Кирилл Малеев, Иван Белов «Идущие в Рай»
- Жанры/поджанры: Реализм | Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Религиозное (Христианство (Православие )) | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Набег крымских татар, как удар кнута: резкий, беспощадный, кровавый. Горят деревни, пылают села, колодцы забиты трупами, и вереницы обреченных на муки пленников бредут на невольничьи рынки. По следу уходящей орды идут трое — церковный служка и два раскольника-старообрядца.
Он — трус, они — убийцы. Он хочет спасти свою шкуру, они хотят спасти свои души.
И только Богу известно куда каждого приведет этот путь...
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2020», 2019 г.
— антологию «Лучшее. Страшное. Дрожь», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хельг, 5 января 2021 г.
А вот тут, к сожалению, вновь реализм без грамма мистики. Да и та жесть, которая, собственно, отвечает за хоррор, по сути осталась за кадром. С другой стороны, массовая резня, скорее всего не пошла бы рассказу в плюс, ну а так читатель во мне недоумевает — а хоррор-то где? Алексей Иванов и пожёстче пишет, например, так что он — тоже хоррор? Однако это, пожалуй, единственная претензия. Написано складно, герои живые, атмосфера передана отлично. Честные 7/10
Fenol, 13 марта 2020 г.
Один из самых сильных рассказов очень крепкого сборника. Беспросветная темнота, которая не перерастает в бессмысленную чернуху, непростые персонажи, совершенно волшебный твист, который действительно делает тебе страшно. Вот этот рассказ действительно ощущаешь, в него крайне легко погрузиться, а потом также трудно отпустить его от себя. Прекрасная вещь, которую можно хвалить бесконечно
Wolf94, 25 декабря 2020 г.
«Жди нас, Господи!» – Матвейка улыбнулся звездному небу, перекрестился двуперстием и нащупал в темноте липкую от крови рукоятку ножа…
Видите фамилию Белова — *барабанная дробь* — исторический хоррор!!! Уже второй рассказ, пусть и в соавторстве и ИСТОРИЧЕСКИЙ ХОРРОР!!! Поймите, я не то чтобы сильно возмущаюсь, автор работает в том жанре, что ему комфортен, но каждый раз одно и тоже! Белов, безусловно, талантлив. Рассказы очень красиво и интересно выстроены, но... Надоело. Это хорошо, когда один-два раза в серии попадается, но когда на протяжении долгого времени, то перенасыщаешься.
Весной 1718 года, татары ворвались сельцо Луговое, разнесли, подожгли, сравняли с землей все, что там было. Выживший послушник Матвейка Телепенок примкнул к двум мужикам, что шли по следу татар...
Моя оценка – это не показатель. У всех разные предпочтения и, увы, это не для меня. Рассказ держит тем, что показана чудовищность человеческой натуры, это сильно.
Seidhe, 22 мая 2020 г.
Долго откладывал знакомство с данным рассказом. Причина проста и банальна: насколько мне нравится творчество Ивана Белова, настолько же разочаровал меня сольный «Яг морт» Кирилла Малеева, поэтому были некоторые опасения в том, что соавторство может, мягко говоря, не получиться.
Ошибался. Не знаю уж, кого в рассказе больше, — Белова ли, Малеева, или в равных пропорциях они в создании текста поучаствовали, — но соавторство однозначно удалось. Не раздумывая — 10 баллов.
«Идущие в рай» шикарны, прежде всего, историческим фоном. На первый взгляд, ничего необычного — начало XVIII века, царь Пётр воюет «со свеями», южные рубежи страны оголены, чем пользуются татары, совершающие набеги на поволжские русские сёла. Смерть, кровь и простые русские люди, уведённые в полон. В современной исторической науке, где уже и словосочетание «монголо-татарское иго» признано не соответствующим действительности (а то вдруг татары обидятся?) и заменено на лживые формулировки типа «период временной зависимости русских княжеств от Монгольской империи» или «ордынское владычество», принято как-то забывать о том ужасе, который скрывается за этим простым словом — «полон». И сколько бы не писали о том, что взаимодействие Москвы и Степи было неким симбиозом, и что всё было не так просто и однозначно, это никак не отменяет того факта, что татарские набеги наносили колоссальный урон южным регионам страны, а в рабство, прикрытое тем самым словом «полон», было угнано по самым скромным прикидкам, не менее двух миллионов человек, причём самого здорового и трудоспособного населения...
Именно в этом антураже разворачивается история трусоватого парня Матвейки, выжившего при татарском налёте, и встретившего в степи двух странных мужчин, идущих вызволять своих родных из татарского плена. Написано максимально реалистично, как с точки зрения исторических реалий (особенно порадовало наличие в сюжете казаков-некрасовцев, о деятельности которых нынешние лампасоносцы тоже предпочитают вспоминать только тогда, когда им это удобно), так и с точки зрения психологических портретов персонажей. Религиозная составляющая вплетена в сюжет весьма органично, атмосфера страха и общей безысходности нагнетается умело, жёсткие сцены, демонстрирующие общий уровень жестокости того времени и весь ужас положения оказавшихся в татарском полоне людей, добавляются строго дозировано, понимание того, что никакой мистики в рассказе не будет, приходит постепенно... Но к финалу я всё равно не был готов!
Действительно жуткое, цепляющее за живое повествование, которое лишний раз доказывает, что история России и её ближайших соседей представляет собой неисчерпаемый кладезь для создателей настоящего «русского хоррора».
Браво, авторы! Один из лучших рассказов, прочитанных мной в текущем году.
sergej210477, 10 января 2020 г.
Довольно реалистичный исторический хоррор. Вернее, реализм, с элементами хоррора.
Отличный финал. Я уж думал, что сейчас, на последних страницах, начнётся жестокий экшен, где герой в одиночку положит всех врагов, и, этим, сведёт на нет весь эффект натуралистичности происходящего. Нет! Авторы до конца смогли удержать нужный настрой.
Ещё, главный герой вышел очень интересный. Опять же, реалистичный. Не супер герой, а естественный человек. Испуганный, запутавшийся. Чуть подленький. В общем — обычный.
Обошлось здесь и без мистики. И так — страшное время, страшные люди.
senoid, 21 ноября 2019 г.
Неожиданный авторский дуэт приготовил читателям ССК-20 еще один отличный рассказ. Тут у нас вновь взгляд в прошлое, вновь исторические ужасы, причем такие, что никакого сверхъестественного зла не нужно. Только голый реализм, только хардкор.
Матвейка выживает после набега татар на деревню и вскоре встречает двух незнакомцев. Те соглашаются взять его с собой, вот только идут они не подальше от врагов, а наоборот — к ним. Вызволять пленную родню. А Матвейка-то не герой вовсе, ему эти подвиги нафик не нужны. Тем более вскоре о его спутниках кое-что выясняется…
Рассказ удался. И сама история хорошая, и изложено качественно. Здесь есть место для интриги, неожиданных поворотов, напряжения и рассуждений на религиозные темы. Ну и для реалистического жесткача, конечно же. Несмотря на то, что Матвейка — не самый приятный малый, за его судьбой интересно наблюдать. При этом с самого начала миссия героев выглядит самоубийственной, так что финала ждешь уже с тревогой. И гадаешь: как авторы всё разрулят? Разрулили здорово и жутко. Жирный плюсик за концовку.
По итогу стоит признать, что соавторство себя оправдало. «Идущие в Рай» понравились больше, чем последние сольные вещи Малеева и Белова. И авторам явно стоит продолжить сотрудничество.