Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 марта 2020 г. 20:15

Молодую художницу Е.Костину я оценил совсем недавно, когда она проиллюстрировала "Пиковую даму", которую я пропустить никак не мог (см.). До того не воспринимал её "кислотных" рисунков. Поэтому её "Василису Прекрасную" я пропустил. Теперь книга в магазинах отсутствует. Картинки разного качества я наскрёб в Интернете. Вся книга (это не сканы — фотки, чтобы только составить общее представление) здесь: https://shaltay0boltay.livejournal.com/82....

Е.Костина (2013)

Вот такая "Василиса Прекрасная" (М.: Росмэн-Пресс, 2013). Главные герои — на верхней крышке пепеплёта.

А на нижней крышке — куколка, тоже ведь не последний персонаж.

Русская Золушка

Художница берёт очень спокойный тон: никаких издевательств над сироткой, Василиса — прекрасная.

Сводные сёстры выгнали Василису — послали за огнём к Бабе-Яге. И опять-таки всё без надрыва: Василиса уходит, сёстры в окне мелькают.

Всадники Бабы-Яги

Отражены все три всадника, которые вертят Землю. Сказочная болотная (из-за специфического цвета) атмосфера нарастает.

В гостях у Бабы-Яги

Сказочная избушка. Постепенно вводит художница в курс дела: Бабу-Ягу сразу не показывает (все делаем вид, будто не знаем, кто на обложке изображён).

Поместье Бабы-Яги
Поместье Бабы-Яги

Повышенное внимание современных художников к трём парам отрубленных рук, прислуживающим Бабе-Яге. У этих рук нет истории, они возбуждают воображение более, чем цветные всадники. У А.Моргуновой мы подобную балетную композицию с руками видели (см.).

Услужливые руки
Услужливые руки

И вот, наконец, Баба-Яга. Главный сюрприз — во всех отзывах отметили такую необычную Бабу-Ягу. Она полностью очеловечена и цивилизована: нет больше грязных рук и растрёпанных косм. Исчезло деревенское пугало. Для современных городских детей нужен был другой образ хозяйки портала в царство мёртвых. Появилась влиятельная и состоятельная пожилая боярыня (национальный колорит передаётся головным убором — кикой). Это Баба-Яга для солидных господ — веришь, что у неё в слугах День, Солнце и Ночь. Такую Даму-Ягу продвинутым детишкам и бояться не зазорно.

Застолье Бабы-Яги
Застолье Бабы-Яги

А ведь на самом-то деле это развитие концепции М.Беляевой, которую мы в прошлый раз смотрели (см.). Такое же спокойствие и мудрость. Но у той Бабы-Яги не хватало статусного внешнего вида. А здесь видно: Баба-Яга настоящий авторитет. Истерик не закатывает, но если бы захотела съесть — сожрала бы запросто.

На этой иллюстрации, кстати, необычный ракурс: Василиса получила смертоносный череп и уходит от Бабы-Яги. Все художники на Василисе в этот момент фокусируются. Но Костину интересует настоящая героиня сказки: Баба-Яга всё расчитала, всё предвидит, а благодарности ей не надо.

Баба-Яга в роли авторитета
Баба-Яга в роли авторитета

Череп испепеляющий

И вновь небычный ракурс (эти ракурсы — фирменный приём Костиной). Смотрим на возвратившуюся домой с черепом Василису со стороны мачехи и дочек. Они ещё надуты и спесивы, и будущего своего не предвидят. Тем острее будет следущий резкий поворот сюжета с наказанием семейки (саму сцену возмездие художница не рисует).

Рубашки для царя

Из всей длинной концовки посмотрим только на царицу Василису с мужем. Не хуже Бабы-Яги нарядили.




Бесспорно, что Костиной удалось новое прочтение сказки, причём не за счёт применения неожиданной техники, а за счёт переосмысления образа персонажей.


Статья написана 8 марта 2020 г. 15:36

"Василиса Прекрасная" в иллюстрациях Марианны Беляевой. С подозрением относился я к этой художнице: смешение сталинского послевоенного стиля (если людей рисует) с мультяшной пупсовостью (если зверей рисует). Народ на некоторых форумах заподозрил художницу в китче.

Мне очень нравятся эксперименты в детской иллюстрации последних лет советского периода. У Беляевой известные книги появились как раз в конце 1980-х гг. и совершенно выбивались из тогдашнего мейнстрима. Это, видимо, добавило отчуждения. Теперь пересмотрел свою позицию. К таким художникам следует присмотреться: не исключено, что это очень круто...

М.Беляева (2016)

Московская "Детская литература" переиздала в наши дни все книги с картинками Беляевой. Из-за сумасшедших скидок в "Лабиринте" пришлось за 80 рублей несколько дней назад купить этот сборник. Судя по грамотной информации об авторском праве (указали, как положено, рядом с именем художницы год первой публикации) рисунки к этому сборнику вышли впервые уже в постсоветское время — в 1996 году. Указание там же на наследников означает, что художницы уже нет с нами.

Сначала проникся уважением к тексту — настоящие сказки из академического собрания Афанасьева. С "Василисой Прекрасной" проблем нет — мы уже посмотрели множество изданий в обработке Афанасьева, но некоторые сказки из этого сборника в первоначальном виде лет сто не издавались. Потом уж и художницу реабилитировал. Уровень мастерства у Беляевой высокий, а если при этом рисунки вызывают неприятие, значит, они отличаются высоким уровнем самобытности (оригинальности).

Очень скромная страничка художницы на Фантлабе: https://fantlab.ru/art19192. Заявку на этот сборник я подал

Русская Золушка

Первая страница настраивает на традиционный лад: маленькая сиротинушка Василиса с куколкой. У куколки затейливый домик, а в руках девочка еду для неё держит (куколку надо было кормить). По тексту сказки и Василису-то недокармливали, так что уделить долю куколке — это была самоотверженность. На рисунке пайка для куколки солидная.

Сюрприз. Никто, кроме Беляевой, не показал важного момента взросления Василисы: женихи на неё засматривались, а с мачехиными дочками водиться не хотели. Но главное, на что прямо указано у Афанасьева:

цитата
‎Василиса всё переносила безропотно и с каждым днём всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости...

Все художники Василису стройненькой рисуют, а идеал-то красоты в старинной крестьянской сказке совсем другой. Вот только Беляева и рискнула нарисовать как всё по правде было.

Это объясняет животную ненависть сводных сестёр. По-настоящему хотят Василису со свету сжить, отправляя её к Бабе-Яге. Злые и худые девки.

Всадники Бабы-Яги

Всадников, которые заставляют вращаться Землю, Беляева приземлённо изобразила: всадники как всадники.

Но зато эти всадники органично помещены в природные ландшафты.

В гостях у Бабы-Яги

Баба-Яга изображена обычной старушкой: без инородных черт. И даже не злобной старухой. И даже не скорбной хозяйкой пограничья с миром мёртвых.

А теперь взаимоотношения Василисы с Ягой.

Вот оно: бесстыжее простодушие сказки. Василиса сладко-сладко дрыхнет, а куколка за неё трудится. Только Беляева из всех художников решила дать эту сцену во всей красе. Вспоминая по-настоящему каторжный крестьянский труд (и труд женщины по хозяйству тоже), надо признать, что Беляева точно отражает представления сказителя о счастье.

Утомлённая мудрая бабушка с сочувствием к судьбе Василисы решает помочь ей в убийстве мачехи и сестёр, из-за которых Василиса не может ответить взаимностью деревенским парням.

Череп испепеляющий

Василиса, хорошо укутанная, с достоинством несёт смертоносный череп домой (не бежит со всех ног в одной рубашонке, как у других художников).

А вот разворот полностью. Какой пейзаж! Только у Н.Устинова такую роскошь можно увидеть, но ведь Беляева ещё и людей рисовать умеет! Отличная выучка — что-то здесь не то...

Рубашки для царя

Подробно художница иллюстрировала инородную концовку этой сказки. Все стадии производства рубашек и сватовства осветила. Даю последний разворот — его одного достаточно. Царь, конечно, до галантных лапотников, показанных в начале, не дотягивает.




Может, Беляева троллит публику? Её решения настолько тонкие и меткие, она так внимательно читает сказку и понимает сущность отношений, что невозможно воспринимать всерьёз всю эту пышность. Как будто чистый душой художник-примитивист настолько простодушен, что, окончив с золотой медалью Академию художеств, применяет полученные навыки для рисования лубков. Впрочем, это не противоречит понятию китча. А я буду верить в теорию заговора и считать иллюстрации Беляевой постмодернизмом.


Статья написана 7 марта 2020 г. 16:40

Очень эффектно смотрятся иллюстрации, выполненные в технике силуэта. При внешней простоте это сложная техника. В хороших силуэтах художник может продемонстрировать своё мастерство и акцетировать внимание на мелких деталях, которые в обычном рисунке затерялись бы. Особенности современных силуэтов в том, что они могут быть многоцветными.

У меня есть два изданных в России цикла современных иллюстраций к "Василисе Прекрасной" в этой технике — российской художницы и западно-европейского художника.

Н.Акимова (2017)

Недавно вышедшая книжка молодой художницы. Сказка в обработке Афанасьева. Уже и страничка художницы на Фантлабе заведена: https://fantlab.ru/art13791. А на книжку я заявку подал.

"Василиса Прекрасная". — М.: Контакт-Культура, 2017
"Василиса Прекрасная". — М.: Контакт-Культура, 2017

Современное использование технических приемов мастеров эпохи Модерна: силуэты как у Рэкхема, рамочки как у Билибина.

Оформление
Оформление
Концовка
Концовка

Русская Золушка

Поначалу захватывающий интерес появляется из-за непривычных приёмов: белые силуэты, красные половички, растрёпанные причёски (это хорошо в силуэтах получается).

Мать передаёт Василисе куколку
Мать передаёт Василисе куколку
Василиса кормит куколку и жалуется ей
Василиса кормит куколку и жалуется ей

Сёстры гонят Василису к Бабе-Яге
Сёстры гонят Василису к Бабе-Яге

Всадники Бабы-Яги

Художница дала триптих из всех трёх всадников на одном развороте. Старые художники уделяли этим метафорическим силам больше внимания.

В гостях у Бабы-Яги

Баба-Яга и её избушка вполне себе традиционные, по образцу Билибина.

По пути к Бабе-Яге
По пути к Бабе-Яге

Избушка с оградой из костей
Избушка с оградой из костей

Что важно отметить: Акимова, единственная из всех известных мне художников, правильно интерпретировала важнейший отличительный признак Бабы-Яги — её костяную ногу (упоминается не в этой сказке, но мы все помним "Баба-Яга — костяная нога"). "Костяная нога" — это нога скелета, в науке явный признак того, что Яга — неживая/живой мертвец. Видно на картинках с Бабой-Ягой, что у неё левая стопа — как у скелета.

Баба-Яга даёт Василисе задание
Баба-Яга даёт Василисе задание
Баба-Яга проверяет выполнение задания
Баба-Яга проверяет выполнение задания

А вот фигурок Василисы много, но они начинают утомлять своим однообразием. Все силуэты Василисы немного разные (так что это не из-за современных технологий), но эксплуатируется один и тот же найденный образ: сутулая и растрёпанная девочка-подросток. Так что парочку картинок я из сюиты опустил (а надо наполовину сократить).

Череп испепеляющий

Только одну картинку даёт художница. Сцену расправы над мачехой и её дочками художница рисовать не стала. Наверное, было бы по-настоящему жутко в тех реалиях, что зафиксировала художница: сутулый ребёнок Василиса с непременной куколкой у груди медленно-медленно сжигает отцовскую семейку.

Рубашки для царя

А вот тут начинает чувствоваться перебор в использовании цвета. Чёрный силуэт воспринимается всеми нормально, условность корректируется воображением. А вот когда на чёрном силуэте красные сапоги да золотая корона, воображение отказывает подключаться. И тогда недоуменный вопрос: почему царь чернокожий?

Презентация рубашек
Презентация рубашек

Ну и рискованный для техники силуэта ракурс: портреты анфас.

Парадный портрет царя с супругой Василисой
Парадный портрет царя с супругой Василисой

В общем, интересное прочтение, нечастая техника, крепкая рука художницы. Чувство меры подводит — типично для молодости. Посмотрим, как иностранцы применяют силуэт в современной графике.

Ж.Верно (2019)

"Василиса Прекрасная" — чуть ли не единственная русская сказка, известная на Западе. Причём, известная настолько, что её включают в западные антологии. В этот раз включили аж в сборник "Волшебное Средневековье": Василиса значится рядом с Белоснежкой, а Баба-Яга рядом с Мелюзиной. Тема сборника — колдовство. Считается, что в "Василисе Прекрасной" выражены характерные русские национальные особенности этой тематики. Думаю, из-за своеобразной ипостаси Бабы-Яги, которая не является заурядной нечистой силой, но выступает персонажем, сотрудничающим с русским человеком (коль понравится). Но этот выпуклый образ присутствует в нашей сказке только если она в обработке Афанасьева. Упрощённый образ в пересказе Любарской и прочих, получается, лишает сказку национального своеобразия.

"Волшебное Средневековье" — М.:  Редакция Вилли Винки, 2019
"Волшебное Средневековье" — М.: Редакция Вилли Винки, 2019

Художник — Жозеф Верно, по фамилии француз. На Западе эта книга вышла в 2018 году в издательстве с французским названием. Для французов русские волшебные сказки — это дягилевские парижские сезоны, русский Серебряный век, художники круга журнала "Мира искусств". Билибин не в последнюю очередь.

Портрет Василисы: длинная коса, пуговки на кофточке русского мещанского модного стиля времён дягилевских сезонов.

Шмуцтитул
Шмуцтитул

Француз тоже решил куколку в конце дать. Но здесь это многозначительнее получилось: цикл иллюстраций небольшой, и из этого небольшого числа художник куколке посвящает целую концовку (а это ведь итоговая иллюстрация). Мне кажется, что иностранцы проявляют повышенный интерес к куколке Василисы. Что-то они в этом видят этнографическое, посконное. Может, их удивляет такая альтернатива доброй феи, помогающей западным героиням?

Концовка
Концовка

Русская Золушка

Прекрасная техника. Красивостей, конечно, много. Но для этого силуэты и затеваются. И чувство меры присутствует (опыт чувствуется). Такие грациозные силуэты у меня ассоциируются с русским художником Изенбергом, современником Билибина. Подходящая эпоха для восприятия "Василисы Прекрасной".

Сводные сёстры гонят Васлису к Бабе-Яге
Сводные сёстры гонят Васлису к Бабе-Яге

Всадники Бабы-Яги

Отметил француз русских витязей, что движут солнца и светила. Странно, как проявлется общность мышления у представителей одного исторического момента. Француз, также как и наша Акимова, решил поскорее отделаться от народных образов, что некогда потрясли воображение просвещённых художников. Дал групповой снимок всех всадников. Всё смешалось в доме Бабы-Яги... Наверное, современным графикам-исследователям эти всадники кажутся скучноватыми и устаревшими.

Дворец Бабы-Яги

Прекрасный повод дать западному читателю представление о русской природе и особенностях народной архитектуры.

Загадочная русская Баба-Яга

Бабу-Ягу художник изобразил, опираясь на билибинский канон: старуха в ступе, облик близкий к человеческому. На использование в качестве образца цикла иллюстраций Билибина указывают и силуэты птиц с женскими головами. Сирин и Алконост — фирменный знак русского модерна начала XX века, а для иностранцев, возможно, признак стиля "ля рюсс".

Интересно, что фирменную для наших художников сцену "Василиса возвращается от Бабы-Яги с черепом" западный художник опустил. Видимо, в этой сцене он не нашёл какого-либо национального колорита.


Статья написана 5 марта 2020 г. 08:54

Следующая полная сюита иллюстраций к сказке "Василиса Прекрасная" принадлежит П.Багину. Это замечательный художник детской книги. В советское время он воспринимался преимущественно как иллюстатор лиричных произведений, которому особенно удавались волшебные акварельно-гуашные пейзажи. Русские сказки он тоже немного иллюстрировал, но основной свод сказок сделал уже в начале XXI веке. От своей "волшебной" манеры он в сказках сильно отошёл (нужна была уже конкретика сюжета). Но всё равно, теперь его сказочные образы на обложку "Мурзилки" выносят: формирует представление о сказках будущих поколений.

Сказочные персонажи Багина
Сказочные персонажи Багина

Таким образом, главное в сегодняшней сюите — то, что она сделана подчёркнуто для детей. Пока что нам больше для взрослых эстетов иллюстрации попадались. "Специально для детей" в условиях массового коммерческого книгоиздания — не самая лучшая характеристика. Но здесь навыки художника старой школы спасают ситуацию.

П.Багин (2016)

У меня вот такое отдельное переиздание "Василисы Прекрасной" (М.: Омега, 2016). Обработка А.Афанасьева.

Забавный пример того, как обложка отрывается от содержания в коммерческом книгоиздании. На переплёт вынесена картинка из сюиты художника. Но череп в руках Василисы заменён на филина (внутри книги эта картинка нормальная — с черепом). Наверное, сказались опасения какого-нибудь отдела маркетинга, что с черепом придётся повышать возрастной ценз или что современные мамочки не купят детишкам кладбищенские истории.

Но книга имеет свой макет, с любовью сконструирована. Есть форзац и нахзац, причём несущие особую смысловую нагрузку (на них рисунки, которые не повторяют рисунки из книги). Форзац открывает книгу: там маленькая Василиса в начале сказки. Нахзац закрывает книгу: там Василиса взрослая, после всех испытаний. Приятно встретить такое понимание культуры современной книги.

До Бабы-Яги
До Бабы-Яги
После Бабы-Яги
После Бабы-Яги

Посмотрим иллюстрации по сюжету.

Русская Золушка

Багин первый из рассмотренных художников нарисовал Василису в детстве — маленькой девочкой. А это ведь с очевидностью следует из текста. Наверное, другие художники не хотели давать совсем уж жалостливых сцен издевательств над ребёнком. Багин излишнего пафоса избежал: сводные сестрички на его картинке дразнятся, высунув языки.

Тяжёлое детство Василисы
Тяжёлое детство Василисы

Выросли детки. Багин подчеркивает (опять-таки в соответствии с текстом) пригожесть Василисы по сравнению с мачехиными дочками.

Сёстры гонят Василису в лес
Сёстры гонят Василису в лес

Всадники Бабы-Яги

Всадники у Багина необычные: пожилые и утомлённые. Тяжело Бабе-Яге служить.

Красный всадник
Красный всадник

Чёрный всадник
Чёрный всадник

У Бабы-Яги

Баба-Яга — самый необычный образ. Багин отказался от канонического билибинского облика суровой старушки с немытыми руками. Но и по пути превращения Яги в европейскую нежить тоже не пошёл. Эта Баба-Яга получила окарикатуренные черты неприятного персонажа (но не очень жуткого). Наверное, чтобы дети ясно видели: вот настоящие люди, а вот фантазийные персонажи.

Баба-Яга в полёте
Баба-Яга в полёте

Обращает на себя внимание кот Бабы-Яги. С большой любовью выписан. У Афанасьева в его обработке (а это канон) кота в этой сказке у Бабы-Яги нет. Он присутствует, начиная с пересказов советских времён (и Баба-Яга там в другой ипостаси). Наверное, у Багина, как и у многих других наших художников, представление об этой сказке сформировалось под влиянием позднейших пересказов, так что они рисуют свои воспоминания, а не иллюстрируют конкретный текст.

Баба-Яга за столом
Баба-Яга за столом

Череп испепеляющий

Отрешившись от напряжённого сюжета, можно полюбоваться фирменными приёмами Багина: прорисованными веточками и мышками на рамочке.

Василиса несёт сёстрам огонь
Василиса несёт сёстрам огонь

Наверное, дети спокойно воспринимают уничтожение злой семейки: возмездие (пусть и непропорциональное) кажется им справедливым. Вот и Багин не испытывает угрызений — его Василиса сжигает мачеху с дочками с безмятежным спокойствием.

Василиса применяет огонь
Василиса применяет огонь

Рубашки для царя

Концовку Багин отражает достаточно подробно: вот и полотно, вот и бабушка-посредница, вот и царь. Странно, что он парадный портрет царя с Василисой не дал. Тоже, наверное, слащавости избегал


Статья написана 2 марта 2020 г. 22:04

Посмотрели мы в прошлый раз иллюстрации А.Кошкина к "Василисе Прекрасной". И тут наткнулся на информацию, что есть молодая художница, которая училась у А.Кошкина и которая тоже сделала полную сюиту к нашей сказке. "Училась у Кошкина", конечно, не означает "ученица Кошкина", но всё же заинтересовался.

А.Моргунова (2015)

Сказка про Василису Прекрасную с иллюстрациями А.Моргуновой вышла в Соединенном королевстве в издательстве «Minedition» (2015) на английском, понятно, языке. Vasilisa the Beautiful, blin.

Профессиональные сканы от сайта "Картинки и разговоры": https://zen.yandex.ru/media/id/5a982fd048.... Некоторые любительские фото вот отсюда: https://irecommend.ru/content/pobeda-illy....

Комплект найденных иллюстраций очень и очень неполный.




К технике исполнения вопросов быть не может: это очень красивые иллюстрации, сделанные уверенной рукой. Почему в России не издали? Может быть, наших издателей отпугнула неконкретность картинок, неполное соответствие их сюжету (отец Василисы ездит на индюке, сама Василиса летает с каким-то мужчиной, её преследует какая-то птица). А для западного читателя — это то, что надо. До первой мировой войны дягилевские "русские сезоны" не стеснялись буйства красок в балетной сценографии — и этот стиль ля рюсс шёл "на ура". Вот и сейчас так же. Причём, это ведь не матрёшка, а настоящее искусство очередной "новой волны".

Посмотрим картинки. Поскольку всей книги у меня нет, а интерпретация художницы очень своеобразная, моя привязка иллюстраций к некоторым сюжетным линиям условная.

Жизнь Василисы до Бабы-Яги

1) Прощание Василисы с матерью.

Мать, напоминаю, умерла.

2) Отец Василисы завёл новую семью

На картинке он на красном индюке везёт мачеху, её дочерей и трёх котов.

3) Русская Золушка.

Василиса с куколкой трудятся, не покладая рук — мачеха злобствует. Настроение Василисе портят свинья и лягуха.

4) Сводные сёстры гонят Василису к Бабе-Яге за огнём.

Обратим внимание на то, что птицы и коты на стороне злобных мачехиных дочек.

Василиса и Баба-Яга

1) Василиса идёт к Бабе-Яге.

В страшном лесу оживают призраки всех зверей — и даже страшного зайца.

2) Василиса встречает всадников.

Белый всадник
Белый всадник
Красный всадник
Красный всадник

Следующая картинка — загадочная. Изображены женщины с мечами и с атрибутами дня, солнца и ночи. Видимо, художница решила усилить мощную космографию сказки.

3) Кошмар Василисы в избушке Бабы-Яги.

Думаю, Баба-Яга здесь показана приёмами Пикассо из "Герники": слева просматривается изломанная фигура из Зазеркалья. Но слишком абстрактная, чтобы внушать какие-нибудь чувства. Злобный кот в некоторых пересказах присутствует как слуга Бабы-Яги. Злобная свинья — это уже из снов художницы. А на заднем плане просматривается хищный профиль атакующей птицы с распахнутым крылом.

4) Отрубленные руки — помощники Бабы-Яги.

От рук веет древним ужасом — эти иррациональные персонажи, наконец-то, нашли адекватное отображение.

5) Образ птицы.

Всё-таки избегает художница Бабу-Ягу рисовать (а западному читателю интересно: на обороте английского издания специальная справка про Baba-Yaga). Думаю, этот вот образ огромной птицы символизирует тот навий мир, в котором владычествует Баба-Яга. Традиционная Баба-Яга не вписывалась, видимо, в эстетику молодой художницы.

Череп испепеляющий

1) Василиса с черепом отправляется домой.

Не знаю, чей пересказ иллюстрировала Моргунова, но, возможно, в памяти у неё остался пересказ Любарской, где Баба-Яга предстаёт абсолютным злом, и где она преследует Василису, укравшую череп. На картинке Василиса с черепом убегает, и вроде как её преследует тень огромной птицы (что подтверждает гипотезу о птице как о Бабе-Яге).

2) Испепеление мерзкой семейки вместе с котами.

Вот тут нехорошо получилось. Мачеха, как было нарисовано ранее, привезла с собой рыжих котов. А на этой картинке умирает белый кот. Впрочем, в этой сюите все коты на стороне отрицательных персонажей. Не жалко. Достали уже умильные котики.

Жизнь Василисы после Бабы-Яги

1) Василиса шьёт рубашки для царя.

2) Свадьба Василисы.

Всех врагов зажарили: и свинью, и лягуху.

3) Василиса летает с любимым.

Будем считать, что это любимый царь. Иллюстрация явно выглядит как парная к первой картинке (с матерью). Счастливая жизнь в начале и счастливая жизнь в конце сказки.

Павловский стиль

Заинтересовался я Моргуновой как ученицей А.Кошкина, но художница ближе оказалась к манере В.Павловой. Расцвет таланта Веры Павловой пришёлся на вторую половину 1990-х гг., а в 2015 году её уже не стало (на фантлабовской странице факт смерти не отражён). Многие работы Веры Павловой здесь: http://www.fairyroom.ru/?page_id=37423 и здесь: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/ve.... Даже то, что в "Василисе Прекрасной" у Моргуновой рисунок на переплёте — явный Густав Климт роднит её с Павловой (у которой прямые отсылки к западному модерну имеются). А кроме того, у Моргуновой можно заметить общие приёмы с молодой художницей Яной Седовой. Многие работы Я.Седовой здесь: http://www.fairyroom.ru/?page_id=37447 и здесь: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/ya.... Интересная складывается школа. Можно говорить о "павловском стиле".

Как раз фигура огромной птицы с богатым декором у Моргуновой в "Василисе Прекрасной" заставила вспомнить аналоги у Павловой и Седовой. Вот такие доминирующие впространстве фигуры.

"Василиса Прекрасная" (А.Моргунова)
"Василиса Прекрасная" (А.Моргунова)
Ремезов, "Кострома" (В.Павлова)
Ремезов, "Кострома" (В.Павлова)
"Когда зима ушла" (Я.Седова)
"Когда зима ушла" (Я.Седова)

Ну а огромные птицы, как чуждые человеку явления, активно проводит уже Я.Седова в одиночку. Это параллельное независимое творчество с А.Моргуновой — значит, это общая новая тенденция. Ну да, млекопитающих уже всех в разряд социально близких человеку зачислили (а птицы кажутся высокомерными из-за отсутствия у них мимики). У Я.Седовой вот такие птицы — представители навьего мира:

Яна Седова: "Снежная королева"
Яна Седова: "Снежная королева"
Яна Седова:  "Русалочьи сказки"
Яна Седова: "Русалочьи сказки"

Кстати, у самой В.Павловой вполне себе бабы-яги вырисовывались: и злые, и добродушные. "Павловский" стиль не замыкается на одних только нежностях, вполне может и жути нагнать.

Вера Павлова: Баба-Яга нестрашная (с котиком)
Вера Павлова: Баба-Яга нестрашная (с котиком)

Вера Павлова: Баба-Яга страшная (с покойниками)
Вера Павлова: Баба-Яга страшная (с покойниками)





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх