Досоветские традиционные иллюстрации к "Барышне-крестьянке" ничего из себя не представляют. Поэтому по хронологии у меня первым идёт период 1920-х — 1930-х гг., когда иллюстрации делались как художниками в СССР, так и русскими эмигрантами за границей.
М.Добужинский (1919, 1936)
М.Добужинский — представитель русского модерна, мирискусник. Его силуэты — самые известные и высокоценимые иллюстрации к "Барышне-крестьянке". Они есть во всех альбомах иллюстрированной пушкинианы. Воспроизводятся, как правило, две композиции.
Эти композиции помещены в современном издании (М.: Эксмо, 2009):
В иллюстрациях к "Повестям Белкина" в этом сборнике много отсебятины — к "Барышне-крестьянке" поместили дополнительно два рисунка Добужинского из других циклов. Однако нужные нам силуэты там со всеми мелкими деталями — сканы даю из этого издания.
Не зря, конечно, растиражированы сцены встреч Алексея и Лизы: первая встреча с крестьянкой и вторая с барышней. Притягательные рисунки.
Выполнены силуэты были в 1919 году. Гражданская война, военный коммунизм — а Добужинский о "Барышне-крестьянке". Пронзительные иллюстрации получились. Было первое издание в виде книги в 1923 году — этого издания у меня нет, в Интернете встречается только обложка (крафтовая, что указывает на хорошее качество издания в одной из дореволюционных передовых типографий).
У меня есть массовое издание 1936 года.
Библиографическое описание из каталога-справочника.
Добавления к библиографии: тираж 300 тыс. экз., цена 80 коп.
Книжки на Фантлабе нет, подал заявку.
Только в этом издании — весь небольшой цикл из четырёх иллюстраций (рисунок на обложке, получается, Добужинскому не принадлежит). Странно, но две оставшиеся иллюстрации в современных изданиях и в Интернете отсутствуют. Забыли о них.
А иллюстрации хороши. Вот напряжённая сцена охоты на зайцев (когда либерал Муромский свалился с лошади перед оврагом). Добужинский уже использует белый силуэт на чёрном поле, сочетая его с традиционными чёрными силуэтами.
А вот заставка к повести: Алексей учит Лизу-Акулину грамоте. Перекрестив веточки, показывает ей, как буква "Аз" выглядит.
Добужинский этот эпизод расширил: у Пушкина ничего про подручные пособия не сказано.
цитата
— „Изволь, милая; начнем хоть сейчас“. Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку, и Акулина выучилась
азбуке удивительно скоро.
В.Масютин (1922)
Эмигрант В.Масютин проиллюстрировал в 1922 году немецкое издание "Повестей Белкина". Мы с Масютиным во всех предыдущих повестях встречались.
К "Барышне-крестьянке" иллюстрация такая.
Это, конечно, сцена выхода загримированной Лизы к гостям. Масютин все картинки к "Повестям Белкина" делал юмористические. Особенно смешно бывало из-за того, что он к патетическим сценам карикатуры рисовал. Ну а здесь сама сцена у Пушкина смешная — на долю Масютина ничего не досталось.
Г.Туганов (1928)
В "пушкинском" томе "Литературного наследства" (№ 16-18) в 1934 году П.Эттингер отметил среди ксилографий, неиспользованных к тому времени в издательствах, иллюстрации Г.А.Туганова к нашей повести. Две гравюры Г.Туганова были приведены в самом томе. Ни в каких других источниках сведений об этом цикле не обнаружено. По художнику: о нём помнят как о представителе русского авангарда, оцифрованы несколько его детских книжек. Вот здесь за сотни тысяч рублей выставлена на продажу его супрематическая композиция (никто не купил). То, что этот художник не реалист, видно и по иллюстрациям к "Барышне-крестьянке".
Вот традиционная для иллюстрирования сцена первой встречи Алексея и Лизы-Акулины. Композиция простейшая, но мастерски сделана.
Вторую иллюстрацию я затрудняюсь соотнести с конкретной сценой: молодой человек что-то проповедует, слушатели (в числе которых барышня) ему самозабвено внимают. Видимо, это общий набросок атмосферы появления Алексея в начале повести — загадочного выпускника университета.
Но здесь дело не в сюжете — техника ксилографии впечатляет. Напряжённые фигуры, непонятно как образующиеся завихрения. В общем, реалистический супрематизм. Да, понимали тогда толк в гравюрах.
Н.Алексеев (1929)
Сборник 1929 года, известный тем, что это первое собрание сочинений Пушкина, проиллюстрированное одним художником. Художник — Н.Алексеев, с которым мы уже несколько раз встречались в связи с иллюстрациями из этого сборника.
Сцена обучения Лизы-Акулины грамоте.
Художник не принадлежал ни к модернистам, ни к супрематистам. В советской графике 1920-х гг. это было редкостью. Может, поэтому о Н.Алексееве уважительно отзывались тогдашние искусствоведы. Сам рисунок, конечно, простейший по технике (может быть, художником учитывалось, что воспроизведение будет примитивными средствами на газетной бумаге).
Л. Хижинский(1937)
Ленинградское издание "Повестей Белкина" в юбилейной серии. Встречались с этим изданием по поводу всех предшествующих повестей. Ксилографии — по одной к каждой повести. Эти иллюстрации (по сравнению с картинками Н.Алексеева) претендуют на изысканность.
Сцена всё также — первая встреча в лесу. Гравюра уходит от геометричности, старается быть ближе к обычному рисунку.
Хижинский, вероятно, не думает, что в этой повести надо в иллюстрации создавать напряжение (а ксилография к этому способна в силу своей угловатости). Милый русский подлесок.
Н.Пискарёв (1937)
Ещё один сборник с ксилографиями. Отдельный томик "Повестей Белкина", вышедший в юбилейном году в издательстве "Academia". Эти томики были адресованы эстетам. К каждой повести имеется заставка и концовка.
Пискарёв нашёл неожиданный ракурс подачи первой встречи: Лиза в крестьянском обличии поджидает в засаде Алексея, гадая на ромашке. Иллюстрация для интеллектуалов: никакого действия нет.
А, нет, в концовке есть действие: Лиза отбивается от назойливого Алексея, признавшего в ней свою Акулину и на радостях распустившего руки.
цитата
Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать. Он бросился ее удерживать. „Акулина, Акулина!..“ Лиза старалась от него освободиться... „ Mais laissez-moi donc, monsieur; mais êtes-vous fou?“ <„Оставьте же меня, сударь; с ума вы сошли?“> повторяла она, отворачиваясь.
Б.Дехтерёв (1937)
В 1936 году издательство "Academia" выпустило ещё и шеститомное собрание сочинений Пушкина.
Я считал, что с точки зрения иллюстраций там ничего нового нет. Ошибся. Были иллюстрации, специально созданные для этого издания. Как раз в томе 4 (проза).
Случайно в Интернете наткнулся на иллюстрацию из этого тома именитого в дальнейшем художника Б.Дехтерёва
Издательство "Academia" было эстетским. Иллюстрации заказывались прогрессивным художникам. Для отдельного издания "Повестей Белкина" Пискарёва вон пригласили. Но времена авангарда и последователей русского модерна уже прошли. Это, наконец, поняла и "Academia". Дехтерёв — реалист. Рисовальщик он отличный — в ранних работах это особенно видно (а его иллюстрация к "Барышне-крестьянке" — ранняя работа).
По уровню техники никакого сравнения с дореволюционными иллюстраторами-ортодоксами. Но концептуально это, конечно, возврат к прошлому. Хотя Дехтерёв никогда не будет парадным живописцем — он и во времена сталинского ампира сохранит традиции выдержанного рисунка.
Выбрал это издание первым к показу, потому что надо вспомнить сюжет повести. Иллюстрации Бакулевского для этого подходят: они достаточно подробные и строго повествовательные.
Библиографическое описание из каталога-справочника "А.С.Пушкин в русской и советской иллюстрации" (М.: Книга, 1987), где акцент сделан на описании иллюстраций:
Дополнение к библиографии: тираж 5.000 экз., цена 1 руб. 30 коп. Как это было свойственно советским миниатюрным изданиям, тираж очень небольшой, а цена высокая (по общим тогдашним меркам, конечно).
Эта книжка входит в серию иллюстрированных Бакулевским миниатюр для издательства "Советская Россия". Пять повестей в трёх книжках. Со всеми предыдущими циклами гравюр к "Повестям Белкина" мы уже знакомились. Сравнительные размеры: все три книжки с иллюстрациями Бакулевского на одной книге энциклопедического формата с иллюстрациями Ванециана.
Книжки изданы в разное время. Последняя в пушкинском цикле повесть "Барышня-крестьянка" была оформлена Бакулевским первой и издана в 1979 году, а ранние повести были сгруппированы в двух книжках и изданы через десять лет — в 1989 году (в печать подписаны в июне 1988 года с разницей в несколько дней). Качество воспроизведения гравюр примерно одинаковое (не очень высокое). Отличие поздних книжек периода Перестройки — наличие суперобложек. В раннем издании 1979 года — глянцевый прессованный переплёт. Сканер, пытаясь распознать бликующий текст, заснял книжки слегка кособоко.
Я всё никак не мог понять, для чего современной книге суперобложка: для защиты переплёта или для идентичного воспроизведения на бумаге иллюстрации. В этих книжках видно, что суперобложки нужны были, в первую очередь, чтобы спрятать безобразный переплёт, и только во вторую — чтобы напечатать картинку.
Где-то встретил, что по жанровой классификации "Барышня-крестьянка" относится к водевилю. Очень точно. Но незамутнённой жанровой классификации у Пушкина не бывает. Это интеллектуальный водевиль. Если же без жанровых привязок, то Н.Эйдельман заметил: "человек, сочинивший за несколько дней такую повесть, находился в спокойном, радостном состоянии духа".
В наше время сюжет особой роли уже не играет, повесть ценна своей формой (идеальным языком). Задача художников-иллюстраторов сложная: им-то надо идти по сюжету. Повесть — предшественница рассказов о дворянских гнёздах в деревне. Художники будут много рисовать русскую природу и сельскую жизнь.
Введение
Два помещика-соседа не ладят друг с другом (идейные расхождения либерала и консерватора, неумехи и крепкого хозяина). Дети помещиков: Алексей Берестов (только приехал к отцу-консерватору) и Лиза Муромская (давно живёт в деревне с отцом-либералом).
Я сделал хороший скан. Изображения даже контрастнее, чем в книге. Качество иллюстрации в книге очень посредственное: светлые элементы гравюры почти неразличимы. Из фигуры Лизы немного видно её одежду. Рук и лица вообще нет. Непростое это было дело — в советских Семидесятых ксилографии предлагать к изданию.
Завязка
Алексей, неприступный для барышень-дворянок, оказывается, не прочь пофлиртовать с крепостными девками из дворни. Лиза, сгорая от любопытства, решает предстать перед Алексеем в образе крестьянки. Служанка Настя ей помогает.
Почему-то всем читателям запомнилось, как Трофим-пастух сплёл для Лизы лапоточки. Вон их Настя доставляет барышне (Трофим тоже нарисован).
Встречи Алексея с крестьянкой Акулиной
Лиза коварно подстерегает Алексея и под именем Акулины начинает встречаться с ним.
Непременный атрибут: ружьё и собака. Алексей бродит по лесам в качестве охотника, потому его и можно подстеречь наедине. Все художники будут тщательно вырисовывать эти атрибуты свободной дворянской жизни.
Любовь
Любовь с первого взгляда. Пушкин пишет:
цитата
...Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет.
Бакулевский решился изобразить беспокойный сон Алексея. Столь же кратко, но многозначительно — также как словами у Пушкина. Получилось!
Примирение соседей
Случайная встреча в полях двух враждующих соседей-помещиков.
Муромский (отец Лизы, либерал) упал с коня и расшибся на глазах Берестова (отца Алексея, консерватора). Берестов пригласил ушибленного Муромского к себе.
цитата
Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.
Соседи за завтраком подружились, Муромский пригласил к себе Берестова вместе с сыном с ответным визитом, тот согласился
Первая встреча Алексея с барышней Лизой
Берестов с сыном приехали к Муромскому. Алексей скучает в компании стариков, но с нетерпением ждёт появления хозяйской дочери Лизы, о которой наслышан. Вот ведь обормот! Он же крестьянку Акулину любит!
Лиза, понимая, что Алексей её узнает, и обман раскроется, всеми силами старается продлить игру с переодеванием. На сцену выходит гувернантка мисс Жаксон. Лиза похитила у неё сурьму и белилы. Алексей не узнал в раскрашенной Лизе своей милой Акулины.
Вот здесь-то и был настоящий водевильный приём: главный герой никак не может признать свою возлюбленную. Бакулевский этой внешне выгодной сценой не прельстился.
Уроки грамоты
Невинные встречи барина и крепостной крестьянки в лесу продолжаются. Алексей учит тёмную подругу грамоте (чтобы переписываться).
Алексей решил жениться
Отцы-помещики решили породниться. Берестов объявляет сыну о намерении его поженить. Тот отказывается (он же Акулину любит). Берестов обещает проклясть неразумное дитя и даёт три дня сроку на обдумывание.
Алексей думал-думал, да и решил жениться, но не на той.
цитата
В первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия... Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку.
Вторая встреча Алексея с барышней Лизой
Алексей поехал к Муромским, чтобы лично объясниться насчёт отказа в женитьбе. Ну а дальше всем известное:
цитата
Он вошел... и остолбенел! Лиза... нет Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платице, сидела перед окном и читала его письмо... „Акулина, Акулина!..“ Лиза старалась от него освободиться... „Акулина! друг мой, Акулина!“ повторял он, цалуя ее руки. Мисс Жаксон, свидетельница этой сцены, не знала, что подумать. В эту минуту дверь отворилась, и Григорий Иванович вошел. „Ага!“ сказал Муромский, „да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...“
Вот иллюстрация этого эпизода в книге.
В Сети ходит фото с нормального оттиска гравюры этой сцены, с подписью художника. Мисс Жаксон получше видна на этом оттиске.
Видимо, не все ксилографии вошли в книгу. Книга открывается портретом Пушкина.
А вот такой диптих встретился в Интернете. Пушкин отвлёкся от писанины: кто-то стучит в дверь — а мы-то видим, кто это. Это Лиза в дворянском платьишке, но с лапоточками в руках спешит в автору. Очаровательно.
Такая Лиза в книгу не попала. Может быть, редактор поморщился от такого панибратства: мол, автор с героями — это для детских радиопередач. Идея могло бы быть использована и по-другому: Пушкин на фронтисписе, а Лиза — в концовке книги. Внимательный читатель всё равно сопоставил бы начало и конец. Но не сложилось...
Кстати, диптих снова воспроизведён с нормального оттиска и видно по портрету Пушкина, что в книге исчезли все детали рисунка: высветлены и тем самым уничтожены, например, картины на стене за спиной Пушкина.
И, как выясняется, опять же из Интернета, у Бакулевского был ранний вариант иллюстраций к "Барышне-крестьянке" в той же технике. Ранние ксилографии датированы 1967 годом.
Ранние гравюры сделаны строго по заветам мэтра — В.Фаворского. Выглядят более академично, и поэтому очень несовременно.
Мы уже привыкли, что в "Весёлых картинках" период конца 1990-х — начала 2000-х был временем доминирования карикатуриста Е.Милутки в теме Незнайки. Надо отвыкать. Милутка надолго покинул журнал. И это была последняя встряска для "Весёлых картинок". Лицо журнала без Милутки сильно изменилось.
Весёлые картинки. 2005 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
В 2005 году Милутка ещё присутствует в своих обычных количествах. Перемен ничто не предвещает. Хотя последние три номера в этом году выходят уже без милуткинских комиксов.
1) О, легендарная незнайкина шляпа! Теперь её носит Кащей (а Незнайка — корону).
2) Незнайка приятельствует с Буратиной: два сапога — пара.
3) Всякие забавные разности в милуткинском стиле.
Другие художники рисуют Незнайку
1) Другие комиксы. Детский сад! Хотя в этом журнале так и должно быть.
2) Задания для читателей.
3) Реклама, анонсы.
Весёлые картинки. 2006 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
Только два облегчённых комикса Милутки в этом году.
Всё, с Милуткой прощаемся. Читатели не могли не заметить его ухода.
Другие комиксы с участием Незнайки
Образовавшуюся лакуну с комиксами, где участвуют весёлые человечки, заполняют другие художники. Этих комиксов много. От сравнения с Милуткой не уйти. Он, конечно, бывал слишком взрослым для аудитории журнала. Что же другие художники?
1) На несколько номеров растянулся комикс художника А.Сафонова. Спасение птичек от кошек. Очень благостно.
2) Комикс художника С.Сачкова на слова В.Авдеенко. Незнайка в образе старичка (о том, как вредно маленьким детям быть ворчливым нытиком).
3) Комиксы художницы Т.Ивановой и, вроде бы, С.Сачкова (уже и не отличишь, если без подписи).
4) Ещё комиксы.
Анонсы, реклама, задания
Карикатуры и сюжетные рисунки
"Весёлые картинки" всю первую половину 2000-х гг. потихоньку увеличивались в объёме. А в 2006 году произошёл скачок: номера были от 36 до 40 страниц. Надо было их чем-то наполнять. Незнаек в 2006 году на страницах журнала было немерено. Но эти Незнайки, нарисованные разными художниками, были слишком унифицированы. Причём, формально придраться не к чему: образцом для шаблонного Незнайки послужила буквица "К" в названии журнала авторства легендарного В.Пивоварова.
1) Вот юбилейный выпуск, где на обложке Незнайка нового художника расположен прямо под Незнайкой-буквицей. Наглядно.
А ведь когда-то Пивоваров отошёл от лаптевского стандарта. Это было вызывающе: долгое время никто по образцу Пивоварова не рисовал Незнайку. Странно, конечно: несколько десятилетий на каждой обложке жил Незнайка, которого никто не признавал. Только новые художники XXI века взяли за основу рисунок Пивоварова. Кстати, автор юбилейной обложки не указан, а я уже и не возьмусь атрибутировать: может, С.Сачков, но, скорее всего, Т.Иванова.
2) Вот типовые Незнайки авторства С.Сачкова (где он прямо указан автором).
3) Вот Незнайка авторства Т.Ивановой.
4) Вот Незнайка художника Е.Комзолова.
5) Художница Е.Кузнецова рисует Незнайку.
6) Разные художники.
Весёлые картинки. 2007 год.
Всё. Нет больше Незнайки от Е.Милутки. Незнайка теперь в компании с московским мэром Ю.Лужковым.
В журнале — весёлые человечки от художников из новой команды.
Авторов рисунков на обложках теперь не указывают. То ли это С.Сачков, то ли Т.Иванова (скорее последняя). Я раньше этих штампованных незнаек одному Сачкову приписывал. Оказывается не всё так однозначно.
Ни у одного из этих Незнаек нет характера. Поэтому все Незнайки, несмотря на обилие художников, однотипные.
P.S. Весёлые картинки. 2008-2020 гг.
Давно пора было уже остановиться. Теперь, с исчезновением рисунков Милутки, тема облика Незнайки перестала быть интересной. Сюрпризов не будет (у Милутки собственно в облике Незнайки тоже не ожидалось новаций, но там встречалось развитие характера персонажа).
Вообще-то, в 2018-2019 гг. в журнале снова появились новые (вроде бы) комиксы Милутки. Достойных Незнаек от других художников я так и не заметил. Но это тоже был пройденный этап: Милутка и все остальные.
Последние лет пять в "Весёлых картинках" нарастало использование старых (архивных) материалов. В 2020 году уже все обложки номеров были с использованием предыдущих рисунков.
Так что теперь "Весёлые картинки" вновь стали высокохудожественным журналом. В группе сети "В Контакте" также постоянно выкладываются отличные архивные материалы (в этом году стали выкладывать обложки Т.Ивановой и С.Сачкова — видимо, и им пришло время стать ретро).
В самом последнем на сегодняшний день номере "Весёлых картинок" (2020. № 9) — 95 процентов прежних материалов. Старый комикс Милутки (1995 года) про Незнайку в компании весёлых человечков присутствует. Рисунков Т.Ивановой и С.Сачкова нет.
Закрываю затянувшуюся на четыре месяца тему Незнайки как члена Клуба весёлых человечков, и, соответственно, тему Незнайки в иллюстрациях.
"Весёлые картинки" вступают в новый век вместе с Незнайкой. "Весёлые картинки" сильно упростились уже в середине 1990-х гг. Эта политика упрощения выглядела тогда не как общая тенденция, а как политика конкретной редакции, поскольку в "Мурзилке", например, даже во второй половине 1990-х гг. все выдающиеся советские художники (от Бычкова до Чижикова) имели возможность публиковаться, поэтому молодые художники там могли ориентироваться на заявленный уровень. Но и в "Мурзилке", начиная как раз с 2000 года стали всё чаще появляться штампованные упрощённые персонажи. Оказывается, "Весёлые картинки" просто самые первые из советских журналов ухватили суть новых тенденций.
Журнал "Весёлые картинки"
Структурно "Весёлые картинки" не сильно изменились за всё время своего существования. В XXI веке наполнение журнала следующее: комиксы (их стало больше, но это, видимо, благодаря работоспособности Е.Милутки), задания для детей (найти отличия, найти правильный путь и т.п.), карикатуры (сюжетные рисунки). В первой половине Нулевых лицо "Весёлых картинок" определяется так: Милутка — и все остальные. Это тоже учитывается при рубрикации.
Весёлые картинки. 2000 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
1) Незнайка празднует Рождество и Год железного дракона.
2)Шляпа Незнайки была везучая — если она попадала бомжу, в неё кидали столько денег, что можно было приобрести крутую тачку ("тачку" — буквально).
3) Незнайка учит английский и мастерит себе стреляющие ролики.
4) Разоблачаем агента и празднуем Новый год.
5) Всякая всячина.
Другие комиксы с Незнайкой
Альтернатива Милутке — малышовые комиксы.
Карикатуры (сюжетные рисунки) с Незнайкой
1) В сюжетных рисунках тоже тон задаёт Милутка. С возрастом художник становится мягче и у него начали получаться чисто детские истории. Но он не может обойтись одной картинкой — у него всё равно получаются мини-комиксы: Незнайка-капитан и Незнайка-снеговик.
2) Другие карикатуристы.
Незнайка в заданиях для читателей
В этой рубрике присутствует, как правило, простейшая графика. Такое испытание для художников. Но многие на начальном уровне и остаются.
Весёлые картинки. 2001 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
1) Незнайка как с традиционными сказочными героями, так и с новыми колдунами и хулиганами, придуманными Милуткой.
2) Иногда фантазия Милутки срывается с цепи: Незнайка-Невидимка. И русская сказка, и Уэллс, и освобождение заложников со стрельбой из пулемётов (Дюймовочка лупит из "Максима").
3) Но встречаются и простые речёвки (автор текста — тоже Милутка, поэтому двустишия остроумные).
4) Борьба с Кащеем: волшебные краски и возврат техники.
5) Иногда Милутка называет свои комиксы мультиками (есть мультик на страничку, но есть и многостраничные)
6) Редкий для Милутки комикс, где Незнайка представлен типом, который всем смертельно надоел (даже собака орёт на него).
Карикатуры (сюжетные рисунки) с Незнайкой
1) В "Весёлых картинках" нового времени Незнайку рисует художник С.Сачков.
2) Для Е.Милутки сюжетные рисунки — это миникомиксы.
Незнайка в заданиях для читателей
1) К уровню рисунков, которые сопровождают задания, требования пониженные.
2) Но встречаются и здесь милые рисунки в современной манере . Художница Е.Бокова.
Весёлые картинки. 2002 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
1) Злодеи, придуманные Милуткой, всё заманивают простодушного Незнайку в свои сети.
2) Современный полёт Незнайки на Луну. Пока он летает, другие человечки чуть не угорели (злодеи подстроили). Незнайка всех спас.
3) Азы финансового права в представлении Милутки. Страхование. Незнайка опять на коне. Он ловит сбежавшие сапоги-скороходы, возвращает их владельцу, за что ему выплачивают страховую премию. На самом деле, тут другие отношения, ну да ладно...
4) Про гражданское право Милутка тоже не забывает. Речёвка (считалка) про аренду. Фразу "сдаётся в аренду" Милутка обыгрывает политически: сдаются газеты, сдаются боевые ракеты, армия тоже сдаётся (в плен). И снова другие отношения: речь не столько про аренду, сколько про "продажность". Наверное, все юридические комиксы сам Незнайка и сочиняет.
Но главное — позитив в последней фразе: "Лишь мы никогда не сдаёмся".
Другие комиксы с Незнайкой
В 2002 году комиксы пытаются рисовать другие, помимо Милутки, художники. При этом сюжет иногда придумывают специальный автор.
Незнайка в заданиях для читателей
Вроде бы появилась тенденция к повышению уровня даже в таких необязательных рисунках, как сопровождение заданий.
Весёлые картинки. 2003 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
1) Милутка рисует вполне безобидные комиксы: про сказочных героев, про кукол, иногда про наказание злодеев.
2) Но изредка прорывается у Милутки и политика: богатырь из налоговой инспекции насел на Кащея, Кащей ударился в бега, а простой народ возмущён действиями богатыря-налоговика.
Незнайка в заданиях для читателей
А вот количество Незнаек в иллюстрациях других художников резко сокращается.
Весёлые картинки. 2004 год.
Комиксы Е.Милутки с участием Незнайки
1) Про злодеев. Но этих милуткинских злодеев все уже полюбили, сами они переплелись с весёлыми человечками и даже ходят в одну школу.
2) Революционный милуткинский пафос: "Назрела необходимость избавиться и от волшебных буржуев". Пролетарий Петрушка предлагает стрельнуть по беленькому домику.
3) Последний апофеоз Незнайки: ему установлен памятник. Он единственный ничего не попросил у золотой рыбки (потому что не знал, что просить).
Незнайка в "Весёлых картинках". Окончание второй половины Девяностых. Тенденции немного изменились. Объём иллюстраций Е.Милутки сокращается. Прибавляются новые художники.
Весёлые картинки. 1997 год.
Линия Е.Милутки
1) Герои небесных сказок (включая Бога) и дворовые коты.
2) Компьютеры и кривые зеркала.
3) Забавные игры и путешествие на Марс.
4) Злободневные темы: новые русские, выгоняющие бабок из их домов, и угонщики автомашин.
5) Фирменное: Милутка рассказывает малышам о классовой борьбе. Начало невинное: игра в железную дорогу. И вдруг в конце: "Едем на юг — бить Врангеля".
Похоже, в 1997 году восьмидесятилетие Октябрьской революции отмечали только "Весёлые картинки".
Линия И.Савиной и Е.Гладиковой
1) И.Савина продолжает мужественно сражаться за своё понимание картинок для детей.
2) В 1997 году ей на помощь приходит Е.Гладикова — приятная художница нового поколения.
Новые или старые художники?
1) Неожиданно вернулся художник первого призыва А.Шабанов. Вот мы и опять в Шестидесятых.
2) Но имеется в десятом номере за 1997 год вот такой лист с рисунками. Скопом указаны замечательные художники: А.Шабанов (из старой советской команды) и О.Эстис (из новой). Рисунки же очень беспомощные. Без подписи и не поверишь.
3) Зато очень достойный комикс появился без подписи. Это рассказ про Незнайку-художника, но герои Носова заменены на весёлых человечков. Новый или старый художник? Похоже на персонажей Е.Гладиковой.
4) Ещё что-то знакомое встретилось в этой безымянной картинке.
Начало эры С.Сачкова
А вот это нельзя не отметить. Образ Незнайки от нового художника С.Сачкова скоро станет главенствующим в "Весёлых картинках".
Весёлые картинки. 1998 год.
Линия Е.Милутки
Количество комиксов Милутки (по крайней мере, про клуб весёлых человечков) резко сократилось.
Линия И.Савиной
И.Савина со своим обычным количеством комиксов почти уравновесила комиксы Милутки.
Новые художники
1) В 1998 году в журнал ворвался художник А.Измайлов с продолжающейся темой путешествия весёлых человечков во времени. Тема не новая, но это был больше обучающий проект. Эти комиксы пример совсем уже иной эстетики (а я к Милутке-то только привыкать начал). Но рисунки профессиональные, есть экспрессия. Потом эти измайловские комиксы воспроизведут в номерах "Весёлых картинок" за 2013 год.
2)Другие художники из новых также активно рисовали Незнайку в 1998 году.
С.Сачков
Художник С.Сачков из новой команды определился с образом Незнайки — упрощённый линеарный рисунок.
В следующие 20 лет именно этот облик Незнайки в "Весёлых картинках" будет доминирующим.
Весёлые картинки. 1999 год.
Линия Е.Милутки
1) От современности не скрыться. Начинается цифровая эпоха. Незнайка с кредитной карточкой: воры ничего по ней не получат, потому что она на имя Незнайки! Но тогда воры отобрали безымянные продукты. И отравились: Незнайка же всё не то купил.
2) Весёлые человечки на воздушных шарах. Новые технологии: у каждого человечка персональный воздушный шар в форме фигуры аэронавта.
3) Венец карьеры: Незнайка за грязные ногти избран королём подвальных обитателей (видимо, крыс).
Весёлые человечки спасают Незнайку. Пролетарий Петрушка наяривает на гармошке "Марсельезу" ("Долой тиранов, прочь оковы..."). Подданные из подвала смиряются: "Чёрт с ним, с королём, обойдёмся демократией".
Милутка продолжает классовое воспитание дошкольников.
А.Василенко
И.Савина признала своё поражение в конкуренции с Милуткой: её комиксов нет. На бой вышла старая гвардия: свой комикс после долгого отсутствия опубликовал А.Василенко (в том же номере, что и комикс Милутки про короля Незнайку). Вот первый лист: Карандаш и Самоделкин в стране сказок (Незнайка в числе статистов).
Ну всё, теперь-то влиянию Милутки точно придёт конец.
Новые художники
1) Незнайка в традиционных заданиях для самых маленьких.
2) С весьма средним уровнем рисования Незнайка появляется в сюжетных миникомиксах случайных художников.