Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 июня 2020 г. 16:54

Вопрос о пост-советских иллюстрациях — это вопрос об иллюстрациях художников Борисенко и Валька. Этот вопрос рассматривается как битва подражателя с оригиналом. Главная интрига: что общего?

Я уже касался кратко этой ситуации, но понял, что необходимо провести более полный сравнительный анализ. Кое в чем придётся повториться.

История вопроса

Г.Вальк иллюстрировал первое книжное издание третьей части трилогии "Незнайка на Луне" в 1965 году (иллюстратор двух первых частей А.Лаптев к тому времени умер). Чёрно-белые рисунки были в тексте. В 1967 году текстовые ч/б рисунки были дополнены страничными цветными иллюстрациями на вклейках (8 штук).

Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1965, ч/б)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1965, ч/б)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1967, ч/б+8 цв.)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне" (1967, ч/б+8 цв.)

В 1993 году издательством "Библиополис" была выпущена первая книга трилогии с цветными рисунками А.Борисенко. Вскоре с цветными рисунками А.Борисенко последовали и две другие части трилогии. В 1994 году вышел "Незнайка в Солнечном городе". В 1995 году — "Незнайка на Луне" в двух томах (по данным РГБ, Фантлаб как самое раннее отмечает только издание от "Оникса" 1999 года).

Худ. А.Борисенко. "Приключения Незнайки" (1993)
Худ. А.Борисенко. "Приключения Незнайки" (1993)
Худ. А.Борисенко. "Незнайка в Солнечном городе" (1994)
Худ. А.Борисенко. "Незнайка в Солнечном городе" (1994)

Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 1 (1995)
Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 1 (1995)
Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 2 (1995)
Худ. А.Борисенко. "Незнайка на Луне", т. 2 (1995)

Всеобщее мнение таково, что иллюстрации А.Борисенко сделаны "под Валька". Но в момент издания этих иллюстраций (1993-1995 гг.) в заблуждение пока никто не вводился: первые две книги трилогии Вальк вообще не иллюстрировал. Даже и "Незнайку на Луне" можно было отличить: у Борисенко иллюстрации все цветные, а у Валька — чёрно-белые (издание с восемью цветными вклейками было редкостью, я, например, про него в детстве и не слыхивал).

И тут случилось... В 1997 году вышла вся трилогия с цветными иллюстрациями 80-летнего Г.Валька! Это, конечно, событие. Но теперь цветных персонажей Борисенко и цветных персонажей Валька, действительно, стали путать.

Худ. Г.Вальк. "Приключения Незнайки" (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк. "Приключения Незнайки" (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка в Солнечном городе" (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка в Солнечном городе" (1997, цв.)

Худ. Г.Вальк.  "Незнайка на Луне", т. 1 (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне", т. 1 (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк.  "Незнайка на Луне", т. 2 (1997, цв.)
Худ. Г.Вальк. "Незнайка на Луне", т. 2 (1997, цв.)

Повторюсь. Мне кажется, Борисенко делал постмодернистский проект: какими были бы иллюстрации ко всем трём книгам о Незнайке, если бы их делал обожаемый Вальк и делал бы в цвете. То есть это фанфик. В чём отличие от обычного фанфика? Борисенко очень хорошо рисует. Поэтому иллюстрации Борисенко к "Незнайке" — не раскрашенная копия, а авторский проект.

"Приключения Незнайки"

Посмотрим, что произошло с первой книгой трилогии. Здесь хронология такова: 1) существовали канонические иллюстрации А.Лаптева 1954 года, 2) Борисенко сделал свои иллюстрации "под Валька" в 1993 году, 3) Вальк впервые создал цветные иллюстрации в 1997 году.

1) Сопоставимые персонажи

Худ. Лаптев
Худ. Лаптев

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

2) Заготовка грибов

Худ. Лаптев
Худ. Лаптев

Худ. Борисенко 1
Худ. Борисенко 1
Худ. Борисенко2
Худ. Борисенко2

Худ. Вальк
Худ. Вальк

3) Сбор яблок

Худ. Лаптев
Худ. Лаптев
Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

Для первой книги трилогии интересно то, что в этом случае Борисенко действовал "под Валька" без имеющегося образца. А Вальк был догоняющим. Кое-какие закономерности видны уже по илюстрациям к первой книге, но выводы пока делать рано.

"Незнайка на Луне"

А вот делая "Незнайку на Луне", Борисенко уже не мог игнорировать предшествующий цикл Валька (1965-67 гг.), да, кажется, и не стремился к оригинальности. Он часто брал за основу чёрно-белые композиции Валька. А Вальку на этот раз пришлось в цвете переосмысливать свои собственные рисунки тридцатилетней давности.

1) Борисенко использует композицию Валька.

1.1) Детали изменены, но персонаж — тот же и композиция очень узнаваема (у Валька это, к тому же, одна из немногих полностраничных цветных иллюстраций из первых изданий — для "цветного" издания, кстати, он её перерисовал, незначительно изменив).

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

1.2) Здесь персонажи у обоих художников за столиком, хотя и зеркально расположены. В них уже можно запутаться — Борисенко кое-кого надписывает.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

1.3) Эту картинку Борисенко делает на разворот. Но композицию сохраняет (опять зеркальную).

Худ. Борисенко 1
Худ. Борисенко 1
Худ. Худ. Борисенко 2
Худ. Худ. Борисенко 2

Худ. Вальк
Худ. Вальк

2) Борисенко упрощает композицию Валька.

2.1) Убирает болотную растительность. Но само шествие Скуперфильда по болоту сохраняет.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

2.2) Более сложный пример упрощения: делает фокус в одном месте, чтобы глаза не разбегались по многочисленным центрам картинки.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

2.3) Упрощает — не значит примитивизирует. Иногда упрощение приводит к большей динамичности.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

3) Борисенко усложняет и укрупняет композицию Валька.

3.1) Иногда Борисенко вводит в картинку Валька дополнительных персонажей. Получаются многоцентровые композиции, которые даже странно видеть у Борисенко.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

3.2) Укрупнение — это когда Борисенко берёт картинки Валька в тексте (тогда ещё чёрно-белые) и делает из них страничные иллюстрации, добавляя фон.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

4) Борисенко переносит акценты.

А вот это случаи особые: Борисенко не сказать, что упрощает — он решительно отказывается видеть самостоятельность второстепенных персонажей. Вот Селёдочка и Фуксия — женщины-исследовательницы, которые совместно со Знайкой осуществляют его научные замыслы. Они частенько всплывают в тексте третьей книги. Вальк пытался их индивидуализировать (головные уборы на них — согласно их именам). Но ярких персонажей их них всё равно не получается. Борисенко этих дам решительно обезличивает и уводит на второй план. Теперь это красивая подпевка для солиста Знайки.

Худ. Борисенко
Худ. Борисенко
Худ. Вальк
Худ. Вальк

Нельзя сказать, что Борисенко в этом вопросе не прав.

Итоги

У Борисенко Незнайка такой, каким в представлении наивного советского человека его мог бы нарисовать американский художник (тот, который "Чип-и-Дейла" нарисовал). Незнайка плотный, но подтянутый (у Валька он несколько одуловат). Незнайка избавился от рефлексий, стал мужественнее и увереннее — хотя Знайка его за вихры, по-прежнему, таскает (ну так и Знайка американизировался — теперь точно стал "яйцеголовым").

За основу рисунков Борисенко взяты персонажи Валька — это бесспорно. Вальковский Незнайка — это бренд. Ну, тогда Борисенко произвёл ребрендинг. В 1993 году ещё казалось, что уничтожить надо только коммунистическую идеологию, а всё полезное советское нужно просто привести в соответствие с американским стандартом — и будет нам счастье. Ребрендинг Незнайки — один из немногих удачных опытов.

Линия рисунка у Борисенко твёрже; цвета яркие, без оттенков; фигуры укрупнены; композиции избавлены от мелких деталей. Всё это сделано уверенной рукой и, надо признать, осовременило вальковского Незнайку. Но сильно упростило иллюстрации как целостное явление. У Валька была "сюита", у Борисенко — чередование кадров.


Статья написана 22 июня 2020 г. 20:16

Перестройка застала советскую иллюстрацию в процессе решительного изменения. Пришло время очередной "новой" волны после волны Шестидесятых. То есть в иллюстрации своя перестройка шла вовсю. Наметились две тенденции.

Первая тенденция — это рисовать как в диснеевских мультиках: плоско, с отказом от размытости и полутонов цвета, с широкой улыбкой персонажей. Не самые лучшие образцы диснеевской иллюстрации мы смотрели в прошлый раз — "девчячий" Незнайка.

А вторая тенденция состояла в том, что иллюстрация всё дальше удалялась от реализма, становилась всё более условной и мягкой по форме. Здесь у советской иллюстрации был богатый опыт Шестидесятых и Семидесятых годов. Это и Трауготы, и Пивоваров, и Ващенко, и Н.Попов и В.Васильев (https://fantlab.ru/edition101012). Но эти художники всё же стояли в своё время особняком — тон задавали иллюстраторы-реалисты (я и Лаптева с Вальком считаю карикатуристами-реалистами). А к середине 1980-х гг. старые художники-реалисты сходили со сцены, а пополнения реалистической школы не происходило. Вот и стало заметно массовое производство новой иллюстрации.

Новая иллюстрация

Яркий пример свежей, но уже типовой для этого времени, иллюстрации — "Незнайка" с рисунками художника Б.Аникина (Л.: "Лениздат", 1988). Уже по обложке видно, что это новый Незнайка и новая коммуна коротышек. Для издателей такие иллюстрации были символом Перестройки.

Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин

Конкретно эта книга событием не стала: газетная бумага, малое количество иллюстраций. Перестройка была золотым временем для региональных издательств, он им надо было действовать очень оперативно. Сделать полномасштабный цикл иллюстраций у ленинградского издательства не вышло, но показательно, что выбор был сделан в пользу современного художника. Незнайка современен, привлекателен. Его особость становится достоинством, каяться ему не нужно.

Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин

Дети были подготовлены: в "Весёлых картинках" и "Мурзилке" направление было представлено. Вот почти такой же Незнайка в толпе друзей на обложке "Весёлых картинок" в 1987 году (худ. М.Авсюк).

"Весёлые картинки". 1987-10. Худ. М.Авсюк
"Весёлые картинки". 1987-10. Худ. М.Авсюк

Экспериментальная иллюстрация

Ув. AndrewBV обратил внимание вот на это издание трилогии, выпущенное в Алма-Ате (Казахстан) в 1988 году:

"Приключения Незнайки и его друзей" и "Незнайка в Солнечном городе" в одной книге (https://fantlab.ru/edition18437) и "Незнайка на Луне" (https://fantlab.ru/edition18434).

Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988

Художник Л.Хачатрян. Я-то в этих книгах иллюстрированных изданий не заподозрил из-за скучного переплёта. А на самом деле -

цитата AndrewBV

Самый-пресамый нешаблонный Незнайка. Но вот стилистика... чтобы было понятнее, приведу сравнение: герои Носова в той книге чем-то похожи на героев мультфильма «Шкатулка с секретом» или «Желтая подводная лодка». Извилистые конечности, изменяющиеся пропорции голов, туловищ персонажей от рисунка к рисунку, то есть художник как бы смещал акцент зрительского восприятия героев с их индивидуальных графических особенностей на их индивидуальные цветовые. В целом, это новаторский для «незнаечной» графики прием.

Картинок в Интернете представлено совсем мало.

Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян

Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян

Это в 1988 году, по-прежнему, смотрелось смело. Но как направление было уже исчерпано указанными мультфильмами. В иллюстрации от этих экспериментов осталась революция в цвете. И именно радуга, в которую складывались картинки на книжных и журнальных разворотах, стала признаком "перестроечной" иллюстрации.

Братья Ружо

Издательство "Эксмо", наверное, решило переиздать все советские комплекты иллюстраций к трилогии о Незнайке. К счастью, планы осуществились и в отношении иллюстраций братьев Ружо, книги которых выходили в Минске в 1987, 1989 и 1992 году.

Первым изданием книги выходили с интервалом в несколько лет. Первая книга была с монохромными иллюстрациями (возможно, из-за имевшихся полиграфических возможностей). Но радостной суете персонажей эта монохромность не повредила.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Последующие книги трилогии вышли с цветным набором иллюстраций. Современное переиздание — в цвете. Впрочем, с современными переизданиями есть нюанс. В "Лабиринте" с абсолютно одинаковыми обложками и за одну цену продают первую книгу трилогии с разным комплектом иллюстраций: чёрно-белыми и цветными. Наверное, будут недоразумения.

Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо

Картинки братьев Ружо лёгкие и забавные. Они нейтрализуют некоторое морализаторство текста.

Незнайка, его друзья и окружение

Весёлое копошение коротышек передано братьями Ружо в самобытной манере, и столь же хорошо, как у их лучших предшественников.

Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо

Я уже говорил, что с удивлением только сейчас обнаружил, что Знайка — хамло и истерик. Наверное, художники Ружо тоже сделали такой вывод. Вот он, этот Знайка.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Незнайка и волшебник из Солнечного города

Во второй книге трилогии меня традиционно интересует, как художники справляются с бородатым волшебником, вторгшимся в инкубатор юных коротышек. Он малыш-коротышка или из мира взрослых? На картинке братьев Ружо волшебник седой, но одного роста с Незнайкой. Значит, всё же бородатый малыш.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Незнайка на Луне

Последняя книга трилогии остро-сатирична. Ружо сатиру снимают тем, что лунные коротышки лишены зверских выражений на лицах. Вот знаменитый удар полицейского Незнайке по голове. Похоже на смешные драки малышей.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Вот дрязги лунных капиталистов — Скуперфильда и его подельника: тоже по игрушечному.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Ну, и в завершение — сам Незнайка на Луне, такой же как всегда.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Заменяемость персонажей

Интерес представляет техника братьев Ружо. Это карикатура, но карикатура добрая, детская. У Ружо на этих иллюстрациях все персонажи на одно лицо, но все различаются (по одежде, причёскам, аксессуарам). Однотипность персонажей очевидна. Вот в лунной части трилогии Незнайка одолжил приятелю свою шляпу. И как теперь Незнайку от близнеца отличить? Спасает только его знаменитый зелёный галстук на фоне оранжевой рубашки. Хорошо, что картинка цветная.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Скуперфильд и бездомные коротышки, для каждого из которых Вальк прорисовывал индивидуальные черты лица. А здесь Скуперфильда от бродяг можем опознать только по цилиндру.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Ближайший аналог: восхитительные многофигурные карикатуры Г.Огородникова, где все персонажи тоже на одно лицо. Это такой приём, который почему-то работает. И это лучше, чем рисовать Скуперфильду ослиные уши для запоминаемости.

Более того, мне кажется, братья Ружо угадали новые тенденции игрового иллюстрирования. Ведь это же персонажи "Лего": однотипные, но разные. Кто знал о фигурках "Лего" в СССР? Но однотипность фигурок — это глубокое понимание детской психологии. Вот и Ружо построили свои иллюстрации на таком понимании. Поэтому при намеренной безликости персонажей, эти картинки были очень современными.

В.Дмитрюк

Что-то должно было получиться на стыке тенденций. И получилось. Обаятельный В.Дмитрюк, уже известный иллюстратор, сконцентрировал новые ожидания именно в "Незнайке". Наверное, это лучшая его книга и лучшее проявление новой волны Восьмидесятых в отечественной иллюстрации.

Манера и техника художника

"Незнайка" Дмитрюка совершенно оригинален, потому что у художника собственная манера. Рисунки в книге про Незнайку отличает масштабность. Дмитрюк даёт яркие панорамы. Плотная мозаика, на которой надо отыскать фигуры персонажей — это от психоделических экспериментов «Желтой подводной лодки». Но цветовая гамма уже не такая кричащая, с ума не сводит. Здесь нет намерения эпатировать зрителей.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Известный детский иллюстратор Дядя Коля Воронцов выложил несколько разворотов "Незнайки" Дмитрюка: https://old-crocodile.livejournal.com/151.... Первые же комментаторы уважительно заявили: "Не обошлось без грибов" и "Иллюстрации Валька конечно лучше". Так что новизна и оригинальность Дмитрюка признаны народом.

Новый Незнайка

На обложке — Незнайка летит на автомобиле. И сразу продолжение. С титульного разворота книга дышит экспрессией: кинематографически мелькают и повторяются кадры аварии Незнайки-шофёра.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Ну и сама авария уже в тексте. Композиция привычная, как почти у всех предыдущих художников.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Нет, не заторможенные малыши из младшей детсадовской группы ждут нас — это явно бандитствующие подготовишки. Орущий Незнайки, по-настоящему орущий.

Драка с Гунькой

У разных художников обращаю внимание на дружескую драку Незнайки с Гунькой из-за девчонок. С 1970-х гг. наметилась тенденция сглаживать в иллюстрациях эту драку. А у Дмитрюка — нет. Друзья не пихаются, а бьются по-настоящему — и очень сосредоточенно.

Окружение Незнайки

Дмитрюк даёт галерею коротышек, членов коммуны, в которой живёт Незнайка.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Черты лиц переданы типовыми элементами, но все коротышки очень индивидуальны по одежде. Здесь сходство с братьями Ружо.

Незнайкина шляпа

Наверное, многим художникам было скучно рисовать Незнайку, потому что ничего нового не выдумать — надо обряжать его в лаптевскую шляпу. Шляпу, конечно, и Дмитрюк не мог игнорировать. Но шляпа на Незнайке не доминирует, она небольшого размера, не остроконечная. Она сдвинута на затылок и не скрывает лица Незнайки.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Более того, Дмитрюк много рисует Незнайку без шляпы. Любимая критиками-искусствоведами картинка — большой портрет Незнайки, где он тоже без шляпы.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

У Дмитрюка получилось невозможное — Незнайка не утратил своей шляпы, но стал узнаваем без неё (в рамках книги, конечно).

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Мир Незнайки

А сам мир Незнайки радостный и карнавальный — как у Калаушина. Здесь Дмитрюк показывает свои корни — новая графика Шестидесятых (но сам Дмитрюк относится к другому поколению художников — свой собственный стиль он выработал в Семидесятые).

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Кажется, что персонажи у Дмитрюка упрощённые — в этом он следует тому же направлению, которого придерживались братья Ружо. Но разыгрываемые сцены у Дмитрюка не статичны, пластика персонажей очень богатая, выверенная мимика присутствует. Вот в этом уже отличие от братьев Ружо. Здесь мы в новом обличии узнаём заветы Валька.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк




Дмитрюк — гениальный художник. Много хороших книг, иллюстрированных художниками советской школы, успело выйти в 1991 году. Но вот вершины этой школы были достигнуты в "Незнайке" Дмитрюка. Велико значение "Незнайки" в истории книжной иллюстрации.


Статья написана 17 июня 2020 г. 19:52

Незнайка к середине Восьмидесятых стал всеобщим любимцем. Это неизбежно должно было привести к умильности в его изображении. Ну и техника рисования в советской иллюстрации потихоньку менялась.

Мультяшный Незнайка

Две книжки-картинки, изданные в 1986-1987 гг. Уже по обложкам видно, какой здесь Незнайка "душка" (уст., современное — "няшка").

Первая книжка — это "Незнайка и его друзья" (М.: Малыш, 1986). Художник В.Рябчиков. Текста здесь нет. Одни картинки. Практиковалось такое в советское время в отношении раскрученных произведений для детей.

Вторая книжка — про Винтика, Шпутника и пылесос. Но заглавие развёрнутое, с упоминанием бренда: "Как незнайкины друзья Винтик и Шпутник сделали пылесос" (М.: Малыш, 1987). Художник В.Курчевский.

В.Рябчиков

Незнайка стал самым главным. Он на обложке крупнее всех и панибратски обнимает приближённых. Совсем даже не хулиган, а образец для подражания.

Худ. В.Рябчиков
Худ. В.Рябчиков

На самом деле, для 1986 года картинки Рябчикова — как ностальгическое ретро. Таких персонажей С.Бялковская к тому времени уже лет двадцать рисовала.

Худ. В.Рябчиков
Худ. В.Рябчиков

Даже в самые драматичные моменты всё происходит замедленно — нисколько не страшно.

Худ. В.Рябчиков
Худ. В.Рябчиков

Миром и спокойствием веет от быта коротышек в 1986 году.

Худ. В.Рябчиков
Худ. В.Рябчиков

В.Курчевский

У Курчевского Незнайка поскучнее выглядит.

Худ. В.Курчевский
Худ. В.Курчевский

Худ. В.Курчевский
Худ. В.Курчевский

Благодаря неизменным атрибутам (галстук, но главное — шляпа), Незнайка абсолютно узнаваем у самых разных художников.

Девчачий Незнайка

В конце 1980-х гг. в столицах союзных республик вышли иллюстрированные книги про Незнайку. Новый взгляд на Незнайку принадлежал иллюстраторам-женщинам.

Садыкова

Первая книга была издана в Ташкенте в 1990 году. Художница — Л.Садыкова.

Незнайка и его окружение поданы в непривычной манере. Они даже не мультяшные, а совсем кукольные — в игрушечных колясках таких возят.

Малышки сиропные — целуются вон. Для советских женщин и девочек целоваться было в порядке вещей, никакого сексуального подтекста в этом не видели, но это воспринималось как жеманное поведение.

Но некоторые сцены всё же переданы весьма драматически. Если это и куклы, то куклы живые.

Смотрим эпизод с дракой Незнайки и Гуньки из-за того, что Гунька дружит с малышками. Драки как таковой ещё нет, но девчонки вовсю кокетничают.

И перевод Незнайки через мостик отважной малышкой (платье у малышки чуть ли с кринолинами — как у любимой куклы).

Е.Ревуцкая

Увидел всю трилогию о Незнайке в новинках 2020 года издательства "Эксмо". Художница — Е.Ревуцкая.

1) Приключения Незнайки и его друзей — https://www.labirint.ru/books/722782/

2) Незнайка в Солнечном городе — https://www.labirint.ru/books/729945/

3) Незнайка на Луне — https://www.labirint.ru/books/728847/

Наверное, многие думают, что это современные иллюстрации. Я тоже так подумал, когда в интернет-магазине примеры страниц посмотрел. Но нет, это "советское — значит, отличное".

Оказывается, это переиздание книг, вышедших в Молдавской ССР в 1988 г. Опередила художница время лет на двадцать.

Дочь художницы показывает подлинники:

https://toniacat.livejournal.com/tag/%D0%...

Эти иллюстрации явно не высоты советской графики, хотя некоторые тенденции картинок для детей середины 1980-х здесь обозначены выпукло. Позже эти тенденции переродятся в уродливые компьютерные штамповки. Пока что перед нами всё же живые рисунки.

Незнайка показан весёлым персонажем, хотя как-то чересчур весёлым. Чтобы всем было понятно.

Окружение Незнайки ему под стать.

Драматические моменты нарисованы забавно. Нельзя не улыбнуться.

Незнайка на Луне — сложная для иллюстрирования книга. Носов сделал хлёсткую сатиру. Но для читателей-детей, которые до понимания сатиры ещё не доросли, ситуации книги воспринимаются просто как комичные.

Комичность с Незнайкой у художницы есть. Коротышки с Земли — пупсики.

А вот лунные коротышки — гипертрофированно отталкивающие, причём не мимикой, а искусственно придуманным уродством. Вон у Скуперфильда уши какие мерзкие.

Такие приёмы выделения персонажей не свидетельствуют об уверенности иллюстратора.




В следующий раз — о другой тенденции перестроечной иллюстрации на примере Незнайки.


Статья написана 13 июня 2020 г. 20:24

К началу 1970-х гг. сложился узнаваемый силуэт Незнайки. Вот, например, заставка к отрывку из первой книги трилогии в сборнике "Жар мечты" (М.: Молодая гвардия", 1970). В этом любопытном сборнике литературных сказок советских писателей хорошие цветные иллюстрации разных художников. К "Незнайке" страничная иллюстрация — уже знакомая от Е.Мигунова из рассказа "Винтик, Шпунтик и пылесос". А заставки рисовали художники А.М.Семенцов-Огиевский и З.В.Воронцова.

"Жар мечты"
"Жар мечты"
Заставка
Заставка
Иллюстрация
Иллюстрация

Незнайка на заставке не такой, как на страничной иллюстрации. Но он такой, каким его все уже привыкли видеть: маленький, коренастенький, ухмыляющийся, в шляпе. Главное, что облик Незнайки уже стал схематичный: закрепились устойчивые признаки. Схематичность персонажа — прямой путь к бренду. А кто же захочет удачный бренд менять?

Понятно, насколько велика была смелость А.Борисова, который в 1977 году переосмыслил образ Незнайки во всём, кроме шляпы (это мы смотрели в прошлый раз). Ну а вообще в советское время после того, как сложился придуманный Лаптевым канон облика Незнайки, у художников-иллюстраторов было два пути: рисовать Незнайку в своей манере, но с лаптевскими атрибутами (обязательно — широкополая шляпа) или рисовать Незнайку, не опираясь на лаптевский шаблон.

Г.Огородников

Первый путь был открыт художникам, иллюстрировавшим самостоятельные рассказики Носова про Незнайку (чаще всего, это "Винтик, Шпунтик и пылесос"). В Семидесятые этот рассказ проиллюстрировал Г.Огородников.

Художник Г.Огородников любим многими поколениями (известен был, в основном, по бытовым карикатурам в "Крокодиле"). Огородников — это новое поколение графиков, из "шестидесятников". То, что он уморительно иллюстрировал рассказы Носова, я знал. Несколько тонких книжек у меня есть ("Телефон", ещё что-то). Но вот не знал я о том, что и рассказ "Винтик, Шпунтик и пылесос" он тоже рисовал. Поэтому книжкой не запасся, а единственная иллюстрация Огородникова с Незнайкой — из Интернета.

Худ. Г.Огородников
Худ. Г.Огородников

Незнайка совершенно другой, чем у Лаптева, но в лаптевской шляпе. Коротышки — очаровательные обормоты.

Мультфильм "Незнайка в Солнечном городе"

Второй путь — собственный Незнайка без шляпы — был для художника заведомо проигрышный.

Вот все без исключения ненавидят кукольный мультсериал "Незнайка в Солнечном городе" (1976-1977). Ненависть — сильное чувство. Не мог её вызвать просто неудачный фильм (да пусть даже худший советский фильм). Если разбираться объективно, ненавидят за то, что авторы посягнули на святое — у них Незнайка без шляпы! Не стал бы вспоминать про этот мультик, но имеется печатное издание, т.е. иллюстрации в чистом виде.

Серия "Фильм-сказка", издание Бюро пропаганды советского киноискусства. Издана брошюра в 1980 году. Эта серия была странной: картинки в ней были не такие, как кадры в мультфильме. Часто это вызывало досаду. Но вот в случае с "Незнайкой в Солнечном городе" оказалось к лучшему. В брошюрке всё выглядит не так страшно. Художниками значатся М.Жеребчевский и Ю.Трофимов.

Вот сцена встречи Незнайки и волшебника. Волшебник без бороды, но взрослый. А Незнайка без шляпы.

Совершенно очаровательные персонажи.

В Солнечном городе есть милиция. Художники как-то спотыкались на милиционерах-коротышках. Боялись их окарикатурить и, тем самым, подыграть антиобщественным элементам. А здесь вот откровенно забавные милиционеры — роботизированные. Ничего, пережило таких милиционеров союзное МВД.

А вот тут даже мораль какая-то: хулиганы-ослы не самостоятельны, они марионетки в руках клоунов-кукловодов.

Картинки-то действительно красивые. И персонажи занятные. Но Незнайка там без шляпы. А это провал.

"Приключения Незнайки и его друзей" (Б.Калаушин)

Полный цикл иллюстраций нового художника к "Незнайке" — это событие (иллюстрации Борисова тому пример). Но для этого нужно было, чтобы "Незнайку" решило выпустить другое издательство — не "Детская литература". Такой момент настал только в конце 1980-х гг., когда издательство "Радуга" искало своего художника для собственного издания "Приключений Незнайки и его друзей". Дошла очередь до блистательного Б.Калаушина.

Калаушин — тоже из поколения художников-шестидесятников. В детской иллюстрации оставил заметный след.

Калаушин разный вповалку
Калаушин разный вповалку

Калаушин исполнил иллюстрации к "Незнайке" в своём авторском стиле: они такие же, как и все его картинки к детским книгам. Такой иллюстрированный "Незнайка", конечно, должен был появиться раньше — в Семидесятых на волне переизданий. Тогда это стало бы фурором. "Приключения Незнайки" с рисунками Калаушина выходили отдельными выпусками — книжками-картинками.

Книжки "Радуги" (1980-е — 1990-е гг.)
Книжки "Радуги" (1980-е — 1990-е гг.)

Только в 2018 году вышел объединённый том с иллюстрациями Калаушина.

Книга АСТ/Малыш (2018)
Книга АСТ/Малыш (2018)

За 35 лет после опубликования это был только второй полностью цветной "Незнайка". Это самый подробно проиллюстрированный "Незнайка". И как умеет только Калаушин — это самый карнавальный и беззаботный "Незнайка".

Вот собственно Незнайка. Сближает Калаушина с Борисовым то, что Незнайка изображён как ребёнок (не как эльф/гномик) и, при этом, как беспорочный ребёнок.

Незнайка и его окружение. Калаушин принимает правила игры: облик персонажей первой книги должен продолжать традицию Лаптева. Поэтому, например, Знайка на голове носит цветочек.

Быт коротышек. Малышки в панталончиках.

Интересует меня, как разные художники рисуют драку Незнайки с другом Гунькой. Лаптев подал её как рукопашную с расквашиванием носов (в соответствии с текстом). В 1954 году это смотрелось весело. Позднее факт драки не отрицался, но кровожадные подробности на рисунках смягчались. Вот драка в изображении Калаушина.

Вроде бы драка экспрессивная. Но у Калаушина все обитатели такие экспрессивные: дети же! Сравнить с любым активным эпизодом, так видно, что в драке ничего агрессивного нет: обычный детский сумбур.

Ну и переход через мостик отслеживаю у разных художников. Там Незнайка выказал себя трусишкой (у первых украинских иллюстраторов на корячках мостик переползал). Калаушин в этом эпизоде Незнайку не унижает.




Иллюстрации Калаушина запомнились, несмотря на неудачное время и форму выпуска. Разгар Перестройки — не лучшее время для осознания такого знакового события, как новые иллюстрации к "Незнайке". Сначала интересы другие были (сколько запретного издавали), а потом и на книгах пришлось экономить — даже на тоненьких книжках-картинках. Да и вообще, отношение к советской литературе тогда было пренебрежительное. Кто бы мог подумать, что Незнайка не сгинет в небытие вместе с СССР?

Для издания в форме выпусков стабильность очень важна: нужно иметь гарантию, что в одном и том же месте через равные промежутки можно будет приобрести очередной выпуск. Стабильности не стало, а выпусков получилось слишком много, чтобы их можно было собрать. Я вот полного собрания ни разу не встречал. Наверное, стоит бешеных денег. "Радуга" специализировалась на издании книг на иностранных языках. Поэтому часть выпусков попадается на английском, испанском языке. Берут и их в надежде собрать комплект иллюстраций.

Поскольку в современное однотомное издание вошли не все картинки Калаушина из отдельных выпусков, их увлекательное собирательство будет продолжаться.


Статья написана 10 июня 2020 г. 09:31

А.Борисов: Путь от карикатурных персонажей к живым детям.

К Семидесятым годам все книги и рассказы о Незнайке были созданы. Незнайка оставался разгильдяем и широкой души человечком. Но народ его безоговорочно любил, он стал понемногу превращаться в национальный символ. Внешний облик его, по-прежнему, был таким, каким его задали иллюстраторы Лаптев и Вальк. Игрушечный персонаж, причём отчётливо карикатурный. Но наметился отказ от карикатурности. А сатира заменялась на сказочность. Эти тенденции проявились во второй половине 1970-х гг., когда рухнула монополия Лаптева-Валька, которых издавала "Детская литература". Была в советском книгоиздании состязательность, была... Издательство "Советская Россия" выпустило трилогию о Незнайке с иллюстрациями своего художника — А.Борисова.

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Имеет смысл сравнить иллюстрации Лаптева (1954) к первой книге трилогии и иллюстрации Валька к третьей книге (1965) с новыми иллюстрациями А.Борисова (1977-1979).

Первая книга трилогии: "Приключения Незнайки и его друзей" (Борисов)

Цикл А.Борисова стал революционным в истории иллюстрирования трилогии: Незнайка и его окружение из условных эльфов/гномиков превратились в нормальных детей: тоненьких, симпатичных. При этом атрибуты узнаваемости и Незнайки, и коротышек остались. Знайка в цветочном бутоне вместо шапочки — цитата из Лаптева. Ну а лишить Незнайку широкополой шляпы, которую придумал Лаптев, уже никто и не помышлял. Но, например, Борисов не поддержал придуманное Вальком строго геометрическое распределение шевелюры Незнайки. У Борисова Незнайка внешне стал похож на "крапивинского мальчика". Возник ореол романтичности.

Худ. А.Лаптев
Худ. А.Лаптев

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

"Приключения Незнайки" с иллюстрациями Борисова первым изданием вышли в 1977 году.

Я-то рассматриваю иллюстрации Борисова с академическим интересом, в моём возрасте для первого чтения "Незнайки" их ещё не было. Выведенные в топ Интернета обзоры безапелляционно заявляют, что у коллекционеров котируются только иллюстрации Лаптева/Валька. В этой связи для меня особенно ценны отзывы наших лаборантов. Вот, например, ув. rook пишет в комментариях:

цитата
Мой самый любимый Незнайка это Анатолий Борисов. Хотя первая книга была прочитана с рисунками Лаптева, но Борисов это любовь с первого взгляда.

Это очень важное свидетельство. Оно показывает, что иллюстрации Борисова были современными, их появление было не случайным. Художник осознаёт новизну своих иллюстраций, понимает, что неизбежно будет сравнение и не боится его: сам часто предлагает ту же композицию, что и у Лаптева. Вот общий вид городка коротышек, а на переднем плане — малышка бельё на речке полощет. Лаптев и Борисов.

Худ. А.Лаптев
Худ. А.Лаптев
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Достижения советской полиграфии сыграли свою роль. Цветные картинки на каждой странице (а не на вклейках, как могли себе позволить художники ещё пятнадцать лет назад).

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Яркие краски, много зелени. Именно такие картинки заставляют вспомнить ощущения восторга от детских приключений в летние каникулы.

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Вроде бы и отличия иллюстраций Борисова от Лаптева незначительные (понятно, что техника разная и цвет). Но акценты смещаются. Незнайка стал мягче. У Лаптева он с Гунькой дрался как послевоенная шпана-безотцовщина: наотмашь. А у Борисова культурно так пихаются, удары больше обозначают, чем бьют...

Худ. А.Лаптев
Худ. А.Лаптев
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Вторая книга трилогии: "Незнайка в Солнечном городе" (Борисов)

"Незнайка в Солнечном городе" оперативно вышел на следующий год после первой книги трилогии — в 1978 году. Несколько слов по тематике. Вот бородатый волшебник (первое появление в мире Незнайки кого-то взрослого). Гармонично вошёл в сказочный (а не карикатурный) мир Незнайки.

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

А вот умничающие коротышки. Незнайка во второй книге трилогии ведёт с малышкой из Солнечного города беседы на общие темы политэкономии: простой товарообмен в обществе, которое ещё не знает денег. Серьёзные беседы, поэтому собеседница Незнайки выглядит взрослой.

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Ну а уж политэкономию капитализма Носов развернёт в третьей книге трилогии: акции, биржи, становление бизнеса (на примере соляного). Было доступно даже для младшеклассников.

Третья книга трилогии: "Незнайка на Луне" (Борисов)

В 1979 году в иллюстрациях Борисова выходит "Незнайка на Луне".

Незнайка с Пончиком бегут к ракете. Сейчас будет безответственность, приведшая к тяжёлым последствиям. Вроде бы всё так же, как и у Валька пятнадцатью годами раньше, но всё же у Борисова герои откровенно счастливые, без чувства вины. Настоящие дети.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Опять есть в начале третьей книги трилогии драка Незнайки с Гунькой. Как и в первой книге, эти хулиганские драки художник рисует мягкими. Незнайка с Гунькой — друзья, они равны друг другу. Их драки — обычное мальчишеское развитие отношений. А вот Знайка... Он, вообще-то, грубоват и заносчив (ещё в первой книге: "Вы разве не знаете, что Незнайка — осёл?"). А в начале третьей книги Знайка распускает руки. И это избиение Незнайки художник рисует без всяких скидок. Знайка выставлен неадекватным психопатом. И то, что рисунок почти такой же, как у Валька, только подчёркивает пропасть: у Валька в 1965 году рисунок органичен, у Борисова в 1979 году такая сцена уже выбивается из общего ряда.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Да уж, времена изменились — для претендента на лидера подобное поведение уже недопустимо. А ведь прошло-то всего ничего...




Большой интерес представляет лунное общество.

До того в "Незнайке на Луне" лунные коротышки рисовались Вальком крайне отталкивающими и сильно окарикатуренными. Борисов рисует их с человеческим лицом. Даже сторожевой пёс режима выглядит не более, чем сторожевой пёс.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Вот простые ударники капиталистического телевидения.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

А этот уже олигархи — участники "Бредлама". На них Вальк оттоптался профессионально: бичующая сатира.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк

А у Борисова — вполне чинные организаторы капиталистического производства.

Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Скуперфильдс в бездонном цилиндре. Он герой почти положительный (перекуётся потом) и вызывающий сочувствие. У Валька этот персонаж гротескный, а у Борисова — вполне нормальный.

Худ. Г.Вальк
Худ. Г.Вальк
Худ. А.Борисов
Худ. А.Борисов

Наверное, Борисов очень адекватно отобразил настроения второй половины 1970-х гг., включая и международный аспект: "разрядку напряжённости", "принцип мирного сосуществования" и т.д. Вероятно, его "Незнайку" надо рассматривать и как памятник детству эпохи Семидесятых.





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх