Владислав Крапивин отзывы

Все отзывы на произведения Владислава Крапивина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1001

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»

«Тайна пирамид»
–  [ 7 ]  +

dmsl, 08 февраля 2015 г. в 00:12

С этой повестью мне повезло, я прочёл её вовремя, в журнале «Пионер». Вовремя, в смысле в нужном возрасте. Взрослому человеку решительно невозможно понять, чем берёт Крапивин, только дети могут воспринять его тексты некритически, полностью погружаясь в них. Не знаю как, но Крапивин работает с подсознанием, словно гипнотизирует, словно позволяет видеть сны на яву. И надо признать есть в этом некий наркотический эффект. Вот, к примеру, Булычёв был невероятно увлекателен, но такого психоделического эффекта не производил.

К сожалению «Тайна пирамид» — это было моё второе и предпоследнее знакомство с Крапивиным в детском возрасте. Первым бала «Дети синего фламинго» прочитанная нам школьной библиотекаршей, когда наша учительница начальных классов заболела. Последней стала «Каррета»(отрывок из повести «Граната») в «Пионерской правде». Ибо книг было не достать. Жаль, что целый пласт детских впечатлений прошёл мимо.

Я не помнил имя автора, не помнил названия, не помнил сюжетов, но помнил впечатления и со временем осознал, что это один автор. Только сейчас, благодаря Интернету и энтузиастам Фантлаба я идентифицировал для себя, что это были за книги.

Оценка : 10
«Тополиная рубашка»
–  [ 7 ]  +

Brain-o-flex, 23 декабря 2014 г. в 16:38

Самая харАктерная для меня из «Летящих сказок». Тёплая, как летняя ночь. Мягкая, как тополиный пух. Лёгкая, как порыв южного ветра.

Сказка, которую можно читать, закрывать глаза и представлять себе Полёт...

Сказка, вызывающая интерес, отсылающая к народному фольклору, фантастике будущего и другим произведениям автора.

Оценка : 10
«Мушкетёр и Фея и другие истории из жизни Джонни Воробьёва» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

adular-group, 14 ноября 2014 г. в 11:28

Невероятно люблю Крапивина в целом и конкретно эту книгу! Читая её, внутри возникает непередаваемое чувство сопереживания героям! Мой любимый момент, когда Джонни прочёл феерический стих и посрамил соперника))) Я читала и улыбалась и не могла убрать эту улыбку...

Оценка : 10
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

horasast, 23 апреля 2014 г. в 04:59

Впервые читала в сборнике т.н. «Первых частей» — первая часть «Мальчика со шпагой», первая часть «Приключений Джонни Воробьева», первая часть «В ночь большого прилива»... Только первые части, ни намека на возможное продолжение. Была безумно рада, когда узнала о его существовании.

Первая не зацепила, кстати. Из трилогии больше всего понравилась вторая, из-за центральной мысли, заложенной в нее — человек в состоянии переломить судьбу. Буквально слово в слово запомнился разговор на тему «Была стена», описание ранения Братика. Вторая часть — самая реалистичная, самая пронзительная.

Первая слишком фантасмагорична, слишком легко дается победа над змеем. Третья... третья — это конец. «Сон угасал, как гаснет киноэкран». Сходит на нет напряженность, причем не в самом конце, а где-то к середине.

Оценка : 10
«Баркентина с именем звезды»
–  [ 7 ]  +

Шалашов, 01 августа 2013 г. в 19:58

Замечательная и очень тонкая вещь! Прочитал ее в классе, наверное в 5-м. Давно... Но до сих пор помню стишок: «Тучка светлый парашют...» и так далее.

Иногда думаю — хорошо бы, если бы в советское время было побольше Крапивиных, но поменьше идеологии. Но Крапивин может быть только один.

А можно ли причислить произведение к жанру «фэнтези»?

Оценка : 10
«Лето кончится не скоро»
–  [ 7 ]  +

Bizon, 10 февраля 2013 г. в 08:17

Уникальная книга! Автор прямым текстом призывает читателей к действию, не просто к прочитал — забыл или не забыл, а прочел и начал действовать. Активный призыв Великого гуманиста Вячеслава Крапивина творить добрые дела. Только крупинка привнесенной в мир справедливости от вас, от каждого кто прочел книгу, позволит прожить еще немного времени Шурке Полушкину. Книга с открытым концом, дописать который вправе любой из живущих. Никаких притворно-лживых хеппи-эндов или мрачных антиутопий. Никто не решит за вас жить или не жить. Все в ваших руках и сердцах. Однозначно читать всем!

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 7 ]  +

veta13, 16 мая 2010 г. в 17:03

Одна из лучших книг детства. Как хочется вернуться, чтобы почувствовать, что впереди только светло и солнечно

Оценка : 10
«Бабочка на штанге»
–  [ 7 ]  +

vnuk_odina, 02 марта 2010 г. в 19:10

«Бабочка на штанге» — второе произведение, которое я прочел у Крапина. До этого была «Голубятня на желтой поляне». Боялся читать еще, потому не хотелось разрушить образ талантливого фантаста, одного из лучших в СССР. Потом был Лем, Стругацкие, Буджолд, Кук. Но любовь к фантастике, как бы штампово не звучало, привил именно Владислав Петрович. Прочел «Бабочку» и понял, что дураком был, что ничего кроме «Поляны» не читал, буду наверстывать. Удивился, когда узнал, что это заключительная часть трилогии. Как это заключительная, когда все только-только начинается?! Ведь столько еще не открыто, столько всего не завершено, не изведано! Столько волшебства осталось…

Оценка : 10
«Фрегат «Звенящий»
–  [ 7 ]  +

Anita, 20 ноября 2009 г. в 20:55

Замечательная вещь! Давно хотела прочитать что-нибудь достаточно доступное по пониманию и большое по информативности о парусных судах. И — о чудо — книга нашла меня сама.

Оценка : 10
«Та сторона, где ветер»
–  [ 7 ]  +

Jar, 01 февраля 2008 г. в 14:31

Когда читал книгу в первый раз (11 лет), долго думал о том, что же случилось с Яшей, никак не мог согласиться с автором. На что-то надеялся даже после того, как стало ясно — он не вернётся. Первая книга, где прочувствовал на себе смерть одного из героев, ставшего мне другом.

Оценка : 10
«Летящие сказки» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

zotovvg75, 22 сентября 2023 г. в 17:06

Тема мечты и тема полета очень близки творчеству Владислава Петровича Крапивина. Мечтою пронизано буквально каждое произведение писателя, ну а способность летать позволила объединить ряд повестей и рассказ в данный цикл. Эта способность обозначена не сама по себе, как просто из ряда вон выходящий факт, а именно в привязке к внутреннему миру ребенка, если хотите к полету его души воплотившемуся вовне. Ведь не зря же существуют крылатые выражения «полет мечты», «парить в облаках», «уносящее ввысь воображение».

В книгах Крапивина мечта и имеет такую способность придавать вещам парящие свойства. К примеру в одноименном рассказе старый дом взлетел вместе со своими жильцами, в «Баркентина с именем звезды» и «Возвращение клипера «Кречет» кораблям открывается уже небесный океан. Вообще кораблик является одним из самых любимых предметных фетишей писателя и уходящий вдаль за горизонт парус как раз и ассоциируется с поиском неизведанного, невесомой мечтой открытия. А уж когда корабль летает в небе аки плавает по морю, то имеет место быть самая настоящая летающая сказка.

Но впрочем тут дело не в вещах, а в мальчишках-носителях того самого крапивинского духа, смеси острого чувства справедливости и веры в чудесное. Во всех произведениях цикла пред нами предстают те самые крапивинские мальчики, образ которых уже стал нарицательным. Алешка Топольков очень сходный с Маленьким Принцем Сент-Экзюпери, Олежка с друзьями на чудесном ковре-самолете, Женя Ушаков из глубочайшего в своей социальной подоплеке «Синего Фламинго»-это те самые персонажи, которые и создали замечательный типаж крапивинских мальчишек. Ребята объединены своим прародителем в единое звено, каждое из составляющих которого не заключено в стандартную форму, а интересно по своему, также как разнообразны великолепные истории писателя. Везде есть своя изюминка, своя отличительная черточка, свой особый оригинальный персонаж как Тилька и Гоша из «Кречета» или Ржавые Ведьмы из «Тополиной рубашки». Примечательно, что талант автора от произведения к произведению абсолютно не выхолащивается, он переливается в различных гранях блистательного крапивинского мира.

И везде полет для ребят является не просто развлечением, неким крутым аттракционом с эксклюзивным правом единого обладания. Это некий итог внутренних порывов маленькой души, вроде бы случайно данной способностью, которая в прямом и переносном смысле приподнимает над привычным и дает свою награду. Так можно услышать Голос Дороги Тополькова, можно встать на путь познания настоящей Истины «Детей Синего Фламинго», а можно почувствовать саму Жизнь, вспомнив близкого по духу Дугласа из «Вино из одуванчиков» Брэдбери. В повестях цикла у мальчиков разные средства полета, но здесь нужно понимать-не важно на чем летать, важно к чему лететь, а для читателей это полет к удивительному крапивинскому миру детства и особой, ничем не сравнимой духовности.

Оценка : 10
«Кораблики, или «Помоги мне в пути…»
–  [ 6 ]  +

Никтонигдеиниког, 04 сентября 2023 г. в 06:56

Великолепная книга! Очень правильное сочетание составляющих единое целое фантастических элементов (путешествия во времени, покорение космоса), гуманитарной, социальной проблематики (беспризорные дети, терроризм, распад государства, дружба, любовь к животным), триллера-хоррора (инфернальное зло, маньяк-садист, слуга-карлик, пытки), религиозно-философской составляющей (вера, культ корабликов, размышления о природе Добра и Зла, законов Мироздания). Читается легко, интересно, и вместе с тем никакого ощущения халтуры или хотя бы несерьезности. Хоть книга и написана в тяжелый для страны 1993 год, но вызывает состояние спокойствия, неумолимой победы добра над злом, веру в торжество Правды.

Традиционная для Крапивина история взрослого и ребенка предстала здесь в неожиданном виде встречи одного и того же человека в разных возрастах. И здесь, на мой взгляд, важна не только фантастическая составляющая (что же будет со мной, взрослым, если что то случится со мной – ребенком), но и экзистенциальная. Кто такой я? Вот этот вот Петька-петушок – я ли это? Или этот вот толстый увалень Питвик – хотел бы я стать таким? Тема несбывшихся надежд, упущенных возможностей. Интересно, какой бы я дал совет сам себе четырнадцатилетнему…И услышал бы я сам себя взрослого четырнадцатилетним? Очень сомнительно, ведь столько раз зарекался делать или не делать что-либо и столько раз срывался. В общем, интересный опыт, необычые переживания, разговор с самим собой – есть что осмыслить.

Зловещим и по-настоящему жутким получился образ главного злодея. Тема массовых убийств, маньяков-садистов стала, можно сказать уверенно, –популярной в конце восьмидесятых-начале девяностых в связи с именами, которые не хочется и вспоминать. Но, что интересно, Владислав Петрович, во-многом, переосмыслил образ этих людей, которые, в большинстве своем были и есть малообразованные, социально отчужденные особи с задержками и отклонениями в психическом развитии. Здесь же злодей иной: артистичный, утонченный, рафинированный. Это зло особого, эстетского рода, зло, имеющее под собой своего рода идейную основу. Да, мир диалектичен и гармония требует единства и борьбы противоположностей, и Феликс Антуан Полоз верный слуга темной стороны Мироздания. И описан он классно, так и представляется вживую это вытянутое лицо, крупные зубы, локоны парика, слуга-горбун. Фальшь, уродство, ненастоящесть, искажение. И как точно автор находит ремесло столь ужасному существу – руководитель детского хора: и величественно, и трагично, и возвышенно, а в целом ¬ – прямое попадание в образ слуги Дьявола.

До слез трогательна в повести тема мамы, ее любви, памяти о ней, ее поисков. Мама, рельсы уходящие вдаль, тяжелое детство – Господи, благослови душу раба твоего Владислава! Читая этот, постоянный для автора сюжет матери и ребенка я понимаю сколь мелочны и незначительны проблемы денег, недостаточного жизненного комфорта, моды и т.п. в сравнении с этой вечной и всепобеждающей темой! Как же велик, замечателен, и по-хорошему человечен Автор, из книги в книгу напоминающий мне, что значит быть Человеком! В очередной раз, спасибо вам, Владислав Петрович!

Оценка : 10
«Возвращение клипера «Кречет»
–  [ 6 ]  +

zotovvg75, 09 марта 2023 г. в 16:59

Как же давно это было-детские сны с чувством свободного полета, когда для того чтобы взмыть ввысь, достаточно было только одного желания. В таких снах у меня было потрясающее осознание того, что подобный полет происходит легко и естественно, и даже странно, что раньше этого со мной на происходило. Фантаст Александр Казанцев говорил, что данный факт можно объяснить генетической памятью о наших космических предках, парящих в состоянии невесомости. Владислав Крапивин преподносит все просто, ведь это сказка, причем сказка летящая.

Да, эта повесть принадлежит к данному замечательному циклу. Причем здесь волшебное и обыденное настолько тесно переплетено между собой, что Владька летающий на зонте, Гоша, Тилька являются вовсе не чудом, а только малозаметным фактом. Признаться вначале мне не очень это понравилось, как-то не стыковалась обыденность чудесного. А с другой стороны ведь проходим же мы мимо красоты закатов и восходов, запахов цветущего луга, свежести раннего утра. Тут не мудрено и не заметить живущих рядом гномов и стеклянных человечков. Конечно это ирония, но она вполне справедлива по отношению к нам, взрослым. Поэтому у Крапивина именно дети являются первооткрывателями всех чудес окружающего мира, которые не дано видеть профессору Чайнозаварскому или членам Тайного Клуба Веревочниц.

Владик предстает перед нами классическим крапивинским героем, мечтательным, немного отрешенным от действительности ребенком, как губка впитывающим все выходящее за рамки скучной бытовой жизни. Такие дети всегда способны увидеть в брызгах воды играющих на барабанах и флейтах маленьких стеклянных музыкантов. Тилька-замечательная придумка Крапивина, он совмещает в себе любительский писательский образ барабанщика и сказочного существа. Рука об руку с Владиком Тилька перетерпел в повести различные метаморфозы, это было интересно и трогательно, недаром к детской душе так подходят эпитеты «прозрачная» и «хрустальная». Гоша в крапивинском представлении кажется больше домовым, чем гномом, писатель показывает его как часть природы, способной выкристаллизовывать из себя такого рода существ. Все просто-как неуничтожима природа, также неуничтожимы ее элементы, это уже не чудо, а законы, которые позволяют Владику вместе с особо впечатлительными читателями ощутить великую силу надежды.

Такой надеждой пропитана вся повесть, как и почти все книги писателя.Вместе с остальными известными составляющими образуется великое триединство веры, надежды и любви, поэтому Владик и находит потаенную Синекаменную бухту, поэтому летит по небу восставший из небытия «Кречет». Я как-то не задумывался над подобным, а ведь здесь может лежать объяснение феномена магической притягательности книг Владислава Петрович Крапивина. Вера, надежда и любовь заложены во все книги писателя и поэтому безусловно обоснованы мои максимально высокие оценки произведений Крапивина, в том числе и данной повести.

Оценка : 10
«Далёкие горнисты»
–  [ 6 ]  +

Nikonorov, 10 ноября 2022 г. в 14:10

Рассказ о том, как взрослому человеку снится детство, городок, где он встречает двух мальчуганов, попавших сюда через 500 лет. Их выбросило в наш мир во время сражения за крепость, которую осаждали враги, и ребята очень переживали, блуждая в настоящем по ее остаткам, что не могли помочь и даже не знают исхода сражения. В итоге им должен помочь главный герой, который в старинном доме в полночь должен передвинуть стрелку на 500 лет назад и сразиться с Железным Змеем.

Крапивин маг. В каждом его предложении, в каждом слове такое тепло, такая ламповость, что озаряешься изнутри этой словесной красотой. Ощущение творящейся магии и скорейшего чуда, эфемерного и парящего где-то тут, рядом, вот-вот осязаемого. И всё это будто в солнечной дымке.

Небольшой чарующий рассказ, как гг-мальчик встретил двух мальчиков не из своего времени и явно не из этого мира. Странная одежда, рассказы про осаду, битву в крепости… Откуда вдруг? И главному герою надо отправить их обратно. Очаровательно реализован принцип машины времени — на больших часах надо крутить стрелки обратно.

Произведение пронизано не только волшебным маревом, но и стандартным для Крапивина набором из добрых и дружеских качеств, с желанием помочь, не оставаться безучастным, найти настоящего товарища и погрустить от скорой разлуки. Присутствует тут своего рода чисто мальчишеская приключенческая романтика без толики желчи, червоточинки и злобы.

И в конце не сказать, взаправду ли это всё происходило или же оно было сном!

Оценка : 10
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

zotovvg75, 12 июля 2021 г. в 17:36

У многих людей, имеющих определенные духовные запросы, есть тяга к иной реальности, стоящей за гранью нашего мира, с его превалирующими сугубо материальными ценностями. Это видится во снах, в случайных грезах и фантазиях. Иногда кажется, что достаточно сделать только один шаг и ты попадешь туда. Особенно сильно это проявляется в детстве, когда сознание незамутнено «прелестями» мира потребления материальных благ. Тому кто это чувствовал, будут особенно понятны и близки три повести этого цикла. Я уверен, что Владислав Петрович сам непосредственно переживал такие эмоциональные состояния, иначе ему не удалось бы так тонко затронуть душевные струны читателей, ценящих и понимающих его творчество.

В данном цикле показан классический крапивинский мир с непоколебимым стремлением героев к справедливости, добру, взаимовыручке. Все три повести в своей совокупности едины, но тем не менее в каждой есть своя «изюминка». «Далекие горнисты» похожа на добрую сказку, какую родители рассказывают детям на ночь. « В ночь большого прилива»-это призыв к борьбе со злом и непримиримость к рабской предначертанности. « Вечный жемчуг» пронизан ностальгией к ушедшему детству, с призывом хранить в своей душе чистоту и искренность ребячьей души. Крапивинские художественные образы великолепны: зов далеких горнистов, разрыв цепи предначертанных событий, звездный лабиринт, веревочка связывающая миры-все это создает неповторимую романтическую атмосферу, с легким оттенком грусти по безвозвратно ушедшему детству. Здесь показан один из самых наглядных примеров устоявшегося термина «крапивинские мальчики». Собственно этот термин не надо пояснять, достаточно просто прочитать цикл и все будет понятно самой нашей глубинной сущность, той искоркой, горящей в человеке со времени его детства.

И за всем этим стоит тайна нашего мироздания, представленного талантом Крапивина в виде Великого Кристалла с соприкасающимися и взаимопроникающими гранями. Вход в этот чудесный мир-детская незапятнанная душа, взращенная на благородных идеалах. Счастлив тот взрослый, который сумел сберечь в себе эту драгоценную хрупкую частичку.Наверное к этому призывает в этом цикле Владислав Петрович Крапивин, сумевший сам сохранить в себе этот истинный вечный жемчуг и оставивший нам в своих книгах этот призыв.

Оценка : 10
«Тополиная рубашка»
–  [ 6 ]  +

Антиквар, 01 февраля 2021 г. в 09:38

Эта повесть роднит Крапивина с американским писателем Рэем Брэдбери, достаточно вспомнить «Вино из одуванчиков», «Что-то страшное грядёт» и др. То же щемящее чувство детства, чистоты, непреходящести и важности самых простых вещей: дружба, вера в добро, ответственность за себя и за весь мир одновременно. Удивительный язык повествования несёт читателя, как тополиная рубашка, от начала к концу в сплошном потоке душевного тепла и светлой грусти. Авторская тревога о будущем и надежда пронизывают всю повесть от первых до последних строк. Одно из произведений, которое по-настоящему борется за Человека. Спасибо за это.

Оценка : 10
«Прохождение Венеры по диску солнца»
–  [ 6 ]  +

strannik102, 04 ноября 2020 г. в 07:32

Вот пуля пролетела и ага!..

Роман «Прохождение Венеры по диску Солнца» не входит ни в Безлюдные пространства, ни, тем паче, в Великий Кристалл. И в тексте не упоминается ни разу ни то, ни другое. Да и вообще, в самом начале книга воспринималась как детище/наследие постперестроечного духопадения, и я уже было затосковал душой, но тут включилось знаменитое крапивинское волшебство, и в тексте буквально из ничего возник Вовка. И сразу всё происходящее и описываемое стало настоящим крапивинским, сказочным, трогательным и сентиментальным. Хотя частичка реала конца 90-х — начала 0-х осталась — просто в виде той житейско-бытовой проблемы, с которой пришлось разбираться и Вовке, и главному герою книги (хотя на самом деле главным Героем тут, конечно, является пацанёнок).

Понятно, что мы имеем дело со сказкой, однако со сказкой крапивинской, и потому в ней нет разных там волшебных существ. Но зато есть тот самый другой мир, и вообще те самые другие миры (о которых нам рассказывали книги циклов о Великом Кристалле и Безлюдных пространствах). Поэтому сказочность книги весьма условна — для верящих в кристаллическую структуру Мироздания все эти проникновения и пересечения вовсе не сказочные, а что-то сродни эзотерике. Эзотерика от Крапивина.

Но даже при полном неверии во все эти чудеса можно просто воспринимать всякие такие моменты просто как обыкновенный фантдоп и тогда уже просто читать роман как увлекательную добрую социальную фантастику. Равно ориентированную как на подростков, так и на взрослых.

И совсем неважно, фантастика это или нет, но самое главное, что это книга о дружбе и доверии, о честности и порядочности, о любви и о простом человеческом счастье. Которое, как и должно быть, всегда с человеческим лицом и непременно с чистыми руками.

Оценка : 10
«Оранжевый портрет с крапинками»
–  [ 6 ]  +

milyaga77, 29 сентября 2020 г. в 11:05

Самое первое произведение В.Крапивина, прочитанное мною, которое было задано моей дочери на каникулы учителем литературы. И за это я ей премного благодарен. С тех пор я приобрёл около 15ти книг Крапивина, из которых пока прочитал лишь 5. Очень приятная повесть о дружбе, с элементами фантастики. Общее впечатление было таковым, что я стал просто фанатом Владислава Петровича. Обязательно к прочтению.

Оценка : 10
«Старый дом»
–  [ 6 ]  +

Shantel, 13 марта 2019 г. в 11:53

Очень тёплая и добрая сказка! Так и ждала, когда живой дом отправится в своё плавание! Вся морская атрибутика, развевающиеся на ветру флаги нарисовали нужный образ, и весь рассказ вдыхала свежий морской бриз. Финальные нотки пробудили светлую улыбку. Рассказ о доме, воплотившим свою давнюю мечту, — что может быть чудеснее?!

Послевкусие: бриз и мистическая сказочность в советском антураже)

Оценка : 10
«Лётчик для особых поручений»
–  [ 6 ]  +

zdraste, 09 мая 2018 г. в 07:58

Это добрая, светлая, приключенческая сказка, и хоть написана она в 1973 году, все равно складывается ощущение, что это прототип современных книжек фэнтези-бродилок, что в таком обильном количестве на книжном рынке. Тут все есть, и рояли в кустах, и главному герою дается все просто, и девочка на заднем фоне в антураже. Идет он, на неведомых тропинках, туда, не знаю куда, но знает зачем, кто читал, тот поймет. Идёт, плывет, летит, едет, дорога насыщенная дорожно-транспортными средствами.

В процессе чтения, думаешь, а она того стоит? Машка-ромашка, в смысле, а не дорога.

И как хорошо же, что в конце Алешка понял, кто ему друг, а кто просто так, мимо проходящий персонаж, не стоящий затраченных усилий. С другой стороны, нам не показана позиция кривоногого принца, ну не виноват же он в самом деле, что уродился с кривыми ногами. Алешка, сплевывающий при виде черного кота, тоже не ангел, а нормальный мальчишка.

Есть в деталях особая достоверность, к примеру описание запаха сырости, нафталина и кошатины, при входе в дом к старой костюмерше, с прогнившими фетровыми шляпами, волны набегающие, трава под ногами, усталость от дороги, восторг от вида миниатюрного кораблика. Атмосферно и смешно с маленькой грустной нотой.

Оценка : 10
«Выстрел с монитора»
–  [ 6 ]  +

sandyanf, 27 февраля 2015 г. в 11:37

Думаю, что данное произведение лучшее в цикле о «Великом Кристалле». Здесь начинаются все основные сюжетные линии и без прочтения данного произведения остальные будут не очень понятны. Именно здесь происходят самые загадочные и удивительные события — петли во времени, удивительные воздействия на материальные объекты как следствие наивысшего эмоционального напряжения героев. Ничего не происходит просто так, всегда и во всём есть смысл. Данное произведение мне показалось наиболее продуманным и насыщенным событиями и загадками. Читал в детстве не один раз, да и сейчас во взрослом возрасте остаётся очень интересным и эмоционально насыщенными, прямо окунаешься в детские переживания, сталкиваясь с удивительными и в то же время приятными загадками, понимаешь, как важны семейные ценности, любовь родителей к детям. В детском возрасте мы не ценим этого, только с взрослением понимаешь важность любви близких людей.

Оценка : 10
«Самолёт по имени Серёжка»
–  [ 6 ]  +

Bizon, 10 февраля 2013 г. в 01:58

И кто придумал что Крапивин детский писатель? я в детстве прочитал не так много его книг, основной интерес пришел в период студенчества. И это было не какое-то случайное увлечение, отнюдь. В нашей общаге, где я жил, Крапивин был в каждой комнате, его книги переходили из рук в руки. Эта повесть необычайно грустна.. бывает что теряешь друзей. и бывает что теряешь почти единственного друга в детстве. такое не забывается никогда. И бывает что-то кто-то умеет превращаться в самолет... но не всем в жизни встретится такой вот Сережка...

Оценка : 10
«Возвращение клипера «Кречет»
–  [ 6 ]  +

svarga, 04 сентября 2012 г. в 23:58

Очень добрая вещь. О дружбе, о верности — о вечных ценнлстях. И очень детская, в хорошем смысле этого слова. Не знаю, стал бы перечитывать я сам, а ребенку своему обязательно порекомендую.

Оценка : 10
«Ковёр-самолёт»
–  [ 6 ]  +

svarga, 04 сентября 2012 г. в 23:55

Одна из любимейших книг детства. Хотя это была не книга, а несколько номеров журнала то ли «Костер», то ли «Пионер». Читал и перечитывал. И детю своему обязательно подсуну.

Оценка : 10
«Трое с площади Карронад»
–  [ 6 ]  +

Iluvatar, 31 августа 2012 г. в 21:33

Прекрасная книга. Жаль, что открыл её для себя лишь сейчас. Да, местами автор уж слишком идеалистично и даже несколько ненатурально описывает дружбу главных героев. Безусловно, однако прочтению это не мешает: существует ведь в мире целый жанр сказки. Люди помладше хотят верить в добрых гномов, а народ постарше уходит в реальность, где возможна подобная дружба.

Очень было интересно наблюдать за трансформацией неточных авторских воспоминаний о Севастополе 1979 года в облик его собственного Города. Немного лишь покоробило, что автор в своей реальности именует памятник затопленным кораблям памятником кораблям «погибшим», тем самым сводя символ города к типовой банальности. Пусть даже вымышленного города. Это важная деталь, которую образованные севастопольцы всегда подмечают, перебивая и поправляя собеседника в разговоре.

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 6 ]  +

Катильё, 06 июля 2012 г. в 22:28

Читал эту книгу давно, чего-то уже и забыл, но остались те воспоминания из детства, когда я с замирание сердца вчитывался в строки, переживал вместе с героем, боялся за него и радовался. Книгу увлекательна, поучительна, а главное — она добрая. Лучший выбор для тех, у кого есть дети. Да и самим взрослым не помешает прочесть.

Оценка : 10
«Синий треугольник»
–  [ 6 ]  +

Александръ, 05 марта 2011 г. в 14:52

На мой взгляд, одна из лучших книг Крапивина. Только читать её лучше не в детстве и не в юности — только тогда, после всех приключений и страданий пройденного Пути — станет ясно, о чём говорит Автор.

Книга очень гармонична, многогранна — эффект от прочтения что-то среднее между откровением и прозрением. Считаю, что книга относится к категории «для врозслых». Хотя, читать-то, ведь, никому не запретишь :-)

Оценка : 10
«Болтик»
–  [ 6 ]  +

Almarea, 01 марта 2011 г. в 12:27

А мне очень понравилась книга! Да, ну и что, что болтик, ну и что, что он неодушевленный. Это для вас, а для Максима, важная вещь, которая ему помогла преодолеть какие-то страхи, сомнения.

Без сомнения одна из лучших книг!

Оценка : 10
«Звёзды под дождём»
–  [ 6 ]  +

Ламинарский, 10 ноября 2010 г. в 22:10

Самая первая повесть, которую я прочитал у Крапивина. И теперь (скажу банально), когда у меня плохое настроение, сажусь и перечитываю эту повесть, возвращаясь в детство, единственное место и время, где нам по-настоящему было хорошо и откуда мы смотрели на наше будущее с надеждой!!!

Оценка : 10
«Застава на Якорном поле»
–  [ 6 ]  +

Oleg Zagudaev, 13 октября 2010 г. в 14:16

В этом произведении представлен, пожалуй, один из самых тщательно прописанных миров (граней Кристалла) Крапивина — мир Полуострова, где живёт главный герой, мальчик Ёжики.

Мир похож на наше возможное будущее, через пару-тройку десятков лет.

Оценка : 10
«Рик — лайка с Ямала»
–  [ 6 ]  +

197925, 08 июля 2009 г. в 12:38

Маленький рассказ, наполненный глубоким смыслом. В нем есть все: ожидание мальчика, наполненное детскими радостями; переживания, связанные с долгим отсутствием отца; ревность; забота о маленьком щенке, который постепенно становится близким другом. А главное очень хорошо прописано становление и взросление героя, возникающее из-за потери этого близкого друга. Валера отправляется ночью, один, на велосипеде на берег реки, искать потерявшуюся собаку, которая спрыгнула с катера и, по словам мамы, погибла. Он находит ее и несет домой на руках, превозмагая усталость и боль. Этот маленький подвиг очень хорошо показывает, что Валера уже не просто ребенок, а начинающий взрослеть человек, который учится отвечать за свои поступки и своих питомцев. Замечательный рассказ. Рекомендую всем его прочитать. 8-)

Оценка : 10
«Оранжевый портрет с крапинками»
–  [ 6 ]  +

anchel, 13 июля 2008 г. в 04:03

Да, иллюстрации там были классные. Я эти номера читал и перечитывал. Некоторые куски текста даже наизусть мог воспроизвести))) Долго искал книгу, но так и не нашел.

Оценка : 10
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 6 ]  +

anchel, 13 июля 2008 г. в 03:58

Это удивительно сильное произведение. Крапивин мастерски доказывает те простые истины, которые так хорошо известны детям. И которые взрослые зачастую забывают.

Оценка : 10
«Ампула Грина»
–  [ 6 ]  +

SoN, 14 октября 2007 г. в 22:05

«...Город хороший, добрый, и ментухаев совсем не видать...»

Хороший неологизм — «ментухай»...

Из самых Лучших книг, прочитанных мной за последнее время...

10 — за чудо возвращения в детство! Талант Крапивина не стареет

Кстати, 14 октября у Владислава Петровича — День Рождения!!! ;) 69

Оценка : 10
«Та сторона, где ветер»
–  [ 6 ]  +

elent, 09 августа 2007 г. в 23:36

Моя самая любимая книга. До сих пор перечитываю с огромным удовольствием. Чистая, добрая и светлая.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 6 ]  +

SHTrassEr, 10 июля 2007 г. в 09:24

Очень душевный роман. Конечно, Крапивин пишет о детях для детей, но назвать это произведение детским, просто язык не поворачивается.

Оценка : 10
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Lexa_snZoO, 02 декабря 2023 г. в 20:30

Довольно жесткая трилогия и что примечательно — вся жесткость от того, что оба мира (обычный мир ГГ и мир его приключений) трилогии минимально отличаются от обычной жизни со всеми ее сложностями. Все сложности автор не стал расписывать, но стоит вернуться к данной трилогии хотя бы с небольшим жизненным опытом, то сразу видишь те темные моменты повествования, которые автор затронул вскольз, где от того, чтобы не грузить целевую аудиторию далекими от нее вещами, а где и просто умолчав, потому что наверное и сказать нечего.

Первая книга в серии наиболее легкая и поверхностная. Просто о дружбе, взаимовыручке. Бывало так в детстве встретишь иного парня твоего возраста и прям чувствуется как глянулись друг другу. Кто не испытал, тот не испытал.

Вторая книга уже для более взрослой аудитории. Как вам такой вояж на помощь друзьям в соседний мир — не так чтобы победить дракона какого, найти магический артефакт, заслужить любовь (в том числе и плотскую) грудастой и симпотной девчонки, как например у Лукьяненко?? А так, чтобы только шрам на ребрах по итогам вояжа? А если бы Валерка не подставил налокотник под метательный нож, ты бы и вообще не вернулся? Убитый тобой взрослый дядька, которого ты знать не знал и никогда не видел? Нормальное вознаграждение? Много желающих пойти на приключения с таким прикупом?

Третья книга — вообще как бы не для взрослых. То что я вижу... ГГ ведь так и не нашел себя во взрослой жизни. Он живет скучно и чувствует это. Неустроенность в жизни, не особо интересная работа , вялые отношения с девушкой, это все он легко, получается, меняет на друзей детства и возможность снова стать 15-летним? так получается?

Вобщем обычная жизнь с небольшим приключением. Как наверное и должно быть и будет, может быть, у кого-нить, когда-нить... Так что закатайте губу, благородные доны, и давайте любите и страшненьких девчонок тоже, а то «эльфиек вечно на всех не хватает»(с) (Лукьяненко).

Вы как хотите, а Владиславу Петровичу ниже 10 ставить никак нельзя. Спасибо Вам, Командор.

Оценка : 10
«Лётчик для особых поручений»
–  [ 5 ]  +

zotovvg75, 25 сентября 2023 г. в 17:05

Талант писателя в большой степени состоит в способности создавать такие литературные образы, которые будучи заключенными всего лишь в одно-два предложения, рождают мощнейший прилив необычных эмоций, зыбких ощущений, смутных откровений. Владислав Петрович Крапивин в этом отношении является виртуозным мастером, раз за разом рождая что-то особо оригинальное. В данной книге это к примеру образ потерянных корабликов, уплывающих в неведомый Ветрогорск или же сам сказочный город, куда можно попасть только после заката. Это есть фирменный крапивинский стиль, стандартный в своей гениальности и разнообразнейший в формах литературной материализации.

В настоящей повести материализуется сама Сказка, существующая всегда рядом с нами, но открывающаяся только тем, кто верит в нее чистым сердцем, как Алешка. Сказка может жить совсем поблизости, например на пустыре, под заросшим фундаментом старого дома. Только надо знать путь к ней. Мне всегда нравилось описание Крапивиным путей в неведомое. Это было здорово показано к примеру в цикле «В ночь большого прилива». Не менее замечателен крапивинский путь и здесь: транспортное агентство, пароход и наконец аэродром с Летчиком для Особых Поручений.

Очень уместно в этой связи упоминание в повести Сент-Экзюпери, и у меня лично создалась ассоциация Антошки Тополькова с Маленьким Принцем. Та же безграничная, немного наивная вера в людей и добро. И образ распавшейся Антарктиды созвучен с зовущей к себе планетой с оставленной розой. Эта история Антошки грустна в своей нелогичности-вроде бы никто друг друга не предавал, но было потеряно очень важное-близость настоящего друга. Это и почувствовал всем сердцем Алешка. Здесь для меня заключен смысл повести-наличие в душе чутких людей способности понять переживания другого человека, пусть не сразу и даже тогда, когда казалось бы все пути закрыты. И тут в повести появляется Голос Дороги. Этот Голос никогда не дает человеку покоя, если он не сделал то, что должен был сделать, не понял то, что должен был понять. И если ты что-то считаешь потерянным, Голос Дороги будоражит воспоминания и зовет в путь. Был такой телевизионный спектакль «Человек из страны Грин», с подобным образом Дороги и человеком идущим по ней вдаль, а также с потрясающей музыкой, созвучной для меня с Голосом Дороги из этой повести.

Вообще Крапивин имеет дар придумывать очень необычные сюжетные атрибуты, которые раскрашивают повествование в особые, сугубо крапивинские тона. Это возникает из основы нерушимых жизненных принципов положенных на знание чуткой души ребенка, способной рождать в своих мечтах загадочные сказочные миры, где как в зеркале отражается вся суть чистой, неизвращенно злом природы ребенка. Иногда я задумываюсь, не слишком ли я щедр на оценки книг Крапивина. Нет, ведь только избранным писателям доступна способность затронуть саму душу человека образами доброты, бескорыстия и справедливости.

Оценка : 10
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 5 ]  +

Никтонигдеиниког, 02 августа 2023 г. в 05:50

Я думал, ничто не способно превзойти такой роман цикла как «Гуси гуси, га га га» и, к счастью, ошибся. «Белый шарик …» стал более близким мне, родным. Действие проходит в провинциальном сибирском городке, и сам я из похожих мест. Чем то понятным, «своим» для меня стало время действия романа – первые, тяжелые послевоенные годы. Хоть я не имею никакого отношения к этому времени, но почему-то близко для меня это послевоенное бытие, восстановления после большой беды, скромная, небогатая жизнь, вынужденная экономия, и вместе с тем желание помочь другому, поделиться с нуждающимся. Опять же, очень трогательными стали для меня семейные отношения мамы, Стасика и сестренки. Какое чудо, что жизнь победила смерть! Хочется верить, что после пережитого малышка будет сильной, здоровой и все в ее жизни будет хорошо.

Понятной темой для меня стала тема алкоголизма в семье с его деградацией, хамством, унижением. Как много горя принес он. Иногда задаю себе страшный вопрос: возможно ли такое падение со мной? И, встретив такого персонажа, как отчим Юлий Генрихович, встряхиваюсь и говорю сам себе: нет, так низко упасть я не смогу.

Тема с подростковым насилием тоже понятна, видимо, всем нам. Задаюсь себе вопросом: к чему это? Зачем унижать слабого, беззащитного? От безделья это все или есть какие то другие причины? И почему мир устроен так, что не работают никакие уроки, никакие примеры добра, мужества, честности и по-прежнему появляются эти чичи? Неразумно, страшно, мерзко от этого.

Великолепна линия перевоплощения практически бессмертной совершенной звездной сущности в обычного мальчугана. Вечное и земное сошлись в одном. Как принято говорить в философии: «микрокосмос и макрокосмос совпадают», и я согласен с этим: бесконечность звезды не превосходит бесконечности человеческой жизни с ее надеждами, мечтаниями, памятью. И какой мощный финал романа: блестящая научная биография Якова Михайловича Скицына, дети-койво, Дорога, дом с крыльцом и желтое окно. С ними и жить не страшно!

Оценка : 10
«Ковёр-самолёт»
–  [ 5 ]  +

olpo70, 05 марта 2023 г. в 14:26

Я присоединяюсь ко всем отзывам написаные ранее. Не вижу смысла повторяться о таланте Крапивина и о счастливом детстве с ковром- самолетом. Я хочу написать о другой истории в этой повести которая лично меня тронула до глубины души.

Одинокая рыжая Собака ( да именно с большой буквы). На фоне детских приключений Крапивин преподнес нам грустную историю. И по моему он сделал это специально. Сколько подобных историй мы знаем. Сколько собак, да и не только, брошено людьми. А ведь они нам отдали все. Мы для них вся жизнь. А они ждут, тоскуют и умирают от тоски. Да в повести не сказано почему Собака осталась одна, но это не делает эту историю менее печальной. Момент когда Собака сама заводит часы и отказывается уйти с мальчишками просто заставляет чуть ли не плакать. Она ждет...

Оценка : 10
«Вечный жемчуг»
–  [ 5 ]  +

zotovvg75, 20 июня 2021 г. в 22:51

Когда открываешь новую книгу Крапивина всегда ждешь встречи с чем-то добрым и трогательным. Удивительное дело, придерживаясь в своем творчестве определенной тематике, Владиславу Петровичу в каждой своей книге удается показать что-то новое и необычное. Это и есть талант-не сбиться на банальности, а раз за разом радовать читателя новым шедевром.

Повесть «Вечный жемчуг», да и вся трилогия, из разряда тех книг, которые читаешь боясь оторваться, чтобы не выйти из состояния абсолютного погружения в магический крапивинский мир Великого Кристалла. Здесь все пронизано тайной и волшебством. Вместе с героями повести читатель также явственно ощущает подход загадочного громадного пространства, каждым кончиком нервов, каждой клеточкой тела. А ведь это описано всего лишь несколькими предложениями! Лично меня очень затронул созданный Валеркой лабиринт и описание пути по нему. Почему-то возникла родственная ассоциация с эпизодом перемещения Коли во времени из фильма «Гостья из будущего», с гениальной музыкой Евгения Крылатова. То же волнующее ощущение разрыва временных и пространственных границ. Может за такой момент волнующей иллюзии мы и любим фантастику?

На этот раз трансформация в двенадцатилетнего мальчишку произошла не в прошедшее детство, а в детский мир нереализованных желаний и событий. Очень интересная придумка Крапивина. У каждого в детстве осталась некупленная игрушка или книга. Владислав Петрович подарил своему герою свершившуюся мечту прошлого в неожиданно появившемся настоящем. И не только это. Сергей получил( а стало быть и мы, читатели), то восторженное детское восприятие мира, когда душа переполнена безотчетной радостью и радужным воображением, Счастлив тот, кто когда-то это чувствовал! В детстве бывает казалось бы пустяковый эпизод ( подобный прилету в окно бумажного голубя), но этот момент почему-то навечно запечатлевается в памяти и остается на всю жизнь. Видимо тогда ты был по настоящему счастлив. и это счастье измеряется не деньгами или властью, а особым состоянием души. Эти воспоминания надо беречь, ибо они делают нас настоящими людьми, способными противостоять злу. А зло предательски прячется в темных закоулках и в книге оно принимает вид фантасмагорических летающих душ убитых злодеев, способных омрачить самую добрую сказку.

Эта повесть о дружбе, самой преданной и бескорыстной, проходящей через необъятные дали и века. Пусть было всего лишь только три встречи и казалось бы нет шансов на следующую. И если ничего сделать не удастся, наша память пронесет сквозь пространство и время. И вновь повториться незабываемое со жмущей грудь грустью. Где-то также вспоминают нас друзья и все-таки есть надежда, та спасительная соломинка, за которую хватаешься в самых безнадежных ситуациях. Эта надежа, самая жгучая и безотчетная-на встречу вопреки всем законам, всему устройству мироздания. Это и есть вечный жемчуг, горящий незатухающим огнем веры и любви к своим друзьям и далекому детству.

Оценка : 10
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

strannik102, 06 сентября 2020 г. в 18:19

Кристалл Мироздания и обвивающий его серпантин Дороги...

Представленные в этом сборнике семь повестей Владислава Крапивина являются базовым комплектом цикла о Великом Кристалле. Помимо этих произведений разные составители тематических подборок присоединяют к циклу кто ещё пару произведений, а кто-то доводит количество присоединяемых аж до восьми, расширяя тем самым список до 15 пунктов, а то и более. Можно с этим спорить, а можно просто иметь ввиду и при желании познакомиться и с другими примыкающими книгами. Сам я такие соседствующие повести попробовал прочитать — да, связь безусловно имеется и потому читать или не читать другие книжки из расширенного цикла, решать каждому. Я, похоже, с той или иной интенсивностью всё-таки полезу вглубь Великого Кристалла, т. е. потихоньку-полегоньку-понемножечку буду читать ВК и дальше.

Сама идея Великого Кристалла по своей сути является многомерной. Т.е. это и в философском смысле Мироздание имеет многоплоскостность и многовариантность; однако и в физическом, материальном смысле, по мысли Крапивина, Мироздание имеет такую сложную кристаллическую структуру. Или похожую на то, что он описывает в своих повестях. Насколько эта идея соответствует научным представлениям — этого никто не сможет сказать и по сей день , ведь любой земной (да и внеземной тоже) Наблюдатель всегда находится внутри своей Плоскости Мироздания и потому может наблюдать и как-то фиксировать и документировать только внутриплоскостную картину мира, только ту физику, которой отвечает этот мир, эта Грань Кристалла. А тут ещё кстати будет вспомнить про так называемый антропный принцип — правда, это может увести нас в другую сторону, и потому на этом молчок, вспомнили и тут же забыли.

А ещё эта идея хороша тем, что Крапивин создал целый Мир Великого Кристалла, со сквозными героями-персонажами, с перекрещивающимися взаимопроникающими и взаимовлияющими событиями (причём иногда возникает ощущение обратной причинно-следственной связи), с вариациями расширения идеи уже собственными усилиями самого читателя...

Вообще космогонисты давно уже имеют в своём арсенале несколько разных космогонических мирозданческих гипотез — тут вам и пузырящаяся Вселенная, в которой местные вселенные являются каждая отдельным пузырьком; тут и чёрнодырные варианты, когда выходы в другие Миры проходят сквозь чёрные дыры, и нужно пройти сингулярность, чтобы попасть в мир иной (на самом деле всякая привычная физика в этой точке разрушается до основания, и шансов «пролететь насквозь» нет ни у кого, т. е. в «мир иной» попадёшь точно, но это будет уже совсем другое «небо»).

Все эти научные мыслительные игры безусловно увлекательны, и я всегда интересовался этой проблематикой и с упоением зачитывался вполне научными статьями в разных научпоповских журналах. Однако для Крапивина представляемый им мир Великого Кристалла интересен как раз не другой физикой, не иными небесами и созвездиями. Крапивинский интерес в том, что на какой бы грани ВК не находились персонажи повестей, всегда в центре внимания будут понятия морально-нравственные, этические и гуманистические. Не зря ведь главными героями всех повестей являются дети — ребята 9–14-летнего возрастного периода как раз являются самыми чистыми и светлыми душами, теми, которые жадно познают этот мир (и в его физическом смысле, и в социально-этическом тоже), и многое из реальной картины мира не принимают, отрицают — не будем перечислять все наши не совсем чистые взрослые реалии существования, мы их все прекрасно знаем.

По замыслу командора Крапивина именно таким детям, правда наделённым некими особенностями (например, умением переходить из одной Плоскости ВК в другую) и предстоит творить Будущее. Напрямую Крапивин об этом не пишет, но ведь он явно подталкивает своих героев именно к этому — к изменению того никого не устраивающего «порядка» в той или иной Грани, и к совершенствованию таким образом всех населённых миров. А чтобы помочь таким детям, Крапивин придумал и ввёл в этот мир Командоров, т. е. людей, стоящих на страже детей с такими особенностями, всячески их оберегающих и помогающих им всем чем можно. Но прежде всего просто спасающих.

Конечно, образ Командора Крапивиным введён специально не только для развития сюжетов повестей и для придания новых смыслов, но прежде всего это трансформированный Крапивиным образ стругацкого Учителя и Наставника (помните, у Стругацких в их повестях то и дело встречаются эти индивидуальные Учителя и Наставники, посредством которых осуществляется воспитание человека Будущего: «Полдень. XXII век», «Жук в муравейнике» ...). Поскольку и сам Крапивин вовсю занимался воспитанием ребят именно такого возраста, о котором он постоянно пишет в своих романах и повестях, то отчасти этот образ Командора списан им с самого себя — наверное в чуть идеализированном варианте, но всё-таки и с себя тоже. И ещё и поэтому цикл этот обращён не только к подростково-юношеской аудитории, но и к людям более взрослого периода — каждый человек способен стать крапивинским Командором в реальной нашей современной жизни — пусть не для сотен и не для десятков ребят, но тогда хотя бы для нескольких и некоторых — для своих детей и их друзей. Я думаю, что ещё и в этом был смысл этого цикла.

Конечно, по мере продвижения по циклу мы читаем разного Крапивина: сначала это идеалистический романтично-сказочный творец мира ВК, однако постепенно меняются реалии окружающего мира, приходят конец 80-х и начало 90-х, и Крапивин явно страдает от того, как быстро и как решительно всё валится в тар-тарары, как моментально слетает с людей мишура былой (а былой ли?) цивилизованности и приходят времена если не варварства, то падения нравов уж точно. И это заметно и по настрою его последних двух повестей — грусть-тоска и упадничество прокрадываются в энергетику этих книг и заражают этим состоянием и читателя.

Оценка : 10
«Застава на Якорном поле»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 06 сентября 2020 г. в 18:08

Проломить Пространство и пройти насквозь и напрямую...

Судьба осиротевшего ребёнка, мальчика-подростка. И Крапивин умело крутит событийный ряд таким образом, чтобы читатель до самого конца повести не понимал, что тут реально происходит, а что, возможно, является только лишь плодом разгорячённого горькой утратой воображения ребёнка. Тоскующего по потере по-настоящему любимого и родного человека — свой мамы. И вот эта тема любви ребёнка и матери является одной из главных составляющих этой пронзительной повести. Главный ещё и потому, что эта любовь к маме и тоска по ней гонит нашего Матвея на кольцевую ветку метропоезда, гонит просто для того, чтобы бесконечно слушать до боли знакомый и родной мамин голос, объявляющей все станции.

И именно эта гонка за мамой в конечном счёте и отправляет Матвея на «несуществующую» станцию «Якорное поле», и заставляет его усомниться в реальности и маминой гибели и в искренности добрых намерений воспитателей специнтерната.

В повести кроме уже привычных героев — мальчишек подросткового возраста — и нескольких старших встречается также уже ставший привычным и потому ожидаемым старый «знакомый» — монетка в 10 колосков, а также новые артефакты — якорёк и разумный кристалл Яшка. Всё это артефакторное богатство искусно вплетено Крапивиным в основные смыслы и повести и всего цикла, и наверняка будет «выстреливать» в следующих повестях Великого Кристалла.

Также вводятся новые понятия — Командор и Пограничники; кое-что о сути этих персонажей и личностей мы узнаём уже из текста «Заставы...», а что-то наверняка будет проявляться дальше, в следующих книгах.

И, наконец, отдельным пунктом книжного «меню» является тот читательский восторг и упоение, с которым погружаешься в глубины и текстов повестей, и в глубины Великого Кристалла. Вот в моей личной читательской иерархии первое место среди писателей-фантастов прочно занимают братья Стругацкие, а на второй позиции в течение нескольких десятилетий находился Станислав Лем. Теперь же готов подвинуть пана Станислава на одну позицию ниже, переместив Крапивина сразу на второе место — вот вам результат чтения всего только трёх повестей цикла.

PS А у меня на колечке с ключами вот уже более 40 лет болтаются два предмета: примитивная открывашка для бутылок и ключ от наручников старого образца — и ключи меняются, и кольца, на которые они надеваются, но сами эти два «счастливых» артефакта непременно всегда со мной...

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 06 сентября 2020 г. в 18:07

О пользе и опасности чипирования населения

Фишка в том, что хотя эта повесть всячески преподносится как литература для детей и подростков и вообще просто относится к детским книгам, однако на самом деле она в большей степени обращена к читателю достаточно взрослому. Ну, как минимум юношеского возраста. Просто потому, что весь заряд нравственно-этических начал и морально-гуманистических выборов, о которых идёт речь в этой книге, совершается человеком отнюдь не юным. А те юные и подростковые персонажи, которые в книге безусловно имеются и которые тоже что-то совершают, всё-таки относятся не к тем, которые делают выборы и деяния, а в отношении которых и выборы и деяния делаются. А тот мальчуган Витька, который совершает Поступок, согласно сути и повести и всего цикла, совсем не простой парнишка из реала, а как бы гость из другой Грани Кристалла, т. е. в терминологии ранних Стругацких вообще человек коммунистического будущего. Кстати сказать, и вот эти пока неуловимые и только вскользь упоминаемые в первых двух повестях персонажи из Сферы весьма напоминают как раз-таки стругацких то ли прогрессоров, то ли молодых учёных из Института Экспериментальной Истории или ещё какого-нибудь НИИЧАВО — по крайней мере энергетика этих упоминаний напрямую обращает читателя именно к ранним Стругацким, а то и к Ефремову и Снегову, разве что пафоса поменьше, а реалистичности побольше.

Впрочем, все эти вышеизложенные соображения являются всего лишь плодом ума, разгорячённого чтением великолепной крапивинской прозы. Великолепной и по задумке, и по смыслам, заложенным в повести, и по литературной форме, даже по тому скупому эпилогу, которым заканчивается повесть — накрутить хвоста приключению и в самом конце обломать жаждущего читателя, не поддаться на все читательские ожидания и загнуть линию повествования ровно туда, куда и стремился попасть автор — в точку, когда всё главное уже сказано и то, какими именно событиями закончилась история Корнелия Гласа, уже не суть важно. Тем более, что мы узнаем всё, скорее всего, чуть позже, в следующих повестях.

Оценка : 10
«Лето кончится не скоро»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 03 августа 2020 г. в 18:33

Равновесие Весов — чуткая и тонко настроенная система всех действий и противодействий

Прочитав аннотацию, представляешь себе, что основной объём книги будут составлять всякие инопланетно-космические происшествия и фантастические приключения. А на самом деле мы встречаемся с вполне земным мальчишкой Шуркой и с несколькими ребятами — Шуркиными ровесниками и около того. И львиную долю времени мы вместе с Шуркой занимаем дружбой — самой простой подростковой мальчишеской (включая, однако, и девчонок из числа таких, которые «свой парень») дружбой. Т.е. проводим вместе часы и дни, купаемся и играем, спорим и просто общаемся, загораем и помогаем младшим и слабым. Однако по мере вот этого дружеского общения мы постепенно узнаём из уст самого Шурки о его необычной и нелёгкой судьбе — смерть отца и попытка мести и всё прочее, что за этим последовало (не буду пересказывать аннотацию). И конечно же все эти моменты — дружба с ребятами и плюс непростое космического уровня «задание», порученное Шурке (об этом мы тоже постепенно узнаём по мере чтения) — сводятся постепенно в одну пространственно-временную точку. Причём на этот раз выбор, который должен сделать Шурка, максимально сложный и ответственный — судьбы целой планеты и цивилизации зависят от него…

Вот эта фантастическая придумка и совсем реалистические картины пацанской верной дружбы умело сведены автором воедино и переплетены настолько искусно, что даже тени сомнения не возникает в реалистичности повествуемого. Тем более, что автор приготовил для читателя совсем необычный и отнюдь не хэппиэндовский финал...

Оценка : 10
«Оранжевый портрет с крапинками»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 03 августа 2020 г. в 18:24

Давайте намечтаем мир...

Хотя эта книга проходит под тегом «сказка», на самом деле мы скорее имеем дело с фантастикой. И даже не с фантастикой, а с фантазией. С мальчишечьей фантазией. Сила которой такова, что способна изменить мир и заставить поверить в неё даже самые заскорузлые взрослые скучные головы.

Четвероклассник Фаддейка именно таков и есть — он мечтатель, причём не просто мечтатель-фантазёр, а Мечтатель с большой буквы М. Казалось бы, какая может быть разница между мечтами и фантазиями одиннадцатилетних мальчишек? Тем более такая разница, которая мечты одних заставляет писать с большой буквы М. А всё дело не в том простом фантазировании, которому подвержены все одиннадцатилетние мальчишки (и девчонки тоже). А в том, куда и к чему направлены эти мечты. Одно дело если ты просто нафантазировал себя жителем обитаемого Марса и наследником марсианского Повелителя и Владыки. И совсем другое, когда заимев неограниченную власть над всем Марсом, ты стремишься закончить все ведущиеся на планете войны и спасти всех обречённых на смерть людей. Такая вот целевая гуманистическая фантазия, а не ради приключалова.

Но ещё более важно то, что Фаддейка не пустой мечтатель-фантазёр, убегающий от реальной жизни в мир своих фантазий. Он деятельно и активно живёт в нашем реальном мире, он любуется красотами окружающего и тащит к этим красотам всех тех людей, с которыми он сдруживается и которым он доверяет. А ещё он — совершенно бескорыстно и не выпячивая свою роль — умеет помогать тем, чем может людям, которым сейчас почему-то плохо.

В конечном итоге получается, что эта книга о Любви. О любви простого одиннадцатилетнего пацанёнка к жизни и к миру, к людям и вообще ко всему, что есть на свете — недаром его взгляд устремлён в звёздное небо и к горизонту. И этой своей любовью Фа-Дейк — Фаддейка щедро делится с другими, со всеми, с родными и близкими, с друзьями, и с нами, с читателями. Берите, пользуйтесь.

Оценка : 10
«Журавлёнок и молнии»
–  [ 5 ]  +

DENver79, 24 марта 2018 г. в 12:29

Будучи подростком, читал несколько раз, нравилась безумно, сегодняшние подростки , которым я советовал эту книгу, читают её запоем, все потом спасибо говорят. Очень интересная и поучительная книга, советую всем родителям прочитать вместе с детьми.

Оценка : 10
«Крик петуха»
–  [ 5 ]  +

sandyanf, 27 февраля 2015 г. в 15:24

Очень хорошая, светлая книга. Эта книга отличается от остальных книг цикла отсутствием безвыходных ситуаций (как в «Заставе на якорном поле», где героя обманули и отняли родителей), здесь нет надрывной тоски и одиночества (как в «Белом шарике матроса Вильсона»). И по этой причине книга читается довольно спокойно без сильных переживаний о главном герое, но при этом с большим интересом.

Оценка : 10
«Синий краб»
–  [ 5 ]  +

Bizon, 09 июля 2014 г. в 23:11

Ни когда не воспринимал это как стихотворение, только как песню Юрия Устинова. То что слова Владислава Крапивина было известно и понятно, тем более, что текст просто кричал «это я, автор, я — Владислав Крапивин!». Забавная штука, читать Крапивина я начал позже, чем услышал эту песню, какое то время она была даже гимном такого известного фестиваля, как «Зимородок» проводящегося в Арзамасе. А еще она была гимном в нескольких пионерских лагерях базирующихся на черноморском побережье.

Сейчас уже нет пионерского движения, а коммунарское существует до сих пор. А Крапивин, Устинов и Ланцберг были одними из идеологов коммунарского движения. Мне повезло, я тоже был коммунаром, хотя возможно идеализированное воспитание мешало в реалиях 90-х и позже. Но «Синий краб» это классика!

Советую слушать песню в исполнении Юрия Устинова.

Оценка : 10
«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

граф_Михрюткин, 15 декабря 2013 г. в 21:49

Обожаю эту книгу, одна из моих любимых . Перечитываю её время от времени. Крылатые нежити на Маяке — бррр! Даже приснились как-то раз в детстве.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»



⇑ Наверх