Владислав Крапивин отзывы

Все отзывы на произведения Владислава Крапивина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 998

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 16 17 18 19 20   (+10)»

«В ночь большого прилива» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Кокша, 09 апреля 2020 г. в 16:03

Попалась она мне довольно поздно — было уже к 30. И все же как она прекрасна. Как глоток детства во взрослой обыденности — свежий ветер бескрайнего простора в жаркой душной комнате. Читали вместе с детьми, надеюсь, внуки то же будут читать, и надеюсь, вместе со мной.

Оценка : 10
«Баркентина с именем звезды»
–  [ 7 ]  +

Nikonorov, 15 марта 2020 г. в 17:58

До чего же Крапивин мастер в передаче атмосферы, настроения, окружения. Вся эта тёплая ламповость иного, уже ушедшего мира, эти мысли, снедаемые детскими мечтами, стремления, в данном случае еще и борьба за свои стремления (постоянный уход к реке). Читаешь — и словно смотришь добрый советский фильм. Приморским городком проникаешься, видишь воду, видишь мачты кораблей, видишь прогуливающихся по набережной вдоль реки людей. Чувствуешь запах моря, слышишь обрывки разговоров.

И однако повесть — очень грустная. Тому есть два фактора: лягушонок Чип и, собственно, Мартыныч. В голосе Чипа, в тоне, в подборе слов и тревоге, в такой же тяге к морским просторам, аналогичной Мальчику, слышится некая несбыточность и смирение, что ли. А Мартыныч — вот его какую-то безысходность я и поймал сильнее всего. Жаль старика. И добило его письмо в конце. И как-то не остается радостного и лёгкого послевкусия. Ну совсем.

Так и напрашивается продолжение про судьбу Чипа и Мальчика, как они приедут к Мартынычу, возьмут его с собой и всё вот это вот.

Но — очень сильная эмоциональная повесть. И грустная.

Оценка : 9
«Оруженосец Кашка»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 11 марта 2020 г. в 09:17

И всё-таки Владислав Крапивин — явление уникальнейшее. Ну назовите какого-нибудь другого писателя, который смог бы на такую простенькую и, честно говоря, не самую увлекательную тему, как зародившаяся дружба двух ребят в пионерском лагере, написать так, чтобы от текста нельзя было оторваться.

Мало того, что написано интересно, здесь и вся ребячья психология разложена по полочкам и, вспоминая себя, ни с чем особо и не поспоришь. Пожалуй, лишь жизнь в пионерском лагере выглядит несколько приукрашенной. Я неоднократно бывал в таких лагерях приблизительно в то же время и что-то не заметил, чтобы персонал этих лагерей обращал хоть какое-то внимание на своих подопечных. А уж мечтать о специально проводимых соревнованиях по стрельбе из луков.... Может быть у нас в Тульской области тогда были какие-нибудь не такие пионерские лагеря :)?

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 6 ]  +

Stalk-74, 04 марта 2020 г. в 20:54

Начало повести удивило даже по отношению к Крапивину. Антиутопический сюжет был завязан достаточно серьезно, на уровне признанных лидеров жанра. И, делая скидку на доступность читателю любого осознанного возраста, шел так до молитвы подростков-изгоев. Временами напоминая то Шекли, то Хаксли, то Кафку. А вот дальше пошло понижения качества. Не найдя идеального решения удержания напряжения, Владислав Крапивин свел все к подростковому экшну. Оптимальному, конечно, если не считать открытой концовки, где уже пошел Джеймс Бонд. Жаль. Школьная рефлексия была шикарная, в традициях беллетристики Стивена Кинга. Идея теории вероятности наказания из шикарной в конце свелась к миллионному шансу наоборот. И зазеркалье просто просило большего уделения внимания, не ограничивающее разговорами о мебиусности пространств.

В-общем, произведение по задумке выше среднего крапивинского, но, к сожалению, не дожатое. Это как футболисты, удивившие мир в первом тайме оригинальными глубокими атаками, во втором терпеливо начали катать мяч поперек поля на удержание счета. Этой инерции хватило, чтобы выделить «Гусей», но, очевидно, не достаточно, чтобы повесть стала в один ряд, например, с «Градом обреченным».

Оценка : 8
«Я иду встречать брата»
–  [ 15 ]  +

mshvez, 21 февраля 2020 г. в 16:10

Эта небольшая повесть была прочитана впервые в далеком детстве, лет в 13-14. В книге 1979 г. издания «В ночь большого прилива». И вот через тридцать с гаком лет прочитана снова.

О чем повесть — перед вторым прочтением уже успелось, конечно, забыться. Но с детства осталось в памяти необыкновенно светлое, щемящее душу впечатление.

После того небольшого сборника весь Крапивин в местной сельской библиотеке был найден и перечитан. И осталась любовь к его книгам на всю жизнь. Честно сказать — боялся, что то далекое впечатление из детства сейчас вдруг смажется после «взрослого» прочтения. Напрасно боялся. Без всякой сентиментальности, без ощущений «возвращения в детство», это второе прочтение принесло более четкое понимание остроты ответственности взрослого человека за пока еще не взрослого, но тоже уже человека. Со своими мечтами, переживаниями, страхами, отчаянными поступками. Необыкновенно пронзительная, светлая и искренняя вещь. Как оказалось (лично для меня) — неподвластная времени. Спасибо, Владислав Петрович. 10 баллов.

Оценка : 10
«Та сторона, где ветер»
–  [ 16 ]  +

gamarus, 07 февраля 2020 г. в 21:11

К творчеству Владислава Петровича я отношусь трепетно. Пожалуй, как ни к какому другому.

Я поздно с ним познакомился, тем не менее его книги это как День рождения или Новый год… Нет, как летние каникулы в школьную пору. Я читаю Крапивина дозировано, не более двух повестей или романов в год, боясь, что они закончатся и придёт конец, казалось бы, бесконечному празднику.

«Колыбельная для брата», «Трое с площади Карронад», «Бронзовый мальчик» и, конечно же, моя любимая «Журавлёнок и молнии», пробивали моё сердце насквозь.

Извините за этот сладкий кисель сентиментальности, просто хотел, чтобы вы меня поняли.

К истории под названием «Та сторона, где ветер» я подкрадывался с опаской. Долго обходил её стороной, так и сяк приглядывался, листая страницы, рассматривая иллюстрации, читая отзывы.

Мне думалось, что это будет первая книга Крапивина, которая меня разочарует. И даже высокие оценки не могли меня убедить.

От чего же такие мысли?

Первое, наверное, это не будет спойлером или огромным секретом, что один из главных персонажей слепой мальчик.

Второе, если вы посмотрите на форзац издания «БИСС ИД Мещеряков», то увидите, что нас ожидает самое ужасное, что может произойти в жизни любых родителей…

Я не очень понимал, как Владислав Петрович решился заступить на столь шаткую тему. Причём разом: и ребёнок инвалид, и детская смерть.

Боялся напрасно. Оказалось всё элементарно. Главное, это быть честным, искренним в чувствах, и любить не только своих героев, но и читателей.

Как же тонко Автор обходит и сглаживает острые углы. Он практически ювелирно рассеивает невообразимую трагедию и тоску в печаль, заставляющую пацанов повзрослеть и вынести урок. Без эмоциональных спекуляций, выдирания волос, заламывания рук и истерик, без какого-либо акцента на смерти, что, казалось бы, неизбежно…. Я не знаю как описать словами авторские приёмы, но Крапивин гений. Пройти по самому тонкому краю и ни разу не покачнуться.

Что касается Владика. Да, нам безумно жалко слепого мальчишку. Но посмотрите, как к нему относится Автор, через своих героев. Раз за разом, нам говорят, не надо жалеть, не вздумайте. У ребёнка другая жизнь и в ней тоже есть прекрасное. Наладиться она или нет, это другой вопрос. Но этот мальчик важен для отца, важен для друзей, а значит надо жить… Помогать жить, а не жалеть.

Читатели в отзывах любят Ильку. Я его тоже люблю. Он же с ветром за одно)) Но больше Ильки мне нравится Генка. Ему только 14, а он уже совсем взрослый. Чувствует ответственность за своих друзей, где-то ревнует, где-то чуть завидует, ругает себя за это, но при этом он честен с жизнью как никто другой.

Мне хочется узнать может ли Илька через два года стать Генкой? И при этом, знаю точно, что Генка никогда уже не станет Илькой.

Берегите детство своё (свои воспоминания) и детство своих детей. Давайте плавать на лодках, запускать змеев, беречь дружбу, а встречая грозу на крыше, убедитесь, что рядом есть громоотвод.

Оценка : 8
«Ампула Грина»
–  [ 16 ]  +

Ламповый, 28 января 2020 г. в 14:55

Написал довольно большой текст. И похвалил, и покритиковал, и порассуждал.

Потом перечитал, удалил и понял — я просто хочу жить в Инске.

Бывать в Старогорске, на Лугах, в Кан'Орра, в Византийске, в Реттерхальме.

Хочу приходить на Институтские Дворы, ехать в поезде через толщу Полуострова, работать в обсерватории «Сфера».

Я не литературный критик, да и, в общем, вовсе не критик. Достоинства и недостатки произведений Крапивина для меня имеют значение только в том смысле, что я хочу жить в мире, созданном им — со всеми сложностями, нелепостями, печалями и радостями этого мира.

Наверное, это высший критерий оценки (как мне лично кажется).

Благодарю Вас, Капитан и Командор.

Оценка : 10
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 4 ]  +

mmg, 15 декабря 2019 г. в 18:40

Странное ощущения у меня от этой вещи. После восторга от прочтения всех предыдущих книг Крапивина, я того же ждал и от «Шарика...». Но получил с точностью до наоборот. Зря он полез в этот анитисоветизм и обличение кровавого Сталина. Тем более, через мальчишку. Это уже совсем зашквар. Не удержался, видимо, и он от модного в начале 90-х рукопожатного соблазна плюнуть своей стране в рожу. Но плюнул себе и своим читателям. Голимая конъюнктурщина. Самая слабая его книга. Накосячил он, а стыдно, отчего-то, мне. Как-то так.

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 7 ]  +

Deliann, 03 ноября 2019 г. в 11:39

Творчество Владислава Крапивина по какой-то причине обошло меня стороной. В детстве его книг не было в домашней библиотеке, а в школе о нем не упоминали даже в списках на внеклассное чтение. В студенческие годы в моем сознании уже укрепился стереотип, что Крапивин писал сугубо для детей, и мне приобщаться к нему уже нет смысла. Но вот на днях я решил все же составить собственное представление о творчестве автора, выбрал одну повесть наугад и был приятно удивлен.

Параллельный мир, очень похожий на наш, но с антиутопическим уклоном. Первая особенность мира в том, что каждому человеку здесь ставится специальная прививка, благодаря которой у людей появляется особое излучение. Это излучение заменяет все документы и способы оплаты, а так же из-за него действия любого человека можно отследить. Вторая особенность мира – система наказания. За любые правонарушения положена смертная казнь, с различным шансом на фатальный исход. То есть за мелкое воровство шанс быть казненным составляет один к десяти. За убийство – уже существенно выше.

Главный герой – мало чем примечательный гражданин по имени Корнелий Глас. Являясь типичным законопослушным обывателем, Корнелий никак не ожидал, что ему будет предъявлено какое-либо обвинение. И уж тем более обвинение в переходе улицы в неположенном месте. Шанс смертной казни в этом случае составляет один к миллиону. И Корнелию катастрофически не везет, ему этот шанс выпадает. Но после этого история только набирает обороты…

«Гуси-гуси, га-га-га…» – хороший сплав философской и приключенческой фантастики, читая который, я очень быстро проникся персонажами и их ситуациями. Следить за происходящим с главным героем было очень интересно, а мораль была высказана автором в простой и ненавязчивой форме.

Ближайшие ассоциации – ирония Шекли помноженная на социально-философскую составляющую братьев Стругацких.

Никак не ожидал обнаружить у Крапивина настолько занятную вещь. Стереотип был сломан, желание продолжать знакомство с творчеством автора никуда не пропало.

Оценка : 8
«Мальчик со шпагой»
–  [ 10 ]  +

Wolde, 15 октября 2019 г. в 16:54

Меня очень удивили эмоциональные, зачастую полярные оценки настоящего произведения, поэтому захотелось кратко резюмировать собственные впечатления от «Мальчика со шпагой».

1. Никакого «сектантства» и бойлаверства (гомосексуализма) я в книге не увидел. Крапивин искренне восхищается чистотой и отзывчивостью «малых сих», видя в них образ идеального человека. С такой оценкой можно спорить, но она вполне укладывается в христианскую парадигму.

2. Суперзадачей автора, на мой взгляд, было показать широкому кругу читателей противоречивость советского общества, его обмещанивание в период «застоя», «мелкобуржуазную сущность» обывателей. Смело ли это для 1975 года? Не очень, — все уже вовсю читали гениальную прозу Трифонова. Однако актуальность поднятых проблем для общества была очевидна.

3. Крапивин попытался возродить в образе Серёжи Каховского мощный гуманистический, пассионарный пафос пионеров и комсомольцев 1920-х годов, убрав из него политическую составляющую. По тексту мы видим, что советские институты (комсомол, пионерия, местное самоуправление) изрядно коррозировали, променяв первородство на «чечевичную похлёбку». «Эспада» же подобна «Тимуру и его команде», которые сеют разумное, доброе, вечное безо всякой санкции сверху.

4. На примере Каховского автор пытается показать юному читателю, что в позднем СССР пассионарная жизнь возможна. Да, она неблагодарная, да, постоянное давление сверху, да, пакости оборотней от общественности, но возможна. И наградой будет преданность и благодарность таких же молодых и чистых, как ты сам.

Быть может, ему это удалось даже очень хорошо, так как первое поколение его читателей в конце 1980-х смело боролось против геронтократии «совка», умело используя гласность и «свободу слова», разрешение кооперации, поощрение личной инициативы.

Мне кажется, крупные молодёжные преступные группировки 1980-х годов — это своеобразный ответ общества на проблемы, поднятые Крапивиным. «Эспада» в новых реалиях быстро превращалась в «бригаду», где царили те же дух солидарности, боевое братство, дисциплина, отстаивание своих интересов, «впрягание» за своих и т.д.

Резюмируя, моим детям книга понравилась. Да, им многое не понятно, но суть поставленных автором проблем воспринимается однозначно, и этика не вызывает отторжения. Крапивин по-прежнему актуален, и современному обществу, на мой взгляд, не хватает книг, подобных «Мальчику со шпагой».

«Острова и капитаны» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

Rheo-TU, 01 октября 2019 г. в 23:09

Следом за циклом о Великом Кристалле, «Острова и капитаны» видятся мне, пожалуй, наиболее монументальной затеей Владислава Крапивина. Три истории, три поколения, три эпохи, плотно завязавшиеся друг с другом историей четвертой — позабытой рукописи и старого морского хронометра. Будучи взятыми по отдельности, он не особо выходят за рамки типичных крапивинских сюжетов о дружбе, предательстве и чести (кроме, разве что, последней). Однако вместе производят совершенно особое впечатление.

«Хронометр» — и сумрачные послевоенные сороковые. Эта история смотрится единственной из всех сыроватой. Все из-за пресловутой кургановской рукописи «Острова в океане». Казалось бы, такая благодатная тема — кругосветное путешествие Крузенштерна! Однако обилие имен и морских терминов, да выдержанный архаичный штиль — все это не позволяет проникнуться к ней теми же чувствами, которые обуревали при чтении Толика. Увы, это далеко не Жюль Верн, приключений здесь мало. Лучше всего в ней удаются моменты с описанием рефлексии героев — той самой фирменной крапивинской, с мучительным поиском себя, своего места в жизни и постоянными сомнениями. С замечательными прологом и эпилогом. Но, что касается «исторической» части романа, то она скучна. Да так, что, когда Курганов пытается сжечь рукопись, его неожиданно хочется поддержать — и в самом деле, кажется, бумагомарание. Быть может, фрагменты рукописи в «Хронометре» — отголоски какой-нибудь неудачной попытки самого Крапивина написать «взрослый» роман о Крузенштерне. Но, право, лучше было обойтись без них.

«Граната» — и теплые солнечные шестидесятые. Севастополь, море. Гай, племянник Толика, главного героя предыдущей повести, играет с новообретенными друзьями, исследует руины и неожиданно сталкивается с новым для себя чувством — предательства по отношению к мальчишке, от которого утаил игрушечную гранату. Вроде бы ничего особенного, но… граната тяжела, и прилетела она словно прямиком со страниц рукописи Курганова. В итоге череда беззаботных светлых дней Гая неожиданно прервется взрывом. Все. Детство кончилось.

Здесь хочется также отметить, что именно в «Гранате» с ужасом замечаешь то, с каким циничным постоянством Крапивин занимается устранением собственных персонажей. Поначалу покажется, что делает он это для пущего драматизма, однако, когда история повторится и в следующей части, станет ясен ритуальный характер происходящего. Это — круг, который должен быть разорван.

«Наследники» — восьмидесятые, окутанные снова хмурым флером. Эпоха, словно застывшая в ожидании неких скорых перемен — но только какими будут они?.. Эта завершающая история цикла оказывается в нем лучшей. Самой взрослой. Самой философской. Самой человечной. В детстве жаловал я ее не очень, потому что любил Крапивина за приключения, а «Наследники» полнились не ими, а той самой чернухой-бытовухой, которая окружала меня в жизни, и за которую часто критикуют нынешнее творчество писателя. Тем не менее, перечтя роман во взрослом возрасте, я понял, что дорос до него только сейчас. Он уже не о приключениях. Помните Экзюпери: «Все мы родом из детства…» О детстве были и «Хронометр» с «Гранатой». А «Наследники» — о взрослой жизни, о том, куда все мы идем — нет, бежим со всех ног, но только, не дай бог, порвем ниточку, связывающую нас с истоками. С человечностью.

Это роман о родителях, которые в поисках лучшей жизни закупаются дорогим шмотьем и выходят замуж за тех, кого не любят.

Об учителях, которые предпочитают давать уроки авторитета, а не знаний.

О тех, кто делает те или иные вещи не потому, что хочет этого, а потому, что «как бы чего не вышло».

О тех, кто не живет, а существует… Вспомните, каким овощем был главный герой в начале «Наследников» — это натуральная картина депрессии.

И какую потрясающую трансформацию он проходит на протяжении романа. Гошка Петров — не типичный безупречный «крапивинский» мальчик. У него гораздо более объемный характер. Он — настоящий…

И снова, возвращаясь к проблематике «Наследников» — тема детского беспризорничества в книгах Крапивина поднимается периодически, но здесь — наиболее больнее. Именно здесь мы видим, что одним возвращением ребенка в семью его не исправить. Что бомжевание — это не только стиль жизни, но и глубокий слом психики. Самое жуткое: что каким бы паршивым, каким бы убогим ни был дом, он все же лучше, чем его отсутствие. Нужна лишь самая малость. Чтобы живущего здесь ребенка любили…

И хорошо, что при всей жесткости заключительной части «Островов и капитанов», в ней нет отрицательных героев. Разве что Копчик и его банда — но, может, лишь потому, что тут автор не стал глубоко копать. Нет, на самом деле тут все жертвы.

Из минусов «Наследников» мне видится только эдакий «рояль в кустах», неожиданное возвращение автором на страницы книги Олега Наклонова. Идеальный мальчик-командир из первой части вымахал в немного неидеального писателя. Ненужная попытка придать повествованию детективности, «приключенчества» — и ах да, нужно же было как-то соединить все три истории воедино.

И все же ключик подходит, и мысли о неидеальностях отступают куда-то на второй план. Три части трилогии, три различных сюжета в конечном итоге оказываются фрагментами хитросплетенной мозаики, в каком-то смысле подытоживающей нефантастическое творчество писателя за четвертьвековой период. Тут сошлись и его «севастопольские» произведения, и послевоенный быт «Сказок Севки Глущенко»… И, конечно, собственные переживания, как автора — писательству уделено тут немало: пишет Курганов, пишет Наклонов, пишут Толик и Егор Петров, и братья Ямщиковы — делают стенгазету «в стол»; и у каждого своя история, которые вместе вливаются в один безграничный океан, в котором острова — людские судьбы, которые живы, пока живы книги, на страницах которых они записаны.

И, может быть, есть здесь и чуточка страха за будущее. В конце концов, сама трилогия была написана на сломе эпох: уже через два года после ее выхода рухнет Советский Союз. А что будет потом? И какие будут в этом новом мире люди?..

Писатель не знает ответа. Но точно знает, что будет делать — как должен делать каждый здравомыслящий человек. Ответ — на страницах книги:

«И Гай станет драться. Всю жизнь. За себя и за других. Драться с человеческими бедами и со своей виной — не зная до конца, была ли она. Драться за право изредка возвращаться на свой Остров.

Такой остров есть у каждого, и потерять его — подобно смерти. Остров называется Детство.»

Владислав Петрович, спасибо вам. У вас уже получилось. Дай бог, чтобы не оступились мы.

Оценка : 9
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 5 ]  +

Halkidon, 06 июля 2019 г. в 12:56

В этой книге Крапивин подошел к стене, отделяющей его мир от настоящего. Всё, дальше идти некуда, всё сделано, всё сказано. Мир В.П. Крапивина представляется здесь особенно дистиллированным, неживым, невесёлым, очень болезненным в силу яркой однотонности, малоцветности. Его физические и материальные формы блестяще воплощают условную советскую повседневность и одновременно романтический мир побережья, уютного староградья игрушечной Европы. Этот мир полон солнца и ветра, шелестящей травы, океанов цветов, особенно, одуванчиков. Жаль, что не хватает старых деревянных особняков и полей, уводящих в неведомую «голубую даль». И где же разноцветные китайские фонарики, так дивно светящие нам поздним летним вечером? :) У Крапивина вообще очень мало простора, больших форм, пространств, долгих путей. Его герои блуждают по солнечным полянам и берегам рек и озер, но они редко выходят в большие города, мир жизни которых совершенно чужд Крапивину. Мир «Голубятни» — это очень маленький и в чем-то мелкий мир. Его герои совершенно не похожи на земных детей. Некоторые чуткие комментаторы намекают на определенные странности, которые часто позволяет автор. Мне книга многими местами и общим стилем, цветом напоминает «Диких мальчиков» Берроуза. Возможно, в этом есть доля правды. Можно также вспомнить Питера Пэна. Но больше в «Голубятне» мы видим мир, в котором хотели иногда оказаться в детстве, который иногда нам снился и казался, но который вместе с тем всегда воспринимался как идеализированный, упрощенный. Он очень сильно связан с тоской об иной советской реальности, которую мы хотели, но не построили. Поэтому он не имеет будущего, ему не нужны продолжатели, здоровые юные читатели. Крапивин подошел к стене, но найти в ней дверь должны другие люди. Но никаких дверей в его книгах нет.

Оценка : 7
«Лето кончится не скоро»
–  [ 6 ]  +

mputnik, 01 июля 2019 г. в 22:50

Искренность на грани фола. Впечатление сродни тому, как если бы добрый волшебник, отчаявшись изменить Жизнь к лучшему и обожрашись с тоски мухаморами, вдруг почувствовал не только облегчение от временного забытья, но и неслабую тягу к галюциногенам вообще. Как к некоему глобальному средству изменения Реальности.

Странная книжка. Нестандартный Крапивин. Другой. Но — что удивительно — отторжения не вызывает. Наоборот. Хочется понять. Зачем и почему.

Но — объективности ради — есть ощущение «касания краем» некой неуютной, неприятной и даже ужасной области какой-то совершенно необъяснимой Неимоверной Тоски. Это... не радует. Что-то не так здесь

Оценка : 9
«Звёзды под дождём»
–  [ 4 ]  +

Halkidon, 22 июня 2019 г. в 17:25

Как мало отзывов, и как они мне близки! У нас в семье эта повесть имеется в издании 1967 года, без обложки, бережно хранящаяся в мультифорке в одном из ящиков моего старого письменного стола. Досталась мне от двоюродной сестры (старше меня на десять лет). Повесть очаровательна и мила, проста и очень человечна. В ней очень хорошо показаны некоторые стороны советской повседневности 1960-х (для меня неизвестных) и моих 1970-х (я их узнал :)). Эта повседневность узнаётся в сверкающих витринах уже закрытых магазинов (как сияли эти витрины в ночи, как хотелось попасть в воображаемый мир радости, который виделся в них и за ними), в тумбах с отсыревшими плакатами, в дребезжащих и раскачивающихся трамваях, освещенных слабыми лампочками, неуютных, но дающих утешение и тепло), тамбурах этих старых советских магазинов — темных, сырых, нередко грязных, ведущих в такие же торговые залы, в пустых ночных дорогах, сверкающих в дождь. А вспомним этих людей. Столь ненавистных и Крапивину, и мне, и многим моим ровесникам «тёток» — этих слоних и гусынь, недоверчивых, недобрых, малограмотных, пакостных. Этих хулиганов (какое забытое слово!), носящих и в тепло резиновые сапоги (которых, к счастью, нет в этой повести). Ох, как хорошо, Крапивин всё это видел, описывал, понимал, не любил!!! А какая чудная эта парочка — мастер и шахматист, как здорово они показаны, наверное, Крапивин имел в виду реальных людей. Как ярок его пустой капитан (военный), болван, формалист, равнодушный человек, враг своим солдатам. Про капитана, уплывающего в Антарктиду можно писать долго. Это человек из мира Стругацких и Ефремова, это человек будущего мира, мира Полудня, которого никогда не будет, и это наш современник — ученый и организатор, но не жуткий папанин. Главный герой и его юный спутник -первые попытки изобразить типичных мальчишек Крапивина — полугероев, людей, немного ненаших, неземных, живущих в особом мире детства, который находится рядом с Неверлендом и другими запретными для псевдовзрослых гусынь, кергеленш, пустых капитанов, резиновых парней местами.

Оценка : 8
«Алька»
–  [ 6 ]  +

mputnik, 21 июня 2019 г. в 18:32

Крапивин — ВЕЛИК и предельно СВОЕОБРАЗЕН.

Вот, читаешь этот текст, никакого отношения к Светлому Храму Фантастики не имеющий, а где-то в груди, чуть выше сердца, необъяснимо и беспричинно — какое-то «запыхалово», и — никаких сомнений, что где-то рядышком и Голубятня, и Желтая поляна, и бормотунчик, забытый кем-то с изнанки щелястой крыши чьего-то сарая...

Как ему это удаётся — ума не приложу

Оценка : 9
«Наследники»
–  [ 8 ]  +

UnrealQW, 11 июня 2019 г. в 02:18

Последний том трилогии на голову выше предыдущих двух. Именно здесь появляются взрослые мысли, а не описание незамысловатых детских впечатлений. Герой трансформируется по ходу романа, он постоянно узнает что-то новое о себе и размышляет. Морализаторство хоть и присутствует, но не сильно выпирает наружу.

Читаю Крапивина первый раз. Говорят, у него повороты сюжета (борьба с жестокими и равнодушными учителями и гопниками, любовь к морю) повторяются из книги в книгу, но как самостоятельный роман весьма читабелен. Написан хорошим языком, эмоционален, от начала и до конца держит в напряжении историей главного героя.

Оценка : 9
«Тополиная рубашка»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 02 июня 2019 г. в 10:09

Крапивинские сказки трудно спутать с какими-либо другими — они абсолютно оригинальны, обязательно содержат пару-тройку простеньких мыслей, важных для воспитания подрастающего поколения и, главное, накрепко связаны с реальной жизнью ребят-подростков. Ну и увлекательны, конечно — это само собой.

Вот и «Тополиная рубашка»: Хозяин, ржавые ведьмы и ржавчина в душах людей — это всё великолепные находки Владислава Крапивина. Мысли, вкладываемые автором в сказку, просты и правильны — как раз для ребят 8-12 лет: отвечай добром на добро, будь решительным и смелым, сумей превозмочь свой страх, сражайся за то, что считаешь правильным.

Но сказка сказкой, а главное в повести — это, конечно, очарование босоногого детства, когда каждый летний день был так долог, что превращался чуть ли не в вечность, когда кругом настоящие друзья, которые всегда поймут тебя и когда вера в сказку, в то, что в жизни может произойти абсолютно всё, присутствует в твоей душе органично и непоколебимо. Спасибо Владиславу Петровичу за то, что своими книгами он будит в нас эти воспоминания о своем детстве!

Оценка : 8
«Выстрел с монитора»
–  [ 7 ]  +

Гиннунгагап, 29 мая 2019 г. в 13:23

Очень жаль что книжка не попала ко мне в руки в том же возрасте что и главный герой произведения. Очень приятная, немного отдающая прогрессорством из «полдня», правда немного в меньших масштабах книга. Вопреки ожиданиям книга не детская, точнее подойдет она как подростку, так и более зрелому читателю способному не только оценить поступки героя со своей стороны, но и погрузится отчасти и в свои юношеские годы.

В целом книга оставила после себя «теплое-ламповое», ностальгическое послевкусие и интерес с дальнейшим событиям цикла.

Оценка : 9
«Сказки капитанов» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

tovvsla, 29 мая 2019 г. в 02:02

Цикл уже давно расширился до трех книг, которые на данный момент выходят единой серией в издательстве «Детская литература», с иллюстрациями Евгения Медведева, адаптированными именно к этому изданию.

«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 6 ]  +

fant-laborant, 19 мая 2019 г. в 19:28

Хороший рассказ — и душевный, и в то же время, экшн присутствует. Обычно предпочитаю другие поджанры фантастики, и повесть стала неожиданностью.

Впервые автор знакомит нас с главным героем, Корнелием Гласом, описывая его его мысли и воспоминания на пути с работы домой. И на протяжении всей повести, хоть рассказ и ведётся не от первого лица, читатель воспринимает происходящее, словно через призму сознания Корнелия. Размышления о доме и семье — по всей видимости, типичных для крупного города Западной Федерации — дают представление о государстве, в котором живёт Корнелий. Достаток и комфорт, привычные для большинства, оборачиваются унылой изнанкой — однообразием, скукой и бездуховностью, когда досуг скрашивают лишь сериалы и выпивка. Однако, спустя время мы узнаём, что так живут не все. Есть и смелые пилоты аэролайнеров, и пытливые учёные-диссиденты, есть и отверженные.

Непрерывный, с позволения сказать, мониторинг мыслей главгероя позволяет нам следить за трансформацией этого человека под влиянием неординарных испытаний, которые мало кому выпадают в этом придуманном Крапивиным мире. А неожиданные повороты сюжета ждут читателя вплоть до самого окончания повести.

    Мелкие недочёты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Неожиданным, даже неестественым показалось мне решение Корнелия испытать на себе шприц для наказаний. Автору стоило придумать какое-то обоснование, поскольку это важный момент, ставший ключиком к доверию таких непростых детей.

Дети-безынды показаны уж больно хорошими. А могли ли они оставаться хорошими в такой системе, при таких надзирателях? Скорее всего выросли бы моральными уродами. Но тогда не получилось бы доброй сказки...

Я жалею только о том, что книга не попала мне в руки в более подходящем, подростковом, возрасте.

Оценка : 9
«Выстрел с монитора»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 08 мая 2019 г. в 21:35

Характерная для Крапивина книжка — можно рассматривать в качестве рекламного образца специфического крапивинского стиля: и не сказка, и не притча, и не твёрдая НФ, но — в то же время — и первое, и второе, и третье.

Как сон. Потому как только во сне возможны такие плавные переходы от действительности к действительности, каждая из которых — вполне себе реальная, но — в то же время — исключает наличие аналогов по банальным причинам. Да, только во сне Сознание не восстаёт против таких нелогичных метаморфоз. Во сне. И — в книжках Крапивина.

Вряд ли можно воспринимать такие книги формально — на основании формального сюжета. Оный сюжет — всего лишь некая ось повествования, вокруг которой вращается некая логика происходящего. Детали — могут меняться. Более того — их можно менять самостоятельно, зависит от индивидуального воображения. Ежели же — все-таки — о некой философии такового «фокуса» задумываться, то — оная философия весьма схожа с изложенной в тексте Валентиновна «Капитан Филибер».

И тем не менее. Чтобы не толочь воду в ступе — процитируем со школьного сайта: «...школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе, который стоял в этих местах, и о его жителе — мальчике Гальке, спасшего город от вражеской бомбардировке с монитора... Сойдя с парохода из-за поломки мальчик попадает в петлю времени, в то самое время, того самого вражеского рейда...».

Короче, уважаемый потенциальный читатель, это шикарное чтиво. Если ты, конечно, не повзрослел настолько, что перестал себя чувствовать ребёнком. В душе

Оценка : 8
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 13 ]  +

ahmen1983, 24 апреля 2019 г. в 07:08

Книгу прочитал в детстве. ОЧЕНЬ понравилось. Восхитительно загадочно, самое то для фантазии.

Всем комментаторам, который с многозначительным видом хмыкают — книга не для детей, герои странные мальчики, не интересующиеся девочками — хочу сказать — ОКСТИТЕСЬ. Им по 10-11 лет. В этом возрасте (до начала полового созревания) различия между девушками и парнями минимальны. Дети даже не понимают их. Они просто дети.

«Граната»
–  [ 2 ]  +

UnrealQW, 18 апреля 2019 г. в 23:34

Если в первой части трилогии был запал и интрига, был довольно интересный сюжет, то во второй части все повествование строится только на ощущениях «лета в деревне». Передаются чувства наивного мальчугана, который беспечно носится по солнечным улицам Севастополя в драных штанах, забывая пообедать; знакомится с местными шалопаями, играет с ними в войнушку, беспокоится о какой-то ерунде... Все это, конечно, очень по-детски эмоционально, но в целом роман «похож на фруктовый кефир», перефразируя слова песни «Машины времени».

Кому хочется вспомнить ощущения беззаботности детства и жар летнего полдня у ласкового моря -- добро пожаловать. Этот роман значительно отличается от первой и особенно от третьей частей трилогии. В принципе его можно даже пропустить -- за исключением последних 5%, наверное.

Оценка : 6
«Старый дом»
–  [ 6 ]  +

Shantel, 13 марта 2019 г. в 11:53

Очень тёплая и добрая сказка! Так и ждала, когда живой дом отправится в своё плавание! Вся морская атрибутика, развевающиеся на ветру флаги нарисовали нужный образ, и весь рассказ вдыхала свежий морской бриз. Финальные нотки пробудили светлую улыбку. Рассказ о доме, воплотившим свою давнюю мечту, — что может быть чудеснее?!

Послевкусие: бриз и мистическая сказочность в советском антураже)

Оценка : 10
«Старый дом»
–  [ 7 ]  +

Nikonorov, 12 марта 2019 г. в 17:55

Какая же приятная, светлая, теплая и ламповая атмосфера у советских произведений!

Автор буквально двумя-тремя штришками обрисовал уютнейший закоулок окраины города, где происходит действие, пронизанное сказочными мечтами и душевными порывами.

Концовка заставляет мило улыбнуться. Ну кому бы не хотелось так, чесслово?

Да еще и внезапно дом выставлен одним из героев и чуть ли не живым существом, и его материал повлиял на судьбу дома. Круто.

Единственное, не понятно, почему так плотно вплетен в повествование друг Вовки, если он с ним в итоге не встретился. А я ждал.

Оценка : 9
«Портфель капитана Румба»
–  [ 3 ]  +

vikc, 02 марта 2019 г. в 19:54

Великолепная сказка для ребят начальных классов. Вспоминаю, когда я учился в первом классе и ещё читал по слогам, мой отец на ночь читал мне «Волшебника Изумрудного Города». Мне до жути было интересно и я всегда просил прочесть ещё одну главу. Так и здесь: смешные пираты, туземцы, гномы, джин из пуговицы, сокровища-пуговицы в портфеле капитана Румба. Самое чтиво для мальчишек и девчонок, которое читают им родители на ночь и ребят немного постарше. Особенно хотелось отметить, как автор описывает корабли, шхуны, их капитанов, слаженность матросов. А если ещё и с иллюстрациями Е. Медведева, тогда ребят от книжки совсем не оторвешь.

Оценка : 8
«Выстрел с монитора»
–  [ 2 ]  +

bbg, 09 февраля 2019 г. в 23:13

Весьма неплохо. Правда, немножко слишком заморочено в финале. Событийные закольцовки не выглядят надуманными, но, как мне кажется, это, всё-таки, слишком. Хотя, ничего не могу сказать, эмоция в этой повести звенит.

Оценка : 9
«Ковёр-самолёт»
–  [ 20 ]  +

schak-vik, 02 февраля 2019 г. в 13:03

Одно из самых ярких воспоминаний детства.

Читал в каком-то журнале. Помнится, с продолжением. А вот автора, к сожалению, не запомнил.

И только в век современных технологий (кстати, благодаря Фантлабу) лет десять (а то и более) назад удалось вновь открыть для себя эту маленькую повесть.

И нисколько не был удивлён, узнав, что автор этой замечательной сказки — Владислав Крапивин. Настолько она написана ярко, сочно, стильно — по крапивински, что даже удивительно — как это я не мог до этого сам догадаться и определить авторство.

Особенно запало в память, почему-то, описание мелких бытовых деталей и подробностей — как какая-нибудь пыльная дорога с листьями подорожника и одуванчиками по обочинам — и чтоб обязательно (!) босыми ногами по щиколотку в пыли, старый, высокий почерневший щелястый забор с рядом проложенными деревянными тротуарами — ну прям как по нашей улице в поселке, где прошло моё детство, разные игры детские (в солдатики – это обязательно!), первый телескоп (сам сделал!!!), ну и, конечно, КОВЕР — тот самый, старый, потёртый, побитый молью — свернутый в рулон и обвязанный бичёвкой, стоявший в углу (вы не поверите!!!) нашей сарайки среди всякого хлама, во дворе дома. И никто не знает, сколько времени мы с друзьями закадычными просиживали возле этого ковра с закрытыми глазами, желая взлететь, и пронестись высоко в небе…

Увы… Не случилось…

И настолько всё написанное врезалось в память — что, как будто это и не выдумано кем-то, а происходило со мной и моими, теперь уже полузабытыми, друзьями-пацанами из того далекого, теперь уже, детства второй половины 70-х годов прошлого века. С какой же реальностью и детализацией это всё выписано!

С большим удовольствием перечитал уже не раз этот крапивинский маленький шедевр.

Спасибо автору за то, что он вновь и вновь даёт нам возможность вернуться в те безмятежные и беззаботные, не омрачённые всевозможными современными напастями и гаджетами годы, действительно, счастливого советского детства.

И обязательно: эта светлая повесть – в список для прочтения моим подрастающим внукам.

Обязательно!  

ps.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В серии «Мир Фантастики» издательства «Азбука» только что вышел, наконец-то, второй том Крапивина «Летящие сказки», в состав которого как раз и вошла повесть «Ковёр — самолёт».

Берём!!!

Оценка : 10
«Кораблики, или «Помоги мне в пути…»
–  [ 7 ]  +

Яр Родин, 31 января 2019 г. в 21:17

Как отметили уже многие, мировосприятие Крапивина в девяностые сильно изменилось. Раньше мир его книг был доброжелательно настроен к героям, в особенности к детям. Да, бывали всякие несправедливости и тяжкие испытания, но само мироздание было на стороне героев. Высшей точкой развития этой мысли стал цикл о Великом Кристалле, где, например, в «Крике петуха» об этом написано почти прямо. А потом мир из дружественного стал враждебным, злым, и героям (как детям, так и взрослым) теперь необходимо отвоёвывать у мира своё счастье и счастье тех, кто им дорог. Пытаются они вместе с этим и как-то переделать мир, но победы их обычно непрочны. Этот взгляд полнее проявился в более поздних книгах, таких как «Полосатый жираф Алик» и «Лужайки, где пляшут скворечники». В «Корабликах» ещё осталась надежда на то, что есть где-то добро и справедливость. Зыбкая, впрочем, надежда.

Интересно, каким в романе показано близкое будущее (пусть и не наше, но весьма похожего на наш мира). Будущее, где с одной стороны невиданный прогресс и человечество дотянулось до звёзд, но с другой стороны мир сходит с ума и людям до планет и звёзд нет дела. Впрочем, мне кажется, весь потенциал придуманного будущего в романе не использован. Вышло примерно также, как в романах Роберта Шекли «Первая жертва» и «Охотник-жертва» — читателю сообщают многое о вселенной книги, но не совсем понятно, для чего, какая именно идея была в этом заложена и какой следует вывод.

Слабым местом «Корабликов» является главный злодей, Полоз, вышедший довольно неубедительным. Слишком много всего он на себя берёт: гениальный изобретатель, гениальный хормейстер, вместе с тем — садист и убийца. Такие детали, как парик, страшные и ужасные орудия пыток и казни, горбун в качестве слуги делают его образ опереточным. А философия, которой он оправдывает своё существование, получилась какой-то несуразной, что не добавляет Полозу убедительности. Я всё время сравнивал его с другим злодеем — Кантором из «Заставы на Якорном поле». Кантор не был садистом и убийцей, не изобретал никаких адских машин, выглядел обычно (даже преувеличенно обычно), но все его поступки говорили о том, какое это исчадие ада. Опять же, Кантор органично вписывался в мир «Заставы на Якорном поле», в настроение и атмосферу, а Полоз за счёт упомянутой опереточности несколько выбивается из серьёзного тона «Корабликов».

Остальные персонажи романа получились удачными. Особенно стоит отметить главных героев, и развитие их отношений. Немного досадно, что остальным персонажам досталось не так много авторского внимания, мне кажется, рассказать о них было что.

Сюжет книги довольно сумбурный, но интересный. Единственным по-настоящему слабым местом является сюрреалистичная концовка, дисгармонирующая со всем остальным содержанием.

В целом «Кораблики» — хорошая книга, но, пожалуй, вымученная.

Оценка : 7
«Застава на Якорном поле»
–  [ 10 ]  +

Яр Родин, 10 января 2019 г. в 23:15

Я склонен воспринимать «Великий Кристалл» как единое произведение, а не как цикл: уж слишком многочисленны и тесны взаимосвязи между событиями и персонажами. Однако «Застава на Якорном поле» имеет для меня особое значение. Сложно передать словами ту щемящую горечь, остающуюся после прочтения этой повести.

Начать стоит с главного героя. Жизнь многих протагонистов у Владислава Крапивина, как детей, так и взрослых, нельзя назвать лёгкой, однако, как позволяет мне судить мой читательский опыт, на долю Ёжики выпали самые тяжёлые испытания. Чтобы выдержать их, он проявил огромную находчивость и стойкость, невзирая на все нанесённые ему душевные травмы. Возможно, порой Ёжики чрезмерно упрям (упрямство — это вообще часто встречающаяся черта характера крапивинских мальчиков), но этот недостаток делает героя более живым, потому как в жизни нет людей без недостатков. Нельзя не упомянуть доброту и отзывчивость Ёжики, никогда он не думает только о себе, что видно по его недолгой дружбе с разумным кристалликом Яшкой и совсем скоротечному знакомству с Гусёнком. Быть может, приведённый мной набор качеств в чём-то и типичен, но главное здесь то, в каких условиях они проявляются.

Особо хочу отметить и злодея повести, Кантора. О, как сильно я ненавидел это притворно-ласковое чудовище, когда читал! Конечно, это ребячество, но оно свидетельствует о том, насколько убедительно удался антагонист. Вообще, Кантор кажется мне едва ли не лучшим злодеем, встреченным в книгах Командора (опять же, насколько я могу судить, исходя из не очень большого количества прочитанных книг Крапивина).

Сюжет «Заставы на Якорном поле» содержит немало экскурсов в прошлое — эта особенность повествования так или иначе присутствует во всех повестях, составляющих «Великий Кристалл». Данную повесть отличает особый спектр чувств, смесь горя на грани отчаяния и в то же время негаснущей надежды, ожидания чуда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец повести, хотя и счастливый, содержит в себе боль, не спешащую утихать даже тогда, когда всё уже позади. Эта боль дополнена образом встречного поезда, который сам по себе оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Как я написал выше, после прочтения «Заставы на Якорном поле» горчит ещё довольно долго.

Мир, в котором происходит действие повести, описан без подробностей. Автор сообщает читателям небольшое количество деталей и черт, позволяющих получить точное преставления о реалиях, в которых происходит действие. Это заметно отличает «Заставу на Якорном поле» от предыдущей повести цикла, «Гуси-гуси, га-га-га», где о мире и его истории было рассказано много.

Хоть я и не хочу рассматривать повести цикла «Великий Кристалл» по отдельности, повесть «Застава на Якорном поле» не выделить не смог. Пожалуй, всё же определю её как любимую в цикле.

Оценка : 10
«Рейс "Ориона"»
–  [ 10 ]  +

gamarus, 26 декабря 2018 г. в 19:36

Прочитал я тут на днях книгу, в которой из-за деспотии отца, ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. И такая на меня депрессия накатила, что хоть волком вой.

Срочно нужно было лекарство. И сборник «Рейс «Ориона», попавшийся мне на глаза, вылечил меня практически мгновенно.

Самая ранняя проза Владислава Петровича, практически его дипломная работа и первая изданная книжка. Если вы хотите понять, насколько гениален Крапивин, обязательно ознакомьтесь с этим сборником. Рассказы буквально на одну-две странички, но настолько ёмкие, объёмные и впечатляюще эмоциональные, что читая, захватывает дух.

Небольшие этюды из жизни обыкновенных мальчишек. Конечно они не герои, просто пацаны с соседнего двора. Но почему же, знакомясь с ними, сердце наполняется гордостью? То ли какой-то родительской, взрослой гордостью, то ли причастностью к тому времени, к тем ребятам и их мечтам... Не знаю.

О чём рассказы. Конечно о самом главном, что может быть в жизни мальчишек. Во-первых, конечно же, о дружбе. О дружбе разной: в самых трогательных и забавных её проявлениях. Протянуть руку в нужный момент и когда этого уже не ждёшь, промолчать, когда это необходимо, быть преданным даже не человеку, а самой дружбе. Тому чувству, которому крапивинских мальчишек никто не учил, но которое рождалось само по себе, то ли изнутри, подчиняясь какой-то природной логике, то ли снисходящего на них из космоса вместе с падающими метеоритами далёких созвездий. И это тоже, наверное, тайна.

Такие рассказы, например, как «Снежная обсерватория» или «Самый младший» в двух словах могут поведать о дружбе больше, чем самые толстые книги по психологии.

Кроме этого, ребят всегда заботило «спасение мира». Пусть это будет спасение совсем маленького, дворового масштаба. Но это столь же важно, а может быть и главнее чем самые глобальные проблемы взрослых. Повесить фонарь в степи, что бы служил маяком, разобрать плот на переправу для машин через лужу, помочь бригаде студентов спасти строй материалы от дождя или просто флажками — маркерами для мин в игре «Зарница» — оградить подснежники, чтоб не затоптали — все это простые ежедневные поступки, которыми мальчишки даже хвалиться-то не будут. Но сколько в этих поступках добра, света и чести они, возможно, узнают только спустя годы, да и то, если к ним в руки попадёт одна из книг Владислава Петровича Крапивина и напомнит о самом главном в нашей жизни.

Оценка : 9
«Стальной волосок» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

parkenson, 13 декабря 2018 г. в 17:18

Наверное я стал старым) Вернее конечно вырос, но произведения написанные командором очень люблю. Все детство на них прошло. Многие произведения реально читал по 10 раз. И во взрослом возрасте читал и перечитывал. Но с этой трилогией не задалось как то у меня и все. Вернее «Бриг» прочитался на ура, а остальное... Ну не знаю. Уже простят меня фанаты Владислава Петровича. Как то все уже совсем слащавое что ли. Не настоящее. Отношения между ребятами нереальные. Ну я не против может это сказка конечно для ребят, а тут взрослый дядька судит. Но я тоже был маленьким и помню что такое мальчишеская дружба, симпатии к девочке и другие ребячьи чувства. Вообщем не понравилось совсем. «Гваделорка» меньше всего. «Бабочка на штанге» чуток лучше мне показалось, но все равно дочитывал лишь бы дочитать. Вроде сделан не большой здвиг к фантастике, но все не понятно, что, почему и зачем. Ни одного читателя ни хочу обидеть, но мне не зашла совсем...

«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 8 ]  +

LadyL, 10 декабря 2018 г. в 07:38

В подростковом возрасте, когда обычно и читаются книги Крапивина, я умудрилась проскочить его, позже, относилась к его книгам как к детским и для чтения не рассматривала. Но вот, благодаря рекомендациям Фантлаба и моим единомышленникам, я взялась за первую свою повесть Владислава Крапивина. Взялась и сразу отметила, что герой-то взрослый человек, обрадовалась, что видимо не все его книги для подростков. Ну, повесть мое первое мнение подкорректировала. Детей там хватает и конечно же они бедные и несчастные, их необходимо спасать и они главное сокровище государства, но государство этого не понимает. Вообщем в этом плане книга оказалась предсказуемой. Вообще, я бы сказала, что она оказалась ожидаемой. Однако это не плохо, хотя и никакой интриги по сути и нет.

Что же мы имеем? Героя-обывателя в благополучном, но несколько странном мире, который вдруг, волею обстоятельств или шутки оказывается выдернут из привычной жизни и поставлен в противовес государству, который узнает, что нет никакой справедливости в его мире, что вообще он, по сути, и не жил. И тут этот мягкотелый обыватель и эгоист постепенно проходит метаморфоз в героя-революционера. Ну и эгоизм его постепенно переходит в самопожертвование и стремление спасти всех, кого может. Таким образом мы имеем несколько линий: Корнелия с его развитием, государства с его машинной справедливостью/несправедливостью (тут уже конечно есть намек на загнивающее благополучие капитализма, не берусь судить о правдивости и ложности этой мысли, так как везде есть достоинства и недостатки), революционная подоплека, когда один в поле воин и в праве решать за всех остальных, ну просто потому, что его обидели и он осознал высшую правду, а другие все такие же невежды. Есть тут и мечта о светлом месте, где все живут по совести и несчастных нет, а главное нет ненужных детей. Хотя, справедливости ради, надо сказать есть в повести и мысль о том, что вправе ли кто-то решать за всех и вмешиваться в жизнь мира, государства ради своих представлений о лучшем мире(демократии?), есть и мысль о том, что везде свои недостатки и единого решения нет, но очень робкая, мягкая, в виде спора двух ученых -аналитиков. Конечно же достаточно много детства, в виде воспоминаний героя и показан контрастом мир, где дети жестоки, где они могут травить слабых или робких, и мир детей сплотившихся перед угрозой и заботящихся друг о друге.

Вообщем, тут все намешано, и научная фантастика, и гуманистическая, и детская литература, и легкий налет антиутопии.

Что мне понравилось: быстрое и динамичное развитие сюжета, его некоторые повороты, не влияющие на общий итог, но раскрывающие героя, помогающие ему до конца измениться и делающие повествование интереснее. Скучать не пришлось. Нет долгого предисловия, события начинаются сразу и предыстория постепенно, по мере необходимости, появляется в сюжете в виде воспоминаний Корнелия. Конечно же понравилась гуманистическая направленность книги. Очень интересная научно-фантастическая составляющая повести.

Что не понравилось: постоянное акцентирование и повторение этой сказки/считалки/игры/молитвы. На мой взгляд, это несколько засоряет сюжет, так и хочется сказать автору, что я уже поняла, что это важная фраза и по этому Вы взяли её заглавием. Кому как, а меня начало раздражать.

До сих пор не могу решить, понравился ли мне или нет этот максимализм и черно-белое изложение идей.

Как итог. В целом книга хорошая, добрая, интересная, но читать надо в свое время, я уже для нее слишком взрослая и не готова воспринимать идеи без споров, а ко многим отношусь даже скептически. Буду ли я дальше читать Крапивина? Пока не знаю. В ближайшее время скорее нет, чем да.

Оценка : 8
«Мальчик и ящерка»
–  [ 9 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 21:11

Апофеоз «Голубятни...» (всего романа) — масса эффектных концовок «долгоиграющих» сюжетных зигзагов, маленьких открытий и поразительных откровений, вроде «...так это же значит, что...» или «...ах, вот почему...».

Это не говоря о том, что книга — как структурная часть романа — фактически представляет собой законченное, цельное произведение: и тематически, и идейно, и — если так можно выразиться — «антуражно».

Крапивин создал ни с чем не сравнимый мир «параллельной реальности детства», который всегда рядом, и в который — никогда не поздно «смотаться в гости».

При желании

Оценка : 10
«Праздник лета в Старогорске»
–  [ 12 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 20:33

Удивительно тонкое, непередаваемо достоверное по сумме факторов восприятия, попадание в тему «мир детства — как параллельная реальность миру взрослых». Это не литература в обычном смысле слова — это некое мистическое словесное отражение того процесса «вживания» в эту параллельную реальность, которое представляет собой скорее что-то вроде инструкции или методики: «...расслабься, представь себе — вот пустырь, рельсы, вот рассвет затеплился...», и — хоп, ты уже там, тебе от силы 12 лет, ты видишь мир глазами ребёнка, и — самое главное — понимаешь, чем этот мир так разительно отличается от того угловатого, перегруженного условностями и непонятно зачем вообще существующего пространства-времени с именем «мир взрослых.

Короче, это надо читать. На словах — оно как-то коряво и не очень похоже.

Но вот что возмутило до жути — так это беззастенчивое воровство Голливуда. Помните «Люди в чёрном»? «Галактика на поясе Ориона» — помните? «...Галактика — лучший источник субатомной энергии в космосе. Если она достанется жукам, всем Аркиллийцам крышка...». Все сперли — полностью и подчистую: идею, суть возможной реализации и т.п. Крапивин придумал эту «искорку» за 15 лет до фильма, а они — такие-сякие нехорошие люди — даже не упомянули авторство! Да... дай им бог здоровья, что с них, убогих, взять.

Этот пример — всего лишь для того, чтобы ещё раз подтвердить простую и очевидную мысль: книга — гениальное произведение, Шедевр мирового уровня.

Без преувеличений

Оценка : 10
«Голубятня в Орехове»
–  [ 16 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 00:33

Не один раз слышал, что, мол, «Голубятня...» — вещь хорошая, но для детей, а Крапивин — автор, безусловно, хороший, но — «возрастной». Не могу согласиться. Первый раз прочёл в 26, перечитал — в 56. Впечатления — ярче и сильнее. Может до сих пор не повзрослел просто?

Хотя... — нет, не в этом дело. Многое из того, что раньше воспринималось просто как яркая тайна-загадка-образ, через тридцать лет «обросло» значимыми логическими аспектами, некими «коммуникационными точками» осознания внутреннего смысла. Полагаю, дело просто в том, что «Голубятня...» — гениальная книга, шедевр мирового уровня, который — намного глубже, чем кажется на первый взгляд.

Такое бывает. В литературе — это не такая уж и редкость

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 16 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 00:13

Самое яркое литературное впечатление юности. Невероятный, невозможный, абсолютно неожиданный жанр — фантастическая сказка. И не совсем, как бы, фантастика (как уже привык ее воспринимать), и не очень, чтобы, сказка. Да что там «не очень» — вообще ни разу не сказка.

Короче — культурный шок. Да, это будет, наверное, самая точная характеристика.

В чем конкретно «фокус» — до сих пор не понимаю. Самое приемлемое определение, которое приходит на ум — «Откровение». Но... это же, как минимум, кощунство некое, такими словами не бросаются, вне зависимости от эмоциональной окраски восприятия. А, вот... — нет другого слова, и все.

Такое чувство, что не новую некую информацию воспринимаешь, а... вспоминаешь, что ли. И то, что остаётся в душе — намного больше, чем эти чёрные строчки на белой бумаге.

НАМНОГО больше

Оценка : 10
«Застава на Якорном поле»
–  [ 1 ]  +

DarkDragon, 15 ноября 2018 г. в 17:29

На мой взгляд лучшая повесть из цикла «В глубине Великого Кристалла».

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 19 октября 2018 г. в 19:37

В какой-то степени эта повесть именно то, из чего впоследствии и выросла «Голубятня...». Во всяком случае это первое произведение автора, в котором Крапивин столкнул своих героев, обыкновенных советских подростков, с какой-то странной, уродливой, неправильной жизнью в антураже необыкновенного, полусказочного, невозможного. А для нас, тех, кто с жадностью читал эту вещицу в далеком 1981, это было ещё и одно из первых окошек в чудесный мир странного, волшебного, неизведанного.

С высоты сегодняшнего дня и доступных любому читателю всех богатств мировой фантастики видно, что повесть, в отличии от «Голубятни...» предназначена в первую очередь для подростков, да и вообще больше смахивает на хорошую умную современную сказку, чем на что-то более серьёзное (ну скажите на милость, какой современный десятилетний мальчуган согласится отправиться неизвестно куда избавлять страну от ужасного чудовища? :)).

Но при всём при этом читается повесть и сегодня просто прекрасно: действие увлекательнейшее, текст лёгкий, а герои ровно такие, какими мы хотим их видеть. Ну а чудесного и таинственного в этой книжке столько, что самому привередливому читателю мало не покажется.

Оценка : 8
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 12 ]  +

Katik140878, 13 октября 2018 г. в 22:48

Из детства осталось смутное воспоминание о совершенно непохожей на другие, изумительной книге «Голубятня на желтой поляне». И когда мне было лет тридцать мы встретились снова. И первый раз в жизни взрослое восприятие книги ничем не перечеркнуло детское. Я читала её несколько раз и могу сказать- нельзя, невозможно лучше Крапивина объяснить, что такое дружба и каким надо быть человеком!

Оценка : 10
«Застава на Якорном поле»
–  [ 2 ]  +

Pastor, 02 сентября 2018 г. в 13:04

Интересно, трогательно, хорошо прописаны детали. Ежики шикарен, как и мир Крапивинского Полуострова. Есть один момент, за который я и поставил 7 баллов вместо девяти-десяти. Сейчас спойлер будет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё таки, если под другим углом взглянуть на Ёжики, возможно вся история это его вымысел, приведший к суициду. И случилось это из-за сильнейшего стресса вызванного кончиной матери.

Оценка : 7
«Выстрел с монитора»
–  [ 3 ]  +

Pastor, 02 сентября 2018 г. в 12:54

Замечательная, яркая книга. В ней как-будто ожили мечты моего детства, о военном корабле тихонько плывущем по узкой речке, о героическом мальчике, о жизни и отношениях. Очень достойно, хотя книга скорее для юношества. Читается легко. Рекомендую.

Оценка : 9
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 1 ]  +

Pastor, 02 сентября 2018 г. в 11:27

Прослушал в аудио формате (да простят меня почитатели печатного слова) мы ехали в авто и наслаждались книгой. Добрая, светлая, немного предсказуемая, но тем не менее отличная книга!!!

Оценка : 8
«Голубятня в Орехове»
–  [ 4 ]  +

muravied, 18 июля 2018 г. в 19:09

Давно эта книга висела у меня в «рекомендациях» и вот недавно решил прикупить. Думал буду сыну перед сном читать, типа сказка-приключение. Но моему 9-летнему сыну показалось не очень интересно и сложновато, а я как-то втянулся. Хотя этот приём автора, когда он меняет местами первую и вторую главу чутка подбешивает. При чём такой фокус он вытворяет три раза за роман. Что я хочу сказать после прочтения... Я ожидал подростковую фантастику типа как у Хайнлайна, а получил этакую триллер-фантасмагорию, аки кошмарный ностальгический сон космонавта во время его долгой вахты. Мне до сих пор кажется, что все эти события просто приснились Яру. Вторую и третью серию пока не читал, но первая не то чтобы понравилась, она скорее впечатлила и запомнилась. Многое осталось непонятым. Многое не объяснили. Но тягучая мрачная атмосфера удалась.

Оценка : 8
«Крик петуха»
–  [ 12 ]  +

kerigma, 15 июля 2018 г. в 19:57

По моим ощущениям, эта книга — апофигей идеи «крапивинских мальчиков». Именно в ней дети из разных миров собираются вместе у таинственной башни, знакомятся, жарят картошку на костре, ходят строем и скандируют речевки (зачеркнуто). Повесть состоит из переплетающихся историй мальчиков (и даже пары девочек) из разных миров, которых сводят вместе путешествия по граням Великого Кристалла.

В отличие от предыдущих вещей, что я у Крапивина читала, эта — какая-то очень милая и беззубая. Миры в основном уютные, дети очень симпатичные, и даже когда они редко вздорят, это все в формате «кто самый хороший и добрый». Можно только позавидовать родителям таких сознательных и благовоспитанных отпрысков. Несмотря на то, что для своих путешествий детки убегают из дома, не сказав старшим, куда пошли, это все равно «в соседний двор», как-то совсем не страшно.

Короче, много милых детей и их взаимоотношения. Тоже такие милые и правильные, что аж зубы ломит. Мушкетерская дружба и преданность, само собой. Я не говорю, что так не бывает — бывает, но жизнь состоит совсем не только из этого.

Чего нет в повести, так это сюжета, увы. Если не считать сюжетом то, что сошлись у одной таинственной Башни детки из разных миров. В самом конце мы что-то похожее на сюжет получаем — когда нападают на отца Вити, но для всей повести это как-то мелковато.

Традиционное противостояние между хорошими детьми, небольшой группой доброжелательно настроенных, но индифферентных взрослых и остальным взрослым миром зловредных агрессоров (воплощенных в уланах из Западной Федерации, которые преследуют детей как-то очень необоснованно) выглядит слегка ненатурально. Хотя в повести и противостояния-то этого немного — она скорее про такие легкие и нестрашные мальчишеские походы и приключения.

Повесть очень уютная, но более «агрессивные» вещи у Крапивина куда интересней.

Оценка : 6
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 15 ]  +

kerigma, 09 июля 2018 г. в 21:58

Еще один роман Крапивина, который напомнил мне Стругацких для подростков – на этот раз «Хищные вещи века», конечно. Благоустроенный мир Западной Федерации, такой хрестомайтиный загнивающий капитализм, все люди с вшитыми в младенчестве индексами, которые заменяют все документы и деньги, а также позволяют государству следить за каждым их шагом. И странная система «машинного правосудия», выписывающая за любые нарушения одно наказание – смертную казнь, но с разным процентом вероятности. Наказание, таким образом, превращается в общегосударственную лотерею.

Систему ломает на этот раз не пришелец извне, а совершенно хрестоматийный ее обыватель – немолодой скучный мужчина, ведущий совершенно пустую жизнь и проводящий свой досуг с теликом и алкоголем, образцовый средний класс и столп этого общества. Стоит ему испытать на себе действие машины правосудия – и выясняется, что справедливостью там и не пахнет, а стоит оказаться исключенным из привычной системы «индексов» — и можно очень быстро дойти до революционных настроений и действий.

Редкий случай у Крапивина, видимо, когда главным героем является взрослый человек. Впрочем, детей там тоже хватает, и дети это странные – не обычные стандартно-хорошие «крапивинские мальчики» (хотя есть и пара таких). Честно говоря, странные и не слишком счастливые дети кажутся более интересными.

Удивительно быстро и легко происходит во взрослом герое эта перемена – от добропорядочного члена общества до главы местного подполья. Откуда-то берутся силы, смелость и активность, которых в прежней, благополучной жизни у него совсем не наблюдалось. Нет, я не верю, что жизнь заставит – у человека изменился характер полностью, не образ мыслей даже, а сама личность. Выглядит это немного странно: на родную дочь герой плевать хотел (утешаясь тем, что она на него тоже и у нее все хорошо, но это достоверно неизвестно), а с чужими детьми неожиданно начал носиться и спасать их, всем рискуя. Это очень похвально, но не очень достоверно.

Оставив этот момент с сомнительной трансформацией героя – отличный цельный сюжет развала зловредной государственной системы, который начался с одного рекламного менеджера и стайки приютских детей. Хотела было сказать, что раз система так быстро развалилась, то вряд ли она была такой всеобъемлющей и серьезной, как представляется в романе, но потом вспомнила СССР и теперь уже не знаю, что сказать.

Оценка : 8
«Мальчик со шпагой»
–  [ 23 ]  +

StasKr, 16 июня 2018 г. в 07:51

В целом книга не понравилась. Во-первых, она сильно устарела. По повестям Крапивина прекрасно изучать быт и психологию стабильного и спокойного позднесоветского общества, когда казалось, что все основные проблемы уже решены, а будущем нас ждёт только борьба хорошего с лучшим. В процессе чтения описанные в «Мальчике со шпагой» события ярко контрастируют с реалиями сегодняшнего дня. Например, сейчас просто невозможно представить, чтобы директор лагеря отпустил доверенного ему ребёнка с незнакомым человеком. Да его же просто сожрёт (и, между прочим, правильно сделает) прокуратура, собственное начальство и возмущённая общественность. А здесь всем на всё плевать: подумаешь уезжает мальчик с незнакомым мужниной неизвестно куда!

Во-вторых, не понравились герои. Слишком уж они истеричны и невротичны. Злые языки говорят, что обострённое чувство справедливости является одним из признаков душевной болезни и прочитав данную трилогию я склонен с ними согласиться. Такой максимализм как у Серёжи Каховского или руководителя клуба «Эспада» вреден и неконструктивен, однако автор всячески его оправдывает и раз за разом загоняет героев романа в маловероятные ситуации морального выбора. Может быть Крапивин в середине семидесятых и полагал, что именно такими и должны быть настоящие мальчишки однако я крайне удивлюсь, если главный герой с таким характером и воспитанием смог бы дожить до тридцати лет.

И зря Крапивин добавил в роман политическую составляющую. Да, история Альенде трагична, а то что творил режим Пиночета было тогда политической новостью № 1. Но сейчас вряд ли найдётся ребёнок 10 – 12 лет который не просто знает что-то о тех событиях, но и поймёт тот контекст, которым автор насытил третью повесть. Злободневность хороша для журналистики, а для художественной литературы это самый верный способ отсечь от себя будущие поколения читателей.

Однако не недостатки и разочарование от «Мальчика со шпагой» заставили меня написать этот отзыв. За клавиатуру меня загнали обвинения героев в сектантстве и гомосексуализме. Что угодно можно сказать в адрес этих мальчишек, но заподозрить их в однополых увлечениях – это всё же за гранью здравого смысла. Во-первых, тема любви мальчика к девочке в романе присутствует, так что за ориентацию как минимум одного участника клуба «Эспада» мы точно можем быть спокойны. Во-вторых, возраст «мушкетёров» колеблется от второго до шестого класса (самые старшие эспадовцы учатся в седьмом классе, но они мелькают только на периферии текста) и он как-то не предполагает поголовного интереса к противоположному полу даже в наше время. Что уж говорить о семидесятых годах двадцатого века, когда были написаны эти повести!

Что касается обвинения в сектантстве, то отзыв этого лаборанта настолько пропитан злобой и ядом, что поневоле начинаешь подозревать, что его самого когда-то выгнали из подобной компании за какой-то проступок. Уж слишком личностные нотки звучат в его отзыве и слишком пристрастны обвинения, хотя, конечно, такие невротики как главный герой романа, могут после крушения прежних жизненных идеалов оказаться в какой-нибудь секте, которая даст им новый смысл жизни.

Итог: то ли я стал слишком стар, чтобы такие книги могли достучаться до моего сердца, то ли сам роман Крапивина безнадёжно устарел. Подозреваю, что необычайно высокий средний балл произведения связан не столько с объективными достоинствами романа, сколько с детскими/подростковыми впечатлениями лаборантов, которые прочитали эту книгу в гораздо более молодом возрасте чем я.

Оценка : 6
«Застава на Якорном поле»
–  [ 10 ]  +

feel it still, 14 июня 2018 г. в 11:30

Знакомство с Крапивиным началось для меня с этой книги, поэтому у меня к ней особенное чувство. Трогательная история разлучённого с мамой мальчика, суперспособности главного героя, параллельные вселенные и непреодолимые, казалось бы, препятствия — может ли ребёнок не влюбиться в это всё! Футуристический мир, сквозь который просвечивает одуванчиковое поле, идеально подходит для маленького человека на пороге взросления.

Прочитала за один присест, как иначе, и сразу же перечитала.

Оценка : 9
«Лётчик для особых поручений»
–  [ 6 ]  +

zdraste, 09 мая 2018 г. в 07:58

Это добрая, светлая, приключенческая сказка, и хоть написана она в 1973 году, все равно складывается ощущение, что это прототип современных книжек фэнтези-бродилок, что в таком обильном количестве на книжном рынке. Тут все есть, и рояли в кустах, и главному герою дается все просто, и девочка на заднем фоне в антураже. Идет он, на неведомых тропинках, туда, не знаю куда, но знает зачем, кто читал, тот поймет. Идёт, плывет, летит, едет, дорога насыщенная дорожно-транспортными средствами.

В процессе чтения, думаешь, а она того стоит? Машка-ромашка, в смысле, а не дорога.

И как хорошо же, что в конце Алешка понял, кто ему друг, а кто просто так, мимо проходящий персонаж, не стоящий затраченных усилий. С другой стороны, нам не показана позиция кривоногого принца, ну не виноват же он в самом деле, что уродился с кривыми ногами. Алешка, сплевывающий при виде черного кота, тоже не ангел, а нормальный мальчишка.

Есть в деталях особая достоверность, к примеру описание запаха сырости, нафталина и кошатины, при входе в дом к старой костюмерше, с прогнившими фетровыми шляпами, волны набегающие, трава под ногами, усталость от дороги, восторг от вида миниатюрного кораблика. Атмосферно и смешно с маленькой грустной нотой.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 9 ]  +

podnatal, 06 мая 2018 г. в 13:41

Столько слышала об этой книге, но не смогла дочитать, и где-то после 3/4 прочитала последнюю главу, чтобы окончательно убедиться, что это бред. Попав на другую планету, Главный герой Космолетчик!!! живет, работает на какой-то местной аппаратуре, пивко попивает и радуется жизни, и только когда его друг-мальчик не хочет с ним встречаться, понимает, что тут нечисто и надо разобраться, как устроен этот мир, надо начать задавать вопросы...А пока друг с ним время проводил всё было ок, и как устроено общество и другие загадки его не тревожили сильно, главное дружить с этим необыкновенным мальчишкой! Конечно тут пишут, что надо в детстве читать книгу, но есть книги интересные и в 6-12лет и в 26, тоже про дружбу и где с логикой всё нормально, и конец есть понятный. Солнечный котенок — Лукьяненко рекомендую.

Оценка : 3

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 16 17 18 19 20   (+10)»



⇑ Наверх