Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 октября 2015 г. 08:43

Собственно, сабж. Который ждет участников и гостей секции Фантастиковедения на юбилейном фестивале фантастики, толкиенистики и ролевых игр "Зиланткон", который пройдет в Казани с 5 по 8 ноября этого года.

Анонс: Парадоксальная история: с одной стороны, интерес к науке достаточно высок. Даже в России в последние годы молодежные фестивали науки начали собирать десятки и сотни тысяч участников, люди разных возрастов охотно слушает лекции, посещает научные школы и вебинары. У нас выходит два десятка ежемесячных научно-популярных журналов с приличными тиражами, издаются сотни, если не тысячи книг по самым разным отраслям знания, от истории космонавтики до устройства человеческого мозга и от экономики до лингвистики.

В то же время массовая литература и кинематограф – даже самые продвинутые телесериалы, где сценаристы не чета обленившимся мэтрам Голливуда! – давно не в состоянии предложить нам новый, оригинальный образ будущего. Космическое будущее человечества? Об этом исчерпывающе рассказано в 1920-1960-х годах. IT-будущее? Поляна вытоптана в 1950-1980-х. Даже несостоявшаяся биотехнологическая революция в подробностях описана фантастами 1990-х. Сегодня писателям и кинодеятелям разного калибра остается более-менее изобретательно и талантливо комбинировать штампы, выдавая потребителю заведомо вторичный продукт. В чем причина такого застоя в умах? Ведь массовая культура всегда отражала настроения большинства… Есть ли у человечества будущее – и если есть, то какое? Обо всем этом мы поговорим с почетными гостями юбилейного «Зиланткона»: писателями Людмилой и Александром Белаш, Антоном Первушиным, Евгением Лукиным, Кириллом Еськовым и другими. Модерирует круглый стол редактор и журналист Василий Владимирский.

Подробности, традиционно, на официальном сайте фестиваля.


Статья написана 22 октября 2015 г. 16:34

Остроумные и изобретательные доклады писателей Людмилы и Александра Белаш давно стали фирменной фишкой секции "Фантастиковедения" казанского фестиваля фантастики, толкиенистики и ролевых игр "Зиланткон". Не станет исключением и нынешний юбилейный "Зилант", который пройдет в столице Татарстана с 5 по 8 ноября. Прошу любить и жаловать:

Анонс: Есть у французов выражение «делать четырёх чертей», означающая нечто сумбурное и шумное. Оно восходит к временам средневековых мистерий, где интермедиями были так называемые дьяблерии, делившиеся на малые и большие. Породили фразу именно большие – те, в которых по канону фигурировало четверо или больше ряженых чертями актёров.

Казалось бы, сценическая традиция, культурный феномен своего времени, и не более того. Но внимательный взгляд находит в этой традиции следы чего-то большего. Даже «охота на ведьм» под новым углом зрения выглядит как затяжной конфликт двух команд – с жертвами, информационной войной, интригами и наймом чёрных пиарщиков, – закончившийся, к слову, победой команды «ведьм» и разгромом церковников.

Секрет в том, что Европа давно и широко поклонялась дьяволу, а понятие «мистерия» гораздо больше, чем «элитная эзотерическая тусовка на базе античных мифов». Следы мистерий видны и в близкой истории, и в современности.

Ныне это в лучшем случае костюмированные шоу, которые служат для привлечения туристов и являются выхолощенной «игрой в игру». Но никто не отменял преемственность традиций, и надо помнить, что вместе с маской и нарядом человек принимает часть культа, уходящего в те времена, когда у кур росли рога.

Подробнее на официальном сайте "Зиланткона-2015"


Статья написана 22 октября 2015 г. 16:17

На следующей неделе издательство"Книжный Клуб Фантастика" ждет из типографии потрясающую книгу по вселенной "Warhammer 40K":

Дэн Абнетт, "ИНКВИЗИТОР ЭЙЗЕНХОРН", омнибус. Романы "Ксенос", "Маллеус" и "Еретикус" плюс два бонусных рассказа — под одной обложкой! Подарочное издание, твердый переплет, 864 страницы, формат 60х100\16, тираж 2000 экземпляров.

Издательская аннотация: Будучи сотрудником одного из самых пугающих ведомств Империума, он решителен и неумолим в исполнении своего долга и не колеблясь пожертвует тысячами душ, если это спасет миллионы. Его отношение к предателям, ксеносам, еретикам измеряется только израсходованными обоймами. Ересь и скверна должны быть уничтожены без размышлений. Потому что размышления порождают ересь…

Он холоден, безжалостен и чисто выбрит.

Он Грегор Эйзенхорн.

Инквизитор!


Статья написана 22 октября 2015 г. 00:13

"Ex Libris НГ", еженедельное приложение к "Независимой газете", издание еще более неуловимое, чем "Книжное обозрение". То хоть на столичных книжных ярмарках можно купить, а это только в киоске поймаешь, если повезло в нужный день оказаться в Москве. Так что о публикациях в этом замечательном СМИ я узнаю когда текст появляется на сайте. Вот этот, скажем, появился 08.10.2015. К настоящему моменту, если повар нам не врет, рецензию на сайте прочитало чуть больше 1000 человек. И все же считаю своим долгом поделиться с обитетелями ФЛ. Не только потому, что герой рецензии вошел в лонг-лист Независимой литературной премии "Дебют". Но и потому, что это дебютная книга моего друга, товарища и коллеги Сергея Шикарева, он же авторитетный фантлабовец shickarev. Прошу любить и жаловать!

Ах да, фоточка для привлечения внимания: Петербургская фантастическая ассамблея-2014, справа герой рецензии, слева автор рецензии, в центре — какой-то молодой талантливый автор. :-)))

Предыдущие рецензии в колонке:

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»


Ростки на скудной земле


Шикарев Сергей. 13: Статьи, рецензии. — М.: Крот, 2015. — 500 с. — Тир. не указан. — ISBN 978-5-600-00384-2.


Сергею Шикареву выпала нелегкая для литературного критика судьба: жить в эпоху перепроизводства, когда на смену «хэнд-мейду», кропотливому ручному созданию художественных текстов, пришел литературно-издательский конвейер. Процессы, которые в западной литературе растянулись на целое столетие, у нас уложились менее чем в два десятка лет. На рубеже 1980-1990-х наша «жанровая» литература, главная область специализации Шикарева, могла похвастаться от силы тремя десятками новых книг в год — сегодня счет идет на тысячи наименований. Если добавить допечатки и переиздания, можно смело констатировать: индустриализация «текущего литературного процесса» успешно свершилась, ура, товарищи!

Или все-таки не ура?

Чтобы уцелеть под ураганным градом новинок, не дать раскатать себя в тонкий блин, наследнику Белинского и Писарева сегодня надо иметь стальной хребет — и четко придерживаться выбранной стратегии. Когда все, что ты пишешь, работает на одну цель, одну задачу, можно сфокусироваться на главном и отбросить второстепенное — что облегчает жизнь и самому рецензенту, и его читателям. Сборник критики и публицистики Сергея Шикарева «13» любопытен именно тем, что показывает процесс поиска рецензентом своей стратегии, своей темы. Перед автором стоял выбор: оставить только лучшие, самые ударные тексты, или опубликовать под одной обложкой всё написанное за 13 лет в профессии. Шикарев предпочел второй вариант: в состав этой книги вошли статьи и рецензии, печатавшиеся в журналах «Питерbook», «Звездная дорога», «Реальность фантастики», «Мир фантастики», в газетах «Книжное обозрение», «Ex Libris НГ» и других СМИ — но в основном, конечно, в легендарном журнале «Если». Не только «the best of» — но тем сильнее впечатляет объем проделанной работы.

За это время Шикареву доводилось писать о разных книгах, и не всегда по своему собственному выбору. Одни авторы, произведения и темы вызывают у него живой отклик, другие рецензируются в силу суровой необходимости — это хорошо видно по статьям и обзорам (и, увы, знакомо всем труженикам на ниве книжной журналистики). С годами в сферу интересов Шикарева все чаще попадают нонконформистские книги с элементами постмодерна (такие, как «Друд» Дэна Симмонса, «Экстрим» Кристофера Приста или «Радуга тяготения» Томаса Пинчона), а также тексты, возникшие на стыке разных литературных жанров и научных дисциплин («Конец радуг» Вернора Винджа, «Ложная слепота» Питера Уоттса, «Система мира» Нила Стивенсона). С самого начала карьеры рецензента особенно привлекают переводные произведения. Отечественных фантастов, которые смогли заинтересовать Шикарева, можно пересчитать по пальцам — в основном это авторы пограничных текстов, ловко соединяющие ходы и приемы, которые в «формульной литературе» объединять не принято: Виктор Пелевин, Мария Галина, Ольга Онойко, Владимир Данихнов... Ну а самая лихая и бойкая биографическая статья, включенная в этот сборник, посвящена жизни и творчеству Филиппа Фармера — прирожденного мистификатора, хулигана, провокатора, нарушителя табу и жонглера архетипами.

Как и Фармеру, Шикареву тесно и не слишком комфортно за колючей проволокой «жанрового гетто». Но вместо того, чтобы бежать в обетованную землю мэйнстрима, сбивая со следа вертухаев, он выбрал другой путь. В каждой рецензии, каждой статье автор стремится привнести кусочек большого мира на эту скудную землю, разнообразить и облагородить пейзаж, познакомить любителей фантастики с книгами, о которых они при прочих равных скорее всего никогда не услышали бы. Так на страницах журнала фантастики «Если» появились развернутые рецензии на романы «Трикстер, Гермес, Джокер» Джима Доджа, «Американский Голиаф» Харви Джейкобса, «Мистер Себастиан и черный маг» Дэниела Уоллеса, на уже упомянутую «Радугу тяготения» в конце концов. Та же культуртрегерская задача, если покопаться, лежит и в основе многих других начинаний Шикарева, от создания рейтинга «Книжный компас», позже переименованного в «F-Zone», до активного участия в работе оргкомитета премии «Новые горизонты», вручающейся за новаторские, нонконформистские произведения. Есть ли смысл в таком просветительстве, или книжный вал в очередной раз неизбежно сметет нежные побеги, которые с огромны трудом удалось привить? Очень хочется верить, что есть. Ведь ради чего еще писать то, что мы пишем — не ради гонораров же, в самом деле?..


Источник: http://www.ng.ru/non-fiction/2015-10-08/7...


Статья написана 20 октября 2015 г. 17:17

Ну и еще одно видео: британский писатель Аластер Рейнольдс на Петербургской фантастической ассамблее (август 2015 года) отвечает на вопросы читателей. Первая часть. Видео подготовлено при поддержке Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской.


Колонки с предыдущими видео:

Владимир Аренев о польской фантастике

Джо Аберкромби на "Евроконе"/"Интерпрессконе"

Подведение итогов конкурса "Фанткритик"





  Подписка

Количество подписчиков: 359

⇑ Наверх