Иван Белов «Ночь вкуса крови»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Приключенческое | Психологическое | Религиозное (Христианство (Православие ))
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры | Демоны, черти ) | Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Опять беда постучалась в Неклюдово: среди ночи кто-то растерзал домового в доме у Лукерьи и подменил сыночка — Митеньку. К кому обратиться за помощью? Только к местному Заступе — вурдалаку Руху Бучиле!
Впервые опубликовано на Autor.Today 02.07.2019
Входит в:
— цикл «Заступа»
— сборник «Заступа», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 3 июля 2022 г.
Цикл «Заступа» Ивана Белова, по моему скромному мнению, хорош от первой и до последней (пока) строчки. Это я к тому, что каждая из историй про упыря Руха Бучилу, обороняющего село Неклюдово и его окрестности от всякой нечисти (за что, собственно, его Заступой и величают), хороша по-своему. И пусть некоторых не устраивает тот факт, что в них, мол, от произведения к произведению меняется только разновидность нечисти, мне это нисколько не мешает, потому как очень уж любопытными у автора получились и мрачный мир, в котором вместо монголо-татарского нашествия на мир обрушились совсем другие бедствия, впустившие в мир различных чудовищ, и неоднозначность поступков персонажей, раз за разом демонстрирующих, что страшнее человека нет никого, и шикарная работа с нашим, родным фольклорно-этнографическим материалом. И в случае с повестью «Ночь вкуса крови» это проявляется особенно ярко. Поначалу повествование настраивает на чисто фэнтезийный лад — подменённый младенец, племя злобных домовых, которые весьма далеки от фольклорных прототипов, представляющее собой силу, с которой нужно считаться, ничуть не менее злобные лешие, которые в мире Руха Бучилы тоже выглядят совсем не как заросшие бородами мужики, левая пола одежды которых запахнута за правую... Ещё и своеобразный чёрный (а каким ему ещё быть у вурдалака-то?) юмор Бучилы добавляет некоторого легкомысленного настроя. Но стоит перевалить приблизительно за половину, как становится понятно, что в основе рассказа лежит не слишком широко известный и по-настоящему жуткий обряд так называемого «отмаливания» младенца. А произведений, в основе которых лежал бы этот обряд, лично я не встречал ни в фэнтези, ни в современном хорроре. Вдаваться в подробности не стану, всех интересующихся отсылаю к известной работе С.В.Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», скажу только, что автор сумел выкрутить финал на максимум, сделав и без того страшный исход обряда ещё страшнее, чем в первоисточнике, а это дорогого стоит...
Одним словом, повесть однозначно рекомендую к прочтению. 10 баллов не раздумывая.
Lilian, 23 марта 2024 г.
Ещё один случай из «жизни» главного героя. Ещё один пример его расследования и столкновения с тёмной тварью во время выполнения обязанностей Заступы. Да, это тёмный мир — а каков мир, таков и защитник. Впрочем, есть здесь место и материнской любви, и вере.
Детали атмосферы: подменыш, домовые, лешие, адские твари, легенда об Антихристе и ритуал трехночного молитвенного бдения в церкви, отсылающий к Вию.
«Упырь, полубезумная баба и пошатнувшийся в вере монах. Христово войско каких поискать.»
Финал справедливый, но печальный.
Мне нравится, как автор из знакомых фольклорных и фэнтезийных элементов собирает свой мир и свою историю. Нравится балансирование на грани тьмы, тени и света. К тому же мир получается богатый на историю и интригующие детали. Тёмный мир, этого не отнять — но всё же не перешагивающий грань чернушности.
majj-s, 15 июня 2023 г.
«Ночь вкуса крови». Соединение истории о подменыше, больше характерной для англо-ирландского фольклора с «Вием», «Экзорцистом», историей безнадежной зрелой любви. К Руху приходит вдова, родившая младенчика уже после мужниной смерти (неприятной и позорной, надо сказать). Говорит, что малыша подменили, поначалу упырь относится к этому скептически, но после видит, что дело впрямь нечисто. Втроем, вместе с несчастной женщиной и местным священником, принимается на протяжении трех ночей отмаливать ребенка в церкви. Сильная жутковатая история, мощный финальный панчлайн.
izubr_, 27 октября 2020 г.
Повесть о причудливом и завораживающем мире альтернативной Руси, где одной из главных надежд селян на выживание является ворчливый, циничный и в меру ленивый ... Вурдалак Рух Бучила. Фантазия автора рисует мир полон опасностей, населяет его нечистью самого разного вида и степени опасности, показывает всю беспомощность перед сверхестесственным. В этот раз перед нами история подмененного ребенка, которого забрала неопознанная нечисть, и в этом мире выпросить его обратно можно только если мать три ночи отчитает молитву в церкви ни на секунду не сбившись, а церковь будет подвергаться нападению порождений тьмы.
Прикольно показаны взаимоотношения Руха, матери подменыша и местного попа, интересна загадка похитителя и в конце история совершает нехилый финт ушами, но ... это стоит прочтения. Шикарно. Атмосферно. Незаезженно
Incnis Mrsi, 26 апреля 2021 г.
Не верьте высоким оценкам, ценители фантастики — писанина эта вполне посредственна. Делает честь Белову ссылка на сборник фольклора от С. В. Максимова, но оттуда взяты лишь описания собственно нежити и обстоятельств подмены детей; см. примерно три страницы на https://books.google.ru/books?id=pfX3BQAAQBAJ&pg=PA21. Никакой подобной фабулы я в старой книге на увидел. Нежить — да, выписана у Белова недурно, но на том достоинства заканчиваются. Православность вампира не впечатлила (кто только в фантастике какие религии не принимал), на образ Cатаны мог повлиять плохой американский боевик «Конец света» или какой-то сходно оккультный бред, борьба против нечисти
Интересно, аффтар насилует правописание (например, в «детский плачь») с того, что путать части речи нынче круто? Или, встречая написание «плачъ» в царских изданиях, не замечает отличие твёрдого знака от мягкого? К вышеизложенному добавляется свойственная всему циклу неряшливость текста (о чём я намерен распространиться в отзыве на «Рух Бучила»).