Владимир Венгловский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Владимир Венгловский «Хардкор»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Венгловский «Хардкор»

Статья написана 27 июня 2016 г. 12:57

Аннотация:

Мир недалекого будущего... Все больше людей сбегает в призрачную, но такую увлекательную виртуальную реальность онлайн-игр. И все чаще люди исчезают в этой реальности навсегда, оставляя своим родным кучу проблем. Но, как это бывает, новые проблемы породили новую профессию. Игорь Ламберт — «ретурнер», особенный человек, который чувствует Сеть и не поддается влиянию пространства Чендлера, где могут навсегда потеряться другие. Когда сын старого друга «зависает» в игре, Игорь не задумываясь, спешит на помощь. Но не все так просто. Там включен режим «хардкор», и гибель виртуала равнозначна смерти в реальности…




Хвергельмир жесток и беспощаден к людям. Тролли, порождения Железного леса, днем подстерегают путников, а ночью безнаказанно разгуливают по Вормсу, городу-всех-дорог. Если же луна стоит высоко, то над его улицами и домами серебрятся призрачные очертания Лунного города, опасной ловушки для припозднившегося прохожего. Но именно в этот край тропа ведет Игоря Глаз дракона и Олега Фойрига. Профессионального ретурнера и отца застрявшего в игре ребенка.

Это было лишь вопросом времени, когда в современной генерации ЛитРПГ появится роман, выходящий за пределы типовой ниши, сформированной циклами Руса, Маханенко и Михайлова. Завязка «Хардкора» Венгловского похожа на сплав идей из японского ранобэ «SAO» Кавахары и знаменитого «Лабиринта отражений» Лукьяненко — с одной стороны, в наличии смертельно опасная, находящаяся в пространстве Чендлера — особой квантовой области — игра с отключенной кнопкой выхода, а с другой — герой, который обладает редкой способностью «выводить» зависших в квантово-виртуальном пространстве игроков. Из повторившихся мелочей можно отметить и архетипичный образ Черного Хакера, и преследующий пользователей психоз, перемешивающий реальность и виртуальность. Однако на этом сходство почти исчерпывается, поскольку Венгловский развивает сюжет в ином направлении, предлагая оригинальный взгляд на старые стартовые условия.

Обычно в ЛитРПГ герой-игрок старается с головой погрузиться в виртуальный мир, но в «Хардкоре» напротив — Игорю приходится прилагать значительные усилия, чтобы удержать дистанцию с фэнтезийным антуражем и активным окружением. Игра не просто сочиняет легенды для пользователей — она на ходу конструирует, сплетает, формирует героям воспоминания и переживания, которые постепенно вытесняют из памяти реальный мир. Никаких справочных описаний — атмосферные обрывки прошлого, ожесточенные схватки, проникновенные беседы, простые и саднящие трагедии — они сами всплывают из памяти в нужный момент, окончательно вплетая сознание игрока в виртуальную реальность, делая его неотъемлемой частью Хвергельмира. Например, опытным охотником, покинувшим ледяные равнины и морское побережье, чтобы заглушить тоску о погибшей возлюбленной. Или беглым советником маркграфа и магом-самоучкой, спасающимся от погони на краю света.

Однако Игорь и Олег далеко не единственные игроки, оказавшиеся в Хвергельмире. Кто-то оказался наивен или самонадеян, решив, что пространством Чендлера его не напугать. Кто-то осознанно сбежал от проблем в реальном мире. А кто-то пришел сюда, чтобы упиваться властью и вседозволенностью. И еще есть странный и загадочный Вот, который говорит стихами, дает советы и ведет свою неведомую игру. Игру, чьи хитросплетения протянутся от Призрачного леса с руинами Абеларда — города техномагов, через зловещий Вормс и приморский Грьёдт к пропасти Гиннунгагап.

В отличие от типовых современных ЛитРПГ, в «Хардкоре» системные сообщения лишь изредка всплывают на заднем плане, а геймплей гармонично связан с антуражем — без акцента на логах и числовых параметрах. Пожалуй, единственный недочет — резко ускорившийся темп событий в последней трети романа, когда история покатилась по рельсам стандартного квеста. Впрочем, финал все равно получился ярким и неожиданным. Основная сюжетная линия «Хардкора» завершена — однако созданный Венгловским мир с квантумами и пространством Чендлера достаточно многообразен и загадочен, чтобы вернуться к нему в новых историях.

Итог: отличное атмосферное приключение на грани игры и реальности.

Моя оценка: 8/10





482
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:13
Продолжение подразумевается? Или можно читать как сольник?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:17
Продолжение написано и скоро выйдет. И оно мне тоже понравилось;) Но «Хардкор» хорош тем, что можно спокойно остановиться на нем — основной сюжет полностью закончен. Маски были сброшены, конфликты разрешены, история достигла закономерного финала. Если бы не знал, что есть вторая книга («Дебаггер»), то и не догадался бы.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:33
О! Такая форма исполнения мне по нраву.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:40
Ну да, если времени на чтение длинных циклов мало — то самое оно.

Современное ЛитРПГ вообще жутко страдает бесконечной сериальщиной, когда сюжет тянется и тянется, виляя из канавы в канаву. Здесь этого, к счастью, нет.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:44
Можно сказать только одно, спасибо Венгловскому!
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 14:03
:beer:


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:34
Я вот как то опасаюсь читать романы из этой серии, так что пройду мимо. Спасибо за рецензию)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 13:38
Пожалуйста:)
Это не ЛитРПГ в его формальном понимании. Гораздо ближе к «Лабиринту отражений». Но если опасаетесь серии, то имейте в виду, что по крайней мере 90% остального — на голову хуже «Хардкора» и сплошь запорото логами да плюшками, бессюжетной сериальщиной и Марти Сьющиной. Поэтому если и пытаться познакомиться с хорошими романами из этого поджанра, то либо по сабжу, либо по «ВИКС» Зайцева, либо «Мертвому инквизитору» Магазинникова (с небольшой натяжкой).


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 14:15
О! Спасибо за рецензию.
А то тут в теме ЛитРПГ Венгловского пинали в хвост и в гриву, заклевали прям. Он, бедный, отбивался как мог, но так жалко его было.
А оказывается, на 8 роман-то.
Надо будет почитать.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 15:12
Роман хороший, мне понравился.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:10
А можно ссылочку? Интересна суть претензий — неужели людям не хватило логов?
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:29
Пуф....
Тема «литРПГ», где-то начало этого года или конец прошлого.
Да там не к роману претензии, просто шло обсуждение жанра и Венгловский (сдуру, имхо) какие-то эпизоды своего романа показывал в качестве иллюстрации, аргументов своей позиции. Ничего интересного там нет, обычные придирки к прядку слов, деталям обстановки, порядку действий героя и прочее. Ну, есть такие интернет-любители потерзать чужое творчество.
Попробуйте поиском найти, если так интересно.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:31
легко, кстати, нашлось
https://www.fantlab.ru... и там дальше
октябрь 2015, оказывается.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:45
Благодарю.
Я думал у фанатов не зашёл текст без логов и удивился — в остальном автор вполне себе на уровне серии, за что его так? А оказывается, вон оно что.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2016 г. 11:05
основная претензия «нормальным» авторам литрпг — это их приверженность мёртворожденному жанру. Так как для реализации всего что у них в тексте есть — наличие «РПГ», тем более в его кастрированном лит. виде, тупо не нужно. Это выглядит как попытка сделать из здоровой ноги протез, путём ампутации и обратного приклеивания забальзамированного куска мяса с костью.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2016 г. 19:30
Причём мяса куриного.

Вот честно, я отказываю литрпг в «нормальных» авторах. Человек, который тащит в книгу статы, лут и логи урона либо хочет загрести на волне популярности, либо ему нечего сказать. Либо — и то, и другое.
 


Ссылка на сообщение29 июня 2016 г. 11:51
А я, несмотря на свою зловредность — считаю ,что и на таком материале можно сделать отличную историю :-))).
В приснопамятном посте даже предлагал пару завязок :)
Более того. Интересных «смычек игры с жизнью» сам наблюдал не одну и не две.
Однако гипноз логов и какой-то запредельный и примитивно-тупой, пополам с отсутствием жизненного опыта эскапизм многих авторов ЛИТРПГ — просто выжигают всё хорошее в жанре, надёжнее, чем СТОЧКЕР выжег полянку с «зона прорыва херни в реальность».
 


Ссылка на сообщение30 июня 2016 г. 09:47
Нет, в интересные истории про игры и играющих в них я вполне себе верю. Но вот сделать интересным или хоть как-то оправданным наличие бесконечных логов — главный атрибут литрпг! — сомневаюсь.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2016 г. 11:30
Как вариант — торговые войны в EVE онлайн ) но это оч. специфический продукт.

битва эксель-таблиц на много листов. С реальными трагедиями и предательствами с самопожертвованием. И даже с фоновыми боевыми действиями ,терроризмом и нарушением игровых и реальных законов.


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:09

цитата Green_Bear

Однако на этом сходство почти исчерпывается

Там ещё Маньяк есть.
Однако если лукьяненко был крут и что-то там даже прорывал «Лабиринтом», то у Венгловского, при всём моем уважении, вышло «типичное российское фэнтези».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 20:13

цитата пан Туман

Там ещё Маньяк есть.

Ага :-D Тоже заметил — при перепрочтении. Еще талант у ретурнера воспринимать виртуальность пикселями и спрайтами. Но пусть читатели сами найдут эти пересечения ;-)

цитата пан Туман

у Венгловского, при всём моем уважении, вышло «типичное российское фэнтези».

Как что-то плохое)
А если серьезно и оставить за кадром наши с вами вкусовые расхождения, то что для вас стало самыми главными недостатками романа?
П.С. И кстати — а как вам малая форма Венгловского?
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 21:23
Скука. Автор выдал стандартный фэнтези-мирок, заурядный квест-спасение и малосимпатичного главного героя, от лица которого идёт повествование (почему все такие книги пишут от первого лица?) Я помучился полторы главы и без сожалений закрыл вкладку. Лучше просто поиграть.

P.S. Читал «Геноморфа» на какой-то ФЛР — не помню абсолютно, но стоит оценка 5. И «Маски красной луны» — на крайнем Колфане, симпатично (единственный рассказ, который осилил).
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 21:36

цитата пан Туман

Скука. Автор выдал стандартный фэнтези-мирок, заурядный квест-спасение и малосимпатичного главного героя, от лица которого идёт повествование (почему все такие книги пишут от первого лица?) Я помучился полторы главы и без сожалений закрыл вкладку. Лучше просто поиграть.

Принято, спасибо.
Правда, справедливости ради, пролог отношению к Хвергельмиру не имеет. Первая глава-авентюра почти полностью посвящена реалу. И тут нюанс, Венгловский работает под этакий нуар, довольно специфичный. Потому и ГГ, видимо, вам не пришелся по душе. А сколько вы прочли из второй, где появляется Хвергельмир... не знаю) Но вряд ли достаточно много, чтобы сделать выводы о стандартности (хо-хо!) фэнтези-мира. И дело не в скандинавских мотивах.

цитата пан Туман

Читал «Геноморфа» на какой-то ФЛР — не помню абсолютно, но стоит оценка 5. И «Маски красной луны» — на крайнем Колфане, симпатично (единственный рассказ, который осилил).

Этих не читал — надо будет когда-нибудь почитать, как будет настроение под рассказы, угу.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2016 г. 22:40

цитата Green_Bear

Но вряд ли достаточно много, чтобы сделать выводы о стандартности (хо-хо!) фэнтези-мира.

А он нестандартный? В чем именно? Я дочитал до рубки щупальца — автор ничего не выдал дальше стандартов жанра (включая Очень Сильное Колдунство из ничего — это норма, это Марти).

цитата Green_Bear

И тут нюанс, Венгловский работает под этакий нуар, довольно специфичный.

Ну нет. Если нуар, это когда герой вроде бы профи в чём-то, но лузер и прибухивает коньячок с зеркалом, то попаданцев всей охапкой придется вписать к Сэму Спейду в коллеги — от хорошей жизни обычно нашими там не становятся.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2016 г. 14:28

цитата пан Туман

Ну нет. Если нуар, это когда герой вроде бы профи в чём-то, но лузер и прибухивает коньячок с зеркалом, то попаданцев всей охапкой придется вписать к Сэму Спейду в коллеги — от хорошей жизни обычно нашими там не становятся.

99% попаданцев не являются личностями в полной мере, поскольку сшиты на белую нитку из комплексов и мечтаний автора, усугубленных синдромом Мэри/Марти Сью.
Я бы сказал о конфликте между навязанным образом жизни и желаемым, о явной и прогрессирующей социопатии ГГ в «Хардкоре». Об определенной безысходности — ведь даже спасение Ёжи не поможет ему с обретением смысла жизни и уверенности в себе.

цитата пан Туман

А он нестандартный? В чем именно? Я дочитал до рубки щупальца — автор ничего не выдал дальше стандартов жанра (включая Очень Сильное Колдунство из ничего — это норма, это Марти)

Колдовство там вообще сбоку припека, хотя второстепенные волшебные спутники получились забавными — саламандра, жаба с крылышками.
ИМХО, ключевая составляющая — это визуализированная, эмоциональная подача антуража, создающая почти физически ощущаемую атмосферу Хвергельмира. То есть с минимальными усилиями чувствуешь запахи, звуки, краски этого мира. Концепция нормальная — сплав скандинавской мифологии, игровых множественных миров и меньших оригинальных локаций.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2016 г. 19:35
Ну вот, ИМХО, не было у меня ощущения атмосферы мира, а какое было — я уже написал.


⇑ Наверх