В конце апреля в "Раскольникове" (СПб., Апраксин переулок, дом 11) прошла жаркая дискуссия о будущем журналов фантастики — с участием коммерческого директора журнала "Если" Александра Кривцова, издателя и главного редактора альманаха "Полдень" писателя Николая Романецкого и независимого эксперта, настоящего журналиста Антона Мухина (известного так же как автор романа "Князь Механический" — под псевдонимом). Речь, как не трудно догадаться, шла не столько о творческой составляющей "нишевых" периодических изданий, сколько о перспективах их выживания на российском рынке. Ведущий задавал довольно жесткие вопросы, участники отвечали искренне, сказали много интересного. До чего договорились — смотрите на видео.
Официальный анонс: Несколько лет назад почти одновременно закрылось два из трех российских журналов фантастики: «Полдень, XXI век» (СПб) и «Если» (Москва). Сегодня они вновь выходят в свет – но в новом формате. 2 апреля 2016 года на площадке проекта «РаскольниковЪ» (Апраксин переулок, дом 11) коммерческий директор журнала «Если» Александр Кривцов и главный редактор альманаха «Полдень» Николай Романецкий поговорили о том, насколько успешно идет освоение новых ниш, каковы планы на будущее, в чем принципиальное отличие «нишевых» журналов от остальной периодики и как это влияет на их маркетинг. В качестве эксперта по тенденциям развития СМИ выступил журналист Антон Мухин, постоянный обозреватель журнала «Город 812», лауреат премии «Золотое перо», не чуждый и фантастическому жанру.
Вчера после [опускаю эпитеты] "Интерпресскона" немножко поработали на Петербургской книжной ярмарке ДК им. Крупской. А железная женщина, секретарь и главный мотор нашего конкурса, успела написать официальный пост-релиз:
цитата
8 мая на Книжной ярмарке ДК им. Крупской состоялось подведение итогов конкурса литературно-критических статей и рецензий на книги фантастического жанра «Фанткритик».
Премия «Фанткритик» вручается уже двенадцатый год, неизменно привлекая внимание тех, кто ценит фантастический жанр и работает в сфере литературной критики и публицистики. И профессионалы, и новички из разных городов России и ближнего зарубежья присылают свои рецензии и статьи, которые поступают на рассмотрение весьма строгого жюри. Члены жюри — известные писатели, журналисты, критики — рассматривают тексты, не имея представления об их авторстве, поэтому итоговые оценки максимально объективны, а суждения о конкурсных работах нелицеприятны.
В 2016 году в Оргкомитет поступило 66 работ из 16 городов России, а также из Украины и Эстонии. Впервые очень хорошо был представлен Санкт-Петербург — обычно не слишком активные питерские литераторы прислали 18 текстов. 15 работ поступило от москвичей и жителей Московской области, деятельное участие приняли соискатели из Иваново, Омска, Уфы, Киева, Харькова. Географию конкурса дополнили Вологда, Нижний Новгород, Набережные Челны, Оренбург, Пермь, Феодосия, Ярославль, Днепропетровск и Таллин.
Из всех этих очень интересных и разнообразных работ Оргкомитет был вынужден отобрать десяток рецензий и шесть статей, который сформировали короткий список премии. Любопытно, что самой популярной книгой среди соискателей премии в этом году стал роман Марии Галиной «Автохтоны»: пять рецензентов решили высказаться по его поводу, и четыре из этих рецензий вошли в короткий список. Как заметил член жюри Роман Арбитман, «тот факт, что четверо финалистов выбрали не самый простой роман Марии Галиной, свидетельствует о том, что господа рецензенты не ищут легких путей, а замахиваются на большее».
В жюри в этом году, кроме уже упомянутого Романа Арбитмана, вошли: Дмитрий Вересов, Василий Владимирский, Андрей Щербак-Жуков. Председателем жюри по традиции стал патриарх петербургской фантастики Андрей Дмитриевич Балабуха, без которого «Фанткритик» уже трудно себе представить.
Финальное мероприятие «Фанткритика» проходило на Книжной ярмарке ДК им. Крупской в гостиной Союза книжников «Слово». Для тех участников, кто не смог приехать в Петербург, была организована интернет-трансляция. Ведь центральным событием конкурса является обсуждение конкурсных работ, которое порой вызывает неоднозначную реакцию участников. Так, один из конкурсантов, известный журналист Константин Фрумкин довольно эмоционально высказался о предпочтениях жюри, более высоко оценивающего литературные достоинства статей и рецензий, а не их философское содержание.
Впрочем, у жюри «Фанткритика» свои критерии оценки, и в соответствии с ними места распределились следующим образом:
В номинации «Литературно-критическая статья» вручается только один приз — за первое место — и лауреатом стала Александра Подопригора (Уфа) за текст «Мир, который построил Йен».
Всем победителям вручаются дипломы, памятные знаки и денежные призы: за I место лауреаты получили 15000, за II и III — 9000 и 7000 соответственно. Все работы, вошедшие в короткий список, отмечены памятными дипломами.
Газета «ExLibris НГ», являющаяся информационным партнером конкурса, отметила три текста, которые будут опубликованы в газете. Помимо работ лауреатов Андрея Бударова и Романа Демидова, публикации признана достойной рецензия вошедшая в короткий список, но не получившая призового места: №64 «Dance, dance, dance» (Майкл Суэнвик Танцы с медведями. М.: Эксмо, 2015), автор — Сергей Масляков, Санкт-Петербург.
Несколько позже свой приз вручит и «Книжный Клуб Фантастика» — за лучшую рецензию, на книгу, выпущенную этим издательством.
Напоминаем, что конкурс проводится попечением Книжной ярмарки ДК имени Крупской — первой в России крупной негосударственной книгораспространительской структуры. Возникнув почти сразу же со свободным книжным рынком, Ярмарка вот уже более двадцати лет остается одним из важнейших книготорговых центров Северо-Западного региона России. Фантастика всегда была отдельной, очень важной темой для Книжной ярмарки. Здесь проводились встречи с российскими писателями-фантастами, сюда приезжали именитые гости — Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Лоис Буджолд, Пол Андерсон. Поэтому организация и поддержание конкурса рецензий на книги, написанные в жанре фантастики, для Книжной ярмарки является одним из приоритетных направлений культуртрегерской деятельности.
К новому переизданию Иэна (Йена?) Бэнкса в издательства "Азбука" стоит, пожалуй, стоит вспомнить об одной из лучших его фантастических книг — и о том, как катастрофически ей не повезло в другом издательстве...
Война в небесах
Иен Бэнкс. Несущественная деталь: Роман. / Iain M. Banks. Surface Detail, 2010. Пер. с англ. Г.Крылова. — М.: Эксмо, 2014. — 800 с. — (Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры). Тир. 3000. — ISBN 978-5-699-76195-1.
Ни одна технология не существует в вакууме: каждая влияет на культуру, искусство, политику, на моральные нормы, бог знает на что еще. Казалось бы, сохранение цифровых копий личностей умерших — цель в высшей степени гуманная. Но в галактике, населенной тысячами разумных видов, и она может стать поводом для жестокой взаимоистребительной войны...
Смерть — это только начало. По крайней мере для представителей высокоразвитой цивилизации, которая научилась оцифровывать личность и хранить уникальный слепок души в искусственной виртуальной среде. Для тех, кому по силам вдохнуть жизнь в давнюю мечту любой расы о персональном бессмертии, гибель реального, физического тела — еще не конец света. Но там, где существует концепция «жизни после жизни», почти неизбежно возникает и идея посмертного воздаяния. Идея Ада. Так что смерть, повторюсь, только начало — начало череды изощренных пыток, стотысячной доли которых не вынес бы живой человек из плоти и крови. Могущественная пангалактическая цивилизация, известная как Культура, разумеется, входит в альянс, который сражается за закрытие этого грандиозного концлагеря. Точнее, всех и всяческих Адов, широко разбросанных по галактике. Пока война ведется по строго оговоренным правилам, исключительно в виртуальном пространстве — но грозит вот-вот выплеснуться в Реал. Для Культуры, ее союзников и противников, это дело принципа. Сотни тысяч, а то и миллионы разумных существ неизбежно погибнут — но с точки зрения душ, томящихся в цифровой Преисподней, игра стоит свеч...
Роман «Несущественная деталь» — предпоследняя книга Йена М.Бэнкса о Культуре. И, пожалуй, одна из самых изысканных — во всяком случае, по замыслу. Сложная, многослойная, запутанная конструкция, переплетение сюжетных линий, конфликтов и драм. Бэнкс дает сеанс одновременной игры на досках разного масштаба, от нано- до макро-, с равной скрупулезностью и фантазией описывает целые цивилизации и скромные локации, события, кардинально изменившие жизнь героев, и незначительные проходные эпизоды, сны и виртуальные имитации, воспаряет к небесам на борту беспилотников и в буквальном смысле спускается в Ад. Плюс тьма философских, этических, мировоззренческих нюансов, культурных традиций и религиозных взглядов, связанных с концепцией «жизни после жизни» — их автор тоже не обходит стороной. При этом каждая деталь (да-да, в том числе несущественная) занимает в этой мозаике свое строго отведенное место. Как в случае с масштабной скульптурой-инсталляцией: чтобы понять, зачем Бэнксу понадобились весь этот мусор, вам надо будет найти «точку сборки», охватить взглядом всю картину в целом. Ну, как минимум, добраться до финала, который переворачивает историю с ног на голову.
К сожалению, русскоязычным любителям фантастики придется напрячь воображение до предела, чтобы оценить эту книгу по достоинству. Менее фанатичный читатель вряд ли осилит больше десятка страниц. «Несущественная деталь» вышла в серии «Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры». Бог с ним, что «бестселлер» по определению — «книга, которая продается массовым тиражом». Но от серии, в названии которой фигурирует это слово, ждешь как минимум бережного, внимательного отношения к переводу. Увы: переводчик Крылов совсем не дружит с русским языком, а приличного редактора для этой книги издатели, похоже, подобрать так и не сумели. Текст безобразен чуть менее чем полностью, изобилует невнятицей и чудовищными перлами: «молодая доктор ничего не ответила», «пряча свою неспособность и дальше напускать на себя беззаботный юмор», «длинна этих форм раза в два превышала ширину и имела цилиндрическую конфигурацию»... Как там было в «Осеннем марафоне»: «Коза кричала нечеловеческим голосом»? Еще одна беда — ограниченный словарный запас переводчика, что ведет к бесконечным повторам: «дом был давно опоясан коммуникационными башнями, которые не были видны из дома» и т.д., и т.п., до бесконечности. Понятно, что для большинства издателей фантастика — третьесортное чтиво, к работе над такими книгами нет смысла привлекать первосортных профессионалов, для сельской местности сойдет. Но ради Йена Бэнкса, по совести говоря, могли бы и расстараться: чай не последний лох, без малого классик англо-американской литературы конца XX-начала XXI века.
«Несущественная деталь» — роскошный полифоничный роман, изобретательный и мудрый, но безнадежно изуродованный переводчиком. Единственная надежда на новый перевод — но это лет через пять-десять, не раньше.
Книг, конечно, до дури, как обычно — не успеваю читать. И все же заглянул тут в свой список "на будущее" и в который раз с печалью увидел растущий "хвост" из книжек, которые кто-то когда-то анонсировал — но теперь уже вряд ли издаст:
— Сергей Кузнецов, «Живые и взрослые. По ту сторону» («АСТ»)
— Тим Скоренко, «Эверест» («Снежный Ком»)
— Пэт Кэдиган, «Цифровой дервиш» («Астрель»)
— Пэт Кэдиган, «Искусники» («Астрель»)
— Джон Ширли, «Биошок» («Эксмо»)
— Майкл Суэнвик, «The Best of Michael Swanwick 2» («Азбука-Аттикус»)
— Антология «Стимпанк» («Лениздат»)
— Нил Стивенсон, «Мать Земля и материнская плата» («АСТ»)
— Богдан Зырянов. «Американская история ужасов. Ужасная история успеха» («АСТ»)
Что-то переведено, что-то даже сверстано или продается "в электронке", но вероятность увидеть книги стремится к нулю... Ёк, возможно кирдык.
В шорт-лист вошло шесть статей и десять рецензий. К сожалению, ни запоздалый манифест "цветной волны", ни обличение продажного Гелприна в финал не вышли. А жаль — они забавные. Есть над чем похихикать.
Подведение итогов "Фанткритика" и вручение премий состоится 8 мая на Книжной ярмарке ДК им. Крупской, по адресу проспект Обуховской обороны, дом 105. Начало в 14:00. Ждем всех заинтересованных!
Для участников конвента "Интерпресскон" будет отдельный транспорт, обращаться ко мне.