Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 октября 2014 г. 17:24

Аннотация:

Когда она была маленькой девочкой, Дейзи Эпплби погибла в аварии. Спустя секунды после несчастного случая, ее вернули к жизни.

Секретное государственное агентство разработало препарат под названием “Оживление”, который воскрешает людей, и Дейзи Эпплби, тест-объект, была оживлена пять раз за пятнадцать лет. Дейзи не боится невероятных опасностей, зная, что она может победить смерть, но каждая новая смерть – это новое имя, новый город, новая жизнь. Когда она встречает Мэтта МакКина, Дейзи начинает задумываться об этичности “Оживления”, и когда она узнает об истинных целях агентства, то понимает, что она впуталась в нечто столь большое и зловещее, что не могла себе этого представить.




Люди часто боятся смерти из-за её внезапности и неотвратимости. Недоделанные дела, жажда познания, тревога о близких, поводов для беспокойств — бесчисленное множество. Тем более что смерть ждёт каждого, подстерегая в бассейне, на дороге или поблизости от пчелиного роя. Смерть изобретательна и хитра, но что, если существует препарат, способный воскрешать погибших? Разумеется, абсолютной гарантии он не дает, но даже такой шанс серьезно меняет положение дел.

Главная героиня романа, Дейзи Вест, уже много раз возвращалась с того света, и смерть не пугает её так, как прежде. Частые переезды и медицинские обследования вошли в привычку, однако очередной город и новая школа меняют устоявшийся порядок. Дружба с веселой однокласницей и любовь к её брату толкают Дейзи на неожиданные поступки. Здесь стоит сделать паузу, чтобы подробнее поговорить об авторе "Шестой жизни Дейзи Вест"Патрик Кэт.

Ее дебютный роман "Воспоминания о будущем" точно также имел весьма перспективную, интригующую завязку, однако автор не смогла полноценно использовать фантастическую способность героини и быстро свела сюжет к обычной любовной истории. Тем не менее, можно было надеяться, что она набралась опыта и следующая книга получится интереснее. Увы, Кэт сделала совершенно противоположные выводы.

В "Шестой жизни..." автор также довольно живо описывает развлечения старшеклассниц, старательно воспроизводит их милое, но пустое щебетание, охотно задерживается на размышлениях о возлюбленном. А вот фантастический элемент — препарат "Воскрешение" — автор использует крайне редко, лишь для завязки романа и рассуждений на тему морально-этических, психологических и философских дилемм. Система тайных испытаний препарата, секретные агенты и работа под прикрытием слишком сильно отдают шаблонами Голливуда.

Впрочем, помимо прочего, Кэт затронула очень тонкую и актуальную тему — последние месяцы жизни смертельно больных людей. Как поддержать человека, который знает, что обречен? Как перенести ожидание потери, выдержать приступы отчаяния и не поддаваться ложным надеждам? К сожалению, этого оказывается недостаточно, чтобы перебить приторную ванильность романтики. И даже миндальная горечь тяжелой потери лишь оттеняет розовую историю о первой девичьей любви.

В основном сюжет катится по рельсам стандартного подросткового любовного романа, делая остановки на станциях, где поднимаются вышеописанные вопросы, и лишь на старте и на финише, въезжает в тоннель секретных служб и агентурной работы. Такие вещи легко читаются и столь же легко забываются, обеспечивая автору успех среди целевой аудитории, но лишая возможности выбраться из загнанной в узкие жанровые рамки ниши.

Итог: заурядный подростковый любовно-приключенческий роман.

Моя оценка: 6/10


Статья написана 20 октября 2014 г. 17:28

Аннотация:

Так бывает, что ужасы из страшных рассказов оказываются сущим пустяком по сравнению с обыденностью военного похода. Армия халифа аль-Мамуна воюет со странной сектой карматов, последователи которой проповедуют равенство, братство и скорый рай на земле. Воинов стращали нечистью и нелюдью, но все оказалось гораздо хуже: люди сталкиваются с превосходящими в числе армиями противника, трусостью военачальников, предательством братьев по оружию, голодом и... местными жителями, для которых слова «быть человеком» давно означают что-то другое. Поэтому, встретив наконец нечисть, многие вздохнут с облегчением: убивая чудовище, можно не искать оправданий. Но гражданская война — это всегда война между людьми, и в конечном счете неизбежен вопрос: все ли она спишет? И кому придется платить по счетам?




Над пустынными песками и изумрудно-зелеными полями, по изломанным горным проходам и широким дорогам далеко разносится стальное бряцание, мерный топот и конское ржание. Сквозь тучи пыли неумолимо шагают длинные колонны пехоты, несутся быстрые патрули джунгаров, ползут шумные вереницы обозов. Халиф Аммар лично повел армию в поход, чтобы сокрушить секту карматов, осмелившихся терзать набегами жителей аш-Шарийа. Если предыдущая часть романа-эпопеи "Золотая богиня", "Сторож брату своему", описывала распадающийся, умирающий мир, то вторая часть, роман "Кладезь бездны", полностью посвящен схватке.

Схватке человеческого государства, возведенного на законах шарийа, на заповедях Всевышнего и проповедях Али, отягощенного всеми присущими людям слабостями — ложью, леностью, коварством и алчностью, и государства не просто сумеречного, но насквозь пронизанного темными демоническими страстями, в котором жители почти перешагнули призрачную границу, отделяющую людей от нечисти. Схватке Стража Престола со своим предназначением, потому что даже приняв фирман, Тарег по-своему понимает служение Клятве и продолжает прокладывать собственный путь. По-прежнему князь Полдореа готов бросить вызов любому, кто покусится на его свободу воли, свободу чести и свободу выбора, будь тот хоть халифом, хоть богиней, хоть ангелом Всевышнего.

Если говорить о языке и стиле, то с одной стороны, Медведевич по-прежнему сохраняет безжалостно обыденную натуралистичность, но с другой — отдаляется от былых пространных и витиеватых красивостей, укрепляясь в более четком и даже немного чеканном слоге. Отчасти это несомненно сокращает титанический объем и увеличивает темп событий, однако, также порой теряется многомерность и глубина повествования. Впрочем, афористичность никуда не делась, многие фразы вполне претендуют на звание прекрасных и ярких цитат.

В то время, как "Сторож брату своему" закладывал основу для дилогии, уподобляясь запутанному лабиринту борьбы Тарега и Клятвы, его тщетных исканий и отчаянных метаний, "Кладезь бездны" предстает скорее градом выпущенных стрел, каждая из которых является отдельной сюжетной нитью, и ни одна из них уже не может прервать свой стремительный и гибельный полет. Роман наполнен звенящей, словно туго натянутая струна, предопределенностью. Но ощущение обреченности получилось скорее собранным, решительным и жестким, чем мрачным или унылым.

При глобальном рассмотрении мы имеем два крупных конфликта — в человеческом и сумеречном мирах. Волшебство у Медведевич всегда получается завораживающе чужим, таинственно зыбким и стильно колоритным. Дэвы и гули, аждахаки и джинны довольно редко встречаются в книгах, делая "Кладезь бездны" еще более необычным и затягивающим. Остряк и поэт Имруулькайс, верный и жестокий Меамори, опасная и хищная Варуна — они оттеняют людей своими пугающими, чудными и чужими манерами. Однако сумеречный конфликт проявляется небольшими порциями, развиваясь довольно прямолинейно. Переродившейся в демона богине и Тарегу суждено сойтись в поединке, неважно, желают они того или нет.

Человеческое же в романе и сложнее, и проще одновременно. Да, помимо огромных батальных полотен, когда в схватке сходятся многотысячные войска, здесь сплетаются клубки интриг, вновь поднимаются мятежи и пылают города. Более того, автор вновь поднимает вопрос о грани, отделяющей человека от нечисти. И на сей раз уже Тарег считает, что именно простые люди легко и без угрызений совести творят немыслимые зверства. Не сказочные чудовища, не коварные демоны, но торговцы, обычные земледельцы и воины. С другой стороны, описываемые события все больше напоминают современный мир со всеми его пороками, до боли знакомыми приемами и методами. Пропаганда, когда людей одурманивают возвышенной ложью, чтобы бросить в топку войны. Тактика прагматичного шантажа и заложников, использование обманутых марионеток, разветвленная сеть шпионов и кураторов.

Самым же основным вопросом стала судьба Тарега, который вновь стал ястребом и клинком халифа, подлинным Стражем Престола. Который вновь готов платить великую цену за спокойствие аш-Шарийа, готов стирать города, преследовать врагов, обезглавить государство, если понадобится. Ключевое слово — "вновь". Конфликт человеческого мировоззрения и сумеречного уже присутствовал в "Ястребе Халифа", и тогда он завершился погружением Тарега в сон. Халиф аль-Мамун придерживается более мягких взглядов относительно сумеречника, однако общество почти не претерпело изменений. Прежними остались фанатизм толпы, страх богачей и ненависть соперников при дворе. И потому закручивая новую спираль печальной истории о приговоренном к вечной битве князе Полдореа, Медведевич оказалась перед сложным выбором. Или повторить старый итог, или же сломать имеющиеся рамки, найти иной выход и навязать любимому миру новую форму.

Пожалуй, следует отдельно предупредить читателей, что очень желательно обновить в памяти события первого тома дилогии, чтобы восстановить расклад сил и освежить характеры второстепенных персонажей. Жаль, что немалое число потенциально весьма интересных линий так и остались протянуты в будущее. Впрочем, это отчасти оправданно, поскольку подчеркивает иное мироощущение сумеречных существ. То время, за которое успевает смениться несколько поколений простых смертных, джинны или аль-самийа едва замечают, не спеша сводя счеты или выстраивая далеко идущие планы. Планы, которым, вероятно, уже не суждено сбыться...

Итог: жесткое батальное восточное фэнтези с философско-психологическим подтекстом.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 8 октября 2014 г. 17:16

Аннотация:

Дорминиканская империя – могущественное государство, которым с давних времен правит император Стефан Дорминикос. Сами Ангелы разделили его душу на три ипостаси, которые исправно сменяются на престоле под присмотром магов-Эталонов и верной стражи – Белых и Золотых Кушаков. Но никакая империя не обходится без теневого мира – криминального дна. Этот мир называется Кругом.

В железной организации, выкованной из воровского отребья, контрабандист Дрот занимает при главаре важную должность. Его работа – копать и разнюхивать. Выявлять предателей и шпионов, внедряться в соперничающие банды и срывать их замыслы. Острый Нос – чрезвычайно опасная профессия, и Дрот в ней один из лучших.

Получив приказ разобраться с очередной преступной группировкой, бросившей вызов его боссу, он вынужден пойти против людей, среди которых родился и вырос – и к которым поклялся не возвращаться никогда.




В фэнтези, и не только, книги нередко посвящены великим империям, победоносным легионам, закованным в сияющие доспехи гвардейцам, пышным балам, хитроумным придворным и решительным правителям. Но есть и другие империи — теневые. Круг, царство воровства и убийств, где каждый сызмальства учится обманывать, предавать и грабить. В его рядах полным полно отпетых мошенников, пройдох и душегубов: Щипачи, Резуны, Хвосторезы, Живодеры, Дубы — все они являются частью теневой стороны величественной имперской столицы, Илдрекки. А там, где власть и богатство, всегда найдется желающий урвать побольше. И щепетильность здесь явно не в ходу.

Дебютный роман Дугласа Хьюлика "Свой среди воров" можно смело отнести к весьма удачным образцам воровского фэнтези. Главный герой, Дрот, занимается тем, что сперва собирает всевозможные сплетни, вынюхивает подозрительные слухи, добывает ценные сведения, а затем тщательно анализирует и складывает полную картину. Правда, заодно ему приходится изрядно побегать, угодить в кучу передряг, сражаться и вести переговоры, а в конце концов еще и делать тяжелый выбор между несколькими сторонами, у которого нет правильного ответа. Зато есть влиятельные враги, разрушенная дружба и угроза близким.

Начиная с малозначительных событий, автор поэтапно разворачивает перед нами все новые и новые уровни рискованной, смертельно опасной, но невероятно затягивающей игры. Игры между отдельными бандитами, преступными организациями и теневыми воротилами — Серыми Принцами. Вовлечены оказываются имперские легионеры и ищейки, даже косвенно сам Император причастен к развернувшемуся противостоянию. Удачное соединение детективных линий, политических интриг и динамичного экшена делает развитие сюжета весьма увлекательным и непредсказуемым. С течением времени все события оказываются взаимосвязанными, выстраиваясь в четкую и логичную схему. Правда, перед этим герою предстоит пережить немало испытаний и наделать немало глупостей из-за неосведомленности.

Радует, что выдумав довольно необычное мироустройство, Хьюлик не поленился учесть, что преступнику, пусть и специализирующемуся на работе с информацией, вряд ли известны все тонкости магии и тайны имперской истории. Судя по аккуратно расставленным подсказкам, прошлое Императора, а точнее его трех воплощений, еще сыграет важную роль. Равно как и тайны имперских магов — Эталонов и история Исидора, Короля-Тени, который некогда сумел объединить и возглавить Круг. Впрочем, сюжетная линия первого романа полностью завершена. Враги или побеждены, или отброшены, союзники определены, назревшие конфликты разрешены.

По легкому авантюрному стилю "Свой среди воров" отчасти напоминает "Хроники Сиалы" Пехова, также есть общее в структуре сюжета с циклом "Город Осень" Корнева. Несмотря на формальную близость к темному фэнтези, в произведении не так уж много натуралистичных жестких сцен. Шокировав читателя в первой главе, в дальнейшем автор лишь несколько раз обращается к приемам темного жанра. Что, впрочем, не отменяет черной иронии, хлесткого цинизма и — на это следует особо обратить внимание — воровского жаргона, которого в книге прилично. Переводчица сообщала в своем блоге о том, что редактор выбрал более прямолинейную и грубую систему перевода терминов, нежели предлагалось. Также редактура добавила некоторые стилистические ошибки, впрочем, практически не бросающиеся в глаза.

Хотя приключенческая направленность не подразумевает сложных психологических сцен и философских рассуждений, автор не поленился добавить эмоций, заставил Дрота меняться, проводить переоценку ценностей, находить выход из неразрешимых дилемм, но главным мотивом стало действие во имя цели. Цели заоблачной и недосягаемой, большей, чем банальная нажива или кусок власти. Цели, ради которой стоит жить и стоит умереть.

Итог: отличное воровское темно-авантюрное фэнтези.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 16 сентября 2014 г. 17:52

Аннотация:

Учительница литературы Соня Витглиц каждое утро просыпается от боли. Её ждут лицеисты, уроки, контрольные работы — рутина. И такой же рутиной стало для неё второе обличье лицея: жуткое, невероятное, засекреченное. Впрочем, мир Сони Витглиц пережил два Сдвига — нарушения пространственно-временного континуума, — и обзавелся многими страшными секретами. Но почему она боится появления второго учителя литературы — своей замены? Почему прибыл новый начальник службы безопасности?

В противостоянии безжалостных спецслужб и столь же безжалостных законов Мироздания судьба человека — песчинка. Но и она может остановить адский механизм.




В своем новом романе "Замена" Сергей Цикавый рассказывает странную историю, до предела насыщенную образами и мыслями, посвященную странной учительнице — Соне Витглиц. Вообще, определение "странный" идеально подходит почти к любому фрагменту книги или детали антуража, к загадочному лицею, всесильному концерну "Соулу" и сверхсуществам, которых называют Ангелами. Также оно предельно точно характеризует художественный стиль и структуру сюжета. Но не будем забегать вперед.

Будущее в изложении Цикавого принесло Земле трудно объяснимые наукой катаклизмы — Хроноблему, Осцилляции и Ангелов, которые, пробуждаясь, уничтожают всё вокруг. Привычное устройство мира рухнуло в одночасье, как любят писать в аннотациях к постапокалиптическим боевикам. Однако в "Замене" автор рисует пусть и пошатнувшееся, но вполне жизнеспособное и даже относительно благополучное общество. Если, впрочем, не заглядывать на окраины пригодных для жизни территорий, где ютятся те, кому повезло пережить острую фазу катаклизмов, но не удалось перебраться в безопасные районы. Тем не менее, речь пойдет о более глубоких и менее очевидных проблемах, которые только ждут своего момента, чтобы развернуться во всей красе. Ангелы, сверхсущества, проклевывающиеся в человеческих душах опасные семена и распускающиеся во всей жестокой красоте невиданные цветки микрокосмов, убивающие и стирающие наш мир. Их можно уничтожать ценой огромных жертв, а можно предотвращать их появление, тщательно и методично отделяя зерна от плевел.

И вот тогда мы подходим к главному — мир, цивилизация, концерн, лицей — все это лишь фон для плавно разворачивающейся истории. Истории, где до безумия красочно и синестетически образно смешаны звуки и цвета, эмоции и слова, мысли и жесты, дыхание и шаги. Как и в дебютном романе "Шаги в глубину", Цикавый подгоняет героиню неумолимым кнутом подступающей болезни, но уже не безумия, как можно было бы предположить, а раковой опухоли. Средство вновь срабатывает безотказно, обостряя конфликты, усиливая эмоции, подчеркивая ключевые мысли. Соня кружит по тропинкам и коридорам, раскрывается в классах, прячется в раковину отстраненности в учительской, преодолевает приступы боли и терпеливо ждет по вечерам чего-то... или уже ничего не ждет, довольствуясь имеющимся.

Автор охотно прибегает к подчеркнуто лаконичным и рубленым диалогам, запомнившимся еще по его дебютному роману, щедро рассыпает медицинские и физические термины, а потом легко переходит к литературным вставкам и фотоэтюдам. Словно фотограф, он меняет экспозицию и фокус, чтобы то поймать фон, то сосредоточиться на переднем плане, то и вовсе уловить одну единственную точку — душу и сознание Сони Витглиц. Не только учительницы литературы, но и Проводника — человека, способного проникнуть в раскрывающийся микрокосм Ангела, оказаться среди переливающихся игл или нитей, бездны или шпилей, буйства красок и ароматов, а затем убить рождающееся существо.

После множества неожиданных перемен и вороха новостей, порой возникает ощущение, что автор многократно или переписывал произведение, или даже пересматривал основную идею, настолько резкими оказываются некоторые повороты сюжета, настолько многообещающими выглядят слишком быстро свернутые или недостаточно раскрытые линии. Иногда от книги веет пьянящей вседозволенностью, свойственно аниме, но если брать все произведение целиком, то ближайшее сравнение — это "Vita nostra" Дяченко, написанная дуэтом Олди. Точно такое же сочетание мозговыворачивающих аллегорий и красочного языка. Цель же проста — полнее раскрыть душу героини, пробить скорлупу бесстрастия, обрести ответ на вопрос, что такое человечность, показав, что одинокое "я" несовершенно, а замкнутое эго — уязвимо.

Итог: психологическая фантастика в необычном и красочном исполнении.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 9 сентября 2014 г. 17:54

Аннотация:

Этот мир умирает.

Мир, в котором дикая магия исходит из гниющих трупов богов, в котором отчаявшиеся тираны сражаются за исчезающие ресурсы, в котором оборотни превращаются в огромных и невероятно умных зверей, а ненасытные демоны оккупировали северные горы. Мир, в котором единственное различие между героем и убийцей – это оправдание своим деяниям.

Но даже в этом мире все еще есть сопротивление. Когда два стареющих воина спасают молодого повстанца, это становится началом непростого союза. Союза против тирании, который состоит из самодовольных бандитов, искалеченных перебежчиков и аморальных наемников. Поистине мрачная компания…




К жанру темного фэнтези относится не так уж много книг, если сравнивать с другими разновидностями фэнтези и фантастики. Тем не менее, и здесь есть удачные произведения, сумевшие обрести известность за пределами жанровой аудитории и ставшие своего рода эталонами жанра. Одним из таких эталонов оказался цикл Джо Аберкромби "Земной круг", в частности дебютная трилогия "Первый закон", подарившая автору всемирную известность. Дебютный роман Люка Скалла "Грозный отряд" во многом похож на трилогию Аберкромби, по крайней мере, если руководствоваться внешними критериями.

Сходство начинается с типажей героев — изгнанные северяне, самонадеянный юноша, обозленный калека — однако подобные персонажи не являются изобретением или собственностью Аберкромби. Также как и в "Первом законе", в мире "Грозного отряда" идет многолетнее противостояние между волшебниками, отчасти совпадают стили, впрочем, сдержанность в красках и описаниях, использование рубленых фраз и грязный натурализм, также встречались прежде, до Аберкромби. Зато в плане мироконструирования Скалл взял за основу не Средневековье, а смесь постапокалиптики и фэнтези, причем результат заслуживает того, чтобы обсудить его подробнее.

Фантазия автора сотворила некогда величественный мир, который после того, как лорды-маги низвергли богов с неба, обречен на неумолимое угасание. На смену Веку Раздора пришел Век Разрушения. С Хребта Дьяволов спускаются демоны и магическая мерзость, бушуют после падения богов моря, извергая дохлую рыбу, а умирающая земля дает все меньшие урожаи. Опасность может угрожать на каждом шагу, но при этом ощущение полного краха еще не возникло. Мир только замер на пороге пропасти, однако его усиленно подталкивают к обрыву. Но кто?

Кто, спросите вы? Все. Начиная от самих лордов-магов и заканчивая обычными людьми. Первые бьются за власть, за дарующие могущество и энергию останки богов. Простолюдины борются за свободу, не желая более терпеть гнет тирана. А богачи и вожди сражаются за теплые места и сытные куски истерзанного пирога, в роли которого выступают уцелевшие города. Власть есть власть, свобода есть свобода. Не одно так другое пьянит человека, лишая разума и толкая на отчаянные поступки. И неважно, что плоды будут совсем не теми, на которые рассчитывали герои.

К слову, о героях. Скалл ведет сразу несколько сюжетных линий, плавно сводя их к финалу, чтобы вновь разбросать персонажей в разные стороны. Несмотря на обилие персонажей, роман получился весьма динамичным и увлекательным. Сказался и высокий темп событий, когда каждая страница может ознаменовать крушение надежд, предательство или поражение. Впрочем, даже победа здесь оказывается со вкусом горечи. Борьба жителей Сонливии с тираном Салазаром, война между Салазаром и другими лордами-магами, вражда вождей в северных горах и повсеместные нападения магических тварей на людей. Большое количество действующих лиц и высокая концентрация экшена дают довольно неплохой результат.

Несмотря на аккуратно подытоженную промежуточную концовку, в которой Скалл завершает начатые сюжетные линии, он тут же намечает новые. Кроме того, судя по намекам, в ближайшем будущем этому миру предстоит пережить немало кровопролитных войн и вторжений. А значит, новые книги будут еще более увлекательными.

Итог: темное фэнтези, в котором сочетаются грязь, жестокость и коварство.

Моя оценка: 8/10





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх