fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Дом солнц»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
606
Моя оценка:
-

подробнее

Дом солнц

House of Suns

Роман, год; цикл «Дом солнц»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Уже миллионы лет минули с тех пор, как человечество выбралось в космос, заселив все звёзды и планеты во Млечном Пути, став постчеловечеством.

Галактика заселена нашими далёкими потомками, сосуществующими с цивилизацией роботов — Машинным Народом. Но давний противник людей в лице скорости света так и не побеждён. Из-за этого количество межзвёздных государств весьма ограничено.

Лишь так называемые Линии постоянно путешествуют по диску галактики, изучая и помогая разным постчеловеческим цивилизациям, встречаясь один раз в Галактический год на общем сборе.

Речь в романе пойдет о Линии под названием Дом Цветов, которая столкнулась с событиями, которые изменят жизнь постчеловечества на многие века вперед...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Дом солнц»


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2009 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Дом солнц
2014 г.
Дом солнц
2022 г.

Издания на иностранных языках:

House of Suns (Gollancz S.F.)
2008 г.
(английский)
House of Suns
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это история о девочке Абигейл Горечавке и затянувшемся на миллионы лет детстве ее и всего Человечества.

Нет, нет, возразите Вы. Разве речь пойдет о Абигейл? Ведь в романе несколько десятков Горечавок/а было вообще несколько сотен, пока не вмешался Дом Солнц/ и каждая из них имеет личный опыт в миллионы лет — странствий и приключений.

Но вот в чем беда, в основе каждой из этих Горечавок лежит все та же несчастная, лишенная любви и закомплексованная личность маленькой девочки Абигейл, родившейся миллионы лет назад в холодном и неуютном доме на самой границе империи света и торговли. Это вся та же Абигейл, которую все пугало в окружающем мире. Пугали выдуманные чудовища и реальные проблемы. Так, что единственным местом, где можно было воплотить свои мечты, почувствовать безопасность и свою значимость стала виртуальная игра. А когда и та оказалась обманом, остался только один путь — спрятаться в бескрайней Вселенной, пуститься в бесконечное путешествие, наслаждаться вечным разнообразием. Сделать вечное странствие главной целью, а копии себя самой — единственной семьей на миллионы, миллионы, миллионы лет. Застыть во времени вечным ребенком и никогда не взрослеть.

При чем тут детство, спросите вы, если речь идет о миллионах лет, за которые расцветают и гибнут самые разнообразные цивилизации, да что там — целые галактические империи? Но ведь только дети предпочитают забывать о своих промахах, ошибках и проступках, стирают их из памяти и вычеркивают из жизни, вместо того, чтобы нести ответственность за последствия, учиться на них, чтобы никогда не повторять в будущем. Только дети, испуганные, беззащитные и неуверенные в себе, могут прятаться от действительности за яркими технологическими игрушками и придуманной для себя реальностью. Только дети, не получая желаемого, капризничают, крушат и ломают, затыкают уши и зажмуривают глаза. Дети капризные и неуверенные, не знающие любви и милосердия, поскольку были его лишены с рождения, и от того — жестокие и злые.

Вот такое, с моей точки зрения, все Человечество в этом романе — дети, получившие в качестве игровой площадки целую Галактику. Своеобразный вариант человека-играющего Стругацких: могучие, но несчастные. Порхающая на свету яркая беззаботная бабочка, день которой тянется шесть миллионов лет. Маленькая девочка, воображающая себя принцессой, играющая воздушными шарами — солнцами и планетами.

И как всегда, у Рейнольдса — описание этой Постчеловеческой Вселенной- со всеми чудесами технологий — самое лучшее в романе. Есть во всем этом здоровая доля сумасшествия, чтобы читать, не отрываясь. Порой даже казалось, что это вариант «Автостопом по Галактике», так были чудесны и удивительны люди-кентавры, люди-слоны, человек-фантом, всезнайки-великаны, золотой робот или роботы-заговорщики. Не оставляло детское восхищение, казалось, что это — вечный карнавал, бесконечный праздник, затеянный ради развлечения застрявшего в детстве Человечества.

И вот она еще одна удача — контраст между впечатлением и реальностью, когда за яркими фасадами скрываются жестокие тайны. Как в игре Абигейл, которая с каждым разом делалась все страшнее и мрачнее. Но, в отличие от Пространства Откровения, где все темно и безнадежно, этот роман просто-таки полон оптимизма: застывшее во времени детство человечества подходит концу и начинается долгий, долгий процесс взросления. И хорошо, что в этот раз автор удержался от раскрытия всех тайн. Финал открыт: смогут ли наши герои избавиться от детских комплексов и страхов Абигейл Горечавки или нет, нам не ведомо. Каждый может додумать сам и, надеюсь, это так и останется.

Оценка: 9
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шесть миллионов лет нашей эры. Человечество буйным сорняком заполонило всю Галактику и с опаской поглядывает за ее пределы, где ни с того ни с сего исчезла из виду, укрытая чем-то вроде горизонта событий черной дыры, целая Туманность Андромеды (в книге это событие называется просто Отсутствием, с большой буквы). Общественный строй соответствует чему-то вроде анархокапитализма, но с отчетливыми технофеодальными нотками: выделяются несколько десятков крупнейших корпораций, сотрудники которых, как правило, все клоны основателя или пары основателей (если основатель в единственном числе, «удвоению пола» это не препятствует). Корпорации незатейливо называются Домами, а в пределах каждой очередному клону присваивается ярлычок на его генетической Линии, например в Доме Цветов (House of Flowers) — по названию определенного растения Терры. Поскольку растений в древних ботанических атласах предостаточно, а вновь открытых экстрасолнечных планет еще больше, проблем с классифицирующей ономастикой не предвидится. Работы у клонов (shatterlings) выше крыши: облетев Галактику и закартировав для главы Линии происходящие там технологическо-культурные изменения, они собираются в определенном месте для отчетно-выборной конференции и обмена опытом.

Юноша и девушка с Линии Горечавки (Gentian Line) Дома Цветов, названной в честь Абигейль Дженшиан (Gentian = горечавка желтая), катастрофически опаздывают на очередной слет пионерии и опасаются взбучки от цветоводческого топ-менеджмента. Срочная задача влюбленной парочки — сменить безнадежно устаревшее корыто молодого человека, которое и космическим кораблем-то назвать язык с трудом повернется, на более новое и скоростное. Ее они не без труда, преодолев путем шантажа и подкупа сопротивление хитрозадого постчеловеческого интеллекта, решают, получив в качестве бонуса попутчика — робота Геспера (про золотые яблоки Гесперид мы все читали понемногу у Куна).

ВНЕЗАПНО дружную компанию нагоняет ужасная весть: базовая планета Линии Горечавки вместе с подавляющим большинством клонов уничтожена неведомыми врагами, да так основательно, что и горсточки пыли в астероидном поясе не осталось.

Собственно, на этом краткую преамбулу можно прикрывать, — оставшуюся часть книги занимает квест возмездия. Из ряда себе подобных космоопер роман выгодно выделяют следующие параметры ТТХ.

1. Техника изложения. Книга построена как чередование фрагментов от лица самой Основательницы Дженшиан, а также девушки и ее возлюбленного (по сути — кровного брата-близнеца). В связи с этим флэшбеки — уже не флэшбеки как таковые, а самостоятельная часть повествования.

2. Язык. Словарный запас высокий, диалоги острые и неожиданные. Описания рассчитаны на человека, довольно глубоко знакомого с американской культурой начала ХХ века (например, родовая усадьба Абигейль — это скопированный «дом тысячи окон и дверей» семьи Винчестеров со старой Земли, хотя параллель ни разу не озвучена явно).

3. Мифологемы. Вселенная Рейнольдса находится на этапе перехода к третьему закону Кларка — технология здесь еще отличима от магии, но для этого уже нужно прилагать некоторые усилия. Дух Воздуха довольно отчетливо напоминает искусственные интеллекты-элементали Шредера («Вентус») и Макдональда («Дни Соломона Гурски»).

4. Аппаратное обеспечение. Почти весь базовый набор современной боевой космооперы, от сфер Дайсона до гиперпространственных пушек. В каждом случае введено одно или несколько ограничений, отдаляющих набор от абсурдной омнипотенции. Например,

4а) для подлинной сферы Дайсона сырья даже в богатой астероидами многопланетной системе, как правило, не хватает, поэтому ее аппроксимируют массивом миров-колец.

4b) сверхсветовые путешествия невозможны, поэтому для космических полетов активно используется стазис.

4с) имеется много роботов и киборгов, разных форм и задач, но Галактика, в отличие от азимовской и хербертовской, населена не только людьми и их машинами.

4d) все действующие лица в принципе бессмертны, если сами не пожелают противоположного или не будут уничтожены взрывом планеты, на которой находятся, но груз памяти вынуждены неустанно облегчать, по сути регулярно переписывая себя как новую личность.

4е) в Галактике насчитывается под сотню миллионов обитаемых миров, но все попытки создания централизованного государства с ожидаемой регулярностью проваливаются из-за проблем с мгновенной связью.

5. Концовка: из нее видно, что Рейнольдс проштудировал работы по физике черных дыр и кротовых нор в объеме, превосходящем популяризаторские книги Хокинга. Впрочем, как для бывшего астрофизика это неудивительно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гораздо приятнее отсутствие беспощадного хэппи-энда.

Если бы эта книга была написана и выпущена после невозбранно стыренного у Винджа «Терминального мира», я счел бы ее обнадеживающим подтверждением того, что контракт на десять книг за миллион фунтов вытянул из Рейнольдса еще не все жизненные соки, но поскольку в действительности все обстоит наоборот, и роман переписан из более ранней новеллы, то подожду с оптимистическими прогнозами.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человечество покинуло пещеру и освоило планету. Затем покинуло планету и освоило звёздную систему. А потом покинуло родную систему и рвануло мотаться по Галактике, преодолевая огромные расстояния во сне или в пузырях времени, распыляя семена жизни, чтобы потом обмениваться универсальной валютой – информацией с цивилизациями, которые появились из этих спор. Молодые цивилизации появлялись и гибли, а человечество в форме шаттерлингов продолжало мотаться туда-сюда. Настоящей конкуренции нет, а если и возникнет… Мы знаем, что делать, не так ли? Потому что у человечества, мотающегося по Галактике, остались всё те же обезьяньи мозги. Хоть тысяча, хоть миллион лет, лишённые возможности меняться эволюционно, люди стали рабами своих технологий и вынуждены наступать на одни и те же грабли. Убей чужаков, измени историю, чтобы обелить себя и излечиться от душевных ран. В итоге всё будет повторяться снова и снова и осознание Лихнисом зла, которое несёт в себе человечество ничего не изменит. Потому что никогда осознание своих недостатков не имело власти над “обезьяной внутри”. Можно контролировать себя, но стать кем-то другим — нельзя. Так что нет в книге никакого “взросления” человечества, как пишут в рецензиях, только констатация факта – наши инстинкты, наша паранойя, убогие мозги никогда не позволят конкуренту разгуливать во Вселенной. “Дом Солнц” был всегда и всегда будет.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

По первому впечатлению о книге, после сотни, другой страниц, кажется, что по этому сюжету получился бы очень неплохой детский мультфильм. Знаете, как раньше снимали? С фантастическим миром, с необъяснимыми в эволюционном развитием животными и людьми. И даже не важно, что автор один-два раза показывает сцены сексуального характера, их отсутствие ничем бы не сказалось на сюжете или понимание героев. Секс тут, как нечто запретное. Последующие главы только усиливают эффект, а встреча героев на планете и совместный обед, вообще напомнил сборище смурфиков или даже гномиков из Белоснежки. И имена тому тоже виной. Вот с таким ощущением и продолжилось чтение. Описание проходит в очень сухой форме, например внешность доктора Менинкса (героя из первых глав) упирается в одну единственную фразу — поросшее ракушками. Кстати доктор сыграет свою роль, точнее задаст единственный вопрос читателю,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а зачем он вообще в романе? Как-то очень громко зашел и очень громко вышел, да только хлопок дверью оказалось совсем не к чему, да и в другой комнате и в другом доме.
Тоже самое относится и к некой такой фэнтезийной линии сюжета (Палатиал),
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая тоже совсем не объясняется, но все таки несет (ну не просто же так) какой-то смысл. Была идея, что призрачные солдаты и есть уничтоженные роботы, но нестыковок оказалось больше
. Также дело обстоит и с главными злодеями.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каскад и Каденция, пара роботов, кажутся совсем смешными и совсем не страшными. Наивными болванчиками. Вообще, если в других романах с ИИ или роботами борются по причинам в которых, они (роботы) хотят уничтожить, поработить, использовать как топливо или еще каким-то образом все человечество, то тут проблема более глобальна — «что-то не так». Прямая цитата «Смутная тревога, непонятное беспокойство — с этими роботами что-то не то и не так»
вот в этом и есть завязка и основная проблема. Диалоги также порой очень затянутые и нудноваты, но тем самым книга читается очень быстро. Скользить по виткам диалогов, которые задают те же вопросы по-другому, и отвечают теме же ответами по-разному получается, как пить сливовый кисель. Заходит хорошо, но выходит быстро. В последних главах сюжет заворачивается как водоворот. При чем на этот водоворот мы не смотрим со стороны, наслаждаясь явлением природы, а непосредственно кружимся в нем. Нас начинает подташнивать, мы не видим неба и не понимаем где дно, но зато уверены, что скоро утонем, быстро и мучительно. Главные сюжетные линии, задумки злодеев и действия героев, всё меняется за секунды, осмысление этих действий и поступков, буквально несколькими главами ранее, не имеют уже никакого значения. Водоворот сюжета надо было включить, и он включается. Рейнольдс склонен к максимализму, он любит навертеть на шампур своих историй, не только вкусное и сочное мясо, но и добавить колбасных обрезков, черного хлеба и иногда очень полезной, но не очень вкусной спаржи или цветной капусты. Всем угодить. Всем продать.

Рейнольдс сейчас очень популярен (сужу по форуму) и поэтому без обид ребята. Цикл «Пространство» мне понравился намного больше.

P.S. 6 миллионов лет вперед в будущее, утро: «Стол накрыли к завтраку: свежевыжатый апельсиновый сок, круассан на тарелочке, кофейник с кофе, фрукты.»

Классика! И совсем оно не страшное это ваше будущее!

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было увлекательное путешествие, более простое по подаче, чем книги цикла «Пространство откровения». Это не значит, что история лучше. Наоборот, мне показалось, что очень многое осталось не проработанным. Возможно, если бы автор продолжил цикл, как сделал с Пространством, мы бы узнали больше про Линии и шаттерлингов.

Однозначно могу порекомендовать книгу к прочтению. А для тех, кто уже прочел, подкину вопросов на размышление — я не смогла найти ответы на них, да кажется, автор и не пытался так углубляться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Самое очевидное: зачем были персонажи — мальчик, с которым играла Абигейл (все ждала какого-то пика с его участием, но его просто слили)? Доктор Мениннкс (точно ли робот ни при чем)? Угарит-Панта (только чтобы рассказать про разрушение звездамбы, которую роботы перепутали)? Освобожденные пленники черного торговца кораблями (напомнили мне термин «слякоть» из «Города Бездны», т.к. тоже остались в криокамерах)?

- Почему именно клоны Абигейл? Помимо очевидного «потому что она захотела». Не показано явно, что она сама достойна и супер умна. В «Городе Бездны», например, нам явно показывали неординарность героя в детстве и далее. Да и Людмила Марцеллин впечатлила больше, т.к. она все изначально придумала и организовала — Абигейл просто повторила и использовала технологию клонирования, разработанную в ее доме. И кстати почему Людмила не сделала клонов на основе других членов ее дома?

- Почему 1 тыс клонов? И почему 50 шаттерлингов — это уже предел и линии конец?

- Могут ли клоны клонировать себя? Если нет, то почему, если Абигейл знала технологию, а они — ее клоны? Или почему клоны не размножались естественным путем (пусть не вынашиванием, а через инкубаторы, например)?

- Клоны выглядели по-разному физически и были разными по характеру. Например, характер мог развиваться в зависимости от обстоятельств, имея лишь исходную память Абигейл. Но вот внешность? и даже не хочу начинать думать про отношения между клонами одной линии — это похоже на инцест и оставляет какой-то неприятный осадок.

- Почему они жили по одиночке? Никто не завел семью (да хоть бы на корабле) или не набрал команду? Не организовал какой-то бизнес или просто не занялся каким-то другим делом по душе? Они подбирали временных спутников и имели контакты на разных планетах, но как-то это недостаточно что ли.. Сходил ли кто-то из них с ума?

- Что такое циклы? только лишь время между мбором всей линии для синхронизации воспоминаний и распредедением заданий? Или это какие-тт перерождения физического тела? Изнашивается ли тело, несмотря на стазис, в котором шаттерлинги находились при любой возможности?

- Почему шаттерлинги должны «нести добро», как упоминали Горечавки? Или у каждой линии свои цели и все они «хорошие»? Как это контролировалось, если каждый мог и тысячелетие пропадать не знамо где и потом подтереть свою память (нить, которую показывает на Тысяче ночей)?

- Много вопросов про организацию жизни линии. Откуда добывалась энергия для путешествий, прочие ресурсы для жизни и влияния? Если каждый в одиночку путешествует, то сам себе все и добывает? А если неудача, то побираться?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редчайший образец не попирающей Энштейна фантастики. Стефана-Больцмана игнорировать все равно пришлось. Но, зато, обход Энштейна сморгнул с неба звезды. Замечательный прием разъяснить фОнтазерам-попирателям пардоксы времени.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это фантастика. Яркая, необычная, непонятная, масштабная, грандиозная история. Чем-то напоминает знаменитый «Гиперион», наверное, масштабом вселенной. Мне очень нравится, когда книга написана не только в фантастическом жанре, а состоит из нескольких слоев. «Дом Солнц» — как раз такой случай.

Основной сюжетной линией будет расследование обстоятельств, которые произошли несколько миллионов лет назад, а сегодня приходится разбирать последствия давних событий. Не стоит удивляться такому временному отрезку, для живущих в далеком будущем, подобный возраст не является чем-то сверхъестественым. С фантазией у автора все в порядке. Он создает по-настоящему нереальные миры и населяет их еще более невероятными существами, которые не имеют ничего общего с человеком.

Как это ни удивительно, но несмотря на колоссальный временной разрыв между нашими цивилизациями, потомки сохранили чувства и эмоции, дружба и любовь для некоторых из них, это не пустой звук. Несмотря на практически неограниченный срок жизни, они могут пожертвовать собой ради общей цели, для выживания всего Дома. Наверное, автор большой романтик, если верит в подобное. Описание обычной жизни, взаимоотношений между героями, будут не менее интересны, чем развитие основных событий.

Использование недоступного для нашего понимания отрезка времени, в шесть миллионов лет, дает автору возможность создавать невообразимых существ, которые прошли свой путь эволюционного развития. Накопленные за эти годы знания выглядят настолько невероятными, а их возможности лежат за гранью самых фантастических допущений, от чего пробирает дрожь. По сути, это живые боги, для которых нет ничего невыполнимого или неизвестного. С некоторыми мы познакомимся близко, о ком-то узнаем вскользь.

Это многослойная, многогранная книга, которая обязательна к прочтению всем поклонникам жанра. Аластер Рейнольдс открывает перед любителями фантастики невиданный мир, в котором очень интересно находиться.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумбурные впечатления.

Формально роман — космоопера с уклоном в жесткую НФ, по факту — «Сумерки» на максималках в космосе. Ну, помните, многие ругали Майер за то, что древний вампир размышляет и ведет себя как малолетний подросток? Помножьте на тысячу и пару веков замените на несколько миллионов лет и получите прекрасное впечатление о главных героях. Все они — копии Абигейл Горечавки, в далеком и основательно забытом прошлом наследницы клоноводческой империи. Наигравшись к тридцати годам в детские игрушки, она наконец вступает во взрослую жизнь и решает поучаствовать в смелом и рискованном предприятии — отправить копии самой себя во все уголки Галактики, пусть отныне играют по-взрослому. Все идет своим чередом — Линия путешествует, набирается знаний и впечатлений, помогает оседлым цивилизациям, а раз в галактический год собирается для обмена воспоминаниями, — пока на очередном слете шесть миллионов лет спустя кто-то не устраивает тотальный геноцид. Оставшимся в живых надо теперь найти и наказать виновников. Завязка неплохая, исполнение — уфф...

Перво-наперво, я так и не понял, к какому жанру отнести книгу.

Космоопера? Да, похоже. Потенциально гигантский размах повествования в пространстве-времени, яркие описания, вызывающие желание воскликнуть «почему я так не умею?!», пострелушки на фоне пролетающих мимо звезд. Ухх, какую бы книгу можно написать с такой-то фантазией! Но я не зря написал «потенциально». На деле вся история скукоживается до масштабов пары-тройки планет в пространстве (не считая концовки) и небольшого промежутка времени в будущем (за вычетом сквозной истории-флешбека). Такое себе.

Детектив? По идее, да. Герои пытаются вычислить убийцу (на этот раз не дворецкий, гарантирую), распутывают клубок заговора, ведут допросы — в общем, атрибуты на месте. Но в хорошем детективе все ранее развешанные ружья успешно стреляют в голову читателю, ошеломленно восклицающему «да как я сам-то не догадался?». В «Доме солнц» же часть ружей остается висеть невостребованной, другая — стреляет в конце, неожиданно появляясь на стене и нарушая неоднократно упомянутый по ходу повествования принцип каузальности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, нельзя догадаться про каких-то там Первых роботов, если до этого про них ни единого намека не было

Триллер? Напряженные моменты есть, безусловно. Вот только Рейнолдс не умеет с ними работать. Каждый раз, как случается напряженная ситуация, происходит одно и то же: герои начинают долго, нудно и — что самое обидное — глупо обсуждать, как же выйти из создавшейся ситуации. Надо сказать, это вообще их конек. Прошло шесть(!) миллионов (!!) лет, но ни манера, ни стиль общения не изменились. Как и характеры героев — они статичны от начала и до конца, все та же девочка внутри, взрослые дяди и тети снаружи.

Сам сюжет тоже вызывает массу вопросов, но я их спрячу под спойлер от греха подальше:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Зачем вообще был доктор Меннинкс? Какая у него была сюжетная функция? Своей смертью создать на пустом месте сомнения в правдивости Геспера? Так миссия все равно провалилась — третировать робота никто не стал, а про доктора больше никто и не вспомнил.

- К чему была интрига с биологической рукой Геспера? Тоже подорвать к нему доверие? Больше она ведь никак на сюжет не влияла.

- Зачем вообще упоминались шаттерлинги других линий на Невме? Они ж ничего там не делали. Более того — столбом стояли, когда некоторые предлагали в качестве мести уничтожить другие линии.

- Какова была роль Угарит-Панта, посла? Вся сюжетная арка с ним свелась к паре диалогов, в итоге он тоже не сыграл никакой роли в сюжете. И даже не подорвался — хоть какое-то разнообразие было бы.

- Откуда Каскад и Каденция узнали о том, что ключ на «Серебряных крыльях зари», если даже сама Портулак про это успешно забыла?

- Если они такие сверхумные, сверхбыстрые и сверхумелые роботы, к чему была вся эта клоунада с подначиванием шаттерлингов? Могли бы без лишней возни угнать корабль. Более того, могли бы со спокойной душой устроить Священный геноцид и выкосить всех оставшихся в живых клонов. Уж тогда тайна Дома солнц точно не всплыла бы наружу.

- Да и что это вообще за история с этим Домом солнц? Кто его создал, когда, чем подкупил/подчинил шаттерлингов других линий настолько, что они даже под страхом смерти не выдали о нем никакой информации? Ну, не считая Калгана — тот оказался редкостным трусом. Или, скорее, марионеткой автора, который завязал узел загадки и, устав, не придумал ничего лучше, чем просто разрубить его.

- Наконец, какую функцию выполняла история из прошлого Абигейл? Рассказать историю взросления? Простите, вышло откровенно плохо: вчера она была девочкой и играла в принцессу Палатиала, а сегодня она уже ведет дела Дома и придумывает хитроумный план. Рассказать историю асоциального детства? История вышла не очень оригинальной и уж точно незапоминающейся. Настолько, что даже сама Абигейл не смогла вспомнить имя друга, с которым играла (а, да, он на дальнейший сюжет тоже влиять не будет). Может быть, через призму восприятия принцессы показать, как девочка училась принимать сложные решения и выбирать между плохим и худшим вариантами? Сложная задача, для сотни-то страниц текста. Самое интересное — что история с Палатиалом оборвалась на полуслове. Но нам ли привыкать.

Концовка открывшимися для человечества перспективами напомнила «Тигр! Тигр!» Бестера. Так и казалось, что сейчас появится Гулли Фойл, подойдет к героям и скажет «Эй! Чего расселись? Двигайтесь дальше, вы». Но нет, Фойл был Тигром, а здесь одни какие-то растения.

Оценка: 7
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рейнольдс хотел написать эпичную космооперу, охватывающую миллионы лет и все рукава нашей галактики, а получилось как обычно.

Много рассказывать про книгу смысла нет, приведу только один пример, который исчерпывающе описывает всю книгу. В некий момент герои романа, рискуя жизнью, ловят пару вражеских шпионов, после чего около ста (прописью, СТА) страниц проводят в обсуждениях, надо ли этих шпионов допрашивать, если надо, то как долго, в какой последовательности, какие вопросы задавать, что делать, если шпионы откажутся отвечать, можно ли шпионов пытать или это морально неприемлемо... после чего герои в подробностях обсуждают множество других проблем, включая ситуацию на мировой политической арене, историю своей планеты, а также наиболее животрепещущую тему — кто с кем спит! Напоминаю, жизнь героев книги всё это время висит на волоске, за ними гонятся убийцы, выбитая из пленных информация может их спасти. Но нет, так нельзя, сначала надо ПОГОВОРИТЬ!

Ну и второй прелестный момент: в шесть миллионов с хреном году н.э. наши герои — в промежутке между перемещением звёздных систем и погашением сверхновых — до одурения торгуются с каким-то местным евреем, пытаясь подешевле купить у него подержанный звездолётик.

Вот и весь роман — примерно в этом стиле. Такое ощущение, как будто в тело Рейнольдса вселился дух какого-то фантаста-графомана из 1940ых. Читать без смеха невозможно.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего в книге понравилась.... суперобложка. Красивая. А-ля голограмка, звездочки блестят. Переливается вся такая. Очень красивая суперобложка. И бумага плотная. Не порвется, как обычные суперобложки.

Вот. А про книгу после такой суперобложки и писать много не хочется.

Так, это было лирическое отступление. Собственно произведение не понравилось. Идеи интересные, конечно, есть. Но не использованы, не обыграны, не вписаны в мир. Просто брошены, голая констатация идеи как факта, и все. Персонажи — картон-картоном. Упаковочная бумага даже, которая, как я уже писал, в суперобложке лучше.

Ну и что, например, что персонаж живет 6 млн. лет? Оно наивное, как бабочка в басне Крылова. И хорошо было бы, если бы это было вызвано глубочайшим жизненным опытом, этакий буддизм, ну наивные дети развлекаются. На самом деле нет, реального жизненного опыта нет — его стирают, миллионы лет не прожиты, а прокручены в стазисе, реальных сил тоже.

Да и сама история возникновения домов недостоверна. Казалось бы, сотворили организацию, которая превалирует в человеческой мета-цивилизации. Как так могло получится? Что дало им такие возможности?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ничего, на самом деле. Просто клонировали одно инфантильное создание в надцать копий, и запустили в космос...

В общем, книга ожиданий не оправдала. Просто последовательное описание некоторых событий, читается как жвачка, неинтересно, не зацепило.

П.С. А суперобложка классная.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что хоть и «Дом солнц» выпускался первым в Азбучной серии, прочитал я этот роман практически после всех остальных выпущенных романов на русском, поэтому я уже прекрасно знал, чего можно ожидать от Рейнольдса. А ждал я очередного классного романа от любимого писателя.

«Дом солнц» описывает далекое-предалекое будущее, в котором человечество распространилось по всей галактике. Более того, главными героями являются клоны одного человека, которые имеют разный пол и выглядят по-разному (клоны одного человека именуются Домом). Периодически клоны встречаются в условном месте и что-нибудь решают, делятся мыслями. Завязка сюжета начинается с того момента, когда на очередной встрече практически 90% клонов было истреблено неизвестными убийцами. Кто? Зачем? С этим и предстоит разобраться оставшимся клонам.

Многие пишут о том, что это детектив в космическом сеттинге. На мой взгляд это не совсем детектив, т.к. особо некому заниматься расследованиями в привычном понимании этого слова. Есть несколько шпионов, которых допрашивали и с которых и выбили тот самый таинственный Дом солнц, о котором никто ничего не знает. Я бы сказал, что это скорее роман о выживании, потому что оставшиеся клоны пытаются понять, что делать дальше и как вообще не остаться навсегда в истории. Найти убийцу? Или рвануть куда-нибудь и спрятаться?

Нам предстоит встретиться со многими интересными личностями будущего. Постлюди, сверхразум, слонобоги, разумный туман, человеко-машины.

Читая роман, я сам все гадал, кто стоит за всем этим. У меня было множество теорий, которых становилось еще больше по мере прочтения. Рейнольдс щедро сыплет новые заговоры, добавляет новых подозрительных личностей, в общем творит все, что только может запутать еще больше. Самое интересное, что несмотря на все мои догадки, Рейнольдс обманул, наверное, всех читателей, когда предложил свою версию случившегося. И это замечательно. Не скажу, что развязкой я остался доволен на 100%, но читать было интересно.

Очередной прекрасный роман замечательного писателя.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая смесь фантастики и детектива в одном флаконе. Книга здорово затягивает в свой мир.

Автор использует занятный прием: герои знают немного, а читатель и того меньше. Рейнольдс разбросал по тексту множество загадок, на которые долгое время и не собирался отвечать. Конечно, это дает автору право доставать из рукава все, что угодно, что он, собственно, и делает). Никогда еще по ходу чтения я не строила столько гипотез о дальнейшем развитии сюжета. Книга местами буксует, вернее построена таким образом, что никогда не знаешь: то ли впереди длительное описание разговора, то ли быстрая смена событий и погоня. Хотя учитывая, что героям книги, откровенно говоря, плевать на время, получается весьма органично) И конец вполне в стиле автора. Мне он понравился, хотя многих читателей, которым все расскажи да покажи, может оставить с носом.

Очень жаль, что автор не развил роман в серию. Но даже эта книга — хороший пример неторопливой космооперы с интересными мирами и неоднозначными персонажами.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о человеческом: с его добром и злом. У большинства авторов получилась бы нравоучительная сказка, но Рейнольдс все концы обрывает и финал, несмотря на всю завершенность, всё же выглядит более чем открытым — там где-то среди звезд Туманности Андромеды. В данном случае это плюс и вовсе не потому, что «продолжение напрашивается», а потому что финал реалистичен. Главные герои, эти существа — шаттерлинги, они согласно «утиной типизации» — просто люди, но они слишком долгоживущи и все действо с его страстями и жестокостями словно нарисовано, чтобы вернуть ангелам — человеческое. Для меня — одна из лучших книг Рейнольдса.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Mickey: призрачные воины из «Палатиала» как раз — единственное сильное, что есть в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они метафорически становятся Первыми Роботами, стыд за истребление которых бьёт по героям. Но бьёт притом мимо цели,
поскольку остаётся неясным, был ли Дом Цветов как-то в этом «ужасном преступлении» замешан.

Конец откровенно слит. Да и ничего в целом толкового выйти не могло просто потому, что затея раздувать переживания некой Абигейл, пускай и пятистократно телесно размноженной, до драмы космического масштаба — заведомый провал. С Pushing Ice (того же автора) даже нельзя сравнить всерьёз.

P.S. Даже лучшие из писателей склонны к повторам и самопародированию в случае продолжительной карьеры. В кольце с обрывками спиц вокруг планеты Neume мы немедленно узнаём такую же структуру из финала «Pushing Ice», а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перстень, переодетый (в последние секунды жизни женщины по имени Cyphel) с правой руки на левую
довольно-таки явно намекает на историю с локоном из того же «Льда». Но если в «Льде» обе детали были не только символичны, но и мастерски вписаны в сюжет, то здесь обе выглядят… бессмысленно как-то, и опереточно. Ну а космические двери с ключами? Вокруг червоточины ещё уместно, но как средство защиты от опасной звезды — бредятина, как уже отмечали. Писателю настолько нравится, как он пишет, что прямо оторваться от себя не может.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

После знакомства с другими книгами Рейнольдса, ожидал куда большего.

Казалось бы, описан мир далёкого будущего. Полёты между звёздами с досветовой скоростью через всю Галактику. Тысячи копий одной и той же личности (причём каждая копия живёт своей собственной жизнью уже сотни субъективных лет и перестаёт быть похожими на другие копии). Продвинутые технологии. На всём этом можно построить отличный роман.

Однако вышло не очень. Немотивированные действия как самих героев, так и разных злодеев. Религиозный страх перед искусственным разумом. Странный способ бороться со взрывами звёзд (неужели автор не знает закона сохранения энергии?). Во всё это плохо верится.

При всём этом сам мир и проблема, из-за которой у главных героев всё и началось, весьма интересны. Так что читать стоит, но без завышенных ожиданий.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх