fantlab ru

Владислав Крапивин «Тополята»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

Тополята

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

На берегу старинного городского пруда высится комплекс небоскребов, главный из которых получил в народе название «Зуб». В нем нет ни отделки, ни постоянного электричества, ни квартир, ни офисов — люди боятся обживать здание, которое, по слухам, в любой момент может рухнуть из-за ошибок при строительстве. И в котором вообще «что-то не так». Тем не менее жильцы в Зубе есть. В нем обитает волшебный Народец, который поселил там третьеклассник Тенька Ресницын. Здесь же нашел убежище беспризорник по прозвищу Кабул, спасающийся от многих бед. Вообще бед у юных жителей миллионного города Айзенверкенбаума хватает. И одна из них – набирающая силу система ЮЮ, то есть «ювенальная юстиция». Новый роман Владислава Крапивина, касаясь ЮЮ, поднимает и ряд традиционных для автора проблем. Это судьба беспприютных детей, необходимость милосердного отношения к животным, защита старых деревьев, которые в наше время почему-то так ненавистны чиновникам… Это противостояние общества и властей, которое все чаще приводит к жестоким столкновениям...

© Владислав Крапивин

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 259

Активный словарный запас: средний (2843 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма

номинант
РосКон, 2012 // Роман


Издания: ВСЕ (4)

Тополята
2011 г.
Тополята
2013 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 1/2011
2011 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, 2/2011
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Высится в старинном городе Айзенверкенбауме на берегу пруда небоскреб, который горожане прозвали Зуб. Здание его так и не достроили, и ходят о нем всякие легенды. Однажды мальчик Тенька Ресницын отправляется к Зубу и находит там в тени пустых коридоров другого мальчишку. Беспризорного…

Немного непривычный крапивинский роман, в свое время наделавший шуму среди различных кругов патриотично настроенной общественности. В знакомой хлесткой манере автор на страницах «Тополят» продолжает изобличать несправедливости в мире взрослых, взрезая на сей раз слишком уж актуальные для России проблемы. Православные детские лагеря, в которых подопечных учат убивать. Чиновники, делающие бизнес на детях, изъятых из неблагополучных семей — в романе их обозначают зловещей аббревиатурой ЮЮ, «ювенальная юстиция». И приемные родители — такие добрые с виду, но которые вдруг в какой-то момент начинают считать ребенка обузой… Что Тенька со своим уютным, практически сказочным мирком, что беспризорник Кабул с действительно кошмарной историей за плечами, оба оказываются лицом к лицу с ужасом взрослой (даже не «государственной» — просто «взрослой») системы, способной сломать человека — и не со зла, а от банальной бесчувственности. Кто-то хочет устроить маленькую подлость, кто-то хочет выслужиться перед начальством — а в результате рушится жизнь… «С виду они как люди, но не люди», — с отчаянием вдруг понимает Тенька. Метафоры излишни; уже не манекены из крапивинской «Голубятни» — просто не люди.

Конечно, герои не одиноки в своей борьбе. Им помогают многие, не только из дворовой компании. Есть в «Тополятах» и добрые чиновники, и учителя, и местный участковый, радеющий за справедливость не меньше ребят. Так что не правы те, кто обвиняет позднего Владислава Крапивина в «чернушности». Просто жизнь такая… жесткая. Но и в ней достаточно места хорошему. Волшебным корабликам внутри мыльных пузырей. Кошке, которая согревает тебя, уютно устроившись на груди. Хорошим людям.

Непривычны же «Тополята» другим. Что-то все-таки не клеится в самом романе. Он как будто «ни о чем». То есть, о чем — сказано выше: о бесчувственности, о таком разном отношении в семьях к детям, когда одна мать ради сына оставляет бутылку, а другая фактически ‘меняет’ приемного ребенка на нового ухажера. Но объединяющего сюжета под это все нет. Есть вставная история Кабула — замечательная, цельная, действительно с сюжетом и развитием событий — если бы ее опубликовали отдельно от «Тополят», то она смотрелась бы лучше этого романа. Когда после нее действие переносится обратно в мир Теньки, ты будто просыпаешься и хлопаешь глазами, не понимая, что сейчас происходит. А происходит, между прочим, кульминационная битва за тополя. Но к ней читателя не готовят, она случается как-то вдруг, быстро и почти не вызывает эмоций.

Элементы сказочной фантастики в этот раз выступают у Крапивина только фоном. Колесо Мироздания со своими чудотворными способностями, Институт, сказочный народец, волшебные кораблики Теньки — все они просто существуют, максимум, чтобы подтолкнуть историю в нужном направлении. Может, писатель и задумывался о том, чтобы полнее раскрыть эти детали в романе, да по какой-то причине не сделал этого. Может быть, он (ужас!) повзрослел — и довольствуется для себя объяснением, что это все проявление детской фантазии, а раз мальчику уже десяток лет, сказки можно отодвинуть на задний план.

Тогда непонятно, отчего бы просто не сделать «Тополят» реалистическими, без вставных фантастических элементов.

Крапивин пишет о важных и нужных вещах. Однако для меня серьезную роль в его творчестве всегда играли «приключенческие» составляющие — интрига, какой-то стержень, скрепляющий все происходящее. «Тополята» их будто лишены. Не считая, повторюсь, новеллы о Кабуле, который, похоже, и есть на самом деле главный герой романа.

Оценка: 7
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Минусуйте, сколько хотите, но все равно последняя книга В.Крапивина «Тополята» — это плохая книга.

Она написана грамотно. Грамотно расставлены сцены, вызывающие всплеск эмоций.

Какие эмоции? В основном, слезы.

Вот убивают кошку Лиску и мальчик с худенькими руками несет ее, обвисшую в его руках, друзьям, а по щекам катятся слезы.

А потом она оживает, почти как у Кинга. И даже глаз возвращается на свое место — и опять слезогонка.

Вот убивают щенков и собаку, и большой пес воет, а люди вокруг плачут.

Вот умирает Дед. И Шурик приезжает с похорон похудевший и с большими глазами.

Вот уезжает Танька, и Тенька говорит, что вот только-только подружатся люди, а сразу и расставаться.

Вот и Кабул уезжает навсегда, рассказав ужасов из жизни вокруг.

А вокруг чиновный беспредел, продажные «ментухаи», идиотская «ювеналка» и еще везде-везде педофилы. Вот просто везде — педофилы. Хороших людей — единицы. Да и эти единицы, если присмотреться хорошенько, не такие уж хорошие. И не везет им обычно. Разве только — Виталя женился, наконец. И остался дворником и каким-то сотрудником в институте со странным названием.

И конца у книги нет, потому что все разъехались, тополя, за которые бились, спилены, а примутся ли новые — будет известно только по весне. И что?

И морали и выводов никаких. И не сказка это вовсе, а стариковское пережевывание новостей из криминальной хроники и из желтой прессы о том, что все плохо.

Крапивинские мальчишки всегда побеждали. Даже погибая — побеждали. В этой книге они — «страдательные персонажи».

Да, я дочитал, потому что — новая книга Крапивина. Но вот перечитывать не буду. «Голубятню» — буду. А «Тополят» — нет.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание! Отзыв-спойлер!!!

Я люблю творчество Крапивина, но вот именно эта книга оставила по себе очень странные впечатления. Такого беспросветного мрака и жестокости не было даже в «Гусях» и «Корабликах», хотя и в них затрагивались смежные темы.

Начну с того, что когда читал первые три части романа, мне они показались разными повестями, связанными между собой довольно условно. Опять же, вызывает недоумение, что все ужасы и кошмары тут просто толпами лезут друг на друга. Не успели персонажи прийти в себя после одной встряски, как их тут же захлёстывает следующая волна. Не успел Тенька с мамой отбиться от «деревянных» тёток-ювеналок, как тут же жестоко убивают любимую тенькину кошку. Даже в то, что благодаря Колесу Судьбы она в итоге воскресает, в это не верится. «Deus ex machina» во всей красе. В этой же части поминаются слухи о «Новочеркасском расстреле», когда предупредительный выстрел поверх голов толпы посбивал с деревьев любопытных детей. Сразу же после этого начинается ещё одна история мальчика-сироты и его скитаний по детдомам и приютам, по части «чернухи» едва ли не переплёвывающая предыдущие две.

Начало четвёртой части и вовсе почти повторяет события в Новочеркасске. Правда, тут обошлось без жертв. Она как бы сводит все эти три линии воедино (не очень успешно) и даже заканчивает историю достаточно счастливым финалом. Только вот неубедительно всё это. Не верится. Очень уж как-то «вдруг» всё стало хорошо.

С дружбой, которая раз за разом у Крапивина преодолевает все невзгоды и препятствия тоже в романе как-то не заладилось: стоит только Теньке с кем-то подружиться, как этот человек тут же уезжает. В итоге остаётся только Шурик с которым Тенька дружит чуть ли не потому, что дружить с кем-то хочется, а больше на данный момент не с кем.

Ещё несколько моментов:

1. Как-то не верится, что строительство такого глобального проекта как Зуб могло быть развёрнуто без должной экспертизы почв и всего остального, что требуется устанавливать в этих случаях. К тому же довольно сильный образ Зуба так в итоге и не «выстрелил».

2. Брат Нефед из главы «Прямая дорога». Судя по манере речи, делать ему в православном детском лагере — нечего. Он со своими речениями больше пришёлся бы ко двору в какой-нибудь псевдославянской националистической секте. Вроде той, что затащила к себе Вовку Журанкова в «Звезде Полынь» В. Рыбакова. Для подобных товарище церковь... кгм... едва ли не наипервейший враг (очень мягко говоря). Так что тут, вольно или невольно, Владислав Петрович «скрестил бульдога с носорогом».

3. Колесо Судьбы выполняет слишком мелкую функцию. Трудно поверить, что оно пригодно только для того, чтобы воскрешать кошек, бабочек и тараканов.

4. Переименования ПОМЗОПовцев в ПОПЗОПОВЦЕВ как-то выглядят слишком мелочно и незначительно для основной темы романа.

5. Художник Ю. Иванов слегка схалтурил. На обложке книги из серии «Школьная библиотека» красный конь Свир изображён абсолютно не так.

Закончить всё-таки хочется чем-нибудь хорошим. Мне очень понравились описания снов. Редко встречал такие достоверные описания снов.

Один из них даёт прямую отсылку к «Колесу Перепёлкина». И ещё один момент, хотя это, наверное, плод моей буйной фантазии, но автомат «Б-1» (дети разбирали/собирали их в православном лагере) я воспринял как знак принадлежности этого мира к той же грани Кристалла, на которой расположен мир «Сказки о рыбаках...»

P.S. Если бы я не поленился написать отзыв сразу же после того, как прочитал «Тополят», то он был бы заметно лучше. Увы, после него я пошёл перечитывать «Великий Кристалл». Понятное дело, что на этом фоне «Тополята» меркнут.

Тем не менее, даже несмотря на всё вышеизложенное я не могу сказать, что роман получился совсем плохим. Так, средне. Если бы его написал кто-то другой, то можно было бы даже сказать, что он получился неплохим. Но, когда видишь на обложке «Владислав Крапивин», ожидаешь текст куда более высокого уровня.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всей своей жизни Владислав Петрович Крапивин пишет о детях и для детей. На его книгах – добрых, мудрых и в то же время удивительно легких – выросло не одно поколение советских мальчишек и девчонок. Но о чем бы ни писал свои книги Крапивин, куда бы ни отправлял своих героев, всегда в них было нечто общее. Каждое из произведений автора повествует о становлении юных героев, об определенных испытаниях, которые приходится пройти. И в каждой из книг Крапивина, даже совершенно реалистичных, есть некое ощущение Чуда, которое способно расцветить самые пресные и скучные будни, придать героям сил, а порой и дать им смысл существования, помочь в столкновении со злом. Да, ни одно из произведений Крапивина не обходится без противостояния Добра со Злом. Такие модные нынче понятия как толерантность и политкорректность всегда были чужды Крапивину, и он не стеснялся называть вещи своими именами. Вот только Зло в ранних произведениях Крапивина было каким-то нестрашным, почти игрушечным. И одолеть его было не так уж трудно, не сложнее, чем бросить мячик в манекен.

Однако времена меняются. Меняются вместе с ними и книги автора. Произведения Крапивина становятся все реалистичней, все жестче, грубее и даже страшнее. Все сильнее звучат в творчестве Крапивина социальные нотки. Все чаще героями автора становятся дети из «неблагополучных семей». В безмятежный когда-то мир крапивинских книг вторгаются пьянство и жестокость, страх и нищета.

Выясняется, что Зло, раньше украдкой вползавшее в миры Крапивина из других Галактик, теперь совершенно вольготно ходит по нашим улицам и чувствует себя хозяином жизни. У этого Зла много обличий. Ему так просто срубить посаженные ветеранами деревья, убить чью-то собаку или кошку, а то и избить мальчишку-детдомовца. Но даже откровенная жестокость не вызывает такого отторжения, как то бесчеловечное равнодушие, с которым приходится сталкиваться героям романа «Тополята». Под предлогом заботы о детях из неблагополучных семей современное общество породило настоящего монстра по имени ювенальная юстиция. Создана целая система по изъятию детей от родителей, нередко заканчивающаяся настоящей продажей живого товара для усыновления за границу. При этом реальные проблемы ребенка волнуют ювенальных чиновников в последнюю очередь.

Действие нового романа Крапивина происходит на улицах российского города Айзенверкенбаума, в прошлом Колыбельцева. В этом городе живут самые обычные дети с непростой судьбой. У Теньки Ресницына родители развелись, и мать перебивается случайными заработками. Егорка Лесов очень редко видит своего отца-геолога. А у Владика Переметова по прозвищу Кабул родители и вовсе погибли. Каждому из юных героев приходится взрослеть, преодолевая житейские невзгоды. И едва ли не самыми опасными для ребят оказываются люди, которые вроде бы должны заботиться о неблагополучных детях и защищать их интересы.

Впрочем, мир не без добрых людей. В трудную минуту на помощь героям приходят настоящие друзья, как взрослые, так и дети. И если Зло выглядит в романе в основном схематичным и безликим, то положительные герои наделены достаточно яркой индивидуальностью. Честный участковый Михаил Аркадьевич, необычный дворник – любимец всей детворы Виталий, ветеран Дед-Сергей своим собственным примером учат ребят отстаивать правду, выручать своих друзей, преодолевать собственный страх.

Концентрируя внимание читателя на современных социальных проблемах, автор порой теряет чувство меры, И это идет в ущерб художественности произведения. Есть эпизоды, способные зацепить даже привычного ко многому читателя, а есть страницы, которые выглядят довольно очевидной агитацией. Например, достаточно прямолинейными являются замечания автора в адрес представителей церкви.

Во многих деталях роман подчеркнуто реалистичен. Тем не менее, даже в непростых буднях героев романа находится место маленьким чудесам. И летят над прудом мыльные пузыри в виде корабликов, обитает в уродливом небоскребе маленький волшебный Народец, скачет на помощь другу красный деревянный конек Свир, а в самом обычном подвале вдруг обнаруживается кусочек Колеса Судьбы. Вот только все труднее маленьким и большим чудесам пробиваться в нашу реальность сквозь горы мусора, скопившиеся не только в подвалах, но и в душах людей.

Один из самых ярких образов романа – уродливый и бессмысленный небоскреб Зуб, который должен был стать деловым центром, а в итоге был заброшен и бесславно рухнул. «Непрочность фундамента во всем. В политике правительства, которое забывает о простых людях. В чиновниках, которые разворовывают страну. В беззаконии полицейских служб. В беззащитности детей». Как же стоит прислушаться к этим словам Крапивина!

Еще один образ романа – рельс, в который следует стучать тогда, когда чиновники попытаются в очередной раз спилить дорогую для жителей города аллею тополей. Порой кажется, что подобную же работу берет на себя и автор романа. Этот немолодой уже человек снова и снова пытается достучаться до наших сердец, пробудить в наших изрядно очерствевших душах настоящие человеческие чувства. Удастся ли добиться этого Крапивину — зависит от каждого из нас.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, конечно, Крапивин, это он, один из любимейших моих авторов.

Но... какой-то это уже совсем старый Крапивин. Которому остался всего один шаг до прямых нравоучений в стиле «Се, творю» еще одного моего некогда любимейшего автора.

Увы, все они, старея, закономерно сваливаются в одно и то же, в одно и тоже. Теряют способность находить неисчерпаемую тему в любви и смерти, вспоминают про систему, на которую раньше искренне клали, заводят врагов семейства хомячковых, начинают с ними бороться...

Господи, неужто и я, почуяв виском подлое дыханье вечности, свалюсь в такое вот брюзжание?

И не сваливаюсь ли уже?

Блин, уж лучше вовремя «пойти к дну»...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю книги В. Крапивина уже более тридцати лет, покупаю все новинки. Уважаю Владислава Петровича как писателя и как человека. Он всегда на стороне детей, защищает их от подлого мира со всей страстью своего таланта. «Тополята» — книга неровная, но я все равно ставлю ей высшую оценку, потому что это «крик» души. Проходят годы, меняется мир, меняется государственное устройство, а Крапивин не может просто почивать на лаврах или переключиться на добрые и смешные сказки, слишком страшна реальность для наших детей.

Спасибо, Владислав Петрович!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пару дней, как закончила читать роман «Тополята» Владислава Крапивина. Читала несколько насторожено, потому что перед этим начиталась в Сети отзывов (разных). Но к своей искренней радости проглотила роман если не совсем залпом, то очень близко к этому. Вообще-то, я росла на книгах Владислава Петровича, причем не фантастических, а реалистических. Я до сих пор «Тень каравеллы», «Мальчика со шпагой» и «Острова и капитаны» люблю больше всего остального.

В «Тополятах» не очень много фантастики, ровно столько, сколько чаще всего бывает в обычной жизни, когда ребенку еще очень важно, чтобы выдуманные герои были хорошо устроены, а мыльные пузыри реально становились корабликами. Ну, разве что счастливое возвращение Лиски? Но это чудо произошло только один раз и только с кошкой.

Если честно, меня не интересовало, чего больше в романе: фантастики или реализма. «Тополята» — это хорошая, цельная вещь, в которой очень много горечи оттого, что безликое зло регулярно вторгается в нашу жизнь. Но разве это не так? Мне наоборот, кажется, что хороших людей, встретившихся маленьким героям книги, просто очень много. Я не уверена, что они встречаются так часто в жизни. Но вообще-то, я не хронику прочитала, а роман. Я рада, что Тенька нашел свою кошку, пусть и изменившуюся, а судьба Кабула стала более благополучной. То, что много смертей и разлук? Ну, кто же виноват, что так бывает?! Испытания закаляют тех, кто пытается пройти через них достойно.

Спасибо за книгу, Владислав Петрович!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая и интересная. Как по мне гораздо интересней всей той советско-парусно-флотской тематики и размазаной философии о смыслах жизни во вселенной которую читать бывает скучно и непонятно. А эту читал неотрываясь, спасибо автору что решился написать про опекунские советы, ментов и тому подобные конторы. Актуальные темы, и скорее не для детей, а скорее для подростков. Всё происходит в выдуманой Империи но там очень много что похоже на современность. Ювеналка (не встречал такого названия) это то что в реале называется «Служба по делам детей ХХХской райадминистрации» — неприятная контора. Прекрасно описаны типажи тёток из опекунских советов, очень точно! (кто имел дело — поймёт о чём я), беспредел в милиции, всякие «прелести» интернатов, «неблагополучных» семей, детприёмников, опекунов... Респект автору за эту тему, помоему лутше всего получился персонаж Кабула, пацана из интерната. Рассказ о нем почти как фильм боевик, много экшн сцен)) Ещё автор классно проехался по темам типа «древнеславянского бородатого истиного православия», очень язвительно и метко. Из недостатков-к сожилению иногда автора пробивает на пацифизм.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг Крапивина. По сути — прямое зеркало нашей кривой жизни.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх