Аркадий и Борис Стругацкие ...

Все отзывы на произведения Аркадия и Бориса Стругацких



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4207

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 29 30 31 32 [33] 34 35 36 37 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»

«Шесть спичек»
–  [ 6 ]  +

mputnik, 13 апреля 2019 г. в 06:34

Самый часто издаваемый рассказ Стругацких. Та же «восьмёрочка», что и у «Спонтанного рефлекса». И тем не менее, оба — бриллианты чистой воды (тот – «первый среди равных», этот – «самый издаваемый».

«Мастодонтальнейших» же достоинств у рассказа (как у яркого представителя твёрдой, классической НФ) – три:

*** идея экспериментов по облучению мозга быстрыми частицам (при соблюдении стандартной схемы «…разбирающийся в научной или инженерной проблеме специалист доступно растолковывает её «заинтересованному профану»…» Стругацкие «прыгнули выше головы» и в самой идее и в её литературной реализации;

*** идея телекинеза как такового – «в интерьерах» бытовой обыденной реальности, без всяких медиумов, колдунов и прочей «…несусветности антинаучной…»;

*** проблематика абсурдности советского трудового героизма (это сегодня у подавляющего большинства вызывает удивление сам факт наличия некой проблемы, а 50 лет тому, к примеру, у «китайских товарищей» знаменитый (в то время) «трудовой герой» на полном серьёзе излагал с плакатов чуть ли не на каждом углу: «Пусть я проживу на 20 лет меньше, но мы построим этот завод!».

Ну, а помимо этих, чисто формальных «супер-пупер» качеств, это – просто очень хорошая Литература, и – классная Фантастика

Оценка : 8
«Трудно быть богом»
–  [ 6 ]  +

Zlata.24, 10 апреля 2019 г. в 19:49

Безумно увлекательная вещь. И жутко философская. Нужно иметь талант миротворца и устойчивую психику, чтобы ввязаться в подобный эксперимент. Неимоверно сложно — знать, уметь, но не иметь права применить свои знания и возможности. Видеть, как средневековье чужой планеты изживает себя, и удерживать свои порывы спасти, подсказать, научить... Уровень Бога. Но с таким гиперчувством совести и ответственности надо сидеть дома. Иначе не получится делить на «дом-работа», это будет твоя жизнь и твои ошибки. И потери тоже будут твои.

Год написания — более полувека назад, но актуальность не утеряна, все так же близки переживания героев, и так же узнаваемы основные ключевые фигуры. С «Миром Полудня» не знакома, но после этой повести захотелось все перечитать. Прекрасный легкий стиль изложения, динамичный сюжет, яркие эмоции сопереживания — что еще надо для уютного вечера с книгой?!

Оценка : 10
«Попытка к бегству»
–  [ 6 ]  +

kovalenko910, 27 марта 2019 г. в 22:20

  Два коммунара, Вадим и Антон, структуральный лингвист и врач-недоучка, а по совместительству — звездолётчик, отправляются на неизвестную планету в системе желтого карлика ЕН 7031, чтобы доставить туда Саула, странного историка двадцатого века, буквально свалившегося им на голову. Прилетев на планету, друзья обнаруживают, что она обитаема. Перед ними открывается страшная и непонятная картина борьбы туземцев с неумолимыми машинами, оставшимися от предыдущих посетителей планеты. Спустя некоторое время земляне с ужасом осознают, что попали на планету, где общество еще не переросло феодализм.

  Эта повесть — своего рода зародыш «сильных» произведений Стругацких. Здесь уже присутствуют многообещающие ростки идей и обрисовывается этический конфликт, развитый позже в «Трудно быть богом». И хотя некоторые фантдопущения не подкрепляются никакими объяснениями, характеры героев-коммунаров прописаны несколько однобоко, есть и удачные моменты, например, срыв Саула по причине того, что сегодня можно назвать посттравматическим стрессовым расстройством.  

  В итоге имеем довольно хорошую повесть, хотя и не дотягивающую до более поздних произведений братьев.

Оценка : 8
«Далёкая Радуга»
–  [ 6 ]  +

BroonCard, 16 февраля 2019 г. в 19:29

Братья Стругацкие, как фантасты, закономерно не раз и не два задавались вопросом “А что если?”. В рамках этого вопроса были рождены, мне кажется, все их произведения так или иначе взаимодействующие с социальными формациями, с реакциями общественности на те или иные события. И, как обычно бывает в фантастике, писатели зачастую как раз и создавали аллюзии на эти самые события в своих книгах, пытаясь явить новую чреду поведенческих норм и иначе посмотреть на саму ситуацию, или же явить всё то же самое, но в свете иного сеттинга: примерами служат как “Роковая музыка” Пратчетта, так и “Друсс-Легенда” Геммела. Однако в повести “Далёкая Радуга” братья Стругацкие решили поступить иначе. Они не перенесли само событие, они решили перенести на рельсы фантастики именно социальный путч, порождаемый глобальным событием.

На основании этого Стругацкими был определён массив поведенческих норм человека будущего, который должным образом и отвечает за то, что я лично так сильно люблю в их текстах: живость героев.

Говоря о сравнении сложно будет не упомянуть об фантасте Иване Ефремове, чья люди будущего представляли из себя скоп идеалистических идей и воззрений человека 20-го века. Обоснованные и прописанные, как то было в “Туманность Андромеды”, они всё равно были неживыми, восковыми фигурами, за которыми было банально скучно наблюдать и следить, по крайней мере мне, человеку 21-го века. Но герои Стругацких… Это совершенно иное дело. Достаточно только вспомнить микроисторию с Евгенией и её сыном из финала повести, дабы осознать, насколько недалеко отошёл человек 22-го века от нас, по крайней мере, в критической ситуации. Подлость и самопожертвование, всё сплетается в едином порыве и дарует картину, которую можно увидеть сегодня в новостных источниках, когда в какой-либо стране случается какое-либо трагическое и непредвиденное обстоятельство. И это заставляет ещё сильнее проникнуться повестью, проникнуться героями и их историями. Заставляет поверить творчеству братьев Стругацких.

И именно для данного произведения именно эта вера – это крайне важная черта, ибо повесть “Далёкая Радуга” не столько про сюжет, сколько про атмосферу, антураж нависшей глобальной угрозы, а потом медленное распускание пальцев на шее социальных движений ввиду осознания неизбежного и проделывания всего, что только можно было сделать.

Столь глубокая проработка вкупе с живостью окружения потрясает, поглощает и гипнотизирует, заставляя проникнуться трагедией Радуги настолько, будто она была не то что реальна, а будто ты сам был одним из тех редких счастливчиков на звездолёте… Хотя, прошу прощения, это уже спойлеры. Почему и, в принципе, больше ничего говорить не хочется: не надо. Каждый фрагмент повести так или иначе соприкасается с общим сюжетом, простым и незамысловатым, но таким живым и правдоподобным, что ничего, кроме как посоветовать прочесть повесть вам, я больше сделать не хочу.

Оценка : 9
«Забытый эксперимент»
–  [ 6 ]  +

kovalenko910, 22 января 2019 г. в 14:36

  «Забытый эксперимент» примечателен тем, что в нем впервые вырисовывается образ той самой Зоны, ставшей культовой и оказавшей влияние на пост-советскую культуру как минимум (а если учесть небезызвестную игру, то и на мировую тоже), породившей огромное количество последователей, вдохновившей режиссеров, гейм-разработчиков и писателей.

  Сюжет рассказа основывается на следующем фант-допущении: ученые создают на Земле и на Луне несколько экспериментальных баз, на которых тестируется «двигатель времени», позволяющий использовать течение времени в качестве источника энергии. Одна из таких баз, расположенная в Сибири, находится на территории зоны отчуждения, образовавшейся вследствие аварии на ядерной лаборатории. Туда и отправляются ученые-физики, чтобы исследовать феномен Зоны и отыскать возможные следы экспериментов с «двигателем».

  Не смотря на то, что название рассказа фокусирует внимание читателя на эксперименте со временем, более живыми и запоминающимися оказались элементы повествования, формирующие образ и атмосферу Зоны, оставляющей неизгладимое впечатление.

  P.S. Стоит отметить тот факт, что хотя авария на атомной электростанции была описана еще в повести «Нервы» Лестера дель Рея в 1942 году, до Стругацких никто не описывал последствия ядерной катастрофы, фокусируя внимание на аномалиях зоны отчуждения.

Оценка : 8
«Испытание «СКИБР»
–  [ 6 ]  +

kovalenko910, 22 января 2019 г. в 13:07

  Рассказ хронологически следует за событиями повестей «Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею», и описывает испытание на полигоне Системы кибернетических разведчиков (СКИБР), состоящей из управляющего мобильного центра «Оранг» и его сателлитов — «кентавров». В эксперименте принимает участие программист Акимов, в качестве наблюдателя и главного экзаменатора выступает внук главного героя вышеуказанных повестей Антон Быков.

  События рассказа подаются с двух ракурсов, первым из которых выступает Акимов, а вторым — Быков. Таким образом, читателю лучше удается прочувствовать основной конфликт произведения: выбор между личным и общественным. В этом произведении присутствует некоторый пафос, вполне понятный для литературы того времени, слегка оттененный переживаниями Быкова.

  P.S. Представляя перед глазами «кентавров», я все время вспоминал роботов BigDog от компании Darpa, хотя они скорее напоминают четвероногих млекопитающих, нежели муравьев. И хотя «собаки» оказались нежизнеспособным проектом, интересно наблюдать за тем, как то, что было придумано людьми в 1959 году, сегодня становится реальностью. Интересно, какие фантазии современных НФ-авторов воплотятся через 50 лет?

Оценка : 8
«Извне»
–  [ 6 ]  +

kovalenko910, 19 января 2019 г. в 23:15

  Три рассказа, собранные под одним названием, повествуют о посещении Земли роботами-пришельцами и о необычайном приключении советского геолога, попавшего на борт инопланетного корабля, оказавшегося огромным зоопарком.

  Каждый рассказ написан от имени трех героев, притом хронологически вторая и третья части предваряют первую. Таким образом, тайна пришельцев и их миссии в первых двух рассказах не раскрывается.

  В повести оригинально описываются роботы и их взаимодействие с живыми существами, а также делается акцент на особенном отношении к людям, которое может являться следствием наличия разумных Хозяев, по-крайней мере не враждебных другим разумным расам, в том числе, людям Земли. Впрочем, так как согласно перечню произведений Стругацких повесть не входит в цикл «Полудня», скорее всего, Хозяев в других работах встретить не придется.

  P.S. Интересный факт: в 1958 году, то есть в том же году, когда и вышел оригинальный рассказ Стругацких, американский писатель Эдвард Хох написал рассказ «Zoo», в котором повествуется о межпланетном зоопарке, прибывшем на Землю. Рассказ Стругацких, кстати, был написан в 1957. Такое вот совпадение.

Оценка : 8
«Пикник на обочине»
–  [ 6 ]  +

alekscooper, 01 января 2019 г. в 16:03

Являясь, скорее, антипоклонником творчества Стругацких, должен сказать, что это одна из лучших их работ. Правда, впервые мне пришло в голову, что авторы старались писать не как русские, а как какие-то зарубежные писатели. Иногда мне казалось, что я читаю перевод какой-нибудь Ковалёвой-Райт, а не русскоязычных литераторов. Довольно забавно встречать такие слова как «никел» (в значении денег, понятно, это заимствование из американского английского), «покетбук», зарубежные реалии типа «Плейбоя», «Лаки страйк» и т. п. По-видимому, это должно создавать фантастическую атмосферу не меньше, чем упоминание артефактов.

С другой стороны, это типичная атмосфера книг АБС, в которой мир выписан лениво, где авторам, кажется, лень даже думать над свойствами артефактов и «фантастическими» названиями, поэтому они дают им какие-то полуфольклорные наименования. Понятно, что у сталкеров может быть свой язык, но ведь есть же ещё писатели :) В общем, мир им делать не хотелось, поэтому этот мир доделали многочисленные поклонники техно-апокалиптических вселенных.

Как бы то ни было, это довольно неплохая вещь, учитывая, что морализма там нет, хотя, понятное дело, что затевалась повесть ради последней фразы. Но, в целом, неплохо.

Книгу, разумеется, нельзя сопоставлять с фильмом Тарковского, хотя сценарий писали одни и те же люди. Так вышло, что фильм я посмотрел очень давно, потом пересматривал очень много раз, и он всё время стоял перед глазами и читать книгу было абсолютно бесполезно (с «Солярисом» та же тема, кстати). Теперь, когда прошло много времени, я открыл книгу и прочитал её, не думая о фильме. Понятно, за что там ухватился Тарковский и очень легко услышать последнюю фразу повести голосом Кайдановского. Но опять же, как мне кажется, авторы не подводят нас к тому, что в последней части повести Шухарт вдруг проникнется любовью ко всему человечеству. То есть, он, конечно, не злой, не маньяк, он преступник по меркам того мира, в котором живёт, ибо сталкерство вне закона, но он не преступник.

В общем, имхо, хорошая книга для подростков.

PS Если поклонникам АБС покажется, что я издеваюсь над ними и повестью и не хвалю, а наоборот, отзываюсь плохо, то прошу прощения и уверяю, что это не так. Я очень прохладно отношусь к АБС, хоть и прочитал как минимум половину их хитов, и люблю по-настоящему только «За миллиард лет до конца света» и «Гадких лебедей» (последних, впрочем, не принимаю идейно).

Оценка : 8
«Жук в муравейнике»
–  [ 6 ]  +

mputnik, 03 декабря 2018 г. в 14:43

Хорошая возможность кинуть пару слов в котел страстей, где варево под именем «а стоит ли читать сценарии, ежели книжку уже читал».

Хорошо помню премьеру фильма «Сталкер», еще в МВТУ, еще и с выступлением лично Тарковского перед показом. Как мы все ждали этого фильма! И как потом готовы были эээ…, сильно побить этого самого Тарковского. Ничего общего с «Пикником…», то есть – ВООБЩЕ!

Вот после этого случая и – стал почитывать, на досуге.

Что конкретно по поводу этого текста? Нууу… Фильм не сняли. И вряд ли снимут – такой именно. Потому что – потому. Почти 30 лет уже прошло (если и соберутся – сценарий заново сваяют). А «подглядеть» — интересно, как бы оно могло бы быть…

Конечно, все зависит от актеров, от режиссера, да много от чего еще. Поэтому и оценку поставить СЛОЖНО. Сейчас, пока фильма-то нет, книга — однозначно лучше.

Ну, вот – как есть

Оценка : 9
«Волны гасят ветер»
–  [ 6 ]  +

Tundra, 08 ноября 2018 г. в 16:26

На самом деле странно, что есть такое мнение, будто коммунистический вид отношений между людьми, показанный в мире Полдня братьями Стругацкими, — это какая-то фантастика. А никакой фантастики нет. Аркадий Натанович работал военным переводчиком на Дальнем Востоке, Борис Натанович работал в астрономической лаборатории. И в том и в другом случае они состояли в коллективах сработанных между собой людей, понимающих друг друга с полуслова. Эту модель рабочих отношений братья-авторы и экстраполировали в свой Мир Полдня. Ничего революционного нового в этом нет.

В «Волнах» похожим образом показаны взаимодействия между сотрудниками секретной службы. Люди на переднем крае такие же как и везде: стараются, ошибаются, вычисляют цели. Чисто научная работа.

Отсюда и психологическая достоверность произведений Стругацких: минимальное количество лишних сущностей в сюжете.

«Первые люди на первом плоту»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 31 октября 2018 г. в 10:35

Довольно необычная вещь в творчестве Стругацких, легкая, непритязательная, скорее экспериментальная. Произведение притягивает своим нарративом, завораживает с самого начала и обманчиво дает какие-то странные пугающие намеки. С самого начала нагнетается некий саспенс, который в итоге разрушает ожидания читателя, обращаясь снова в социальную фантастику. Перед нами по сути контакт с представителями иной цивилизации, но контакт скорее неудачный, выходящий за рамки высокоинтеллектуального общения и обмена опытом цивилизации.

Как писал Ефремов в произведении «Сердце Змеи» контакт не может произойти до тех пор, пока цивилизация не преодолеет свою колыбель взросления, когда начнет осмысленно развивать технологии в гармонии развитого справедливого общества. Но в данном случае все эти постулаты не действуют, так как Стругацкие показывают совершенно другую цивилизацию, скорее не развитую технологично, а наоборот дикую случайно и неосознанно забредшую на чужую территорию. Причиной всему некий странный и летучий материал, из которого построен этакий плот, который умеет преодолевать огромные расстояния.

Понятно, что логически в плане теории развития разумной жизни такие эксцессы в принципе невозможны, но в данном случае это ситуативный эксперимент с несколькими допущениями, показывающий довольно странную ситуацию — грубо говоря оксюморон.

Оценка : 8
«Чрезвычайное происшествие»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 26 октября 2018 г. в 19:29

Рассказ во многом шутливый и легкомысленный, но при этом во многом описывает довольно серьезную чрезвычайную ситуацию, угрожающую жизни людей. Акцент тем не менее сделан не на самой угрозе, ведь по сути людям ничего и не угрожало (и вели они себя так же соответственно — легкомысленно и отвлеченно), а на дилемме об очередном научном открытии: выпускать ли джина из бутылки или нет.

Проблематика «джина из бутылки» уже не раз была затронута во многих произведениях советской фантастики и являет собой довольно серьезный и неразрешимый парадокс, спор о том, что важнее: человеческая безопасность или новые уникальные знания. В произведении есть такой спорщик, который больше думает о знаниях, чем о человеческой безопасности, хотя и признает, что готов сам себя принести в жертву ради безопасности остальных — товарищ биолог Малышев. Это довольно интересная личность, это ученый, который не упустит ни единой возможности уцепиться за вероятность нового открытия, но в том то и дилемма: а вот если бы не было таких людей, цепких и прагматичных, на службе у науки, смогла ли в принципе наука сдвинуться с мертвой точки?

В пользу же второй стороны, выступающей за безопасность для человечества, проявляют себя остальные персонажи рассказа. Да и сам главный герой пытается домыслить будущий исход этой еще не совершенной катастрофы, если вдруг хоть одна особь данной непонятной формы жизни, размножающаяся с помощью поедания кислорода, попадет на родную планету. Ведь по сути это тоже здравые опасения, ведь до конца эти мухи так и не были исследованы, а значит везти их на Землю, даже одержав верх в небольшой схватке на борту звездолета, глупо и безответственно. Биолог, конечно же, всех успокаивает, рассуждая о новых возможностях и открытиях, полезных для человечества, а так же уверяет всех, что нашел против них самое действенное оружие (эти мухи таки боятся воды), но проверить это досконально возможности у него не будет, а если и будет, успеет ли он до наступления полного катарсиса? Вопросы остаются висеть в воздухе, ведь у Малышева в кармане коробочка с представителями нового вида насекомых, которую он везет на Землю.

И вот на этой ноте победы науки над здравым смыслом рассказ заканчивается, так же легкомысленно и отвлеченно, как и начинался, уводя за руку читателя в сторону, давая понять, что человечество в любом случае справится, как и справлялось всегда. Цивилизации необходимы новые знания и возможности для роста, даже если существуют кое-какие трудности, опасные или не очень.

Оценка : 8
«Скатерть-самобранка»
–  [ 6 ]  +

Михаэль, 20 августа 2018 г. в 14:29

Забавный, милый рассказ, высмеивающий две человеческие слабости.

Слабость первая — падкость на рекламу, движитель торговли. Жене Савину стало НАДО! новейший девайс, а зачем он не думает, ему НАДО!. И ладно, что агрегат затесан на промышленное использование в общепите, человеку НАДО! новейший кухонный комбайн и все тут!

Вторая слабость — мужское желание разобраться во всем самому, не заглядывая в Скучную Инструкцию. («Понятно же для чего четыре кнопки, первое, второе, третье и компот», на что супруга справедливо замечает, что с тем же успехом четыре кнопки могут соответствовать и Четырем Стихиям).

Интернациональный и вневременной сюжет. Смени «Женю» на «Джека» и такое мог написать Генри Каттнер или Роберт Шекли. (Шейла имя ведь стопроцентно, патентовано-американское!)

Пустячок, но приятный.

Оценка : 8
«Самодвижущиеся дороги»
–  [ 6 ]  +

Михаэль, 20 августа 2018 г. в 14:22

Космонавт Кондратьев во время полета совершил незапланированный прыжок во времени и попал в Будущее. Хорошо хоть не слишком далекое и очень благополучное. Правда, аварийное приземление стоило ему сломанного позвоночника. Но чудесная медицина праправнуков исцелила перебитую спину Кондратьева, и он вышел в волшебный мир Полдня, чтобы попытаться найти в нем свое место.

За дверями многоэтажки не оказалось улицы — только тропинка. Транспорт-то теперь воздушный, и небоскребы высятся среди парков.

Идти Кондратьеву как будто некуда, а значит — все равно куда. Тем более, что есть нерациональные, чудовищные «самодвижущиеся дороги», полотна которых пересекают весь континент.

Бывший покоритель Космоса бесцельно садится на одну такую дорогу...

Рассказ, показавшийся мне лучшим в цикле.

Причем говорю не о «сюжете» или «идее» как таковых, а о литературном качестве.

Перед нами странноватый, поэтичный рассказ, мне показавшийся каким-то ... сновидческим, что ли.

Обязательный для ранних Стругацких сциентистский пафос, молодые добровольцы, рвущиеся терраформировать планеты, и неожиданная bluetooth-гарнитура, не дают забыть что «Дороги» — научно-фантастические утопия.

Но рассказ невозможно обаятелен именно тем, что в нем как будто ничего не происходит, зато на Урале царит лето, можно сидеть на «не мягком и не жестком», теплом, как будто живом, полотне самодвижущейся дороги, ехать в никуда, и рвать придорожные ромашки.

А можно и сойти на случайной станции и выпить вина с первыми встречными людьми, которые тебя узнают, но свое общество слишком уж не навязывают.

Не буду разводить конспирологию на тему того, что Кондратьев умирает и воображает себе все происходящее, или что его оцифровали (при свечах), и сон он видит, когда сознание, записанное на протоплазму, дремлет в 20 бункерах.

(Хотя идею о том, что Мир Полудня это Матрица — дарю любому желающему!).

Оценка : 8
«Сказка о Тройке»
–  [ 6 ]  +

kronen, 19 июля 2018 г. в 13:47

Даже странно, что мой отзыв первый. Сразу скажу, я не большой любитель сатиры. Но мне очень нравятся эти авторы. Это произведение было весьма актуально при господстве бюрократии при Брежневе. Потом, как многим казалось, в период перестройки и создании новой России, его актуальность уменьшилась, если не сошла на нет. Ан нет... Пожалуй, даже выросла.

Можно сказать, что даже если не рассматривать суть фантастического института, показанного ещё в «Понедельнике...», произведение все равно можно было бы считать фантастическим, так как бюрократия в нём поднята до фантастических высот...

Оценка : 7
«Обитаемый остров»
–  [ 6 ]  +

cooler4life, 12 июля 2018 г. в 09:30

Стругацкие описали мир близкий к нашим реалиям,где действует жесткая политика и пропаганда,где башни вещают,а люди под их действиями ведут себя не сознательно,а верят всему,всему что говорят и не способны думать сами,критически мыслить.

Максим хотел,что бы у людей был выбор,решать все проблемы самим,а не под действием чужой указки и пропаганды.Он не сталкивался с экономикой и инфляцией,но столкнулся с угнетением и промыванием мозгов

Оценка : 10
«Свечи перед пультом»
–  [ 6 ]  +

dvh2000, 11 марта 2018 г. в 18:28

Прочитал рассказ и мне вспомнился «Кибернетический манифест» Валентина Турчина: «Наша (человеческая) организация постоянно переживает частичную смену материала, в котором она выполнена. Не видно причин, по которым эта смена не могла бы идти сколь угодно далеко, включая переход к совершенно новым материалам и к принципиально неограниченному времени существования». Герои рассказа такой эксперимент и решили провести.

Оценка : 9
«Беспокойство»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 08 января 2018 г. в 12:19

К сожалению читал только главы о Горбовском из первого издания «Миров братьев Стругацких». Но, может быть, если они ничем не отличаются от аналогичных глав в «Улитке на склоне», это и лучше — впечатление о повести получается более чистым. И, пожалуй, братья правы, что не стали публиковать эту вещь сразу после ее создания — «Улитка», если говорить о главах, посвященных Управлению (Базе в терминах «Беспокойства») выглядит поинтереснее.

Что есть интересного в главах «Беспокойства», посвященных Базе: глава с кусочком того непостижимого Леса, который так очаровывает нас в истории с Сидоровым/Кандидом, да несколько туманные, но очень интересные сегодня и при этом совершенно неприемлемые для 1965 года мысли Горбовского о том, что человечество в своей самоуверенности может однажды нарваться на Проблему. которая окажется ей не по плечу — хотя бы потому, что не сможет по-настоящему понять её. Да, это интересно, но в остальном эти главы кажутся заметно сыроватыми.

Смотрите, вместо внятного сюжета весь этот текст выглядит всего лишь подготовкой к тому, что скажет Леонид Андреевич в конце повествования. Разговоры над обрывом, в столовой, в кабинете Поля Гнедых — все они скорее вяловато-странные, чем интересные, а образ Горбовского здесь выглядит какой-то бледной тенью того умницы-Горбовского, которого мы знаем по другим книгам авторов.

Тем не менее, огромное спасибо братьям Стругацким, что эта повесть не потерялась, что она есть и что мы можем еще раз окунуться в чудесные миры братьев Стругацких и вновь встретится с давно уже полюбившимися героями.

Оценка : 7
«Гадкие лебеди»
–  [ 6 ]  +

arturramires, 27 ноября 2017 г. в 03:01

С одной стороны — вариация на тему «отцы и дети» (какие странные, высокомудрые дети, озабоченные своими научными изысканиями вместо того, чтобы погонять в футбол или попрыгать через скакалочку; и ох-уж эти душевные, философично-прямолинейные папаши, стремящиеся наладить общий язык с подхватившими вражью идеологическую заразу чадами...), с другой — попытка разгадать сюжет рождения нового мира, разглядеть процесс прорастания сквозь ржавый каркас привычного миропорядка ростков пугающего будущего. И вне зависимости от степени твоей озабоченности (или пугливости) — будущее наступит непременно и будет именно таким, каким ты менее всего ожидаешь его увидеть.

Оценка : 10
«Град обреченный»
–  [ 6 ]  +

shulzh, 23 октября 2017 г. в 04:32

Град обреченных

некоторые мои мысли по поводу моего видения Града обреченного:

Первый раз я прочел роман в 88-89 годах, это была журнальная публикация в журнале «Нева»... мне было 15 лет и конечно я ничего не понял, книга показалась мне нагромождением абсурдных непонятных и зловещих действий...

затем в 90е годы я перечитал роман и уже уловил в этом граде аллюзию на советский строй и государство — как жестокий и бесчеловечный эксперимент... над обществом и людьми...

однако перечитав книгу уже в зрелые годы и будучи искушенным читателем, я уловил как мне показалось, еще более глубинный смысл : град — это аллюзия на человеческую цивилизацию в целом, ибо правильно это есть вавилонская башня, где представлены представители всех национальностей и как бы они представляют некий срез нашей цивилизации планеты Земля

для меня важны три момента в романе:

1) Эксперимент и его материальная основа — ГРАД

2)Экспедиция — как бегство из града и как бы кульминация, поворотная точка эксперимента

3) и конечно совершенно открытый и непредсказуемый финал ... и романа и эксперимента.

Итак, для меня град обреченный, это некая правильно вавилонская башня — модель нашей цивилизации... цивилизации, которая зашла в тупик... в граде живут те, кто по условиям эксперимента обречены в нем жить и крутиться в бесконечном кругооборота абсурда, условностей, переворотов и прочего жестокого действа нашей истории... в том смысле, град — то символ застоя, если глубже остановки (конца) Истории, он вечен и вечно обречен стоять и люди там будут крутиться по кругу, развитие там остановилось... почему-то Стругацкие оставили там немца Фрица ... и почему первым выходит из игры именно американец Купер.

Выходом из тупика является экспедиция, то есть бегство из Града .... тернистый кошмарный путь — это бесконечный ряд препятствий и соблазнов и давление на участников растет с каждым шагом прочь от города...

ну а к финалу приходят всего двое и вот финал...

в финале и предлагается самый последний и самый трудный тест — тест: «НЕ УБИЙ».

ВОТ, что писал о финале сам Борис Стругацкий:

« Ниоткуда не следует, что Андрей «на границе» стрелял в свое зеркальное изображение. То мог быть совсем другой человек, но с похожей, разумеется, судьбой. Для авторов было важнее другое: наш «добрый малый, но педант» дошел к концу своего первого круга до такого состояния, что и думать не думает броситься в объятия неизвестности с оптимистическим криком «хинди-руси бхай-бхай!» – нет, он норовит палить из пистолета во все, что шевелится, другие варианты ему и в голову, заметьте, не приходят.»

то есть Воронин проваливается на самом финальном этапе, не проходит финальное препятствие И.....

еще несколько разрозненных моих мыслей по поводу книги:

а важно то, и самый страшный момент, что Андрей после всего ада, который он прошел вместе Кацманом — после всего этого ... он открывает огонь по тем, кто идет навстречу... ПРОСТО ОТКРЫВАЕТ ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ...

все круг насилия замкнулся... поэтому и кидают их в изначальную точку...(однако не факт, что кидают обоих вместе с Изей)

То, что Стругацкие сделали с Кацманом и Андреем, не какому тургеневскому нигилисту Базарову и не снилось в кошмаре... полное изничтожение всякой надежды и веры, всякого Бога, да и дьявола тоже (уничтожение самого понятия ВЕРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ЧТО-ТО АБСОЛЮТНОЕ И НЕ УСЛОВНОЕ — НЕИЗМЕННОЕ НЕ ПОДВЕРЖЕННОЕ ДЕФОРМАЦИЯМ ОТ СИЮМИНУТНЫХ РЕАЛИЙ — будь то вера, идеология или что-то еще ;-).... все в мелкую капусту... по сравнению с абсурдом Града, импортные Кафка и Сартр — радостные дети на зеленой лужайке

вся это чехарда с продвижением по служебной лестнице, выключение «солнца»... беседы на кухне... все это так и дышит застоем... и эта странная география мира, откуда не возможно было вылезти — это же такая милая аллюзия железного занавеса

дело то не в ребятах... а в том, что обречены эти ребята... и те ребята, что остались в городе... и те двое, что добрались до «границы»... обречены крутиться в мясорубках адских экспериментов.. круг за кругом... поколение за поколением... по настоящему я эту книгу только сейчас понимаю... через ад 90х и ад 2010х

кстати многие читатели считают, что наставники и разговоры с ними — это только попытка героев услышать свою СОВЕСТЬ и поговорить с НЕЮ.. ДОГОВОРИТЬСЯ так сказать

P.s. Стругацкие постепенно отсекают тупиковые пути развития... то есть и Купера и Фрица... но в финале то что?...

просто откат назад?... получается все тот же порочный круг:

новая жизнь

переворот

бегство

откат

и т д.

вот почему я считаю этот роман безысходным и пессимистическим

Оценка : 10
«Человек из Пасифиды»
–  [ 6 ]  +

Стронций 88, 05 октября 2017 г. в 18:17

Рассказ действительно очень приятный и это, наверное, главное, что про него можно сказать. Прекрасный язык, запоминающийся сюжет и неожиданная концовка, от которой хочется довольно улыбнуться (да, вот такой я человек, и американский адъютант, получающий в начале в глаз, меня тоже радует!), лёгкий тонкий юмор и столь же тонкое и ярко прочерченное отношение между «союзниками»: американцами и японцами. И столь же тонко и убедительно переданный колорит – сразу видно, что авторы знакомы с культурой и менталитетом Японии не понаслышке. После прочтения, конечно, становится странно, почему этот рассказ выходит в сборниках фантастики (кто читал – поймёт), так как это скорее рассказ авантюрный? Но авантюрная составляющая его просто прекрасна! Хотя после второго прочтения становится странно – и как это американцы ничего не заподозрили, когда два японских офицера отдали такую «золотую жилу» за бесценок и даже не торгуясь (понятно же, что даже в лучшем случае, это для них трибунал)? Ну, наверное, это чтоб ещё раз тонко намекнуть, что она (американцы) глупы или просто зелень «баксов», нажива отключает им мозг. Ну, как бы то ни было, рассказ очень занятный, симпатичный и прекрасно (как всегда у Стругацких) написанный.

Оценка : 7
«Понедельник начинается в субботу»
–  [ 6 ]  +

Carex, 14 июля 2017 г. в 22:00

Мне сценарий показался очень слабым. Нет сюжетной линии, нет интриги. Это просто набор зарисовок, коротких скетчей. Какого-то глубокого смысла я не увидел. Ну трудятся маги в НИИ, одни из них трудоголики, другие дураки и тунеядцы, третьи бюрократы. Есть тема эскалации потребления. Но подано это все не остро, а со смехом, поверхностно. Юмор это все-таки несерьезный жанр (за редким исключением). Прочитал с большим трудом, так как текст очень мне не понравился. Неинтересно. И фильм бы не получился.

И для всех читателей хочу напомнить, у братьев Стругацких было два сценария «Чародеев».

Первый вариант начинается словами: «По улице небольшого северного городка катит запыленный «икарус».»

Он наиболее близок к «Понедельнику...» и здесь речь именно про этот сценарий.

Второй вариант начинается словами: «Памятник великому Гоголю на заснеженном московском бульваре.»

Фильм снят по второму варианту.

Оценка : 2
«Беспокойство»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 02 июля 2017 г. в 14:25

Братья Стругацкие переработали это произведение в «Улитку на склоне», но первоначальный вариант повести сохранился и позже был издан под названием «Беспокойство». Сами авторы, хоть им и стали в какой-то момент неинтересны темы, используемые в этой повести, позже признавали, что первоначальный вариант тоже получился очень удачным.

Мне «Улитка на склоне» не понравилась, чего нельзя сказать о «Беспокойстве». «Улитка» — это сюрреалистическая сатира на бюрократию и мещанство. Интересная по задумке и структуре, но не вызвавшая лично у меня отклика. В «Улитке» показано соприкосновение одной нечеловеческой логики с другой, также нечеловеческой; и это вызывает недоумение. В «Беспокойстве» обычная человеческая логика встречается с непонятной и нечеловеческой; и это действительно интересно. «Беспокойство» показалось мне интересней даже «Пикника на обочине», с которым у этой повести есть точки соприкосновения (там Непостижимое приходит к людям, здесь люди сами приходят к Непостижимому). Кроме того, Горбовский — вообще мой любимый литературный герой. Ну и наконец, «Беспокойство» само по себе очень необычное произведение, ни на что не похожее, в меру сюрреалистичное и с блестящими философскими диалогами и мыслями.

Оценка : 10
«Страна багровых туч»
–  [ 6 ]  +

Bob-101, 17 мая 2017 г. в 09:24

В течение всей своей жизни несколько раз предпринимал неудачные попытки прочитать от корки до корки Страну багровых туч, которые неизменно и с постоянными результатами заканчивались полным провалом. После прочтения нескольких страниц повести я сам становился багровым, словно туча и настроение мое стабильно портилось. Книга не согревала, а вызывала что-то вроде аллергии, когда хочется чесаться. Так я и промучил эту книгу, (с двадцатой попытки чтения) а когда она, наконец, закончилась, то это было самое приятное событие что-то вроде выздоровления.

А становилось настроение мрачным, потому как я обожал практически все книги Стругацких кроме «В Стране Багровых туч» и не мог никак понять – как два таких знаменитых и гениальных писателя, могли написать сверх — провальную повесть. Тогда я попытался, как то все это объяснить себе и говорил – первый блин бывает комом. Ну как ты, мол, не понимаешь — они написали свое самое первое произведение, а первое – оно и есть первое. Опыта у них, мол, тогда еще не было. Зато потом пошел шквал золотого дождя, и каждая книга написанная мастерами фантастики, была лучше предыдущих произведений.

К сожалению, утверждение, что, мол, первый блин, всегда выходит комом, далеко не всегда работает.

Великий и мой самый любимый Чарльз Диккенс, написал свой первый роман «Замогильные записки Пиквикского клуба» или «Посмертные записки Пиквикского клуба» и больше подобного шедевра повторить уже не смог, да и аналогичного литературного бриллианта никто из писателей создать тоже не сумел. Хотя у Диккенса одна книга лучше другой, но не лучше Пиквикского клуба.

Страна Багровых туч мной читалась в 1965 году и с тех пор я о ней мнения не поменял. Именно в 1965 году я прочитал «Марсианские Хроники» Бредбери и «451 градус по Фаренгейту» «Возвращение со Звезд» «Астронавты» и «Магелланово Облако», «Человек с Марса» Лема. Поэтому скажу смело, (хотя критиковать Стругацких как-то не принято) что лучше этих перечисленных и тоже первых книг упомянутых авторов попросту нет в природе. Данные произведения входят в сокровищницу мировой фантастики, но вот повесть «В Стране Багровых туч» рядом даже не стола на книжной полке с знаменитыми «220 дней на звездолёте» и «Сестра Земли» Мартынова.

Даже у чрезмерно политизированного ГеоргияМартынова самое первое произведение, написанное им и имеющего десятки недостатков- «Каллисто», было куда интереснее чем «В Стране Багровых туч». «Каллисто» в те годы, с наслаждением, читали сотни тысяч советских девчонок и мальчишек.

Тем, кто собирается впервые в жизни познакомиться и насладиться произведениями Стругацких книгу «В Стране Багровых туч» рекомендую пропустить и не читать вообще. Зря потерянное время и целое море разочарований.

«Гигантская флюктуация»
–  [ 6 ]  +

Толкователь, 27 апреля 2017 г. в 20:18

Помню какое неизгладимое впечатление произвел на меня в детстве этот рассказ, когда я прочитал его, как часть повести «Должен жить» (так назывался сокращенный вариант романа «Стажеры», опубликованный в альманахе «Мир приключений»).

Но уже тогда этот рассказ показался мне каким-то «инородным телом», не вписывающимся в общую канву сюжета «Стажеров». Лишь недавно я узнал, что изначально этот рассказ («Гигантская флюктуация») был написан, как самостоятельное произведение.

Оценка : 9
«Забытый эксперимент»
–  [ 6 ]  +

mr_logika, 20 апреля 2017 г. в 19:54

Как и предвидели физики во главе с автором монографии по тауэлектродинамике, в тайне забытого эксперимента не оказалось ничего страшного. Наоборот — великое открытие состоялось и люди скоро получат такой источник энергии, который сделает их почти равными богам.

Главная идея рассказа — надо быть оптимистами и верить в могущество науки. Авторам пришлось прибегнуть к помощи чуда, чтобы это доказать. Почему чуда? Потому, что из квазинаучной характеристики свойств голубого тумана и протоматерии, из поведения приборов в танке, из наводящих ужас ощущений членов его экипажа однозначно следует неминуемый сбой настройки магнитных ловушек, удерживающих плазму в реакторе. Выход танка из голубого тумана — чудо, а то, что руководитель экспедиции Леминг, очевидно, потерявший от радости осторожность, без всякого анализа произошедшего посылает в эпицентр другие танки с такими же двигателями — это нечто худшее, чем преступление, это ошибка. Что произойдёт, если следующий выброс энергии грянет до монтажа энергоснимающего устройства? «И поторопись, Леминг, надо упредить следующий взрыв» — говорит Беркут. Это говорит физик, он просит прислать в эпицентр больше людей, не зная, когда состоится следующий выброс, но, зная, что частота выбросов растёт. С одной стороны это противоречит здравому смыслу, но, с другой стороны, положение безвыходное, и довели ситуацию до этой стадии именно такие вот леминги.

Авторы хорошо знали, что в советской жизни всегда есть место подвигу, даже в таких ситуациях, когда подвиги противопоказаны. Сколько умных и, во всяком случае, ни в чём не виноватых погибло или стало инвалидами, исправляя ошибки дураков...Здесь многие вспомнили Чернобыль. Кто читал честную книгу Медведева «Чернобыльская тетрадь», тот знает, что эта катастрофа произошла как раз в результате такой ошибки.

Оценка : 8
«Отель «У Погибшего Альпиниста»
–  [ 6 ]  +

vorpol, 08 апреля 2017 г. в 21:54

Очень-очень средненько. Конечно, в СССРе на фоне «Малой Земли», рассказов про суперменов-партизанов и статей про надои козлов на Тюменьщине эта повесть была среди шедевров. Но на фоне мировой фантастики тех лет: глубокой идеи почти нет (разве что «банки грабить плохо, но можно если это шантаж», проработки фантастических деталей, технологий, миров тоже нет. Персонажи лубочные — сумасшедшие миллионеры, эксцентричные физики, стропилообразный швед....

---

Как пример шедевральной фантастики того же периода — «Непобедимый» Лема.

Оценка : 6
«Трудно быть богом»
–  [ 6 ]  +

noxvel, 27 февраля 2017 г. в 18:40

Данная повесть хорошо иллюстрирует, что быть богом не то что трудно, им невозможно стать, да и не нужно. Не нужно пытаться выковать из себя иллюзорный идеал, в неидеальном мире, не важно, раннее это средневековье, либо мир победившего коммунизма. Любое живое существо ставящие себя выше других существ, даже подобных себе, даже менее развитых, и ставя перед собой самые высокие нравственные цели, станет в итоге не пастухом, а волком.

Можно долго пытаться спасти светлые пятна из поглощающей все серости, но без белого цвета, серый превратиться в черный, и этот черный цвет, поглотит породившую его серость, и не насытившись, доберется до любого светлого пятна, куда бы оно не спряталось.

И хочется отдать должное, великолепному умению Стругацких подавать историю и общий устрой миров, в которых происходит главная история, очень концентрированно и содержательно, никакой лишней воды. Всего лишь несколько параграфов о похождениях вечного бунтовщика Араты Горбатого, вырисовывают огромную картину мира, в то же время не уводя внимание от главного сюжета.

Хорошее, цельное произведение. Задумывавшееся как авантюрная история про приключения «аля мушкетеры», в итоге, из-за ряда причин тогдашних реалий, превратилось в довольно мрачную, но глубокую и назидательную притчу.

Оценка : 10
«Поражение»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 27 февраля 2017 г. в 09:27

Отличный рассказ про понимание человеческой жизни и важности именно человеческого фактора в развитии цивилизации. По сути на поверхности снова проблематика человеческой принадлежности, когда человеческую деятельность постепенно замещают машиной и автоматикой. И в данном рассказе вопиюще показана вот эта «машинная» несостоятельность. Но развитие и прогресс не остановить, самые опасные и смертельные профессии человека замещаются и будут замещаться машинами, ибо это правильно и логично. Вот и профессия космического десантника вскоре отойдет в историю, так как ученые и изобретатели придумали новый способ высадки на непокоренные планеты, который состоит только из автоматики и слаженного невероятно продуманного алгоритма.

И казалось бы, вероятность ошибки такого механизма сведена к минимуму, учтены все возможные существующие факторы: погодные явления, рельеф местности, состав почвы, геометрия окружения и т.д. Но во время теста этого самого «яйца» в Земных условиях происходит то, что не мог предусмотреть ни один современный ученый — а именно факторы прошлого — факторы прошедшей давно забытой войны.

Вот и для Атоса, того самого Атоса, чей жизненный путь так хорошо освящен в произведениях «полуденного» цикла, это еще одна попытка осмыслить себя и свою прожитую жизнь. Это уже не тот юный и горячий стажер, которого Горбовский и Валькшейн отказались брать на дальнейшее обучение. Это матерый десантник, который понял самую простую, но не менее важную человеческую аксиому: чтобы совершать великие поступки, нужно научиться возвращаться, возвращаться под свое родное небо, научиться ценить собственную и чужие жизни. И для бывшего десантника, который по сути отходит от дел, это неимоверно ироничная ситуация. Ведь именно он, понимая как важно это новое в робототехнике явление «механозародышей», становится свидетелем его поражения.

Оценка : 10
«Обитаемый остров»
–  [ 6 ]  +

Михайло Мастер, 25 февраля 2017 г. в 01:08

Мммасаракш!

На днях прочитал «Обитаемый остров» братьев Аркадия и Бориса Стругацких.

Оценка 7/10.

Книга вошла хорошо, массаракш! Буквально за неделю (в среднем по 1 часу в день).

«ОС» однозначно не для всех. Мне кажется он должен понравится людям, которые интересуются политикой, социологией, антропологией...

«Обитаемый остров» — фантастическая повесть братьев АБС, написанная в 1969 году.

После выхода журнального варианта в «Неве» посыпались доносы и прямые обвинения в антисоветчине. Авторы были вынуждены изменить в произведении 896 мест в угоду советской цензуре. После этой публикации выход книжных изданий Стругацких был почти прекращен на целое десятилетие.

Получается, что книга сильная, раз она так заинтересовала цензурное управление Главлита.

Сюжет, выдержанный в духе научно-фантастической антиутопии, рассказывает о землянине из будущего Максиме, который попал на постапокалиптическую планету Саракш и оказался вовлечён в борьбу с местным режимом, использующим промывание мозгов.

ПЛЮСЫ:

+ Отличная атмосфера последствий ядерного конфликта: уродливыми механизмами, ржавчиной и зараженными зонами веет из каждой главы в книге.

+ Произведение написано легко и очень динамично. Главный герой меняет жизненную позицию 5 раз: то он дурачек, то он гвардеец, то он подпольщик, то он каторжник, то он снова дурачек.

+ Неизвестные Отцы — анонимная власть в государстве.

+ Выродоки (aka Дисседенты) — мыслящие и способные усомниться в достоверности официальной информации люди.

+ Излучение и Башни (aka средства массовой информации) — воздействие на сознание, которое заставляет человека верить начальству, выполнять приказы и не размышлять. Обеспечивает управляемость общества. Аналогично нашим теле-радиовышкам. Федеральные каналы и государственная пропаганда.

+ Ментограммы. Ааааааааа, массаракш! Вот это веселуха: считывать с человека фрагменты воспоминаний и крутить их потом по телеку. Великолепное шоу.

МИНУСЫ:

— главный герой просто придурок.

Протагонист вообще не думает, что будет потом. Он просто делает что-то, а потом собирает горькие плоды своей деятельности. До конца не разобравшись что такое жизнь, он в свои 20 лет полез вершить революцию. Ломать — не строить. При этом у главного героя напрочь отсутствует представление как создавать новое государство на обломках старой империи. И это для него было самым большим открытием в конце книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Ты многое забыл, — проворчал Странник. — Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? — Он вытер ладонью могучий залысый лоб. — Нам нужны врачи… двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы — для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы… Массаракш, нам нужен хотя бы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца… В стране война!

Но вот через месяц должно начаться вторжение. Обычно нам удается сбивать субмарины с курса, так что до побережья доходят только единицы. Но на этот раз они готовят армаду… Я рассчитывал на депрессионное излучение, а ты разрушил Центр управления.

И чем же ты конкретно намерен теперь заниматься?

— Не знаю, — сказал Максим. — Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придется, я буду топить субмарины… Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…

Максим своей самодеятельностью испортил тщательно подготовленный план спасения Саракша. С другой стороны такой месседж один из главных посылов в книге. Хаить власть многие горазды. При этом как должно быть на самом деле люди себе не представляют. Человек хочет счастья — здесь и сейчас. И нам кажется, что если что-то неправильное устранить в государстве, то мы сразу заживем хорошо.

— наивность и романтизм.

2157 год. Земляне составили атлас космического пространства. Спокойно себе летают и исследуют новые планеты.

Люди будущего просто какие-то универсальные солдаты. Вот полюбуйтесь на акт медицинского обследования главного героя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Следы четырех смертельных ранений… Семь пуль — однако! Это слишком много для нормального человека… Скручивает монетки в трубочку… бежит с человеком на плечах… Видит совершенно отчетливо дождливой ночью (может даже читать) и в полной темноте (различает предметы, видит выражение лица на расстоянии до десяти метров)… обладает очень чувствительным нюхом и вкусом — различал членов группы по запаху на расстоянии до пятидесяти метров, на спор различал напитки в плотно закупоренных сосудах… ориентируется по странам света без компаса… с большой точностью определяет время без часов… имел место следующий случай: была куплена и сварена рыба, которую он запретил всем есть, утверждая, что она радиоактивная. Будучи проверена радиометром, рыба действительно оказалась радиоактивной. Обращаю внимание на тот факт, что сам он эту рыбу съел, сказавши, что ему она не опасна, и действительно, остался здоров, хотя излучение превышало тройную санитарную норму (почти 77 единиц)...

— гуманноидная цивилизация Саракша копия нашей Земной

Люди такие и все как у нас: ядерные конфликты, коррупция, авторитарные режимы, песни под гитару, танцы-зажиманцы, правительственное авто с мигалкой и т.д.

ИМХО. Как вариант: на самом деле 2500 какой-нибудь или даже 3000 год. Саракш — давно забытый и провалившийся эксперимент по колонизации землеподобной планеты. В таком случае никаких вопросов о схожести цивилизаций.

— слабая любовная линия

Максим, конечно, иногда вспоминает Раду, но только в ситуациях когда он грани жизни и смерти. По большому счету Главному герою как бы нет дела до девушки, которая влюбилась и в самом начале спасла его. Хотя он тут же отплатил и спас её от хулиганов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это было настолько дико и невозможно, что Максим потерял ощущение реальности. Что-то сдвинулось у него в сознании. Люди исчезли. Здесь было только два человека — он и Рада, а остальные исчезли. Вместо них неуклюже и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные. Не стало города, не стало арки и лампочки над головой — был край непроходимых гор, страна Оз-на-Пандоре, была пещера, гнусная западня, устроенная голыми пятнистыми обезьянами, и в пещеру равнодушно глядела размытая желтая луна, и надо было драться, чтобы выжить. И он стал драться, как дрался тогда на Пандоре.

Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться… Максим хватал очередного зверя за нижнюю челюсть, рывком вздергивал податливую голову и бил ребром ладони по бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к следующему, хватал, вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил — в облаке зловонного хищного дыхания, в гулкой тишине пещеры, в желтой слезящейся полутьме — и грязные когти рванули его за шею и соскользнули, желтые клыки глубоко впились в плечо и тоже соскользнули… рядом уже никого не было, а к выходу из пещеры торопился вожак с дубиной, потому что он, как все вожаки, обладал самой быстрой реакцией и первым понял, что происходит, и Максим мельком пожалел его, как медленна его быстрая реакция — секунды тянулись все медленнее, и быстроногий вожак едва перебирал ногами, и Максим, проскользнув между секундами, поровнялся с ним и зарубил его на бегу, и сразу остановился… время вновь обрело нормальное течение, пещера стала аркой, луна — лампочкой, а страна Оз-на-Пандоре снова превратилась в непонятный город на непонятной планете, более непонятной, чем даже Пандора…

Максим стоял, отдыхая, опустив зудящие руки. У ног его трудно копошился усатый вожак, кровь текла из пораненного плеча, и тут Рада взяла его руку и, всхлипнув, провела его ладонью по своему мокрому лицу. Он огляделся. На грязном цементном полу мешками лежали тела. Он машинально сосчитал их — шестеро, включая вожака — и подумал, что двое успели убежать. Ему было невыразимо приятно прикосновение Рады, и он знал, что поступил так, как должен был поступить, и сделал то, что должен был сделать — ни каплей больше, ни каплей меньше. Те, кто успел уйти, — ушли, он не догонял их, хотя мог бы догнать — даже сейчас он слышал, как панически стучат их башмаки в конце тоннеля. А те, кто не успел уйти, те лежат, и некоторые из них умрут, а некоторые уже мертвы, и он понимал теперь, что это все-таки люди, а не обезьяны и не панцирные волки, хотя дыхание их было зловонно, прикосновения — грязны, а намерения — хищны и отвратительны. И все-таки он испытывал какое-то сожаление и ощущал потерю, словно потерял некую чистоту, словно потерял неотъемлемый кусочек души прежнего Максима, и знал, что прежний Максим исчез навсегда, и от этого ему было немножко горько, и это будило в нем какую-то незнакомую гордость…

-нелепая ситуация с бомбардировщиком

Эхо войны. Полкниги поддерживается атмосфера зачистки южных районов, где полно автоматических средств борьбы: самоходные танки, самонаводящиеся ракеты, зенитные установки, минные поля и т.д. И вот главному герою достается, пожалуй, самый последний боевой самолет на этой планете — Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз «Горный Орел». Максим решает пролететь над опасным регионом. А вдруг не заметят? Естественно его подбили.

Оценка : 7
«Повесть о дружбе и недружбе»
–  [ 6 ]  +

Halkidon, 11 февраля 2017 г. в 15:52

В этом изящном произведении больше всего впечатляет и удивляет способность авторов уловить и выразить образцы, может быть, архетипы, связанные с контрастами света и тьмы, тепла и холода, деятельности и лени. Удивительно близки моему «душевному» началу и, может быть, человеку, детство которого пришлось на 1970-е годы, образы коридора большого здания и пустого бассейна, в который ночью попадает Андрей.

Оценка : 7
«Десантники»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 06 февраля 2017 г. в 11:16

Один из самых динамичных эпизодов полуденного цикла. По сути это еще один очерк о покорении вселенной, о старании и стремлении к невозможному. И главный акцент делается на том, как понимают это люди. Есть люди, которые осознают свою работу и свой долг, но для которых всё еще существуют ценности человеческой жизни, которые понимают, что для достижения целей нужно оставаться живым, если любишь свое призвание и свою деятельность. А есть люди, которые готовы рискнуть всем, ради прогресса, научной мысли, ради одного единственного толчка в развитии, которым возможно станут их последние предсмертные вздохи. Это одновременно и страшно и благородно. Но только не для Леонида Горбовского.

Почему-то сразу таких людей, как Атос, выпускников адъютантской школы, Горбовский и Валькштейн называют «героями», но опять же почему-то не вкладывают в это понятие какого-то положительного оттенка. Скорее, это очередная метафора, которая больше характеризует личность не как героя, а как безрассудного горделивого эгоиста, который хочет стать героем изо всех сил, но вместо этого становится изгоем. Но не так все однозначно.

В Атосе очень многое осталось от того юного сорванца, каким он был в годы своего взросления в 18-той бригаде. В нем очень сильно засела мысль о самопожертвовании, о стремлении к чему-то более значимому, чем он сам. Он тот, кто готов рискнуть многим, если то, ради чего он положил жизнь, достойно и полезно человечеству. И наверное в этом он очень похож на юного Кондратьева, который так же отказывается от любви, дружбы, во имя работы и высших целей. И если опираться на слова того же Горбовского, такими как Атос или Кондратьев были все, кто воспитан на Земле и кто продолжает свою работу ради человеческого блага по сей день. Видимо, это какой-то юношеский максимализм, который со временем проходит, преобразуясь в твердую несгибаемую волю к жизни, меняя приоритеты. Ведь именно десантники, которые возвращаются, двигают прогресс далее, так как могут передать накопленный опыт и обучить новых стажеров. В этом и основная проблематика: даже с точки зрения развития человеческие жертвы все равно не оправданы и не восполнимы. Атосу это только предстоит узнать, а пока остаться разочарованным и обиженным на своих товарищей, которых чуть не погубил.

В очерке так же очень интересно начата линия странников, где некоторые спутники планет оказались искусственными, созданными этой загадочной цивилизацией. И сразу становится понятно, что вклад Горбовского в общее дело десантников становится еще весомее. Очень жду разгадки об этой странной расе в следующих произведениях.

Оценка : 10
«Возвращение»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 01 февраля 2017 г. в 09:17

Еще одно решение проблематики будущего: поиск своего предназначения, своей самореализации. Кондратьев — человек из другого мира, бывший космолетчик, которому запрещено теперь выходить в космос из-за своей недостаточной квалификации, которую невозможно восполнить из-за разницы в 100 с лишним лет, находит все таки для себя любимое занятие. И не важно, что теперь это работа не связана с космосом, важно то, что Кондратьеву она интересна. На этом делается акцент, когда сам герой загорается идеей новой деятельности, представляя у себя в голове не менее увлекательный и красочный процесс исследования глубин океана и взаимодействия с благородными его жителями — китами. Океанолог — теперь это звучит гордо.

Особенным моментом является сам разговор космолетчика с комсолетчиком, о категориях и стадиях космического исследования. В этом диалоге четко показан прогресс изучения космоса: от близкого предела до далеких и невозможных планет, которые еще только предстоит посетить, а так же об ином разуме, с которым так же еще предстоит установить контакт. Кажется, что авторы перекидывают некий мостик к своим будущим произведениям, намекая на этот самый инопланетный разум и способы его поиска и взаимодействия. Ну и конечно же сам Горбовский, образ которого так быстро запоминается и располагает к себе.

И наверное, главным, что нужно вынести из этого рассказа является то, что в таком вот мире будущего просто невозможно сидеть без дела, а если точнее совершенно не хочется сидеть без дела. Что есть люди светлые и харизматичные, которые никогда не откажут в помощи.

Оценка : 10
«Двое с «Таймыра»
–  [ 6 ]  +

wertuoz, 24 января 2017 г. в 09:24

Рассказ — адаптация. Попытка Кондратьева приспособиться к новому миру. К тому миру, к которому этот целеустремленный человек не был готов. Да и будет ли хоть кто-то в подобной ситуации готов к будущему. Получив серьезное ранение, он продолжает бороться за жизнь, находясь в руках этого самого будущего, которое играючи зализывает его раны.

И как все таки резонируют характеры Славина и Кондратьева. Славин — как говорится, «человек простой», от того не настолько претенциозен и требователен к окружающему миру, адаптация которого проходит быстрее и благожелательнее. Он быстро учится, быстро заводит новые знакомства, быстро приспосабливается к новым вещам и условиям, в последующем вообще завязывает со своей профессией космолога, становясь писателем, чей жизненный опыт так легко ложится на бумагу. Возможно, такая быстрая адаптация и акклиматизация присуща ему, потому что он именно тот, кто был первым рожден на Марсе — в условиях более суровых, которые закалили его с детства.

Ну а что Кондратьев. Человек, который положил всю свою жизнь на карьеру космолога, чья подготовка и жизненный опыт теперь в условиях нового прогрессивного мира не достаточны для продолжения своей работы. Что делать ему, человеку, который стремился к познанию этого мира, к созиданию этого мира, быть полезным этому миру. Что делать ему теперь, когда собственно это мир уже изменился. В этом и проблематика. Кондратьев — более требователен к себе, более самокритичен и щепетилен. Сможет ли он, оправившись от ран, снова стать тем, кем хотел быть всю свою сознательную жизнь, идя по пути большего сопротивления в отличие от своего товарища Славина.

Оценка : 9
«За миллиард лет до конца света»
–  [ 6 ]  +

SHWY, 11 ноября 2016 г. в 08:50

Эта идея носилась в воздухе, носится до сих пор и вряд ли когда испарится. Это не о современниках и вообще не о людях, это о скрытых механизмах Вселенной. Хорошо рализована авторами.

Оценка : 9
«Понедельник начинается в субботу»
–  [ 6 ]  +

SHWY, 31 октября 2016 г. в 10:10

На мой взгляд, безусловно лучшее произведение советской фантастики (вторым я бы поставил «Улитку на склоне». Поэма о мечтах и стремлениях творческой интеллигенции 60-х годов, поэтому не понимаемая нынешним поколением. Первая часть великолепна, мы, тогдашние студенты, цитатами из неё перебрасывались чуть не каждый день. Во второй части об идеальных людях великолепно, «Вы заметили, сэры. какие стоят погоды?» или «А я был простой великий инквизитор» и сейчас с удовольствием вспоминаю. Третья часть, мне кажется, ничего не добавляет и только портит впечатление, можно было и не писать.

Что у Стругацких ещё хорошо? — Хищные вещи, Попытка к бегству, Обитаемый остров (журнальный вариант), За миллиард лет, в Пикнике много хороших фрагментов. Вообще почти везде видна фрагментарность и недописанность, ну да не нам мастеров судить,

Оценка : 10
«Свидание»
–  [ 6 ]  +

MarchingCat, 22 октября 2016 г. в 22:37

Очень сильный рассказ. Сперва убаюкивает экскурсией по ксенозоомузею, а затем даёт обухом по башке ошеломляющим фактом. Больше и говорить ничего не надо, такой рассказ НАДО читать.

Разве что добавлю один штрих, промелькнувшую мысль... таксидермист-таки скрыл правду. Но вот сам ли он это сделал, или в мире будущего таки есть цензура (спецслужбы, спецкомитеты или что там ещё), решающая что должны знать простые граждане, а что — нет...

Оценка : 10
«Улитка на склоне»
–  [ 6 ]  +

oleg19602, 21 октября 2016 г. в 23:00

Сугубо личное мнение. Абсолютно неоднозначное произведение. По моему мнению, оно знаковое для братьев Стругацких. Именно здесь они пытаются разобраться между собственными мировоззрениями(кто обращал внимание — как   у всех мыслящих людей — у них они достаточно различны)- отсюда такой туман и такая путаница. В итоге мы имеем огромное количество мнений — каждый понимает «Улитку на склоне» в меру развития своего ума и в меру своей образованности — это, кстати, очень неплохо.

Оценка : 10
«Забытый эксперимент»
–  [ 6 ]  +

MarchingCat, 15 октября 2016 г. в 21:40

Помнится, ранее (ну десяток, другой, лет назад) при прочтении этого рассказа ощущение было простое — КЛАССНО. Но вот ведь как, избаловали нас сперва сами Стругацкие «Пикником на обочине», а затем прорва современных авторов с книжонками про всякие «зоны»... И теперь вот прочитал рассказ, и... чувствую, что чего-то нехватает. Слишком прост финал. Да что там, само наличие финала — уже не нравится )) Хочется, чтобы этот рассказ не заканчивался. Чтобы загадки Зоны изучали и изучали, как минимум с роман по объёму текста.

Это я и в шутку и всерьёз сказал. На самом деле, мне и раньше не очень нравилось, что рассказ так быстро заканчивается. Ибо ощущения Загадки, Тайны, ну просто захватывали. Очень любил этот рассказ. И сейчас перечитал с удовольствием.

Оценка : 9
«Шесть спичек»
–  [ 6 ]  +

MarchingCat, 15 октября 2016 г. в 19:22

Наитипичная фантастика соцлагеря. Почему? Весь менталитет целого поколения учёных в нём. Да и не только учёных, конечно же. Вот вспомните — в англо-американской фантастике как что-то не так с опытами, изобретениями — очередной Халк получается. Как открытие — безумный учёный с жаждой покорения мира. А у нас — опыты на себе во имя науки, жертва собой во благо всех. Очень показательно. И совершенно неважно, что за опыты, какая ситуация.

Сюжет сам по себе тоже хорош. Совершенно не отличаю нейроны от нейтринов и потому даже захотелось порыться в интернете — а были ли такие идеи и в реальной жизни.

Всегда любил этот рассказ. Помнится, подростком, начитавшись Даррелла, даже отдельным плюсом считал, что опыты учёный предпочёл проводить именно на себе, а не на животных...

Оценка : 8
«Извне»
–  [ 6 ]  +

MarchingCat, 15 октября 2016 г. в 09:07

Пришло время снова перечитать наших Мэтров жанра.

Пусть данная повесть и из «ранних Стругацких», но читается очень приятно, ибо литературный язык и грамотность авторов во всей красе. Это без иронии. Отличные описания вплоть до эффекта присутствия. Живые персонажи, даже если нарисованы лишь несколькими мазками. Повторюсь, отличная читаемость текста.

Первый рассказ бонусом порадовал финалом. У америкосов «зона 51», но и наши военные не лыком шиты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стибрили найдёныша, и — молчок! )) что, кстати, гораздо правдоподобнее, чем публикация отчёта комиссии в финале повести

Что кажется важным — явных сюжетных притянутостей (пригодный для дыхания воздух во всём корабле, явно одинаковый для всего зоопарка и т.п.) — не больше, а то и меньше, чем допускают сегодняшние фантасты. А всё что делают в повести именно люди, с учётом менталитета советского человека, — реалистично почти документалистически:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попалось НЛО — влезть в него во имя науки, и пофигу и на себя и на семью. Пропал человек с автомобилем — уголовное дело на водителя. И встречное — утащил воздушный корабль твой автомобиль — пойти в райотдел и подать жалобу на воздушное хулиганство ))

Повесть, которая ничуть и ничем не хуже классики западной НФ тех лет. Но именно что классика, традиционализм, вовсе не то, чему мы восхищаемся у авторов ныне.

По финалу невольно задумываешься, а какова была бы реальная судьба профессора и истории его путешествия? Засекретили бы всё по самое немогу или действительно отчёт опубликовали, на весь мир расструбили как об очередном успехе именно Советской страны? По большому счёту говоря, финальная часть (отчёт комиссии) вообще выглядит чисто пафосно-целевой — чтобы повесть точно прошла в печать. Но могу и ошибаться. Мышление и приоритеты тогда были совсем другими, сложно правильно оценивать с высоты сегодняшнего дня...

В реальный минус — сугубо субъективное. Не люблю вопросы без ответов, загадки без разгадок. Сюжет-то потенциально на целый роман о Контакте и о море ошеломляющих открытий...

Оценка : 7
«Град обреченный»
–  [ 6 ]  +

Warrapan, 29 августа 2016 г. в 10:35

Одно из первых произведений Стругацких, да и фантастики вообще, которое прочитал. В подростковом возрасте многое осталось непонятым, но, пожалуй, именно это было чем-то волшебным и завораживающим. Впоследствии несколько раз перечитывал (считай что каждый раз, когда в руки попадала книга), и ни разу не пожалел. Тут и юмор (вспоминается нашествие павианов), и атмосфера, и детектив (Блуждающий Дом), ну и конечно философия. Вопросы и ответы, вопросы без ответов, ответы на ещё не придуманные вопросы... В общем, Стругацкие. И, конечно, 10 и Маст Рид!

Оценка : 10
«Забытый эксперимент»
–  [ 6 ]  +

Mishel5014, 02 августа 2016 г. в 09:34

Рассказ любопытен в первую очередь как литературный памятник.

Присутствуют все «родимые пятна» ранней советской фантастики — отважные самоотверженные ученые, трескучие диалоги, неотличимые друг от друга персонажи. Плюс царапающие современный глаз анахронизмы вроде пленочного фотоаппарата.

Вместе с тем — яркие описания происходящего, россыпь оригинальных научно-фантастических идей, увлекательный сюжет.

Любопытно, что к теории академика Козырева о времени, как источника энергии — фантасты обращаются и сейчас (см. Г.Л.Олди, «Пленник железной горы»).

Рассказ — как корень, основа для будущих по-настоящему отличных книг, многое выходит из него. Голубой туман из «Улитки на склоне», Зона, мутанты, опасные эксперименты ученых.

Но сам по себе он, конечно, слабоват. Бесконфликтен.

Ранний рассказ тех же АБС «Человек из Пацифиды», по-моему, уже гораздо более «стругацкий». Может быть, потому, что в нем действуют не дистиллированные правильные исследователи, а хитрющие и коррумпированные японские вояки, технические мошенники и американская военщина, диалоги остроумные, а концовка неожиданна.

Из уважения к Писателям ставлю 6.

Оценка : 6
«Попытка к бегству»
–  [ 6 ]  +

Kobold-wizard, 11 мая 2016 г. в 22:19

http://kobold-wizard.livejournal.com/7790...

Эта повесть неожиданно открыла для меня ранних Стругацких, и слово «ранних» здесь ключевое. В ней уже видны корни той философии, которая позднее разовьется в «Трудно быть богом» и «Обитаемом острове». Однако, сама подача этих мыслей здесь сделана слишком крикливо. Если герои и сюжет следующей повести Стругацких «Далекая радуга» уже смотрятся весьма зрелыми, то «Попытка…» напоминает кукольный театр, в котором поставили библейскую притчу. То есть эта повесть являлась полной противоположностью германовскому ТББ, где уже ставшие классикой фразы наоборот произносились вполголоса и походя. Ни от той, ни от другой версии я не в восторге.

Подача мыслей сделана слишком крикливо… Когда-нибудь я взгляну и на то, что было в творчестве Стругацких до «Попытки...», и, быть может, оно опровергнет то, что я сейчас скажу. Мне кажется, «Попытка к бегству» была первым криком птенца, еще не до конца сбежавшего из яйца. Вот белая скорлупа и бросается в первую очередь в глаза — жесткие творческие рамки, в которых братья не смогли создать правдоподобие. Я не берусь судить, было ли это плодом цензуры или неразвитости таланта. В пользу последнего говорит гротескная неуклюжесть изображенного Будущего. Должен был возникнуть контраст с суровым мировоззрением Саула Репнина, но подача суровости в недомолвках этому помешала. В результате Будущее показано детской каруселькой, по сравнению с которой мир булычевской Алисы смотрится серьезным прогнозом.

Итого: Прочитал, вздохнул и закрыл.

Оценка : 6
«Сказка о Тройке — 1»
–  [ 6 ]  +

igorgag, 24 января 2016 г. в 09:49

Впервые я прочитал повесть в 1993 году в сборнике «Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке». И тогда воспринял весь сборник как-то прохладно... Сейчас всё иначе. Я вовсе не ошеломлен сатирой, которой несомненно насыщена «Сказка о Тройке», но восхщен игрой авторского воображения. Надо же как умудрились собрать вместе и разумного снежного человека, и говорящих клопа и гигантского головоногого, и пришельца, застрявшего на Земле из-за аварии летающей тарелки.

Оценка : 9
«Обитаемый остров»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 25 июля 2015 г. в 13:11

Максим Каммерер оказывается один на планете, общество на которой находится в состоянии упадка и катастрофы. Войны с использованием ядерного оружия, диктатура, разрушение биосферы, угнетённый народ — всё это ставит планету Саракш на грань гибели. В определённый момент Максим перестаёт смотреть на происходящее как сторонний наблюдатель, временно столкнувшийся с такими явлениями. Когда он понимает, что всё это теперь касается его самого, он начинает активно действовать, чтобы изменить хоть что-то.

Конечно, всё описанное в этой повести, происходящее на другой планете, имеет прямые аналогии с элементами нашего общества. Вплоть до влияющего на психику излучения, которое, подобно телевидению, радио, а теперь и интернету, может вызывать у народных масс либо пароксизм дикого восторга без повода, либо, когда нужно, уныние. И только у некоторых всё это не вызывает ничего, кроме головной боли и страданий. Естественно, такие люди, которых трудно контролировать, становятся неугодными.

Единственным слабым местом во вселенной братьев Стругацких является тот факт, что представители иных гуманоидных рас очень уж мало отличаются от людей. Настолько, что земной человек практически сливается с толпой на другой планете. И хотя жители Саракша меньше ростом и слабее физически землян (выглядят «человечками» на фоне Максима), в остальном они ближе нам, чем даже коренные жители любого другого континента Земли. Саракшцы держат кошек и собак, едят сосиски с пивом, мёд, пьют молоко и чай, играют на гитаре, ездят на железной дороге.

Оценка : 8
«Пикник на обочине»
–  [ 6 ]  +

OnegiN 4ever, 07 мая 2015 г. в 18:17

Это мое САМОЕ ЛЮБИМОЕ произведение авторов. И огромное им за это спасибо! Супер-сюжет, который держит до последней страницы. Образы прописаны детально, все логично. иногда непредсказуемо. Читайте!!! И... «счастья для всех, даром; и пусть никто не уйдет обиженный!»

Оценка : 10
«Град обреченный»
–  [ 6 ]  +

Mishel5014, 29 апреля 2015 г. в 15:34

Умная жесткая философская книга.

В основном — о жизненном пути парня из сталинского СССР, проходящего разные круги собственного взросления и понимания мира.

Сконструированный мир — оригинален и интересен. Язык чудесный. Герои живые.

Читать — однозначно!

Оценка : 10
«Трудно быть богом»
–  [ 6 ]  +

Mishel5014, 29 апреля 2015 г. в 14:53

Одна из моих любимых вещей у Стругацких. Умная, интересная — и, мне кажется, с долгой судьбой. Читать умным людям — обязательно!

Оценка : 10
«Пикник на обочине»
–  [ 6 ]  +

crazy_diamond, 03 апреля 2015 г. в 11:37

Когда я прочитал эту книгу, то был очарован миром «Пикника...».

АБС искренне мечтали о светлом советском будущем, о свободной работе ученых, о сильных и умных людях, о полетах на неизвестные планеты...

В «Пикнике...» авторы представили нам встречу человечества перед неизвестными пришедшими извне... Об остатках их деятельности, в которых пытаются разобраться ученые (копаются в мусоре после пикника)...

Эта книга напомнила мне в некотором роде роман Лема «Солярис», где встреча с потенциальными иными совсем не подвластна нашим представлениям о мире, нашей морали и психологии... У нех все иное!

Что я буду говорить? Вы все это прекрасно знаете, а тем, кто еще не читал это сокровище, посоветую прочесть. Это, безусловно, лучше за всякие там с.т.а.л.к.е.р.ы...

Ну а после, посмотрите фильм «Сталкер» Тарковского... Красота!!! Абсолютная...

Оценка : 10

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 29 30 31 32 [33] 34 35 36 37 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх