Иван Белов, Кирилл Малеев «Чёртова топь»
Это открытие поставит ее в один ряд со Шлиманом и Картером. Ее, скромную преподавательницу псковского истфака, Веру Борисовну Саймер. Археолога во втором поколении.
Входит в:
— журнал «DARKER № 11'20 (116)», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Как археолог по образованию я люблю истории, связанные с археологией. Поэтому к чтению рассказа «Чертова топь» я приступил с большим любопытством. И, наверное, слишком завышенными ожиданиями.
Сюжет. 90е. Вера Саймер, преподавательница колледжа, горит мечтой о академической славе не столько ради себя, сколько в память об отце, пропавшем без вести на археологическом объекте. И вот наступает день, когда Вере удается найти деньги на раскопки расположенного в торфяниках средневекового городища (где ее папка и сгинул без следа) и даже выбить у администрации колледжа пару-тройку студентов. Плюс ко всему, на месте помочь вызывается Семён aka «Шары тугих мышц», житель близлежащей деревни. Казалось бы, вот она, мечта, маячит перед носом, только руку протяни...
Но, едва взявшись за лопаты, горе-археологи натыкаются на жутких мумий с зашитыми ртами и загадочные монеты из разных уголков мира. Эти таинственные артефакты только распаляют любопытство Веры, ведь помимо научной ценности, где-то в них, возможно, кроется разгадка исчезновения ее отца.
Рассказ плохим не назовешь. Но к нему есть пара вопросы.
Во-первых, переспать с бандосом за бабло для экспедиции показалось мне супер странным и глупым решением.
Во-вторых, вообще не верится, что в 1997 РАН постиг столь масштабный бардак, что она не фиксировала такие археологические объекты, как средневековое городище. Это же не какая-нибудь вшивая каменная оградка бронзового века или отпечаток пятерни на стене пещеры. Тем более Вера не сама ее случайно нашла в болотах и умолчала о находке. О городище знали задолго до событий рассказа, еще в 80х (ее батя тогда на раскопки ездил).
Примерно в это же время, т.е. в 80ых, ученые капали могильники в зоне затопления Шульбинской ГЭС в Казахской ССР: погребения железного и бронзового века, средневековые тюркские курганы. Это я к тому, что археологи работали, деньги им выдавали на экспедиции, археологические объекты фиксировали и наносили на карты. Отцу героини даже вертолет выделили для аэрофотосъемки и разведки. Но городище почему-то в реестр не внесли.
В третьих — банальный финал. Оказалось всему бедой поехавшие местные жители. И мистики тут никакой нет. Не было мрачных потревоженных духов — жертв древних ритуалов. Загадочные монеты? Их просто свозили в городище зачем-то со всех сторон света. Рты у мумий зашиты просто по приколу. Да и то, что деревня здесь странная, а Семён — скрытый злодей, угадывается практически сразу же. Хотя до самой развязки хотелось верить, что причиной всему какой-нибудь сельский культ или древнее зло. Такая идея, конечно, тоже отдает вторичностью. Но все же получше будет, чем злокозненные «реднеки».
В общем, рассказ совсем не плохой. Но меня он разочаровал.
Seidhe, 9 февраля 2021 г.
Отрадно, когда авторам одинаково хорошо удаётся и хоррор, связанный со всякой чертовщиной, и вполне себе «бытовые» ужастики. Иван Белов однозначно относится к числу подобных авторов, поэтому читая его новые рассказы, сложно предсказать, как именно будет развиваться сюжет, сыграют ли в нём свою роль какие-то сверхъестественные силы, или в очередной раз окажется, что страшнее человека нет никого и ничего, как это было в шикарных рассказах «Рядом с тобой» или «Идущие в рай».
Археологическая экспедиция под руководством Веры Борисовны Саймер копает древнее городище где-то в лесах/болотах северо-запада России. Экспедиция едва не сорвалась, но благодаря усилиям Веры всё-таки состоялась, хотя и удалось выпросить всего шестерых студентов. И вот теперь, будто в благодарность за приложенные усилия, в раскопе обнаруживаются сначала странные мумии с зашитыми ртами, а потом и несколько разновременных золотых монет. Вера уже предвкушает мировую славу, но отчего так мрачен Семён Коршунов — парень из местных, помогающий археологам с бытовыми вопросами? Так, может, мёртвым действительно лучше оставаться в болотном торфе? И какова же всё-таки судьба экспедиции Бориса Саймера, отца Веры, пропавшей в этих краях много лет назад?...
Сюжет рассказа поначалу совершенно непредсказуем, и вырулить он мог куда угодно, от последствий древнего проклятия до чистой бытовухи, поэтому не стану спойлерить, намекну только, что не зря «Чёртова топь» была опубликована в номере DARKER'а, посвящённому «лихим девяностым», и что развязка получилась по-настоящему жёсткой.
Отдельно хотелось бы заметить, что данный рассказ (как и уже упоминавшиеся «Идущие в рай») написан Иваном Беловым в соавторстве с Кириллом Малеевым. Не знаю, кого из соавторов в тексте больше, но соавторство определённо идёт Кириллу на пользу — его сольные вещи не дотягивают до совместных с Иваном очень сильно.
В любом случае, рассказ авторам удался. Крепкий, убедительный хоррор с непредсказуемым сюжетом. Рекомендую.
P.S. Единственное, что в рассказе выглядит совсем уж неправдоподобно — это количество и половозрастной состав (четыре студентки, два студента и дама-руководитель) участников археологической экспедиции. Я всё понимаю, сюжетно это вполне оправдано, но копать вшестером городище, это... ну, даже не знаю... как вдесятером строить завод, например! =))) Возможно, во мне говорит профдеформация, но, будучи историком по образованию и археологом по специальности, копать мне доводилось в паре десятков различных экспедиций, и как-то не припомню я, чтобы в них было меньше 15-20 человек, в основном мужского пола — для меньшей численности слишком велик объём «земляных» работ, которые необходимо сделать, да и в лагере нужно кого-то оставлять, чтобы было, чего поесть, а то после дня на раскопе на готовку и сил не останется. Впрочем, это уже мелкие придирки, рассказ от этого хуже не становится! Да и вообще — мало ли, как оно могло быть в 90-е годы, да ещё и в лесах северо-запада нашей необъятной?
muravied, 30 ноября 2020 г.
Блестяще!
Вот за такими рассказами я и прихожу в Darker. Интересные, страшные и без всякой заумной мутотени. Сам люблю летней ночью в палатке валяться и тоже знаю, что все шорохи звучат весьма жутко и пугающе. Здесь это обыграно очень круто. Сам дух 90-х с постоянными криминальными разборками выдержан очень хорошо. И главная героиня получилась не картонной. Ещё здорово, что ружья из начала рассказа все выстрелили, при чём весьма неожиданно.
Очень годно!