Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 ноября 2023 г. 10:24

Когда крайне посредственный, затертый сюжет пытаются подать с помощью искусного нагнетания таинственности, что обычно получается?

Отличный разгон сериала, когда после первых серий хочется отложить в сторону все дела и смотреть, а потом резкое отрезвление — ну что за фигню я сейчас увидел?

Увы, да. Причем уже с середины начинаешь понимать всю вторичность сюжета, но интрига держит, и к финалу полное ощущение подсунутой на базаре дряни.

Чем можно спасти ситуацию в таком случае?

Хорошей игрой актеров, уютной обстановкой, какой-нибудь экзотической локацией, словом, приятным послевкусием, которое остается у зрителя.

А тут, мягко говоря, впечатление неоднозначное.

Да, будут спойлеры. Я предупредил.

.

Итого: отличный учебный материал для сценаристов, среднее зрелище, прямолинейная пропаганда.




Статья написана 24 октября 2023 г. 20:27

Это young adult дуньхуа с толпой попаданцев в средневековом Китае...

Итак, вторжение монголов не состоялось, потому что тело одного из китайских военачальников занял попаданец. Курьер по доставке пиццы.

Ну как занял. Попал в тело прямо посреди битвы и только чудом, в стиле комиков немого кино, переломил её ход.

За ним посыпались другие... Еще не тысячами, но явно уже не десятками.

Прошло тридцать лет.

/бегаю и ору/

Посреди столицы стоит пагода-небоскреб, натурально, с казино и массажным салоном.

Но главное её назначение — кабинет, в котором староста попаданцев проверяет новичков-попаданцев.

Почему? Император дает попаданцам высокие должности, хорошо платит, потому желающих выдать себя за попаданца (самозванцев!) дофига и больше.

Вот очередной юноша, он довольно бойко описывает мир будущего (потому что попаданцы болтают и про завтрашний день много известно), но староста-экзаменатор срезает его простым требованием: "А свое обязательство при выступлении на службу напиши упрощенными иероглифами".

/я даже не знаю, как угорали с этой шуточки в Китае. В переводе на наши реалии там должна быть фраза "А вот этот абзац перепиши безъятерным текстом и шрифтом Times new Roman"/

Император во дворце слушает очередную попаданку, она что-то там рассказывает, а потом проговаривается: "Ну, у нас давно нет императоров". Затыкает себе рот, император как бы не замечает. А тем временем в подвале дворца уже жестоко пытают попаданцев-неудачников на предмет того, что они могут рассказать о новых технологиях и новой политике. Потому что легальные попаданцы — они оболтусы. Про оружие рассказывают мало, больше про всякие ненужные глупости. Технологи, блин. Вон, в пагоде-небоскребе есть лифт, но при нем вместо моторов — люди, и они не руками крутят лебедки, а сидят на деревянных конях (типа велосипедные тренажеры) и вращают ножные педали.

/ля-ля-ля/

Часть пытаемых убегает, они составляют подпольную организацию, члены которой именуются "пионерами". В каких-то шахтах, в шахтерских коногонках на головах, они проводят как бы партийное собрание. Возглавляет их барышня в очках, жакете и юбке "а-ля 19-й век". Я бы назвал её пионервожатой.

/только повязки и транспаранты у них зеленого цвета. Не знаю почему, не могу прочесть надписи, а в переводе не поясняют/

Основной сюжет — секты, пилюли, переселения душ (попаданец в комара, которого потом двигают в коня, потом... ох), дружба и подобие любовных интрижек. Там тоже отрываются на всю катушку.

/хотя часть юмора взята из современных комедий и не очень смешная/.

Наконец проблема пытаемых выходит на белый свет, император прямо говорит, что попаданцы все полезное рассказали, а так их надо уничтожить. Но тут из кустов выходит брат императора, которому пионервожатая вкладывает в руки кремневый пистолет. "Это лучше твоего кунг-фу", говорит братец, стреляет, но пулю принимает верный евнух императора. Спустя весьма короткое время брат императора говорит пионервожатой, что она получит деньги на реализацию проектов. Та радостно подходит к обрыву, а внизу уже митинг пионеров (да, с транспарантами). Пионервожатая срывает с себя очки, жакет, юбку и, оставаясь в супергеройском трико и черных чулках, заявляет "Теперь мы тут элита!!!"

/нацелилась доминировать, ага/

Словом, создатели сериала бодро замешали массу традиционных китайских сюжетов с современной техникой и поведением юного поколения, которому мало что понятно в жизни, но молодые люди из разных эпох смогут договориться.

Отличная игра с симулякрами и вторыми смыслами (перевод должен быть получше). Даосские сектанты и попаданцы равно легко прибегают к технологиям, и к магии, а потом меняются местами.

Рваный монтаж, но хорошая рисовка.

Важно, что с первых секунд сериал позиционируется как комедия, не самая умная, от неё не ждешь четкой логики Дж. Мартина, и с логикой там временами адские проблемы. Все для того, чтобы на асфальте оказалась банановая кожура. Ну, или мотоцикл с коляской, без мотора, и кто-то станет конем педальным.

Но иная шуточка окупает кучу глупостей.

Например, когда парня, удачно притворяющегося попаданцем, снова просят написать что-то новыми иероглифами, тот говорит, что не умеет.

— Так ты с Тайваня? — спрашивают его в ответ. /В переводя на наши реалии: "А, так ты недобитая контра?", хотя это тоже не точный перевод :)))/

Первый сезон вполне вменяемой продолжительности, то есть 12 серий.

Итого: это первый китайский анимационный сериал, который я смотрел именно как комедию и местами хохотал.

Перевод с одной стороны не так чтобы ужас-ужас. Но хотелось бы нормального послесловия с перечнем концевых сносок — что означают отдельные шуточки. Титры (иногда они латиницей) многое поясняют, но ни новых, ни старых китайских иероглифов я читать не умею :(((

П.С. Во втором сезоне дело доходит до снайперских винтовок.


Статья написана 9 октября 2023 г. 12:25

сопроводительный текст
сопроводительный текст

В конкуренции между китайским и западным кинематографом есть одна специфическая черта: обе стороны стремятся удревнить свою историю, вывести её из неолита и времени богов одновременно.

Но. Европа это несколько разных традиций на разных территориях, это большой котел наций и народов, которые после Рима в империю никогда не объединялись, а тут еще и Штаты. Словом, если древний-древний эпос снимают итальянцы, им надо снимать про Ромула, если же британцы — то раньше римского завоевания островов исторического ничего почти и не снимешь, приходиться уходить в сказку (Средиземье). Но тут греки достают "Илиаду"... Штатам приходиться уходить в сказку без удревнения, потому супергерои молоды и современны, а в 19-м веке супергероев как бы и не было, одни ковбои :).

                                      

Что же Китай? Основной материал тамошнего эпоса — это цикл создания-крушения-восстановления империи, причем с единой линией преемственности. Просто с очередным витком в прошлое, в предыдущую династию, можно добавлять больше сказочного.

Цинь, с первым настоящим императором, кровавым объединением страны, это серьезный исторический период. Эпос будет не столько сказочный, сколько батально-трагический.

А если есть заказ на свои "Кольца власти"? Все волшебное, с заклинаниями, даосами-магами, полубогами и учениками чародеев... Не вечно же про царя обезьян снимать?

Машина времени отправляется во времена династии Шан. Одиннадцатый век до нашей эры.

         

Что хорошего?

— вытащили на экран фрагменты тогдашней материальной культуры. Вот каменные рельефы и нефритовые украшения, вот бронзовые доспехи на войнах и черепаховые панцири в руках жрецов. Вот большие бронзовые котлы, а вот храмовые постройки. Ритуальный топор белого нефрита в руках вана на церемонии коронации — это отлично. Наверняка специалисты-историки увидят много анахронизмов и несуразностей (часть из них видна даже мне). Однако эффект другого искусства, вроде бы и китайского, только с элементами скорее напоминающими Мезоамерику, он достигнут;

— масштабность-эпичность-объемность-эффектность. Тут, как в китайских не дешевых постановках, виден класс и очень большой опыт подобного. Причем есть дворцы, а есть деревни, где крыши из соломы. Эпичным должно быть все;

— актриса и актер, которые играли лису и соблазняемого полководца, запомнились лучше всего. У актера получился вариант "Макбета", а Нарана Эрдынеева очень даже впечатлила;

— часть морали. Тут нет политкорректной повесточки, хотя несколько пережимают с конфуцианской моралью: основное злодейство антагониста в постоянном желании, чтобы сыновья убивали отцов. И что очень важно, пусть мимоходом и недомолвкой, но ставится вопрос: а почему злодей из храброго и лояльного военачальника обернулся кровавым тираном? Когда в одной из кульминационных сцен злодей видит лису в её естественной форме злого духа, он гладит её и говорит: ты благословление, потому что единственная понимаешь, чего я действительно хочу;

— неожиданное использование вполне известных из мифологии поворотов сюжета.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда злодей накормил одного из удельных правителей мясом его собственного сына, чтобы психологически сломать, это было сильно. И когда наследнику престола отрубили голову, а даос-волшебник приказал не обращать на это внимания и забирать тело, это тоже было не самым ожидаемым ходом.

             

Есть и откровенно неудачные элементы, их достаточно (потому сравниваю именно с "Кольцами власти"):

— в эпосе, которые из сказки стремится стать фэнтези, требуется хороший вкус и подобие рационального мышления. Тут же персонажи регулярно проваливаются на уровень индийских фильмов в самом мелодраматическом смысле этого слова. А эпос в слишком прилизанных декорациях частенько оборачивается гламуром;

— в подмогу светлому даосу дали двоих учеников, и вот с выбором актрисы для юной помощницы совсем промахнулись. Ходульная, не искренняя и все прочие отрицательные эпитеты...

— самое смешное и грустное одновременно — это попытка заимствования сюжетов и сцен из чужих кинематографических традиций, когда создатели фильма так и не решают, брать ли все целиком или делать что-то свое? Рождается гнилой компромисс. Нет, когда бессмертные даосы выбирают, кто пойдет в мир и передаст наставления императору, и доброволец превращается в седобородого старца, тут выручает юмор — кто-то же должен пародировать Гэндальфа? Только вот комический эффект тут играет в явном диссонансе. Даос, который заглядывает в сердца людей, не должен быть Дон Кихотом, выжимая до предела образ простака. Кроме того, история ведь про лису, про соблазнение. А на экране её демонстрируют с полным соблюдением цензуры чуть не советских времен. Иногда это адекватно. Когда лиса в человеческом облике показывается воинам, которые пришли её убивать, актрисе хватает таланта и природного обаяния сыграть без голливудских стандартов обнажения. Но блин, когда дается сцена в горячем источнике с узурпатором, его женой и наложницей-лисой, получается какой-то позор, вроде сцены изнасилования Рогнеды из фильма "Викинг", когда князь Владимир насиловал свою будущую жену, не снимая штанов. Наконец, сцена в храме с явлением духа лисы, когда жрец торжественно скармливает наложнице свое сердце, чтобы дух хоть на какое-то время покинул тело, и ван увидел, что его околдовали. Позор в чем-то аналогичный: вырезав своё сердце, при том даже не расстегнув на себе богато украшенное одеяние, жрец еще пять минут смотрит, как ван отказывается убивать лису, и причитает о гибели Великой Шан...

                

Итого: при очень большом желании в фильме можно рассмотреть жанр "young adult". Проблема в том, что это не подростковый фильм. "Сказание о богах" это микс из китайской традиции, моралитически-пропагандистского кино середины ХХ века и зацензуренных попыток играть на поле голливудских образов. За этим легко читается попытка рекламировать свою культурную традицию, свои принципы морали.

И тут видится основное противоречие: если рекламируется свое, то подражание чужому это самый уязвимый момент, а попытка подогнать сложные сюжеты под стандарты рынка — убивает смысл. Да, фильме куда более целостный взгляд на самих себя, чем в тех же "Кольцах власти". Но целостность эта нарочито примитивна.

Рецепт давно известен: амбивалентные образы, логичные решения персонажей, продуманный мир.

А пока — рекомендую к просмотру с оговорочками :)


Статья написана 19 сентября 2023 г. 16:53

Рецензия эта — сплошной спойлер, я предупредил. Тут все будет плохо...




Статья написана 8 сентября 2023 г. 23:04

При всех изъянах получился эффектный, эпический и сюжетно продуманный сезон.

Один из лучших SF сериалов года.

Итак, если Зимний Исаак писал свой громадный цикл последовательно, с ответвлениями и многолетними перерывами, добавляя новые мотивы и свежие научные образы, то авторам сценария пришлось все компоновать в один сюжет и еще прыгать сверху, чтобы это добро уместилось в обычную папку :)

И у них получилось главное: основные действующие лица не выпрыгивают как чертик из коробочки, не корчат из себя "бога из машины", но реализуют планы, которые начались не вчера и завершатся совсем не завтра.

Вот сильные стороны сериала:

Итого: второй сезон удачнее первого. Выстрелила часть ружей, развешанных на стенах, стало больше динамики. Если вы хотите увидеть точную экранизацию книг Азимова, можете не смотреть. Но точная экранизация потребовала бы убрать и робота, и клонов императора, и призрак Селдона. Сериал бы изрядно потерял в личностной составляющей.







  Подписка

Количество подписчиков: 14

⇑ Наверх