| |
| Статья написана 26 июня 2021 г. 12:44 |
Дорогой Гай, сердечно поздравляю с днём рождения! Желаю счастья, здоровья, любви, успехов, новых книг и новых фантастических фестивалей! Да здравствует Воображение! С Валерием Гаевским на "Евроконе-2013".
|
| | |
| Статья написана 22 июня 2021 г. 12:52 |
21 июня 2021 года в Пулковской обсерватории на церемонии вручения премии им. братьев Стругацких ("АБС-премии") были объявлены её лауреаты по итогам 2020 года. В номинации "Художественная проза": Геннадий Прашкевич с повестью "Последний карантин", вышедшей в авторском сборнике "Последний карантин. Новые рассказы о пространстве и времени". – М.: Издательство Престиж Бук, 2021 (по факту – декабрь 2020).
В номинации "Критика и публицистика": Евгений Харитонов с книгой "Апокрифы Зазеркалья (Этюды о фантастике)". – СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2020.
С неоднократным лауреатом "АБС-премии" Геннадием Прашкевичем перед началом церемонии:
Антон Первушин и Евгений Харитонов, лауреат "АБС-премии-2021":
|
| | |
| Статья написана 17 июня 2021 г. 20:35 |
"Словопомол" — какое ёмкое слово придумал Лейбер...
Фриц Лейбер. Серебряные яйцеглавы. – М.: Издательство АСТ, 2017 . – 480 с. – (Фантастика: классика и современность).
Роман «Серебряные яйцеглавы» написан в 1958 году, поэтому малость устарел, но некоторые сатирические его моменты вполне актуальны и сейчас. Фриц Лейбер, размечтавшись, самонадеянно решил, что основным развлечением в постиндустриальном будущем, в котором происходят придуманные им события, станет чтение книг. К сожалению, жизнь показывает – до подобного дело не дойдёт уже никогда. Правда, надо учитывать, что люди в будущем по Лейберу читают не совсем книги, а потребляют так называемый «словопомол». Словопомольные книги таковы, что читая их, можно убить время и даже получить удовольствие сродни наркотическому, но после прочтения лучше не пытаться прочитанное вспомнить, в голове ничего не остаётся. Таким образом, словопомол грядущего очень похож на разнообразные бессмысленные развлечения, широко доступные в том будущем, где живём сейчас мы. Словопомол готовят в огромных электронных словомельницах, за словомельницами присматривают (закладывают идею, включают-выключают) «писатели». С какого-то перепугу эти писатели (на самом деле обычные операторы) восстают, разрушив до основанья все словомельницы, и остановливают книжный конвейер. Дескать, сами будем творить нетленки. После этого немедленно выясняется, что писать они давно разучились, тем более, что никогда и не умели. Перед издателями встаёт проблема, как обеспечить нужные потребителю огромные объёмы текстов. Тут надо отметить, что ранее выпущенный словопомол использовать нельзя: «по каким-то причинам при повторном чтении книги даже самого тончайшего помола не вызывали ничего, кроме отвращения», а литературное наследие прошлого читатели уже не в состоянии понять (да, похоже на нынешнее состояние средних читательских умов). Растерянные издатели, мечущиеся в поисках выхода из создавшегося положения, вспоминают про серебряных яйцеглавов. Серебряные яйцеглавы – это несколько десятков живых мозгов, когда-то извлечённых из творческих личностей (в основном, писателей и поэтов) и помещённых в стационарные металлические футляры с жизнеобеспечением. Гениальный хирург и виртуоз микроэлектроники Даниэль Цуккерторт в своё время решил подарить «концентрированное бессмертие» лучшим человеческим умам, полностью изолировав их от соблазнов внешнего мира, чтобы «открыть перед ними путь к достижению высот мифически-абстрактного знания». В первую очередь он предложил этот подарок литераторам, потому что: во-первых, как раз появились словомельницы и настоящие писатели остались без работы, а во-вторых, только среди писателей можно было найти настолько полоумных индивидуумов, которые согласились бы на это предложение. Кстати, если вы смотрели старый трэш-сериал «Лексс» (1997-2002), то должны помнить присутствующую там примерно такую же компанию склочных и ворчливых мозгов в специальных капсулах. Похоже, создатели «Лексса» Лейбера читали...
Обложки романа "Серебряные яйцеглавы" 1962, 1969 и 1979 гг.
Яйцеглавы не занимались творчеством, ничего не писали уже лет сто, а им внезапно предлагают вернуться к сочинительству. Что из этого вышло, Лейбер иронически опишет в своём романе. А я не успел ещё сказать, что в романе вместе с человеческими персонажами действуют персонажи-роботы, которые пользуются такими же правами, что и люди, и так же непредсказуемы и смешны. Более того, среди роботов тоже есть писатели. А дальше автор безостановочно крутит свою юмористическую словомельницу, заставляя умного читателя понимающе посмеиваться. В данный сборник помимо романа «Серебряные яйцеглавы» вошёл роман «Зелёное тысячелетие» (1953) и рассказы «Мошенничество» (1957), Безумие (1944), «Девушка с голодными глазами» (1949), «Пора бросить кости» (1967), «Дымный призрак» (1941), «Человек, который дружил с электричеством» (1962).
От издательства: Фриц Лейбер (1911-1989) – американский писатель, один из выдающихся представителей англоязычного «Золотого века» НФ, едва ли не единственный автор НФ и одновременно фэнтези из своего поколения. С первого же опубликованного рассказа Лейбер представил публике своих популярнейших героев — искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, которым он посвятил шесть полных сборников и роман. Лейбер заслужил репутацию мастера современной урбанистической литературы ужасов (рассказы «Дымный призрак», «Человек, который дружил с электричеством», «Девушка с голодными глазами» и другие). И конечно, не обошел вниманием Лейбер и научную фантастику. «Серебряные яйцеглавы», «Зеленое тысячелетие», «Пришелец» и сегодня читаются с огромным интересом благодаря сочетанию оригинальных идей и метких сатирических наблюдений.
|
| | |
| Статья написана 7 июня 2021 г. 23:14 |
Андрей Рубанов. Человек из красного дерева. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 507 с. – (Проза Андрея Рубанова). Мощно заявив о себе в нулевые реалистическими романами «Сажайте и вырастет» (2005), «Великая Мечта» (2007), «Жизнь удалась» (2008), «Готовься к войне!» (2009), Андрей Рубанов неожиданно перешёл к работе над крупной фантастической формой, где тоже показал, что не лыком шит. Достаточно вспомнить любопытное футуристическое полотно Рубанова «Хлорофилия» (2009), за которым последовали его продолжение – антиутопия «Живая земля» (2010) и, годом позже, космический философский роман «Боги богов» (2011). Все эти вещи по-прежнему актуальны, особенно «Боги богов» – книга-размышление о природе и сути власти, которую можно растаскивать на цитаты, открывая на любой странице. Десятилетие назад, отзываясь на этот роман, я удовлетворенно резюмировал, что в России теперь есть кому писать большую, умную фантастику. К великой моей досаде, после выхода романа «Боги богов» Андрей Рубанов от фантастической прозы надолго отошёл и не особенно обещал вернуться… И всё-таки разлуки с использованием необычайного в своём творчестве писатель не выдержал и в 2019 году предъявил читателям вышедшее в «Редакции Елены Шубиной» нестандартное «славянское фэнтези» «Финист – Ясный Сокол», став с этой книгой лауреатом премии «Национальный бестселлер». И вот теперь – снова в «Редакции Елены Шубиной» – остросюжетный фантастический роман «Человек из красного дерева». Фантастика Рубанова – всегда сочетание, органичный симбиоз нескольких фантастических направлений. Упомянутая выше книга «Боги богов» это – и космический биопанк, и интеллектуальная фантастика, и НФ. А «Человек из красного дерева», если оперировать терминами жанровой литературы, одновременно – и детектив, и авантюрно-исторический роман, и мистическое фэнтези. Основа детективной составляющей книги – расследование обстоятельств смерти искусствоведа-историка Петра Ворошилова, случившейся в провинциальном городке Павлово. Полностью мою рецензию «Деревянный народ» на роман Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» можно прочесть в июньском выпуске журнала «Новый мир».
|
| | |
| Статья написана 4 июня 2021 г. 23:46 |
В начальной школе, лет в восемь, я был поражён необычными рассказами из из взятой в библиотеке книги уругвайского писателя, мастера креольского фантастического реализма и короткой прозы Орасио Кироги, которая называлась «Анаконда». Особенно запал в мою детскую душу рассказ «Подушка», в котором огромный клещ, спрятавшийся в подушке, по ночам сосал кровь новобрачной Алисии и постепенно свёл несчастную девушку в могилу. Многие рассказы в «Анаконде», под стать этому, так же наполнены ужасом, болезненным пессимизмом и обречённостью. На днях я обзавёлся тем самым сборником из моего детства (спасибо фантлабовцу Zofo), выпущенным Государственным издательством художественной литературы в 1960-м году. Кстати, именно в этом составе книга с тех пор более не переиздавалась.
Орасио Кирога. Анаконда. – М.: Гослитиздат, 1960.
Упомянутая мною обречённость автора «Анаконды» имела причины: Орасио Кирога слишком часто соприкасался со смертью, со смертью самых близких людей. Ниже – несколько фактов из его биографии. Отца Орасио Кироги то ли случайно застрелили на охоте в 1879 году, то ли он сам застрелился, когда будущему писателю было всего два с половиной месяца. Горячо любимый отчим Кироги застрелился в 1899 году на глазах у Орасио. Два брата Кироги умерли от брюшного тифа в 1900 г. В 1901 году Кирога совершенно случайно застрелил собирающегося на дуэль лучшего друга, проверяя его пистолет. В 1909 году Кирога женился на одной из своих учениц, Ане Марии Сирес. У них родились двое детей – сын Дарио и дочь Эгле. Но семейная жизнь Кироги не сложилась: не выдержав жизни в сельве, Ана Мария в 1915 году приняла яд и умерла после восьмидневных мучений. В 1927 году Кирога женился на девушке моложе его на три десятка лет по имени Мария Елена Браво, у них родилась дочь, но в 1935 году Елена ушла, забрав ребёнка. И первую и вторую супругу писателя достала невыносимая жизнь в сельве, куда Кирога своих жён традиционно увозил. В 1937 у Кироги диагностировали неоперабельный рак простаты, и 19 февраля того же года писатель свёл счёты с жизнью, выпив цианид. Сын и старшая дочь писателя впоследствии тоже покончили с собой...
Орасио Сильвестре Кирога Фортеса (31.12.1878 — 19.02.1937).
Из предисловия С. Мамонтова к сборнику «Анаконда»: «Орасио Кирога был по-настоящему честным художником, для которого правда жизни, часто суровая и безжалостная, являлась главным и непременным условием литературного труда».
|
|
|