они не знали, в чем суть дела. Им было известно только, что мне предстоит работать с одним из двойных нулей. Вы все, разумеется, наши герои. Мне, правда, это тоже льстило.

Получить два нуля не трудно, если готов убивать, — сказал Бонд. — Таков смысл такого номера, и гордиться тут особенно нечем. Я обязан своими нулями трупам японского эксперта по шифрам в Нью-Йорке и двойного норвежского агента в Стокгольме. Вероятно, они были вполне нормальные люди. Но их закрутило в мировом водовороте так же, как югослава, которого убрал Тито. Все это очень сложно, но, когда это твоя работа, делаешь то, что тебе говорят. Как вам яйцо с икрой?

                                                                                                                                                              Иен Флеминг "Казино Рояль"


Да, на протяжении первой книги Бонд почти не пользуется дарованной ему лицензией — большинство врагов погибают в результате самообороны, Ле Шиффра в итоге убивает агент советской контрразведки СМЕРШ (которая была распущена еще в 1945 и никогда не действовала за пределами СССР, однако Флеминг был свято убежден в том, что расшифровка аббревиатуры "Смерть шпионам" распространяется вообще на всех вражеских агентов, работающих и в других странах), а оказавшаяся предательницей Веспер Линд добровольно кончает собой. И здесь в полной мере проявляется одна из типичных особенностей авторского стиля Флеминга — он может на протяжении многих страниц описывать любовные сцены между Бондом и Веспер, но при этом практически никогда не впускает читателя внутрь его головы. Что он чувствует на самом деле, о чем мечтает, любые чувства и мысли, не связанные с исполнением его профессиональных обязанностей — все это находится между строк, ибо сам Бонд у Флеминга донельзя механистичен. Единственный раз, когда читателя допускают в самую святая святых, позволяя полюбоваться в зеркало души главного героя — последний абзац, который своей неприкрытой агрессией и рубленными формулировками опять-таки напоминает стиль некоронованного короля Микки.


В этом была вся суть русской машины. Ее двигателем был страх, при котором человеку безопаснее идти вперед, чем отступить. Иди на врага, и его пуля, может быть, пролетит мимо. Отступи, сделай шаг в сторону — и пуля не пощадит. Теперь его цель — рука с кнутом и пистолетом. Разведка пусть остается за мальчиками с белыми воротничками. Пусть они посылают и ловят агентов. Он же займется теми, чьего удара в спину боятся люди. Страхом, который делает их агентами. Зазвонил телефон. Бонд снял трубку. На проводе было «звено», офицер наружной связи, единственный человек в Лондоне, с которым разрешалось связываться по телефону из-за границы при крайней необходимости. — 007 у телефона. Говорю по открытой линии. Срочная информация. Вы меня слышите? Немедленно передайте: «3030 был двойным агентом, работающим на красных». Да, черт возьми, я сказал «был». Эта сука сдохла.

                                                                                                                                                              Иен Флеминг "Казино Рояль"


Квинтэссенция прозы Флеминга, вся суть его литературного стиля и одновременно картина внутреннего мира героя в одном абзаце. Нагромождение пустых фраз, выдаваемых за наличие какой-либо мысли. Женщина, которую герой лишь страницу назад звал "любимой" мигом превращается в "суку, которая сдохла" — не хватает лишь контрольного выстрела в затылок бывшей возлюбленной под аккомпанемент типичной пошлости из книг американского собрата по цеху в духе «Вокруг было белым-бело. Снег скрыл под собой всю грязь и мерзость — сама природа исправляла собственные грехи». И тем не менее, вслед за некоронованным королем макулатуры, Флемингу все же удалось дать читателям то, что им нужно — первый тираж романа составил 4728 экземпляра, и он полностью разошелся в Британии всего-лишь за месяц. Окрыленный успехом, автор тут же садится за написание продолжения, после чего новые книги о Бонде будут выходить стабильно раз в год: 1954 - "Live and Let Die", 1955 — "Moonraker", 1956 — "Diamonds Are Forever", 1957 — "From Russia, with Love ", при этом несложно заметить, что названия опусов Флеминга в изобретательности не сильно уступают конструктору бульварных заголовков за авторством Спиллейна, только без неизменных полуголых барышень на обложках. Пятая книга завершалась массированным клиффхэнгером — в финале "Из России с любовью" Бонд предположительно погибал от рук резидентки СМЕРШ с прекрасным русским именем Роза Клебб. Литературоведы до сих пор спорят о том, зачем автору понадобилось завершать роман столь открытой концовкой, но наиболее очевидный вариант — на тот момент Флеминг уже настолько устал от своего героя, что решил пойти по пути, проложенному еще создателем Шерлока Холмса. В том же году он выпустил свою первую научно-публицистическую книгу, посвященную контрабанде алмазов из Южной Африки, и если бы она пользовалась успехом, с Бондом бы было покончено. Однако "The Diamond Smugglers" (1957) не стала бестселлером, поэтому Флемингу ничего не оставалось как сделать своему герою дыхание рот в рот и вновь запустить конвейер по-полной: 1958 — "Dr. No", 1959 — "Goldfinger", 1960 — первый сборник рассказов о Бонде "For Your Eyes Only". При этом важно отметить, что вплоть до начала 60-х романы Флеминга пользовались успехом исключительно в Великобритании, в то время, как Новый Свет демонстративно воротил от них нос — то ли потому, что спесивым янки сложно было сопереживать успехам сотрудника службы Ее Величества, то ли от того, что у них уже был свой некоронованный король с его майкхаммером. К примеру, первый тираж "Казино Рояль" в Штатах составил лишь 3000 экземпляров и в отличие от родины автора не разошелся полностью и за 5 лет. Однако все изменилось в 1961 году, когда 35-й Президент Соединенных Штатов Джон Ф. Кеннеди в интервью "Life Magazine" огласил десятку своих любимых романов, почетное место в которой занимала "Из России с любовью". Американские тиражи книг Флеминга тут же выросли до небес, после чего бондомания перестала считаться исконно британским локальным явлением и приобрела международный охват.







  Подписка

Количество подписчиков: 522

⇑ Наверх