Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 марта 2020 г. 12:11

Хвастаюсь, да...

КРИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Автор, название, издательство

1. Бескаравайный Станислав. Зеркало ужаса. // Полдень — 2019 — № 14.

2. Владимирский Василий. Сопряжённые миры. — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2018 (по факту 2019.

3. Галина Мария. Hyperfiction. — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2018 (по факту 2019).

4. Галь Нора. Мама маленького принца. Неизвестный архив Норы Галь. (Составитель Кузьмина Э.). — М.: АСТ, 2019.

5. Караев Николай. Человек-мультивселенная. 80 историй к 80-летию Майкла Муркока. // Мир фантастики. — 2019 — №12.

6. Олди Генри Лайон. Развод по-фантастически. // Мир фантастики. — 2019 — № 6. (То же: Сборник материалов Петербургской фантастической ассамблеи 2018. — СПб.: Фантассамблея, 2019).

7. Первушин Антон. 12 мифов о советской фантастике. — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2019.

8. Фрумкин Константин. Святой Грааль для инженеров. — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2019.

9. Шикарев Сергей. Координаты фантастики. — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2019.

10. Шлыков Валерий. Философствующая фантастика: от Стругацких до «Матрицы». — СПб.: АураИнфо&Группа МИД, 2019."

Что показалось интересным в этом списке: а) Не так просто попасть туда отдельным статьям — всего три из десяти, б) "СПб.: АураИнфо&Группа МИД" — друзья критиков...


Статья написана 18 марта 2020 г. 11:31

Одушевление металла

Не мной было замечено, что твердая SF 50-х — сильно обедняла мотивацию человека.

Прекрасная машинерия, громадные мощности, брутальность и механистичность в одном флаконе — только зачем?

Условные подвиги и стандартные расследования — при минимуме спектра переживаний. Даже если брать такого пародийного персонажа, как Билл, который герой галактики, и заряжен на эмоции. Он живет в мире идеализированных (не совсем :) ) американских мечтаний 40-60-х. С антигравитационным лифтами, космическими линкорами и галактической империей. Только хреново живет. Не то, чтобы скучно — но для чего? Стать новым "Смертовичем Дрангом"?

Если говорить серьезно, то проблема эта — в формате ХХ-го века — родилась в окопах Западного фронта. Когда тебе — которого все любят! — дают в руки винтовку № 3265421, ты идешь в бой и тупо умираешь с кишками на колючей проволоке. Без личного смысла и цели — просто чтобы поддержать темп поступления людей в мясорубку. Твой внутренний мир никому не интересен. Ты можешь кричать (всем пофиг), прикидываться сумасшедшим (расстреляют), дезертировать (расстреляют). Ты умрешь. И твой единственный шанс — чтобы все вокруг встали и сказали "надоело". Но оставшиеся поднимутся лишь тогда, когда кровь неудачников вроде тебя пропитает землю...

Те, кто уцелели в той бойне — придумали экзистенциализм. Но во Второй мировой — он тоже не очень-то помог...

Все это философия.

В искусстве — проблема ощущается иначе, хотя так же остро. Во времена Жюля Верна могло показаться, что нужно просто угадывать настрой общества, прописывать симпатичных персонажей — и сопереживание в кармане. Нет. Настроение общества меняется, и там, где царил оптимизм с верой в науку — обнаруживается "черная меланхолия-1916". Нужны универсальные "антроподизиаки". Чтобы зритель не уставал от коленвалов и проводов, его надо пугать Годзиллой или превращать машины в симпатичных девушек/парней. Давать человеческий смысл индустриальному окружению.

Как это сделать?

Одной из попыток одушевить стальные шестеренки — стал "Вархаммер 40000".

Суровая индустриальность плюс мистика. Стальные щиты и необходимость правильного душевного настроя. Иначе из подпространства-варпа полезет всякая нечисть и переделает тебя в бурдюк с рогами.

Автор взялся за тему — и появился очередной фанфик.

Есть попаданка — в это самое будущее. Латынь на нуле, навыки выживания — как у недавно приехавшей в город провинциалки. Бойкая и сообразительная, но никакая не спецназовка.

Львиная доля описаний в тексте — дана через её восприятие. Это позволяет расширить аудиторию: сначала идет описание, которое понимают фанаты и которое служит началом головоломки для только приобщившихся к "вахе".

Получается хороший эффект постепенного врастания в мир, когда читатели угадывают предназначение тех или иных вещей и, самое интересное, те принципы, по которым всё там выстроено.

И основания эти — жесточайшее лимитирование информации. Ноль интернета. Мало телефонов. Плохая бумага и древние картотеки. Носителем действительно ценной информации может быть только человек, остатки человека либо же единичные компьютеры.

На этом фоне — поток дармовой энергии и широчайший доступ к материалам.

Это мир той самой проблемы избытка бумажных библиотек, которая пугала С. Лема. Физика и биология продолжают развиваться. Вот вам антигравитация, вот космические путешествия, вот фантастической прочности материалы. Вот синтетические органы и трансформация живых существ. Но как с этим разобраться, если приходиться вести бумажные конспекты?

Потому лучшим моментом техно-человеческого общения в повести — становится разговор Ольги со станционным компьютером. Древнейшая машина буквально оживает душой, при том, что разъясняется множество смутных для читателя моментов, да и героиня понимает, в какую галактических размеров передрягу она угодила.

Фоном работает локальная катастрофа, когда на одной из "баллистических станций" (переделанный астероид) — пробой нечисти, почти все мертвы. Только тяжело раненый инквизитор Криптман пытается не умереть прямо сейчас. Хорошо получилось показать, как сам того не понимая, "Крип" ведет сражение за душу попаданки, которой с одной стороны нечисть подмигивает в зеркало, а с другой, вроде как нормальный человек, пусть и болтающий на "типа французского" языке, пытается рассказать, как выжить.

Соответственно, прописывается линия "анти-романа" между двумя человеческими персонажами — когда плотской любви нет и быть не может, но доверие и стремление к единению — растет в геометрической прогрессии.

Инквизитор медленно оживает, и к финалу обретает инициативу, а попаданка — расходует свои силы, свой внутренний запас прочности, проходя несколько локальных кульминаций.

Очень вовремя появляются злодеи. Не без налета голливудщины, но вполне рационально мыслящие.

Что не понравилось — это финал.

Любой текст можно закончить дополнением совершенно иного стиля.

Эпикризом. Историческим эссе. Сухой канцелярской ведомостью.

Это своего рода рамка, которая работает эмоциональным периметром повествования — завершая сюжет, но через другое восприятие, она как бы отделяет переживания читателя внутри текста от повседневности.

Но когда происходят две такие перемены — все становится сложнее.

А если заключить картину в три или четыре рамки разного стиля — что получится? Ералаш.

Автор слишком хотел намекнуть на продолжение.

Имхо, тест следовало завершать прибытием на станцию подкреплений — все последующие объяснения относятся к сюжету большого романа. Который надо разыгрывать с новыми персонажами, проработкой их личностей и ролей.

Итого: небольшой, но удачный фанфик по "Вахе". Фанам — рекомендую. Для остальных — дело вкуса.

Где лежит — http://samlib.ru/n/nikolaew_i_i/creepy.sh...


Статья написана 13 марта 2020 г. 20:51

Иногда сериалы бывают ну очень в жилу.

Вот "Чужестранка" — медсестра их 1946-го попала в 1743-й, в канун эскапады Молодого претендента — первые серии подгадали под референдум о независимости Шотландии.

А "Королевство" — про эпидемию зомби в средневековой Корее. На экране массовое заражение, нечистоплотная борьба за власть и героическая борьба за здоровье широких народных масс. Не стали переносить премьеру, как с некоторыми фильмами — молодцы!

Понятно, что без параллелей с "Игрой престолов" или "Штаммом" — и в первом сезоне не обошлось, а во втором их педалировали до предела.

Оттоптались по теме отцеубийства и политических оснований власти.

Но что хорошо сумели показать?

— зомби почти мгновенно осознаются как биологическое оружие — их натравливают на японских оккупантов. А вот так, чтобы жизнь мёдом не казалась;

— причины "болезни" — достаточно сложны, и даже приходиться их отдельно разъяснять. Но это открывает пусть к сюжетным поворотам. Не всегда реалистичным, но "это же фэнтези" и, что более реалистично — цикл паразитов в естественных условиях действительно бывает замысловатым;

— хорошо играли со временем — прыжки на три года в прошлое и лет на десять в будущее — очень разнообразят сюжет и позволяют раскрыть эволюцию персонажей. Арки доведены до финала у всех мертвецов и у большей части живых;

— против зомби использовалась как артиллерия малого калибра, так и вполне серьезные пушки. Прикрыть продовольственный караван артогнем было очень правильной мыслью. Хотя временами боевка мелодраматическая, а не реалистическая;

— отлично показано отношение к врачам во время специфической эпидемии — все пытаются использовать зомби как джокера, всем нужны технические специалисты, но есть проблемы с их лояльностью;

— фактурно показан выбор главного героя: когда основные политические противники повержены, остается младенец, официально признаваемый наследником. Надо или убить его своей рукой, и добивать провинциальную знать, или отдать ему власть — взять и отдать трон Кореи этому плачущему свертку;

— очень хорошо показали, что Корея того времени — все-таки периферия, а вот китайские врачи, уже такого с мертвецами творить могут... Уууу... Что открывает куда более широкую дорогу для "альтернативности", чем натравливание зомби на самураев;

— сериал короткий. Каждый сезон по шесть серий, да и первый со вторым смотрятся как единое целое. Оттого хорошая динамика в развитии сюжета;

Что плохо — концовкой последней серии слишком уж откровенно канючили третий сезон. Ну и периодически выжимали досуха коллизии — когда персонаж должен поехать крышей, но умереть лишь после финального монолога и в героической позе.

Итого — зрелищный сериал, ненавязчивая реклама корейской государственности. Создатели пытались балансировать между зомби-хоррором, боевиком, исторической дорамой и реалистичными зарисовками быта (хотя где там "корейская клюква" не всегда могу сказать :) ).

П.С. Я так наивно подозреваю, что после успеха "Эпидемии" в российском кино точат ножи булатные на свой вариант "Королевства". Тем более, что были "Гордость и предубеждение и зомби". Посмотрим :) Варианты "Зомби в Зимнем дворце" и "Зомби в барской усадьбе" — кажутся мне наиболее вероятными. Если смогут корректно (!!! слово корректно все прочитали?) подверстать Первую мировую или 1917-й — этот будет бомба.


Статья написана 29 февраля 2020 г. 22:47

Тот случай, когда понимаешь, что задумка фильма неплохая — но снимать его надо было с другими актерами. Если мажору "за двадцать" — то карнавальная деревня его не спасет.

Мажору должно быть 12-14 лет. Угоняет машины, пробует алкоголь и что-то из наркотиков. Но окончательно он себя еще взрослым человеком (хоть и бесполезным) не ощущает.

Да, это приводило бы страшным сюжетным затруднениям — потому как взрослые актеры могли играть, а дети сверстника постоянно обманывать бы не смогли. Утрачивалось бы доверие зрителя. Что делать? Исхитряться. Придумать что-то. Вплоть до "эпидемии" — остались только младенцы и уже взрослые ребята с девчатами. На "кладбище" крестов натыкать. Может поймет, что руки мыть надо... Или не такой мрачный ход измыслить. Но — снизить возраст главного героя.

С подростком степень абсурда можно было бы поднять еще выше :))) И его подвиг мог быть куда более искренним...


Статья написана 29 февраля 2020 г. 10:05





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх