Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 апреля 2015 г. 18:15

Аннотация:

Однажды на Заграту, одну из рядовых планет Герметикона, прибывает цеппель «Пытливый амуш» с экипажем из самых разнообразных людей, найденных по всей вселенной. Собрал из всех и объединил в одну команду Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур — адиген, дар и бамбадао.

А на спокойной, провинциальной планете события катятся, как снежный ком — война, революция, погромы и грабежи. Там опасно для наследников престола и простых алхимиков, в чем и предстоит убедиться Андреасу О. Мерсе.

Но все это — совсем не повод для мессера Помпилио не достигнуть поставленной цели, ибо он — адиген, а значит, мир неважен...




Что толкает людей на безумные поступки, заставляет идти против всего мира, сокрушать государства, отправляться в рискованные странствия? Жадность, ненависть, злоба и зависть? Или же, быть может, все дело в отваге, верности, гордости и чувстве вины? Гении и злодеи, герои и мерзавцы, их полным полно в мирах Герметикона, но волей судьбы дороги нескольких человек пересекутся на провинциальной планете Заграта.

На первый взгляд, роман Вадима Панова "Последний адмирал Заграты" кажется простой, нарочито контрастной и плоской картинкой, где черное и белое четко разнесены по разные стороны баррикад. Хитрый мятежник Нестор, чересчур прямодушный король Генрих, высокомерный путешественник Помпилио, наемник и бамбадир Феликс, а также множество других ярких персонажей. Полюбовались? А теперь автор играючи смешивает краски, насыщая палитру глубокими тонами, добавляя неожиданные оттенки, щедро разбрасывая тени намеков и накладывая дополнительные слои.

Под пестрым мельтешением традиций и обычаев разных народов, под вычурными названиями и манерами, под авантюрной романтикой и веселыми приключениями обнаруживается довольно непростой расклад политических сил, где каждый из игроков не только преследует свои собственные цели, но и норовит обвести вокруг пальца временных союзников. Поводом для противостояния становятся запасы нефы, расположенные в недрах пустынь. Могущественная Компания жаждет овладеть ценным ресурсом, а заодно, не мелочась, и всей планетой. И потому в ход идет старый принцип "разделяй и властвуй", а страну ждут черные дни.

Честь и гордость, для знатного и влиятельного адигена Помпилио — это отнюдь не пустой звук. Панов создал запоминающегося героя, к которому крайне трудно остаться равнодушным. Можно презирать его за надменность, смеяться над его принципиальностью и гордостью, восхищаться меткости и хитроумию, умиляться его искренности и верности — в любом случае одна из черт Помпилио должна зацепить читателя. Второе же важное достоинство романа — это сам Герметикон.

Герметикон — множество миров, разделенных Пустотой, которую можно пересечь лишь на цеппеле — дирижабле, оснащенном особым устройством, астрингом. Герметикон — прекрасная канва для почти любого типа сюжетов. Здесь есть затерянные колонии, здесь богатые миры Ожерелья соперничают с молодыми мирами Бисера, здесь каждый перелет таит опасность, ведь Пустота отнюдь не пуста — она полна убийственными Знаками. Рядом со сферопортами темнеют кварталы трущоб, Компания галанитов тайно воюет с Лингийским союзом, мощные военные эскадры готовы вступить в бой, но пока стороны ограничиваются манипулированием.

Впрочем, дело не только во многообещающем антураже, научных исследованиях алхимиков, аномалиях Пустоты и секретах Потерянных миров. Также Панов построил социальную пирамиду, которую разъедают припорошенные традициями и этикетом противоречия. Это и конфликт между дарствами и независимыми королевствами, ненависть к спорки — калекам, обладающим особыми способностями, вражда между буржуазными галанитами и аристократическими адигенами, зреюшие в застоявшихся мирах революции, готовые до основания разрушить дряхлые государства.

Разумеется, в "Последнем адмирале Заграты" Панов использует лишь малую часть возможностей вселенной. Его цель — заложить фундамент из преданий, возвести каркас законов и расстановки сил, бегло набросать аннотации-описания к каждому явлению и профессии, чтобы потом развивать отдельные направления в последующих частях цикла "Герметикон". Здесь же мы получаем убедительное политическое и военное противостояние, революционные интриги и криминальные авантюры, смесь вестерна и приключенческого романтизма.

Итог: яркое и колоритное, многообещающее и увлекательное погружение в алхимический мир.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 16 апреля 2015 г. 17:49

Аннотация:

Диего Пераль — скромный учитель фехтования. Сын знаменитого драматурга, в прошлом — солдат, дон Диего равнодушен к космическим соблазнам Ойкумены. Казалось бы, его судьба — рапира да кинжал, выпады и защита. Но жизнь маэстро делает крутой поворот, уподобившись пьесам Пераля-старшего: любовь, страсть, юная дочь гранда Эскалон — и вот уже родная планета остается за спиной.

Маэстро не знает, что, словно муха, угодил в центр паутины межрасовых интриг. Что способ бегства, избранный им, ученые мужи Ойкумены считают невозможным. Что не все проблемы решаются славным ударом клинка. Он всего лишь полагает, что бесы принудили его заплатить за любовь спасением души. Так ли не прав Диего Пераль, как это кажется цивилизованной Ойкумене? Новая книга Олди — очередное погружение читателя в фантастические миры Ойкумены.




Трех романов-трилогий, то есть девяти книг, более чем достаточно, чтобы исчерпать даже самую пеструю и обширную вселенную, если она останется статичной. Если не будет непрерывного развития, ломки стереотипов и представлений, открытия новых явлений. И даже тогда велик риск уйти в самоповторы, изложение банальностей. Маэстро Олди, приняв вызов, пошли на рискованный шаг, избрав девизом для очередного, открывающего новую трилогию "Побег на рывок", романа из цикла "Ойкумена" — "банальность и вульгарность!"

Банальность судьбы отставного мастер-сержанта Диего Пераля, который по молодости променял легкую жизнь в Ойкумене на солдатские тяготы. Банальность любви между на собственной шкуре изведавшим жизнь фехтовальщиком и юной остроумной красоткой из знатного рода. Банальность невероятного спасения раненного иноземца и его сказочно щедрой благодарности. Вульгарность уличных сценок и пьес, двусмысленных и развязных шуток, пошлых сцен и недвусмысленных предложений. Строгий взгляд отыщет множество банальных сюжетных ходов, но как обстоят дела с антуражем и действующими силами?

Безупречную математически и бесстрастно бездушную логику гематров мы уже видели в первой трилогии. Варварские будни Террафимы, диковатую смесь высоких технологий и отсталых изобретений — во второй трилогии. А хитроумные игры помпилианской службы безопасности и загадочные способности астлан — в третьей. И теперь Олди неторопливо, по фрагменту, развивают намеченные идейные линии, собирают из старых работ панно следующей истории, где сходятся на одной сцене множество игроков и сил. Где узлом завязаны государственные интересы, коммерческие расчеты и личные страсти. А еще, нет-нет, но мелькнут намеки на грядущие открытия. Загудят комариным звоном, поднимутся тучей мошкарья над космической степью.

Но для Диего Пераля за мрачной чернотой небес скрываются не чудеса, а бесовские отродья, только и думающие, как отнять у него душу и любимую. Чужак среди неисчислимых диковин, оставивший позади одинокого отца, охваченную пожаром восстания родину и старых друзей, кое-кто из которых кровью впишет в историю свой безумный и бессмысленный, но отважный и дерзкий подвиг. Всей своей кровью. И оказавшись в капкане, Диего будет хлестать отравленное вино надежды даже у ворот преисподней, если сохранится хотя бы призрачный шанс на чудо. А уж драматурги Ойкумены на чудеса не скупятся!

Что же в сухом остатке? Планомерное развитие закладываемых на протяжении всего цикла сюжетных линий, конфликтов и идей, которое, судя по намекам, в очередной раз выходит на новый уровень, когда старые представления придется перестраивать или и вовсе отправлять на свалку истории. С точки зрения композиции, "Клинки Ойкумены" кажутся самой прерывистой, нестройной, многоголосой и шумной частью цикла. Авторы меняют тональность ежеминутно, фокус скачет по планетам и персонажам, отвлекаясь на экскурсы в прошлое и контрапункты цитат из пьесы Луиса Пераля. Создается ощущение, что ты стоишь на площади среди толпы и смотришь постановку бродячих артистов. Постановку, отдающую Шекспиром, с его любовью к сочетанию смешного и трагичного, высокого и низкого.

Итог: космоопера в костюмах уличной постановки, где главные роли играют честь, месть и любовь.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 7 апреля 2015 г. 17:48

Аннотация:

Когда в королевстве Ардо фельдмаршал Тамас сверг монарха, прогнившая знать отправилась на эшафот, а голодающему народу достался хлеб. Но вскоре вспыхнули войны между странами Девятиземья, фанатики-роялисты подняли восстания, а церковь, рабочие союзы и армии наемников — все те, на кого рассчитывали заговорщики — отказали в помощи. И вдобавок по королевству поползли слухи о зловещих предзнаменованиях: якобы грозные древние боги вскоре проснутся и придут на землю. Конечно, образованные современные люди не верят в глупые крестьянские легенды, но что если нет дыма без огня?

Разобраться с этой загадкой Тамас поручает своему сыну Таниэлю — пороховому магу и лучшему стрелку страны. А в помощь ему дает бывшего инспектора столичной полиции Адаманта, не подозревая о том, что этого человека шантажируют враги фельдмаршала.




"Король умер, да здравствует... народ!" — так была провозглашена революция в королевстве Адро. Горожане ликуют, в клочья разрывая королевскую гвардию. Король Манхоуч обезглавлен, равно как и его жена, вместе со всеми родовитыми аристократами. Королевский совет, состоящий из магов — Избранных, владеющих стихиями, уничтожен. Победа? Да, победа! Именно на этом заканчиваются обычно сказки и легенды, хотя настоящая жизнь начинается как раз после, о чем и пойдет речь в "Кровавом завете" Брайана Макклеллана.

Революцию поддержали все ключевые игроки королевства. Законная сила — армия — в лице фельдмаршала Тамаса, порохового мага. Религия — церковь во главе с Первосвященником, финансы — ревизор, знания — ректор, рабочие — глава их союза, преступный мир — Владетель, а также жесткие исполнители — наемная армия "Крылья Адома" с ее хозяйкой леди Винсеслав. У каждого из них нашлись свои веские причины, чтобы войти в заговор и добиться свержения монарха. Кого-то раздражало грядущее заключение позорного вассального договора с соседней державой, Кезом. Кто-то устал содержать королевский двор, а некоторые и вовсе резонно опасались за свою жизнь. Но после того, как голова короля отправилась в корзину возле гильотины, заговорщики превратились в соперников.

По сути, с этого момента и закручивается основная интрига — отчаянные усилия фельдмаршала Тамаса удержать Адро от краха. Подавить бунт роялистов, успокоить народные волнения, найти избежавших казни врагов и выстоять в противостоянии с Кезом, который не собирается отступать от планов по поглощению Адро. В общем, Макклеллан запустил предостаточно сюжетных линий, чтобы читателю не пришлось скучать. Здесь и сын Тамаса — Таниэль, известный охотник на Избранных, и отставной инспектор Адамат, которому сперва велели изучить сведения о завете Кресимира, а затем и вовсе найти предателя, и бывшая служанка из аристократского особняка Нила, и разумеется — сам фельдмаршал.

Автор начинает разгонять механизм сюжета без особой спешки, чтобы подробно описать всех действующих лиц в своей истории. Но затем следствие, интриги, погони и схватки быстро набирают ход. Таким образом, под клубы порохового дыма и лязг клинков, Макклеллану неплохо удается замаскировать бешеным темпом событий неудачно выбранные сюжетные ходы, например, спасающие персонажей, когда те оказываются в безвыходной ситуации. По отдельности сцены — как детали — сработаны добротно, но получившийся механизм собран не всегда тщательно. Отчасти поэтому пришлось делать промежуточный финал, перенося окончательную развязку в следующую книгу, чтобы не испортить яркую кульминацию слащавостью хэппи-энда или горечью трагедии.

Впрочем, главная проблема — это эмоциональная составляющая. Увы, но достоверно у автора получилось передать лишь ярость и гнев, прочие же чувства скорее называются, чем показываются. Их не ощущаешь, пока Макклеллан специально не пропишет, что Тамас тоскует по жене, а Адамат волнуется за родных. Но и тогда эмоции выглядят картонно. Однако когда он прибегает к недосказанности, то ситуация меняется к лучшему — как в случае с немой спутницей Таниэля — дикаркой Ка-Поэль.

Зато действия и экшен Макклеллану удались на славу! А также атмосфера напряжения, магическая система и постепенное выяснение подлинной истории Девятиземья. Льющаяся рекой кровь, стелющиеся по земле клубы порохового дыма, грохот артиллерии и буйство стихий, высвобождаемых Избранными. Многое прощаешь за самоотверженную жертвенную отвагу персонажей, за упоение пороховым трансом Таниэля и ощущение неумолимого возмездия, с которым он отстреливает уверенных в собственном всемогуществе Избранных. Это ода героям, которые готовы с оружием в руках отстаивать свои убеждения и в случае необходимости бросить вызов хоть древнему магу, хоть вернувшемуся богу. Все ради справедливости, которую каждый из них понимает по-своему.

Итог: динамичная и кровавая история революции, восхода новой эры и оживления древних легенд.

Моя оценка: 8/10

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Брайана Макклеллана «Кровавый поход».


Статья написана 1 апреля 2015 г. 18:06

Аннотация:

Так бывает — еще вчера ты делал ремонт на кухне. Маялся, не видя будущего и перспектив. А потом нашел счастливую монетку, и... Привычная реальность вдруг переворачивается с ног на голову, открывая неприглядную изнанку мира Сборщиков, тех, кто выкачивает заряд счастья из монеток, счастливых билетиков и прочих талисманов. Теперь тебе остается только одна забота — дожить до вечера. Привычный город становится небезопасен, каждый встречный может оказаться чудовищем, а близкие больше не помнят о твоем существовании. Между тобой и Сборщиками только счастливая монета, только ветреная Удача. И еще Лиля — сумасшедшая панкушка с разноцветными волосами. Беги, Гера Воронцов! Спасайся!




Так уж получилось, что отечественный хоррор, в отличие от зарубежного, не может похвастаться популярностью, славой и гонорарами даже на родном поле. Существует несколько вариантов объяснения — разные менталитеты и общественные реалии, иная психологическая атмосфера, но результат одинаков. Есть лишь считанные хоррорные серии и авторы, которые ютятся в скромной пещерке безумного маньяка. Гораздо чаще появляются произведения, написанные на стыке хоррора и других жанров, например, городского фэнтези, как в случае с дебютным романом Олега Кожина "Охота на удачу".

Опыт работы с малой формой, имевшийся у Кожина, как выяснилось, все же недостаточен, чтобы избежать ошибок в крупной. Один из самых сильных недостатков — это убийственное сочетание в начале романа избыточного описательного стиля, нарочито вязкого повествования и отсутствия каких-либо сюжетно важных событий. Нужно прорваться через первые главы и не утомиться от занудного бытописания, чтобы в полной мере оценить, как удачно подходит искаженная авторская точка зрения к странному, пугающему и притягательному миру сборщиков удачи, где поминутно творятся жуткие чудеса и привольно чувствуют себя сказочные создания.

Обычный северный городок, будто коварный оборотень, выворачивается наизнанку. И заброшенные, теневые и неприметные места становятся средоточием событий. Простому пареньку, Герке, придется против воли познакомиться с неприглядными сторонами невидимой для обывателей жизни. Узнать, кто скрывается под маской забавного бомжа, почему пропадают люди в загаженном бомбоубежище, сколько подземных этажей в библиотеке и где располагается обитель местной нечисти и ее Хозяина. Более того, автор активно вплетает в повседневность пестрые фольклорные нити, превращая роман в диковинное макраме.

Впрочем, автор остался верен себе и даже классические подростковые приключения соединил с любимым натуралистичным мясным хоррором. Взявшись за историю о становлении и возмужании обычного неуверенного подростка, Кожин столкнулся с необходимостью достоверно и ярко показать, как нерешительный рохля превратится в целеустремленного волевого парня. Существует не так уж много правдоподобных рецептов, и автор не стал изобретать нечто невероятное. Вместо этого он протащил героя через настоящую полосу испытаний, чтобы подчеркнуть, что задатки к взрослению есть у каждого. Нужно лишь поставить перед собой задачу, собраться с мыслями и, обдумав все, планомерно двигаться к цели.

Особенно удались динамичные сцены схваток и напряженные моменты ужаса, когда атмосфера физически сгущается, обволакивая героя липким страхом и бессилием. Довольно удачными вышли колоритные второстепенные персонажи, которые не затмевают собой основную сюжетную линию, но органично дополняют ее, внося в линейное повествование яркость красок и разнообразие идей. К такому миру не грех и вернуться, хоть в примыкающем рассказе, хоть в полноценном романе. Но и эта история получилась по-настоящему увлекательной, рассказывая о верности, дружбе и смекалке.

Итог: оригинальное сплетение городских подростковых приключений и жесткого хоррора.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 12 марта 2015 г. 17:40

Аннотация:

Мир ближайшего будущего, на первый взгляд стабильный и гармоничный, где давно обузданы опасные вирусы, генная инженерия продлевает жизнь и молодость, а биотехнологии способны создать даже искусственные тела. Город, объединивший несколько стран в единое государство — который всегда был гарантом стабильности, надежности и защиты для своих граждан.

Мир Полиса никогда не видел темных веков и ужасов инквизиции. Но мало кто из его жителей знает, что скрывается за этой стабильностью и как рискуют собственными жизнями мастера снов, чтобы сберечь его устойчивость и неизменность, сохранить гармоничное развитие.

Благодаря их работе никто давно не рассчитывает столкнуться с воплощенным кошмаром, не задумывается о существовании черных сновидящих, которых в древности именовали убийцами и разрушителями и боялись больше самой смерти. И тем более никто не верит, что они могут обрести реальность и выйти на улицы.




Каждую ночь легкими паутинками и разноцветными лоскутками сны опускаются на сияющий огнями Полис. В мире сновидений, царстве Гипноса, возможно все или почти все. Исполнение заветных желаний, полная реализация амбиций, возвращение к счастливым моментам из прошлого. Но есть и оборотная сторона — не до конца подавленные страхи, изматывающие кошмары, давние фобии. Дайте им волю и от хрупкого сосуда человеческого сознания останутся лишь жалкие груды бесформенных черепков. И тогда на помощь несчастным приходят мастера снов, способные повлиять на происходящее, на душу и тело человека.

К тематике сновидений в фантастике обращаются довольно редко, однако такие произведения как правило оказываются яркими и запоминающимися. Так, весьма оригинальными были "Создатели" Катласа, а если отступить еще глубже, то на ум приходит цикл рассказов и повестей "Мир снов" Кудрявцева. Теперь к этому ряду добавился и соавторский роман Пехова "Мастер снов", дающий начало новому циклу. Как и в других подобных историях, мир сновидений здесь столь же зыбок и призрачен, легко поддается эмоциям и желаниям, особенно, если они исходят от сновидящих. Присутствует столь же пестрый антуражный калейдоскоп, когда каждое посещение снов представляет собой полноценную систему образов и декораций. Мрачные, запутанные улочки темного города; слепящий и оглушительный, манящий и опасный Баннгок; скверы, дачи, здания и, конечно же, лабиринты. А вместе — будто гирлянда бусин-историй, пронизанных главным героем, сновидящим Мэттом. Весьма непростым сновидящим.

Как обычно, Пехов приложил немало сил, чтобы выстроить грандиозный по своим размерам и сложности несущий каркас терминов, устройства власти и служб, сновидческих талантов и специализаций, где смешиваются положенные в основу книги древнегреческие мифы, сотрудничают воины сновидений и оракулы, целители устраняют последствия разрушительных поступков дэймосов, а мороки и черные гурии упиваются властью над людьми. Возведенный мир довольно замысловат и едва-едва приоткрывается за одну книгу. Поэтому приложение с подробной классификацией оказывается по-настоящему полезным для читателей.

Так как "Мастер снов" — это лишь завязка для цикла, фундамент, на котором размечены будущие сюжетные линии, конфликты и проблемы, то требовать абсолютной прозрачности и ясности бесполезно. Можно лишь задаваться вопросами, каким образом сложилось столь благополучное общество, какова подлинная роль дэймосов в мире сновидений и реальной жизни, действительно ли Пятиглав одержал окончательную победу над дэймосами в прошлом и сколько истины в преданиях о Гипносе, Морфее и — главное — о таинственном и зловещем Фобеторе.

А пока что перед нами неспешно раскручивается клубочек истории Мэтта и его юной ученицы Хэл, которая делает первые шаги в мире сновидений. Первый раз сталкивается с кошмарами и встречает ониров, поддается соблазну и проявляет волю. Доставляет проблемы своему учителю и помогает. А ему... помощь точно не помешает, если учесть тяжелый груз ошибок прошлого, потерю наставника и чувство вины. Не помешает и возможность, условно говоря, посмотреться в зеркало, взглянуть на себя глазами молодого сновидца, чтобы разобраться в собственных мотивах и принять некое важное решение.

Итог: многообещающая завязка для сновидческой фантазийной истории.

Моя оценка: 8/10





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх