Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 августа 2016 г. 15:02

Аннотация:

К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров. Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна. Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города. А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь. Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг. Бедняки безропотно умирают… А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?




Деньги, депрессия и дефицит ресурсов, вот три ключевые «Д», своего рода краеугольные камни, на которых Паоло Бачигалупи строит истории. Поиски банка семян, трущобы беженцев и глобальный энергетический кризис в «Заводной». Битва олигархических кланов за власть, будни мусорщиков и тот же ресурсный кризис в «Разрушителе кораблей». И «Водяной нож» – будущее юго-западных штатов США, в котором главной ценностью стала вода. Пересыхающие реки и колодцы, заилившиеся озера, умирающие поля – и отчаянная борьба за право наполнить трубопроводы водой из священной реки Колорадо.

Пока Калифорния неумолимо распространяет влияние вверх по течению, пока водяная Королева Вегаса, Кэтрин Кейс, хладнокровно и безжалостно устраняет конкурентов, соседний город Финикс балансирует на грани полного краха. Брошенные дома и наглеющие банды, песчаные бури и толпы беженцев из умершего Техаса, валяющиеся в пустых бассейнах трупы и яркие огни казино. Хэш-теги заметок обосновавшейся в городе Люси Монро, журналистки с Пулитцеровской премией, красноречивы: #ПорноКоллапса, #ФиниксСливается. Когда её приятеля-инженера жестоко убивают, она воспринимает это, как личный вызов и веский повод начать войну со всеми, кто наживается на вездесущей разрухе.

Мария, беженка из Техаса, знает о нужде не понаслышке, едва выживая среди почуявших безнаказанность бандитов, беспринципных сутенеров и озлобленных нищих. Каждый день – будто пробежка по минному полю или заплыв среди стаи пираний. Неверный шаг – мгновенно окажешься с переломанными костями в канаве или станешь ужином для гиен. А вот Анхель, верный пес водяной Королевы Кейс и ее беспощадный водяной нож, смотрит на жизнь хладнокровно и уверенно. И без колебаний отправляется в Финикс, чтобы выяснить, почему паникует местный агент его хозяйки, с которым они прежде сражались плечом к плечу.

Бачигалупи пишет традиционно цинично, не пренебрегает чернухой, но не делает её основной целью или идеей. В мире, где вымирают целые штаты, трудно промолчать о беспределе и пытках, проституции и наркотиках, если хочешь реалистично обрисовать масштабы катастрофы и глубины падения человеческой морали. Но живописуя хроники апокалипсиса, Бачигалупи пристально рассматривает мотивации и стратегии поведения людей, когда побеждает тот, кто верно предугадывает будущие правила игры. Побеждает тот, кто жестко прокладывает путь или же гибко уклоняется от врагов. Но кем он окажется – дьяволом или святым? И кто будет оценивать его поступки?

Итог: жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.

Моя оценка: 8/10




Впервые сжатая версия рецензии была опубликована в журнале «Если 2016'2».

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Бачигалупи "Заводная".


Статья написана 10 августа 2016 г. 19:59
Задержка с подведением итогов достигла просто неприличных размеров, однако не все так плохо:) Кризис преодолен, написание отзывов и рецензий сдвинулось с мертвой точки. А главное, в этой статье представлена уйма интересных книг! Разные фантастические жанры — от космооперы и детектива, до фэнтези и хоррора, включая и неформатные работы. Из сотни романов лишь десятки вошли в статью.

Отечественное

По сравнению с итогами 2013-ого года кардинально расклад сил не поменялся. По-прежнему удерживают лидерство Олди, присутствуя сразу двумя романами. Традиционно хорошо себя показали такие известные мастера приключенческого жанра, как Пехов и Корнев. Из эстетически-высокой литературы отметился Арабов с гротескно-альтернативной историей. Повторно вошел в топ Цикавый, сразу засветился с дебютным романом Кожин. После долгого промежутка выпустил новую книгу Аренев, правда, эта издательская серия просуществовала крайне мало, лишь успев опубликовать уже написанные книги Медведевич.

Вновь отсутствуют проектные романы, недвусмысленно демонстрируя падение их среднего уровня. Не рождали в том году гениев межавторские циклы, увы. Несмотря на гонорары и тиражи. Но в целом 2014-ый оказался ничуть не хуже 2013-ого, даже начавшийся книгоиздательский кризис еще не успел отразиться на качестве и количестве издаваемых текстов.


1.
«Вожак»
Генри Лайон Олди
Вожак
2014, роман

Астлантида, мир энергетов-убийц, в кольце эскадр Ойкумены. Совет Галактической Лиги спорит до хрипоты: как поступить с упрямым Островом Цапель? Три решения — карантин, уничтожение и насильственная технологизация — имеют свои плюсы и минусы. На кону — судьба целой расы. Контр-адмирал Ван дер Вейден выполнит любой приказ: разнесет Астлантиду в клочья, высадит на планету десант или встанет бронированным кордоном на границах системы.
В разгар спора на Тишри — планету, где базируется Совет Лиги, — прибывает обер-центурион Марк Тумидус. Все новенькое, с иголочки: глаз, звание, орден, цели и средства. Прежней осталась лишь волчья натура помпилианца. Впрочем, чистота расы молодого офицера с некоторых пор вызывает сомнения…
«Вожак» — третья, заключительная книга романа Г. Л. Олди «Дикари...



Краткое мнение:

Удар гонга, взмах кнута, и поединок начинается. В синем углу — Ойкумена, просвещенная и цивилизованная, миролюбиво оскалившаяся парализаторами, стаями беспилотников, силовыми и камуфляжными полями. В красном углу, обильно политом кровавыми жертвоприношениями, изготовилась Астлантида, Остров Цапель, обреченно щерящаяся устаревшими зенитками, винтовками и примитивными ракетами. Исход конфликта предрешен, полагаете вы? Как бы не так.

Астлантида полна сюрпризов — цивилизационных, с которыми нелегко будет справиться даже знатоку цивилизаций и народов, маркизу этнодицеи, научно-технических — которые по силам лишь гениальному физику. Олди расширяют масштаб поединка на всю Ойкумену. Пока ВКС Лиги стягиваются к Астлантиде, на Тренге долечивается Марк, на Тишри проводятся исследования пленных астлан, а вудуны сворачивают свои опыты с коллантами — в Совете Лиги сплетаются сложные интриги, дипломаты и политики ведут многослойные споры, где важен каждый оттенок смысла, каждый жест. Но и мудрецы способны ошибаться.

Отменно сочные диалоги приправлены иронией и сарказмом, словно хорошо изготовленный бифштекс. Ойкумена готова поглотить Остров Цапель, Помпилия ищет применение астланам, и в обоих случаях ключевую роль сыграет испытавший плен и боль от потери волчонок, рано заматеревший волк и новоявленный вожак — Марк Тумидус. Финальный аккорд, торжественный салют! Очередная трилогия завершается, но Ойкумена полна неизведанного. И кто знает, как эволюционируют клыки на путях цивилизации по мере новых открытий?

Итог: отличная масштабная и яркая кульминация целого букета конфликтов.

2.
«ХЗ - характер землянина»
2014, роман, сетевая публикация

Это вторая история из серии БУ — «Будни Универсума»

Определившись с тем, каков же минимальный набор для выживания землянина в большой вселенной, иногда приходится понять и то, ради чего ты готов рисковать всем.



Краткое мнение:

История похождений, злоключений и геройств Серафимы Жуковой на просторах Универсума продолжается. К ним прилагается пестрое многообразие видов и рас, как уже известных, так и новых. Воинственных мурвров, педантичных дрюккелей, двухглавых крушей, мудрых кэфов и таинственных грихсшей.

Начинается роман с парочки очередных влипаний Симы в разные передряги, но уже веет смертельной опасностью. Скоро галактика окажется на грани полномасштабной войны, а Симу забросит в паутину политических интриг. Стараниями бывшего врага, интмайра Олера, ее тайно одарили наследством — сведениями, полномочиями, бессмертием — но заодно подставили под удар, чтобы показать ей изнаночную сторону Универсума, который прежде открывался лишь с парадно-лицевой стороны.

Повзрослев, расы уже много циклов не воюют, царит глобальный мир. Но под завесой секретности, в тайных сообществах, даже просто за рамками обыденного, кроется немало шокирующих вещей. Утилизация разумных клонов, как ненужного утиля. Манипуляция общественным настроением. Подготовка войны. Кто разгребет эту вонючую гору компромата и вражды? Только атипичная Сима, эмпат и сама непосредственность. Она не верит в беспричинных злодеев. Считает, что всем разумным бывает больно, что со временем любой убийца осознает свою вину, однако в нужный момент умеет быть жесткой к уродам, которые легко санкционируют гибель миллиардов разумных.

Как и прежде, Демченко мастерски играет сленгом, разговорным темпом речи, передавая чувства и мысли героини. Не всегда логичной, зато знающей толк в сочувствии и жертвенности.

Итог: сказочная НФ о клонах, взрослости и ответственности.

3.
«Сторож брату своему»
Ксения Медведевич
Сторож брату своему
2014, роман

Золотой век подошел к концу: халиф Харун ар-Рашид умер, разделив царство между двумя сыновьями. Не бывает в стране двух властителей, говорили в старину — и не ошибались. В халифате назревает гражданская война, приграничье терзает секта воинственных еретиков, в пустыне, где родилась вера аш-Шарийа, тоскуют о прежних временах древние мстительные богини, сторонники младшего брата плетут заговор. Отчаявшиеся люди решают будить погруженное в многолетний сон волшебное существо — Стража Престола. Сумеет ли могущественный маг и военачальник защитить взбалмошного юнца на троне? Советники братьев готовы на все: убийства, интриги, черная магия, гаремные страсти — хорошие средства для достижения цели, ведь цель — благо государства. Правда, братья, их окружение и Страж понимают это...



Рецензия.
Краткое мнение:

C пронзительным свистом ветер проносится над просторами аш-Шарийа, ныряя в расщелины, где сворачиваются чешуйчатыми клубками аждахаки, кружа над лабиринтом Мухсина, где сам камень играет с разумом путников, вздыхая среди древних развалин, где теперь вздымаются барханы. Ветер знает, что с Запада надвигается беда, поднимается зловещая Тень, грозящая погубить весь мир. Весь — от севера и до юга, чтобы стереть с лица земли все сущее. Времени остается все меньше, а сумеречники и смертные словно сошли с ума, истребляя друг друга.

По сравнению с «Ястребом Халифа», в «Стороже брату своему» Медведевич сделала роман подобным уже не старой настенной фреске, повествующей о давних походах, битвах и падениях, но захватывающей истории о судьбах людей, государства и всего мира. Персонажи резко обрели объем, словно покинув плоские фрески, и живость характеров, которая проявляется в сплетениях чувств и стремлений. Даже к тем, кто по роли своей злодеи, порой возникает сочувствие. К избалованному, трусливому и безвольному аль-Амину, к одинокому и несчастному лекарю Садуну, даже к хитрой и мстительной Мараджил, которая бьется не только во имя сына, но и за спасение халифата.

Итог: мрачная восточная история о борьбе с судьбой, нечистью и людьми.

+12

Зарубежное

Прежде у меня были непростые взаимоотношения с зарубежной фантастики. Во-первых, нередко мешал неудачный перевод, а во-вторых, не всегда удавалось преодолеть разность менталитетов. Однако за 2014-ый год я обнаружил немало любопытных, оригинальных, необычных вещей, поскольку сотрудничал с журналом "ФанCity", делая для них обзоры и курируя данную рубрику. Список по величине уже практически сравнялся с аналогичным для отечественных книг.

1.
«Фрактальный принц»
2012, роман

Жан ле Фламбёр бежал из тюрьмы, но всё ещё не на свободе. Чтобы отплатить долг, ему придётся взломать разум живого бога. Но когда ставки раскрыты, Жан должен решить, насколько далеко он готов зайти в этом деле.
Продолжение экстраординарного дебюта Ханну Райяниеми, несомненно, укрепит позиции одного из наиболее многообещающих новых голосов, зазвучавших в жанре в этом столетии.



Краткое мнение:

Постсингулярное будущее создано из мрака и сияния, плена и свободы, страхов и мечтаний. Соборность неутомимо стремится к Великой Всеобщей Цели, чтобы усмирить реальность и создать новую вселенную, где воскреснут все умершие. Тем не менее, Основатели плетут интриги, а кланы зоку ведут запутанные игры. И теперь вор Жан ле Фламбер отправляется на Землю, претерпевшую немалые изменения после Коллапса, чтобы исполнить приказание богини и отыскать ключ к разуму Основателя Чена.

Однако Земля стала малоуютным уголком. В бескрайних пустынях властвует дикий код, среди руин кружат бесплотные джинны и горе тому, кто попадется похитителям тел, не имея защитных Печатей и не зная Тайных Имен. В отличие от Соборности, народ Сирра придерживается разделения между материй и разумом. Пока что их защищает власть и сила Ауна, но с появлением новых игроков перемены неизбежны.

И вновь у Райяниями наука не отличима от магии, впрочем, за восточными Историями и могуществом Соборности стоят вполне конкретные квантовые процессы и законы. Материя и разум сливаются в единую форму, информацию, которая и является первоосновой всего сущего. Основой для многослойных виров и алмазных губерний, армий гоголов и нанотехнологичных фабрикаторов, самомодифицирующихся кодов и обычных людей.

Сыграв вничью первый раунд в Ублиетте, на Марсе, Жан устремляется в новую авантюру и бросает вызов врагам, временным союзникам — и даже самому себе, прошлому, который запечатал свои воспоминания и попался в тюрьму. А тем временем в Сирре свивается история необычной женщины Таваддуд, которая носит в сознании часть разума Аксолотля, самого страшного джинна и Отца похитителей тел.

Итог: сплетение постсингулярной-НФ и увлекательной авантюры.

2.
«Звёздная река»
Гай Гэвриел Кей
Звёздная река / River of Stars
2013, роман

В легендах Катая звездная река лежит между смертными и их мечтами. Что бы ни случилось на земле между мужчинами и женщинами — жизнь и смерть, слава и радость, горе и конец горя — звезды не меняются. Если не считать случайно пролетевшей кометы, которая иногда ненадолго появляется, очень яркая, потом тускнеет, а потом исчезает. Совсем как люди, некогда жившие на этой древней земле — правители и крестьяне, поэты и воины, герои и предатели. Но некоторые из них, уплыв навсегда по искрящейся небесной реке, обретали новую жизнь в легендах и песнях. История возникновения одной такой песни — перед вами…



Рецензия.
Краткое мнение:

Звездная река простирается в ночном небе над тысячелетним Катаем, одинаково далекая для всех обитателей империи. Холодные огоньки внимательно следят за целеустремленным пареньком, в одиночку отбившим нападение разбойников на отряд супрефекта. За юной девушкой, способной на равных соперничать с мужчинами хоть в поэзии, хоть в стрельбе из лука. За императором, ищущим вдохновение в невиданном саду, за чиновниками из соперничающих фракций. За разгорающимся в землях варваров пожаром всепоглощающей войны... Звезды спокойны — они столетиями созерцают, как сменяются династии. Что им до людей — мотыльков-однодневок, чьи мечты, если верить катайским легендам, лежат по другую сторону звездной реки?

Если отмести придворные интриги министров, поэтов и мыслителей, то останутся простые, но вечные истории. История о выпущенной на невиданное расстояние стреле, которая за волосок до цели вдруг оказалась перед нелегким выбором. История о редкостной жемчужине, которой хотели бы — но боялись — обладать многие, а потому она осталась одинокой. История о ростке, которому пришлось заменить погибшее древо, но не в прекрасные, а в тяжелые годы. У Кея традиционно почти нет злодеев, есть лишь разные люди, которые движимы верой, любовью, страхом, жадность, честолюбием и долгом — который каждый понимает по-своему. Ради этого долга Жэнь Дайянь отказал Богине-лисице, дайцзи. Ради этого долга Хан Дэцзинь играл сановниками, как пешками, выращивал из сына верного помощника и замену, чтобы обеспечить благоденствие империи. Долг и любовь — двумя неразрывными и несоединимыми спутниками проходят сквозь весь роман. Долг и любовь.

Итог: складки исторических событий и трагических судеб людей на шелке фэнтезийного Китая.

3.
«Иные песни»
Яцек Дукай
Иные песни / Inne pieśni
2003, роман

Господин Иероним Бербелек — бывший стратегос, нынче — один из совладельцев торговой фирмы. Человек, предпочитающий сон активному времяпровождению, подчинение — властвованию. Но во вселенной, в которой мысль первична и в буквальном смысле слова организует материю, есть люди, заинтересованные в возвращении именно стратегоса, не купца...



Рецензия.
Краткое мнение:

Созданный Яцеком Дукаем мир «Иных песен» — это попытка изобразить весьма странное и зыбкое пространство, где ничто не постоянно. Здесь действует диктат Формы над Материей, духа над телом, воли над обстоятельствами, а ментальности над традициями. Лидеры — кратистосы — влияют и на людей, и на ландшафт, и на природу. Морфируется все, растения и звери — чтобы создать невиданные сады, диковинных созданий. Отпечаток личности ложится на людей и местность, сохраняясь годами, а то и веками. Вторая же сторона вселенной Дукая — это стройное здание мира, возведенное из пяти первоэлементов. Из кирпичиков земли, воды, воздуха, пламени и эфира можно складывать машины и дворцы, звездные ладьи и замысловатые инструменты. Даже вечный двигатель свершает оборот за оборотом в этом причудливом мире.

Однако на деле все гораздо сложнее. Как замечает и сам Дукай, многие любители фантастики сочтут его роман малопригодным для чтения, разве что представители элиты уловят смысл в хитросплетениях авторских мыслей, нарочито изложенных так, чтобы еще больше затруднить понимание. «Иные песни» построены как интеллектуальная игра, пестрое смешение исторических фактов, где за каждым словом может скрываться целая история или неординарная идея, понятная лишь знатокам древних культур. Учитывая, что автор щедро рассыпал по страницам неологизмы, архаизмы и морфированные понятия, которые, к слову, открыто объясняются поздно, вскользь и с явной неохотой, то полное понимание и вовсе становится недосягаемой звездой. А ведь еще Дукай вволю поиграл с построением предложений и лексической поэтикой.

Вы спросите, каков вердикт? Однако ответ зависит от спрашивающего. «Иные песни» — во многом близки пост-сингулярной научной фантастике, с той лишь разницей, что здесь автор играет с античной системой понятий, с идеями Формы, а не квантовыми теориями. Подлинная оценка романа возможна лишь после повторного прочтения, когда можно быть уверенным, что различил значительное количество скрытых смыслов и уловил большую часть мотивов. Тем более что каждый слышит их по-своему.

Итог: интеллектуальная головоломка, синтезированная из теорий античности и идей современности.

+7


Антология

«Фантастический детектив»
Владимир Аренев, Николай Кудрявцев
Фантастический детектив
2014, антология

Настоящий детектив отвечает хотя бы на один из трёх вопросов: «Кто? Как? Зачем?» И не важно, где и когда происходит действие: в паропанковской Британии, в современной России, которой правят вампиры, или во Франции девятнадцатого века. Будь ты хоть галактический полицейский, хоть германский ландскнехт — пока не отыщешь ответы на эти «вечные вопросы», преступника тебе не найти.

Десять увлекательных историй от лучших фантастов нескольких поколений. Десять головоломок, действие которых происходит в невообразимых мирах. Только новые рассказы, написанные специально для этого сборника. Вперёд, читатель! Игра начинается!..



Рецензия.
Краткое мнение:

Многие из нас мечтали в детстве стать детективами. Ведь тех окружает ореол загадочности и некоего тайного знания. Они безупречно точны, уверенны в себе и с легкостью вычисляют преступника. Любитель скрипки и дедукции Холмс, внимательная миссис Марпл, неуклюжий и близорукий отец Браун. Они непохожи друг на друга, но их объединяет умение вычленить главное из вороха деталей, задать нужные вопросы в нужное время, сложить пазл из разрозненной мозаики. Фантастический же детектив требует, чтобы допущения и вымысел были органично встроены в сюжет, что еще сильнее усложняет задачу автора. Но в любом случае, начинается все с вопроса...

...Кто? Чей коварный ум создал ловушку? Сыщик стоит перед остывшим телом и перед ним простирается бескрайняя равнина неизвестности.

...Как? Каким образом было совершено убийство?

...Зачем? Что сподвигло человека, инопланетянина или некое иное существо на совершение преступления?

...поэтому в каждом рассказе созданы оригинальные декорации, играющие ключевую роль в сюжете. И так ли важно, происходят ли события в Системе, виртуальном мире, где кибернетика и программирование неотличимы от магии, как у Щёголева в киберфэнтези «Код рыцаря». Или же в фэнтезийном мире, как у Золотько в рассказе «Выбор», где следователь и рыцарь ищут преступника во дворце. Главное, что создана увлекательная история, от которой трудно оторваться. Пожалуй, лишь «Контроллер» Чигиринской выбивается из общего ряда из-за слабого идейного наполнения.

Итог: хорошая подборка красочных детективов с интересными головоломками.




Статья написана 5 августа 2016 г. 14:11

Аннотация:

В таинственном саду одинокая девочка с татуировками на веках рассказывает истории любопытному принцу, и неповторимые судьбы множества персонажей с их невероятными приключениями сплетаются в прихотливый и изящный узор, постепенно раскрывая мрачную и страшную тайну самой рассказчицы. Это истории о ведьмах-оборотнях и суровых войнах, о королях-журавлях и звериных принцессах, о богах-змеях и монахах с собачьими головами – и каждая новая сказка становится все более неожиданной, чем предыдущая. Здесь все не то, чем кажется, у русалок скверный характер, чудовища обладают тонким вкусом и разборчивостью в еде, а принцы понимают, что настоящий подвиг может иметь ужасную цену.




Жила-была девочка, которую окружали тайны и загадки. Обитая в обширном дворцовом Саду, среди множества чудес и красот, засыпая под пение птиц, утоляя жажду из фонтанов, а голод сочными плодами с деревьев, она на протяжении нескольких лет незаметной тенью скользила по аллеям и пущам, поскольку молва считала ее демоном. Причиной столь суровому приговору послужили удивительные отметины — густые фиолетовые разводы на веках, напоминающие загадочный текст, убористым почерком нанесенный на кожу. До поры она избегала шумных компаний и чужого внимания, но однажды повстречала мальчика, который отринул страхи и попросил ее рассказать одну из сказок...

Дилогия "Сказки сироты" Кэтрин Валенте представляет собой уникальное явление как для зарубежной фантастики, так и отечественной. И дело не столько в мифопоэтической стилистике, поскольку в этой тематике работает достаточно авторов, которые используют фольклорные элементы и сказочные мотивы. Вместо привычных двух-трех-четырех сюжетных линий Валенте работает со вложенными историями, постоянно перескакивая от рассказчика к рассказчику. В результате читателю приходится самому собирать огромную мозаику со множеством действующих лиц, где один поступок может привести к непредвиденным последствиям спустя годы или через мгновение.

Жила-была девочка, которая рассказывала мальчику, сыну Султана, сказки. Она щедро рассыпала крохотные зерна историй, из которых разрастался пышный ковер повествования. В каждой следующей сказке проклевывались все новые и новые, прорастая друг в друга, переплетаясь и усложняясь, завораживая слушателя. Так, сказка о Принце и Гусыне перетекала в сказку Ведьмы, затем оборачивалась сказкой Бабушки, потом Лошадницы, чтобы вновь вернуться к Бабушке и продолжиться, пока не появится очередной рассказчик. Но истории лишь сперва напоминали нестройный хор, постепенно обретая четкий ритм и выверенную композицию. Пеструю, красочную...

Несмотря на то что Валенте активно обращается к фольклорному материалу, использует распространенные архетипы, каждый раз, когда возникает ощущение узнавания, Кэтрин находит оригинальное решение, конструируя самостоятельную, разветвленную и замысловатую мифологическую систему, где мирно уживаются отсылки к различным европейским и скандинавским, индусским и арабским, а также многим другим культурам. В книге отражаются башни волшебников и громады левиафанов, борьба светской и религиозных властей, легенды о безжалостном мщении, о преданности и верности, о любопытстве и гордости. Кроме того, авторский стиль богат на красочные, затейливые изощренные метафоры, которые не стоит воспринимать буквально. Валенте пишет не словами — эмоциями и ассоциациями, опираясь более на чувственное, а не рациональное восприятие.

Жила-была девочка, в историях которой обретали плоть и кровь великие герои и чудовища, возносились к небесам башни Миропомазанного благословенного Града Аль-а-Нур, слышался стук копыт Кобылы, ожеребившейся Звездами в Начале Мира, высились леса факельных деревьев и сверкали золотом гнезда Грифонов. Ее сказки охватили бескрайние степи и бурные моря, подарив мальчику редкое ощущение сопричастности увлекательным приключениям. Жестокость в историях идет рука об руку с милосердием и жертвенностью, клинок судьбы безжалостно обрезает жизненные нити одних персонажей и намертво связывает нити других. В историях, которые рассказывают про обретение мечты, о борьбе с роком и выполнении Подвигов.

Итог: фэнтезийно-сказочное красочное и затейливое мифопоэтическое полотно, сотканное из множества историй.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 27 июня 2016 г. 12:57

Аннотация:

Мир недалекого будущего... Все больше людей сбегает в призрачную, но такую увлекательную виртуальную реальность онлайн-игр. И все чаще люди исчезают в этой реальности навсегда, оставляя своим родным кучу проблем. Но, как это бывает, новые проблемы породили новую профессию. Игорь Ламберт — «ретурнер», особенный человек, который чувствует Сеть и не поддается влиянию пространства Чендлера, где могут навсегда потеряться другие. Когда сын старого друга «зависает» в игре, Игорь не задумываясь, спешит на помощь. Но не все так просто. Там включен режим «хардкор», и гибель виртуала равнозначна смерти в реальности…




Хвергельмир жесток и беспощаден к людям. Тролли, порождения Железного леса, днем подстерегают путников, а ночью безнаказанно разгуливают по Вормсу, городу-всех-дорог. Если же луна стоит высоко, то над его улицами и домами серебрятся призрачные очертания Лунного города, опасной ловушки для припозднившегося прохожего. Но именно в этот край тропа ведет Игоря Глаз дракона и Олега Фойрига. Профессионального ретурнера и отца застрявшего в игре ребенка.

Это было лишь вопросом времени, когда в современной генерации ЛитРПГ появится роман, выходящий за пределы типовой ниши, сформированной циклами Руса, Маханенко и Михайлова. Завязка "Хардкора" Венгловского похожа на сплав идей из японского ранобэ "SAO" Кавахары и знаменитого "Лабиринта отражений" Лукьяненко — с одной стороны, в наличии смертельно опасная, находящаяся в пространстве Чендлера — особой квантовой области — игра с отключенной кнопкой выхода, а с другой — герой, который обладает редкой способностью "выводить" зависших в квантово-виртуальном пространстве игроков. Из повторившихся мелочей можно отметить и архетипичный образ Черного Хакера, и преследующий пользователей психоз, перемешивающий реальность и виртуальность. Однако на этом сходство почти исчерпывается, поскольку Венгловский развивает сюжет в ином направлении, предлагая оригинальный взгляд на старые стартовые условия.

Обычно в ЛитРПГ герой-игрок старается с головой погрузиться в виртуальный мир, но в "Хардкоре" напротив — Игорю приходится прилагать значительные усилия, чтобы удержать дистанцию с фэнтезийным антуражем и активным окружением. Игра не просто сочиняет легенды для пользователей — она на ходу конструирует, сплетает, формирует героям воспоминания и переживания, которые постепенно вытесняют из памяти реальный мир. Никаких справочных описаний — атмосферные обрывки прошлого, ожесточенные схватки, проникновенные беседы, простые и саднящие трагедии — они сами всплывают из памяти в нужный момент, окончательно вплетая сознание игрока в виртуальную реальность, делая его неотъемлемой частью Хвергельмира. Например, опытным охотником, покинувшим ледяные равнины и морское побережье, чтобы заглушить тоску о погибшей возлюбленной. Или беглым советником маркграфа и магом-самоучкой, спасающимся от погони на краю света.

Однако Игорь и Олег далеко не единственные игроки, оказавшиеся в Хвергельмире. Кто-то оказался наивен или самонадеян, решив, что пространством Чендлера его не напугать. Кто-то осознанно сбежал от проблем в реальном мире. А кто-то пришел сюда, чтобы упиваться властью и вседозволенностью. И еще есть странный и загадочный Вот, который говорит стихами, дает советы и ведет свою неведомую игру. Игру, чьи хитросплетения протянутся от Призрачного леса с руинами Абеларда — города техномагов, через зловещий Вормс и приморский Грьёдт к пропасти Гиннунгагап.

В отличие от типовых современных ЛитРПГ, в "Хардкоре" системные сообщения лишь изредка всплывают на заднем плане, а геймплей гармонично связан с антуражем — без акцента на логах и числовых параметрах. Пожалуй, единственный недочет — резко ускорившийся темп событий в последней трети романа, когда история покатилась по рельсам стандартного квеста. Впрочем, финал все равно получился ярким и неожиданным. Основная сюжетная линия "Хардкора" завершена — однако созданный Венгловским мир с квантумами и пространством Чендлера достаточно многообразен и загадочен, чтобы вернуться к нему в новых историях.

Итог: отличное атмосферное приключение на грани игры и реальности.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 14 июня 2016 г. 11:05

Аннотация:

Горная Стража—последний оплот Меекханской империи на её северных границах. Здесь, в узких долинах и заброшенных деревеньках всё ещё таится древнее зло. Но стражники не спасают мир. Они просто выполняют свою работу: охраняют мирных жителей от диких кочевников, от племён, подпавших под влияние дикой магии, от культов кровожадных богов... И Шестой роте приходится тяжелее прочих: раз за разом она попадает в жуткие, смертельно опасные ситуации — и за всем этим начинает проступать некая зловещая закономерность...

А на юге Империи безрассудный купец нанимает в телохранители искусного воина по имени Иатех из таинственного племени иссаров, что всегда скрываются под маской — и безжалостно убивают любого, кто увидит их лица. Купец еще не знает, каким испытаниям подвергнет свою семью, и о том, что его решение положит начало событиям, которые поставят на кон судьбу всего Меекхана и приведут людей к противостоянию с богами…




Несмотря на кажущуюся простоту задачи, довольно трудно определить жанр "Сказаний Меекханского пограничья", по крайней мере, первой книги, под обложкой которой находятся сборники "Север" и "Юг", каждый состоящий из четырех новелл. В пользу эпического фэнтези говорит масштаб, обрамляющих основной сюжет событий и декораций. Просторы Меекханской империи, войны богов вековой давности, интриги спецслужб. Однако внимание, с которым Роберт Вегнер следит за судьбами главных героев, их приключениями и становлением, позволяет отнести книгу к героическому фэнтези. В то же время жестокая суровость местных нравов и обычаев может быть приписана и темному фэнтези. А ведь есть еще предпосылки к развернутой и сложной мифологической сюжетной линии... Поэтому начать рецензию стоит с того, чем она обычно заканчивается, — с резюме: перед нами отличное фэнтези, претендент на звание "Книги Года ФЛ", в котором сочетается война, магия, месть, страсть, взросление и даже отчасти детектив.

"Север. Топор и скала"

Суровый горный край, уже несколько веков, как поглощенный Меекханом, полон опасностей и неожиданностей. Среди покрытых вечным льдом вершин и узких троп, крошечных долин и коварных ледников, очень легко найти свою смерть, безвестную и глупую. Чтобы выживать и побеждать в тяжелых условиях, нужно обладать звериным чутьем и выносливостью, наблюдательностью и смекалкой, то есть теми качествами, что присущи Горной Страже. Ее солдаты зачастую выглядят страшнее, чем банда головорезов, знают каждую тропинку и примету, прекрасно владеют оружием, способны делать длинные и напряженные переходы, наводя страх на противников.

Забот и проблем Горной Страже хватает. То нужно отыскать обезумевший клан горцев, возглавляемый, вероятно, чародеем-самородком. То попадется занятный шпион с дерзким языком, то командование отправит сопровождать чрезвычайно рискованную, но и важную дипломатическую миссию, то из глухой рыбачьей деревеньки придет слух о бойне. Поэтому лейтенанту недавно образованной шестой роты, Кеннету-лив-Даравиту, придется изрядно попотеть, чтобы выйти победителем из запутанных историй, где на каждом шагу таятся неприятные сюрпризы, где приходится иметь дело с шаманами ахери и дикими горцами, имперскими дипломатами и безумными каннибалами — причем еще не ясно, кто опаснее. Ведь даже своим имперцам не всегда можно доверять.

"Юг. Меч и жар"

Под знойными лучами солнца распростерлась гигантская пустыня Травахен, отделенная от владений империи горами, где живут загадочные и странные племена народа иссарам. Все четыре новеллы так или иначе вращаются вокруг юного иссара Йатеха, талантливого воина, который однажды сошел с гор и нанялся к меекханскому купцу, Аэрину-кер-Ноэлю, торгующему с племенем д'йахирров. В отличие от более прямолинейных и рубленых рассказов предыдущего сборника, южные истории вьются подобно змеям. Вегнер свивает линии прошлого и настоящего, умело работая с флэшбеками и диалогами, чтобы напряжение неуклонно возрастало до кульминационной точки.

Это история о странном народе иссар, чья память охватывает три с половиной тысячелетия, включая Войну богов. Чьи традиции внушают оторопь и ужас своей витиеватой утонченной строгостью. Чьи отношения с империей надолго отравлены взаимным истреблением, ибо вероломно пролитая кровь размыкает надежнее всего. Но также это драматичная история юноши, который ищет себя, свое подлинное место и цель в этом мире. Но узнает лишь горькую и очевидную истину, что мы те, кто мы есть. И чтобы узнать себя до конца, отправится к Скорпионьей Мельнице...




Если северная половина книги напоминает цикл Кука "Черный отряд" и отчасти северян Аберкромби, сочетая скуповатые упоминания магии, грубые и суровые нравы, описания походного быта и отношений между офицерами роты, то южная уже в большей степени уникальна, разве что в четвертой новелле повеяло Сапковским, когда речь зашла об интригах спецслужб, а сюжет свился клубком ядовитых змей. На протяжении всех рассказов Вегнер исподволь сообщает детали мироустройства, историю империи и сопредельных племен, законы магии и богов. Можно лишь гадать, как в будущем сойдутся сюжетные линии главных героев, но уже сейчас видно, что история будет впечатляющей.

Итог: отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики и дарка.

Моя оценка: 9/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на сборник Роберта М. Вегнера "Сказания Меекханского пограничья. Восток-Запад".

  2. Рецензия на роман Роберта М. Вегнера «Небо цвета стали»





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх