Владислав Крапивин отзывы

Все отзывы на произведения Владислава Крапивина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1006

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»

«Журавлёнок и молнии»
–  [ 9 ]  +

197925, 14 июня 2009 г. в 21:54

Замечательная книга. В детстве перечитывал много раз и она мне нисколько не надоедала. В ней в какой-то мере было то, что так хочется видеть в жизни: первая любовь, крепкая дружба, поиск справедливости и правды. Лучшая книга автора!

Оценка : 10
«Лужайки, где пляшут скворечники»
–  [ 9 ]  +

Кисейная Барышня, 21 марта 2009 г. в 18:22

Ещё одно не по-детски серьёзное произведение от Владислава Крапивина. Даже главный герой Артём Темрюк здесь уже не мальчик, а вполне взрослый молодой человек, который уже много повидал, много чего пережил и даже прошёл через войну. Но он сумел сохранить в себе частичку беззаботного мальчишки, которым он когда-то ездил в летний лагерь. Это и помогло ему преодолеть жизненные трудности и невзгоды. Здесь есть любовь, смерть, дружба, одиночество, горечь потерь, призраки прошлого, которые никак не могут уйти и оставить в покое, и тут же — обычная жизнь в тяжёлые для нашей страны постперестроечные времена со всеми их трудностями и проблемами. Но есть возможность уйти от этих проблем в другой маленький мир — туда, куда могут попасть только хорошие люди, где весело и беззаботно играют дети, где действуют собственные правила и законы, на небе одновременн светят луна и месяц, а на лужайках пляшут скворечники.

Характерная особенность этого романа — «книга в книге» — повесть о чёрных кирасирах, которая вполне даже могла бы существовать как самостоятельное произведение, если провести некоторую доработку. Она не выглядит «заплаткой» на фоне основного романа, а является органичным дополнением, в конце даже оставляет свой вклад в действия романа.

Произвёл впечатление таинственный, вечно меняющийся и растущий город семи пятниц с его узкими улочками, фонтанами, погружённый в «добрую» темноту. Город описан шикарно. Такое чувство, как будто я увидела его собственными глазами.

Единственное, что в процессе чтения не совсем понравилось — связь между временами и мирами слишком зыбкая и непонятная, не очень логичная. В частности в том, что касается Птички — ощущение какой-то недосказанности, нераскрытости. Хотя, возможно, автор именно это и хотел — загадку. В конце концов, это и не так важно. Самое главное, что объединяет все миры — это любовь. Она даёт силы пережить беды и всевозможные неприятные сюрпризы, которые иногда преподносит жизнь. И за все наши сегодняшние поступки — хорошие и плохие — завтра нам придётся отвечать.

Оценка : 9
«Лето кончится не скоро»
–  [ 9 ]  +

MauroSV, 18 января 2009 г. в 13:03

Повесть замечательная. Очень эмоционально насыщенная, светлая и интересная. После прочтения — очень приятный остаток на душе, прям хочется сразу помочь главному герою и сделать что-то такое хорошее:)

За всем детским антуражом скрываются весьма глубокие мысли. От любого твоего действия может сотрясаться целая Вселенная. Прочитав и осознав такое, совесть просто не позволит творить зло. В общем, повесть учит всяческим добродетелям, а сама концепция Безлюдных пространств — просто восторг:cool!: Сразу вспоминаешь босоногое детство и вылазки на заброшенные места...

Спасибо автору за отличное произведение. Браво!

Оценка : 10
«Ампула Грина»
–  [ 9 ]  +

vim3, 12 октября 2008 г. в 20:56

Так получилось, что это первая прочитанная мной книга Крапивина. Честно говоря, прочитал текст влёт и невольно испытал некоторый шок. С одной стороны, шок приятного свойства: неожиданно для себя открыл мастера русского слова, которого теперь буду читать обязательно. С другой стороны, шокировала оторванность Владислава Петровича от сегодняшних реалий детства в частности и нашей жизни в целом. В общем, это не детская книжка в современном понимании. Это, скорее, книга «взрослым о детях», причём в некой идеальной резервации реального мира. Опробовал на племянниках и убедился, что нынешним детям такие произведения малоинтересны, увы. Крапивин — несомненный мастер слова, и очень жаль, что его время уходит в даль точно так же, как герой «Ампулы Грина» уходит по Тропе от родного мира...

Оценка : 8
«Сказки о рыбаках и рыбках»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 10 сентября 2008 г. в 19:37

Вещь вполне в духе предыдущих книг цикла. Впрочем, имея такой писательский дар, как у Крапивина, трудно писать плохо. Но вот начиная с «Белого шарика...» что-то из этих повестей стало пропадать (что-то необъяснимое, но без чего эти книги из чудесных, можно сказать настольных, превращаются в «просто хорошие»). Вот и здесь — все вроде бы тоже, что и в первых повестях цикла: прекрасная завязка, симпатичные герои, а вот дочитав до половины начинаешь ловить себя на мысли — чего-то этой книге не достает. Может быть в первых вещах было больше тайны, больше патетики, больше внутреннего напряжения?.. И еще о книге — не все то, что интересно взрослому читателю, подойдет и для читающего подростка: например я сильно сомневаюсь,что им (подросткам) будет интересна история взаимоотношений главного героя с Ведомством (читай КГБ?). Оценка между 7 и 8, но ближе к 8.

Оценка : 8
«Серебристое дерево с поющим котом»
–  [ 9 ]  +

LENA56, 04 сентября 2008 г. в 19:09

Шикарный образец детской научной фантастики!

Читается легко. Герои простые и понятные. Приключения увлекательные. Маленький пришелец Кап с планеты Ллиму-Зина просто бесподобен! А морковка — верне мАрковка, в качестве стимулятора для межпланетного транслятора!

Детям до 10 лет — читать обязательно. Взрослым, как пожелают, но лучше пожелайте — не пожалеете.

Оценка : 10
«Застава на Якорном поле»
–  [ 9 ]  +

zmey-uj, 15 июля 2008 г. в 01:16

Дружба между двумя такими разными существами — мальчиком и кристаллом. Детские легенды, которые оказываются правдой. Параллельные миры. Одно из лучших произведений Крапивина.

Дети с необычными способностями оказываются в центре политических интриг некоей группировки. Планы у интриганов далеко идущие, но вот намерения — «благородные» в кавычках или без? Мир, где у детей чаще всего только мама — это наверняка лишь одна из «прелестей» цивилизации. Поэтому спор Кантора и доктора приобретает еще бОльшую остроту. Впрочем, ребенок, конечно же, выберет то, что делает его счастливым.

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 9 ]  +

buzulka, 20 июня 2008 г. в 14:43

Одна из лучших книг Крапивина. Честность, доброта, справедливость... Эх, жить бы в том мире!

Оценка : 10
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Басик, 15 мая 2008 г. в 14:56

Лично я считаю, что Крапивина можно смело включать в школьную программу, хотя бы внеклассного чтения. Если вы хотите, чтобы Ваши дети выросли хорошими людьми, наличие в детской и подростковой домашней библиотеке Крапивина ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Оценка : 10
«Синий треугольник»
–  [ 8 ]  +

Никтонигдеиниког, 18 сентября 2023 г. в 08:43

Можно ли описать словами жизнь? Жизнь целого космоса, целого мира который и есть человек? Можно ли ответить самому себя на вопрос, для чего все это? Зачем дано мне это время, зачем это место, эти люди рядом со мной? Зачем мне память обо всем, о плохом и хорошем? И зачем вообще нужно плохое и хорошее? Можно ли осознать состояние трансгрессии? Мистический опыт? Феноменологию мифа? Как могу я, циничный и «всезнающий» разум понять это? Вечность, круговорот времени, множественные личности моего «Я», его мужские и женские архетипы, возвращение в детство, блуждание по бесконечному Городу, встречу с непознаваемыми сущностями, знакомыми с детства и забытыми во взрослой жизни? Как понять этот переход через войну, старость, грузную телесность, заботы и хлопоты, одиночество, единственного друга – стареющего рыжего кота к Тряпичному и Песочному зайцу, симпатичным мальчику и девочке, в которых узнаешь самого себя, к молодости, легкости в теле и упругости в мышцах, к «Томасу Манну», к собаке Макаке…

Как можно оценить исповедь человека, мудрость которого превосходит все мои убогие попытки понять этот мир? Кто я такой, чтобы хоть как-то измерить ЭТО? Раскрытие души, обнажение глубин своего «Я», таких глубин, о которых мы забыли, став взрослыми, о которых мы боимся думать, цепляясь за сиюминутные делишки, пытаясь забыть голос мира, бытия, того, что автор назвал Синим Треугольником. Конец близится и вопрос только кто уйдет первым – автор или кот Макс, вскрикнувший однажды во время микроинсульта человеческим голосом. Как принять то, что книга была написана в 2001, а автор ушел из жизни в 2020. Долгие девятнадцать лет Синий Треугольник ждет своего часа в ящике стола, долгие девятнадцать лет снятся все те же унылые серо-коричневые сны, долгие девятнадцать лет заяц с грустным видом сидит на подоконнике, долгие девятнадцать лет нет ни выходов в море, ни купания в речке, ни покорения горных вершин, а есть только все нарастающая усталость, дряхлость, тяжесть в теле.

Но мы, я и автор верим, в конце концов (какое то завершение у всего этого цикла все же должно быть) все мы встретим Своих: маму, Ерошку, Еську, Серафиму, зайцев, кота, Макаку, каравеллу, Город, – все то, чем мы так дорожим.

П.С. и кошку, убитую отчимом, мы тоже, конечно, встретим. И все будет хорошо!

П.П.С. а почему именно Синий Треугольник? Прочитал, что в нацистских концлагерях была своя система опознавательных знаков. Так вот, синий треугольник означал, что его обладатель является эмигрантом. Не знаю, вкладывал ли Владислав Петрович этот смысл, но, согласитесь, к повести он подходит. Жизнь как эмиграция, тоска по дому, детству, счастью…

П.П.С. Лучшее, что я читал у Крапивина и вообще, одна из лучших книг!

Оценка : 10
«Сказки о рыбаках и рыбках»
–  [ 8 ]  +

Никтонигдеиниког, 07 августа 2023 г. в 08:03

БОльшая часть отзывов о «Сказках…», которые мне встретились, показались сдержанно-осуждающими: пропала, дескать, крапивинская легкость, вера в добро, чистота, ясность, на смену им пришли темы государственного насилия, тайных методов работы спецслужб, и даже намеки на гомопедофилию. Да, время накладывает свои отпечатки и 1991 год был далеко не самым светлым и добрым. Но, мне роман понравился как раз обращением к этой серо-неприглядной позднесоветской обыденности, которая и узнается мною (я сам застал эти годы мальчишкой) и одновременно к сказочности, что дает мне возможность представить эту реальность в параллельном отношении к иным граням Кристалла, а также укрепляет мою веру, что есть другой мир – более определенный в отношении Истины, Добра и Красоты, – так, наверное, я бы его охарактеризовал.

Первое ощущения от прочтения – книга действительно оправдывает свою «сказочность». Если «Гуси…» были фантастикой, социальной антиутопией с элементами триллера, а «Белый шарик…» показался мне своего рода философской притчей, то «Сказки…» таят в себе волшебство, магию, превращения; в них появляются шкыдлы и чуки, напоминающие то ли кикимор, то ли домашних эльфов; в романе звучит тема свободного мальчишеского полета на самодельных крыльях. И даже фантастическая составляющая романа – те самые инопланетяне, воспринимаются как что то фольклорное, как легенды-байки этих мест. Уютно-сказочное состояние, как по мне.

Очевидно, что художник Волынов – альтер эго самого Крапивина. И мне интересно, я почти уверен, что в жизни Крапивина тоже состоялась гбшная тема. Конечно, не могли пройти бдительные органы мимо альтернативной пионерии детско-юношеской организации, которой была «Каравелла». Насколько все это было реально: вербовка, предложение об информировании о настроениях в среде своих коллег, ну и все прочее? Знаю, что Владислав Петрович оставил нам и свои мемуары, и просто отдельные истории и зарисовки из своей жизни, но, по-моему, этой стороны они все же не касаются. А было бы, конечно, интересно узнать. Думаю, немало было соображений у советского партийно-номенклатурного и чекистского аппарата на его счет.

И еще: мне очень понравилась атмосфера похода в романе: заброшенная улица, ржавые останки экскаваторов, гипсовые статуи физкультурниц и шахтеров, болото, туман, безлюдные места. Зона. Мне это напомнило чем то путешествие отряда из «Града обреченного», и я очень люблю эту атмосферу дороги, тайны, пустоши. Хочется возвращаться туда снова и снова и переживать все заново. С нетерпением берусь за следующий роман цикла.

Оценка : 10
«Выстрел с монитора»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 07 марта 2023 г. в 10:56

У этой книги всего лишь один недостаток — она слишком быстро заканчивается :). Читаю повесть уже в третий раз и всё время нахожу в ней что-то новое: на этот раз, уже не так увлекаясь сюжетом, наконец-то понял, что книга ещё и умна. В ней не только всё: и поведение людей, и их диалоги выписаны совершенно правдоподобно, без единого грамма фальши, но и в разговорах героев часто проскальзывают вещи, которые учат и воспитывают. И речь здесь не только о великолепнейшей фразе: «Города, которые предали своих детей, долго не живут», но и о многих других, менее заметных, типа «чем же враг отличается от противника».

Достоинств у повести много, но все они, в принципе, укладываются в одно — талант Крапивина, в его умение писать о жизни (а что может быть интереснее жизни — вот и в книге описываются всего-навсего два кусочка жизни двух ребят) так, что невозможно оторваться. Здесь и увлекательность, и умение так вставить в текст кусочки невероятного, что повествование обретает загадочность и предвкушение чего-то чудесного, и практически полное отсутствие реально плохих героев (лейтенант Хариус просто ещё не вырос, да и дурак, а главный советник магистрата всего лишь одержим мыслью оберегать свой город от всего, что хоть как-то может грозить его благополучию), и то чувство сопереживания, которое обязательно вызывают его главные герои.

Оценка : 9
«Я иду встречать брата»
–  [ 8 ]  +

Ctixia, 10 июля 2022 г. в 16:52

Маленькая повесть Крапивина, с творчеством которого я (внезапно) совсем не знакома, оказалась очень милым и трогательным произведением, вызывающим неподдельные эмоции.

Три части повествования образуют рассказ внутри рассказа. Сначала мы знакомимся с рассказчиком номер один, видим развевающуюся куртку мальчонки. После читателю показывают приключения мальчишки на Земле, ведь он не просто так идет, а встречать брата! И в третьей части из уст рассказчика номер два нам открывается тайна путешествия Магеллана. Широчайший спектр чувств обеспечен.

Хочу отметить несколько моментов. Повествование меня захватило сразу же, язык и темп автора очень комфортен и увлекателен. Несмотря на возникновение то тут, то там интригующих моментов, открывались они быстро, но это обусловлено размером самой повести. Вдаваться на таком количестве страниц в описание вселенной писатель не стал, но мастерски несколькими широкими чертами, случайно оброненными фразами и парой мазков-описаний дал вполне четкое понимание происходящего в этом мире.

И последнее — я целиком и полностью согласна с мнением археолога. Более того, я не вижу никакого иного выхода в сложившейся ситуации. Возможно, я бы не стала изначально поступать так, как поступил вернувшийся Александр, но и его мотивы предельно мне ясны и видятся вполне логичными. В конце концов,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вся команда Магеллана вернулась в мир, где уже не осталось их родных и близких, а между ними и потомками рода минимум по пять поколений уже.

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 8 ]  +

Гриф Рифт, 16 декабря 2021 г. в 09:03

На мой взгляд это «детская книга» для взрослых, и прежде всего, о том, что не надо пасовать перед хамством, и необходимо отстаивать свои права. Это роман о том, как воспитывать в себе, и в своих детях доброту, честность, и понимание! Взрослый взгляд на проблему, глазами ребёнка- этот приём автора очень силён! Роман о формировании человеческих качеств в душе 12-летнего мальчика Серёжи Каховского- пионера, капитана пионерской организации «Эспада», смелого, доброго, справедливого! Пионера, готового в любой момент защитить слабого, своих друзей и себя! По сути, это очень правильный мальчишка, хотя взрослые ему ни один раз пытаются доказать, что гнев — это обратная сторона страха, и не нужно вмешиваться во всё и вся, лезть на рожон! Но, как пройти мимо несправедливости, видя её кругом, которую взрослые очень часто игнорируют?! Владислав Крапивин показывает самую главную, на мой взгляд вещь- не останься равнодушным! Равнодушным к чужой беде, если можешь помочь- помоги, там, где другие прошли мимо!

Нам, взрослым, (сразу оговорюсь, не всем) порой кажется, что мы знаем, как правильно воспитывать детей, будущее поколение, но бывает так, что мы взрослые, забываем порой, что сами были детьми! Ведь смотря со стороны, некоторые поступки «Серёжи Каховского», могут быть непонятны! Нам с детства внушали- взрослый всегда прав, но у детей порой свежий, не замыленный взгляд на происходящее!

Так ещё в самом начале повествования ситуация в детском лагере служит нам ярким примером поступок директора- мало того, что отобрать письмо, написанное Серёжей Каховским, своему отцу, так ещё и прочитать его вслух на общей линейке всего детского лагеря! А потом, сказать подростку: «Не нравится, убирайся из лагеря!» Дети всё понимают буквально! Что Серёжа и сделал! Как можно потом его ругать, за то, что он сбежал из лагеря? И подобных ситуаций в романе будет не одна! Возможно, у Владислава Крапивина в романе всё немного гипертрофировано, но, по сути, правильно!

Отдельной темой стоит почерпнуть жизнь Сергея Каховского и его друзей в школе, и пионерской организации «Эспада», которая, собственно, формировалась, как детский клуб, где дети должны были рисовать стенгазеты, лепить поделки из пластилина! Но всё меняется с приходом артековского вожатого Олега Петровича Московкина, как руководителя клуба «Эспада».

Олег, что ни говори был способный организатор, подлинно заинтересовал ребят фехтованием и съёмкой любительского фильма и наконец сумел организовать в клубе из ребят сплочённый отряд, тот, что и позже того, как клуб ликвидировали, а сам Олег уехал продолжил существование. Но всё же Олег допустил одно недопустимое для взрослого человека и учителя действие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда после фехтовального турнира в «Эспаде» несколько ребят шло домов и встретила шеренгу гопников, которые затребовали дать им денег, но от того что денег у эспадовцев не оказалось, то взамен денег гопники взяли и сняли с них форменные ремни и сопротивление этому оказал лишь самый младший Митя Кольцов и свой ремень так и не отдал. Гопникам, видно, и отнятых ремней оказалось довольно и они сказали эспадовцам: «А ну бегите» И не оглядывайтесь!» Все побежали и лишь вновь же Митя Кольцов хотел с превосходством уйти, но за ним увязался гопник по кличке Лысый и стал Митю провоцировать и в итоге получил от Мити по зубам, но а дальше все гопники Митю избили.

Потом, когда на Совете разбирали это дело, Олег сказал:

— У меня предложение совету. Не нужно их отчислять. До среды, до линейки. Пускай вернут себе ремни. Как угодно! Слышите вы? Как угодно! Идите к этим гусыням домой либо караульте на улице, требуйте либо деритесь, дело ваше. Не хотите драться, идите к директору школы, пускай школа берет их за шиворот. Не из вашей школы? Идите в их школу. Либо в милицию… Мне, безусловно, ничего не стоит пойти теперь к этим типам, взять их за жабры, вернуть ремни. Ничего не стоит сделать так, чтобы завтра они сами притащили ремни в клуб и просили прощенья. Но не мое это дело и не дело совета. Вы отдали ремни, вы обязаны их вернуть. У вас три дня. Придете в среду на линейку в ремнях, будем считать, что делу конец. Но не советую являться без ремней. Ясно? Совет согласен? Все. Можете идти.

То есть, по сути, тут Олег искренне и безвыходно толкает, под угрозой наказания, своих подопечных на совершение противоправных действий, к тому же крайне опасных, ведь если они силой всё же попытались вернуть ремни, то это могло кончиться для них тяжёлыми увечьями. Так что Олег мог нравственно осудить ребят, что они запросто отдали ремни и бросили самого младшего и даже косвенно намекнуть на подобное решения этого вопроса, но именно косвенно намекнуть, что бы ребята всё же полностью решили пойти на это сами без всякой угрозы наказания, а вот так откровенно в тоне приказа сказать слова суть которых: «Идите и как хотите заберите у этих гопников свои ремни! А пока не заберете я вас знать не хочу!» — это для взрослого человека руководителя и учителя никуда не годиться. И пускай эспадовцы в данном случаи поступили недостойно, но также недостойно поступает и Олег, когда под угрозой наказания, откровенно толкает их совершить небезопасные для них действия, да к тому же ещё и беззаконные.

Говорят, что подобный случай был и в «Каравелле», В.П.Крапивин, когда был молодым, от туда тоже каких то за подобное исключил, а когда задумался об этом, пожалел, ну нельзя детей реально наказывать за это, осудить нравственно да, что бы они поняли и может быть даже сами решили бы поправить, но использовать репрессивные меры, а так же приказывать исправить-это никуда не годится!

В заключение хочу сказать, что на мой взгляд роман является хрестоматийным, и его стоит читать не только детям, но и взрослым! Лично мне роман очень понравился!

Оценка : 9
«В ночь большого прилива»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 10 июня 2021 г. в 12:15

В очередной раз преклоняюсь перед талантом Владислава Петровича Крапивина. Вроде бы незамысловато, но тем не менее удивительно ярко, ему удалось показать мир параллельной реальности, куда перемещается главный герой то ли во сне, то ли наяву. Сюрреалистический школьный коридор, показанный как портал в другую грань Великого Кристалла и трансформация в двенадцатилетнего мальчишку, очень впечатлили, создав ассоциацию с понятием «дорога в детство». Почему-то это особенно затронуло сокрытые струнки души и показалось с одной стороны иллюзорным, а с другой стороны странным образом близким и понятным. Думаю, еще не очерствевший душой читатель, в этой повести явно почувствует запах сказки из своего мира детства.

Черты показанной реальности вначале слегка расплывчаты, но походу действия они принимают вполне осязаемый и даже жесткий характер. И как-то возникает тревожное чувство за наших детей, перед лицом нашего нынешнего, далеко несовершенного мира. Ведь если сейчас барабанщик забьет тревогу, его вполне вероятно не только не услышат, а еще и затопчут в грязь, сломав веру в добро и искалечив хрупкую маленькую душу. А шесть фонариков на стене вызвали чувство горечи за детей пострадавших от преступлений взрослых.

Повесть полна образов, неуловимых чувств и эмоций. Но вместе с этим для меня Город был осязаем, в видившихся картинах к нему можно было как-бы прикоснуться. Показанное расколотое общество мы, к сожалению, видим воочию вокруг себя. Но Крапивин дает нам и надежду. Барабанщики все равно тянут свою лямку, когда вокруг делают глупости. Безысходное будущее можно изменить! Главное, чтобы взрослые люди всегда были в душе двенадцатилетними и воспринимали книги Крапивина не только как увлекательное чтение, но и как руководство по формированию своих моральных критериев и практических действий. Тогда и мир станет лучше. Спасибо, Владислав Петрович, за веру в мечту и добро.

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 8 ]  +

Каролина Мира, 05 апреля 2021 г. в 21:49

Перечитала, когда захотела светлых эмоций после «Мио мой Мио». Для контраста что ли: тоже мальчик в аналогичной ситуации, но «свой до нитки», «родной». Чтобы плакал от страха, но поменьше. Чтобы думал и о птице, и о ребятах, которых бьют на постаментах в виде пирамид, но в равной степени. Чтобы не все бросались ему помогать в борьбе с Ящером. И чтобы… был наследным Принцем, сыном Короля и Королевы. Женьку Ушакова родители очень сильно любили, правильно воспитывали, и, что нетипично для Командора — это ребенок, у которого все в порядке. Крика: «Любите меня» я не заметила, он сам любит и отзывается на чужое несчастье.

Часто в критике на роман пишут: это были 80-е, Система распадалась, о «счастливом советском детстве» речь шла все меньше и меньше. Командор это чувствовал на грани с уверенностью и талантливо описал «прелести застоя» в виде детской антиутопии. А что такое «отёк», следующий за «застоем», описано в «Рыцарях сорока островов». Понятно, что 90-е – это логическое продолжение 80-х, но хочется верить, что у Юльки, Жени и Толика все получилось. Построить на обломках старого качественно новое. У них есть для этого предпосылки: ребята не зверьё, на новичков не кидаются, не справившихся со страхом и болью не «линчуют», заболевших обузой не считают.

Язык Командора этого периода мне понравился: все на месте, ничего лишнего, в цель и навылет. Оказывается, я могу чувствовать – «Ох, Дуг!», «Ох, Птица». Это болючее, как укол лидокаина, ощущение поселилось во мне 1 сентября и не уходит. Простыми словами он будоражит воображение, вызывает картинки. Лестница, виадук, тюрьма, Ящер, памятник мальчишкам – один из них еще не знает, что потеряет Друга. И Ктор Эхо, который не Рыцарь Като, а намного хуже – Система. Как по мне, куда страшнее вкрадчивый и добрый голосок, вещающий о «порядке равновесия» и необходимости жертв Ящеру (машине), чем плачущие кровавыми слезами лошади. Чувствуется, что Крапивин именно в этом произведении «нашел себя» окончательно, перестав подражать Гайдару и Грину в описательности и идейности. Сохраняя их искренность и честность.

Напоследок хочу отметить: Владислав Петрович признавался, что создатели «Легенды острова Двид» его с Лукьяненко перепутали. В ключевых моментах вроде Ученого и Правителя или заявления Юльки Гаранина о том, что он «дома». Ну да, в чужом мире с неясными перспективами, а последний вменяемый взрослый погиб… Лишить фильм этого Юлькиного

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Папа, мама, я дома!»
— преступление. Понятно, что создатели фильма мне ничем не обязаны, а я их творение не обязана смотреть. Говорят, любительское кино намного ближе к оригиналу. Поверю. А книга – все 10 из 10.

Оценка : 10
«Белый щенок ищет хозяина»
–  [ 8 ]  +

strannik102, 04 ноября 2020 г. в 07:41

Разве можно прожить всю жизнь вот так, без собаки? (М/ф «Малыш и Карлсон»)

Маленькая повесть для ребят младшего и среднего школьного возраста.

Из раннего Крапивина (на момент написания автору было всего 24 года).

Чистая и добрая, светлая и прозрачная книжка.

С соответствующим настроением, с тщательно подобранными персонажами и героями, с выверенными сюжетными ходами и переходами.

Которые, кстати говоря, не только лишь ограничиваются судьбой щенка, которые волей случая остался одиноким в незнакомом городе и историей мальчишки, которые страстно хочет собаку.

А на самом деле тут и история взаимоотношений между ребятами разного возраста, и соперничество разных мальчишеских группировок, и открытие — что такое настоящая дружба, и даже место для небольшого личного подвига и смелости тоже нашлось — попробуйте-ка сами перебороть свой страх, и поймёте, каково это.

Оценка : 10
«Лужайки, где пляшут скворечники»
–  [ 8 ]  +

strannik102, 01 октября 2020 г. в 21:00

Кто-то же должен делать Весну...

В этом романе автор отходит от привычной для постоянных читателей Крапивина схемы. Потому что книга начинается не с рассказа о синеблузом и красногалстучном счастливом (или тревожном) мальчишечьем детстве. А перед нами предстаёт молодой, однако уставший душой (послевоенное проклятие всех воевавших и убивавших) мужчина. И хотя чуть позже Крапивин отправляет читателя в воспоминания Артёма о его пионерсколагерном подростковом детстве и о романтической дружбе с девочкой, однако мы всё равно помним о том, что это только подводка к жизненной ситуации Артёма. А вот дальше включаются знаменитые крапивинские Безлюдные пространства — правда на этот раз они не совсем безлюдные, и потому Артём попросту поселяется в них вместе со своей избранницей и её младшим братом. И тут возникает оригинальная ситуация: город вроде бы и знает обо всех этих площадях и территориях, и даже как-то пытается управлять ими (в смысле просто как бы давать разрешение на приобретение того или другого клочка земли на этой окраине города), однако же и совсем подчиниться городу эти Пустыри не хотят, о чём читатель узнает чуть ближе к концу повествования.

Конечно же происходят какие-то важные жизненно-бытовые события и происшествия, и постепенно Артём начинает всё более серьёзно верить и в само существование этих самых Безлюдных пространств и в существование особого города в междумирье — куда денешься, коли ты сам физически (физически?..) побываешь там и насмотришься всякого.

Вторая часть книги является едва ли не отдельным и независимым повествованием. Я имею ввиду встроенный в текст рассказ/пересказ неизданной (или всё-таки изданной?) книги о чёрных кирасирах, написанной одним из персонажей — содержание совсем отдельное и никак не связанное с основным сюжетом повести. Хотя как несвязанное — получается, что связанное.

Конечно же, Автор закручивает лихую пространственно-временную петлю, перемешивая события настоящего, прошлого и будущего в один гордиев клубок выборов — торчат из клубка несколько нитей, тяни за какую хочешь, но знай, что за каждым Выбором следует то или иное последствие. И выборы-то всё такие, что не каждому врагу пожелаешь встать перед такой дилеммой.

В результате, даже толком и не понимаешь, к какому читателю обращается Владислав Крапивин — к мальчишкам излюбленного крапивинского возраста в 10-12 лет, или к людям более старшего возрастного периода. Но совершенно отчётливо знаешь, и тому и другому читателю книга будет и интересна и полезна. Думать заставляет и приучает.

Оценка : 10
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Necrov, 27 сентября 2020 г. в 00:04

Замечательный цикл, который стал одной из основ для «Великого Кристалла». Несмотря на то, что писался он с большим перерывом (7 лет разделяют первую и вторую части), Крапивину удалось подхватить то настроение, которым пронизан первый рассказ, пусть и не вполне точно, но в достаточной степени.

Многие идеи, которые зародились в этом цикле Владислав Петрович в дальнейшем использовал в своём «Великом Кристалле». Здесь мы слышим из первых уст историю «трубача Юхана», который спас свой город от врагов и узнаём его настоящее имя. Здесь же Крапивин впервые рассказывает о том, как можно зажечь рукотворную звезду.

И, разумеется, все три повести — гимн настоящей дружбе, которая крепче всего бывает в детстве. И в финале даётся совершенно трогательный и прекрасный символ этой дружбы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обыкновенная капроновая верёвочка с узелками. Правда, узелки эти, завязанные настоящим другом, невозможно разорвать. А если привязать верёвочку к намертво вросшему в берег якорю с одной стороны и к лютому железному шиповнику с корнями, достигающими самого центра земли, с другой, то такая прочная связь сможет навсегда соединить две разбегающиеся планеты.

Чудесная лиричная сказка с традиционными «крапивинскими мальчиками». Сейчас, когда пошёл третий десяток новому тысячелетию, очень не хватает таких вот светлых, добрых произведений. Это настоящее убежище от всепоглащающей, лишённой морали и отечества пользы, которая торжествует в XXI веке.

Оценка : 9
«Выстрел с монитора»
–  [ 8 ]  +

strannik102, 06 сентября 2020 г. в 18:05

Романтика героизма. Хотя тут всё сложнее...

Для ввода в тему (и для запутывания читателя) автор написал кратенький пролог, который ничего не объясняет (конкретно для этой повести), но зато сразу даёт понять о масштабе рассматриваемых смыслов и сутей.

Сама повесть представляет коротенький многовариантный квест — квест на физическом уровне (главный герой повести едет домой, вернее, добирается), квест в пространственно-временном континууме (нам аккуратно вбрасывают понятие Кристалла Мироздания, а также закручивают петлю во Времени, квест в исторических событиях (хотя на самом деле трудно сказать, были ли описанные мониторные события в этой грани Кристалла, или они происходили в другой «плоскости» Мироздания, и тогда говорить о каком-то историзме попросту не приходится), квест героический, квест гуманистический…

Но всё это взрослое, холодное и скучное, сплошные размышлизмы. А на самом деле эта повесть попросту нацелена на то, что есть в человеке хорошее и благородное, доброе и светлое, возвышенное и романтическое, рыцарское и просто Человеческое. И когда читаешь эту повесть уже не с позиции взрослого человека, а так, как читал бы её ты сам в возрасте этак на полвека помладше, то и удивляешься и радуешься, и страшишься и отваживаешься, и сомневаешься и решаешься — в общем, делаешь всё то, что делал главный герой повести мальчишка по имени Галлиен Тукк и что делал и был готов сделать мальчишка по имени Павлик.

Вообще эта тема — мальчика-героя, трубача или горниста или барабанщика или ещё какого-то мальчишки, спасшего армию (город, отряд…) то и дело возникает у разных писателей. Ну, вот если навскидку, то Аркадий Гайдар с его Мальчишем-Кибальчишем и со всеми другими его обычными геройскими пацанами. А Крапивин просто переводит древнюю как мир тему из старого напева на новый более современный мотив. Потому что у каждого времени свои герои и если раньше мальчишка в будёновке был примером для многих ребят, то нынче это уже должен быть новый герой. Однако суть от этих перемен не меняется.

Оценка : 10
«Ампула Грина»
–  [ 8 ]  +

kerigma, 17 августа 2020 г. в 22:13

Вполне крапивинский роман: идеальные, добрые и умные дети, которые не бесятся, а занимаются полезным и важным делом. Такие же идеальные «хорошие» взрослые: их не видно, но от них происходят еда и организация всего, что нужно детям для увлекательного досуга.

Подкачали только «плохие»: слишком уж торчат уши у этой пародии на известный всем злодейский строй, слишком уж картонные злодеи. Полуформальная проправительственная организация решила для хорошей жизни истребить половину населения страны специальным излучением. И чтобы все это порушить, достаточно сломать (практически с помощью «веревки и палки») этот зловредный излучатель — как тут же «добрые» все узнают, «плохих» накажут, и мир восторжествует. Увы, история говорит там, что если правительственная организация решает истребить половину населения страны, именно мальчики-подростки и становятся ее главным оружием, и никакого излучения им не нужно, достаточно тех же веревок и палок. К вопросу о том, что реалистично и о том, к чему на самом деле имеют склонность подростки.

Но все читают фэнтези не для того, чтобы думать о реалистичности, а эскапизма ради, понятно. И городочек Инск Крапивина, в котором можно успешно скрыться от любого зловредного правительства — такой идеальный приют эскаписта. Милый, тихий, провинциальный, зеленый. Я себе в голове рисуют некоторые районы Великого Новгорода, думая я о нем (очень люблю этот город). Место, где не страшно отпускать детей бегать одних куда угодно и приходить только к обеду. Такая квинтэссенция идеального места, чтобы провести детство на улице (которого ни у кого не было, понятно, но всем бы хотелось) — чтобы и другие дети вокруг были сплошь хорошие, игры — интересные и важные, взрослых — не видно.

В целом все действия детей по «спасению мира», конечно, прописаны так, будто они на самом деле производят эффект в дейстивительности, но если смотреть на суть, то это не что иное, как та же игра. Давай представим, будто бы наш разбившийся елочный шарик — это супер-мега излучатель. Будто друг Вася — тайный наследник империи. Будто на задворках официального, унылого провинциального городишки есть таинственный путь, которым попадают в *другой* город, тот же, но с другим названием и принципиально другим качеством. В такое волшебное место, в котором все всегда хорошо. С точки зрения психологии — это просто вопящая потребность в безопасности, такая, что в реальном мегаполисе страшно выйти в метро.

И если разложить рассказанную историю на настоящее и придуманное, очень легко отделить эту «игровую пленку»: мальчик-сирота вполне может быть настоящим, как и интернат. Никто его не травил, конечно, кому он нужен. Никому он не нужен. Лето, провинциальный тихий город, дети играют.

Оценка : 7
«Журавлёнок и молнии»
–  [ 8 ]  +

strannik102, 04 июля 2020 г. в 05:41

Не бойся грома

Эта книга Крапивина вряд ли относится к числу романтических его произведений. Просто потому, что романтики как таковой в ней пожалуй что не встретишь, ну, разве что косвенно. Зато сами романтики, как человеческие личности с некоторыми характерологическими особенностями, в этом романе занимают, пожалуй, центральные места. Если не по объёму, отведённому им автором, то по значимости. И это прежде всего дедушка Журки — человек, с которым читатель практически ни разу не встретится тет-а-тет, но о котором и которого будет узнавать и познавать посредством воспоминаний Журки, а также из каких-то не сильно больших рассказов о нём журкиной мамы и местного пацанёнка, с которым дед, в принципе, фактически дружил.

Зато практически всё остальное место и внимание, отведённое автором романтикам, занимает главный герой романа, Юрик Журавин, человек одиннадцати лет от роду, однако уже имеющий, а главное, воспитывающий в себе, принципы и характер. Причём и то и другое не понарошечное пацанёнское, а вполне взрослое и ответственное, а порой отчаянно-мужественное.

При всём при том Юрик-Журка выведен Владиславом Крапивиным не как человек безошибочный и героический, а как совсем обыкновенный городской мальчишка, совершающий и ошибки и попадающий в неприятности, и иногда трусящий чего-то, и злящийся — разный, какими и бывают настоящие не книжные мальчишки одиннадцати лет. Да только вот возраст этот — 10-12 лет, у мальчишек самый рыцарско-благородный, и если попадётся на пути хороший и мудрый человек, то непременно получится из такого мальчишки настоящий человек.

И тут мы уже переходим ко втором смысловому слою повествования, в который автор как раз поместил размышления об ответственности взрослых за судьбы ребят — и родителей, и учителей, и родителей их друзей, и просто встречающихся на детском пути самых разных взрослых. И выведенные в романе образы взрослых и рельефны, и жизненно-правдоподобны, и вместе с тем чётко функциональны, а все проблемы отношений между подростками и взрослыми Крапивиным максимально возможно обострены — максимально с тем ограничением, чтобы повествование не превратилось в кукольный спектакль. И как мне кажется, всё у Крапивина получилось замечательно (кто бы в этом сомневался) и все перипетии жизненно-книжных ситуаций привели читателя (любого возраста) в ту точку, куда и хотел их привести Крапивин.

Магия воздействия книг Крапивина необыкновенна, и по прочтении такого романа непременно примеряешь все описанные ситуации к себе и к своим отношениям сначала с собственными детьми, а теперь уже и с внуками, которые как раз находятся именно в этом самом любимом крапивинском возрасте — 11 и 13 лет… Век живи, век учись.

Оценка : 10
«Оруженосец Кашка»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 11 марта 2020 г. в 09:17

И всё-таки Владислав Крапивин — явление уникальнейшее. Ну назовите какого-нибудь другого писателя, который смог бы на такую простенькую и, честно говоря, не самую увлекательную тему, как зародившаяся дружба двух ребят в пионерском лагере, написать так, чтобы от текста нельзя было оторваться.

Мало того, что написано интересно, здесь и вся ребячья психология разложена по полочкам и, вспоминая себя, ни с чем особо и не поспоришь. Пожалуй, лишь жизнь в пионерском лагере выглядит несколько приукрашенной. Я неоднократно бывал в таких лагерях приблизительно в то же время и что-то не заметил, чтобы персонал этих лагерей обращал хоть какое-то внимание на своих подопечных. А уж мечтать о специально проводимых соревнованиях по стрельбе из луков.... Может быть у нас в Тульской области тогда были какие-нибудь не такие пионерские лагеря :)?

Оценка : 8
«Наследники»
–  [ 8 ]  +

UnrealQW, 11 июня 2019 г. в 02:18

Последний том трилогии на голову выше предыдущих двух. Именно здесь появляются взрослые мысли, а не описание незамысловатых детских впечатлений. Герой трансформируется по ходу романа, он постоянно узнает что-то новое о себе и размышляет. Морализаторство хоть и присутствует, но не сильно выпирает наружу.

Читаю Крапивина первый раз. Говорят, у него повороты сюжета (борьба с жестокими и равнодушными учителями и гопниками, любовь к морю) повторяются из книги в книгу, но как самостоятельный роман весьма читабелен. Написан хорошим языком, эмоционален, от начала и до конца держит в напряжении историей главного героя.

Оценка : 9
«Тополиная рубашка»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 02 июня 2019 г. в 10:09

Крапивинские сказки трудно спутать с какими-либо другими — они абсолютно оригинальны, обязательно содержат пару-тройку простеньких мыслей, важных для воспитания подрастающего поколения и, главное, накрепко связаны с реальной жизнью ребят-подростков. Ну и увлекательны, конечно — это само собой.

Вот и «Тополиная рубашка»: Хозяин, ржавые ведьмы и ржавчина в душах людей — это всё великолепные находки Владислава Крапивина. Мысли, вкладываемые автором в сказку, просты и правильны — как раз для ребят 8-12 лет: отвечай добром на добро, будь решительным и смелым, сумей превозмочь свой страх, сражайся за то, что считаешь правильным.

Но сказка сказкой, а главное в повести — это, конечно, очарование босоногого детства, когда каждый летний день был так долог, что превращался чуть ли не в вечность, когда кругом настоящие друзья, которые всегда поймут тебя и когда вера в сказку, в то, что в жизни может произойти абсолютно всё, присутствует в твоей душе органично и непоколебимо. Спасибо Владиславу Петровичу за то, что своими книгами он будит в нас эти воспоминания о своем детстве!

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 8 ]  +

LadyL, 10 декабря 2018 г. в 07:38

В подростковом возрасте, когда обычно и читаются книги Крапивина, я умудрилась проскочить его, позже, относилась к его книгам как к детским и для чтения не рассматривала. Но вот, благодаря рекомендациям Фантлаба и моим единомышленникам, я взялась за первую свою повесть Владислава Крапивина. Взялась и сразу отметила, что герой-то взрослый человек, обрадовалась, что видимо не все его книги для подростков. Ну, повесть мое первое мнение подкорректировала. Детей там хватает и конечно же они бедные и несчастные, их необходимо спасать и они главное сокровище государства, но государство этого не понимает. Вообщем в этом плане книга оказалась предсказуемой. Вообще, я бы сказала, что она оказалась ожидаемой. Однако это не плохо, хотя и никакой интриги по сути и нет.

Что же мы имеем? Героя-обывателя в благополучном, но несколько странном мире, который вдруг, волею обстоятельств или шутки оказывается выдернут из привычной жизни и поставлен в противовес государству, который узнает, что нет никакой справедливости в его мире, что вообще он, по сути, и не жил. И тут этот мягкотелый обыватель и эгоист постепенно проходит метаморфоз в героя-революционера. Ну и эгоизм его постепенно переходит в самопожертвование и стремление спасти всех, кого может. Таким образом мы имеем несколько линий: Корнелия с его развитием, государства с его машинной справедливостью/несправедливостью (тут уже конечно есть намек на загнивающее благополучие капитализма, не берусь судить о правдивости и ложности этой мысли, так как везде есть достоинства и недостатки), революционная подоплека, когда один в поле воин и в праве решать за всех остальных, ну просто потому, что его обидели и он осознал высшую правду, а другие все такие же невежды. Есть тут и мечта о светлом месте, где все живут по совести и несчастных нет, а главное нет ненужных детей. Хотя, справедливости ради, надо сказать есть в повести и мысль о том, что вправе ли кто-то решать за всех и вмешиваться в жизнь мира, государства ради своих представлений о лучшем мире(демократии?), есть и мысль о том, что везде свои недостатки и единого решения нет, но очень робкая, мягкая, в виде спора двух ученых -аналитиков. Конечно же достаточно много детства, в виде воспоминаний героя и показан контрастом мир, где дети жестоки, где они могут травить слабых или робких, и мир детей сплотившихся перед угрозой и заботящихся друг о друге.

Вообщем, тут все намешано, и научная фантастика, и гуманистическая, и детская литература, и легкий налет антиутопии.

Что мне понравилось: быстрое и динамичное развитие сюжета, его некоторые повороты, не влияющие на общий итог, но раскрывающие героя, помогающие ему до конца измениться и делающие повествование интереснее. Скучать не пришлось. Нет долгого предисловия, события начинаются сразу и предыстория постепенно, по мере необходимости, появляется в сюжете в виде воспоминаний Корнелия. Конечно же понравилась гуманистическая направленность книги. Очень интересная научно-фантастическая составляющая повести.

Что не понравилось: постоянное акцентирование и повторение этой сказки/считалки/игры/молитвы. На мой взгляд, это несколько засоряет сюжет, так и хочется сказать автору, что я уже поняла, что это важная фраза и по этому Вы взяли её заглавием. Кому как, а меня начало раздражать.

До сих пор не могу решить, понравился ли мне или нет этот максимализм и черно-белое изложение идей.

Как итог. В целом книга хорошая, добрая, интересная, но читать надо в свое время, я уже для нее слишком взрослая и не готова воспринимать идеи без споров, а ко многим отношусь даже скептически. Буду ли я дальше читать Крапивина? Пока не знаю. В ближайшее время скорее нет, чем да.

Оценка : 8
«Дети синего фламинго»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 19 октября 2018 г. в 19:37

В какой-то степени эта повесть именно то, из чего впоследствии и выросла «Голубятня...». Во всяком случае это первое произведение автора, в котором Крапивин столкнул своих героев, обыкновенных советских подростков, с какой-то странной, уродливой, неправильной жизнью в антураже необыкновенного, полусказочного, невозможного. А для нас, тех, кто с жадностью читал эту вещицу в далеком 1981, это было ещё и одно из первых окошек в чудесный мир странного, волшебного, неизведанного.

С высоты сегодняшнего дня и доступных любому читателю всех богатств мировой фантастики видно, что повесть, в отличии от «Голубятни...» предназначена в первую очередь для подростков, да и вообще больше смахивает на хорошую умную современную сказку, чем на что-то более серьёзное (ну скажите на милость, какой современный десятилетний мальчуган согласится отправиться неизвестно куда избавлять страну от ужасного чудовища? :)).

Но при всём при этом читается повесть и сегодня просто прекрасно: действие увлекательнейшее, текст лёгкий, а герои ровно такие, какими мы хотим их видеть. Ну а чудесного и таинственного в этой книжке столько, что самому привередливому читателю мало не покажется.

Оценка : 8
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 8 ]  +

Абарат, 07 ноября 2017 г. в 21:24

Темно-серое небо

Разогнало ребят —

То прибытья примета

ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ...

Поднимались курсанты

В их лицее морском

Под мелодию марша —

Все, кто стал Ветерком.

Ясной ночью осенней

Рецепт Искорки прост:

Семена белоцвета

Заложить в темный Мост

Оценка : 10
«Бронзовый мальчик»
–  [ 8 ]  +

strebkov, 16 апреля 2016 г. в 19:38

Только сейчас впервые прочитал этот роман, который стал для меня приветом из ранних 1990-х, прекрасно передающим тревожную атмосферу тех лет. Удивительно, конечно, было вновь вспомнить это смутное время (в те годы мне было 15 лет, я был чуть старше героев данного романа) — довольно сложные эмоции и ощущения оно у меня вызывает. Ещё более неожиданным было узнать о том, как сложилась судьба героев «Мальчика со шпагой» в представлении автора. Раньше мне никогда не приходило в голову, что ведь, действительно, именно это поколение — поколение Серёжи Каховского, Данилки Вострецова, Генки Медведева и других ребят из отряда «Эспада» — массово попало на войну в Афганистане. Кто-то с неё не вернулся, кто-то вернулся инвалидом. И следом за этим возникла другая пронзительная мысль — ведь герои «Бронзового мальчика» точно также пять лет спустя могли бы попасть на чеченскую войну. Вот она какая получается невесёлая перекличка поколений...

А в целом, несмотря на некоторую политизированность, это типичный крапивинский роман о мальчишках, о верности, о чести, о благородстве, о любви и о дружбе.

Оценка : 8
«Дети синего фламинго»
–  [ 8 ]  +

yunonochca, 05 ноября 2015 г. в 23:59

С чего же начать...Так-так-так..На душе тоска после прочтения. Вроде и дружба есть, и предательство. Но сердце щемит. Хотела почитать детскую книжку, а получился тяжкий груз.

А так прекрасно все начиналось. Ребята, лето и веселье. «Войнушка» на деревянных мечах. Двор и речка. Незнакомец в странной шляпе и страх. Решение помочь в борьбе со страшнейшим Ящером. Обман и темница. Свобода и знакомство с прекрасным синим Фламинго. А дальше что — узнайте сами.. Чудесная книга. Единственное, что маленьким детям я бы ее не читала. Слишком уж кровавые и страшные события здесь есть.

Оценка : 10
«Вечный жемчуг»
–  [ 8 ]  +

gamarus, 01 сентября 2015 г. в 16:05

Последняя повесть из цикла «В ночь большого прилива». В этот раз, молодой человек по имени Сергей, попадает в мир горнистов и барабанщиков со своим старым приятелем, соседским мальчишкой Володей. Это путешествие уже не сон и потому атмосфера будет чуть отличаться от предыдущих историй, хотя по-прежнему ощущение фантастической сказки и нереальности будет очень сильно. В дорогу наших героев позвала морская раковина, а поводом для призыва, как не грустно, стало прощание. Именно это настроение: нагнетание неминуемой разлуки и будет основным мотивом повести. Тихая скорбь прощания с друзьями для Сергея это не только расставание с удивительным миром и со старыми товарищами, Валеркой и Братиком которые, казалось бы, связаны крепко на крепко самой судьбой, но и потеря возможности снова возвратиться в своё детство. Снова испытать лёгкость не только в теле, но и в мыслях, в стремлениях, в поступках...

В этой части трилогии не будет лихих приключений и поворотов сюжета, но сказка полна красивых и трогательных символов. Символ дружбы «вечный жемчуг», как сделать, что бы его не гаснущий огонь не пропал даром и помогал людям? Символ не сбывшейся мечты из далёкого детства – матроска, единственная вещь которую получилось оставить себе на память после свидания с ним. Капроновая верёвка — в реальности короткий путь через два этажа, в другом мире не раз выручавшая ребят и, в итоге, намертво связавшая два мира. Даже взлётная полоса самолёта имеет для Крапивина особое значение, как и, наверное, для всех детей его поколения.

Повесть грустная, очень добрая, мягкая, неторопливая, органично и достойно завершающая приключения уже полюбившихся друзей. Не хотелось просыпаться, не хотелось взрослеть, не хотелось ставить книгу на полку...

Оценка : 8
«Острова и капитаны» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Эспери Ахэ, 20 июня 2015 г. в 07:04

Большой объем текста, говорите? А я прочитала его на одном дыхании, где-то смеясь, где-то пуская скупую слезу, где-то тихо повизгивая от удовольствия. Поняла для себя — если книга В. Крапивина ( пока говорю лишь об этом Авторе) заставляет меня, взрослую циничную тетку, ТАК переживать, значит, эта книга достойна высшей оценки. Да, впервые прочитала «Острова...» еще в ранней юности, сейчас вот освежила в памяти. Восприятие почти не изменилось, а это дорогого стоит.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 8 ]  +

Zvana, 16 июня 2015 г. в 12:53

Простой добротный фантастический роман для детей, написанный чётко и лаконично. Только всё самое необходимое, практически нет скомканности, мешанины. Конец немного оборван.

Оценка : 7
«Крик петуха»
–  [ 8 ]  +

Shtrm, 03 марта 2015 г. в 09:43

Очередная повесть цикла показалась мне более спокойной, менее эмоциональной и менее богатой на события. В ней нас еще глубже посвящают в принципы перемещений по граням кристалла, связывая новых персонажей и старых знакомых, истории предыдущих книг и новые приключения героев. В какой то момент очередное открытие линий пересечения судеб и сюжетных линий восторгает, но но восторг уже привычен и оттого мимолетен.

Странно, но во второй части книги приключения ребят уже не так увлекательны, быть может потому, что идет уже привычное противостояние с системой с ее уланами и индексами. Быть может дело в количестве персонажей, ведь одно дело сопереживать одному герою (Ежики или Цезарю) и проецировать его образ на себя, другой увидеть их вместе с Витькой, его друзьями другими путешественниками. Немного грустно становится по мере того, как проясняются многие тайны, связанные с перемещениями между мирами, а само перемещение становиться чем то обыденным. Но судя по всему так и было задумано, чтобы именно в этой книге объяснить многие загадки.

Но несмотря на двоякие ощущения после прочтения, повесть мне конечно же понравилась, и я с нетерпением жду момента, когда окончательно переварив «Крик петуха», приступлю чтению следующей книги. Ведь впереди, я уверен, еще столько интересного и увлекательного.

Оценка : 8
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

dmsl, 08 февраля 2015 г. в 03:10

Я читал цикл уже будучи взрослым. Этим он выделяется среди череды однозначно детских произведений Крапивина — некоторые его части можно читать и взрослому.

Первая книга — «Выстрел с монитора» — довольно типичная для Крапивина, и вполне детская. Мне она показалась скучноватой. Но вот вторая (Гуси) это эталонный образчик антиутопии, прекрасный, цельный сюжет, с полноценной завязкой, кульминацией и развязкой. Бесспорным шедевром является и третья книга (Застава), хоть и детская, но очень сюжетная и романтическая. В отличии от «Крик петуха» и «Лоцмана», где нет внятного сюжета, хотя есть некоторая атмосфера и, наверно, присущая Крапивину психоделика, которую чувствуют только дети. Другие части не читал, мне они показались совершенно детскими.

В целом, цикл несомненная удача автора и родителям непременно нужно снабжать этими книгами своих чад пока они в нежном возрасте и способны воспринимать фирменный Крапивинский гипноз, непостижимый взрослыми.

Оценка : 10
«Самолёт по имени Серёжка»
–  [ 8 ]  +

komatoznik, 06 января 2015 г. в 21:33

Причастность этой книги к детской литературе следует объяснять только тем, что она — о детстве, а главные герои — дети. Направлена она на аудиторию всех возрастов, а взрослым так просто необходимо читать ее.

Эта книга о дружбе. И память об этом понятии неплохо бы освежить на фоне некоторых современных отношений, называемых дружбой, но не имеющих с нею ничего общего. Ее краеугольным камнем является не корысть, а доверие. Уверенность в том, что друг подхватит, если ты будешь падать, уверенность в том, что ты сам придешь ему на помощь, если таковая потребуется. Вера в то, что страх не остановит.

Эта история о воображении. Ее главный герой — мальчик, чье тело волею несчастного случая превратилось в клетку и лишило его не только свободы передвижения, но и множества ярких впечатлений. Автор пишет об этом просто и открыто, не опускаясь до жалостливого тона, что, несомненно, верный подход. Тело — механизм для сообщения с материальной реальностью. Если какие-то его части перестали функционировать должным образом, это безусловно тяжело, но всегда нужно помнить: разум — вот что делает человека человеком. Можно отнять от тела один палец или всю ногу, но разум остается в любом случае. Значит, есть и человек. Значит, в порядке и воображение, врата и ключ к безграничности, которыми в детстве обладает каждый. Почему многие теряют их по мере взросления? Может быть, потому, что взгляд все больше склоняется к земле, и все теснее связи с телесным. Тогда время от времени необходимо напоминать себе, какие миры создавались воображением, хотя бы с помощью таких книг, как эта. Она о простых и понятных вещах и все в ней по-настоящему. Даже фантазии.

Оценка : 9
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 8 ]  +

тихий омут, 21 июля 2014 г. в 13:28

Замечательная, великолепная книга.

При прочтении(прослушивании) несколько раз придирался к некоторым моментам, но по окончании книги и забыл про это.

Десткая подростковая книга с одной стороны, книга эта может быть не менее интересна и более взрослому читателю. Отлично прописанный мир будущего, который в глазах ГГ превращается из утопического в типичную антиутопию, по мере раскрытия сюжета и развития героя. Великолепно прописанные герои — характеры, психология, отношения. Отлично и гармонично вписанные флэшбэки(воспоминания), легенды и открытый конец. Вот это по началу разочаровало больше всего, но теперь понимаю, что это один из главных плюсов книги. Такой финал..Какой? Прочтите — поймёте :)))

«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

amak2508, 02 мая 2014 г. в 19:01

Три совершенно разные части, общим для которых помимо главных героев и их мальчишеской дружбы является только то, что авторство их никогда не спутаешь, рука Крапивина узнается с первых фраз. А так — даже оценить все три части вместе рука как-то не поднимается.

Первая часть (Далекие горнисты) — вещь более детская, просто сказка в стиле Крапивина о ребячьей дружбе, умении преодолеть себя, смелости и верности. Вызывает стойкие ассоциации как с «Ковром-самолетом», так и с «Детьми синего фламинго» — тот же настрой, те же мысли...

А вот вторая часть (В ночь большого прилива) взрослому читателю должна понравиться гораздо больше. В ней кроме уже привычного для автора антуража: незнакомый город с высокими башнями со шпилями, шпаги и, конечно же, барабанщики, есть и любопытнейшая тема — исполнение предначертанного и возможность нарушить это предначертание. И как же здорово, по-крапивенски, это реализовано в тексте. Вещь для раннего Крапивина получилась непривычно жесткой и, наверное, даже больше должна понравиться взрослым, чем подросткам.

Третья же часть (Вечный жемчуг) — просто очень доброе повествование о настоящей ребячьей дружбе, тоже вполне крапивенское.

«Портфель капитана Румба»
–  [ 8 ]  +

Bizon, 10 октября 2013 г. в 14:54

Приключения мальчика Гвоздика и его дяди к которым неожиданным образом попадает карта в которой указано место клада капитана Румба. Книга добрая, легкая, и очень детская. Пожалуй самая детская из книг Крапивина. Даже странно, что он писал ее в тоже время когда и цикл «Безлюдные пространства». Здесь нет глубокого психологизма, философии. Одни приключения. Враги нестрашные, но упорные. Сам Гвоздик типичный мальчик годов эдак 70-х, никак не 90-х, со всем их грузом проблем. При всей реалистичности в книге есть и сказочные, фантастические моменты: от корабельных гномов и игры в футбол, описание которой понравится читателю любого возраста до джинна заключенного в пуговицу. Только желаний он может исполнить всего одно, а не три. И клад капитана Румба не так прост.

Детям книга понравится, хотя сам сюжет и построение книги стремительно устаревает со временем.

Оценка : 8
«Ампула Грина»
–  [ 8 ]  +

natbaeva1960, 23 сентября 2013 г. в 23:36

Читала — не могла оторваться. Критиковать не хочется, но...

В мерзкой реальности Империи крапивинские мальчишки выглядят «попаданцами» из прошлого. Из семидесятых лет. Нет, они не «позавчерашние», они просто нормальные, но КАК можно сегодня вырасти НАСТОЛЬКО нормальным?

Очень люблю раннего Крапивина и очень хотелось бы прочесть ещё что-нибудь уровня «Всадников со станции Роса»...

Оценка : 7
«Валькины друзья и паруса»
–  [ 8 ]  +

Buka-Ol, 20 августа 2013 г. в 11:07

«Я верю только мачтам и мечтам, а море верит доблестным и честным. Я ветер дальних странствий не предам. И мне иначе жить неинтересно» — с того урока музыки в 7 классе, на котором мы разучивали эти простые, но до слез пронзительные слова, эта песня всегда со мной; получается, через нее (к сожалению, намного позже) произошло и знакомство с Валькой, с миром Владислава Крапивина.

Был на экзамене по истории литературы вопрос о том, как Л. Н. Толстой рисует взрослеющего ребенка, отмечался глубокий психологизм в изображении становящегося характера и т. п. Это классик, против него не попрешь. А есть В. Крапивин, который тоже рисует ребенка, становящийся характер; и перечитывать того же «Вальку» мне хочется намного чаще, чем «ДОЮ», он роднее что ли... Это сейчас, когда ты взрослый, с высоты какого ни есть опыта оцениваешь ситуации, поступки, которые были тогда — «в детстве», и кажутся они порой глупыми, наивными, порой смешными. Но ведь тогда было всё взаправду, всё серьезно. И от каждого твоего шага, каждого поступка зависела вся твоя жизнь. А разве не так? И В. Крапивин страница за страницей мастерски показывает это, аж до кома в горле — у «взрослого-то человека».

Будет ли понятна повесть современным школьникам, не знаю: многих реалий того времени уже нет. Но для тех, кто постарше, в самый раз. Сколько нас таких, кому всегда двенадцать, четырнадцать, семнадцать?.. И соглашусь с Kriptozoy в том, что десятки мало.

Оценка : 10
«Флаг-капитаны»
–  [ 8 ]  +

Slad-Ko, 18 июля 2012 г. в 18:04

На днях снова перечитывала, в сотый, наверное раз. И снова, как в детстве перед глазами встали волшебные берега Севастополя. Не самая любимая часть «Мальчика со шпагой», наверное потому что опять приходится прощаться с любимыми героями. Но, наверное, самая пронзительная часть.

Оценка : 10
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 8 ]  +

Златая, 01 марта 2012 г. в 08:38

Читала в детсве, а потом чёртову уйму лет искала, где купить эту книга заново:) Но она будто заговореная! Наконец-то у меня есть большой сборник...

Крапивин пишет удивительные вещи.

Оценка : 10
«Тополята»
–  [ 8 ]  +

darys, 06 февраля 2012 г. в 13:40


Пару дней, как закончила читать роман «Тополята» Владислава Крапивина. Читала несколько насторожено, потому что перед этим начиталась в Сети отзывов (разных). Но к своей искренней радости проглотила роман если не совсем залпом, то очень близко к этому. Вообще-то, я росла на книгах Владислава Петровича, причем не фантастических, а реалистических. Я до сих пор «Тень каравеллы», «Мальчика со шпагой» и «Острова и капитаны» люблю больше всего остального.

В «Тополятах» не очень много фантастики, ровно столько, сколько чаще всего бывает в обычной жизни, когда ребенку еще очень важно, чтобы выдуманные герои были хорошо устроены, а мыльные пузыри реально становились корабликами. Ну, разве что счастливое возвращение Лиски? Но это чудо произошло только один раз и только с кошкой.

Если честно, меня не интересовало, чего больше в романе: фантастики или реализма. «Тополята» — это хорошая, цельная вещь, в которой очень много горечи оттого, что безликое зло регулярно вторгается в нашу жизнь. Но разве это не так? Мне наоборот, кажется, что хороших людей, встретившихся маленьким героям книги, просто очень много. Я не уверена, что они встречаются так часто в жизни. Но вообще-то, я не хронику прочитала, а роман. Я рада, что Тенька нашел свою кошку, пусть и изменившуюся, а судьба Кабула стала более благополучной. То, что много смертей и разлук? Ну, кто же виноват, что так бывает?! Испытания закаляют тех, кто пытается пройти через них достойно.

Спасибо за книгу, Владислав Петрович!

«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 8 ]  +

pava999, 08 ноября 2011 г. в 17:21

Жалко. Мог выйти шедевр русской фантастики. Но автор, кажется, не понял для кого пишет. Кто считает, что для детей, послушайте начало сюжета:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Косморазведчик Ярослав Родин попадает в мир своего детства. Там он встречает четверых детей. Они идут в заброшенную крепость. Ярослав на минуту выходит, и крепость обваливается, убив детей.
Для детей? Приведу цитаты:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он с полчаса стоял, прижимаясь лбом к острому косяку, и не было ни мыслей, ни дыхания, ни ощущений. Был только протяжный молчаливый крик. Вой тоски и боли. И он не приносил облегчения…

Потом Яр заставил себя выпрямиться. Стараясь больше нь смотреть на снимок, опустил его в карман. Умылся. Сходил к парикмахеру, который сбрил отросшую за сутки щетину. Купил у пассажирского помощника билет. Ушёл на нос парохода, на нижнюю палубу, и стоял там до вечера. Один раз подходил помощник, звал обедать в салон. Яр покачал головой.

Больше его не беспокоили. Пассажиры то ли обходили Яра, то ли их не было совсем.

В мире осталась одна жёлтая тоска. Смесь боли и безнадёжности. Яр никогда не думал, что может быть т а к а я тоска.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем он ушёл из крепости? Сейчас Яру казалось счастьем остаться с ребятами до конца. Хоть до какого конца. Лишь бы вместе…

Никогда не будет этого «вместе». Ничего не будет.

Кроме жёлтой тоски.

Куда от неё уйти?

Яр ушёл бы, не медля ни секунды. В воду или головой о камни. Но он боялся. Не смерти. У него было смутное ощущение, что там, за гранью, где исчезает всё, желтая тоска останется…

Я думаю, что ясно, что не для детей. И сюжет далеко не детский. Но если это полноценная взрослая фантастика (или фэнтэзи?), то зачем такая инфантильная 2-ая часть, многие детали из 1-ой, годящиеся только для детсадовского чтения?

Жалко, очень жалко. Можно было поставить 10.

P.S. И ещё не понял название книги. Откуда Крапивин взял жёлтую поляну?

Оценка : 9
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 8 ]  +

Narcus, 22 октября 2011 г. в 23:06

Книги Крапивина мне в детстве нравились. Правда это сейчас я знаю, что это Крапивин, а тогда читал, не обращая внимания на фамилию автора... «Голубятня» в то время как-то не попалась в руки, а тут получил от Фантлаба рекомендацию почитать. Мда, наверное, детские книги надо читать именно в детстве, а сейчас, видимо, слишком много во мне цинизма накопилось. Слишком уж какие-то чересчур правильные герои. Да и логические неувязки между частями (слишком долго писался цикл — 14 лет), притянутые за уши сюжетные ходы, непонятные и необъяснённые злодеи... Хотя робот во второй части мне понравился. Конечно, детям настоятельно рекомендую. Потому что Дружба, Отвага, Честь и всё такое...

Оценка : 7
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Galka, 08 апреля 2011 г. в 16:09

Возвращение взрослого в детство. Возвращение в мечтах и воспоминаниях, окрашенных той теплотой, с какой мы почти всегда вспоминаем себя давних, и той романтикой, которую в детях встретишь редко. Не думаю, что это детская книжка: слишком мало приключений, слишком они незатейливы. А взрослого она захватывает надолго, к ней хочется возвращаться.

Оценка : 9
«Самолёт по имени Серёжка»
–  [ 8 ]  +

Almarea, 01 марта 2011 г. в 12:08

Самолёт по имени Серёжка — это первая книга, которую я прочитала у Владислава Петровича. Как захватила меня эта книга, не передать! Скажу лишь, что в свои почти 27, зачитываюсь Крапивиным. Очень мне нравятся его мальчишки. Настоящие, мужественные, красивые...

Тем, кто собирается читать впервые Крапивина, рекомендую именно эту книгу.

«Мокрые цветы»
–  [ 8 ]  +

Oleg Zagudaev, 16 октября 2010 г. в 12:37

«Этот рассказ я начинаю писать неожиданно для себя. Сейчас 9 мая 1984 года, около четырёх часов дня. За окном такое весеннее сверкание, такой солнечный праздник, что я говорю:

— Женя, дай листок и карандаш.

Хочется навсегда остановить и запомнить эти минуты.»

Так начинается рассказ «Мокрые цветы».

А «Женя», это Евгений Пинаев, у которого в тот момент автор находился в гостях, вместе с женой и младшим сыном.

Евгений Пинаев, под накатившее вдруг вдохновение, выстукивает на машинке окончание своего рассказа, в его друг, Владислав Крапивин, начинает вспоминать о былых временах.

О своём последнем лете, ещё не взрослой жизни, после всех экзаменов, когда он, 17-летний Славка, уже закончил школу и думает о своей дальнейшей судьбе. И его первое знакомство с Грином. И прыжок с парашютной вышки.

О двух уральцах — Евгении Пинаеве и Владиславе Крапивине -живших бок о бок, но познакомившихся в Севастополе, на паруснике «Крузенштерн» — «Потому что оба были «помешаны на парусах».

О том, как тем последним летом встречался с «дядей Борей» и понял, насколько ему дорог этот человек, нянчившийся с ним в детстве, когда матери 6-летнего Славки чуть было не поставили смертельный диагноз.

О маме, которая поправилась тогда, но которой не стало гораздо позже, когда её сын уже строил яхты с отрядом «Каравелла». О том, как «три знамени склонились над мамой — избитые походными и штормовыми ветрами флаги ребячьей флотилии»...

А «мокрые цветы» — это две охапки мокрой сирени, положенные на мамину могилу...

«Весна, мама... А снег — это так, случайность. На Урале бывает всякое...»

Оценка : 8
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 8 ]  +

P. Mariposa, 04 сентября 2010 г. в 21:06

В нем суть. Кто хочет найти её в своём мире, обязан прочитать. Там очень просто, детским языком, описаны законы Вселенной, которые мы почему-то забываем, став старше...

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»



⇑ Наверх