Иван Белов отзывы

Все отзывы на произведения Ивана Белова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 101

  Страницы:  1 [2] 3 

«Алая лента»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 02 февраля 2023 г. в 11:01

Отличное развлекательное чтиво, очень нравятся старорусские мотивы, автор хорошо использует старинные словечки так, чтобы это было легко читать, но при этом создавалась атмосфера старины. В то же время, это мистическое боевое фэнтези на основе старорусских мифов и легенд и такая смесь выглядит довольно свежо. Я бы сказала даже, оригинально.

Оценка : 10
«Заступа» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Tullma, 01 февраля 2023 г. в 23:16

Потрясающая вещь! Жаль, что мало фантастики по мотивам русских мифов, особенно мистических, да ещё читается на одном дыхании. Главный герой особенно хорош, сарказм вкупе с добротой, лень вместе с заботой о людях, душевная мертвечина..

Оценка : 10
«Голос мёртвого леса»
–  [ 6 ]  +

Towerdevil, 13 ноября 2022 г. в 12:32

ООООО, истинная жемчужина сборника. Стоило купить даже ради одного этого рассказа. Неудивительно, что подписчики Ворона ссутся кипятком от его рассказов — Белов знает, как «зацепить», как показать что-то знакомое, родное и представить в новом свете. Тут тебе все — и капелька славянской мифологии, и сталкеровщина, и дерявенский ужос — все четко по мишеням. И ДАЖЕ БЕЗ РУХА МАТЬ ЕГО БУЧИЛЫ!!!

Кстати, если кто не знал, первое место по голосам в прошлом отборе Самой Страшной Книги занял именно Иван Белов со своей «Безгрешной», но... право вето его оттеснило. Почему? А черт его знает. Ладно, к сюжету.

Итак, есть некая Екатерина, которая подрабатывает время от времени проводником в Мертвый Лес. Лес этот непростой — водится в нем всякая мистика, нечисть, ужасть и мрак. Сдохнуть — раз плюнуть. Но Лес, как и Зона (как и Монолит) может... не то чтобы исполнять желания, скорее, одаривать. Одна беда — забирает он по факту всегда в два раза больше. И вот, наша героиня, не выдержав мук совести, решила пройтись в лесок и вывести оттуда заплутавших «туристов»...

На самом деле, главное достоинство рассказа — это, конечно же, Лес. Он — самый проработанный, самый интересный персонаж рассказа. Ощущается он во всем и со всех сторон, подступает с каждой строчки. Охренительно-опасный, а оттого — еще более интересный. Каждое его проявление глотаешь с жадностью любителей Руха Бучилы. Подсаживает на свое творчество Иван плотно, надо признать, дурь высшего качества, как слеза чиста.

Персонажи, помимо главной героини, наоборот отстают — и визуально и психологически. Но зато КАК прописана главная героиня — это стоит отдельного абзаца. Ее манеру мышления, ее внешность, ее характер, ее быт считываешь на раз-два и начинаешь воспринимать как вполне реального человека. Не знаю, то ли Иван так вложился в этого персонажа, то ли прототип был очень характерный, но прям моеувожение. Картоном и не пахнет.

А теперь о недостатках. Первый минус у меня, как всегда, к лору. Откуда он такой лес? почему такой? Зачем? Как? Почему всем насрать? Короче, как всегда, как принято у нас, авторов хоррора — «есть и все». Оно, конечно, мелочь, но на фоне того, КАКОЙ интерес вызывает этот лес (рифма ненамеренная), знать о нем хочется как можно больше. Стоило бы вкинуть хоть пару версий через персонажей — мол, метеорит упал, или АЭС рванула.

А второй минус — МАЛО! ОЧЕНЬ МАЛО проявлений, непосредственно, леса, и все они лежат в некой гнилостно-некротической плоскости — ходячие мертвецы, доппельгангеры и гниль-гниль-гниль. Я понимаю, что эти образы напрашиваются сами собой и — более того — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ в данном контексте, но дабы великолепный образ леса не затерялся на фоне сотни подобных (кажется, что-то похожее было и у Провоторова) , ему необходимо ЛИЦО. Индивидуальность, а не просто «ух, какое опасное место!»

Впрочем, и то и другое можете воспринимать как мою личную дое6ку, потому что, повторюсь, рассказ мне ОЧЕНЬ понравился. Он ладно и крепко сбит, палец не просунешь, не прикопаешься. Логика, язык, психологизм, фантдоп, увлекательность, хоррор — ВСЕ на месте. Повторюсь — настоящий ВЕНЕЦ сборника. В очередной раз завидую Белову.

Оценка : 9
«Ванькина любовь»
–  [ 5 ]  +

Towerdevil, 12 ноября 2022 г. в 16:22

Под Лысой горой в норе глубокой живет чудище ни живое, ни мертвое, отрыжка загробная, в Бога плевок. Рухом Бучилой кличут, а еще Заступой — он село Нелюдово от бед всяких защищает, а плату требует невеликую — бабу непорченую раз в год. И вот, Ванька вернулся в село и узнал, что невесту его, Марьюшку, Заступе сосватали. В поджилках дрожит, сердце колотится, но ему все одно — не прикажешь. Надобно выручать девку...

Ну вот и настал час, когда я был вынужден прочесть рассказ про Руха Бучилу. Так уж сложилось, что с данным персонажем я знаком заочно, и не сказать, чтобы знакомство было приятным. Подумайте сами — вот озвучит Ворон мою историю, иду я комментарии читать, самолюбие тешить, а там — глядь, через раз спрашивают: «А где Рух Бучила? А когда будет Рух Бучила?» Ясно дело, через то у меня к Ивану Белову зависть, а к Руху Бучиле ненависть лютая и раздражение при каждом упоминании. Но вот, лежит передо мной сборник, и деваться некуда — надо читать.

И что тут скажешь? Понятно мне теперь, почему вурдалак славянский так люду полюбился. Таперича и я к нему зело неравнодушен, пойду, спрошу Ивана, что еще есть про него почитать. А теперь к рассказу.

Написан он БЕЗУПРЕЧНО. Серьезно. Это очень грамотная стилизация, которую читаешь и не мучаешься, ковыряясь в памяти, что значит то или иное старославянское словцо. С другой стороны все максимально аутентично — веришь, так, наверное, и разговаривали, такими категориями и мыслили.

Сам Рух Бучила, безусловно, очень мощный колоритный персонаж, из тех, кто нравится читателям. У него есть свой моральный кодекс, своя судьба, яркий облик (и я не про внешность, а про его антураж), но главное — проблемы он решает не силовыми методами (хотя возможностей хватает) а за счет хитрости, ума, опыта, знания психологии. Сам сюжет получился на редкость стройным, мрачным и трагичным. Как всегда, сколько черта ни малюй, а люди всегда страшнее. Абсолютно все характеры смотрятся выпукло, живо — любо-дорого посмотреть, да и сеттинг прослеживается мощный, крепкий, продуманный. Разве что буратинка эта деревянная слегка нарушила магию погружения, ну да ладно, немного ее там.

Рассказ очень хороший и страшный, хотя и не пугает. Суть в том, что перед нами, скорее, не хоррор, а очень мрачная сказка. Не фентези, а именно сказка. Я затрудняюсь определить, где проходит эта грань, но, пожалуй, могу сказать, что Ивану великолепно удалось сплести славянские фольклорные мотивы и современный подход к фентези. Ну и жути местами нагоняет с лихвой. И самое удачное здесь, что жуть вся не в норе под Лысой Горой, а под солнышком ясным в горницах чистых.

Очень хорошо.

Оценка : 8
«Голос мёртвого леса»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 28 августа 2022 г. в 14:47

Мне нравится образ тёмного беспощадного леса, с которым местные жители научились сосуществовать и даже извлекать для себя выгоду. Опасный симбиоз, который не прощает неосторожности и несоблюдения правил. И беспощадный к чужакам, эти правила нарушающим.

Мне понравилась и героиня — есть в ней что-то исконное, деревенское, архетипично женское. И при этом пусть она и не Лара Крофт, но вполне на уровне по способности преодолевать опасные места и побеждать плохих парней.

Что не очень получилось, так это весьма стереотипные туристы (от плохих парней до безвольного стада) и не самый разнообразный арсенал тёмного леса. Ну и ещё финал рассказа получился какой-то незаконченный, что ж это за финал, когда все ещё в лесу и не известно, выйдут ли.

Оценка : 7
«Голос мёртвого леса»
–  [ 7 ]  +

Manowar76, 20 августа 2022 г. в 12:51

Стоит где-то на новгородчине Мёртвый Лес.

Очередная инкарнация фантастической концепции Зоны. Много мы их повидали — от Стругацких, Вандермеера и Эда Макдональда до S.T.A.L.K.E.R.а и других сточкеров.

Зона всегда опасна, полна экзотичных топонимов и смертоносной фауны.

Но Зона не только пугает и убивает, но и даёт: исполняет желания, наделяет богатством.

Всегда находятся желающие попасть в Зону и всегда же есть те, кто оказывает туристам профессиональные услуги проводников.

Это неразрушимая триада субжанра: Зона, опытные сталкеры-проводники и дилетанты-туристы.

Большинство Зон в литературе смертоносны, страшны и опасны. И это с учётом того, что обычно вещи о Зонах написаны не в жанре ужаса. Представьте, чем можно заселить Зону и как глумиться над посетителями аномалии, если использовать все приёмы хоррора!

На опушке Мертвого леса притулилась полувымершая деревушка. До конца ей вымереть мешает как раз Лес. Оставшиеся жители деревни — проводники. Одна из таких потомственных проводников Катерина, сорокалетняя мать четырёх детей.

У местных есть правило — не водить в лес группы больше трёх-четырех человек. Не уследишь, и лес соберет кровавую дань. Отказав группе из дюжины городских пижонов, Катерина, мучима совестью, на следующий день отправляется за ними вдогон.

Лес в рассказе предстаёт аналогом злого загробного мира. Его даже опоясывает речушка Лешья — очевидный аналог Леты и других рек Аида. Леса боятся и ему же поклоняются.

В литературном плане пугать у автора получает, в основном, средне. Частое использование «мерзких» прилагательных с трудом выполняет свою роль — передать весь ужас места. Попытки вызвать отвращение «сочащейся розовой гнойной слизью» тоже проваливаются.

Гниющие Лесорубы; тварь-подменка, порождённая Лесом из пролитой в Лесу; крови; Святое озеро; потрошёные трупы, развешанные по кронам; одержимый олигарх-депутат.

В финале есть классный момент, напомнивший мне холодную планету Хот из Пятого Эпизода.

Прямолинейное повествование неожиданно обрывается на середине. Злодеи наказаны, но из Леса группа ещё не вышла. Такое ощущение, что автора позвали обедать, и там, где для закругления сюжета было необходимо еще десяток страниц, он обошёлся четырьмя предложениями.

Благодатный сеттинг, чей потенциал не раскрыт до конца. Отличная героиня, безусловно похожая на, цитата из рассказа, «Лару, мать её, Крофт». Я бы ещё почитал про её приключения в Мёртвом Лесу.

Как страшная зарисовка сталкерского хоррора — очень хорошо! Как претендент на лучший рассказ года... без вариантов, на мой взгляд. Не в последнюю очередь потому, что среди претендентов Кабир, играющий на том же поле, но лигой выше.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка : 8
«Ночь вкуса крови»
–  [ 8 ]  +

Seidhe, 03 июля 2022 г. в 10:19

Цикл «Заступа» Ивана Белова, по моему скромному мнению, хорош от первой и до последней (пока) строчки. Это я к тому, что каждая из историй про упыря Руха Бучилу, обороняющего село Неклюдово и его окрестности от всякой нечисти (за что, собственно, его Заступой и величают), хороша по-своему. И пусть некоторых не устраивает тот факт, что в них, мол, от произведения к произведению меняется только разновидность нечисти, мне это нисколько не мешает, потому как очень уж любопытными у автора получились и мрачный мир, в котором вместо монголо-татарского нашествия на мир обрушились совсем другие бедствия, впустившие в мир различных чудовищ, и неоднозначность поступков персонажей, раз за разом демонстрирующих, что страшнее человека нет никого, и шикарная работа с нашим, родным фольклорно-этнографическим материалом. И в случае с повестью «Ночь вкуса крови» это проявляется особенно ярко. Поначалу повествование настраивает на чисто фэнтезийный лад — подменённый младенец, племя злобных домовых, которые весьма далеки от фольклорных прототипов, представляющее собой силу, с которой нужно считаться, ничуть не менее злобные лешие, которые в мире Руха Бучилы тоже выглядят совсем не как заросшие бородами мужики, левая пола одежды которых запахнута за правую... Ещё и своеобразный чёрный (а каким ему ещё быть у вурдалака-то?) юмор Бучилы добавляет некоторого легкомысленного настроя. Но стоит перевалить приблизительно за половину, как становится понятно, что в основе рассказа лежит не слишком широко известный и по-настоящему жуткий обряд так называемого «отмаливания» младенца. А произведений, в основе которых лежал бы этот обряд, лично я не встречал ни в фэнтези, ни в современном хорроре. Вдаваться в подробности не стану, всех интересующихся отсылаю к известной работе С.В.Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», скажу только, что автор сумел выкрутить финал на максимум, сделав и без того страшный исход обряда ещё страшнее, чем в первоисточнике, а это дорогого стоит...

Одним словом, повесть однозначно рекомендую к прочтению. 10 баллов не раздумывая.

Оценка : 10
«С привкусом пепла»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 27 июня 2022 г. в 09:56

Военно-детективный триллер.

Вот такой, совершенно неожиданный для меня, литературный жанр, в котором написан данный роман. Я, думал, что И. Белов написал очередной хоррор, а тут, партизанская история, в духе произведений В. Быкова, и В. Смирнова. Необычно.

В декорациях военной Брянщины 1942 года, разворачивается история с таинственными убийствами, происходящими в партизанском отряде. И, главный герой, пытается разобраться, что происходит.

Очень лихой сюжет. Казалось бы, очень линейный. Но, история все время делает неожиданные петли, повороты. Совершенно непредсказуемые. В итоге, все закончилось совершенно не так, как я ожидал.

Ещё о хорошем:

— Разнообразные герои. Даже второстепенные неплохо прописаны. А уж центральные персонажи, вообще, тщательно проработанные, каждый со своей историей.

— Интересный быт партизанского отряда.

— Атмосферные Брянские леса и болота.

— Исторически познавательно. (Я, например, в первый раз узнал о существовании в годы войны необычной «Локотской республики», заинтересовался, «слазил в Википедию).

В общем, прочёл с удовольствием.

Что не понравилось?

Наверное, просто, я ожидал некой мистики, хоррора. Не дождался, история полностью реалистическая. Но, это не недостаток, а, просто, мои не оправдавшиеся ожидания.

Хороший, увлекательный и остросюжетный роман.

Оценка : 7
«Иное решение»
–  [ 3 ]  +

Seidhe, 23 апреля 2022 г. в 21:23

По большому счёту, рассказ представляет собой своеобразную страшилку, которую при желании можно назвать пропагандистской. Судите сами: начинается всё с картины эдакой киберпанковской Европы, конкретно — Парижа 2035 года, с перенаселением, ухудшившейся экологией, имплантами, цифровыми наркотиками и засильем мусульманских банд на улицах. Далее действие переносится на Ближний Восток, где силы объединённой Европы ведут кровопролитную войну с Новым Халифатом. А далее следует сюжетный твист, ради которого рассказ, собственно, и написан. Спойлерить не стану, просто намекну, что «Иное решение» было написано для конкурса «СССР-2061».

И, собственно, дальше было бы не о чем говорить, потому как особыми литературными изысками рассказ, будем откровенны, не блещет, если бы не одно «но». А именно, великолепно предугаданное автором информационное поле, которое будет окружать нашу страну, благодаря действиям «свободной» и «демократической» прессы. Судите сами:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только русских здесь не хватает. Какого черта они, вообще, суют нос в чужие дела? Как обычно, испоганили свою страну, и лезут к другим. Сами нищие, армии нет, на вооружение древние, сгнившие железяки, а ну-ка, легки на помине. Некоторых ничему жизнь не учит. Сколько их пинали, макали мордой в дерьмо. Весь мир ржет, наблюдая как этот цирк пытается корчить из себя сверхдержаву. Посмешище. Что они могут? Заваливать трупами? Так Союз давно вымер, население деградировало и спилось окончательно, дедушка в свое время ужасов порассказывал…

Ничего не напоминает? =))) По итогу, 6 баллов рассказу не жалко, но чувствуется, что писал начинающий автор. Тем отраднее, что за прошедшие с момента написания «Иного решения» годы Иван Белов значительно вырос в плане писательского мастерства.

Оценка : 6
«Кровь Тавриды»
–  [ 2 ]  +

Seidhe, 22 апреля 2022 г. в 12:57

Небольшой исторический рассказ, представляющий собой эпизод захвата города Корчева половцами. Если название города вам ни о чём не говорит, просто намекну, что сегодня он известен, как Керчь. Соответственно, и рассказ по большей части о том, что в Крыму русские успели побывать задолго до присоединения его к Российской Империи во времена Екатерины II.

Написано хорошо, но слишком уж коротко, поэтому «Кровь Тавриды» тянет больше на описание отдельно взятого сражения, чем на полноценный рассказ, не претендуя на сложность сюжета или психологические портреты героев.

В любом случае, рассказ не потерял своей актуальности со времени написания, а слова, вложенные в уста обороняющего город русского князя Романа, оказались пророческими:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я, Роман, сын Игоря Ярого, князь тмутороканский и корчевский, защитник Тавриды и Южной Руси, говорю: отныне я не владыка вам, сегодня вы братья мои. Всех вас зову я сегодня на последний, кровавый пир. <...> Сегодня мы примем смерть на руинах последнего русского города благословенной Тавриды. Я не боюсь. Не боюсь, потому что земля эта русская, была и есть, от крови Святослава, через жизни наши, в будущие века. Мы вернёмся, не мы, так дети наши, дети и внуки наших детей, пусть через сотни лет, но вернутся. Русский стяг взовьётся здесь снова и никогда более опущен не будет. Вижу. Верю. Так будет!

Подводя итог, остаётся добавить, что за общую патриотическую направленность рассказу вполне можно простить некоторую схематичность, и накинуть лишний балл. Хотя бы за привлечение внимания к малоизвестной странице нашей истории.

Оценка : 7
«Безгрешная»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 06 апреля 2022 г. в 13:22

Начав читать новый рассказ Ивана Белова, не так давно выложенный на Author.Today, совсем было я приуныл...

Сколько раз всё это уже было: затерянная в лесах деревушка религиозных фанатиков, показанная глазами невинной девчушки, странный лидер общины, который явно не так прост, как кажется, случайное появление в деревне людей из «большого мира», которое приводит к печальным последствиям как для них, так и для обитателей общины...

Но Иван Белов не был бы Иваном Беловым, если бы не вывернул сюжет наизнанку буквально в паре-тройке последних строк. И становится как-то совсем неуютно, стоит лишь задуматься, ЧТО на самом деле притаилось в этой затерянной деревушке. Написано хорошо, но предупреждаю: весьма кроваво. Странно, что рассказ не появился в одной из антологий ССК. То ли отбор не прошёл, то ли ещё чего помешало, но в составе одного из сборников ему было бы самое место.

В целом, радует, что «не Рухом единым», как написали в одном из комментарием всё на том же Author.Today. Рух Бучила, конечно, великолепен, но и другие рассказы, как мистической, так и условно-исторической направленности, получаются у автора на отлично. Конкретно «Безгрешной» — 9 баллов.

P.S. Отдельно хотелось бы отметить обложку авторства Валерия Кирюкова. Хороша!

Оценка : 9
«Знамения и чудеса»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 28 февраля 2022 г. в 17:29

Очень здорово!

Жуткий и реалистичный рассказ.

И, вместе с этим, история пропитана мистикой, религиозной философией, наполнена драматизмом, психологически сложная и глубокая.

В небольшом рассказе затронуто множество вечных философских тем: борьба Добра со Злом, человеческая гордыня, любовь, смирение перед волей Бога, дьявольское искушение, сила веры и т.д.

И, вместе с этим, читается данная история легко и просто, совершенно не напрягает сложными вещами, о которых ведётся речь.

Очень драматичное и трагическое произведение.

Оценка : 10
«Знамения и чудеса»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 09 февраля 2022 г. в 14:47

Рассказ «Знамения и чудеса», написанный в соавторстве Иваном Беловым и Кирилом Малеевым, представляет собой тот редкий случай, когда формально в тексте нет никаких элементов хоррора, но в составе любой «хоррорной» антологии он смотрелся бы в самый раз. Подобное соавторы уже проворачивали в «Идущих в рай», а Белов сольно — в по-настоящему жутком произведении «Рядом с тобой». И ничего уж тут не попишешь, если некоторые периоды истории нашей и сопредельных стран так и просятся на страницы «страшных» рассказов...

Конец 20-х годов пятнадцатого столетия. Бушующее в Москве и окрестностях «моровое поветрие», больше известное, как чума. Валяющиеся повсюду трупы, которые попросту некому хоронить. Быстрое распространение извечного спутника любых эпидемий — голода. И посреди всего этого — инок Андроникова монастыря, похоронивший всех своих соратников, измождённый тяжёлой работой и голодом, но продолжающий трудиться над фресками.

Ибо было ему в одну из бессонных ночей видение: ангел белокрылый спустился с небес и сказал: «Хочешь спасти Русь – заверши труд. Распишешь собор – и отступит дьявольский мор»...

А дальше разворачиваются события, в которых нет ничего сверхъестественного, но менее страшными они от этого не становятся. И очень сложно определиться, что именно перед нами. Историческая проза? Пожалуй, но сама «историчность» текста для сюжета не очень-то и важна... Реализм? Не без этого, потому как всё весьма натуралистично, но дело не описании ужасов эпидемии. Скорее получилась философская, а то и религиозная притча о том, что нет в мире ничего страшнее, чем люди.

Банальная, прописная истина, скажет кто-то. Может, и так, спорить не стану. Но суметь рассказать об этом ТАК, как сделали это Иван Белов с Кириллом Малеевым — это дорогого стоит.

Отличный, хотя и очень тяжёлый в психологическом плане рассказ. Заслуженное III место на «Чёртовой дюжине-2020». Рекомендую обратить внимание не только поклонникам «исторического хоррора».

Оценка : 10
«Голос мёртвого леса»
–  [ 7 ]  +

Wolf94, 22 августа 2021 г. в 15:34

– Ты… ты куда меня завела?! – завизжал Лазарев.

– Ты сам сказал – тетя плохая.

А Белов-то верен себе. Пускай перед нами не исторический хоррор, но его атмосфера все равно присутствует. И вот хочется при драться к рассказу, но нет повода. Да, хороший, да стилистически идеален, но автор не растет над собой. У него нет явно напряженного момента, от которого захватывало бы дух. Даже спустя время, единственное, что можешь вспомнить — лес, какая-то аномалия и что-то в духе зомби.

Опять же, я не хочу ругать, просто перенасытилась схожестью рассказов Белова.

Оценка : 6
«Голос мёртвого леса»
–  [ 9 ]  +

sergej210477, 29 июня 2021 г. в 23:27

Очередной классический хоррор про договор с нечистой силой.

Есть «мёртвый лес», и, он выполняет желания. Не все желания, и, не всегда. И, конечно, не бесплатно.

Как всегда, мораль: не нужно заключать сделки с нечистью — обманет.

Ещё, рассказ мне очень напомнил «Пикник на обочине» Стругацких. Аномальная зона, «исполнитель деланий». И, сталкер — главная героиня Катерина.

Да, сюжет стандартный, но, классический для хоррора и мистики. Написана история неплохо — атмосферно. Мрачный лес, болото, гниль, тухлятина — по-хорошему, неприятно и мерзко.

Логичный и предсказуемый финал.

В принципе, прочёл с удовольствием.

Оценка : 7
«Заступа» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 26 апреля 2021 г. в 12:44

Из четырёх прочтённых подряд вещей цикла могу порекомендовать лишь «Ванькину любовь», к которой «Полста жён Руха Бучилы» является (некритичным для понимания сюжета) приквелом. Остальное слейте в отстой: «Птичий брод» является боевой зомби-страшилкой которых сотни, а про «Ночь вкуса крови» написал отдельно.

В достоинства записываю лишь образ Руха Бучилы хотя, на мой вкус, вампир получился слишком человечным. Мир альтернативной истории не выделяется среди других подобных поделок, использование беллетристики (в частности, фэнтези) для сатиры на российское общество 1990-х неоригинально и уже стало привычным, а зомби откровенно надоели даже тем, кто их обычно избегает. Неряшливость текста напоминает о постсоветских изданиях тех же 1990 годов (ненужные пробелы во многих местах, как попало поставленные дефисы, в качестве которых использованы какие попало коды, и дебильная пунктуация, и путаница с грамматикой, и опечатки и т.п.). Складывается впечатление, что автор плохо учился русскому языку.

«Ночь вкуса крови»
–  [ 1 ]  +

Incnis Mrsi, 26 апреля 2021 г. в 12:11

Не верьте высоким оценкам, ценители фантастики — писанина эта вполне посредственна. Делает честь Белову ссылка на сборник фольклора от С. В. Максимова, но оттуда взяты лишь описания собственно нежити и обстоятельств подмены детей; см. примерно три страницы на https://books.google.ru/books?id=pfX3BQAA...‌. Никакой подобной фабулы я в старой книге на увидел. Нежить — да, выписана у Белова недурно, но на том достоинства заканчиваются. Православность вампира не впечатлила (кто только в фантастике какие религии не принимал), на образ Cатаны мог повлиять плохой американский боевик «Конец света» или какой-то сходно оккультный бред, борьба против нечисти

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
святой водой
пошла, боевые сцены в целом унылы (всё, что не описание оружия, списано с Гоголя), интрига также не тянет ни на что лучше второсортного боевика.

Интересно, аффтар насилует правописание (например, в «детский плачь») с того, что путать части речи нынче круто? Или, встречая написание «плачъ» в царских изданиях, не замечает отличие твёрдого знака от мягкого? К вышеизложенному добавляется свойственная всему циклу неряшливость текста (о чём я намерен распространиться в отзыве на «Рух Бучила»).

Оценка : 5
«Зимняя сказка»
–  [ 3 ]  +

izubr_, 24 апреля 2021 г. в 13:43

Блестяще. Снова антуражный мир, интересная нечисть, и привычные авторские образы. Одним маленьким абзацем автор рисует политическую картину мира, а дальше сразу переходит к жертвам ледяного духа. Снова мы видим в меру пофигистического и ленивого вурдалака, работающего заступой, снова показана подлость людей, ради денег играющихся со Злом и чувствами других людей. Да, возможно на фоне предыдущих рассказов есть вторичность, но автор добавляем драмы со стариками, родителями Снегурки, и читаешь с удовольствием.

Оценка : 10
«Чёртова топь»
–  [ 8 ]  +

Seidhe, 09 февраля 2021 г. в 10:53

Отрадно, когда авторам одинаково хорошо удаётся и хоррор, связанный со всякой чертовщиной, и вполне себе «бытовые» ужастики. Иван Белов однозначно относится к числу подобных авторов, поэтому читая его новые рассказы, сложно предсказать, как именно будет развиваться сюжет, сыграют ли в нём свою роль какие-то сверхъестественные силы, или в очередной раз окажется, что страшнее человека нет никого и ничего, как это было в шикарных рассказах «Рядом с тобой» или «Идущие в рай».

Археологическая экспедиция под руководством Веры Борисовны Саймер копает древнее городище где-то в лесах/болотах северо-запада России. Экспедиция едва не сорвалась, но благодаря усилиям Веры всё-таки состоялась, хотя и удалось выпросить всего шестерых студентов. И вот теперь, будто в благодарность за приложенные усилия, в раскопе обнаруживаются сначала странные мумии с зашитыми ртами, а потом и несколько разновременных золотых монет. Вера уже предвкушает мировую славу, но отчего так мрачен Семён Коршунов — парень из местных, помогающий археологам с бытовыми вопросами? Так, может, мёртвым действительно лучше оставаться в болотном торфе? И какова же всё-таки судьба экспедиции Бориса Саймера, отца Веры, пропавшей в этих краях много лет назад?...

Сюжет рассказа поначалу совершенно непредсказуем, и вырулить он мог куда угодно, от последствий древнего проклятия до чистой бытовухи, поэтому не стану спойлерить, намекну только, что не зря «Чёртова топь» была опубликована в номере DARKER'а, посвящённому «лихим девяностым», и что развязка получилась по-настоящему жёсткой.

Отдельно хотелось бы заметить, что данный рассказ (как и уже упоминавшиеся «Идущие в рай») написан Иваном Беловым в соавторстве с Кириллом Малеевым. Не знаю, кого из соавторов в тексте больше, но соавторство определённо идёт Кириллу на пользу — его сольные вещи не дотягивают до совместных с Иваном очень сильно.

В любом случае, рассказ авторам удался. Крепкий, убедительный хоррор с непредсказуемым сюжетом. Рекомендую.

P.S. Единственное, что в рассказе выглядит совсем уж неправдоподобно — это количество и половозрастной состав (четыре студентки, два студента и дама-руководитель) участников археологической экспедиции. Я всё понимаю, сюжетно это вполне оправдано, но копать вшестером городище, это... ну, даже не знаю... как вдесятером строить завод, например! =))) Возможно, во мне говорит профдеформация, но, будучи историком по образованию и археологом по специальности, копать мне доводилось в паре десятков различных экспедиций, и как-то не припомню я, чтобы в них было меньше 15-20 человек, в основном мужского пола — для меньшей численности слишком велик объём «земляных» работ, которые необходимо сделать, да и в лагере нужно кого-то оставлять, чтобы было, чего поесть, а то после дня на раскопе на готовку и сил не останется. Впрочем, это уже мелкие придирки, рассказ от этого хуже не становится! Да и вообще — мало ли, как оно могло быть в 90-е годы, да ещё и в лесах северо-запада нашей необъятной?

Оценка : 8
«Идущие в Рай»
–  [ 5 ]  +

Хельг, 05 января 2021 г. в 17:53

А вот тут, к сожалению, вновь реализм без грамма мистики. Да и та жесть, которая, собственно, отвечает за хоррор, по сути осталась за кадром. С другой стороны, массовая резня, скорее всего не пошла бы рассказу в плюс, ну а так читатель во мне недоумевает — а хоррор-то где? Алексей Иванов и пожёстче пишет, например, так что он — тоже хоррор? Однако это, пожалуй, единственная претензия. Написано складно, герои живые, атмосфера передана отлично. Честные 7/10

Оценка : 7
«Взгляд бездны»
–  [ 3 ]  +

Хельг, 05 января 2021 г. в 15:23

Начинается, как классическое историческое фэнтези. Не сказать, что сильно оригинальное. Ушкуйники вынесли вогульское капище, и, сгибаясь под тяжестью злата, замедляемые пленёнными жрицами, пытаются вернуться домой. По возможности живыми. При всей характерности персонажей, атмосферности, читается как «было тысячу раз». Однако концовкой Белов вытягивает рассказ, превращая его в страшную сказку Лавкрафт рашн стайл. Концовка делает рассказ, и без того неплохой, ещё лучше, даря дополнительный балл.

Оценка : 8
«Идущие в Рай»
–  [ 4 ]  +

Wolf94, 25 декабря 2020 г. в 20:54

«Жди нас, Господи!» – Матвейка улыбнулся звездному небу, перекрестился двуперстием и нащупал в темноте липкую от крови рукоятку ножа…

Видите фамилию Белова — *барабанная дробь* — исторический хоррор!!! Уже второй рассказ, пусть и в соавторстве и ИСТОРИЧЕСКИЙ ХОРРОР!!! Поймите, я не то чтобы сильно возмущаюсь, автор работает в том жанре, что ему комфортен, но каждый раз одно и тоже! Белов, безусловно, талантлив. Рассказы очень красиво и интересно выстроены, но... Надоело. Это хорошо, когда один-два раза в серии попадается, но когда на протяжении долгого времени, то перенасыщаешься.

Весной 1718 года, татары ворвались сельцо Луговое, разнесли, подожгли, сравняли с землей все, что там было. Выживший послушник Матвейка Телепенок примкнул к двум мужикам, что шли по следу татар...

Моя оценка – это не показатель. У всех разные предпочтения и, увы, это не для меня. Рассказ держит тем, что показана чудовищность человеческой натуры, это сильно.

Оценка : 6
«Взгляд бездны»
–  [ 4 ]  +

Wolf94, 19 декабря 2020 г. в 00:27

Твой мир станет лучше, исчезнут зависть и злость. Все будут служить.

Белов, как всегда, верен своему стилю. Беда в том, что автор не движется дальше. Сколько его рассказов попала в сборники ССК? 2018 — исторический хоррор, 2019 — исторический хоррор, 2020 — барабанная дробь, — исторический хоррор!!! Не удивлюсь, что и другие работы Ивана на исторический манер.

Поймите, я не ругаю, ведь пишет классно, но — приедается. Мистика совсем меркнет, пока доберешься до самого главного уже забудешь, что было в начале. Ну есть казаки, есть девочка с больным отцом, а все остальное... Короче, если судить просто авторский слог, то все хорошо, если говорить о уместности в сборнике — мимо.

Оценка : 6
«Чёртова топь»
–  [ 4 ]  +

muravied, 30 ноября 2020 г. в 21:19

Блестяще!

Вот за такими рассказами я и прихожу в Darker. Интересные, страшные и без всякой заумной мутотени. Сам люблю летней ночью в палатке валяться и тоже знаю, что все шорохи звучат весьма жутко и пугающе. Здесь это обыграно очень круто. Сам дух 90-х с постоянными криминальными разборками выдержан очень хорошо. И главная героиня получилась не картонной. Ещё здорово, что ружья из начала рассказа все выстрелили, при чём весьма неожиданно.

Очень годно!

Оценка : 9
«Все оттенки падали»
–  [ 5 ]  +

izubr_, 27 октября 2020 г. в 17:23

Шикарный рассказ. Сильно расширяет мир, вводит в него и мирские радости вурдалака, и войска , которые также можно применять против нечисти, и вводит новых нехороших племен.

История с детективным оттенком, автор пытается сохранить загадку, которую расследует вурдалак, пытаясь определить кто угрожает семье под его защитой, вводит элменты экшна, проклятого оружия, положения ведьм и вурдалаков в обществе, и в конце снова финт ушами, которые автор очень любит. Читать обязательно

Оценка : 10
«Ночь вкуса крови»
–  [ 5 ]  +

izubr_, 27 октября 2020 г. в 16:18

Повесть о причудливом и завораживающем мире альтернативной Руси, где одной из главных надежд селян на выживание является ворчливый, циничный и в меру ленивый ... Вурдалак Рух Бучила. Фантазия автора рисует мир полон опасностей, населяет его нечистью самого разного вида и степени опасности, показывает всю беспомощность перед сверхестесственным. В этот раз перед нами история подмененного ребенка, которого забрала неопознанная нечисть, и в этом мире выпросить его обратно можно только если мать три ночи отчитает молитву в церкви ни на секунду не сбившись, а церковь будет подвергаться нападению порождений тьмы.

Прикольно показаны взаимоотношения Руха, матери подменыша и местного попа, интересна загадка похитителя и в конце история совершает нехилый финт ушами, но ... это стоит прочтения. Шикарно. Атмосферно. Незаезженно

Оценка : 10
«Идущие в Рай»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 22 мая 2020 г. в 08:39

Долго откладывал знакомство с данным рассказом. Причина проста и банальна: насколько мне нравится творчество Ивана Белова, настолько же разочаровал меня сольный «Яг морт» Кирилла Малеева, поэтому были некоторые опасения в том, что соавторство может, мягко говоря, не получиться.

Ошибался. Не знаю уж, кого в рассказе больше, — Белова ли, Малеева, или в равных пропорциях они в создании текста поучаствовали, — но соавторство однозначно удалось. Не раздумывая — 10 баллов.

«Идущие в рай» шикарны, прежде всего, историческим фоном. На первый взгляд, ничего необычного — начало XVIII века, царь Пётр воюет «со свеями», южные рубежи страны оголены, чем пользуются татары, совершающие набеги на поволжские русские сёла. Смерть, кровь и простые русские люди, уведённые в полон. В современной исторической науке, где уже и словосочетание «монголо-татарское иго» признано не соответствующим действительности (а то вдруг татары обидятся?) и заменено на лживые формулировки типа «период временной зависимости русских княжеств от Монгольской империи» или «ордынское владычество», принято как-то забывать о том ужасе, который скрывается за этим простым словом — «полон». И сколько бы не писали о том, что взаимодействие Москвы и Степи было неким симбиозом, и что всё было не так просто и однозначно, это никак не отменяет того факта, что татарские набеги наносили колоссальный урон южным регионам страны, а в рабство, прикрытое тем самым словом «полон», было угнано по самым скромным прикидкам, не менее двух миллионов человек, причём самого здорового и трудоспособного населения...

Именно в этом антураже разворачивается история трусоватого парня Матвейки, выжившего при татарском налёте, и встретившего в степи двух странных мужчин, идущих вызволять своих родных из татарского плена. Написано максимально реалистично, как с точки зрения исторических реалий (особенно порадовало наличие в сюжете казаков-некрасовцев, о деятельности которых нынешние лампасоносцы тоже предпочитают вспоминать только тогда, когда им это удобно), так и с точки зрения психологических портретов персонажей. Религиозная составляющая вплетена в сюжет весьма органично, атмосфера страха и общей безысходности нагнетается умело, жёсткие сцены, демонстрирующие общий уровень жестокости того времени и весь ужас положения оказавшихся в татарском полоне людей, добавляются строго дозировано, понимание того, что никакой мистики в рассказе не будет, приходит постепенно... Но к финалу я всё равно не был готов!

Действительно жуткое, цепляющее за живое повествование, которое лишний раз доказывает, что история России и её ближайших соседей представляет собой неисчерпаемый кладезь для создателей настоящего «русского хоррора».

Браво, авторы! Один из лучших рассказов, прочитанных мной в текущем году.

Оценка : 10
«Идущие в Рай»
–  [ 6 ]  +

Fenol, 13 марта 2020 г. в 21:01

Один из самых сильных рассказов очень крепкого сборника. Беспросветная темнота, которая не перерастает в бессмысленную чернуху, непростые персонажи, совершенно волшебный твист, который действительно делает тебе страшно. Вот этот рассказ действительно ощущаешь, в него крайне легко погрузиться, а потом также трудно отпустить его от себя. Прекрасная вещь, которую можно хвалить бесконечно

Оценка : 9
«Зовущая тьму»
–  [ 2 ]  +

Fenol, 13 марта 2020 г. в 20:53

По одной лишь Ктулху известной причине начал читать антологию ССК с самого последнего выпуска, и тем забавнее наблюдать путь авторов, начиная с их крайнего рассказа. В случае с Иваном Беловым это особенно показательно. «Идущие в рай» из ССК-2020, эксплуатируя то же окружение, воплотили в себе всё то, чего не хватило «Зовущей во тьму», наглядно демонстрируя, что автор растёт и работает над собой. Главная проблема здесь — это чрезмерная простота истории, которая еще и усугубляется довольно спойлерным названием, разрушающим любое напряжение уже на этапе знакомства с рассказом. Герои очень линейно движутся к кульминации, останавливаясь на заранее отмеченных локациях, и их не чувствуешь совершенно. Это выглядит довольно кинематографически, конечно, но не пугает совсем.

При всём том, что очевиден авторский успех в создании гнетущей атмосферы, которая проникает читателю в голову, но её одной не хватает, поэтому оценка нейтральная.

Оценка : 6
«Идущие в Рай»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 10 января 2020 г. в 18:10

Довольно реалистичный исторический хоррор. Вернее, реализм, с элементами хоррора.

Отличный финал. Я уж думал, что сейчас, на последних страницах, начнётся жестокий экшен, где герой в одиночку положит всех врагов, и, этим, сведёт на нет весь эффект натуралистичности происходящего. Нет! Авторы до конца смогли удержать нужный настрой.

Ещё, главный герой вышел очень интересный. Опять же, реалистичный. Не супер герой, а естественный человек. Испуганный, запутавшийся. Чуть подленький. В общем — обычный.

Обошлось здесь и без мистики. И так — страшное время, страшные люди.

Оценка : 8
«Взгляд бездны»
–  [ 3 ]  +

sergej210477, 08 января 2020 г. в 17:30

Исторический хоррор.

На мой взгляд, неплохая стилизация под XVIII век. Сибирь, таежные дебри, болота, затерянная долина.

А потом, начинаются стопроцентные «лавкрафтианские» ужасы — древние храмы, загадочные цивилизации, монстры со щупальцами.

Интересное соединение двух жанров хоррора.

Да, это, по-сути, рассказ-близнец истории «Зовущей тьму», написанный опять же И. Беловым.

Да, предсказуемо, но, мне такие вещи нравятся.

Оценка : 8
«Взгляд бездны»
–  [ 3 ]  +

Mo3k, 02 декабря 2019 г. в 17:43

Хороший рассказ в исторических реалиях. Да, экспозиция, завязка и другие красивые слова для обозначения какой-никакой движухи — затянуты. Отряд слишком долго идет, характеры раскрываются медленно и, по моему мнению, не до конца. Хотя, например, жуликоватому священнику хватает пары строчек и встает образ. Есть место жести, мистики и очень неожиданному финалу. Нет, там нет чего-то особенного и сюжетного твиста, но, когда читаешь рассказ о Сибири века так 17-18, то такое развитие слегка нетипичное. Но мне понравилось.

К слову, концовка заставляет перечитать первые страницы рассказа, чтобы соотнести факты. Стилизация хорошая, описания камней и деревьев прекрасные, ужаса, конечно, ужасные.

Желаю автору завязать с пафосными названиями и продолжать творить, частично сокращая произведения.

Оценка : 8
«Идущие в Рай»
–  [ 5 ]  +

senoid, 21 ноября 2019 г. в 23:32

Неожиданный авторский дуэт приготовил читателям ССК-20 еще один отличный рассказ. Тут у нас вновь взгляд в прошлое, вновь исторические ужасы, причем такие, что никакого сверхъестественного зла не нужно. Только голый реализм, только хардкор.

Матвейка выживает после набега татар на деревню и вскоре встречает двух незнакомцев. Те соглашаются взять его с собой, вот только идут они не подальше от врагов, а наоборот — к ним. Вызволять пленную родню. А Матвейка-то не герой вовсе, ему эти подвиги нафик не нужны. Тем более вскоре о его спутниках кое-что выясняется…

Рассказ удался. И сама история хорошая, и изложено качественно. Здесь есть место для интриги, неожиданных поворотов, напряжения и рассуждений на религиозные темы. Ну и для реалистического жесткача, конечно же. Несмотря на то, что Матвейка — не самый приятный малый, за его судьбой интересно наблюдать. При этом с самого начала миссия героев выглядит самоубийственной, так что финала ждешь уже с тревогой. И гадаешь: как авторы всё разрулят? Разрулили здорово и жутко. Жирный плюсик за концовку.

По итогу стоит признать, что соавторство себя оправдало. «Идущие в Рай» понравились больше, чем последние сольные вещи Малеева и Белова. И авторам явно стоит продолжить сотрудничество.

Оценка : 8
«Взгляд бездны»
–  [ 10 ]  +

senoid, 26 октября 2019 г. в 11:01

Автор верен себе и вновь выкладывает на суд общественности рассказ на стыке исторического хоррора и хоррор-фэнтези. Действительно, когда нащупал что-то свое, когда получается, грех не продолжить работать в этом направлении. Тем более если читатели довольны и требуют добавки. Хотя здесь же может скрываться проблема.

Ватага под предводительством атамана Угрима бежит по сибирским лесам от вогулов. Те потихоньку нагоняют незваных гостей, подходят ближе, будто бы и мелькают уже среди деревьев, перекрикиваются на чужом языке. А уж когда нагонят… У вогулов есть повод злиться: ватага разорила шаманское капище. Шанс героев в одном: нужно двигаться вперед, не останавливаясь, в надежде на то, что рано или поздно покажется спасительная река. Вот только спасение — не про эти места.

Рассказ написан очень колоритно — с множеством деталей и словечек, характерных времени и месту действия. Отлично прорисованы декорации. Лес — настоящий, живой, трехмерный, со скрипами веток, хлюпаньем влажной земли и запахами мха. Путешествие в тумане по руслу высохшей реки наполнено приятной жутью. Всё кругом нагоняет тревогу, сгущает атмосферу до такой степени, что тот самый топор вешать можно. Мрачняк удался на славу.

С сюжетной составляющей дело чуть похуже. Во-первых, рассказ кажется затянутым. Композиция выстроена хорошо, но основная часть, учитывая ее событийность, все-таки многовато хронометража себе отвоевала. Во-вторых, не покидает ощущение, что мы это уже читали. Причем тоже в ССК. В том числе и у самого Белова. Параллели с рассказом «Зовущая тьму» из ССК-19 напрашиваются сами собой: прошлое, отряд не шибко положительных воинов, жуткий лес, неведомые твари… Самоповторами попахивает. Не настолько всё печально, конечно, но осадочек остается. К чести автора стоит признать, что теперь он вывернул историю иначе, совсем не так предсказуемо, как в прошлый раз. А так, что повеяло дедушкой Лавкрафтом. Хорошо повеяло, однако.

В целом же, несмотря на некоторые недостатки, рассказ оставляет сугубо положительное послевкусие. Все-таки Белов могёт. Что и доказывает уже третий год подряд.

Оценка : 7
«Взгляд бездны»
–  [ 8 ]  +

Lass, 22 октября 2019 г. в 20:12

Этот рассказ я оцениваю ниже того, чего он, вероятно, заслуживает. Виной тому — выбранная автором тема. Писать в ССК еще один рассказ про казаков, удирающих по сибирской тайге от врагов и темных сил, после того как в этой же серии уже выходил «Колокол (горе дому сему)» Кузнецова (ССК2018) — это, ну, как-то странно. Даже подистершиеся впечатления от «Зовущей тьму» того же Белова в ССК2019 наложились на восприятие «Взгляда бездны», и порой мне казалось, что я перечитываю тот же рассказ. В общем, не знаю. Без оглядки на всю предыдущую серию это, наверное, хорошая история. Но я-то всю серию прочел и без оглядки уже не могу. И через полгода после прочтения у меня в голове уже смешаются в кучу и «Колокол», и «Зовущая тьму», и «Взгляд бездны», и я уже не вспомню о них ничего кроме «это что-то там про Сибирь и казаков». Хотя та же «Зовущая тьму» вообще про другое время. Но ассоциации — они такие...

Оценка : 7
«Рядом с тобой»
–  [ 8 ]  +

Seidhe, 27 февраля 2019 г. в 11:03

Первый из прочитанных рассказов Ивана Белова. И сразу же — попадание в десятку.

Рассказ относится к тому типу исторического хоррора, от которого реально аж мороз по коже дерёт...

Когда ты, прочитав завязку сюжета, подсознательно ждёшь какой-то чертовщины, чего-то потустороннего, чуждого и непостижимого, а автор мастерски подводит тебя к развязке, умело нагнетая пугающую атмосферу. А потом все ниточки связываются воедино, и ты понимаешь, что страшнее рассказ не сделали бы ни черти с дьяволами, ни вампиры с оборотнями, ни даже десяток разом пробудившихся Ктулху...

Голод в Поволжье, о котором сохранилось слишком мало по-настоящему достоверных исторических свидетельств. И одновременно — слишком много, стоит лишь подумать о том, что людоедство получило в те времена весьма широкое распространение, масштабы которого навсегда сокрыты сухими строчками официальных докладов и донесений.

Сонный провинциальный городок конца 30-х годов прошлого века. Не до конца изжитые представления о потустороннем среди населения, которое ещё не стало «советским» в полном значении этого слова, и в котором ещё слишком сильна память о страданиях и лишениях Гражданской и последующей разрухи.

Два разновременных исторических пласта и три сюжетные линии, постепенно сходящиеся в по-настоящему страшном и неожиданном финале, от которого аж оторопь берёт.

И всё тем же неприятным морозцем по коже простые, вроде бы, слова из воспоминаний некоей Екатерины Николаевны Минаевой, выбранные автором в качестве эпиграфа:

«Они рядом живут, на них внимания вроде не обращаешь, боисся их. Да, боисся. Вдруг начнут заново жрать…»

Великолепный рассказ. 100 %-ный русский хоррор. Нахожусь под впечатлением уже почти две недели.

Разумеется, безоговорочно рекомендую.

Оценка : 10
«Зовущая тьму»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 27 февраля 2019 г. в 11:02

Второй из прочитанных рассказов Ивана Белова. Приступал к чтению с воодушевлением.

Ещё бы — хоррор на древнерусском материале, да во времена монголо-татарского нашествия, да ещё и от автора шикарного, по-настоящему страшного, рассказа «Рядом с тобой» из прошлой антологии...

В итоге — немного разочарован. Не могу сказать, что рассказ плох, но показался он каким-то простоватым что-ли.

Во-первых, как уже говорилось, это — вовсе не хоррор. Это фэнтези. Пусть и довольно колоритное, пусть и с налётом дарковости, пусть и на материале родной истории, но — всего лишь фэнтези.

Во-вторых, НАСТОЛЬКО проспойлерить сюжет уже в названии — это надо постараться. И автор — постарался.

В-третьих, от исторического хоррора я жду, прежде всего, бережного отношения к истории и психологической достоверности в действиях персонажей, а рассказу «Зовущая тьму» и того, и другого несколько не хватает. И дело даже не в том, что уже в начале рассказа упоминается «богатый торговый Новгород, спасенный вспухшими реками и жадными пастями бездонных трясин» — расхожее заблуждение, от которого давно отказались в современной историографии, ведь монголы повернули назад ещё ДО начала весенней растутицы совсем по другой причине. Да и сам автор чуть позже причину эту в тексте предельно чётко обозначает — «от восьмидесяти трех воинов сотни, начавших поход, остались четырнадцать» — так о каком продолжении завоевательного похода может идти речь? Но это всё слишком спорно, чтобы ставить автору в укор. А вот действия сотника Сохора, одержимого идеей найти несметные сокровища, скрытые по слухам в глухих муромских лесах, вызывают больше вопросов. Пятнадцать степняков лезут в неизведанные лесные дебри, гонимые жаждой наживы? Как-то сложно мне в это поверить: совсем не монгольская это тактика — действовать «малыми группами». Да и некоторые другие мотивы и поступки монгольских воинов логичными назвать довольно сложно — действительно, зачем древние книги шаману, который не умеет читать?

И последнее. Рассказ написан в достаточно странной манере. Вернее, написан-то он с литературной точки зрения как раз хорошо — колоритные картины разорения русских земель; скупыми, но сочными мазками обрисованные судьбы монгольских воинов и нравы, среди них царящие; картины таинственного древнего леса, в сердце которого ведёт отряд сотника Сохора странная проводница... Но взгляд постоянно цеплялся за фразы типа «под пальцами масляно звякнул кольчужный панцирь ильчирбилиг», «подыгрывал на сладкозвучном ятаге, имеющем двадцать одну струну» или «замахнулся плетью-ташурдах», которые свойственны скорее научно-познавательной литературе для детей, чем фэнтези или хоррору. Понимаю, разумеется, что сделано это намеренно, для придания рассказу определённого «этнического привкуса», просто сделано — немного странно. Если из текста и становится понятно значение некоторых слов, вроде эмэгтей-старуха или хухэд-ребёнок, то значение фраз «воняет, как сотня дохлых чонынов» или «к четгеру духов» так и остаётся загадкой. А уж когда воины или шаман Хулгана начинают сыпать монгольскими ругательствами, становится и вовсе обидно! В связи с этим, хочу официально обратиться к уважаемому автору: Вы уж, пожалуйста, в следующий раз или все непонятные слова пояснительными сносками снабжайте, или вообще ничего не поясняйте — пусть читатель мозги напрягает, а то очень уж обидно, что мы теперь знаем, как плётка по-монгольски называется, но не перевели нам монгольскую матерщину «хуз ам ухкун», «ах хар ишэра», «шэб мэну тах» и, разумеется, «оозгойн толгой, улу хем, бу шода«! =)))

Подводя итог, остаётся признать, что всё вышеизложенное — лишь мои незначительные придирки к хорошему, годному рассказу, вызванные, скорее всего, синдромом завышенных ожиданий. Иван Белов способен выдавать действительно сильные тексты, и другие опубликованные рассказы автора — лишнее тому подтверждение. В любом случае, рассказ «Зовущая тьму» — достойный образец тёмного фэнтези, впечатления от которого слегка испортило спойлерное название и не всегда логичное поведение персонажей. В остальном, всё на высоте — антураж интересен и необычен, выбранная историческая эпоха любопытна, а затаившаяся в глухих муромских лесах тьма имеет даже некоторый лавкрафтианский привкус.

Одним словом, 8 баллов для рассказа не жалко. Однозначно рекомендую любителям тёмного фэнтези.

Оценка : 8
«Ванькина любовь»
–  [ 14 ]  +

Seidhe, 27 февраля 2019 г. в 11:02

Третий из прочитанных рассказов Ивана Белова. После немного разочаровавшего рассказа «Зовущая тьму» и мельком прочитанных отзывов на данный рассказ, ничего особенного от «Ванькиной любви» не ожидал.

Прочитал. И снова — однозначные 10 баллов в моей системе оценивания! Даже больше скажу: «Браво, автор!»

Единственное, с чем я согласен из всей критики, так это с тем, что рассказу не место в «ССК-2019». Да и то потому лишь, что по поднимаемой проблематике «Ванькина любовь» гораздо шире, чем просто ещё один, пусть даже самый талантливый, хоррор-рассказ, призванный «всего лишь» (я в курсе, что это очень трудно — потому и в кавычках) напугать читателя.

Прежде всего, покорил антураж. Это одновременно и хорошо узнаваемые северо-восточные русские земли конца XIV-начала XV веков, и вполне себе фэнтезийный мир на основе славянской мифологии, в котором рядом с людьми обитают (и вполне себе взаимовыгодно взаимодействуют) вурдалаки, путников пытаются сбить с дороги мавки, на болотах можно встретить живые деревья, а на воротах, ведущих в село Неклюдово со стороны Твери, «приколочена башка кикиморы, просмоленная, высушенная на солнце, до сих пор внушающая ужас, покрытая наростами и бахромой коротких щупалец, с пастью, полной кривых желтых клыков». При этом особой комичности я в рассказе не заметил, не говоря уж о хиханьках-хаханьках, на которых сетуют в других отзывах. Да, манера повествования выбрана нарочито-сказочная, но ни в какие «индо взопрели озимые» и прочие «рассупонилось красно-солнышко» автор не скатывается. Да и не в антураже дело — мало мы все, в конце-концов, что-ли славянского фэнтези всех мастей читывали?

А вот сама рассказанная история — дело совсем другое...

Да, общий посыл у неё банален — люди порой страшнее любой нечисти. Но подано всё настолько грамотно, что поневоле понимаешь: а ведь у всех, без исключения, героев — своя правда. Можно сколько угодно осуждать любого из них, и думать, что никогда не поступил бы подобным образом, но... Много ли стоят судьбы других людей, когда на кону здоровье или жизнь твоих близких? Оправдано ли скинуться всем селом, чтобы привезти из далёкого Новгорода незнакомую девку и отдать её вурдалаку, который это село оберегает от всех напастей, заботясь тем самым не о себе — о бабах, стариках и детях? Всегда ли любовь стоит того, чтобы рискнуть ради неё всем? На что готовы люди ради счастья своих детей?

И множество других, не менее сложных, вопросов без ответов в таком, казалось бы, простеньком и несерьёзном тексте...

Подводя итог: отличный рассказ в фэнтезийном антураже, ярко иллюстрирующий прописную истину о том, как трудно иногда понять, кто в рассказанной истории — настоящее чудовище. Рекомендую.

P.S. Почему-то при чтении не оставляла мысль, что эта история вполне могла бы выйти из-под пера Святослава Логинова. А для меня это — высшая степень похвалы! =)))

Оценка : 10
«Зовущая тьму»
–  [ -3 ]  +

magistr201, 12 февраля 2019 г. в 15:25

Горизонтальная бродилка слева направо, но с потрясающей атмосферой. Предсказуемо, но красиво.

Оценка : 7
«Ванькина любовь»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 08 февраля 2019 г. в 18:10

Понравился рассказ.

В начале «не цепляет». Язык, ну уж очень, стилизован под простенькое фэнтези. Эпитеты и образы слишком стародавние и былинные. Сказка.

Но, потом, все становится на свои места. Реалистично и жестоко. Сказка кончилась, началась настоящая жизнь.

Особенно, порадовал юмор. Очень приятный, достаточно «чёрный».

В общем, грамотно построенное произведение. Всего в меру. Где-то, трагично, но, без перебора. Где-то, весело, но, в комедию история тоже не сваливается. Немного нравоучений и моральных размышлений, но, тоже, с чувством меры.

Очень колоритный, и, по-своему, симпатичный герой. ( Не Иван, а вурдалак, конечно).

Главная идея — настоящие монстры — люди. Банально, но классика.

Оценка : 9
«Зовущая тьму»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 07 февраля 2019 г. в 00:52

Хороший «страшный» рассказ в исторической аранжировке — поход Батыя на Русь. Жадный монгольский сотник, лесная деревушка, разграбленная и уничтоженная захватчиками, и подозрительная женщина с подозрительным ребенком — обещает золото в Лесу тысячи танцующих демонов. В обмен на пропитание.

Монголы понятно соглашаются. Развитие сюжета предсказуемо, но описание событий весьма красочное. Насчёт хоррора конечно есть сомнения, это всё-таки темное фэнтези, но вполне гармоничное.

В общем, крепкий рассказ развлекательного жанра, не затянутый и не особо замысловатый.

Оценка : 7
«Зовущая тьму»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 24 января 2019 г. в 00:14

Очень интересный, для меня, рассказ. Обожаю исторический хоррор. А если, ещё, и в родных, отечественных славянских декорациях — вообще, отлично!

Довольно классическое и предсказуемое начало — отряд монгольских всадников повстречал в русских лесах странную полубезумную ведьму. Смутные слухи о спрятанных в лесных дебрях сокровищах обретают реальное подтверждение.

Ну, понятно, чем все закончится. Не ходи оккупант в лес, там живут злые партизаны!

Да ещё и с такой ведьмой, в роли Ивана Сусанина!

Я, честно говоря, думал, что все будет проще. Стандартный монстр в виде кикиморы или лешего сам напрашивается в герои. Но, автор, пошёл по пути Лавкрафта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Древние исчезнувшие города и цивилизации, страшные демоны неизвестно из каких времён.

Отлично! Для меня много значит атмосфера — очень мрачно, страшно. Все время ощущение безнадёжности, обречённости. Зимний лес — выше всяких похвал. Ну, и герои, несмотря на небольшой объём произведения, получились очень живые, правда, до поры, до времени.

Любителям подобного жанра рассказ понравится.

Оценка : 9
«Зовущая тьму»
–  [ 5 ]  +

Artem_Nochkin, 11 января 2019 г. в 12:31

Когда вся прогрессивная общественность открывала для себя всю мрачную красоту отечественного хоррора, я был занят более насущными делами и благополучно весь «жанровый бум» пропустил.

Но вот, спустя N-ое количество времени защита диплома (успешная, к слову) и служба в армии остались в прошлом, а мы вливаемся обратно в литературный поток. И что мы видим в отечественном сегменте?

Мы видим рост любимого многими жанра. Причем рост, как количественный, так и (что более важно) качественный. У наших авторов уже нет слепого подражания зарубежным коллегам. В их произведениях то и дело встречаешь интересные сюжетные ходы, необычные приемы повествования и достаточно любопытные сеттинги.

«Зовущая тьму» под авторством Ивана Белова оказалась рассказом, как раз из данной категории. От того неудивительно, что я, как читатель выросший на среднестатистических американских хоррорах оказался просто морально не готов к тому, что рассказ перенесет меня во времена вторжения Золотой Орды и поведает о жизни ордынского сотника, что в поисках проклятого сокровища забрел в настоящие дебри российской глубинки.

Хотелось бы продолжить рассказ и дальше, но остальное, что ожидает читателей по сюжету — это всё нещадные спойлеры и такие хитросплетения, которые вы захотите узнать сами. Уж, поверьте мне.

Отдельно хочется отметить проработку характеров местных персонажей. Всё получились яркие, сочные и вкусные. На мой взгляд особенно удался ордынский шаман, от которого прямо веет мистицизмом и сам глав.герой, отлично выглядевший на ролях брутального сотника.

В итоге, мои самые смелые рекомендации для всех любителей «исторического хоррора» и (неожиданно) настоящего «тёмного фэнтези», в котором нет даже надежды на «хэппи-энд».

Оценка : 7
«Ванькина любовь»
–  [ 8 ]  +

Wolf94, 21 ноября 2018 г. в 20:55

Люди страшнее

Все же с Беловым мне конкретно не везет. Вот любит он писать ужасы в старом оформлении. Что «Зовущая тьму», что «Ванькина любовь»... Ладно еще в первом рассказе, худо-бедно, пахнет хоррором, здесь же автор решил добавить комичности и...

Рассказ словно написали русские сценаристы ужасов. Кто-нибудь из вас смотрел фильм «Вурдалаки»? Вот почему-то героев представляла именно из этого «шедеврального» фильма. Ну да, есть в рассказе вурдалак с сарказмом, но он делает сюжет более комичным.

Нет, явно «Ванькиной любви» в сборнике ССК не место.

Оценка : 4
«Зовущая тьму»
–  [ 5 ]  +

Wolf94, 17 ноября 2018 г. в 17:40

Русь упала к ногам. Теперь все здесь принадлежало всадникам на низких мохнатых конях. Нет силы, способной противостоять великой Орде. Хурра-хур!

Вот любит же Белов писать исторический хоррор... Беда в том, что подобные рассказы мне не особо нравятся. Здесь проблема даже не в самом авторе, а в теме.

Зовущая тьму — атмосферный и в меру пугающий рассказ в эпоху Орды. Время само по себе темное и беспокойное... Свирепые монголы уничтожающие все на своем пути. Сотник Сохор ищет путь в сердце дикого края. Там есть то, что ему так необходимо и без чего он не вернется, — золото...

Лес тысячи танцующих демонов. Там, в чаще, скрыты сокровища! Женщина, алия-нуи, всем сердцем ненавидящая урусов, и готовая отдать все золото, взамен она просит не так уж и много — немного еды для себя и своих несчастных детей...

Не все рассказы сборника должны быть на высоте, ведь у всех вкусы разные и я уверена, что кто-то оценит «Зовущую тьму» очень высоко, нежели я.

Оценка : 6
«Ванькина любовь»
–  [ 10 ]  +

senoid, 13 октября 2018 г. в 23:57

Конечно, ужасами тут если и пахнет, то не шибко заметно. Это минус. Но рассказ хороший. Это плюс.

Действие происходит в фэнтезийной версии Руси-матушки, где порождениями тьмы никого не удивишь. Ну, есть они и есть, живут себе по соседству с людьми и иногда даже активно с ними взаимодействуют. Например, один общительный вурдалак охраняет от лесной нечисти село Ваньки из заголовка. Но не за просто так: положено вурдалаку выдавать красных девиц по расписанию. И вот незадача-то: пока Ванька был в отъезде, вурдалаку сплавили его невесту. Знамо дело, наш герой, вооружившись осиновыми кольями и святой водой, поплелся ее выручать. Не подозревая, что проблемы только начинаются.

Больше всего рассказ напоминает этакую сказочку или быличку. Простенький сюжет, колоритная нечисть, людские интриги. Подача соответствует. Читается всё это с интересом, с переживаниями, когда надо — с грустью. Но по-настоящему за душу рассказ не берет (разве что в финале Ванькиной истории). Тут, как говорится, и сказочки конец.

Впрочем, и сказки бывают такими мрачными, что иному хоррору завидно станет. Тёмный потенциал у этой истории был, но сложновато жуть наводить выбранным автором стилем «под старину» с обилием иронии. А уж речи вурдалака и вовсе превратили его в юмористического персонажа. Хотя персонаж запоминающийся, не отнять. В результате получается, что жанровые элементы есть, а жанра маловато. По крайней мере, того, что ожидаешь увидеть в «Самой страшной книге». Сместить бы акценты, добавить тёмных красок, подрезать хиханьки-хаханьки… Хотя это была бы совсем другая история.

Что имеем в итоге? Качественный, добротный рассказ, который ССК ничуть не портит, но и не совсем этой книге подходит.

Оценка : 7
«Зовущая тьму»
–  [ 6 ]  +

senoid, 04 октября 2018 г. в 09:48

В прошлом году Иван Белов очень ярко дебютировал в ССК: исторический хоррор «Рядом с тобой» стал настоящим украшением книги. В новом томе у Ивана аж два рассказа, но и читательские ожидания теперь выше. Волей-неволей от автора надеешься получить что-то настолько же забористое, как и в тот раз.

«Зовущая тьму» вновь закидывает нас в прошлое, только теперь еще дальше: во времена Орды. Муром опустошен, и сотник Сохор ведет войско в глушь бескрайних лесов, выжигая встретившиеся на пути деревни. Ведет не просто так: полубезумная старуха рассказала, что в чаще спрятаны настоящие сокровища. Вот только никто из местных не хочет показать дорогу и даже говорить о тех краях — ни за награду, ни под пытками. Пока не появляется странная женщина и сама не вызывается стать проводником.

Вот с чем тут всё отлично, так это с атмосферой. Колоритно написано, с первых строчек на тебя наплывают картинки, звуки, запахи. По большей части не очень приятные, но иных ждать не приходится. Смрад костров и пожарищ, крики людей, карканье старого шамана, изуродованные воины и древний лес, полный не только сокровищ. Герои, возжелавшие богатства, идут через саму тьму. Детали играют, напряжение нарастает, жуть сочится сквозь ветки деревьев. С точки зрения мрачняка всё как надо.

С сюжетом похуже. Больно уж всё просто и предсказуемо. Само название не оставляет места для интриги, с начала похода слишком очевидно, чем он закончится для героев. Интерес представляет лишь то, как именно им суждено принять неминуемое. И на фоне этой выпирающей предсказуемости авторская подводка к финалу кажется чересчур затянутой. Под такой антураж все-таки хотелось бы и историю чуток посерьезней.

Впрочем, впечатление от рассказа все равно положительное. Да, до звания отличного он, на мой взгляд, не дотянул, но хорошим я его могу назвать с чистой совестью.

Оценка : 7
«Рядом с тобой»
–  [ 9 ]  +

sergej210477, 08 февраля 2018 г. в 17:06

Отличный исторический хоррор. На мой взгляд, лучшее произведение сборника «Самая страшная книга 2018». Во всяком случае, мне понравилось больше остальных.

Это, скорее, небольшая повесть, чем рассказ. Все начинается в небольшом городке, аномально жарким летом 1939 года. Молодой сержант милиции очень хочет раскрыть какое-нибудь преступление в этой сонной глуши, где ничего не происходит. И вот, судьба даёт ему шанс.

Но это только завязка. Дальше автор переносит нас в Поволжье начала двадцатых годов XX века. Время и без того страшное.

В общем, это надо читать. Чистый, жуткий стопроцентный хоррор. Дочитав почти до конца, я только жалел, что все прекрасно, но, увы, сюжет предсказуем, иначе тут нельзя, рассказ все равно интересный. А тут вдруг автор сделал такой «финт ушами», что я чуть рот не раскрыл. Вот тебе и предсказуемый сюжет! Я ожидал совсем не этого. Обманули, причём так ловко!

Мастерский рассказ. На мой взгляд, недостатков нет, все полностью удалось. Высший балл.

Оценка : 10
«Рядом с тобой»
–  [ 1 ]  +

applemice, 23 ноября 2017 г. в 13:51

Еще один исторический рассказ (сборник «ССК-2018» богат на них не менее, чем предыдущий). Мне понравилось. Автор ведет несколько сюжетных линий, разделенных между 1921 и 1939 годом, в финале связывая их в одну. Язык показался немного тяжеловатым, но для исторических рассказов это характерная черта.

Оценка : 7
«Рядом с тобой»
–  [ 5 ]  +

Heckel, 15 ноября 2017 г. в 09:02

Очень хороший рассказ. Страшный, жестокий. Автор разбил повествование на две сюжетные линии — 39-го и 21 г. Сплёл их воедино к развязке, и крепко привязал к историческому контексту. Ну, тут по-другому и нельзя было. Написано хорошо. Местами пышновато от словесных завитушек, но в строку лыко, по делу. Часть, относящаяся к 39 году, чем-то неуловимо напоминает прозу Василия Щепетнева (недавно «Чёрную землю» перечитывал). Интересно, что события 21-го года автор изложил совсем в другом ключе. Всё очень здорово!

Оценка : 9

  Страницы:  1 [2] 3 



⇑ Наверх