fantlab ru

Роберт Шекли «Цивилизация статуса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
2914
Моя оценка:
-

подробнее

Цивилизация статуса

The Status Civilization

Другие названия: Omega!; Тоже цивилизация; Статус-цивилизация

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 241
Аннотация:

Люди будущего. Кем они станут? Куда занесут их столь обычные для всей человеческой породы пороки, предрассудки и лихая жажда наживы? Многие писатели уже размышляли на эту тему, перебирая огромное количество повторяющихся вариантов и набивая оскомину у читателей. Но только не Роберт Шекли! Его сюжеты и образы всегда ярки, оригинальны и остроумны, а фантазия поистине безгранична.

© duke
Другая аннотация:

Книга интересна не только информацией, написанной в строках, но и тем, что содержится между строк.

Производство и активация новой партии клонов путем внедрения стартовых воспоминаний о прошлом, связанных с легендой о причинах перемещения в новый мир. Очень интересная концепция воспитательного процесса. Вторая часть — описание «обратной связи». Удастся ли восстановить утраченный мир, располагая лишь тенью воспоминаний?


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Перевод Ю. Руфина представляет собой слегка отредактированный перевод В. Фёдорова и И. Лифшиц.


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1988'4», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'5», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'6», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'7», 1988 г.

— журнал «Знание-сила 1988'8», 1988 г.

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/2. Американская фантастическая проза», 1990 г.

— антологию «Долина проклятий», 1991 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— журнал «Сокол 1 (5), 1992», 1992 г.

— антологию «Survive, or Die!», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Паломничество на Землю
2024 г.

Издания:

Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Долина проклятий
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Носитель инфекции
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 3
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Цивилизация статуса. Тигр! Тигр!
1996 г.
Корпорация «Бессмертие»
1997 г.
Корпорация
1999 г.
Цивилизация статуса. Повести. Рассказы
2000 г.
Координаты чудес
2003 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Цивилизация статуса
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Паломничество на Землю
2021 г.

Периодика:

«Знание-сила» 4/88
1988 г.
«Знание-сила» 5/88
1988 г.
«Знание-сила» 6/88
1988 г.
«Знание-сила» 7/88
1988 г.
«Знание-сила» 8/88
1988 г.
Сокол 1 (5), 1992
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Хождение Джоэниса
2018 г.

Аудиокниги:

Цивилизация статуса
2010 г.
Фантастика и приключения
2012 г.
Цивилизация статуса
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Gli orrori di Omega
1983 г.
(итальянский)
The Status Civilization
1986 г.
(английский)
Злочинна цивілізація. Координати чудес
1991 г.
(украинский)
Корпорация „Безсмъртие“. Цивилизация на статуса
2011 г.
(болгарский)
Status cywilizacji
2019 г.
(польский)
Цивілізація статусу
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зачем ты купила эти серьги. ты же не любишь побрякушки?»,- спросила я недавно у своей знакомой, которая в очередной раз мучилась от безденежья. Ответ не порадовал: «Ты что! В отделе у всех есть. Хочешь, чтобы подумали, что я нуждаюсь?».

Это к чему это я? Вспомнился вдруг один из самых сильных социальных романов в истории НФ — «Цивилизация статуса». Это же сколько лет уже прошло с 1960 года, когда великий Шекли живописал эту чудную нашу черту, доставшуюся нам от наших обязьяноподобных предков и с тех пор трепетно сохраняемую: определить свой статус в человеческой стае и ревностно его поддерживать. Эволюция не дала нам ярких перьев, пушистых хвостов или развесистых рогов/ впрочем, последние — у кого как/. И наши мозги тут же изобрели новые способы, чтобы найти себе теплое и сытое место и обзавестись четкими статусными маяками. В одном случае это будут мобильники, квартиры, машины, дорогие побрякушки, в другом — пистолеты и яды, в третьем — униформа и властные полномочия, но, как правило, не образование или мозги.

По Шекли цивилизация преступников — аморальна и жестока с ее убийствами и лозунгом «Выживает сильнейший», но и с виду мирная и благополучная цивилизация обывателей — не менее аморальна и жестока, со своим тотальным контролем за умами граждан и подавлением малейшей инициативы и самостоятельности. На самом деле они мало отличимы по своей сущности: в основе лежит все тоже определение статуса, только немного разными методами.

И таковой будет любая цивилизация, где материальное стало более значимым, чем духовное. Вчитайтесь : как узнаваемы в романе разговоры обывателей о своем статусе и их сытое удовлетворение достигнутым результатом. Прислушайтесь, и Вы услышите эти напевы вокруг Вас на работе, на улице, с экранов телевизоров и со страниц книг. Ну и теперь, после всего сказанного: а Ваш статус какой?

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Цивилизация статуса» — моё наилюбимейшее произведение из ряда фантастических книг. Но странное дело, до сих пор то обилие чувств и впечатлений, которые оно вызывает у меня при очередном прочтении, никак не могли уложиться в систематизированном порядке в отзыв. Навряд ли он и сейчас получится достаточно внятным и стройным, но всё же я должен посредством этих строк хоть частично сбросить то невероятное смешение чувств, восторженных ахов и вздохов, которые неизменно переполняют меня, когда я вспоминаю и снова переживаю все приключения Уилла Баррента. Полный набор невероятных событий, сменяющих друг друга с калейдоскопической скоростью, не даёт оторваться от этой чудесной книги ни на минуту. Бывают у меня случаи, когда со временем отношение к прочитанному и оценка ему меняются, но этот роман из того ряда, для представителей которого оценка «10» останется навсегда единственно верной. Да, сейчас взгляд всё чаще останавливается на каких-то огрехах, недосказанностях, провисаниях сюжетных линий, — это всё в «Цивилизации…» присутствует, если говорить откровенно, — но «старая любовь не ржавеет».

Роберт Шекли представил 50 лет назад взору читателя большое количество всеразличных идей и мотивов, где-то может быть спорных, где-то невозможных, где-то пророческих, и неизменно при всём этом – интересных и искромётных. Говоря словами Руди Рюкера из предисловия к одной из книг Пола Ди Филиппо, роман «состряпан из деликатесов воображения, модных интеллектуальных заморочек». Одни идеи – те, что уже были ранее озвучены писателями-фантастами — Шекли эксплуатировал и чаще всего без какого-либо развития и самобытности, например, мутантов, способных к пси-контакту и извлечению из чужого мозга нужной информации. Равно как и сама идея планеты-тюрьмы, включение в сюжет этих скреннеров не ново, и другие писатели-«воображатели» вероятно подавали их более правдоподобно или информативно, но и в «Цивилизации статуса» всё это на своём законном месте. А взять дихотомию Добра и Зла, эту извечную философскую и даже теологическую задачку: сколько про это писали, думали и спорили, но и здесь Шекли «одел» её в свою «одежду», прибавив по своему обыкновению к серьёзности обсуждения изрядную долю иронии. Характеристики Добра и Зла в устах каждой из противовесных сторон звучат практически одними и теми же словами и выглядит это на бумаге весьма забавно («…где-то я уже это слышал, — подумал Баррент).

Некоторые другие сюжетные ходы Шекли позаимствовал у самого себя, из более ранних произведений: например, Охота на Дичь уже использовалась в «Седьмой жертве», а бои на Арене, Игры напоминаю те, что мы видели уже в «Премии за риск» и прочих историях. Но и в этотм романе они смотрятся вполне органично.

Да, недостатки романа хорошо известны. По большому счёту, история подана поверхностно, «по верхам», Шекли не особо углублялся в некоторые сюжетные линии, иные и вовсе забрасывал. Так, по-моему, вполне ожидаемой представлялась мне love-story между Баррентом и Моэрой, но Мастер ограничил их отношения неделей на Озере Облаков. Идея с классами и статусами отличная, но в итоге дальше объяснения в начале книги Квестором некоторых моментов и правил поведения не пошла. Баррент лихо пронёсся по классам почти к самой вершине положения в омегианском обществе, перескакивая через ступени, но каких-то интересных подробностей Шекли нам не выдал. Также лично мне слишком уж утрированной показалась подача факта, что на Омеге «антирелигиозность» и «нерасположенность к наркотикам» это страшные преступления, которые сурово наказываются. Понятно, что на планете-тюрьме главенствует очень простой и жестокий закон: «будь преступникам, веди себя аморально, убивай – и будешь жить, и жить хорошо», но акцент поставлен слишком гротескно.

Философия романа также проста в применении – многовековая стабильность, однообразие, отсутствие конкуренции и высоких стремлений ведёт в тупик навстречу застою. Неразвивающаяся цивилизация, которая варится, по сути, в собственном соку, медленно, но верно умирает и спасти её может лишь внешнее «хирургическое» вмешательство. Так же, как в животном мире необходим баланс между хищниками и травоядными жертвами, особые пропорции, так и омегианский уклад жизни (и смерти) неизбежно должен соседствовать с земным укладом. Антиутопия-Омега и Утопия-Земля неразделимы.

Ещё мне подумалось, что ярковыраженная классовость и статусность на Омеге далеко не выдумка Шекли. Он лишь донельзя утрировал эту особенность человеческой натуры. Всё это есть в нашей жизни, как в прошлом, так и в настоящем, и уж наверняка в будущем. Так, мне почему-то вспомнились российские молодые 90-е годы: разве малиновые пиджаки, бритые затылки, «ролексы», кожаные куртки это не признаки некой классовости? Примеров можно привести массу, хоть из новейшей истории, хоть из викторианской Англии, хоть с Дикого Запада, а Шекли только показал слегка искажённое отражение в зеркале.

«Цивилизация статуса» — прекрасный образец приключенческо-философской книги. Динамичное, бурное течение сюжета увлекает в самую гущу событий, а вопросы идеологических столкновений дают пищу для размышлений на разные темы: так ли совершенен этот мир, как может мы улучшить его, как достичь равновесия между Добром и Злом и многих других. Рекомендации к прочтению этого потрясного романа, думаю, излишни – в любом возрасте и настроении, и даже в любом … статусе эта увлекательная история не оставит равнодушным никого.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравился роман. Он замечательный, но такой короткий, что прочитывается практически за одно мгновение – именно столько протекает времени за время чтения – мгновение. Роман производит впечатление и сейчас, спустя 60 лет, несмотря на то, что столько находок, невообразимых миров, интересных героев родилось за многие годы разными писателями. Несомненно, он один из запоминающихся.

Конечно, при ближайшем рассмотрении можно заметить огрехи, нестыковки, некоторую недосказанность, но на этом не хочется заострять внимание, всё это проходит мимо, благодаря стройному сюжету, лёгкости изложения, напряжённым моментам, точным фразам, которые не дают расплыться истории, а чётко концентрируют внимание на сюжете. Стремительным вихрем проносится перед глазами невероятная история Уилла Барента.

Мир Омеги произвёл сильное впечатление. Мир, в котором всё порочное, аморальное и греховное для нормального человека, возведено в ранг узаконенного и привычного, где всё подчинено убийству, всё от него отталкивается, где вся жизнь строится только вокруг убийства и наркотиков, где неподчинение этим правилам считается преступлением и жестоко карается – такой мир не поддаётся пониманию и восприятию. И в этом мире Уилл Барент, у которого нет укоренившейся жажды убийства, выделяется очень ярко. Он не может противиться своему внутреннему миру даже под воздействием неизбежных обстоятельств. Его образ революционера по случайности несколько идеализирован, как будто он создан из граней разных личностей, которые могли всё изменить. Его невероятная способность выживания и где-то даже везучесть, приводит, в конце концов, к тому, что он стал первым и пока единственным, кому удалось сделать, казалось бы невозможное. Но для него это не конец и не начало, а продолжение – продолжение неизбежное. Открытие Уиллом ещё одной крайности – его родного реального мира с тотальным контролем над разумом и поведением каждого жителя Земли. И эта борьба с самим собой в финале – очень красочная, напряжённая, жёсткая – отличное решение для итога истории.

Земля и Омега – две совершенно разные и далекие друг от друга планеты, на которых властвуют две противоположности – добро и зло. Но Автору удалось показать, что они, тем не менее, очень похожи – достаточно вспомнить проповеди священников, которые находясь в разных обществах и на огромном расстоянии, пропагандируют одно и то же. И это удивительно, что ценности, преподносимые служителями церкви, приемлемы и в жестоком, уничтожающем мире Омеги и в добром и равноправном, таком райском мире Земли. Но в итоге, всё же, понятно, что оба варианта развития этих планет приводят в тупик – в одном мире это моральное разложение и неизбежное самоистребление, а в другом – деградация и саморазрушение.

Роман классный, с хорошо поданными интересными идеями, очень динамичный, отлично передающий две полярные крайности миров, развитие которых в отдельности не является идеальным.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется нескоро на фантастическом горизонте появятся авторы уровня Роберта Шекли. И как бы не расхваливали писателей «новой волны» научной фантастики- Роберта Уилсона, Уоттса или же Питера Гамильтона, но до уровня великих фантастов двадцатого века им ой как далеко, а хвалебные оды, которые им сейчас поют основываются все-таки по принципу «на безрыбье и рак рыба».

Роман «Цивилизация статуса» является для меня любимейшим произведением в творчестве Роберта Шекли. В нем гармонично сочетаются динамичный сюжет и прекрасные свежие идеи.

Планета Омега, одна из планет отдаленных от Земли. Население Омеги состоит исключительно из людей , нарушивших законы на Земле. Это общество, в котором преступления не только прощаются, но и поощраются; общество в котором уклонение от правил судится единственно по степени успеха.Это своего рода криминальное общество с абсолютными законами, предназначенными для нарушения.

Именно в такое общество попадает Уилл Баррент совершивший убийство на Земле и сосланный на Омегу в город Тетрахид, где средняя продолжительность жизни составляет не более трех лет. Все преступники попадающие на Омегу частично или полностью лишаются памяти. Все факты говорят за то, что Уилл Баррент преступник и убийца. Но тогда у него должна быть предрасположенность к убийству, а она у него напрочь отсутствует. Так шаг за шагом, начинается раскручиваться ниточка, и скоро мы узнаем, что не Уилл является убийцей. А если не он, то кто тогда и кому было выгодно чтобы он исчез с Земли? Об этом мы узнаем при прочтении этого шикарного произведения.

Персонажи у Шекли получились выше всяческих похвал. Друзья нашего героя-маленький вор Джо и служащий Дэнис Фоэрен, они хоть и редко встречаются, но прописаны очень хорошо. Очень интересным получился персонаж Свена Эйлана-начальника Группы Два,настоящего лидера и человека при помощи которого возможен побег на Землю. Ну и конечно же очаровательная и загадочная Моэра с появления которой в этом романе и начинаются настоящие приключения!

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении данного романа сожаление возникло только по причине того, что он закончился.

Шекли в романе «Цивилизация статуса» изобразил сразу два разных типа антиутопического общества будущего. Причём оба эти типа общества настолько необычны и противоестественны, что главный герой, человек со стёртой памятью (а вместе с ним и мы), не перестаёт удивляться, знакомясь с устройством общества сначала на планете-тюрьме Омеге, а затем и на Земле. Однако, подобные невероятные, в чём-то несуразные модели построения общества возникли не на пустом месте. Где гарантия, что в будущем нас не ждёт что-то подобное?

Очень оригинальное произведение. Многие считают, что Роберту Шекли плохо удавалась крупная форма и не всегда получалась интересная концовка. Но это не тот случай. Это классика социальной научной фантастики.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги кажется простой: обыкновенная приключенческая фантастика с предсказуемым сюжетом. Но вторая часть, и особенно концовка, меня удивила своей непредсказуемостью, интересным взглядом на развитие нашей цивилизации, и мощной идеей. Роберт Шекли, на мой взгляд, описал именно то будущее Земли, которое нас ожидает (не во всем, конечно, но во многом).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эта цитата тому доказательство:

«Наши энергия и способности уходят на никчемные цели; личность замкнулась на себе. Мы мастерим старинную мебель в соответствии с рангом и статусом, а тем временем нас тщетно ждут неисследованые планеты. Мы давно кончили развиваться.»

Книга очень интересна, и заставляет задуматься о том, что нас ждет, а для хорошей научной фантастики это самое главное. Уверена, что в будущем еще не раз вернусь к этой замечательной книге.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное общество каждый представляет себе по-своему — обыватели, ведущие травоядное существование, мечтают о товарном изобилии по низкой цене, о стабильности и сытом покое. В то же время активные, пассионарные личности, знающие вкус к свободе, превыше всего ставят понятие чести, возможность реализовать себя, кровью и потом проложить себе путь к месту под солнцем, их идеал — неравенство, мир, где каждый получит своё в зависимости от личностных качеств. В «Цивилизации статуса» автор дает нам возможность посмотреть со стороны на общество, построенное руками преступников — сначала оно покажется диким и нереальным, но если убрать весь гротеск, то придет узнавание нашей реальности, которая для представителя иной цивилизации покажется не менее абсурдной и дикой, чем социум Омеги.

Само явление преступности напрямую вытекает из врожденной тяги человека к богатству, власти и славе, которых хочется достичь кратчайшим путем. В нашем мире решающее значение имеет статус индивида, принадлежность его к той или иной обособленной группе. Чтобы не ходить далеко, достаточно вспомнить российское тюремное сообщество, живущее по понятиям — там есть чётко выделенные касты, жестко регламентированные традиции и ритуалы, предусматривающие передвижение человека вверх или вниз по иерархической пирамиде. Любое замкнутое мужское общество — это проверка человека на прочность, когда начав с самых низов ты пытаешься подняться как можно выше, завоевав уважение и признание окружающих. Внешним выражением статуса могут быть наколки, как на зоне, или количество звёзд на армейских погонах — это не важно, главное, что каждый из нас от природы заряжен на конкурентную борьбу, на естественный отбор — хотим мы этого или нет, но каждому придется занять свое место в социальной пирамиде.

Р. Шекли удалось создать наиболее достоверный концепт преступной цивилизации в вакууме, ведь что ни говори, а за решеткой порядки строятся не на пустом месте, во многом они копируют то, что существует на воле, только в более острой, рельефной форме. Права никогда не давались даром, но всегда брались и ни у кого не спрашивались — чем отличается первобытный вождь в бусах из вулканического стекла, забивший дубиной из берцовой кости всех своих конкурентов, от современного банкира в салоне «Порше» — только тем, что банкир вместо берцовой кости пользуется услугами профессиональных киллеров. Стремление к статусу не зависит от возраста — даже в школе, в детском саду дети меряются айфонами, приставками, планшетами, создавая собственную иерархию, где выделяются альфы, беты и омеги. Статус родителя распространяется на ребенка, одаряя его необходимым стартовым капиталом для скорейшего достижения вершин в обществе неравных возможностей.

Возвращаясь непосредственно к роману, хотелось бы сказать пару слов о сюжете. Главный герой Уилл Браннер, обвиненный на Земле в преднамеренном убийстве, попадает на тюремную планету Омега в единственный здесь город Тетрахид. Чтобы выжить в новых условиях, ему предстоит приложить все свои силы и умения. Общество Омеги делится на строго очерченные классы, начиная с бесправных пеонов и далее, до свободных граждан и привилегированных каст. Общество строится на принципе «человек человеку — волк», социальные лифты жестко привязаны к убийствам — если хочешь поднять статус нужно убивать и самому оставаться в живых. Тем не менее, анархии не наблюдается — действует строгий Закон, защищающий интересы верхушки и провозглашающий государство высшей ценностью — знакомая ситуация, не правда ли? Знание закона — привилегия избранных, а умение грамотно его обходить, избегая ответственности, поощряется и ценится выше законопослушного поведения. Такое чувство, что у автора где-то был припрятан хрустальный шар, в котором он прозревал наше настоящее и особо яркие моменты брал на карандаш.

Местная религия прославляет зло и является разновидностью сатанизма, но риторика проповедников и стремление к финансовой выгоде до боли напоминает крупнейшую религиозную корпорацию наших дней. Употребление наркотиков приветствуется, ведь доходы идут в казну государства — вспомним наши табачные и алкогольные акцизы. Интересна идея с магазином снов, который позволяет вернуть утраченные воспоминания о Земле — сразу приходит на ум известнейший рассказ Ф.К. Дика «Мы вам всё припомним», который был написан позже романа Шекли. Четкая связь имеется с циклом «Жертва» — на Омеге регулярно проводится Охота, правда Жертва здесь находится в гораздо более сложных условиях, чем Охотники. Также упоминаются местные Игры, напоминающие состязания гладиаторов в римском Колизее — эту идею автор изрядно разовьет и украсит в романе «Первая жертва», где подробно описываются Сатурналии, завершающие очередной сезон Охоты.

Внимательный читатель обязательно заметит наличие в Тетрахиде квартала мутантов, учитывая отсутствие упоминаний об источниках радиации на Омеге, возникают определенные подозрения по поводу того, как эта категория оказалась среди ссыльных уголовников. Любовная линия в романе намечена, но развития не получила, хотя загадочная незнакомка, которая явно знает гораздо больше, чем хочет показать, имеется в наличии. Боевые сцены прописаны ярко, но поверхностно, им явно не хватает драматизма. Также напрягает, что главный герой стреляет из иглолучевика не хуже, чем Робин Гуд из лука, хотя весь его практический опыт основан на занятиях в местном тире — вряд ли за несколько недель, или пусть даже месяцев, можно приобрести такие навыки. Роману серьезно не хватает объема — автор просто фонтанирует интересными идеями, но до конца их не раскрывает, возможно сказывается то, что это только второе произведение крупной формы в его творческом багаже.

Само название планеты-тюрьмы также прозрачно намекает, что если есть омега, то где то обязательно существует альфа. Добро и зло, свет и тьма, конец и начало — эти понятия, несмотря на диаметральную противоположность, не могут существовать друг без друга — дуалистическое мировоззрение вообще свойственно творчеству Р. Шекли. Особое внимание стоит обратить на детективную линию, которая до поры до времени кажется вторичной, но в итоге раскрывается великолепно. О финале стоит сказать особо — за это можно с легкостью простить отмеченные ранее недочеты — концовка выполнена в фирменном шеклиевском стиле и способна нехило перевернуть сознание читателя. Подобно японской пагоде финал имеет несколько ярусов, завершая историю как на макро- так и на микроуровне. Считаю этот роман одной из вершин творчества мастера, особенно интересен он будет читателям неравнодушным к утопиям и антиутопиям, но немного подуставшим от классических сюжетных схем Оруэлла и Хаксли.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор умело изображает два мира: Землю, на которой царит порядок и послушание, и планету Омегу, на которую ссылают преступников. Омега – последняя буква греческого алфавита. Возможно, потому так названа планета – на ней находят последнее пристанище сосланные. На Омеге разрешены убийства, они даже возведены в некие ритуалы. На ней сосуществуют несколько каст, и если ты выживешь, то имеешь возможность поднять свой статус. Вот только нашему герою нужно больше. Он пытается вспомнить – действительно ли он совершил убийство, и если нет, то кто и почему на него донёс. В конце мы обязательно узнаем ответ. Вот только обрадует ли он героя?

В маленький объем произведения Шекли сумел вместить немало проблем нашего общества. Он изобразил две планеты – две крайности. Ни тот, ни другой режим жизни не подходят для цивилизованного общества, но и тот, и другой возможны, если люди будут безмолвной корящейся толпой. Это своего рода предупреждение нам. Не верить слепо системе, не терять своей индивидуальности, не превращаться в ведомого, чтобы в конце не увидеть в зеркале то, что увидел главный герой.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с простого. Приличный текст, динамический сюжет со всеми элементами фантастического боевика, полностью отсутствуют натуралистические сцены убийств, за что большой плюс, напряжение, не позволяющее читать страницы наискосок, трудно оторваться, ибо нельзя предсказать, что предложит автор на следующей странице, потом будешь жалеть и т.д. Чувствуется рука мастера, литературная часть очень даже удачная. Хотя роялей в кустах было предостаточно.

Вторая часть сложнее. Автор рисует два утопических общества, две крайние противоположности, которые вызывают отторжение у нормального читателя. При этом всех мучает вопрос, а возможно ли вообще такое? А Вы взгляните за окно, цивилизация статуса в самом разгаре. Как мне говорил один следователь, с придыханием «Неприкасаемые». А по телевизору бежит строка: Завтра члены Правительства будут встречаться с народом, по записи. Вспомним: «Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи, Здесь первые на последних похожи И не меньше последних устали, быть может, Быть скованными одной цепью, Связанными одной целью.» Цивилизация не меняется с 1960 года, но закат всё ближе!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой переход от чтения рассказов Шекли к его романам был настороженный. Не всегда романисты пишут ярко как рассказчики и наоборот. Приятно удивлен качеством романа. В нем весь Шекли неповторимый. Чтобы выделил из придумок Шекли? Это воспитание телепатически детей роботами или ИИ и внесением в их сознание Правила доноса на самого себя, если считаешь себя как-то причастным к мысли (только мысли) к преступлению. Потом доносительство на самого себя -суд на самим же собой -заключение самого себя в тюрьму и высылку на другую планету -тюрьму на верную гибель. Ужасно! Страшно! Антиутопия! Что-то похожее и творится сейчас в некоторых странах мира.

В остальном же классный боевик-детектив с интригами -загадками. Наивысший балл!! Шедевр!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичная и оригинальная книга, читать которую — одно удовольствие. Я уже полюбила Шекли за его лёгкий язык, изобилирующий юмором. Над несколькими моментами я искренне посмеялась, хотя никогда не замечала за собой особой смешливости.

Цивилизация Статуса — это неплохой пример захватывающего и интересного романа с элементами антиутопии. Одна из действительно годных крупных работ у Шекли, а так же отличный образец социальной фантастики.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шекли в очередной раз показывает инь и ян, Альфу и Омегу (да, вот ирония-то) ЛЮБОЙ цивилизации. Земля и Омега не очень похожи, но понять, какая из двух ипостасей цивилизованного мира боле аморальна, читатель решает сам. Проблема тоталитарного контроля тоже, полагаю, никого равнодушным не оставит. Вот и вышла социалка... В далеком уже 1960-ом году. А как будто вчера написано...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Те, кто находит недостатки этого произведения не поняли суть жанра — это не столько художественный фантастический роман, требующий подробную прорисовку героев, сколько футурологическое произведение, социальная утопия-прогноз. В этом плане произведение такое каким и должно быть — дополнительные штрихи и прорисовки героев уже будут лишними и отодвинут заложенную идею на второй план.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С подросткового возраста перечитываю этот роман (хотя, на мой взгляд, это скорее повесть). И еще буду перечитывать. Живой язык, отличная идея, юмор — в общем, фирменный набор от Шекли!

Идея важности статуса для человека использована Шекли отлично. Стремление «иметь статус» в нашей культурной крови, неважно, преступники мы или мирные граждане. А как обыграно слово «статус»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на планете преступников слово обозначает место в социальной иерархии, а на Земле — стабильный и неизменный социальный порядок. Вроде бы мелочь, но какая! И в этом весь Шекли: подобные жемчужины просто разбросаны по всему тексту.

На мой взгляд, немного слабовата концовка, но снизить на балл оценку просто рука не поднимается.

10 из 10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающее и весьма динамичное произведение.

Ощущение, что вначале был создан рассказ-идея. Отличный, прекрасно продуманный — для рассказа. А потом его старательно, но наспех превратили в роман. Отсюда передоз действиями и явная нехватка информации о мире и людях. Его надо бы еще растянуть, но не наскоро. Концовка ни к черту. Зато неожиданная.

Ни одна личность нормально не раскрыта. Отношения между людьми вообще нигде не описывались. Зато не нудно.

Наш супермен-ГГ, никогда на самом деле не убивавший, нисколько не переживает, совершив свое первое убийство, пусть и в целях самообороны. А вот узнав, что на Земле он убил — так расстраивается!

То, что всегда меня бесит — «вумные» слова, не обремененные смыслом: «трансцендентальный фрейдизм». По одиночке нормальные «вумные слова», но вместе — краказябра.

Забавно, что в лучшем санатории Омеги правила поведения вполне нормальные.

Очень понравилось, что Омега и Земля (а она обычно Альфа), являясь двумя крайностями, обе смертницы. Вот только Омега еще агонизирует (только потому, что ее население регулярно и щедро пополянют, и кто-то периодически выбивается из шаблона), а Альфа давно мертва. Потому что главное свойство живого — это способность изменяться. На самом деле добро — это оптимум, а зло — обе крайности. Единство противоположностей, а Шеркли — классик :wink:

Пока горю — максимальный балл, а потом, скорее всего, снизится.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх